Научная статья на тему 'Проблемы унификации организационно-правовых форм некоммерческих организаций'

Проблемы унификации организационно-правовых форм некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2017
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ФОНД / ПАРТИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ягудина Г. Г.

В статье рассмотрены экономические и юридические вопросы унификации организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы унификации организационно-правовых форм некоммерческих организаций»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Политические и экономические изменения, осуществляемые в нашей стране в последние десятилетия, явились условием возникновения новых юридических форм и понятий, к числу которых относятся и некоммерческие организации. Некоммерческие организации определяются законодательством как организации, не имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Безусловно, коммерческий сектор составляет основу экономики любого государства. Вместе с тем известно, что коммерческие организации, как правило, не работают в тех сферах, где не удается получить значительные финансовые результаты. Это относится в первую очередь к социальной сфере, сфере образования, науки, культуры, искусства, спорта, к духовной, политической сфере и т. д. Деятельность в указанных сферах в основном осуществляют некоммерческие организации.

Разнообразие видов деятельности неком -мерческих организаций весьма значительно. Некоммерческий сектор эффективно оказывает различные социальные услуги населению, занимается экологическими проблемами, защитой гражданских прав, социальной реабилитацией, организацией помощи инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, беженцам и вынужденным переселенцам. Многие некоммер-

Г. Г. ЯГУДИНА, кандидат экономических наук, доцент Бугульминский филиал Института экономики, управления и права, г. Казань

ческие организации занимаются защитой прав человека, осуществляют общественный контроль за работой государственных служб, что способствует развитию и укреплению организационных основ гражданского общества.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций не является закрытым, так как на сегодня действуют и создаются в соответствии с федеральными законами некоммерческие организации и в иных формах. Это вызвано тем, что некоммерческие организации постоянно расширяют круг сферы своей деятельности и перечень выполняемых задач, а многообразие целей порождает многообразие форм.

По мнению автора, столь широкий перечень форм неоправдан, поскольку некоторые из них имеют одинаковую правовую природу, по сути дублируют друг друга. Несмотря на то, что отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня некоммерческих организаций неоднократно подвергалось критике даже теми учеными, кто не приемлет данную ситуацию, признается, что, вероятно, ввести исчерпывающий перечень некоммерческих организаций вряд ли возможно1.

Как отмечает П. Ю. Гамольский, в настоящее время круг организационно-правовых форм не-

1 Суханов Е. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. 2002. № 5. С. 58.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

коммерческих организаций расширился настолько, что включает более 20 наименований. Установить точное число форм не представляется возможным, так как из текста некоторых законов неясно, вводится ли новая форма организации или же речь идет лишь о специфическом направлении деятельности 2.

По мнению Ю. Г. Лескова, деление юридических лиц, построенное на разных основаниях, включающих как организационно-правовые формы, так и направленность деятельности, приводит к противоречивости норм гражданского законодательства, регулирующих деятельность одного и того же вида юридического лица3.

В этой связи возникает вопрос: всегда ли логичны нормы гражданского законодательства, определяющие организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций?

Для ответа на него следует рассмотреть, в каких организационно-правовых формах и сферах деятельности создаются некоммерческие организации.

Чаще всего создаваемые некоммерческие организации имеют одну из следующих организационно-правовых форм, представленных на рисунке.

Согласно п. 5 ст. 116 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства, осуществляемое путем объединения его членами паевых взносов. Цель создания потребительского кооператива — удовлетворение материальных благ и иных потребностей участников. Таким образом, ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям, которым разре-

2 Гамопьский П. Ю., Толмасова А. К. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение и правовой статус. М.: Бухгалтерский учет. 2004. С. 7.

3 Лесков Ю. Г. Некоторые проблемы определения положе-

ния учреждений в системе юридических лиц // Юрист. 2005. № 11. С. 5.

шено не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и распределять получаемый доход между членами кооператива. Однако Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) не предусматривает в качестве некоммерческой организации потребительский кооператив. Так, правовед Е. А. Суханов считает, что возможность распределять потребительским кооперативом доходы от предпринимательской деятельности противоречит природе потребительского кооператива как некоммерческой организации4.

Экономист В. В. Ковязин придерживается мнения, что потребительский кооператив занимает некое промежуточное состояние между коммерческими и некоммерческими организациями.

Другой ученый-экономист С. В. Тычинин полагает, что любые кооперативы независимо от вида и цели деятельности не следует относить ни

4 Гражданское право: В 2 т. Т. 1: учебник / под. ред. Е. А. Суханова. М.: БЕК, 1998. С. 257.

Перечень зарегистрированных общественных объединений и политических партий России за 2009—2010 гг.

Формы общественных объединений 2009 г. 2010 г.

Общественные объединения, всего В том числе: 110 242 114 392

общественные организации 48 476 52 626

общественные движения 1 619 1 749

общественные фонды 6 338 6 657

общественные учреждения 570 612

органы общественной самодеятельности 171 179

иные виды общественных объединений 51 000 52 569

Политические партии — 7

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах — 2011 г.

коммерческим, ни к некоммерческим, поскольку они сочетают в себе признаки и тех и других5.

Дискуссии по поводу определения правовой природы кооперативов идут не только в нашей стране, эти проблемы рассматриваются и в зарубежной доктрине права. Как справедливо отмечает Г. Хансман, формальное различие между кооперативом и некоммерческой организацией состоит лишь в том, что для некоммерческой организации устанавливается запрет на распределение чистой прибыли в пользу участников, в то время как для кооператива, напротив, такая возможность прямо предусмотрена законом. Если же не стоять на сугубо формально-юридических позициях, то между некоммерческой организацией и кооперативом (не только потребительским, а вообще любым кооперативом) есть больше сходства, чем различий. Конструкция кооператива (по общему правилу) и некоммерческой организации предполагает допуск к реальному распределению дохода тех, кто участвует в деятельности юридического лица своим трудом или иным образом, но не материальными инвестициями.

При решении вопроса о том, является ли организация коммерческой или некоммерческой, нельзя исключить ответ на вопрос, какая организационноправовая форма юридического лица соответствует ей и к какому виду юридических лиц (коммерческим или некоммерческим) та или иная организационно-правовая форма отнесена законодателем. В противном случае мы будем вынуждены каждый раз при ответе на поставленный вопрос исходить из положений устава и сопоставлять их с нормами ГК РФ, предусматривающими критерии ограничения коммерческих и некоммерческих организаций (ос-

5 Тычинин С. С. Потребительская кооперация с позиций гражданского права // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 3. В 3 т. Т. 1. М., 2003. С. 90.

новная цель деятельности и порядок распределения полученной прибыли).

Цель и смысл учреждения некоммерческой организации заключаются в достижении благ, именно поэтому, по мнению автора, потребительский кооператив, предназначенный в большей степени для удовлетворения материальных потребностей его членов и обладающий, как было замечено, правом распределения прибыли между ними, не может быть рассмотрен в качестве организационно-правовой формы некоммерческих организаций. Указанная ситуация никак не вписывается в классификацию юридических лиц ни с позиций ее стройности, ни с позиций ее соответствия природе кооперативов, их сущности и месту, которое они должны занимать в экономической и социальной жизни страны.

По мнению автора, необходимо внести изменения в ГК РФ, выделив кооператив в самостоятельный параграф или раздел главы о юридических лицах, отражающие общее и особенное в создании и деятельности кооперативов разных видов, а также изменения в некоторые статьи ГК РФ, например в ст. 50.

Существующая в настоящий момент проблема классификации юридических лиц, построенная на разных основаниях: на организационно-правовых формах юридических лиц и на направленности их деятельности, отчетливо проявляется и в нормах Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ).

Число общественных объединений и политических партий, зарегистрированных в РФ на 01.01.2010, составило 114 399 тыс. Они представлены в таблице.

Как следует из таблицы, понятие «общественное объединение» включает сразу несколько организационно-правовых форм и само по себе формой юри-

дического лица не является. В соответствии со ст. 5 Закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить и юридические лица, являющиеся общественными объединениями.

По мнению некоторых правоведов, определение участника общественного объединения, данное в Законе № 82-ФЗ, достаточно расплывчато и к нему может быть отнесено любое физическое лицо и общественное объединение — юридическое лицо, не выразившее негативного отношения к целям данного объединения и к его конкретным акциям6. Деятельность отдельных общественных объединений регулируется не только законами № 7-ФЗ, № 82-ФЗ. но и некоторыми другими нормативными актами. К таким объединениям относятся: профсоюзные объединения, детские и юношеские объединения, объединения инвалидов, политические объединения, общественные объединения физических лиц и т. д.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Закона № 82-ФЗ). Таким образом, от других форм общественных объединений общественную организацию отличают фиксированное членство и совместная деятельность членов как основа достижения общих целей и средство защиты общих интересов.

В отличие от общественной организации общественное движение — это объединение широких масс в общественно полезных целях (ст. 9 Закона № 82-ФЗ). Следует обратить внимание, что в законодательстве минимальное число участников общественного движения не определено.

Рассматривая отличительные признаки общественного движения, экономист Г. А. Кудрявцева считает, что одним из них является отсутствие фиксированного членства, поскольку общественное движение состоит из участников7.

6 Орлов А. В. Проблемы создания и деятельности общественных объединений // Научные труды. Российская академия юридических наук. Вып. 2. В 2 т. Т. 2. М.: Юрист, 2002. С. 8, 20.

7 Комментарии к Гражданскому кодексу РФ, части первой / под. ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. С. 306.

По мнению автора, отличие участников от членов общественного объединения строится на том факте, что участники в отличие от членов не оформляют своего участия в общественном объединении соответствующими документами, что, по сути, означает нефиксированное членство. Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

В соответствии со ст. 10 Закона № 82-ФЗ общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, который представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

По мнению автора, из этого следует, что общественный фонд представляет собой объединение капиталов, а не объединение физических лиц, что не соответствует правовой природе общественных объединений. При этом в отношении общественного фонда в ст. 10 Закона № 82-ФЗ отмечается, что он является одним из видов некоммерческих фондов. На этой основе возникает противоречие: общественный фонд является одновременно и организационно-правовой формой общественного объединения, и видом некоммерческого фонда.

Негативность такой ситуации проявляется, например, в следующем: в ст. 65 ГК РФ перечислены юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами), из некоммерческих организаций к ним отнесены юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

В статье 65 ГК РФ также отсутствует упоминание об общественных объединениях, таким образом, оно не может быть признано несостоятельным (банкротом), несмотря на предоставленную законодательством РФ возможность осуществлять предпринимательскую деятельность. Таким образом, общественный фонд как общественное объединение не может быть признан несостоятельным (банкротом), в то же время общественный фонд является и видом некоммерческих фондов, которые согласно ст. 65 ГК РФ могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Получается, что как общественное объединение общественный фонд не

может быть признан несостоятельным (банкротом), а как вид некоммерческих фондов — может.

Статья 11 Закона № 82-ФЗ выделяет такой вид учреждения, как общественное, под которым понимается не имеющее членства общественное объединение, которое ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающее интересам участников и соответствующим уставным целям указанного объединения. Закон № 82-ФЗ отличает общественное учреждение от других учреждений и собственно иных организационно-правовых форм общественных объединений по цели, ради которой оно создано: оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям. Любое учреждение (а не только общественное), как и все некоммерческие организации, наделяется специальной правоспособностью, т. е. имеет только те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям создания юридического лица — уставным целям.

Таким образом, деятельность, противоречащая уставным целям любого вида учреждения, как и любой иной некоммерческой организации, запрещена. Что же касается оказания конкретного вида услуг, которые должны соответствовать интересам участников, то, по мнению автора, этот критерий оценочный.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 Закона № 82-ФЗ).

Таким образом, орган общественной самодеятельности в отличие от иных форм общественных объединений ограничен в выборе своих целей. Его деятельность направлена на решение лишь тех социальных проблем, которые возникают у граждан в связи с их проживанием в определенном месте, с работой или учебой в определенной организации.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах

государственной власти и органах местного самоуправления. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация политических партий регулируются Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».

Создается политическая партия путем учреждения либо путем преобразования. Преобразоваться в политическую партию может только общероссийская общественная организация или общероссийское общественное движение.

По мнению Д. Степанова, наиболее простой и наиболее чистой, с точки зрения идеального типа, формой некоммерческой организации в современном российском гражданском праве выступает учреждение8.

Учреждение в том виде, в каком оно известно в настоящее время российскому законодательству9, имеет своей основой правовую конструкцию, разработанную немецким правом, которая в оригинале включает в себя помимо собственно учреждений также иные организации по управлению имуществом или осуществлению общеполезных целей, в том числе фонды. Слабая, недостаточно выраженная разделенность юридической личности учреждения и его учредителя, а также известная производность имущественного статуса учреждения приводят к тому, что гражданское законодательство закрепляет субсидиарную ответственность собственника по обязательствам учреждения в случае недостаточности его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона № 7-ФЗ).

Следует отметить, что в современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить сколько-нибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего из-за неустойчивой экономической ситуации в стране. Бюджетное финансирование значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Решением проблемы являются возникновение и развитие иных организационно-правовых форм организаций культуры, среди которых особое место занимает автономная некоммерческая организация.

Организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации, предусматриваемая ст. 10 Закона № 7-ФЗ, по существу, есть не более

8 Степанов Д. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Приложение к ежемесячному юридическому журналу «Хозяйство и право». 2003. № 10. С. 8.

^ Статья 120 ГК РФ, ст. 9 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

чем учреждение, в отношении имущества которого закрепляется не ограниченное вещное право, а право собственности. Привлекательность данной организации состоит в том, что при наделении организаций указанных организационно-правовых форм автономией расширяется возможность осуществлять не только уставную (основную) деятельность, но и финансово-хозяйственную.

Однако в настоящее время актуален вопрос о намеченной реструктуризации бюджетного сектора, которая предполагает реорганизацию бюджетных учреждений путем внедрения новой формы некоммерческой организации — автономного учреждения, которое позволит увязать механизм финансирования с результатами деятельности.

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) разработан в соответствии с Принципами реструктуризации бюджетного сектора в РФ в 2003—2004 гг. и на период до 2006 г. во исполнение распоряжения Правительства РФ от 21.11.2003 № 1688-р. Он предоставляет возможность организациям бюджетной сферы, у которых высокая доля платных услуг (до 70 %), не привлекать бюджетное финансирование. Общая идея Закона № 174-ФЗ заключается в сокращении бремени содержания государством учреждений социальной сферы путем коммерциализации такого рода учреждений.

По Закону № 174-ФЗ автономное учреждение — это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Это юридическое лицо, которое полученные от деятельности доходы использует самостоятельно. Оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет собственника. Собственником имущества являются РФ, ее субъект или муниципальное образование. В качестве единоличного органа управления Закон № 174-ФЗ выделяет руководителя государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации. Высшим органом управления государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации является попечительский совет. О попечительском совете в самом общем виде можно говорить как об одной из форм благотворительности.

Уже сейчас в какой-то степени просматриваются возможные положительные стороны и отрицатель-

ные последствия (риски) преобразования указанных учреждений в новую форму. К отрицательным последствиям следует отнести лишение гарантий организациям культуры со стороны органов власти, а также сокращение выделяемых им бюджетных средств, новый виток коммерциализации социальной сферы, массовое вытеснение бюджетных (т. е. бесплатных для гражданина) социальных услуг и замена их платными.

Наряду с этим автономные учреждения имеют неоспоримые преимущества перед бюджетными учреждениями. Изменение типа государственного (муниципального) учреждения позволит:

— создать более четкое разделение между покупателями и производителями услуг отраслей социальной сферы и способствовать развитию практики контрактных отношений организаций с органами государственной власти;

— легче формировать, внедрять и изменять структуру и механизмы управления;

— стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и расширения источников финансирования текущей деятельности этих организаций;

— создать необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.

Новая разновидность организационно-правовой формы должна стать основой внедрения новых финансовых механизмов: переход от смет на содержание бюджетных учреждений к оплате государством предоставляемых населению услуг. При этом организации должны иметь большую хозяйственную самостоятельность и нести большую ответственность за принимаемые решения.

Таким образом, автономные учреждения — новый тип государственного (муниципального) учреждения в рамках проводимой реструктуризации бюджетного сектора.

Использование одних и тех же слов как для обозначения организационно-правовой формы, так и в качестве части наименования организации нередко приводит к тому, что не удается определить форму некоммерческой организации исходя лишь из одного ее названия. Особые сложности порождает использование слова «фонд». Фондом может называться и общественный фонд, и государственное учреждение, и даже акционерное общество, например инвестиционный фонд. Фонд в отличие от учреждения — не только собственник принадле-

жащего ему имущества, а его учредители не имеют в отношении него каких-либо имущественных прав согласно п. 3 ст. 48 ГК РФ (в то время как по отношению к имуществу учреждения его учредитель наделен вещным правом). Фонд обладает также более выраженной степенью организационного единства, т. е. обособленности от его учредителей. Лица, участвующие в формировании имущества фонда, не получают прав на участие в управлении фондом.

Несмотря на яркое название, к организации, созданной по типу учреждения, следует отнести и такое удивительное образование, как государственная корпорация. С учреждением государственную корпорацию сближает построение внутренней организационной структуры. Подобно учреждению государственная корпорация создается единственным учредителем для осуществления строго определенных функций, имеющих, конечно, общеполезное значение, но в первую очередь представляющих интерес для учредителя. Однако в отличие от учреждения учредитель государственной корпорации (РФ) в соответствии с п. 3 ст. 48 ГК РФ и п. 1 ст. 7 Закона № 7-ФЗ не имеет каких-либо имущественных прав в отношении имущества, переданного государственной корпорации, соответственно, достигается известная имущественная и организационная обособленность данной организации от ее учредителя.

В случаях, предусмотренных федеральным законом о создании государственной корпорации, ее учредитель может нести ответственность по ее обязательствам, при этом подобная ответственность, поскольку в п. 1 ст. 7 Закона № 7-ФЗ не закреплено иное, может быть как солидарной, так и субсидиарной. Таким образом, государственная корпорация в зависимости от положений специального закона, принимаемого в целях ее создания, может сочетать в себе все плюсы как коммерческой, так и некоммерческой организации, однако при этом не нести бремя невыгодных последствий, характерных для обоих типов организаций.

По мнению автора, такое положение представляется крайне неблагоприятным для дальнейшего построения системы законодательства о юридических лицах, поскольку выступает негативным примером для прочих участников оборота. Эта ситуация сигнализирует о возможности перестройки каждый раз системы законодательства и разрешении ее внутренней логики в связи с воздействием на законодательный процесс отдельных лоббистов

или групп влияния. В целях гармонизации системы подобная аномалия должна быть устранена. Надо отметить, что данная правовая форма не предусмотрена в ГК РФ, недостаточно изучена в теории и мало используется на практике.

Наконец, дальнейшее движение по направлению к усилению корпоративной составляющей в создании некоммерческой организации приводит к появлению большого числа различных некоммерческих организаций, основанных на отношениях членства. Подобные некоммерческие организации представляют собой союз лиц, формально юридически не преследующих в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. При этом законодательным обоснованием того, преследует данная организация в качестве основной цели извлечение прибыли или нет, выступает формальное соображение о том, для чего, каких общеполезных целей предназначается создание организации.

В качестве примера такого подхода можно указать на один из последних по времени принятия законодательных актов в данной сфере — Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации». Несмотря на то, что оказание правовой помощи адвокатом по общему правилу сопряжено с получением адвокатом вознаграждения, соответствующая деятельность не признается предпринимательской, а адвокатские образования — коммерческими организациями.

Некоммерческая организация в виде некоммерческого партнерства ранее не была известна российскому законодательству. Эта правовая форма не предусмотрена ГК РФ и появилась в нашем законодательстве совсем недавно. Названный вид был заимствован из американского правопорядка. Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство может учреждаться гражданами и (или) юридическими лицами для содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение различных общеполезных целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 Закона № 7-ФЗ.

Главной и отличительной особенностью некоммерческого партнерства является возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации часть имущества, т. е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой органи-

зации. Закон не предусматривает возможностей его преобразования в коммерческую организацию, хотя по своей природе оно весьма близко к обществу с ограниченной ответственностью.

Изложенное приводит к выявлению проблем коммерциализации некоммерческих организаций, имеющей существенное значение не только для отечественного правопорядка, но также и мировой экономики, ибо возрастающая активность некоммерческих организаций в предпринимательской сфере характерна не только для стран с переходной экономикой, но также и для экономически развитых государств.

В этой связи огромный интерес для российской практики, по мнению автора, представляет американский подход к классификации некоммерческих организаций. В его основу положен критерий области или сферы деятельности некоммерческой организации. Исходя из применяемых в США стандартов, в американской практике был сформулирован общий подход, разделяющий некоммерческие организации на четыре отдельные категории:

— организации здравоохранения;

— образовательные учреждения;

— благотворительные организации;

— прочие некоммерческие организации (кладбища, братства, профсоюзы, музеи, библиотеки, общественные союзы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное преимущество такого подхода заключается в том, что в США для каждой из указанных выше основных групп за долгое время развития нормативного регулирования были разработаны свои учетные стандарты. Кроме того, приведенная классификация разделяет некоммерческие организации и для целей существующей отчетности. К примеру, в США только для благотворительных организаций в составе бухгалтерской отчетности является обязательным представление отчета о функциональной классификации расходов10.

Однако и американский вариант классификации имеет недостатки. Зачастую очень трудно определить профиль деятельности организации. Например, организация, специализирующаяся на поприще оказания услуг семьям с детьми-ин-валидами, одновременно работает с семьей, она может с полным правом считаться также медицинской, благотворительной и т. п. Так что профиль деятельности весьма условен. Практически все

10 Beeker Conviser CPA Review (Law, ARA, FARA and Audit) // Becker Educational Development Corporation. 2001.

организации — многопрофильные. Образовательная деятельность буквально пронизывает общественные организации разного профиля. Особенно много пересечений образовательного профиля с организациями просветительского, творческого и молодежного профиля.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что следует использовать различные походы к классификации некоммерческих организаций в соответствии с целями, стоящими перед исследователем. При этом необходимо учитывать всю многогранность исследуемого объекта с правовой и экономической точек зрения. Учитывая, что в соответствии с ГК РФ перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций остается открытым, а также практическую невозможность установить их исчерпывающий перечень, автор предлагает проведение унификации всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций с целью сведения всех их к конечному числу типов:

— сугубо некоммерческие организации, деятельность которых лишена элементов предпринимательства (фонды, благотворительные организации, учреждения, общественные объединения);

— коммерциализированные некоммерческие организации, деятельность которых преимущественно направлена на получение прибыли, но осуществляется с использованием корпоративной оболочки некоммерческой организации (некоммерческие партнерства, значительная часть автономных некоммерческих организаций, государственная корпорация, потребительские кооперативы);

— промежуточная группа организаций, включающая в себя юридические лица, сочетающие в своей деятельности элементы как некоммерческой и даже благотворительной деятельности, так и предпринимательства (прочие некоммерческие организации).

Таким образом, подобное решение предлагает корректировку и постоянное поддержание правовой политики в рассматриваемой сфере в рамках, не позволяющих размыть набор указанных базовых классификаций типов некоммерческих организаций.

Список литературы

1. Гамольский П. Ю., Толмасова А. К. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение и правовой статус. М.: Бухгалтерский учет, 2004. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.