Научная статья на тему 'Роль независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности для развития системы высшего образования и повышения глобальной конкурентоспособности российского образования'

Роль независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности для развития системы высшего образования и повышения глобальной конкурентоспособности российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНОЙ И ПРАВОВОЙ БАЗЫ / РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ПРОЦЕДУРУ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / В ТОМ ЧИСЛЕ / В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБИРОВАНИЯ МОДЕЛИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGHER EDUCATION / AN INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT / CRITERIA FOR AN INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменева Елена Григорьевна, Кирдяшова Евгения Васильевна, Шмакова Елена Германовна, Быстрова Лариса Ивановна, Зырянов Владимир Васильевич

В статье представлены описание существующей нормативной и правовой базы, регламентирующей процедуру проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, в том числе, в образовательных организациях высшего образования, а также некоторые результаты апробирования модели независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменева Елена Григорьевна, Кирдяшова Евгения Васильевна, Шмакова Елена Германовна, Быстрова Лариса Ивановна, Зырянов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF AN INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT FOR THE HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT AND THE RUSSIAN EDUCATION COMPETITIVENESS ADVANCE

The article represents the regulations on an independent education conditions quality assessment in higher education institutions, and the results of approbation the model of an independent education conditions quality assessment.

Текст научной работы на тему «Роль независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности для развития системы высшего образования и повышения глобальной конкурентоспособности российского образования»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Каменева Елена Григорьевна,

Оренбургский государственный педагогический университет, проректор, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected] Кирдяшова Евгения Васильевна,

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,

директор центра, доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент,

[email protected]

Шмакова Елена Германовна,

Российский государственный социальный университет,

декан факультета, кандидат технических наук, [email protected]

Быстрова Лариса Ивановна,

Российский государственный социальный университет,

доцент кафедры, кандидат философских наук, доцент, [email protected]

Зырянов Владимир Васильевич,

Донской государственный технический университет,

заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор, [email protected] Оганесян Арман Самвелович,

Российский государственный социальный университет, руководитель центра, [email protected] Ревняков Григорий Васильевич,

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,

руководитель центра, кандидат экономических наук, [email protected]

Соболев Александр Евгеньевич,

Тверской государственный технический университет,

доцент кафедры, кандидат химических наук, доцент, [email protected]

Ляукина Гульнара Альбертовна,

Казанский государственный энергетический университет, начальник управления, [email protected] Хорват Дмитрий Александрович,

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», начальник управления, кандидат педагогических наук, [email protected]

РОЛЬ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены описание существующей нормативной и правовой базы, регламентирующей процедуру проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности, в том числе, в образовательных организациях высшего образования, а также некоторые результаты апробирования модели независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности. Ключевые слова:

высшее образование; независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности; критерии независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности.

Образовательная политика - ключевой компонент политики государства, гарант обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, развития человеческого потенциала, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. В условиях ускорения социального и научно-технического прогресса, широкомасштабного распространения современных технологий, система образования Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и закрепление его высокого статуса в международном образовательном пространстве.

Сегодня, когда мир стремительно меняется, также быстро трансформируется и рынок труда. Переход к цифровым технологиям преобразует все стороны жизни и экономики, требуя от современного человека уже не просто знаний, а специализированных навыков, формирующихся под влиянием перспективного подхода на основе ключевых компетенций XXI века: критического мышления, высокой гибкости способностей к взаимодействию, творческого подхода к решению задач.

Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в сфере образования является повышение доступности качественного образования, формирующего специалистов новой формации, удовлетворяющих требованиям инновационного развития экономики и всех заинтересованных сторон, соответствующего современным потребностям общества и отдельного гражданина.

Высшее образование в мировом пространстве является ключевым фактором развития общества, основанного на знаниях, выступает одним из ключевых институтов, поддерживающих идеологию и единство нации, кроме того, служит основой научного развития государства, его экономической и политической безопасности. Вопросы эффективной организации системы высшего образования Российской Федерации всегда являлись актуальными, поскольку эта система как органическая часть государственной экономики, оперативно реагируя на ее структурные изменения, служит системообразующим фактором стратегии развития государства, являясь в то же время, как компонентом его инвестиционной привлекательности, так и основой национальной безопасности.

В современной действительности, когда стратегия «образования на протяжении жизни» становится основным способом карьерного роста и профессионального самоутверждения личности, когда прорывные технологии и цифровизация как катализатор инновационных процессов в большинстве отраслей ориентирует образование на реализацию современных педагогических концепций и приводит к радикальным изменениям и его коренной, качественной перестройке, востребованность образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего образования, становится одним из критериев оценки качества образования и в конечном итоге одним из показателей социально-экономического уровня развития страны [1].

Качество как категория является ключевой в парадигме современного управления организацией и влияет на цивилизационно-экономическое развитие человечества. Качество высшего образования как основная движущая сила появления нового поколения знаний в немалой степени определяет то, каким будет дальнейшее научно-техническое развитие российского общества, а в условиях широкого внедрения инноваций и цифровых технологий в производственный процесс становится основополагающим в формировании базы экономического развития и стабильности Российской Федерации. Для обеспечения эффективности процесса повышения качества российского высшего образования необходимо выстраивать такую систему управления образованием, которая фокусирует внимание всех участников образовательной деятельности и субъектов образовательной политики (абитуриенты, обучающиеся, их родители, государство, образовательные организации, органы власти, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты, представители бизнеса, работодатели) на существенных ее аспектах. Важнейшим элементом такой системы является система контроля и надзора, в основе которой, в том числе, должны лежать объективные результаты независимой оценки качества образования.

Независимая оценка качества образования - это действенный мониторинговый инструмент, включающий независимую оценку качества подготовки обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организацией (далее - НОК УОД) и используемый для совершенствования образовательного процесса, оптимизации принципов организации образовательной деятельности, посредством которого потребители образовательных услуг и участники образовательных отношений, полноценно включенные в механизм обратной связи с организациями высшего образования, будут иметь четкие ориентиры, снимающие информационную асимметричность рынка образовательных услуг.

В настоящее время в рамках развития современных механизмов, содержания и технологий высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования реализуются новые организационно-экономические модели и стандарты, происходит совершенствование методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения, при этом отмечается активное наращивание нормативно -законодательной базы, что требует последующей объективной оценки качества образования и представляет собой актуальную проблему, к которой в последнее время отмечается исследовательский интерес.

Цель исследования. Проанализировать степень использования результатов НОК УОД и их влияние на принятие решений в области улучшения качества условий осуществления образовательной деятельности организациями в системе высшего образования. В частности, исследовательский интерес представляет анализ условий осуществления процедур НОК УОД и возможностей использования полученных в ходе НОК УОД результатов для улучшения качества образовательной деятельности на уровне высшего образования.

Материалы исследования. Отправной точкой в сфере независимой оценки качества образования как процедуры внешнего аудита образовательной организации стали Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [5] и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6], а также сформированная по состоянию на 2019 год нормативно-правовая база, регламентирующая процедуры организации и проведения НОК УОД в сфере образования, в том числе высшего образования [4; 9-12].

Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются в целях увеличения эффективности администрирования и принятия управленческих решений в сфере образования, улучшения подготовки обучающихся, преобразования подходов к подготовке и повышению квалификации работников в сфере образования, популяризации действенных моделей организации образовательного процесса, увеличения разнообразия образовательных программ в едином образовательном пространстве, формирования базы нормативных, методических и информационно-аналитических материалов, которая позволит улучшить образовательный процесс и качество подготовки обучающихся.

Основополагающим компонентом системы НОК УОД выступает информация о деятельности организаций высшего образования, в частности, открытые данные, дефицит которых является одной из значимых современных проблем расчета достоверных показателей НОК УОД.

Правительством Российской Федерации обеспечивается доступ в сети Интернет к содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации открытым данным согласно подпункту «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [7].

Активное использование в НОК УОД открытых данных, выступающих универсальным информационным источником различных мониторинговых исследований, проводимых на федеральном уровне в различных сферах, позволяет снизить нагрузку по сбору необходимых сведений с объектов управления в системе высшего образования, ускоряет и оптимизирует процессы сбора и анализа данных, предоставляя дополнительные возможности по улучшению качества образования и вовлечению общественности в эту сферу.

В условиях развития современной цифровой образовательной среды неотъемлемой процедурой НОК УОД в системе высшего образования, направленной на выявление степени соответствия условий деятельности образовательной организации современным стандартам и требованиям, является мониторинг. Начиная с 2016 года, в Российской Федерации в полном соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями проводятся периодические мониторинговые мероприятия в сфере высшего образования.

В системе высшего образования первоисточником сведений выступают сами образовательные организации и результаты опроса потребителей образовательных услуг в конкретной образовательной организации, а все остальные источники транслируют и (или) интерпретируют первичную информацию, которая в дальнейшем может быть оценена как субъективная, зависящая от профессиональной компетентности и степени социальной ответственности авторов ее содержания.

Большие массивы статистической и аналитической информации о состоянии системы высшего образования представлены на сайте Министерства науки и высшего образования [19], где размещены в том числе данные о сфере высшего образования, на сайте Рособрнадзора [20], часть информации о сфере образования имеется в открытом доступе на сайтах Росстата, в частности, в Единой межведомственная информационно-статистической системе [18], на Федеральном портале «Российское образование» [21].

Результаты проведения НОК УОД по критериям оценки: открытость и доступность информации об организации, комфортность условий предоставления услуг, доступность услуг для инвалидов, доброжелательность, вежливость работников организаций,

удовлетворенность условиями оказания услуг, представлены на федеральном портале https://bus.gov.ru/ «Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях», информация на который поступает непосредственно от организаций в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» [14]. Также актуальная информация и аналитические материалы по результатам проведения ежегодных мониторингов эффективности деятельности образовательных организаций, в том числе и высшего образования, отображены на сайте Главного информационно-вычислительного центра Минобрнауки России [3]. Сбор данных и обработка статистической отчетности о системе образования страны, формирование банка данных о состоянии и развитии образования в России и за рубежом на данном ресурсе осуществляется в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» [8]. В частности, в 2020 году также осуществлялся сбор соответствующих данных согласно приказу Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательной организации высшего образования» [17], по результатам которого в открытом доступе будут опубликованы результаты мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2019 год.

Источником первичной информации о деятельности организации высшего образования является ее сайт, который может рассматриваться как объект и один из инструментов НОК УОД, поскольку именно сайт является наиболее востребованным способом передачи информации о деятельности организации, средством демонстрации эффективности ее работы, продвижения образовательных услуг, формирования имиджа образовательной организации. Образовательные организации публикуют на своих официальных сайтах ряд обязательных сведений о своей деятельности, в т.ч. отчет о результатах ежегодного самообследования, согласно Правилам размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации о ней, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №582 [15]. Формат представления подобной информации регулируется Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» [16].

Ежегодно Рособрнадзор, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации проводят мониторинг сайтов образовательных организаций на соответствие нормативным требованиям размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации с последующей публикацией результатов, что в дальнейшем способствует совершенствованию системы информирования потребителей образовательных услуг, обеспечивая тем самым повышение качества представляемых организацией высшего образования образовательных услуг.

Указанные ресурсы являются источниками информации о системе высшего образования, доступ к которой полностью или частично открыт заинтересованным лицам, в том числе субъектам мониторинговых исследований. Однако, в рамках плановых мониторингов официальных сайтов образовательных организаций часто выявляются несоответствия как требованиям указанного выше приказа Рособрнадзора «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [16], так и формату представления на нем соответствующей информации.

Нормативная правовая база, регулирующая сферу высшего образования, претерпевает изменения, что уточняет запрос государства к качеству образовательных услуг, требуя применения единых подходов, механизмов и инструментария оценки их качества, что в дальнейшем позволит системе высшего образования стабильно функционировать и развиваться, в том числе и благодаря результатам НОК УОД.

В контексте проблематики данной статьи интерес вызывают выводы по результатам апробирования модели НОК УОД в рамках пилотного исследования в 50 образовательных организациях общего образования, включая дошкольное, и среднего профессионального образования, осуществленного по заказу Минпросвещения России федеральным оператором в 2019 году.

Во-первых, образовательным организациям следует обратить внимание на предоставление полной информации о своей деятельности на информационных стендах в помещении организации и на официальном сайте организации в Интернете. Важным аспектом является качество и детализация информации, которую образовательные организации представляют в качестве открытых данных, поскольку обобщенные данные на уровне, например, региона не удовлетворяют запросу потребителей образовательных услуг. Необходимо учитывать, например, что материалы публичного доклада и отчета о самообследовании, размещенные на официальном сайте, могут иметь решающее значение для потенциальных потребителей образовательных услуг.

Во-вторых, для совершенствования системы НОК УОД следует изменить подходы к расчету показателей НОК УОД и учитывать специфику деятельности образовательных организаций, их отраслевые особенности, что в дальнейшем позволит определить «узкие места» деятельности образовательной организации и организовать работу по повышению ее конкурентоспособности.

Анализ отдельных критериев НОК УОД свидетельствует о том, что:

• потребители образовательных услуг высоко оценили доброжелательность, вежливость, компетентность работников образовательной организации, а также в целом удовлетворены качеством образовательной деятельности организаций;

• самый высокий балл по показателям, характеризующим доброжелательность, вежливость работников организации получили педагогические и медицинские образовательные организации;

• по показателям, характеризующим открытость и доступность информации об организации, лидерами стали социально-юридические образовательные организации.

В-третьих, система НОК УОД еще не в полной мере преодолела информационную закрытость. Вследствие этого, введение различных инструментов и процедур оценки качества на всех уровнях образования должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи.

В целом, наблюдается рост доверия общества к системе образования, результатам ее деятельности, улучшение имиджа системы образования. Возросли интерес обучающихся и их родителей к жизни образовательной организации, уровень удовлетворенности условиями осуществления организациями образовательной деятельности и как следствие активность обучающихся и представителей общественных организаций в управлении образованием.

Необходимо учитывать, что целью НОК УОД в системе высшего образования является единая система оценки качества подготовки обучающихся, обеспечение гарантий качества образования, выявление и анализ сильных и слабых сторон образовательных программ, оценка результативности программ с точки зрения востребованности выпускников на рынке труда, их трудоустройства и развития карьеры, что оказывается основой формирования рейтинга образовательной организации и реализуемых ею образовательных программ.

Вызовы, которые стоят перед современным обществом, трудно переоценить, так как при одновременно меняющихся технологической парадигме, моделях управления и общественных нормах, происходят масштабные демографические сдвиги, что, безусловно, требует реструктуризации образования, одним из механизмов которой выступает независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Ежегодное проведение НОК УОД организаций высшего образования предоставляет абитуриентам дополнительный инструмент для навигации и одновременно является основой для формирования новых принципов управления образованием - от контроля деятельности образовательных организаций к повышению качества предоставляемых ими образовательных услуг (материально-техническая база, кадровый состав, финансовые вложения, качество образовательных программ в парадигме компетентностного обучения, нацеленного на достижения обучающихся, организация объективной системы оценивания результатов обучения на всех этапах образовательной деятельности). НОК УОД направлено не столько на достижение конкурентного преимущества образовательных организаций, сколько на выявление и распространение лучших практик и механизмов использования открытых данных по мероприятиям, проводимым на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления образованием для поддержки и внедрения инноваций в системе высшего образования, что будет способствовать повышению качества всей национальной системы образования.

Процесс вовлечения общественности в независимую оценку качества условий осуществления деятельности организациями социальной сферы недостаточно обеспечен с методической точки зрения - сейчас участники накапливают опыт взаимодействия друг с другом, что впоследствии позволит результатам НОК УОД стать значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей, общественных организаций, руководителей образовательных организаций, органов управления образованием различных уровней.

Проведение НОК УОД организаций высшего образования предоставит дополнительную возможность определения тенденций развития системы высшего образования, позволит прогнозировать результативную траекторию дальнейшего развития определенного института, академии или университета, кроме того, на федеральном уровне обеспечит принятие обоснованных управленческих решений.

При этом НОК УОД только тогда будет считаться эффективной, если будет способствовать выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса, сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ, повышению качества предоставляемых образовательных услуг, развитию конкурентной образовательной среды [2].

Литература

1. Аржанова И.В. Конкурентоспособность отечественного высшего образования как приоритет его развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. Вып. 151. С. 48-58.

2. Галушка М.А., Закарлюка Д.С. Развитие независимой оценочной системы качества образования в России // Международный студенческий научный вестник. 2018. №1. URL: http://eduherald.ra/ru/article/view?id=18020.

3. Главный информационно-вычислительный центр Минобрнауки России [Электронный ресурс]. URL: https://miccedu.ru/ (дата обращения: 17.04.2020).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. №392-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_284137/ (дата обращения: 13.04.2020).

5. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 14.04.2020).

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.04.2020).

7. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/70170942/ (дата обращения: 14.04.2020).

8. Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. №282-ФЗ // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/12157384/ (дата обращения: 13.04.2020).

9. Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 31.05.2018 №44н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308927/ (дата обращения: 17.04.2020).

10. Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 г. №675н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72008574/ (дата обращения: 17.04.2020).

11. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №30н // Облачный сервис экспертно-правовой поддержки «Контур.Норматив»: [сайт]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=33883 3 (дата обращения: 14.04.2020).

12. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №31н // Облачный сервис экспертно-правовой поддержки «Контур.Норматив»: [сайт]. URL: https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=338825 (дата обращения: 14.04.2020).

13. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. №665 // Облачный сервис экспертно-правовой поддержки «Контур.Норматив»: [сайт]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=346748 (дата обращения: 14.04.2020).

14. Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта [Электронный ресурс]: Приказ Минфина Российской Федерации от 21 июля 2011 г. №86н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/12188232/ (дата обращения: 14.04.2020).

15. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http:// base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 14.04.2020).

16. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. №785 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/70713570/ (дата обращения: 17.04.2020).

17. Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством науки и высшего образования Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 февраля 2020 г. №90 // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. URL: http://base.garant.ru/73698678/ (дата обращения: 17.04.2020).

18. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс] // Единая межведомственная информационно-статистическая система. Государственная статистика: [сайт]. URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 17.04.2020).

19. Сайт Министерства науки и высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (дата обращения: 13.04.2020).

20. Сайт Рособрнадзора [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/opendata/ (дата обращения: 17.04.2020).

21. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/ (дата обращения: 17.04.2020).

Kameneva Elena Grigor evna,

The Orenburg State Pedagogical University,

the Vice Rector, Candidate of Pedagogics, Assistant professor, [email protected]

Kirdyashova Evgeniya VasiVevna,

The Mordovian State University named after N.P. Ogarev,

the Director of the Center, the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, Assistant professor, [email protected] Shmakova Elena Germanovna, The Russian State Social University,

the Dean of the Faculty, Candidate of Technics, [email protected] By 'strova Larisa Ivanovna,

The Russian State Social University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Philosophy, Assistant professor, [email protected]

Zy'ryanov Vladimir VasiVevich,

The Don State Technical University,

the Head of the Chair, Doctor of Technics, Professor, [email protected]

Oganesyan Arman Samvelovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Russian State Social University,

the Head of the Center, [email protected]

Revnyakov Grigorij VasiVevich,

The National University of Science and Technology «MISiS»,

the Head of the Center, Candidate of Economics, [email protected]

Sobolev Aleksandr Evgen"evich,

The Tver State Technical University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Chemistry, Assistant professor,

[email protected]

Lyaukina Gulnara Albertovna,

The Kazan State Energy University,

the Head of the Department, [email protected]

Xorvat Dmitrij Aleksandrovich,

The National University of Science and Technology «MISiS»,

the Head of the Department, Candidate of Pedagogics, [email protected]

THE SIGNIFICANCE OF AN INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT FOR THE HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT AND THE RUSSIAN EDUCATION COMPETITIVENESS ADVANCE

Annotation

The article represents the regulations on an independent education conditions quality assessment in higher education institutions, and the results of approbation the model of an independent education conditions quality assessment. Keywords:

higher education, an independent education conditions quality assessment, criteria for an independent education conditions quality assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.