Научная статья на тему 'Влияние организационно-правовой формы на адаптацию фирмы'

Влияние организационно-правовой формы на адаптацию фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
852
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / АДАПТАЦИЯ / ФИРМА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / СИНЕРГЕТИКА И КИБЕРНЕТИКА / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / INSTITUTIONAL FORM / ADAPTATION / FIRM / INSTITUTIONALISM / SYNERGETICS AND CYBERNETICS / SELF-ORGANIZING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомина Юлия Андреевна, Фомин Эдуард Владимирович

В современных условиях для фирмы важно быстро адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Способность к адаптации фирмы во многом зависит от организационно-правовой формы. В статье разработана карта организаций по их возможностям к адаптации и самоорганизации. В основе данного исследования лежат теория кибернетики и теория синергетики, институциональный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Company adaptation institutionally influenced

The article attempts to develop the companies chart along their adjusting and self-organizing abilities, based on the researches in cybernetics and synergetics, and institutional approach. Currently company ability to adapt rapidly to external and internal changes seems to be of prime importance, these abilities being largely dependent on institutional form.

Текст научной работы на тему «Влияние организационно-правовой формы на адаптацию фирмы»

УДК 334.012

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ НА АДАПТАЦИЮ ФИРМЫ COMPANY ADAPTATION INSTITUTIONALLY INFLUENCED Ю.А. Фомина U.A. Fomina

Омский государственный университет путей сообщения

Э.В. Фомин E.V. Fomin

Потребительское общество «Система электронных сделок»

В современных условиях для фирмы важно быстро адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Способность к адаптации фирмы во многом зависит от организационно-правовой формы. В статье разработана карта организаций по их возможностям к адаптации и самоорганизации. В основе данного исследования лежат теория кибернетики и теория синергетики, институциональный подход.

The article attempts to develop the companies chart along their adjusting and self-organizing abilities, based on the researches in cybernetics and synergetics, and institutional approach. Currently company ability to adapt rapidly to external and internal changes seems to be of prime importance, these abilities being largely dependent on institutional form.

Ключевые слова: организационно-правовая форма, адаптация, фирма, институционализм, синергетика и кибернетика, самоорганизующаяся система.

Key words: institutional form, adaptation, firm, institutionalism, synergetics and cybernetics, self-organizing system.

На рынке действует множество фирм, организаций. В условиях конкурентной борьбы для фирмы важно быстро адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Способность к адаптации и самоорганизации зависит от многих факторов. Ниже мы остановимся на зависимости адаптации фирмы от организационно-правовой формы.

Объектом исследования является фирма, организация. Предметом - способность фирмы, организации к адаптации и самоорганизации.

Цель исследования - разработать классификацию и построить карту организаций с точки зрения их возможностей по адаптации и самоорганизации.

Аксиоматика данного исследования - системный подход, в том числе теория кибернетики и теория синергетики, институциональный подход, в том числе эволюционный институционализм и неоинституционализм. Методы исследования - анализ, сравнение, синтез.

В определении институтов мы придерживаемся мнения, что институты - это правила систем взаимодействия между людьми. В целом это определение соответствует неоинсти-туциональным представлениям об институтах, например, определению Дугласа Норта инсти-

© Фомина Ю.А., Фомин Э.В., 2010

тутов как «правил игры» в обществе, или созданных человеком ограничительных рамок, которые организуют взаимоотношения между людьми [1, с. 17].

Выбор организационно-правовой формы во многом определяет тот формальный институт (набор правил), которого придерживается фирма в своей деятельности. Организационноправовая форма влияет и на организационную структуру фирмы, и на её прямые и обратные связи, и на распределение прав по изменению (адаптации) правил фирмы между работниками, участниками, учредителями. Что и определяет возможности фирмы по адаптации.

Чтобы определить насколько может быть адаптивна фирма, мы можем провести соответствия между организационно-правовой формой (ее структурой, прямыми и обратными связями, правами участников) и определенными моделями в системном подходе. Каждая модель системы управления обладает определенными способностями по адаптации.

Кроме формальных, у каждой фирмы есть неформальные правила, которые также могут существенно влиять на способность фирмы к адаптации. Но этот вопрос выходит за рамки данного исследования.

Прежде чем перейти к исследованию организационно-правовых форм и их влияния на

адаптацию фирмы, остановимся на основных трех моделях, рассматриваемых в системном подходе: система управления с одноуровневой обратной связью, адаптивная система управления и самоорганизующаяся система, - и их возможностях по адаптации.

Модели системного подхода.

Итак, мы обращаемся к системному подходу, а именно к двум его направлениям: кибернетике и синергетике. Эти направления рассматривают различные структурно-функциональные модели систем и их возможности по адаптации и самоорганизации.

Кибернетика - это наука об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах.

Синергетика, по определению Н.Ю. Кли-монтовича, - теория, исследующая процессы

самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения разнообразных структур живой и неживой материи [2, с. 25].

Система управления с одноуровневой обратной связью.

Самой простой моделью управления является кибернетическая модель. Модель системы в кибернетике включает входы, выходы, элементы и связи, но главное - орган управления и обратную связь. В кибернетике считается, что система защищается от внешних и внутренних колебаний и строит сама себя посредством управления и обратной связи.

В кибернетической системе институты (правила) определяются органом управления, изменение институтов также зависит от органа управления. Блок-схема системы с обратной связью представлена на рис. 1.

Эталон У* Орган управления ъ Система (объект) У

і *

к і іі

Рис. 1. Система управления с одноуровневой обратной связью [3, с. 100]

Здесь у, у*, ъ - информация, описывающая функционирование соответствующих элементов системы, Ь - неконтролируемое возмущающее воздействие. Состояние у системы сравнивается с состоянием у* эталонной системы. В результате система испытывает воздействие ъ = ъ (у, у*).

Связь органа управления с системой (объектом управления) называется прямой (цепь I), а связь объекта управления с органом управления - обратной (цепь II). Если под действием обратной связи первоначальное отклонение состояния у (выходной, управляемой координаты), вызванное возмущающими воздействиями, уменьшается, то говорят, что имеет место отрицательная обратная связь, в противном случае говорят о положительной обратной связи [3, с. 100].

Представленная выше система имеет одноуровневую отрицательную обратную связь -текущую (оперативную) обратную связь. Такая система может корректировать только отклонения системы от правил, изменять правила система не может. Поэтому она является слабо адаптивной. Такая система может быть эффективна при слабых внешних воздействиях.

Адаптивная система управления.

Адаптивная кибернетическая модель имеет более сложную структуру: включает не только текущую, но и стратегическую обратную связь.

Оперативная обратная связь является непрерывной, текущей за счёт того, что она воплощается непосредственно в конструкции. В блоке оперативной обратной связи имеется текущая модель идеального выхода из объекта. Функция оперативной (отрицательной) обратной связи - найти отклонение реального выхода от идеального и показать это отклонение органу управления. Орган управления оказывает влияние на объект управления на основе оперативной обратной связи.

Стратегическая обратная связь необходима для построения и развития текущей модели. То есть стратегическая обратная связь может изменить текущие правила системы (институты фирмы).

Структура адаптивной кибернетической модели показана на рис. 2. Представленная структурно-функциональная схема разработана автором на основе блок-схемы адаптивной системы, предложенной Б.Я. Советовым и С. А. Яковлевым [4, с. 318].

Текущая модель

Орган управления

Исполнительный механизм

Объект

Оперативная обратная связь

Модель переменной структуры

Стратегическая обратная связь

Рис. 2. Адаптивная система управления

Адаптивная система управления обладает большими способностями адаптации к внешним и внутренним колебаниям, так как ее правила разделены на текущие и стратегические. Для адаптации системы стратегическая обратная связь может изменять текущие правила. Но в кибернетической системе стратегическая обратная связь не включает элементы (исполнительные механизмы), т. е. сам процесс адаптации носит вертикальный характер (правила

изменяет орган управления). Изменить свои стратегические правила система также не может. Поэтому говорят не об адаптации, но о самоорганизации таких систем.

Самоорганизующаяся система.

Еще более сложной является структура самоорганизующейся системы, рассматриваемой в синергетике. На рис. 3 изображена структура самоорганизующейся системы [5, с. 88].

Система

Г---------------------

Текущая структура

Правила

Элементы

Связи

Оперативная отрицательная обратная связь

! Переменная структура -

^ Стратегическая отрицательная обратная связь

Рис. 3. Структура самоорганизующейся системы

Основные отличия самоорганизующейся системы от кибернетической.

Во-первых, в кибернетической системе орган управления действует по правилам, «заданным свыше», по правилам разработчика, «создателя» системы, т. е. орган управления ориентируется на определенный эталон. В экономике этот «эталон» вместе с органами управления и составляют институциональную струк-

туру системы, а экономические агенты напрямую ей подчиняются.

В самоорганизующейся системе правила вырабатываются элементами системы, а орган управления выполняет функции обратной связи и действует по общим правилам. То есть сами элементы (экономические агенты) участвуют в управлении системой. Институты формируются экономическими агентами.

Во-вторых, в кибернетической системе обратная связь организуется органом управления, а функция элементов сводится к передаче информации о своей деятельности.

В самоорганизующейся системе элементы сами формируют структуру обратной связи, принимают в ней непосредственное участие. Такая обратная связь эффективнее, так как элементы заинтересованы в ней - они через обратную связь сами могут поменять правила. То есть определенные институты вырабатываются в результате взаимодействия экономических агентов в обратной связи.

В-третьих, в кибернетической системе элементы являются пассивными исполнителями, «исполнительными механизмами», в самоорганизующейся системе элементы активны, они взаимодействуют как в основном процессе (например, производства, экономического обмена), так и процессах адаптации, самоорганизации.

Самоорганизация позволяет системе не только быстро адаптироваться путем обратных связей, в том числе изменять текущие правила, но и выживать даже в крайне неустойчивых ситуациях, когда нарастает действие потока положительной обратной связи (неучтенных ранее отклонений). В этом случае элементы системы могут сформировать новые стратегические правила и кардинально изменить всю систему.

Таким образом, можно сделать вывод, что

• система управления с одноуровневой обратной связью является слабо адаптивной;

• система управления с двухуровневой обратной связью - адаптивной;

• самоорганизующаяся система - высоко адаптивной.

Классификация организационно-правовых форм предприятий по их возможностям к адаптации.

Рассмотрим существующие организационно-правовые формы предприятий и их формальные институты через призму изложенных выше моделей систем. Рассмотрим как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Системы управления с одноуровневой обратной связью.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или му-

ниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления [6, ст. 113].

Очевидно, что унитарные предприятия соответствуют кибернетическому типу управления.

Здесь можно выделить орган управления

- государственный орган или орган местного самоуправления, объект управления (то, на что направлено управляющее воздействие) -само унитарное предприятие.

Обратная связь - это поток информации, который поступает от унитарного предприятия к органу управления. Собственно от налаженности обратной связи будет зависеть способность унитарного предприятия адаптироваться к изменениям. Особенностью здесь является то, что обратная связь унитарного предприятия с органом управления находится вне самого унитарного предприятия. Здесь сложно говорить даже о возможности формирования двухуровневой обратной связи (текущей и стратегической). Следовательно, такие предприятия относятся к кибернетическим системам управления с одноуровневой обратной связью и являются слабо адаптивными.

Учреждение.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично [6, ст. 120].

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете [6, ст. 298].

Учреждение соответствует кибернетическому типу управления.

Собственник является органом управления. Учреждение - объектом управления. Также как и у государственных и муниципальных унитарных предприятий обратная связь с органом управления находится вне самого учреждения. Поэтому это одноуровневая отрицательная обратная связь. Следовательно, учреждения относятся к кибернетическим системам управления с одноуровневой обратной связью, что делает учреждения слабо адаптивными.

Фонды и автономные некоммерческие организации.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная

гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями [6, ст. 118].

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами [7, ст. 10].

С одной стороны, учредители фондов, автономных некоммерческих организаций не имеют права на то имущество, которое они передали организации, следовательно, они отделены от самой организации, находятся вне организации.

С другой стороны, учредители задают цель деятельности организации, утверждают её устав, контролируют деятельность организации. Следовательно, учредители представляют орган управления относительно самой организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, обратная связь с органом управления находится вне фонда, вне автономной некоммерческой организации. Поэтому фонды и автономные некоммерческие организации относятся к кибернетическим системам управления с одноуровневой обратной связью, т. е. к слабо адаптивным системам.

Общественные и религиозные организации (некоммерческие организации).

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют

прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы [6, ст. 117].

Общественные и религиозные организации являются кибернетическими системами. На первый взгляд здесь заложен механизм самоорганизации, так как это добровольное объединение граждан. На практике, общественные и религиозные организации являются очень жесткими вертикальными системами управления, где их члены не могут изменять правила, например, политические партии.

Дело в том, что правила таких организаций формируются их идеологами/учредителями (конструктором), которые определяют цель, эталон деятельности. Органом управления являются руководящие органы, которые формируются учредителями, а члены представляют не что иное как объект управления, объект воздействия. Фактически члены общественных и религиозных организаций на свои членские взносы получают от организации определенные услуги. Но члены общественных и религиозных организаций не могут изменять правила этих организаций.

Обратная связь является внутренней по отношению к органам управления, идет от членов организации к органам управления.

Общественные и религиозные организации имеют одноуровневую обратную связь (хотя возможна и двухуровневая обратная связь, что повышает адаптивность организации, но это во многом зависит от личности лидера организации).

Перечисленные выше организационноправовые формы диктуют институциональную структуру фирмы, соответствующую кибернетическим системам управления с одноуровневой обратной связью, что приводит к слабой адаптации этих организаций.

Обратная связь с органом управления является внешней относительно таких организаций, как учреждения, унитарные предприятия, фонды, автономные некоммерческие организации. Именно этот аспект влияет на то, что все перечисленные выше организации относятся к кибернетическим системам управления с одноуровневой обратной связью.

Общественные и религиозные организации имеют внутреннюю обратную связь, которая является одноуровневой либо двухуровневой в зависимости от идеолога, лидера организации. Общественные и религиозные организации хотя и являются кибернетическими системами, но лучше адаптируются, чем организации с внешней обратной связью.

Кибернетические организации вполне нормально функционируют в статичной среде. Но так как экономика сегодня является быстро изменяющейся системой, то для эффективного функционирования таких организаций, особенно унитарных предприятий (являющихся коммерческими организациями), нужно создавать специальные условия, ограждающие их от внешних и внутренних воздействий.

Системы управления с двухуровневой обратной связью (адаптивные системы).

Общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (коммерческие организации).

Общество с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов [6, ст. 87].

ООО в большей степени соответствует адаптивной кибернетической системе управления.

Орган управления - это исполнительный орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью, например, исполнительный директор.

Исполнительный механизм - это наемные работники предприятия, они вступают во взаимодействие, на выходе - товар или услуга.

ООО может иметь двухуровневую отрицательную обратную связь. Текущая обратная связь - это связь между производством и исполнительными органами. Стратегическая обратная связь (отвечающая за адаптацию) может осуществляться общим собранием участников общества.

На практике в ООО орган управления и общее собрание могут совпадать из-за небольшого числа участников, тогда текущая и стратегическая обратная связь сливаются. Тем не менее ООО является адаптивной системой.

О самоорганизации здесь сложно говорить, так как элементы-работники не имеют права принимать решение об изменении правил-институтов. Работники могут только вносить информацию к рассмотрению.

Так как основное различие общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью в размерах ответственности собственников по обязатель-

ствам, то в целом их возможности по адаптации совпадают.

Открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество (коммерческие организации).

Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций [6, ст. 96].

Акционерное общество соответствует адаптивной кибернетической системе управления. Акционерное общество имеет более сложную структуру управления, чем общество с ограниченной ответственностью.

В текущей структуре орган управления -это правление и/или генеральный директор, элементами являются наемные работники общества, которые взаимодействуют и производят товар/услугу.

В переменной структуре - общее собрание акционеров, совет директоров, они имеют право изменять текущие правила общества.

Следовательно, способность к адаптации будет зависеть от деятельности совета директоров и общего собрания.

На практике акционеры часто заинтересованы в получении стабильных дивидендов и в росте цен на акции, но не в управлении. Поэтому акционеры могут передавать определенные права по изменению правил работникам (топ-менеджерам). Уровень адаптации при этом может повыситься, так как здесь за изменение правил частично будут отвечать сами элементы (работники). Но это еще не самоорганизующаяся система.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (осуществляющий наем рабочей силы).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [6, ст. 23].

Здесь мы рассматриваем предпринимателя, нанимающего работников. В этом случае он образует кибернетическую адаптивную систему управления.

Индивидуальный предприниматель не является фирмой, но в данную классификацию его целесообразно включить, так как в экономике он выполняет те же функции, что и фирма.

В системе отношений «предприниматель

- работники» органом управления является

предприниматель, элементами - работники, обратная связь также осуществляется самим предпринимателем. Мы можем говорить о наличии двухуровневой обратной связи и, следовательно, об адаптивной системе, так как предприниматель может изменять правила своей деятельности, адаптируясь к изменениям. В отношениях предприниматель - работники выстраивается очень жесткая вертикальная система прямых связей, ни о какой самоорганизации работников, участии работников в изменении правил речи не идет.

Тем не менее предприниматель всегда быстро реагирует на изменения, так как держит в своих руках и прямые, и обратные связи.

Полное товарищество и товарищество на вере (коммерческие организации).

Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом [6, ст. 69].

Товарищество, которое нанимает работников, можно отнести к кибернетической адаптивной системе управления. Органом управления являются товарищи, элементами - работники. Работники не участвуют в обратной связи, не изменяют правила, поэтому товарищество является кибернетической системой. Участники товарищества (товарищи) могут изменять правила, т. е. возможна двухуровневая обратная связь, что делает систему адаптивной. Возможности по адаптации полного товарищества и товарищества на вере в целом совпадают.

Общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества, товарищества имеют внутренние обратные связи (относительно своих органов управления). Текущая обратная связь осуществляется исполнительными органами, которые подчиняются собственникам предприятия. Собственники непосредственно участвуют в стратегической обратной связи, изменяют правила, адаптируют организацию к изменениям. Работники не участвуют в стратегической обратной связи.

Акционерное общество имеет более адаптивную структуру, чем общество с ограниченной ответственностью, так как обязательно имеет два уровня обратных связей.

Отдельно стоит индивидуальный предприниматель, нанимающий рабочую силу, - он все обратные связи осуществляет через себя,

но его работники, как правило, не участвуют в изменении правил.

В целом общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества, индивидуальных предпринимателей, товарищества можно отнести к адаптивным кибернетическим системам управления.

Самоорганизующиеся системы.

Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (не нанимающий рабочую силу).

Здесь мы рассматриваем только предпринимателя, не нанимающего работников, иначе он, как уже говорилось выше, образует адаптивную кибернетическую систему.

Индивидуальный предприниматель -«одиночка» - сам определяет правила своей деятельности, сам себе есть текущая и стратегическая обратная связь, сам изменяет правила своей деятельности. Следовательно, такой предприниматель является самоорганизующейся системой, высоко адаптивной к изменяющимся условиям.

Индивидуальный предприниматель ограничен в ресурсах, например, по сравнению с возможностями акционерного общества, что снижает его возможности к адаптации. С другой стороны, так как предприниматель сам изменяет правила, по которым он работает, то это существенно повышает скорость его адаптации.

Полное товарищество и товарищество на вере (не нанимающие рабочую силу).

Если же товарищество не имеет работников и представляет собой объединение предпринимателей, то его можно отнести к самоорганизующейся системе. В этом случае элементами являются участники товарищества (полные товарищи), они же образуют и текущую, и стратегическую обратную связь. Таким образом, элементы-товарищи могут изменять правила фирмы, что делает ее высоко адаптивной.

Но так как полные товарищи несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, то между товарищами должна быть очень высокая степень доверия. Это порождает узкий круг участников и, следовательно, ограничивает товарищество в ресурсах и ограничивает возможности по адаптации.

Рабочее акционерное общество.

Мы можем говорить о рабочей акционерной собственности, когда акции фирмы принадлежат только работникам предприятия.

Структура управления рабочего акционерного общества та же, что и обычного акцио-

нерного общества. Но в рабочем акционерном обществе работники (элементы системы) могут участвовать в стратегической обратной связи, изменять текущие правила посредством участия в общем собрании акционеров, в совете директоров.

Между рабочей акционерной собственностью и обычным акционерным обществом может быть множество промежуточных состояний, когда акциями владеет только часть работников. Такое общество может быть ближе к кибернетической системе или к самоорганизующейся системе.

На практике работники, как правило, владеют слишком малым количеством акций и не могут участвовать в изменении правил, не обладают для этого достаточной компетенцией, заинтересованы только в дивидендах. А крупные владельцы акций используют акции лишь как дополнительный инструмент влияния на работников.

Производственный кооператив и потребительский кооператив.

Производственный кооператив (коммерческая организация).

Потребительский кооператив (некоммерческая организация).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов [6, ст. 107].

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов [6, ст. 116].

И производственный кооператив, и потребительский кооператив можно отнести к самоорганизующимся системам.

Члены (участники) кооператива (в отличие от акционерного общества) принимают непосредственное участие в его деятельности (паевой фонд формируется не только из денег, но и из работ пайщиков), т. е. являются его элементами. Кооперация подразумевает и личное трудовое участие членов кооператива.

Наемные работники кооператива также являются элементами кооператива. Не всегда работники являются членами кооператива, что снижает возможности самоорганизации. Но

основной результат кооператива складывается не из деятельности наемных работников, а из деятельности пайщиков.

Текущая обратная связь осуществляется правлением кооператива и (или) его председателем. В производственном кооперативе правление обязательно выбирается из числа членов кооператива, в потребительском кооперативе - это могут быть работники либо члены кооператива.

Стратегическая обратная связь осуществляется общим собранием членов кооператива и наблюдательным советом. Общее собрание и наблюдательный совет состоят из членов кооператива, а члены кооператива являются его элементами. Следовательно, стратегическую обратную связь (а в производственном кооперативе еще и текущую обратную связь) осуществляют члены кооператива - такая система является самоорганизующейся.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), некоммерческое партнёрство (некоммерческие организации).

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций [7, ст. 11].

Некоммерческим партнёрством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства [7, ст. 8].

Ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства соответствуют самоорганизующимся системам.

Элементами ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств являются их участники (члены). Именно члены создают основной результат деятельности этих организаций.

Наемные работники, которые также являются элементами, не участвуют в обратной связи, что может снижать способность к самоорганизации. Но наемные работники ассоциа-

ций, союзов и некоммерческих партнерств (в отличие от хозяйственных обществ, товариществ) играют вспомогательную роль в деятельности организации.

Из членов же формируются и отрицательная обратная связь.

Текущая обратная связь осуществляется исполнительным органом управления (колле -гиальным и/или единоличным).

Стратегическая обратная связь осуществляется общим собранием членов и постоянно действующим коллегиальным высшим органом управления.

И общее собрание, и коллегиальный высший орган управления состоят из членов (элементов) ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств.

Следовательно, стратегическая обратная связь осуществляется самими элементами системы (членами организации), что обеспечивает самоорганизацию ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств.

К самоорганизующимся системам относятся и коммерческие, и некоммерческие организации, в том числе производственные и потребительские кооперативы, ассоциации и

союзы, некоммерческие партнерства, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, товарищества, рабочие акционерные общества.

Большинство этих организаций основано на членстве. Организации являются открытыми: члены могут вступать и выходить из организации.

Члены/участники организаций (элементы системы) участвуют в стратегической обратной связи, т. е. участвуют в изменении правил организации. А в кооперативах члены могут непосредственно участвовать ещё и в текущей обратной связи, что делает их самыми адаптивными из всех перечисленных систем.

Кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, индивидуальные предприниматели, товарищества, рабочие акционерные общества являются высоко адаптивными системами.

Карта фирм по их возможностям к адаптации.

Таким образом, на основе проведенного исследования мы можем составить карту организационно-правовых форм с точки зрения их адаптации и самоорганизации (рис. 4).

Коммерческие организации

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью

Акцио-

нерные

общест-

ва

Индивидуальные предприниматели, товарищества, рабочие акционерные общества

Производствен-ные кооперативы

1 г Г Ч Г ' Г ' г Л г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слабо адаптивные системы (кибернетические системы управления с одноуровневой обратной связью) Адаптивные системы управления (кибернетические системы управления с двухуровневой обратной связью) Высоко адаптивные системы (самоорганизующиеся системы)

А і к к, к к к і

Учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации

Общественные и религиозные организации

Потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства

Некоммерческие организации

Рис. 4. Карта организационно-правовых форм предприятий по их возможностям к адаптации

Исходя из построенной карты фирм, можно сделать следующие выводы:

• способность к адаптации не зависит от того, нацелена фирма на получение прибыли или нет: самоорганизующимися (т. е. высоко адаптивными системами) могут быть как

коммерческие, так и некоммерческие организации;

• унитарные предприятия и государственные учреждения представляют собой слабо адаптивные кибернетические системы, которые эффективны в закрытой и/или статичной

среде. Это обусловливает необходимость создания для государственных организаций специальных стабильных условий;

• все коммерческие организации, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, являются либо адаптивными кибернетическими системами, либо самоорганизующимися системами. Причина этого, видимо, в необходимости выживания на динамичном рынке. Если унитарные предприятия в какой-то степени защищены от внешних воздействий государством, то частные коммерческие предприятия вынуждены быть адаптивными;

• индивидуальные предприниматели и товарищества могут быть как адаптивными кибернетическими системами, так и самоорганизующимися системами, в зависимости от того нанимается или нет рабочая сила, участвуют или не участвуют работники в изменении правил;

• самоорганизующиеся организации в основном основаны на членстве. Самоорганизация достигается путем участия членов организации в изменении правил, в адаптации организации;

• самыми адаптивными и в чистом виде самоорганизующимися системами (особенно это касается коммерческих организаций) являются кооперативы. Но сегодня в РФ, в от-

личие от дореволюционной России, кооперативы не имеют широкого распространения, это делает актуальным вопрос о восстановлении кооперативного движения в обществе, а следовательно, о повышении его адаптивности.

1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А.Н. Нестеренко; под ред. Б.З. Мильнера. - М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.

2. Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. - Минск: Выс. шк., 1986. - 223 с.

3. Энциклопедия кибернетики: в 2 т. / под ред. В.М. Глушкова. - Киев, 1975. - Т. 2. -608 с.

4. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: учеб. для вузов. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 343 с.

5. Фомин Э.В., Фомина Ю.А. Электронный товарный рынок: монография. - Омск: Изд-во «Русь», 2008. - 248 с.

6. Гражданский кодекс РФ. - Ч. 1. № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. // Правовая справочноинформационная система «Консультант Плюс».

7. Федеральный закон о некоммерческих организациях. № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.