Научная статья на тему 'Предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования'

Предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ПОТРЕБИТЕЛИ УСЛУГ / HIGHER EDUCATION / CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT / CRITERIA FOR INDEPENDENT QUALITY ASSESSMENT / SERVICES CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганеев Алексей Рафисович, Ефременков Андрей Борисович, Козулин Андрей Владимирович, Кузнецов Виктор Владимирович, Шаяхметов Винер Абдульманович

В статье представлены обоснованные предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования. Предложения сформированы по результатам анализа ранее проведенных процедур оценки и с учетом действующей нормативной и правовой документации, регламентирующей данную процедуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганеев Алексей Рафисович, Ефременков Андрей Борисович, Козулин Андрей Владимирович, Кузнецов Виктор Владимирович, Шаяхметов Винер Абдульманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OFFERS FOR ENHANCEMENT THE OBJECTIVITY OF INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article presents some offers for enhancement the objectivity of independent education conditions quality assessment in higher education institutions. The offers are based on the analysis of previously conducted assessment procedures and taking into account the regulations on this procedure.

Текст научной работы на тему «Предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования»

Ганеев Алексей Рафисович,

Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», вице-президент, кандидат технических наук, argan74@mail.ru Ефременков Андрей Борисович,

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, проректор, доктор технических наук, доцент, abe@novsu.ru Козулин Андрей Владимирович,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, советник при ректорате, кандидат исторических наук, доцент, kozulin_a@mail.ru Кузнецов Виктор Владимирович, Забайкальский государственный университет,

проректор, кандидат исторических наук, доцент, smith14101961@mail.ru Шаяхметов Винер Абдульманович,

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, проректор, кандидат филологических наук, доцент, viner-bspu@mail.ru Вокин Алексей Иннокентьевич, Иркутский государственный университет,

проректор, кандидат биологических наук, доцент, proedu@isu.ru Левина Алла Борисовна,

Национальный исследовательский университет информационных технологий,

механики и оптики, доцент факультета, кандидат физико-математических наук,

доцент, alla_levina@mail.ru

Рудницкая Анастасия Павловна,

Российский государственный социальный университет,

Федеральный учебно-методический центр по поддержке

и развитию добровольчества (волонтерства), заместитель директора,

кандидат политических наук, доцент, anariel80@mail.ru

Скородумова Елена Александровна,

Московский технический университет связи и информатики,

начальник отдела, кандидат физико-математических наук, доцент, eas@mtuci.ru

Швец Элина Григорьевна,

Российский государственный гуманитарный университет,

доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент, elina_shvets@mail.ru

Яхонтова Елена Сергеевна,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры, доктор социологических наук, доцент, Yakhontova@hotmail.com

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОСТИ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены обоснованные предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования. Предложения сформированы по результатам анализа ранее проведенных процедур оценки и с учетом действующей нормативной и правовой документации, регламентирующей данную процедуру. Ключевые слова:

высшее образование; дополнительное профессиональное образование; независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности; критерии независимой оценки качества; потребители услуг.

Анализ результатов проведенных ранее процедур независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями (далее - НОК УОД), осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего (далее - ВО) и дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам позволяет сформировать обоснованные предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования.

1) Выбор организации-оператора, которая бы имела специалистов, обладающими необходимой квалификацией для качественного проведения сбора и обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования.

В соответствии со ст. 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [3] сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями осуществляется организацией-оператором в рамках государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг), заключенными в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. В целях обеспечения качества проведения независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности организациями в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в конкурсной документации на сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями должны быть указаны квалификационные требования к участникам конкурсной процедуры.

В качестве возможных показателей критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть использованы:

• квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (оказания услуг);

• опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом конкурса по содержанию и составу работ (услуг);

• опыт участника по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимых с предметом конкурса по содержанию, составу работ (услуг) и объему финансирования;

• деловая репутация участника закупки.

Организация-оператор должна соответствовать следующим требованиям:

• отсутствие конфликта интересов в отношении объекта оценки, т.е. оператором не могут быть образовательные организации, которые сами осуществляют образовательную деятельность по образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования;

• наличие у организации финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;

• наличие у работников организации, задействованных в выполнении работ (оказании услуг) по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациям, необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, наличие достаточной численности таких работников), но не менее двадцати человек;

• наличие опыта экспертной, аналитической и мониторинговой деятельности, связанной с предметом контракта не менее двух лет;

• отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ;

• отсутствие у руководителя организации, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера организации судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с предметом контракта на выполнение работ (оказание услуг) по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациям, и административного наказания в виде дисквалификации.

Сформулированные предложения по выбору организации-оператора, подготовленные с участием авторов настоящей статьи, были представлены в «Методических рекомендациях к Единому порядку расчета показателей с учетом отраслевых особенностей», подготовленных Министерством просвещения Российской Федерации [1].

2) В качестве показателей для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам ВО и ДПО, должны использоваться системы показателей, утвержденные приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15 апреля 2019 г. №31н (для дополнительных профессиональных программ) и от 15 апреля 2019 г. №30н (для образовательных программ высшего образования) [6; 7].

Алгоритмы расчета критериев оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам ВО и ДПО, должны соответствовать Единому порядку расчета показателей (утв. приказом Минтруда России от 31 мая 2018 г. №344н) [3], за исключением ряда особенностей расчета, которые обусловлены спецификой системы ВО и ДПО. «Методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://rosmintrud.ru/ministry/ pшgramms/шok/Шes), информация о размещении указанных материалов была направлена в федеральные органы исполнительной власти и высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минтруда России от 18 февраля 2019 г. №11-3/10/В-1198.

Анализ системы показателей НОК УОД для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам ВО и ДПО, показал, что из 14 показателей оценки 9 рассчитываются по результатам опроса получателей услуг. Поэтому объективность оценки будет зависеть от того, насколько открыто и прозрачно была организована и проведена процедура анкетирования (опроса) получателей услуг в данной организации.

В соответствии с «Методикой выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (утверждена приказом Минтруда России от 30 октября 2018 г. №675н) [5] объем выборочной совокупности респондентов (численность получателей услуг, подлежащих опросу) для выявления мнения граждан формируется для каждой образовательной организации в зависимости от общей численности получателей услуг в данной организации в течение календарного года, предшествующего году проведения независимой оценки качества, и составляет 40% от объема генеральной совокупности, но не более 600 респондентов в одной образовательной организации.

В случае, если информация об общей численности получателей услуг не размещена на официальном сайте образовательной организации, указанная информация может быть представлена организации-оператору Министерством науки и высшего образования Российской Федерации или соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, являющимся учредителем данной образовательной организации (главным распорядителем бюджетных средств). Объем выборочной совокупности респондентов целесообразно формировать с учетом информации о численности обучающихся, представленной по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных

организаций высшего образования в период, предшествующий году проведения независимой оценки качества, и представленной на сайте: http: //indicators .miccedu.ru/momtormg/?m=vpo.

В «Методике выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [5] определены форма анкета для проведения анкетирования (опроса) и возможные формы проведения опроса: анкетирование получателей услуг по анкете, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; интервьюирование получателей услуг; телефонный опрос получателей услуг.

Как показал опыт реализации мероприятий по НОК УОД в прошлые периоды проведения процедуры, в условиях ограниченного времени на проведение процедуры оценки и обеспечения ее в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» [2] наиболее эффективным является анкетирование получателей услуг по анкете, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Ключевым в данном случае является обеспечение привлечения к анкетированию и последующему учету мнений обучающихся из конкретной образовательной организации, в отношении которой проводится оценка.

При проведении НОК УОД в части образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам, предлагается реализовать защиту от «накрутки» с одного IP-адреса при проведении онлайн опроса потребителей образовательных услуг: не более одной анкеты, при повторном ее представлении с данного IP-адреса она не должна учитываться («Методические рекомендации к Единому порядку расчета показателей с учетом отраслевых особенностей», письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2020 года №МР-38/02) [1].

Для дошкольных и общеобразовательных организаций данный механизм защиты вполне оправдан, поскольку в анкетировании участвуют родители (законные представители) детей до 14 лет, которые могут заполнить анкету с домашнего компьютера или мобильного устройства. Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам ВО и ДПО, данный механизм не может быть использован, поскольку значительная часть обучающихся проживает в общежитиях и кампусах, в которых доступ в интернет обеспечивается из локальной сети или посредством Wi-fi, и IP-адрес для всех может быть одинаковым. Использование указанного выше механизма может привести к тому, что в результате опроса не будут учтены мнения именно той категории обучающихся, которые в стенах образовательной организации проводят больше всего времени и наиболее заинтересованы в улучшении условий.

Поэтому необходимо использовать иные механизмы, обеспечивающие объективность проведения анкетирования (опроса):

• использовать для отправки заполненной анкеты инструмент CAPTCHA (Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart), который представляет собой автоматизированный тест для определения, является ли пользователь человеком или ботом (позволит избежать «программного» заполнения анкет на сайте);

• несмотря на то, что опрос проводится анонимно [5], целесообразно при заполнении анкеты указывать номер студенческого билета, что позволит избежать заполнение анкет одними и теми же респондентами. Конфиденциальность высказанного мнения о качестве условий оказания услуг организациями социальной сферы должна гарантироваться организацией-оператором.

3) Ключевым этапом проведения процедуры оценки является посещение образовательных организаций, в отношении которых проводится оценка качества условий осуществления образовательной деятельности.

В рамках организации и проведения выезда целесообразно обеспечить выполнение следующих требований:

• организация-оператор должна обеспечить очное посещение всех образовательных организаций, участвующих в оценке;

• для выезда в образовательные организации организация-оператор может привлекать представителей общественных объединений (например, Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» (РСО), Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» (РСМ) и пр.) или волонтеров;

• к сбору информации об условиях доступности для инвалидов могут быть привлечены представители общественных организаций инвалидов и/или граждане, признанные инвалидами; специалисты, имеющие специальную подготовку по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов, маломобильных граждан;

• перед выездом лицо, привлекаемое для выезда в образовательную организацию, в обязательном порядке должно проходить инструктаж по вопросам проведения сбора и анализа информации по показателям оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования, ознакомиться с нормативными документами, регламентирующими проведение данной процедуры, и инструктивными материалами, разработанными организацией-оператором для проведения процедуры;. за своевременное прохождение инструктажа указанного лица несет ответственность руководитель организации-оператора. Только лицо, прошедшее обязательный инструктаж, может быть допущено к выезду в образовательную организацию;

• сбор информации при выезде в образовательную организацию должен проводиться в присутствии представителя образовательной организации;

• в случае, если оценка проводится в отношении нескольких структурных подразделений (филиалов) образовательной организации, то выезд должен быть проведен по всем адресам, и по каждому структурному подразделению (филиалу) должны выполняться действия по оценке;

• в составе отчетной документации, предоставляемой организацией-оператором в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, должны быть приложены копии заполненных форм по результатам выезда (в качестве приложений к заполненным формам должны быть представлены фото и/или видеоматериалы, подтверждающие качество условий осуществления образовательной деятельности), форм интервьюирования и телефонного опроса получателей услуг. Организация-оператор должна обеспечить хранение оригиналов указанных форм в течение не менее 3 лет.

Данные требования к организации выезда в образовательные организации должны быть учтены при описании Задания государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования.

Таким образом, сформированные предложения по организации работ (услуг) по сбору и обобщению информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования приведут к повышению объективности результатов оценки. Объективные оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса, выявленные по результатам сбора реальные проблемы в организации деятельности позволят определить перечень действенных мероприятий по улучшению результатов и качества условий предоставления образовательных услуг.

Литература

1. О направлении методических рекомендаций [Электронный ресурс]: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 января 2020 года №МР-38/02 // Электронный фонд правовой нормативно-технической документации: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 564343836 (дата обращения: 10.02.2020).

2. О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 18.01.2020).

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.01.2020).

4. Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования,

социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 31.05.2018 №44н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308927/ (дата обращения: 18.01.2020).

5. Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 г. №675н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&ts= 93948504902761004339446247&cacheid=CD203264D5B7B1417EF6222BA73A CB45&mode=splus&base=LAW&n=311588&rnd=5FA524215F0A353034FC1A2 198427721#16dm4b5f6my (дата обращения: 18.01.2020).

6. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №31н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=646322237003036824159463114&cacheid=5041 695D64EC84917A49016C84835C7A&mode=splus&base=LAW&n=327894&rnd =5FA524215F0A353034FC1A2198427721#11 hb5shbpp6 (дата обращения: 18.01.2020).

7. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №30н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=365972348043336034078449703&cacheid=79D B38985AE91C4E1AECBFE8A411362D&mode=splus&base=LAW&n=327898& rnd=5FA524215F0A353034FC1A2198427721#ayp50dvtmcs (дата обращения: 18.01.2020).

Ganeev Aleksej Rafisovich,

The Union «Professionals in the field of educational innovation»,

the Vice President, Candidate of Technics, argan74@mail.ru

Efremenkov Andrej Borisovich,

The Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,

the Vice Rector, Doctor of Technics, Assistant professor, abe@novsu.ru

Kozulin Andrej Vladimirovich,

The Banzarov Buryat State University,

the Counselor at the rector's office, Candidate of History, Assistant professor,

kozulin_a@mail.ru

Kuznecov Viktor Vladimirovich,

The Transbaikal State University,

the Vice Rector, Candidate of History, Assistant professor, smith14101961@mail.ru Shayaxmetov Viner Abdul manovich,

The Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

the Vice Rector, Candidate of Philology, Assistant professor, viner-bspu@mail.ru

Vokin Aleksej Innokentevich,

The Irkutsk State University,

the Vice Rector, Candidate of Biology, Assistant professor, proedu@isu.ru Levina Alla Borisovna,

The National Research University of Information Technology, Mechanics and Optics, the Associate professor of the Faculty, Candidate of Physics and Mathematics, Assistant professor, alla_levina@mail.ru Rudnickaya Anastasiya Pavlovna,

The Russian State Social University, The Federal Training and Methodological Center for the Support and Development of Volunteering (Volunteering), the Deputy director, Candidate of Politics, Assistant professor, anariel80@mail.ru Skorodumova Elena Aleksandrovna,

The Moscow Technical University of Communications and Informatics,

the Head of the Department, Candidate of Physics and Mathematics, Assistant professor,

eas@mtuci.ru

Shvec E lina Grigor^evna,

The Russian State University for the Humanities,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, Assistant professor,

elina_shvets@mail.ru

Yaxontova Elena Sergeevna,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

the Professor of the Chair, Doctor of Sociology, Assistant professor, Yakhontova@hotmail.com

OFFERS FOR ENHANCEMENT THE OBJECTIVITY OF INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Annotation

The article presents some offers for enhancement the objectivity of independent education conditions quality assessment in higher education institutions. The offers are based on the analysis of previously conducted assessment procedures and taking into account the regulations on this procedure. Keywords:

higher education; continuing professional development; independent education conditions quality assessment; criteria for independent quality assessment; services consumers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.