Научная статья на тему 'Сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования: нормативные основания и методология'

Сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования: нормативные основания и методология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / INDEPENDENT EDUCATION CONDITIONS QUALITY ASSESSMENT / QUALITY ASSESSMENT INDICATORS / EDUCATIONAL QUALITY ASSESSMENT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воровщиков Сергей Георгиевич, Галеева Наталья Львовна, Даниленко Инна Анатольевна, Ершов Александр Николаевич, Козилова Лидия Васильевна

В статье представлены нормативные правовые основания и методология независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования, а также результаты пилотного исследования независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями на основе разработанных методических рекомендаций к Единому порядку расчета показателей с учетом отраслевых особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воровщиков Сергей Георгиевич, Галеева Наталья Львовна, Даниленко Инна Анатольевна, Ершов Александр Николаевич, Козилова Лидия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DATA COLLECTING AND GENERALIZING ON THE EDUCATION CONDITIONS QUALITY IN THE HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS: REGULATORY FRAMEWORK AND METHODOLOGY

The article presents the regulations and the methodology of an independent education conditions quality assessment in higher education organizations, and the results of a pilot study of an independent education conditions quality assessment in educational organizations based on the developed methodological recommendations for the Unified procedure for calculating indicators taking into account industry characteristics.

Текст научной работы на тему «Сбор и обобщение информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования: нормативные основания и методология»

Воровщиков Сергей Георгиевич,

Московский городской педагогический университет,

профессор института, доктор педагогических наук, профессор, VorovshikovSG@mgpu.ru Галеева Наталья Львовна,

Московский педагогический государственный университет,

профессор кафедры, кандидат биологических наук, доцент, nl.galeeva@mpgu.su

Даниленко Инна Анатольевна,

Московский педагогический государственный университет, директор центра, ia.danilenko@mpgu.su Ершов Александр Николаевич,

Московский педагогический государственный университет, ведущий инженер кафедры, специалист, an.ershov@mpgu.su Козилова Лидия Васильевна,

Московский педагогический государственный университет,

доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент, lv.kozilova@mpgu.su

Кузнецова Светлана Григорьевна,

Московский педагогический государственный университет,

доцент кафедры, кандидат педагогических наук, sg.kuznetsova@mpgu.su

Мазяркина Татьяна Вячеславовна,

Московский педагогический государственный университет,

доцент кафедры, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, tv.mazyarkina@mpgu.su

Сивопляс Екатерина Александровна,

Московский педагогический государственный университет,

ассистент кафедры, ea.sivoplyas@mpgu.su

Усков Сергей Владимирович,

Московский педагогический государственный университет, доцент кафедры, кандидат педагогических наук, sv.uskov@mpgu.su Чечелева Вера Николаевна,

ООО «Верконт Сервис», методист, кандидат филологических наук, info@vercont.ru Юркина Наталия Николаевна,

Московский педагогический государственный университет, доцент кафедры, кандидат исторических наук, nn.yurkina@mpgu.su

СБОР И ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О КАЧЕСТВЕ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация

В статье представлены нормативные правовые основания и методология независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования, а также результаты пилотного исследования независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями на основе разработанных методических рекомендаций к Единому порядку расчета показателей с учетом отраслевых особенностей. Ключевые слова:

независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности; показатели качества образования; результаты оценки качества образования.

Одним из актуальных направлений в развитии образования является проблема его качества и связанного с ним оценивания. Это обусловлено не только трансформацией системы образования в условиях цифровизации, но и стремлением всех участников образовательного процесса получать объективную информацию об образовательных организациях [4], качестве условий осуществления образовательной деятельности, доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что в конечном итоге позволит принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования.

В настоящее время не только активно развиваются различные методы внешней оценки качества образования: рейтинги, опросы, мониторинги, диагностические работы и т.д., но и проводятся исследования по формированию системы независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в организациях на основе анализа зависимости ее функционирования от изменений международного и внутрироссийского образовательного и социального контекстов [4; 24] и развивается система оценивания обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса как важный элемент независимой оценки качества образования в системе управления университета [21].

В научном педагогическом сообществе активно развивается идея практической реализации эвалюации как оценивания в образовательных системах. При этом оценивание рассматривается как признак любой человеческой деятельности в его связи с обучением как «процессом целенаправленной передачи новому поколению способности управлять собой и окружающим миром», ведь «эвалюация дает надежные сопоставимые данные, характеризует образовательный процесс в динамике и обладает прогностическими свойствами» [5].

В последние годы роль общественного участия в экспертизе и оценке качества работы растет во всех сферах социально-экономической деятельности [4]. Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 21 июля 2014 г. №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» [10].

Данный Федеральный закон определил нормативную правовую основу и важность вопроса оценки качества для России. Общество и государство хотят, чтобы образовательные организации предоставляли качественную информацию о своей деятельности, о достижениях обучающихся. И это соответствует общемировым тенденциями в области эволюции и образовательного оценивания - открытость данных, достоверность получаемой информации, справедливость принятия решений существующими и потенциальными участниками образовательного процесса [4]. И более того, такая оценка активнее используется органами государственной власти для обеспечения эффективности реализации законопроектов, инноваций, а также отдельных мероприятий.

Следует отметить, что меры, которые государство предлагает для реализации идеи общественной (независимой) оценки качества образования на всех уровнях системы образования, зафиксированы в различных нормативных документах.

Согласно статье 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», независимая оценка качества образования включает в себя два компонента: независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - НОК УОД). В соответствии с п. 4 ст. 95.2 НОК УОД проводится по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

доброжелательность, вежливость работников; удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организаций, а также доступность услуг для инвалидов [ 12].

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. №392-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» закрепляет полномочия Общественной палаты по формированию общественных советов для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в указанных выше сферах, определяет понятие оператора - организации, осуществляющей на контрактной основе сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг. Указанный Федеральный закон устанавливает необходимость обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в указанных выше сферах, а также предполагает реализацию плана по устранению выявленных недостатков. В свою очередь, федеральные органы исполнительной власти (в сферах культуры, охраны здоровья, общего образования, высшего образования, социальной защиты) осуществляют мониторинг проведения независимой оценки качества в субъектах Российской Федерации [11].

Важно, что Федеральный закон №392-ФЗ заявляет о формировании единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг (далее - Единый порядок расчета показателей), который впоследствии утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2018 г. №344н «Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» [13].

Применение на практике Единого порядка расчета показателей при оценивании качества условий оказания услуг организациями высшего образования должно учитывать отраслевые особенности.

Первая отраслевая особенность заключается в том, что перечень информации об образовательной организации, которая должна быть представлена на сайте, а также алгоритмы определения фактического объема информации на сайте и информационном стенде организаций в зависимости от реализуемых программ должны быть приведены в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Вторая отраслевая особенность продиктована условием, что показатель «Время ожидания предоставления услуги» для сферы образования не установлен. Вследствие этого при расчете итогового значения критерия «Комфортность условий предоставления услуг, в том числе время ожидания предоставления услуг» учитываются только значения показателей «Обеспечение в организации комфортных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» и «Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных комфортностью условий, в которых осуществляется образовательная деятельность».

Третья - и заключительная - отраслевая особенность находит отражение в показателях, характеризующих оборудование территории, прилегающей к зданиям организации, и помещений с учетом доступности для инвалидов и обеспечения в организации условий доступности, позволяющих инвалидам получать образовательные услуги наравне с другими. В этом случае расчеты должны производиться в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» [18].

Следует напомнить, что Приказ №1309 основан на своде правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» [22]. Данный документ предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее -МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество их среды обитания при соблюдении: досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения

(в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов; своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе. В своде правил даются рекомендации по проектированию входов и технических путей движения, стоянок (парковок) транспортных средств инвалидов, по благоустройству и местам отдыха, определены требования к помещениям и их элементам (входам, помещениям для движения в зданиях, санитарно-бытовым помещениям, внутреннему оборудованию и устройствам), специальные требования к местам проживания инвалидов, средствам информирования, ориентирования и сигнализации, специальные требования к местам обслуживания МГН в общественных зданиях, требования к зданиям и помещениям учебно-воспитательного назначения и к местам приложения труда.

Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в 2019 году приняты отраслевые нормативные акты, регламентирующие процедуру проведения НОК УОД в вузах:

• приказ Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. №665 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам» [17];

• приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №30н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» [16];

• приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №31н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» [15].

Расчет показателей НОК УОД для вузов должен осуществляться в соответствии с «Единым порядком расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом Минтруда России от 31 мая 2018 г. №344н [13].

Для эффективной организации и проведения НОК УОД необходимо разработать модель и инструментарий по расчету показателей независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (ВО) и дополнительного профессионального образования (ДПО). В модели должен быть предусмотрен механизм сбора данных по показателям НОК УОД. Он может представлять собой справочный материал по порядку расчета показателей НОК УОД и анкет обучающихся и их родителей. При этом должна учитываться и специфика отдельных организаций: например, удаленность, наличие или отсутствие в организации лиц с ОВЗ.

В модели должна быть определена технология обобщения информации о качестве условий осуществления образовательной деятельности, предусматривающая использование таких методов, как, например, классификация, статистическая группировка, систематизация.

При разработке модели следует принять во внимание идею, что условия должны быть обеспечены ресурсами. Ведь известно, что важным постулатом ресурсной теории организации является утверждение о взаимозависимости ресурсов, утверждающий, что ресурсы организации - это система с положительной обратной связью: «успех порождает успех». Кроме того, рост качества одного ресурса положительно сказывается на качестве остальных ресурсов, и, соответственно - наоборот: снижение качества одного ресурса рано или поздно приводит к ухудшению качества всей образовательной системы [1].

В научной литературе по управлению социальными системами ресурсная база социально-культурной деятельности классифицируется по основным направлениям деятельности в каждой организации [6]. В работах Галеевой Н.Л. доказывается тезис о том, что такая систематизация ресурсов может быть использована для характеристики, а следовательно, и для анализа качества ресурсов в образовательных системах:

• нормативные ресурсы (документально-правовые основы, положение и Устав учреждения, текущая документация, локальные акты);

• информационно-методические ресурсы (программы научно и учебно-методической работы образовательной организации, методические материалы, доступ к информационным ресурсам);

• кадровые ресурсы (профессиональная компетентность работников, грамотное распределение полномочий (структура управления);

• материально-технические ресурсы (оснащение и оборудование образовательной деятельности);

• морально-этический ресурс как единое понимание миссии образовательной организации, согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально -культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и на договорных отношениях;

• социально-демографические ресурсы для решения комплексных проблем, конструктивные связи с организациями социально-культурного типа, реализующими направления дополнительного образования;

• финансовые ресурсы [9; 23].

Л.И. Клочкова, анализируя возможности ресурсного подхода в образовательной деятельности и воспитания обучающихся, противопоставляет стратегию ресурсного подхода другой стратегии -адаптивному подходу, утверждая, что руководители должны не просто адаптироваться к внешним воздействиям среды, но создавать и развивать собственные преимущества [7]. Только в этом случае ресурсы реализуют свой потенциал конкурентных преимуществ [20].

В качестве методологических оснований разработки и реализации программы исследования качества условий осуществления образовательной деятельности могут выступить, прежде всего, концепции качества образования и системный подход.

Современные концепции управления определяют качество как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам, как степень удовлетворения ожиданий потребителя. В связи с этим качество образования - это совокупность существенных свойств процесса образования, его результатов и условий осуществления, соответствующих современной педагогической теории, требованиям нормативно-правовых документов и способных удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства [2]. В теории социального управления принято рассматривать качество в узком и широком смысле. Качество в узком смысле - это качество результатов. Качество в широком смысле - это не только качество продукции, но качество производственного процесса и качество условий, в которых он происходит: качество подготовки кадров, качество технологий, качество финансовых и материальных условий, качество трудовой морали, качество концептуального курса управления и т.д. Более того, подлинное управление качеством возможно только на уровне качества условий, ибо качество результатов мы можем только констатировать как свершенное, качество производственного процесса динамично и мимолетно. Таким образом, только совершенствуя характеристики качества условий, мы можем повлиять на качество процесса, а значит, и качество результатов. Как ни вспомнить поучение грузинского стихотворца Саргиса Тмогвели: «То, что стрела минует цель. Видно уже по натянутой тетиве. Скудный урожай плодов на дереве обнаруживается уже весной, при цветении». Действительно, образовательный процесс - это системообразующий компонент образовательного учреждения, в нем смысл, причина и цель деятельности образовательной организации. Однако и все остальные процессы, которые протекают в образовательной системе, являются важнейшими условиями, во многом определяющими качество осуществления образовательного процесса и качество его результатов. Можно говорить о том, что нет проблемы качества результатов как таковой, а есть проблемы качества профессиональной компетентности педагогов, качества научно-исследовательской работы, качества управления, качества материально-

финансового обеспечения жизнедеятельности образовательной организации и т.д. [3; 19]. Учитывая методологические позиции современных концепций качества образования, предметом исследования выступили именно качества условий осуществления образовательной деятельности.

Принцип предметно-методологической адекватности требует, чтобы сложные системные проблемы изучались адекватным по сложности системным инструментарием. Эффективным ресурсом системного подхода как методологического инструмента проектирования и исследования сложными социальных систем является системный анализ, представляющий собой целостную совокупность взаимосвязанных методов, которые предназначены для исследования сложных системных объектов. Ю.А. Конаржевский определял системный анализ как своеобразный мощный исследовательский объектив, «который рассматривает управляемую систему, что позволяет понять истоки возникновения, состав и структуру системы, узнать, каким образом достигается ее интегративное качество» [8]. Исследовательская ценность системного анализа заключена во взаимообусловленности его основных аспектов:

• морфологического или компонентного аспекта анализа, позволяющего выделить и качественно охарактеризовать элементы изучаемой системы;

• структурного аспекта анализа, направленного на изучение внутренней организации исследуемого объекта, ибо любой элемент характеризуется через связи с другими элементами, т.е. через структуру системы и механизмов ее функционирования;

• функционального аспекта анализа, исследующего внутренние функциональные отношения элементов, взаимосвязь с ближайшей средой;

• генетического аспекта анализа, рассматривающий изучаемую систему в развитии: от возникновения до разрушения [8]. Гносеологический потенциал системного анализа достигается посредством и последовательного применения всех указанных аспектов.

Благодаря гармоничному применению всех представленных аспектов анализ позволяет через исследования состава и взаимодействия компонентов установить и охарактеризовать причины интегративного качества системы, которое отсутствует у каждого компонента ее составляющего. Требования системного анализа обусловили состав и логику инструментария исследования качества условий осуществления образовательной деятельности.

Интерес для темы настоящей статьи с точки зрения практического применения представляет проведенное в 2019 году пилотное исследование качества условий осуществления образовательной деятельности в 50 организациях общего образования и среднего профессионального образования, список которых был определен Общественным советом по НОК УОД при Министерстве просвещения Российской Федерации (далее - пилотное исследование).

В пилотном исследовании приняли участие образовательные организации различных министерств и ведомств:

• 3 организации - Министерство здравоохранения Российской Федерации,

• 7 организаций - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,

• 4 организации - Министерство спорта Российской Федерации,

• 4 организации - Федеральное агентство железнодорожного транспорта,

• 1 организация - Министерство просвещения Российской Федерации,

• 1 организация - ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,

• 1 организация - Федеральное агентство по государственным резервам,

• 5 организаций - Управление делами Президента Российской Федерации,

• 3 организации - Министерство иностранных дел Российской Федерации,

• 1 организация - ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»,

• 4 организации - Министерство транспорта Российской Федерации,

• 4 организации - Министерство культуры Российской Федерации,

• 3 организации - Федеральное медико-биологическое агентство,

• 4 организации - Федеральное агентство воздушного транспорта,

• 5 организаций - Федеральное агентство по рыболовству.

Данные образовательные организации в разрезе уровня образования представлены следующим образом:

• дошкольное образование - 2 организации,

• основное общее и среднее общее образование - 8 организаций,

• среднее профессиональное образование - 40 организаций.

Целью проведения пилотного исследования являлось выявление отраслевых особенностей процессов сбора, обобщения и расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам.

Для проведения пилотного исследования федеральный оператор обеспечил:

• анализ информации о реализации организацией образовательной деятельности, размещенной на официальном сайте и информационных стендах организации;

• выезд экспертов в организации для сбора данных о качестве условий осуществления образовательной деятельности;

• онлайн-анкетирование (опрос) получателей образовательных услуг (обучающихся и их родителей) о качестве условий осуществления образовательной деятельности на специализированном сайте http://noko-edu.ru/. Заметим, что анкетирование проводилось в соответствии с Методикой

выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Минтруда России от 30 октября 2018 г. №675н [14].

По результатам проведенного пилотного исследования был сформирован массив данных по показателям НОК УОД и проведен расчет показателей в соответствии с единым порядком расчета показателей. С подробными сведениями о результатах независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями можно ознакомиться на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях по адресу https://bus.gov.ru/pub/. Более того, на этом сайте можно оставить свой отзыв по результатам ознакомления с представленной информацией.

Численные результаты пилотного исследования показывают, что из 21 региона, принявшего участие в исследовании, самые высокие показатели качества условий осуществления образовательной деятельности в Брянской (95,49%), Ульяновской (91,60%), Ивановской (91,52%), Пензенской (91,20%) и Волгоградской (91,11%) областях. Относительно низкие показатели у Сахалинской области (77,18%), Приморского края (75,39%) и Тамбовской области (71,24%).

Если брать во внимание ведомственную принадлежность, то больше всего баллов получили организации Минздрава России (91,05%), Минтруда России (91,02%), Минтранспорта России (88,14%), Росжелдора (87,19%) и Минпросвещения России (88,21%). Сравнительно меньше баллов у Федерального медико-биологического агентства России (82,01%), Росавиации (77,64%) и Росрыболовства (75,71%).

При этом всего 9 организаций (напомним, что исследование проводилось в 50 организациях) получили показатели от 70 до 80%, в основном организации имели оценку от 80 до 90% (эту группу составляют 30 организаций), а в 11 организациях эксперты отметили качество условий от 90 до 100%.

И вместе с тем, средний показатель оценки качества условий осуществления образовательной деятельности составляет 84,87%. Таким образом, 26 организаций превышают среднее значение - это более половины от общего количества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты оценки по уровням образования выглядят следующим образом: организации дошкольного образования получили 90,47%; организации основного общего и среднего общего образования - 85,55%, а организации среднего профессионального образования - 84,45%.

Также заслуживают внимания данные по отдельным критериям. Так, самый высокий балл получили организации по критерию «Открытость и доступность информации» - 91,49%. В то же время самый низкий балл по критерию «Доступность образовательной деятельности для инвалидов» -всего 62,33%. Это говорит о высоком уровне качества представления информации на сайте организации и недостаточном внимании к созданию необходимых условий для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.

Таким образом, результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности позволяют определить проблемные зоны в деятельности образовательной организации, организовать работу по повышению ее конкурентоспособности, а также стать значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей, общественных организаций, руководителей образовательных организаций, органов управления образованием различных уровней.

Расширяющаяся нормативная правовая база, проведение пилотных исследований и рост количества научных статей свидетельствуют о серьезном прогрессе в развитии системы независимой оценки качества образования на основе принципов открытости и демократичности, взаимодействия и согласованности, участия и соуправления.

И в то же время введение различных инструментов и процедур оценки качества на всех уровнях образования должно сопровождаться повышением информационной прозрачности деятельности системы образования, развитием механизмов обратной связи.

Кроме того, привлечение представителей общественности к выработке стратегии развития образовательной организации, к экспертизе образовательных результатов, проведение общественного обсуждения проблем качества образования является необходимым условием повышения уровня общественной активности в сфере образования.

Можно сделать вывод о том, что независимая оценка качества образования является важной составной частью управления качеством образования и занимает существенное место среди государственных приоритетов. Результаты независимой оценки качества образования формируют основу для определения стратегии развития государственной политики в области образования, выступают фактором, влияющим на принятие управленческих решений в сфере образования. Более того, эффективность системных изменений и инновационных процессов в образовании может быть достигнута в процессе созидательного сотрудничества органов управления образованием и институтов гражданского общества, в том числе посредством проведения независимой оценки качества условий предоставления образовательных услуг, что обеспечивается общественным контролем за соблюдением действующего законодательства, реализации прав обучающихся, их родителей (законных представителей), созданием условий, обеспечивающих доступность образования.

Литература

1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Питер, 2008. - 792 с.

2. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова и др.: 3-е изд. М.: 5 за знания, 2017. 402 с.

3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания, 2008. 352 с.

4. Воронова Т.А., Дорожкин Е.М., Малыгин А.А. Независимая оценка качества условий образовательной деятельности: нормы и практики // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №2(75). С. 49-56.

5. Галеева Н.Л. Процесс оценивания в школьном образовании: проблемы и решения // Педагогическое образование и наука. 2020. №1. С.69-74.

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.

7. Клочкова Л.И. Реализация идей ресурсного подхода в развитии воспитания школьников: к вопросу о системе понятий // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. С. 2-3.

8. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах и системном подходе. Челябинск: ЧГПИ, 1986. 135 с.

9. Крыжановская Е.И., Галеева Н.Л. Матрица для анализа ресурсов образовательного процесса, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы. 2012. №10. С.6-18.

10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №256-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_165899/ (дата обращения: 08.02.2020).

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. №392-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_284137/ (дата обращения: 08.02.2020).

12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 08.02.2020).

13. Об утверждении Единого порядка расчета показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 31.05.2018 №44н // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308927/ (дата обращения: 08.02.2020).

14. Об утверждении Методики выявления и обобщения мнения граждан о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2018 г. №675н // Информационно-правовой портал «Гарант»: [портал]. https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72008574/ (дата обращения: 08.02.2020).

15. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №31н // Облачный сервис экспертно-правовой поддержки «Контур.Норматив»: [сайт]. URL: https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=338825 (дата обращения: 08.02.2020).

16. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 15 апреля 2019 г. №30н // Облачный сервис экспертно-правовой поддержки «Контур.Норматив»: [сайт]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=338833 (дата обращения: 08.02.2020).

17. Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности федеральными государственными образовательными организациями, а также иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2019 г. №665 // Облачный сервис экспертно-правовой поддержки «Контур.Норматив»: [сайт]. URL: https://normativ.kontur.ru/document? moduleId=1&documentId=346748 (дата обращения: 08.02.2020).

18. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. №1309 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_190309/2ff7a8c72de399 4f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 08.02.2020).

19. Петкун И.Я. Роль руководителя в повышении качества образования [Электронный ресурс] // Речинский районный лицей: [сайт]. URL: http://licei.rechitsa.by/files/portfolio/petkun/vustuplenia/4.doc (дата обращения: 20.05.2020).

20. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. 2003. №3. С. 18-47.

21. Самородова Е.М., Марченкова Л.М., Алехина Т.А. Оценка обучающимися содержания, организации и качества образовательного процесса как элемент внутренней независимой оценки качества образования в системе менеджмента университета // Вестник ОрелГИЭТ. 2019. №2(48). С. 60-70.

22. СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 [Электронный ресурс]: утв. Приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр. URL: http://docs.cntd.ru/document/456033921 (дата обращения: 09.02.2020).

23. Трушковская И.А., Галеева Н.Л. Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе // Молодой ученый. 2016. №9 (113). С. 1194-1198.

24. Fedorchuk Yu., Neustroyev S., Arinushkina A. Independent Assessment of the Quality of Education in Russia: Results and Development Directions // Advances in Social Science, Education and Humanities Research: International Conference on the Development of Education in Russia and the CIS Member States. Vol. 288. Pp. 12-16. URL: https://download.atlantis-press.com/article/55908042.pdf (дата обращения: 09.02.2020).

Vorovshhikov Sergej Georgievich,

The Moscow City University,

the Professor of the Institute, Doctor of Pedagogics, Professor, VorovshikovSG@mgpu.ru

Galeeva NataVya L^vovna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Professor of the Chair, Candidate of Biology, Assistant professor, nl.galeeva@mpgu.su

Danilenko Inna Anatolevna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Director of the Center, ia.danilenko@mpgu.su

Ershov Aleksandr Nikolaevich,

The Moscow Pedagogical State University,

the Leading engineer of the Chair, the Specialist, an.ershov@mpgu.su Kozilova Lidiya VasiVevna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, Assistant professor,

lv.kozilova@mpgu.su

Kuznecova Svetlana Grigor^evna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, sg.kuznetsova@mpgu.su Mazyarkina Tat yana Vyacheslavovna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Agricultural Sciences, Assistant professor,

tv.mazyarkina@mpgu.su

Sivoplyas Ekaterina Aleksandrovna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Assistant of the Chair, ea.sivoplyas@mpgu.su

Uskov Sergej Vladimirovich,

The Moscow Pedagogical State University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of Pedagogics, sv.uskov@mpgu.su Checheleva Vera Nikolaevna,

LLC «Verkont Service», the Methodologist, Candidate of Philology, info@vercont.ru Yurkina Nataliya Nikolaevna,

The Moscow Pedagogical State University,

the Associate professor of the Chair, Candidate of History, nn.yurkina@mpgu.su

DATA COLLECTING AND GENERALIZING ON THE EDUCATION CONDITIONS QUALITY IN THE HIGHER EDUCATION ORGANIZATIONS: REGULATORY FRAMEWORK AND METHODOLOGY

Annotation

The article presents the regulations and the methodology of an independent education conditions quality assessment in higher education organizations, and the results of a pilot study of an independent education conditions quality assessment in educational organizations based on the developed methodological recommendations for the Unified procedure for calculating indicators taking into account industry characteristics. Keywords:

independent education conditions quality assessment; quality assessment indicators; educational quality assessment results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.