УДК
ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.Н. Дудинов
Статья посвящена вопросам разграничения юридических лиц на некоммерческие организации, определения критериев и признаков их разграничения.
Ключевые слова: некоммерческие организации; классификация; коммерческие организации
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации юридическим лицом является организация, имеющая либо собственное имущество, либо имущество, находящееся в ее хозяйственном ведении или оперативном управлении. Такая организация может осуществлять действия, связанные с покупкой имущественных и личных (неимущественных) прав, самостоятельно вести учет средств, расходов и т. д. [1]
Юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Главная деятельность коммерческих организаций - получение прибыли, а целью некоммерческих организаций является: не извлечение прибыли и распределение полученной прибыли между участниками, а достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Деятельность организаций каждой из этих групп, в свою очередь, осуществляется в определённых организационно-правовых формах.
Назовём некоторые организационные формы некоммерческих организаций. Среди них: общественные объединения, фонды, ассоциации и союзы, потребительские кооперативы, а также автономные некоммерческие организации и некоммерческие партнерские сообщества.
В современных условиях развития общества некоммерческие организации (НКО) давно уже стали полноправными участниками не только социально-общественной жизни, но и многих процессов хозяйственных взаимоотношений. Имея более гибкую организационную структуру, социально ориентированную стратегию управления эти общественные структуры своей деятельностью способствуют расширению структуры общественных потребностей, создают возможности для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ и услуг потребителям. НКО объединяют усилия граждан, организаций и государства, средств юридических и физических лиц для решения наиболее важных проблем человека и общества. Государство устанавливает общие нормы и правила функционирования НКО для того, чтобы поощрять их благотворительную, образовательную, научную и другую социально значимую деятельность, а конкретные миссию, уставные цели и задачи формируют сами некоммерческие организации. Состав и виды деятельности НКО крайне разнообразны и регулируется государством, учредительными документами, а также рынком [3].
Присутствие некоммерческих организаций в правовом поле, экономической жизни, в гражданском сообществе уже относительно давно воспринимается как само собой разумеющееся явление. Однако слабая информированность самих граждан страны о целях и возможностях НКО, отсутствие профессиональных знаний по гражданскому, бухгалтерскому и налоговому законодательству, а также об особенностях хозяйствования в отдельных видах НКО, не позволяют некоммерческому сектору полноценно выполнять свое предназначение - содействовать разрешению социальных противоречий, связанных с адаптацией человека к рынку.
Эксперты по НКО сходятся во мнении, что основой российских причин сдерживания развития некоммерческого сектора является отсутствие: экономической самостоятельности основной части населения; общественных и профессиональных групп, полномочных контролировать исполнение органами власти конституционных норм; эффективных рычагов воздействия на органы власти в целях принятия законов, отвечающих специфическим требованиям различных групп населения.
Классификация некоммерческих организаций по различным признакам позволяет глубже раскрыть содержание, назначение и роль этих общественных структур, выявить приоритеты деятельности государства, бизнес - сообщества, профессиональных союзов и граждан по поддержке и повышению эффективности деятельности НКО, найти решения проблем стабилизации и устойчивого
развития сообщества в целом. [4]
Названия, состав и компетенции высшего органа управления НКО различны в зависимости от организационно-правовой формы НКО. Согласно, Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, закона "О некоммерческих организациях" и ряда других федеральных законов, заложивших институциональные основы функционирования НКО, перечень организационно-правовых форм НКО является открытым. Сегодня все разнообразие организационно-правовых форм НКО включает в себя более нескольких десятков наименований. Формами собственности имущества некоммерческих организаций могут быть государственная, муниципальная, частная, общественная и смешанная (см. табл.1)
Таблица 1
Признаки типологии некоммерческих организаций
Признак Виды НКО
Организационно-правовая форма Учреждения, фонды, общественные объединения, организации и движения, религиозные организации, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства, профессиональные союзы и ассоциации, автономные некоммерческие организации, коллегии адвокатов, торгово-промышленные палаты, товарищества собственников жилья, государственные корпорации, фонды, в т.ч. негосударственные пенсионные фонды, товарные и фондовые биржи, национально-культурные автономии и др.
Форма собственности Государственная, муниципальная, частная, общественная, смешанная
Экономический способ объединения учредителей НКО, основанные на членстве (общественные организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, союзы) НКО, создающие уставный капитал (потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства) НКО, основанные на целевых (в т.ч. бюджетных) поступлениях (прочие)
Вид экономической деятельности Образование, здравоохранение, культура, наука, социальная защита, физкультура и спорт, социальная инфраструктура (ЖКХ), государственное управление, правовая защита, пенсионное обеспечение, страхование, кредитование, биржевое дело и др.
Цель деятельности Благотворительность (благотворительные фонды и др.) Профессиональная, правовая, социальная, религиозная и др. защита и поддержка (профсоюзы, партии, религиозные общины, коллегии адвокатов и др.) Выполнение профессиональных услуг в социальной сфере (университеты, школы, больницы, музеи, спортивные клубы, др.) Государственное управление Аккумулирование и распределение социальных страховых взносов (пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды, ФОМС, ФСС) Обслуживание коммерческих организаций (торгово-промышленные палаты, биржи, организации арбитражных управляющих и др.)
Система бухгалтерского учета НКО, использующие упрощенную систему БУ НКО, использующие традиционную систему БУ (журнально-ордерную, мемориально-ордерную, автоматизированную) НКО, использующие систему учёта бюджетных организаций
Состав форм годовой бухгалтерской отчетности Общественные организации, не ведущие предпринимательской деятельности Бюджетные организации ( формы бюджетной отчетности) Некоммерческие организации заполняющие формы бухгалтерской отчётности, предназначенные для коммерческих организаций
Источники финансирования Целевые поступления, в т.ч.: бюджетные ассигнования, субсидии, государственная помощь, вступительные и членские взносы, гранты, пожертвования, страховые социальные взносы и др. Доходы от коммерческой деятельности, в т.ч. выручка от продажи товаров, услуг, работ; доходы от прочей деятельности, налоговые льготы
Экономический характер деятельности Ведущие коммерческую, в т.ч. разрешенную предпринимательскую деятельность Ведущие только уставную не предпринимательскую / благотворительную деятельность
В ходе экономических реформ российские предприятия и государственные учреждения сократили объемы социальной деятельности (по некоторым видам услуг до 90 %) и освободили
рынок для некоммерческих организаций. Возможности освоить этот рынок будут зависеть не только от потребительских предпочтений членов общества, но и от тех условий, в которых будут функционировать НКО, определенных правовой базой, системой налогообложения и уровнем развития самосознания общества [5].
Согласно ФЗ о НКО можно так же классифицировать организации по общим признакам деятельности. Учреждения и автономные учреждения можно классифицировать как организации с непредусмотренным членством. Различие данных форм заключается в следующем: Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Так же к учреждениям можно отнести юридическую консультацию [2].
Кооперативы можно классифицировать как организации с предусмотренным членством. Членство учредители этой структуры получают автоматически. Они могут принимать участие в управлении, выходить из нее в любое время. Также некоммерческая организация, имеющая членство, вправе принимать в свой состав новых участников, которые могут иметь статус как физического, так и юридического лица. Различие кооперативов состоит в различие их направленной деятельности: жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов, Кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Государственная корпорация - Государственная корпорация (ГК) - организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Источниками поступления имущества в НКО являются по большей части целевые взносы и поступления от учредителей и участников в денежной и натуральной форме. У некоммерческих организаций отсутствует уставный капитал (за исключением потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств). Данное обстоятельство подтверждает цель некоммерческих организаций не распределять имущество и прибыль НКО между учредителями, а использовать их
только на уставные социально-ориентированные цели и задачи.
2. Социально- экономические функции некоммерческих организаций крайне многообразны, так как НКО функционируют в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения, государственного управления, религии, кредитования, пенсионного обеспечения, биржевой деятельности, потребительской кооперации, правой и экологической защиты и многих других.
3. В России критерием отнесения организаций к некоммерческим является цель их деятельности и организационно-правовая форма. Поэтому в состав НКО одновременно входят государственные / муниципальные учреждения, так называемые бюджетные организации и прочие негосударственные некоммерческие организации.
The article is devoted to the issues of delimitation of legal persons for commercial and non-commercial, the criteria for their differentiation, as well as the definition of non-profit organizations as subjects of civil law. The key words: non-profit organizations, civil law, commercial organizations
Список литературы
1.ГК РФ, ч. 1, статья 48. п. 1
2.Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях»
3.Тезисы выступления на гражданских слушаниях 13-15 декабря 2007 г., Санкт-Петербург, Пилипенко В.И., к.э.н., доцент
4. Ефимов А.В. Роль некоммерческих отношений в социально-экономическом устройстве общества // Некоммерческие организации в России. № 3, 2008
5. http://www.ecom-info.spb.ru/news/index.php ?id=973
Об авторе
Дудинов А. Н. - аспирант, Уфимская Государственная Академия Экономики и Сервиса,, [email protected]
тел. 8 (987) 5979057, 8(347)2505464, почтовый адрес: 450015, РБ, г. Уфа, ул. Подвойского 21
кв. 5,
APPROACHES TO THE TYPOLOGY OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS