1 (256) - 2012
Оценка стоимости бизнеса
УДК 332.628
АНАЛИЗ БИЗНЕСА КАК ОБЪЕКТА ОЦЕНКИ В РАЗРЕЗЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. В. КОСОРУКОВА,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения E-mail: IKosorukova@mfpa. ru Т. А. КАТЮШИНА, аспирант кафедры оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения E-mail: alexandrovna10@yandex. ru Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
В Российской Федерации законодательно предусмотрены различные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Актуальное направление оценочной деятельности — оценка бизнеса, позволяет определить стоимость собственного капитала хозяйствующих субъектов. В статье приводится обзор существующих в РФ организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов с анализом объекта оценки в каждой организационно-правовой форме.
Ключевые слова: организация, организационно-правовая форма, собственный капитал, стоимость, бизнес.
Юридическое лицо создается, чтобы выступать в гражданском обороте, приобретать права, принимать обязанности, участвовать в разнообразных сделках, операциях и т. д. Создание нового юридического лица — процесс весьма длительный и на первом этапе создания необходимо определить организационно-правовую форму, которая должна отвечать целям и задачам будущей организации,
учитывать права и обязанности учредителей, а также степень контроля.
Прежде чем рассматривать особенности формирования объекта оценки в рамках различных организационно-правовых форм, нужно уточнить, что авторами понимается под объектом оценки. В данном случае необходимо отразить различие между понятиями «предприятие как имущественный комплекс» и «бизнес».
В ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывается содержание понятия «предприятие как имущественный комплекс»: в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором [1]. То
есть предприятие как имущественный комплекс представляет собой совокупность активов и обязательств, принадлежащих субъекту хозяйствования на праве собственности.
Бизнес — предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности для получения прибыли [2].
Бизнес не является объектом гражданских прав. В случае оценки стоимости бизнеса для собственников в качестве объекта оценки определению стоимости подлежит вещное право (в данном случае только право собственности) на пакет акций (в случае оценки акционерного общества), на долю учредителя (при оценке общества с ограниченной ответственностью), на пай (при оценке производственного кооператива).
В рамках правового и экономического смыслов предприятия можно говорить о его двойственной природе. С одной стороны, предприятие — это имущественный комплекс, генерирующий доход (сюда включен также гудвилл, или деловая репутация). С другой стороны, любой имущественный комплекс создается за счет капитала, который обычно имеет смешанную природу. Капитал может образовываться за счет вкладов участников (акционеров, учредителей), т. е. собственных средств бизнеса, а также за счет займов и кредитов (заемных средств) организации. Капитал является источником образования активов компании. В отношении собственного капитала (средств) собственник имеет определенные в гражданском законодательстве права и обязанности, которые определяются организационно-правовой формой бизнеса, образованного этим капиталом. Эти права и обязанности имеют свои аспекты и особенности, имеющие определенное влияние на стоимость бизнеса. Заемные средства также влияют на стоимость активов, так как определяют возможные объемы их наличия.
Процесс оценки, вид определяемой стоимости и, соответственно, стоимость у различных видов объектов может быть различной, учитывая специфику понимания объекта оценки как имущественного комплекса предприятия или бизнеса как имущественных прав на акционерный (собственный) капитал.
Таким образом, можно выделить два вида объектов оценки в рамках оценки стоимости предпри-
ятия (бизнеса): оценка имущественного комплекса, используемого для осуществления коммерческой деятельности, без учета прав на эти выгоды со стороны источника, сформировавшего данный бизнес, и оценка прав на имущественный комплекс в виде части или полного акционерного капитала, участия в юридическом лице другой организационно-правовой формы. Таким образом, оценка бизнеса может быть осуществлена как оценка имущественных прав на него (источников его образования — собственного, заемного или полного капитала, а в терминах международных стандартов оценки — инвестированного капитала).
В данном случае под объектом оценки будем понимать бизнес и рассматривать влияние организационно-правовых форм на идентификацию такого объекта оценки.
Организационно-правовая форма — признаваемый законодательством вид юридического лица, отличающий его от других видов способом закрепления и использования имущества, а также определяющий права и обязанности учредителей.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. И те, и другие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться в разных формах. В связи с этим следует проанализировать организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, существующих на сегодняшний день в Российской Федерации, а также выявить объект оценки в каждой организационно-правовой форме.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены определенные организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов.
Для коммерческих организаций это:
- товарищества (полное товарищество; товарищество на вере, или коммандитное товарищество);
- общества (общество с ограниченной ответственностью — ООО, общество с дополнительной ответственностью — ОДО, акционерное общество — АО). В свою очередь акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО);
- производственные кооперативы (артели);
- унитарные предприятия (государственные унитарные предприятия — ГУП и муниципальные унитарные предприятия — МУП).
Для некоммерческих организаций это:
- потребительские кооперативы;
- общественные и религиозные организации (объединения);
- фонды;
- учреждения;
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Однако Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает не все организационно-правовые формы некоммерческих организаций, существующих в РФ. В Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [10] дан следующий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций:
- общественные и религиозные организации (объединения);
- общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- казачьи общества;
- фонды;
- государственные корпорации;
- государственные компании;
- некоммерческие партнерства;
- частные учреждения (государственные, муниципальные учреждения; бюджетные учреждения);
- автономные некоммерческие организации;
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Анализ особенностей и характеристика объекта оценки в коммерческих организациях. Наиболее распространенными организационно-правовыми формами коммерческих организаций являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Эти формы организаций имеют отличительные черты, влияющие на определение стоимости их бизнеса. К отличиям указанных организационно-правовых форм можно отнести:
- правовой статус;
- процедуру регистрации и затраты на нее;
- процедуру формирования и увеличения уставного капитала;
- органы управления;
- схему принятия решений;
- объем прав при владении определенным количеством голосов в обществе при принятии решений;
- открытость отчетности;
- степень проработанности возможных вариантов принятия решений собственником на законодательном уровне;
- распределение прибыли среди участников общества и др.
Рассмотрим одну отличительную черту указанных обществ, которая связана с необходимостью привлечения независимого оценщика, — процедуру оплаты вклада в уставный капитал общества. Согласно действующему законодательству оплата долей в уставном капитале ООО может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Оценка вклада для ООО независимым оценщиком необходима только в случае, если номинальная стоимость доли, оплачиваемой неденежными средствами, превышает 20 000 руб. (ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [17]). Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать суммы оценки указанного имущества, определенной независимым оценщиком. В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества изменений.
В свою очередь для АО оценка независимым оценщиком необходима в любом случае при оплате акций неденежными средствами (ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [16]). В данном случае закон об акционерных обществах не прописывает ответственности независимого оценщика и участников общества.
Таким образом, первый вывод касается того обстоятельства, что риски формирования стоимости вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью выше, чем для акционерного общества, и поэтому риски (т. е. ставка дисконтирования) при прочих равных условиях для определения стоимости бизнеса акционерного общества будут ниже, чем для общества с ограниченной ответственностью.
Хозяйственные товарищества в настоящее время практически не создаются. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации имущество
товариществ формируется посредством создания уставного капитала, который состоит из вкладов полных товарищей. Имущество, созданное за счет вкладов, а также произведенное и приобретенное товариществом принадлежит ему на праве собственности. Вкладами в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Правовое положение полного товарищества определяется в ст. 69—81 Гражданского кодекса Российской Федерации. Специального закона о нем нет. Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующая его доле в уставном капитале (ст. 78 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (ст. 75 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с неограниченной ответственностью участников по обязательствам товарищества эта форма предприятия не получила широкого распространения в Российской Федерации.
Деятельность товариществ на вере также регулируется только Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 82—86). Главное отличие от полного товарищества состоит в том, что помимо полных товарищей есть еще и участники-вкладчики, ответственность которых различается. Если полные товарищи несут ответственность не только в размере вкладов в складочный капитал, но и всем принадлежащим им имуществом, то участники-вкладчики — только в пределах сумм своих вкладов.
Объектом оценки в производственных кооперативах является паевой взнос участника, который в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» [13] может быть представлен в виде денежных средств, ценных бумаг, иным имуществом, в том числе и имущественными правами, а также иными объектами гражданских прав. Также согласно указанной статье оценка паевого взноса проводится при образовании кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов — комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего двести пятьдесят установленных
федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда, должна быть произведена независимым оценщиком.
Объектом оценки в государственных и муниципальных унитарных предприятиях является их имущественный комплекс (или его часть) в случае его приватизации или при других обстоятельствах, указанных в ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135 -ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [21]. При этом следует иметь в виду, что определение рыночной стоимости имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления невозможно. Согласно ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [6] стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно Федеральному закону от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [20] существует еще один вид коммерческих организаций — акционерные общества работников (народные предприятия). Мнения относительно народных предприятий весьма неоднозначны, поскольку одни определяют их как организационно-правовую форму, другие выделяют как третий вид акционерных обществ. Относить народные предприятия ни к отдельной организационно-правовой форме, ни к виду акционерных обществ не следует, так как в законе нет указания на то, чтобы отнести народные предприятия к отдельной организационно-правовой форме или виду акционерных обществ. Закон трактует народное предприятие как «преобразуемую коммерческую организацию». Ее стоит рассматривать как специфичную форму собственности (коллективную долевую), которая создается путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 % уставного капитала. Работник (акционер) народного предприятия владеет количеством акций, номинальная стоимость которых не превышает 5 % уставного капитала народного предприятия. Объектом оценки в народных предприятиях является право собственности на акции.
Объекты оценки в некоммерческих организациях. Поскольку некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не распределяют полученную прибыль среди участников и создаются согласно ст. 2 Федерального закона [10] «для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ», то оценивать их как бизнес, т. е. предпринимательскую деятельность для получения дохода нецелесообразно. Некоммерческие организации имеют имущество, принадлежащее им на праве собственности или оперативного управления. Следовательно, объектом оценки является имущественный комплекс предприятия.
Согласно ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов [1]. Имущество кооператива, которое формируется за счет паевых взносов пайщиков, доходов от предпринимательской деятельности, а также доходов от размещения собственных средств в банках, ценных бумаг и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, является собственностью кооператива и не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» [8] члены кооператива вправе получать доход, полученный кооперативом от его предпринимательской деятельности, в виде кооперативных выплат, размер которых не должен превышать 20 % от доходов кооператива. Возможность получения дохода является особенностью, отличающей потребительский кооператив от других форм некоммерческих организаций, и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.
Объектом оценки в потребительских кооперативах является паевой взнос (пай) участника, который он в соответствии с законодательством
обязан вносить и который вправе получить при выходе из кооператива. В соответствии с учредительным документом (уставом) член потребительского кооператива вправе продать, передать по наследству (в порядке правопреемства) или иным образом произвести отчуждение своего пая и тем самым прекратить свое членство в кооперативе (при условии, что преемник пая будет являться членом потребительского кооператива).
Примерами потребительских кооперативов, существующих в РФ, являются жилищные накопительные кооперативы и кредитные кооперативы.
Жилищный накопительный кооператив — это потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Члены жилищных накопительных кооперативов имеют право получить при прекращении членства в кооперативе действительную стоимость пая, определяемую в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» [7], согласно которой действительная стоимость пая выбывшего члена кооператива определяется на день окончания финансового года, в течение которого возникли основания для прекращения членства в кооперативе. При этом стоимость чистых активов кооператива определяется как разница между стоимостью активов кооператива (денежных средств на счетах и стоимости имущества кооператива, определенной независимым оценщиком) и величиной задолженности кооператива. Под действительной стоимостью пая подразумевается часть стоимости чистых активов кооператива, пропорциональная размеру пая (ст. 2 Федерального закона [7]). В настоящее время в РФ действуют жилищные накопительные кооперативы «Мой Дом» (г. Пермь, г. Москва и др.), «ЖБК-1» (г. Белгород), «Большая семья» (г. Москва и регионы), «Наш город» (г. Благовещенск) и др.
Кредитный кооператив (в мировой практике — кредитный союз) — добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Согласно ст. 14 Федерального закона [8] при прекращении членства в кредитном кооперативе члену кредитного
кооператива (пайщику) выплачивается сумма его паенакопления (пая), включающая сумму паевых взносов и присоединенных начислений на паевые взносы, возвращаются денежные средства, привлеченные от члена кредитного кооператива (пайщика), и выполняются иные обязательства, предусмотренные договорами, на основании которых кредитный кооператив осуществил привлечение денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика). Таким образом, в силу данной статьи, для выплаты участнику его паенакоплений привлечение независимого оценщика не требуется. В настоящее время действуют кредитные кооперативы «Сберегательный кредитный союз» (г. Москва), «Национальный кредит» (г. Москва, г. Санкт-Петербург), «ДаНаЯ» (г. Москва) и др.
Согласно ст. 14 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [12] уставом потребительского общества может быть предусмотрена выдача паевого взноса в натуральной форме в случаях, если паевым взносом были земельные участки или иное недвижимое имущество. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством пайщику при выходе из кооператива выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.
Общественные объединения — добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [18] общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;
гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
Согласно Федеральному закону [18] общественные объединения могут образовываться в следующих организационно-правовых формах:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественной самодеятельности;
- политическая партия.
Общественные организации, обладающие правами юридического лица, являются собственниками имущества. Члены общественной организации не имеют права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации. Структурные подразделения (отделения) общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками (ст. 32 Федерального закона [18]).
В общественных движениях и общественных фондах права собственника имущества осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений (ст. 33, 34 Федерального закона [18]).
В общественных учреждениях собственником имущества является учредитель общественного учреждения. Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника (ст. 35 Федерального закона [18]).
Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности, за которыми после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами (ст. 36 Федерального закона [18]).
Политические партии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» [11] могут иметь в собственности любое имущество, необходимое
для обеспечения ее деятельности. Собственником является политическая партия в целом, члены партии не имеют прав в отношении этого имущества. Региональные отделения и иные структурные подразделения с правами юридического лица (далее — зарегистрированные структурные подразделения) политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету. Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.
Общины коренных малочисленных народов РФ — формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Правовое положение общин коренных малочисленных народов РФ регулируется Федеральным законом от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [19], согласно которому членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей или родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам). Согласно ст. 17 Федерального закона [19] в собственности общины малочисленных народов могут находиться:
- имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;
- финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);
- добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;
- иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.
Казачье общество — форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского каза-
чества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с законодательством. Правовое положение регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [10] и Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [5]. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона [10] имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества.
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
Существуют несколько видов фондов, особенности создания и деятельности которых регулируются законодательно.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» [14] земельные участки и иные объекты недвижимого имущества фонда при продаже, сдаче в аренду или передаче в залог для установления их рыночной стоимости подлежат обязательной оценке в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [3] в собственности благотворительной организации могут находиться здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, другое имущество, в отношении которого она может совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ, уставу, пожеланиям благотворителя.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [9] собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное
для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления. Данное имущество является собственностью фонда, и учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество. Управляющая компания, действующая в качестве доверительного управляющего средствами фонда, не вправе совершать определенные сделки по приобретению и отчуждению имущества, перечь которых закреплен в ст. 25.1 указанного закона.
Существует проект приказа от 18.05.2011 Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Порядка расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда», согласно которому «величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда определяется как разница между стоимостью активов и суммой пассивов фонда, определенными в соответствии с настоящим Порядком» [22]. Таким образом, данная методика оценки имущества фонда схожа с методом чистых активов для оценки стоимости действующего предприятия, которое обладает значительными материальными активами.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 13.05.2008 № 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» [15] имущество центра формируется за счет имущества, переданного при его создании, средств федерального бюджета, пожертвований, доходов, получаемых от деятельности центра, а также за счет других, не запрещенных законом поступлений. Свое имущество центр вправе использовать исключительно для достижения целей, ради которых он создан.
Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. И это имущество используется для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В большинстве случаев свое имущество госкорпо-
рация использует исключительно для достижения цели, указанной в законе о создании госкорпорации. В настоящее время в Российской Федерации действуют государственные корпорации: «Агентство по страхованию вкладов», «Внешэкономбанк», «Росна-нотех», «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Олимпстрой», «Росатом», «Ростехнологии».
Государственная компания — некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона. В настоящее время существует государственная компания «Российские автомобильные дороги», деятельность которой регулируется Федеральным законом от 17.09.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].
Некоммерческое партнерство — основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях. Согласно ст. 8 Федерального закона [10] имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены партнерства вправе получать при выходе из некоммерческого партнерства либо при его ликвидации часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, если иное не предусмотрено законодательством и учредительными документами.
Частное учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Автономная некоммерческая организация (АНО) — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных
имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Согласно ст. 10 Федерального закона [10] имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Имуществом АНО чаще всего могут являться добровольные взносы при учреждении и при осуществлении деятельности, выручка от реализации товаров, работ и услуг, доходы, получаемые от собственности АНО. Состав имущества, находящегося в собственности АНО, а также источники формирования этого имущества указаны в уставе конкретной АНО. К примеру, в уставе автономной некоммерческой организации «Информационные технологии в образовании» (АНО «ИТО») [23] прописано, что организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество, а также может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки. Свое имущество, принадлежащее ей на праве собственности, организация вправе продавать и передавать другим организациям и гражданам, а также обменивать и сдавать в аренду.
Поскольку АНО создается как организация, не имеющая членства, то участников в данной форме нет, но есть учредители, которыми могут выступать и государство, и органы исполнительной власти (к примеру, в АНО «ИТО» одним из учредителей выступает Министерство образования и науки Российской Федерации), и другие АНО, которые не вправе получать доход от деятельности АНО. Следовательно, оценивать АНО представляется возможным только как имущественный комплекс.
Поскольку уставный капитал предприятий формируется по-разному, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы, оценщик для правильной идентификации объекта оценки должен учитывать, к какой организационно-правовой форме относится рассматриваемый им хозяйствующий субъект. От выбранной организационно-правовой формы предприятия зависит правильная идентификация объекта оценки.
Необходимо отметить, что оценить бизнес, т. е. предпринимательскую деятельность, приносящую доход, возможно не во всех организационно-правовых формах предприятий. Для получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности создаются только коммерческие организации. То есть оценивать бизнес возможно только в организационно-правовых формах коммерческих организаций, исключения составляют лишь унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), которые отличаются от коммерческих организаций других организационно-правовых форм тем, что они не наделены правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником. Таким образом, оценка унитарных предприятий возможна только как имущественного комплекса.
В других организационно-правовых формах коммерческих организаций для оценки стоимости бизнеса объектом оценки является право собственности на долю в уставном капитале (если речь идет об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, а также товариществах), мажоритарную или миноритарную долю в акционерном капитале (пакет акций для акционерных обществ) или пай в уставном или складочном капитале (для производственных кооперативов).
Некоммерческие организации в силу действующего законодательства могут осуществлять предпринимательскую деятельность, которая должна быть согласована с уставными целями, а также получать доход, который вправе использовать на цели, ради которых некоммерческие организации создавались. Доходы этих организаций не распределяются среди участников, за исключением потребительских кооперативов. Поскольку некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли, оценивать их с точки зрения оценки бизнеса, а именно — получения дохода, нецелесообразно. Оценка некоммерческой организации возможна лишь как имущественного комплекса, где предусмотрено отчуждение имущества, принадлежащего организации.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса: учеб. пособие. СПб: Питер, 2002.
3. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ.
4. О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 17.09.2009 № 145-ФЗ.
5. О государственной службе российского казачества: Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 11.10.2002 № 161-ФЗ.
7. О жилищных накопительных кооперативах: Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.
8. О кредитной кооперации: Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ.
9. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
10. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
11. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
12. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.06.1992 № 3085-1.
13. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ.
14. О содействии развитию жилищного строительства: Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ.
15. О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий: Федеральный закон от 13.05.2008 № 68-ФЗ.
16. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
17. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
18. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
19. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ.
20. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий): Федеральный закон от 19.07.1998 № 115-ФЗ.
21. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3.
22. Об утверждении Порядка расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда: проект приказа от 18.05.2011 Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http://www. fcsm. ru/ru/legislation/documents/projects/ index. php?id_3=7345&year_3=2011&month_3=5.
23. Устав автономной некоммерческой организации «Информационные технологии в образовании» . URL: http://ito. org. ru/ustav. html.