Научная статья на тему 'Основные подходы к разработке модели по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования'

Основные подходы к разработке модели по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT / CRITERIA FOR INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT / HIGHER EDUCATION / CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PUBLIC COUNCIL UNDER THE MINISTRY OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харин Александр Александрович, Чудинский Руслан Михайлович, Галкина Юлия Михайловна, Дугарова Туяна Цыреновна, Ковалев Евгений Евгеньевич

В статье отражены основные подходы к разработке модели по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования. Представленные предложения основываются на результатах анализа выполнения аналогичных работ в 2016-2019 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харин Александр Александрович, Чудинский Руслан Михайлович, Галкина Юлия Михайловна, Дугарова Туяна Цыреновна, Ковалев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPAL APPROACHES FOR THE ENHANCEMENT OF THE MODEL ON THE CALCULATION OF AN INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT INDICATORS IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS

The article presents principal approaches for the enhancement of the model on the calculation of an independent education conditions quality assessment indicators in the higher education institutions and continuing professional development institutions. The offers are based on the results of previously conducted assessment procedures held in 2016-2019.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к разработке модели по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования»

Харин Александр Александрович,

Московский энергетический институт,

заместитель начальника управления, доктор экономических наук, доцент,

KharinAA@mpei.ru

Чудинский Руслан Михайлович,

Институт развития образования Воронежской области,

заведующий лабораторией, доктор педагогических наук, доцент, chudinsky@mail.ru Галкина Юлия Михайловна,

ООО «Верконт Сервис», методист-преподаватель, uylia_rxtu@mail.ru Дугарова Туяна Цыреновна,

ООО СП «Содружество»,

эксперт, доктор психологических наук, профессор, dugarovatts@gmail.com Ковалев Евгений Евгеньевич,

Московский педагогический государственный университет,

заместитель директора института, кандидат педагогических наук, доцент,

ee.kovalev@mpgu.su

Корж Павел Анатольевич,

Западно-Уральский институт экономики и права,

старший преподаватель, zuiep@mail.ru

Малышев Юрий Авенирович,

Западно-Уральский институт экономики и права,

профессор кафедры, доктор экономических наук, профессор, zuiep@mail.ru

Михалева Галия Габтулвахаповна,

Западно-Уральский институт экономики и права,

доцент кафедры, zuiep@mail.ru

Соловьева Юлия Алексеевна,

Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», вице-президент, кандидат экономических наук, доцент, fineeyes@mail.ru Телегин Александр Степанович, Западно-Уральский институт экономики и права,

профессор кафедры, кандидат юридических наук, профессор, zuiep@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье отражены основные подходы к разработке модели по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования. Представленные предложения основываются на результатах анализа выполнения аналогичных работ в 2016-2019 годах. Ключевые слова:

независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности; критерии независимой оценки качества; высшее образование; дополнительное профессиональное образование; Общественный совет при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

В соответствии со ст. 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам (далее -НОК УОД), проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Система сбора и последующего анализа необходимой для независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования включает в себя комплекс мероприятий, который, по опыту проведения исследований в прошлые периоды, очень сильно ограничен по времени. Поэтому с целью обеспечения качественного выполнения всего необходимого объема работ (услуг) в установленные сроки должна быть разработана модель по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования (далее - модель), которая бы включала: описание всех участников данной процедуры, функции и регламент их взаимодействия; описание технологии сбора информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности, а также источники получения необходимой информации и ее верификации; формы для сбора и подробные инструктивные материалы по их заполнению; алгоритмы, технологию и порядок произведения расчетов значений показателей и анализа данных; предложения по инструментарию (техническая реализация и функционал) для выполнения работ по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования.

Для обеспечения достоверности и объективности результатов оценка должна базироваться на следующих основных принципах:

• системности организации процедуры НОК УОД и единства ее нормативного, организационного и методологического обеспечения;

• независимости и правовой защищенности участников процесса сбора и обобщения, их компетентности и заинтересованности в получении объективных результатов;

• научно-технической обоснованности оценок НОК УОД, их ориентации на мировой уровень в предметной области проводимых оценок;

• участия в процедуре НОК УОД специалистов соответствующей квалификации;

• объективности принимаемых заключений по результатам анализа;

• комплексности и полноты алгоритмов оценки показателей НОК УОД;

• гласности результатов оценки при условии сохранения конфиденциальной информации в соответствии с действующим законодательством;

• объективной и всесторонней оценки разработанных показателей НОК УОД и принятие их Общественным советом при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам (далее - Общественный совет НОК УОД);

• выбора эффективных методов, алгоритмов и программ выполнения процедур по сбору, расчету и оценку показателей НОК УОД;

• востребованности результатов оценки потребителями услуг, руководством образовательной организации и ее учредителями как средства информационного обеспечения системы управления развитием образовательной организации в соответствии с реальными потребностями экономики и общества;

• полноты, достоверности и своевременности собираемой информации, достаточных для объективного расчета показателей НОК УОД и принятия обоснованных и своевременных управленческих решений по результатам процедуры оценки. Состав и объем данных (в том числе степень детализации информации), получаемых в рамках сбора и последующей оценки, должны отвечать требованиям «Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [2].

Одно из ключевых требований к организации и проведению процедуры НОК УОД: привлекаемые к процедуре специалисты и эксперты должны нести ответственность за нарушение принципов, организационных и правовых норм проведения процедуры оценки, своих договорных обязательств в порядке, установленном существующими нормативными актами. Они обязаны исключить проведение процедур третьими лицами (т.е. процедуру сбора сведений должно проводить лицо, которое было проинструктировано специалистами организации-оператора, и с которым имеются договорные обязательства), а также не разглашать конфиденциальную информацию, полученную по результатам анкетирования (опроса).

Участниками процедуры организации и проведения НОК УОД, которые должны быть отражены в модели, являются:

• Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Заказчик по государственному контракту, в рамках которого выполняются работы (услуги) по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования);

• Общественный совет НОК УОД (Положения об Общественном совете по НОК УОД утверждено приказом Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. №665) [6];

• Организация-оператор - организация, которая непосредственно осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам (далее - Организация-оператор);

• Учредители образовательных организаций, в отношении которых проводится НОК УОД (далее - Учредители образовательных организаций);

• Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам (далее - Образовательные организации);

• Потребители услуг - обучающиеся образовательных организаций.

Технология сбора информации о качестве условий осуществления

образовательной деятельности предусматривает использование следующих методов сбора информации:

• анализ информации о реализации образовательной деятельности, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций;

• выезд в образовательные организации для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности;

• анкетирование (опрос) получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности (с помощью анкеты, размещенной на специализированном сайте, а также в форме интервьюирования и телефонного опроса получателей услуг) [3].

В модели должны быть детально прописаны функции всех Участников процедуры организации и проведения НОК УОД, а также регламент их взаимодействия в соответствии с действующей нормативной и правовой документацией, регламентирующей проведение НОК УОД в Российской Федерации.

В качестве показателей для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования, должны использоваться системы показателей, утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15 апреля 2019 г. №31н (для дополнительных профессиональных программ) и от 15 апреля 2019 г. №30н (для образовательных программ высшего образования) [4; 5].

Распределение применяемых методов сбора данных о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках сбора сведений по показателям НОК УОД представлено в таблице 1. По дополнительному профессиональному образованию - аналогичное распределение.

Таблица 1

Распределение применяемых методов сбора данных о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, _в рамках сбора сведений по показателям НОК УОД_

№ Наименование критерия/показателя Методы сбора данных

Анализ сайтов Выезд в организацию Анкетирование

I. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность

1.1 Соответствие информации о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - организация), размещенной на общедоступных информационных ресурсах, ее содержанию и порядку (форме) размещения, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: - на информационных стендах в помещении организации, - на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» V V

1.2 Наличие на сайте организации информации о дистанционных способах обратной связи и взаимодействия с получателями услуг и их функционировании: - сведений о контактных телефонах, - сведений об адресах электронной почты, - сведений об электронных сервисах (форма для подачи электронного обращения (жалобы, предложения), получение консультации по оказываемым услугам и иных); - раздела «Часто задаваемые вопросы»; - технической возможности выражения получателями услуг мнения о качестве условий оказания услуг организацией (наличие анкеты для опроса граждан или гиперссылки на нее)

1.3 Доля получателей услуг, удовлетворенных открытостью, полнотой и доступностью информации о деятельности организации, размещенной на информационных стендах в помещении организации, на сайте (в % от общего числа опрошенных получателей услуг) V/

№ Наименование критерия/показателя Методы сбора данных

Анализ сайтов Выезд в организацию Анкетирование

II. Показатели, характеризующие комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

2.1 Обеспечение в организации комфортных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность: - наличие комфортной зоны отдыха (ожидания), оборудованной соответствующей мебелью; - наличие и понятность навигации внутри организации; - наличие и доступность питьевой воды; - наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений; - санитарное состояние помещений организации; - транспортная доступность (возможность доехать до организации на общественном транспорте, наличие парковки). V

2.2 Доля получателей услуг, удовлетворенных комфортностью предоставления услуг организацией (в % от общего числа опрошенных получателей услуг)

III. Показатели, характеризующие доступность образовательной деятельности для инвалидов

3.1 Оборудование помещений организации и прилегающей к ней территории с учетом доступности для инвалидов: - оборудование входных групп пандусами (подъемными платформами); - наличие выделенных стоянок для автотранспортных средств инвалидов; - наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов; - наличие сменных кресел-колясок; - наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации ч/

3.2 Обеспечение в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими, включая: - дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации; - дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; - возможность предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика); - наличие альтернативной версии сайта организации для инвалидов по зрению;

№ Наименование критерия/показателя Методы сбора данных

Анализ сайтов Выезд в организацию Анкетирование

- помощь, оказываемая работниками организации, прошедшими необходимое обучение (инструктирование) по сопровождению инвалидов в помещениях организации и на прилегающей территории; - наличие возможности предоставления образовательных услуг в дистанционном режиме или на дому

3.3 Доля получателей услуг, удовлетворенных доступностью услуг для инвалидов (в % от общего числа опрошенных получателей услуг -инвалидов) ч/

IV. Показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость работников организации

4.1 Доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги при непосредственном обращении в организацию (работники приемной комиссии, секретариата, учебной части и пр.) (в % от общего числа опрошенных получателей услуг)

4.2 Доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников организации, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в организацию (в % от общего числа опрошенных получателей услуг)

4.3 Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников организации при использовании дистанционных форм взаимодействия (в % от общего числа опрошенных получателей услуг)

V. Показатели, характеризующие удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности организаций

5.1 Доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым (могли бы ее рекомендовать, если бы была возможность выбора организации) (в % от общего числа опрошенных получателей услуг)

5.2 Доля получателей услуг, удовлетворенных организационными условиями Предоставления услуг (в % от общего числа опрошенных получателей услуг)

5.3 Доля получателей услуг, удовлетворенных в целом условиями оказания образовательных услуг в организации (в % от общего числа опрошенных получателей услуг) ч/

Одними из наиболее сложных для расчета являются показатели, характеризующие доступность образовательной деятельности для инвалидов. При разработке модели должны быть учтены следующие особенности в части расчета указанных показателей:

• алгоритмы расчета должны быть разработаны с учетом «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. №1309) [7], в котором установлены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (это административные здания, строения, сооружения и помещения) и услуг в сфере образования для Минобрнауки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, подведомственных Минобрнауки России образовательных организаций;

• к сбору информации об условиях доступности для инвалидов могут быть привлечены представители общественных организаций инвалидов и/или граждане, признанные инвалидами; специалисты, имеющие специальную подготовку по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов, маломобильных граждан.

Для сбора информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности в модели должны быть использованы следующие формы:

• форма, заполняемая по результатам анализа официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

• форма для сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности, заполняемая по результатам выезда в образовательную организацию;

• анкета для опроса получателей образовательных услуг о качестве условий.

В целях проведения опроса получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями должен быть разработан специализированный информационный ресурс, позволяющий проводить онлайн анкетирование (опрос) получателей услуг, а также контроль выполнения объема выборочной совокупности по каждой образовательной организации для анкетирования (опроса) [3] и расчет показателей НОК УОД.

Подходы к сбору информации должны включать:

• выезд специалистов для сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности в образовательные организации;

• заполнение форм по результатам выезда (в качестве приложений к заполненным формам должны быть представлены фото и/или видеоматериалы, подтверждающие качество условий осуществления образовательной деятельности);

• проведение работ по анализу официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заполнение форм по результатам анализа;

• проведение анкетирования (опроса) получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности (с помощью анкеты, размещенной на специализированном сайте, а также в форме интервьюирования и телефонного опроса получателей услуг).

Технология обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности должна предусматривать использование следующих методов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• классификация;

• статистическая группировка;

• систематизация.

Для обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности могут использоваться следующие формы:

• таблицы (электронная база данных) с результатами расчета показателей в соответствии с Единым порядком расчета [2] в разрезе:

- групп показателей в соответствии с их группировкой, отраженной в Приказах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» и «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» [4; 5],

- отдельных показателей качества условий образовательной деятельности образовательных организаций, расположенных в пределах одного федерального округа Российской Федерации;

- образовательных организаций, расположенных в пределах одного субъекта Российской Федерации;

- образовательных организаций, реализующих образовательные программы по отдельным специальностям и направлениям подготовки;

• ранжированный список образовательных организаций по ведомственной принадлежности, субъектам Российской Федерации и федеральным округам;

• графики и диаграммы, отражающие результаты проведенного исследования (в составе аналитических материалов).

Подходы к обобщению информации должны включать:

• обработку форм, заполненных по результатам анализа официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

• обработку форм для сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности, заполненных по результатам выезда в образовательные организации;

• обработку анкет по результатам опроса получателей образовательных услуг о качестве условий осуществления образовательной деятельности;

• обработку данных по показателям НОК УОД (на основе заполненных форм и анкет по всем организациям, участвующих в процедуре оценки в текущем периоде);

• расчет показателей в соответствии с Единым порядком расчета [2] для всех организаций, участвующих в процедуре оценки в текущем периоде;

• ранжированние образовательных организаций по ведомственной принадлежности, субъектам Российской Федерации и федеральным округам;

• формирование общего массива данных (электронной базы данных) по всем организациям;

• подготовка аналитических материалов, отражающих результаты проведенной процедуры НОК УОД в текущем периоде.

Таким образом, детальная проработка модели по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования, позволит четко регламентировать процессы и взаимодействие всех Участников процедуры организации и проведения НОК УОД, а также обеспечить объективность и качество проведения оценки.

Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования, как элемент независимой оценки качества образования является важной составной частью управления качеством образования и имеет высший приоритет в системе государственного управления. Основное преимущество данной процедуры - она позволяет открыто и в массовом порядке услышать мнения потребителей услуг о качестве деятельности образовательной организации. Объективные результаты НОК УОД могут служить для оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса, а также для управления деятельностью по улучшению результатов и качества условий предоставления образовательных услуг как на уровне отдельной образовательной организации, так и в системе высшего и дополнительного профессионального образования в Российской Федерации.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2020).

2. Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования,

социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 31.05.2018 №44н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308927/ (дата обращения: 12.05.2020).

3. Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 г. №675н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=93948504902761004339446247&cacheid=CD203264D5B7B1417EF 6222BA73ACB45&mode=splus&base=LAW&n=311588&rnd=5FA524215F0A3 53034FC1A2198427721#16dm4b5f6my (дата обращения: 18.05.2020).

4. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №31н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=646322237003036824159463114&cacheid=5041 695D64EC84917A49016C84835C7A&mode=splus&base=LAW&n=327894&rnd =5FA524215F0A353034FC1A2198427721#11 hb5shbpp6 (дата обращения: 18.05.2020).

5. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №30н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=365972348043336034078449703&cacheid=79D B38985AE91C4E1AECBFE8A411362D&mode=splus&base=LAW&n=327898& rnd=5FA524215F0A353034FC1A2198427721#ayp50dvtmcs (дата обращения: 18.05.2020).

6. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ

Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. №665 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=377705850016795102746670976&cacheid=888C 08C7981996A435601712EB6613AD&mode=splus&base=LAW&n=334185&rnd =5FA524215F0A353034FC1A2198427721#50qbqtkirrs (дата обращения: 18.05.2020).

7. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. №1309 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190309/2ff7a8c72 de399 4f30496a0ccbb 1 ddafdaddf518/ (дата обращения: 18.05.2020).

Xarin Aleksandr Aleksandrovich,

The Moscow Power Engineering Institute,

the Deputy head of the Department, Doctor of Economics, Assistant professor,

KharinAA@mpei.ru

Chudinskij Ruslan Mixajlovich,

The Institute for the Development of Education of the Voronezh Region,

the Head of the Laboratory, Doctor of Pedagogics, Assistant professor, chudinsky@mail.ru

Galkina Yuliya Mixajlovna,

LLC «Verkont Service», theMethodologist-Educator, uylia_rxtu@mail.ru Dugarova Tuyana Cy 'renovna,

JVLLC «Sodruzhestvo», the Expert, Doctor of Psychology, Professor, dugarovatts@gmail.com

Kovalev Evgenij Evgen"evich,

The Moscow Pedagogical State University,

the Deputy director of the Institute, Candidate of Pedagogics, Assistant professor,

ee.kovalev@mpgu.su

Korzh Pavel AnatoVevich,

The West Ural Institute of Economics and Law,

the Senior lecturer, zuiep@mail.ru

Maly'shev Yurij Avenirovich,

The West Ural Institute of Economics and Law,

the Professor of the Chair, Doctor of Economics, Professor, zuiep@mail.ru

Mixaleva Galiya Gabtulvaxapovna,

The West Ural Institute of Economics and Law,

the Associate professor of the Chair, zuiep@mail.ru

Solov^eva Yuliya Alekseevna,

The Union «Professionals in the field of educational innovation»,

the Vice President, Candidate of Economics, Assistant professor, fineeyes@mail.ru

Telegin Aleksandr Stepanovich,

The West Ural Institute of Economics and Law,

the Professor of the Chair, Candidate of Jurisprudence, Professor, zuiep@mail.ru

PRINCIPAL APPROACHES FOR THE ENHANCEMENT OF THE MODEL ON THE CALCULATION OF AN INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT INDICATORS IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AND CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT INSTITUTIONS

Annotation

The article presents principal approaches for the enhancement of the model on the calculation of an independent education conditions quality assessment indicators in the higher education institutions and continuing professional development institutions. The offers are based on the results of previously conducted assessment procedures held in 2016-2019. Keywords:

independent education conditions quality assessment; criteria for independent quality assessment; higher education; continuing professional development; Public Council under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.