Научная статья на тему 'Правовой статус общественных объединений в Российской Федерациии'

Правовой статус общественных объединений в Российской Федерациии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9226
995
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ БАЗА / СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАН ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / FRAMEWORK / METHODS OF FORMATION / ASSOCIATIONS / NGO / SOCIAL MOVEMENT / THE PUBLIC FUND / A PUBLIC INSTITUTION / A BODY OF PUBLIC INITIATIVE / POLITICAL PARTIES / CIVIL SOCIETY / RULE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеломенцев Виталий Николаевич

Рассмотрена нормативно-правовая база и способы формирования общественных объединений и организаций. Обосновано, что данная деятельность непосредственно связана со становлением гражданского общества и правового государства. Доказано, что организованно выражая интересы россиян, общественные объединения являются важным социальным партнером органов государственной и муниципальной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article traces the normative legal framework, as well as methods of forming associations and organizations. This activity is directly related with the development of civil societies and the rule of law, and, possessing considerable intellectual, professional, and organized political potential representing the interests of the Russians, these associations are an important social partner of the state and municipal authorities, and the whole state of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Правовой статус общественных объединений в Российской Федерациии»

УДК 316:32

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Н. ШЕЛОМЕНЦЕВ

Рассмотрена нормативно-правовая база и способы формирования общественных объединений и организаций. Обосновано, что данная деятельность непосредственно связана со становлением гражданского общества и правового государства. Доказано, что организованно выражая интересы россиян, общественные объединения являются важным социальным партнером органов государственной и муниципальной власти.

Ключевые слова: правовая база, способы формирования, общественные объединения, общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия, гражданское общество, правовое государство.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица [3, с. 5]. В Конституции Российской Федерации в ст. 30 записано: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности. Общественные объединения создаются гражданами без предварительного разрешения государственных органов и органов местного самоуправления, им гарантируется свобода организационной деятельности, право самостоятельно принимать уставы, предусматривающие условия членства и порядок выхода из объединения, избирать свои руководящие органы, распоряжаться своей собственностью, самостоятельно осуществлять деятельность, право реорганизации и самороспуска. Гарантией свободы деятельности общественных объединений также является возможность вступать в международные неправительственные объединения, осуществлять международные связи, заключать договора. Основополагающие документы международных общественных объединений регистрируются в том же порядке, что и федеральных общественных объединений.

Согласно ст. 1, ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», предметом регулирования данного Закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, они могут состоять учредителями, членами и участниками общественных объединений; допускается создание и деятельность на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, гарантируется правовая защита национальных, культурных обществ, находящихся на территории России, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

С позиций грамматического толкования норм, определяющих понятие, элементы и сущность общественных объединений, можно сделать вывод о том, что предметом регулирования являются:

• общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, некоммерческие организации;

• общественные отношения, возникающие в связи с особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, некоммерческих организаций в Российской Федерации.

Согласно законодательным нормам, прописанным в федеральных законах об общественных объединениях, о политических партиях, профессиональных союзах, о некоммерческих организациях, к предмету их регулирования относятся особенности реализации права граждан на объединение. Так, предметом регулирования Федерального закона «О некоммерческих организациях» в ст. 1, ст. 15 является правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации этих организаций как юридических лиц, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы, составляют предмет регулирования Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., № 10-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ).

Однако с точки зрения системного толкования текста законов общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права состоять в различных видах общественных объединений, исчерпываются особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации этих объединений. При этом важно подчеркнуть, что понятие, элементы и сущность общественных объединений, относящиеся к предмету регулирования Федерального закона «Об общественных объединениях», не должны выходить за пределы правовых норм, закрепленных в соответствующих положениях Конституции Российской Федерации.

Сфера действия Федерального закона «Об общественных объединениях» не распространяется на религиозные организации, на коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы [3, ст. 2]. В остальных случаях действие Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан Российской Федерации, и их структурные подразделения, а также на организации, отделения, филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения, а также вступать в них на условиях соблюдения норм их уставов. Добровольность и свобода пребывания в общественном объединении гарантируется Конституцией Российской Федерации. Также в соответствии с п. 2 ст. 30 Конституции РФ, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Создаваемые гражданами общественные объединения регистрируются в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и начинают функционировать с приобретением прав юридического лица - обладать обособленным имуществом, либо без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами и участниками молодежных объединений - граждане, достигшие 14 лет, детских - достигшие 8 лет, а также юридические лица - общественные объединения, если иное не предусмотрено федеральными законами; условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяется уставами соответствующих общественных объединений [3, ст. 19].

Граждане, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую, профессиональную деятельность, имеют право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзными делами и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения. Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных Федеральными законами или международными договорами Российской Федерации [6, ст. 2]. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принадлежность или не принадлежность к профсоюзам не влечет какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на объединение в некоммерческие организации. Ст. 2 федерального закона «О некоммерческих организациях» следующим образом определила некоммерческую организацию: «Организация, не имеющая своей целью извлечение прибыли в качестве основной задачи своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между ее участниками». Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями которой не являются государственные органы. Некоммерческие организации, согласно Федерального закона «О некоммерческих организациях», могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных объединений, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства [5, ст. 2].

Гражданин при условии выполнения им обязанностей, возложенных законом и уставом общественного объединения, в равных правах может участвовать в деятельности объединения, независимо от его организационно-правовой формы. Запрещено вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, как и вмешательство последних в деятельность государственных органов.

В целях более полного обеспечения взаимодействия граждан с федеральными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, учета потребностей и интересов граждан, защиты прав и свобод граждан и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти всех уровней был разработан, принят и вступил в законную силу Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г., в котором определены правовые основы, назначение и функции данного органа. «Общественная палата РФ сформирована на основе добро-

вольного участия в ее деятельности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций» [7, ст. 1].

Общественные объединения способствуют более полной реализации прав и законных интересов граждан. Право граждан на общественные объединения записано в ст. 30 Конституции РФ, а также в ст. 13, закрепляющей принципы идеологического и политического многообразия, что позволяет гражданам создавать общественные объединения в соответствии со своими убеждениями. Действующее законодательство вводит ограничения на членство в общественных объединениях для определенных категорий граждан, а также запрещает одновременное членство в двух и более партиях. Кроме того, вступление в общественное объединение может быть ограничено определенными условиями, зафиксированными в его уставе, в частности, и возрастным цензом [4, П. 6, ст. 23].

Право на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания и деятельности регулируется Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации, другими правовыми актами.

Рассмотрим ряд федеральных законов, которые более полно раскрывают нормативно-правовую базу деятельности отдельных видов общественных объединений. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ, действие которого распространяется на всю территорию Российской Федерации, эта категория граждан имеет право без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления создавать на добровольной основе общественные объединения работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечения участия работодателей в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и экономических отношений. Объединение работодателей - это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей - юридических и физических лиц. Такие организации могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам [8].

Важнейшее значение имеет Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Согласно ст. 8 данного Закона, организация общин - общественных объединений малочисленных народов - создается на принципе добровольности по инициативе лиц, относящихся к этим народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления или записи в протоколе общего собрания членов объединения. Общины действуют без ограничения срока, если иное не установлено учредительными документами. Учредителями могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам. Число учредителей не может быть менее трех; ими не могут являться иностранные граждане и лица без гражданства. Не могут быть учредителями органы государственной власти любого уровня и местного самоуправления, их должностные лица.

В последнее время в Российской Федерации все более значительные масштабы приобретает благотворительная деятельность и, соответственно, создаются благотворительные организации в рамках общественных объединений. Их правовое регулирование осуществляется на основе Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2010 г. № 383 - ФЗ). В соответствии с Законом, благотворительная деятельность выполняется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физиче-

ских или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы [9, ст. 2].

Несомненно, в реализации молодежной политики в стране значительный потенциал заложен в Федеральном законе от 28 июня 1995 г. № 98-Ф3 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (с изменениями от 01 июля 2011 г. № 169 - ФЗ). В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки этих общественных объединений на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, выделяемых на эти цели. Под государственной поддержкой этих объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами власти в области государственной молодежной политики в целях обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Направление, поддержки, приоритеты государственной молодежной политики определяются Президентом Российской Федерации.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» в ст. 7 содержит классификацию таких объединений по их организационно-правовой форме, это:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, осуществляющее совместную деятельность по защите общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть как физические, так и юридические лица» [3, ст. 8]. Характерным примером общественной организации может служить профессиональный союз.

Общественной организации присущи определенные признаки: обязательное членство, наличие членских билетов, уплата членских взносов; наличие обособленного имущества необходимо для государственной регистрации и получения статуса юридического лица. Общественные организации - некоммерческие объединения - вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации с разрешения учредителей и в соответствии с основополагающими документами лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно действующему законодательству, в крупных общественных организациях юридическими лицами признаются как организация в целом, так и ее территориальные подразделения. Общественные организации создаются по инициативе не менее трех граждан, но Федеральный закон «Об общественных объединениях» (ст. 6, ст. 18), допускает присутствие в числе их учредителей и участников юридических лиц, но только тех, которые сами являются общественными объединениями. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности [3, ст. 19]. Учредительным документом общественной организации является ее устав, утвержденный учредителями и зарегистрированный в органах юстиции. Источником образования имущества общественной организации являются вступительные и членские взносы участников, добровольные пожертвования и доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники общественных организаций не отвечают по обязательствам общественных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественные организации обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям, информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Участники общественной организации имеют равные права и обязанности; высшим органом управления является съезд или общее собрание, которые избирают подотчетные им исполнительные органы и имеют исключительную компетенцию, определенную Законом и уставом.

«Общественным движением является состоящее из участников массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения» [3, ст. 9]. Общественное движение объединяет совместные действия различных партий, групп, которые объединены общей целью - изменить свое положение в обществе посредством реформ, либо участием в выборах для достижения политической власти и самореализации. Примером общественного движения может служить «Единая Россия».

Руководящим органом общественного движения является съезд или общее собрание, постоянно действующим органом - исполнительный орган, подотчетный съезду или общему собранию. Если происходит государственная регистрация общественного движения, его постоянно действующий исполнительный орган получает права юридического лица и от имени общественного движения исполняет его обязанности в соответствии с уставом и федеральными законами. Основаниями для возникновения движения считаются социальная дезорганизация, конфликты и недовольства, изменение системы ценностей, побуждающее определенную часть общества прибегать к данной форме организации, а в случае нарастания общественного напряжения объединяться в движения. Типы движений: реформаторские, профессиональные, молодежные, женские [12, ст. 9]. Имущество, передаваемое общественному движению его членами, составляет его собственность; члены общественного движения не отвечают по его обязательствам, а общественное движение не отвечает по обязательствам своих членов.

«Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющий членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества в общественно полезные цели. Учредители и управляющие общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах» [3, ст. 10]. Одним из примеров организационной структуры, которая характеризует общественный фонд - является «Негосударственный пенсионный фонд».

Фонд - некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд могут учреждать как граждане, так и юридические лица. Имущество, передаваемое в его распоряжение его учредителями, является собственностью фонда. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или принимать участие в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, для него характерны публичность и открытость деятельности.

Учредителями фонда могут выступать любые субъекты правоотношений; при этом допускается наличие одного учредителя. Учредители обязаны внести имущественный взнос в уставной капитал фонда. Для контроля за целевым использованием имущества, в нем должен быть создан попечительский совет фонда, в котором образуется коллегиальный и единоличный орга-

ны, назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительскими органами. Порядок управления и формирования органов фонда определяются его уставом.

«Общественным учреждением является не имеющее членства объединение, ставящее целью оказание конкретных видов услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения» [3, ст. 11]. Некоммерческая организация в форме учреждения - единственная в гражданском законодательстве, не являющаяся собственником, находящегося в ее распоряжении имущества; право учреждения на закрепленное за ним имущество определяется учредителем - собственником. Создать некоммерческую организацию в форме учреждения может любой собственник: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, юридические лица и граждане. Наиболее распространенные виды - государственные и муниципальные учреждения: управленческие, медицинские, учреждения просвещения, вузы. Учреждения создаются решением соответствующего собственника или уполномоченного им органа, либо нескольких собственников и действуют на основании зарегистрированного устава или положения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем. В некоторых видах учреждений действуют коллегиальные исполнительные органы; в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися его учредителями.

Учреждение обычно финансируется собственником по смете, в которой фиксируются направления расходования и размеры выделяемых ему собственных сумм. В связи с этим, права учреждения на закрепленное за ним имущество собственника носят ограниченный характер и определяются непосредственно ст. 296 Гражданского кодекса РФ, а отчуждение или иное распоряжение данным имуществом без согласия собственника невозможно (п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса РФ). В силу этого, участие учреждения в имущественном обороте обычно происходит в весьма узких пределах. В отличие от других видов юридических лиц, учреждение отвечает перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии которых наступает неограниченная ответственность их собственников - учредителей [5, п. 2, ст. 9].

«Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания» [3, ст. 12]. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей и не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности, данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

«Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, а также осуществляющее представительство интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления» [4, ст. 3]. Партии являются разновидностью такой формы общественного объединения, как общественная организация, основанная на членстве. Особенность партии как специфического вида объединения заключается в сочетании в их организационном строении двух законодательных норм. Партия является объединением граждан, учредителями, членами и участниками которых являются граждане, кроме иностранцев, в отличие от других общественных объединений, где учредителями, членами и участниками могут являться и физические, и юридические лица. Эти нормы соответствуют ст. 16 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [13, с. 543], в соответствии с которой принявшие

ее стороны имеют право вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев. Конституция РФ в п. 3 ст. 62 определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных федеральными законами и, следовательно, Федеральный закон «О политических партиях» запрещает членство в партии таких лиц. Право на объединение в политические партии трактуется, как право гражданина, но не право человека.

Конституция Российской Федерации в ст. 32 закрепляет правовые основания для ограничения круга субъектов права на объединение в партии, где право избирать и быть избранными в органы государственной власти предоставляется только гражданам Российской Федерации. Отличительные черты политической партии связаны с целями, которые она преследует, в соответствии с федеральным законодательством, программой и уставом партии. Такими целями являются формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; обеспечение участия граждан в политической жизни посредством общественных и политических акций, участие граждан в выборах и референдумах; представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Первостепенное значение имеет участие партии в выборах; не участвующие в выборах в течение пяти лет подряд партии ликвидируются по решению Верховного Суда Российской Федерации как утратившие свой статус, согласно п. 2 ст. 37 Закона «О политических партиях».

Общественные объединения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать союзы (ассоциации) объединений, тем самым, образуя новые общественные объединения [3, ст. 13]. Союзы (ассоциации) не являются самостоятельной организационно-правовой формой общественных объединений; вопрос об их статусе должен решаться совместно всеми участниками ассоциаций и закрепляться в их уставах; в уставах также определяется, являются ли структурные подразделения объединений, одновременно, и структурными подразделениями ассоциации. Ассоциация регистрируется как общероссийская, если региональные объединения, вошедшие в нее, имеются в более чем в половине субъектов Российской Федерации; при ином количественном составе ассоциация признается межрегиональный.

Ассоциация является некоммерческой организацией, образованной несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах. Физические лица и государство в таких объединениях не могут участвовать в качестве учредителей ассоциаций и союзов, но вправе выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем первые организации могут объединяться со вторыми. Ассоциации создаются на добровольной основе; внутри нее ее члены сохраняют самостоятельность и права юридических лиц. Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор, подписанный ее членами, а также утвержденный ими устав. Как некоммерческая организация, ассоциация самостоятельно не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и финансируется участниками входящих в нее объединений. Ассоциация (союз) выступает собственником имущества, переданного ей учредителями, а также приобретенного по другим основаниям. Каждый член ассоциации имеет право выхода из объединения по своему усмотрению, но только после окончания финансового года, продолжительность которого устанавливается учредительными документами.

Особый интерес представляет формирование в каждом субъекте Российской Федерации Ассоциаций Советов муниципальных образований, сочетающих элементы общественной самодеятельности и публичной власти. Обладая значительным интеллектуальным, профессиональным, политическим потенциалом и организованно выражая интересы россиян, данные общественные объединения являются важным социальным партнером органов государственной и муниципальной власти и, в целом, государственности Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации сегодня насчитывается от нескольких десятков до нескольких сотен зарегистрированных общественных объединений, в том числе десятки политических формирований (партий, движений).

Общество становится гражданским, когда в нем признается ценность гражданина, личности, а государству отводится роль средства для развития человека. Понимание всего комплекса отношений этих субъектов политики означает способность общественной системы к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобрела именно для России, переживающей переходный период, когда формирование новой государственности и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов юридических, социального и политического процессов. Гражданское общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, в которой обязательно существует механизм «сдержек и противовесов» всех ветвей власти, поэтому она развивается в благоприятных условиях. В большей мере эти условия создает само общество через государство или вопреки ему. Через государство - путем принятия необходимых законов, формирования демократических государственных структур, строгого соблюдения государством общепринятых демократических норм и процедур.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: принята на референдуме 12 декабря 1993 г. С учетом поправок, внесенных законами РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г, № 52-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 2011 г. № 337-ФЗ). - М., 2012.

3. Об общественных объединениях: Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01 июля 2011 г. № 169-ФЗ). - М., 2012.

4. О политических партиях: Федер. закон РФ от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 08 декабря 2011 г. № 421-ФЗ). - М., 2012.

5. О некоммерческих организациях: Федер. закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 16 ноября 2011 г. № 317-ФЗ. - Официальный интернет-портал правовой информации URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.11.2011).

6. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федер. закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ. (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ). - М., 2012.

7. Об Общественной палате Российской Федерации: Федер. закон от 4 апреля 2005 г. № 31-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 06 декабря 2011 г. № 411-ФЗ). - М., 2012.

8. Об объединениях работодателей: Федер. закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 01 декабря 2007 г. № 307-ФЗ). - М., 2012.

9. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (с изменениями от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ). - М., 2012.

10. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федер. закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (с изменениями от 02 февраля 2006 г. №19-ФЗ). - М., 2012.

11. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-Ф3 (с изменениями от 01 июля 2011 г. № 169-ФЗ). - М., 2011.

12. Об общественных объединениях: комментарии к Федер. закону / под ред. И. Шкатулла. - М.: Юстицинформ, 2003.

13. Международные акты о правах человека: сб. документов. - М., 2012.

THE LEGAL STATUS OF PUBLIC ASSOCIATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Shelomentsev V.N.

The article traces the normative - legal framework, as well as methods of forming associations and organizations. This activity is directly related with the development of civil societies and the rule of law, and, possessing considerable intellectual, professional, and organized political potential representing the interests of the Russians, these associations are an important social partner of the state and municipal authorities, and the whole state of the Russian Federation.

Key words: framework, methods of formation, associations, NGO, social movement, the public fund, a public institution, a body of public initiative, political parties, civil society, rule of law.

Сведения об авторе

Шеломенцев Виталий Николаевич, 1957 г.р., окончил Российскую Академию государственной службы при Президенте РФ (1996), доктор юридических наук, профессор, почетный работник водного транспорта, директор юридического института МГАВТ, автор более 80 работ, область научных интересов — конституционное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.