Научная статья на тему 'Роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вуза'

Роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное развитие / непрерывное образование / профессиональное самообразование / выпускник вуза. / professional development / continuing education / professional self-education / university graduate

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Шумакова

В данной статье рассматривается феномен профессионального развития выпускников вуза в современных условиях смены образовательной парадигмы. Автор представляет характеристику личностных ресурсов профессионального развития и выделяет условия их формирования в период обучения в вузе. Анализируется проблема обеспечения роста профессионального потенциала личности на протяжении всей жизни. В контексте данной проблемы предпринимается попытка теоретически обосновать взаимосвязь непрерывного самообразования и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CONTINUOUS SELF-EDUCATION IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND GRADUATES OF UNIVERSITY

The article deals with the phenomenon of professional development of university graduates in modern conditions of change of educational paradigm. The author presents the characteristics of personal resources of professional development, and highlights the conditions of their formation in the period of study at the university. The problem of ensuring the growth of professional potential of the individual throughout life is analyzed. In the context of this problem, an attempt is made to theoretically substantiate the relationship of continuous self-education and professional development. With the involvement of professional development is an integral feature of the modern specialist, regardless of the field of activity. Successful professional development ensures the competitiveness of a graduate in the labor market, his professional and social success, prevents signs of professional stagnation and deformation.

Текст научной работы на тему «Роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вуза»

тема, актуальная на сегодняшний день для студенческой молодежи, «Почему молодежь должна быть носителем прав, забывая при этом об обязанностях?» с заранее заявленными сторонниками «за» и «против» (3 - 5 чел.). Каждый представлял свою молодежную программу, отражающую аспекты не только политического, но и экономического развития государства, с акцентом на права и обязанности молодежи, отвечал на вопросы оппонентов. С целью независимой оценки выступлений команд возможно введение в дебаты своеобразного жюри. Данный метод способствовал, по нашему мнению, формированию правовых убеждений и установок студентов. В ходе подготовки и проведения дебатов происходит активизация знаний, студенты систематизируют когнитивные знания по категориям «хорошо - нехорошо», «разрешено - запретно», «ответственно - безответственно», «вредно - невредно», «законно - незаконно» и т.п.

Формированию широкого диапазона коммуникативных навыков и профессиональных качеств способствуют различного рода кейс-стади.

В качестве заявленной для кейс-стади проблемы нами была выбрана тема «Права человека». Группа была разделена на «экспертов» в области юридической стороны данного вопроса и «экспертов», представляющих международную организацию по защите прав человека. Каждую мини-группу составляли «эксперт-юрист», «эксперт международной организации». Данная форма работы предполагала предварительную теоретическую подготовку в области защиты прав человека и его условий, законодательства в данной области, а также терминологию данной тематики. Результативность оценивалась по количеству «названных документов в сфере защиты прав человека», как российских, так и международных, выявлению наибольшего количества достоинств и недостатков нормативно-правовых документов. Следует отметить, что подобные формы занятий требуют основательной подготовки не только со стороны обучаемых, но и высокого уровня компетентности самого преподавателя в данной области.

Технология «мозговой штурм» направлена на групповое решение творческой проблемы формирования правовой компетентности. Нами в качестве мозгового штурма была использована методика «Как защитить свои права». В ходе деятельности и общения в данном проекте студенты научились легко преодолевать внутренние барьеры. Её достоинство состоит в том, что она открывает возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом у студентов формируются умения правопонимания и правоприменения.

В ходе занятия участники-студенты, по нашему мнению, приобретают умение доброжелательно слушать, спорить, задавать вопросы, поощрять. Каждый свободно, не опасаясь насмешек, выдвигает свои предложения по решению рассматриваемой задачи, т.к. критика исключена полностью.

Поскольку основные правила проведения мозгового штурма запрещают неуместную критику, каждый участник убеждён, что можно высказать любую мысль

Библиографический список

без боязни, которую не признают смешной или несостоятельной. Однако этого не достаточно для обильного потока предложений. Следовательно, в процессе работы ведущий-преподаватель задаёт вопросы и поощряет порождение идей и ассоциаций участников группы. Он - катализатор решений и дирижёр. Вопросы ведущего сформулированы так, чтобы сломать лёд недоверия и побудить участников к активному генерированию большого количества идей (например, ведущий спрашивает: «Полностью ли вы разделяете эту идею?»).

Ведущий просит участников формулировать свои высказывания таким образом, чтобы превратить их из оценочных в содержательные: «Это не просто хорошо, а хорошо потому, что ...». Количество идей должно быть как можно большим.

Деловые игры. Игровые технологии, как утверждают специалисты, представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определённого сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Вот почему студенты с увлечением относятся к такой форме обучения.

Оставаясь педагогическим процессом, учебная деловая игра является воссозданием контекста будущего труда в его предметном и социальном аспектах. Она воссоздает предметный контекст-обстановку условий практики и социальный контекст, в котором студент взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре студенты выполняют квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональные элементы.

Из этого следует, что деловая игра может рассматриваться как имитация реальной деятельности специалиста, стоящего в позиции педагога или правоведа в тех или иных искусственно созданных ситуациях; как специально организованная деятельность студентов, воссоздающая реальный процесс, сочетающий в себе учебно-воспитательные и игровые элементы. Проведение деловых игр способствует раскрепощению творческих сил как у студента, так и у педагога, дает возможность свободно мыслить.

Таким образом, игра в дидактическом плане выступает не только как метод обучения, но и как средство и форма организации обучения и успешно может применяться в учебном процессе вуза. Обучение, направленное на развитие правовой компетентности, предполагает организацию процесса обучения как модели процесса взаимодействия, при котором особое внимание необходимо уделять также технике и способности обучающихся вступать в игровое взаимодействие, умению высказывать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать выдвинутую позицию, ссылаясь на нормативно-правовую базу в данной сфере, речевому этикету, стратегии и тактике диалогического и группового общения.

1. Гаджиева П.Д. Интерактивные формы обучения ФГБОУ ВО «ДГПУ». Махачкала, 2016.

2. Гаджиева П.Д. Проектные технологии в практике преподавания права. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 4 (65): 15 - 16.

3. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Методические основы моделирования плана-конспекта интерактивного урока по праву в школе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 120 - 121.

4. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Правовое образование подрастающего поколения: отечественный и зарубежный опыт Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 122 - 123.

References

1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye formy obucheniya FGBOU VO «DGPU». Mahachkala, 2016.

2. Gadzhieva P.D. Proektnye tehnologii v praktike prepodavaniya prava. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 4 (65): 15 - 16.

3. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Metodicheskie osnovy modelirovaniya plana-konspekta interaktivnogo uroka po pravu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 120 - 121.

4. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Pravovoe obrazovanie podrastayuschego pokoleniya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 122 - 123.

Статья поступила в редакцию 10.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10157

Shumakova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: alex-2a@yandex.ru.

ROLE OF CONTINUOUS SELF-EDUCATION IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND GRADUATES OF UNIVERSITY. The article deals with the phenomenon of professional development of university graduates in modern conditions of change of educational paradigm. The author presents the characteristics of personal resources of professional development, and highlights the conditions of their formation in the period of study at the university. The problem of ensuring the growth of professional potential of the individual throughout life is analyzed. In the context of this problem, an attempt is made to theoretically substantiate the relationship of continuous self-education and professional development. With the involvement of professional development is an integral feature of the modern specialist, regardless of the field of activity. Successful professional development ensures the competitiveness of a graduate in the labor market, his professional and social success, prevents signs of professional stagnation and deformation.

Key words: professional development, continuing education, professional self-education, university graduate.

А.В. Шумакова, д-р пед. наук, проф., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь,

E-mail: alex-2a@yandex.ru

РОЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА

В данной статье рассматривается феномен профессионального развития выпускников вуза в современных условиях смены образовательной парадигмы. Автор представляет характеристику личностных ресурсов профессионального развития и выделяет условия их формирования в период обучения в вузе. Анализируется проблема обеспечения роста профессионального потенциала личности на протяжении всей жизни. В контексте данной проблемы предпринимается попытка теоретически обосновать взаимосвязь непрерывного самообразования и профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие, непрерывное образование, профессиональное самообразование, выпускник вуза.

Происходящие в настоящее время изменения образовательной парадигмы ставят на первое место профессиональное и личностное развитие выпускников вузов. Сегодня выпускник высшего учебного заведения должен не только обладать высоким уровнем развития необходимых компетенций, но и иметь определенный потенциал для эффективного дальнейшего профессионального развития в соответствии с требования конкретной трудовой сферы.

Проблема формирования в период обучения в вузе основ для дальнейшего профессионального развития на протяжении всей трудовой жизни требует всестороннего рассмотрения в силу ее актуальности и влияния на требования, предъявляемые к качеству подготовки специалистов различного профиля в современных условиях. В связи с этим коренным образом трансформируются основные парадигмы образовательного процесса в вузе, требуют изменения существующие подходы к профессиональной подготовке специалистов. Все это обусловливает потребность в исследовании поднятой проблемы, поиске принципиально новых подходов к подготовке конкурентоспособного специалиста, способного быстро приспосабливаться к условиям трудовой деятельности, сохранять профессиональную успешность, развиваясь и совершенствуя себя как профессионал.

Система высшего образования должна создавать благоприятные условия для подготовки специалиста с устойчивой мотивацией на профессиональное развитие посредством непрерывного самообразования, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность, трудовую активность в течение длительного периода времени, успешную профессиональную самореализацию. Помимо овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками выпускник вуза должен обладать определенными личностными качествами, способствующими оптимальному ходу процесса профессионального становления и развития.

К проблеме профессионального развития обращались многие отечественные и зарубежные ученые, что породило широкий спектр подходов к интерпретации данного термина. Рассмотрим основные аспекты изучения профессионального развития в педагогике:

- взаимообусловленность профессионального развития и адаптивного поведения в профессиональной среде (Л.М. Митина);

- периодизация профессионального развития, его взаимосвязь с возрастными особенностями специалиста (Э.Ф. Зеер);

- психологические ресурсы личности, лежащие в основе профессионального развития, обеспечивающего эффективность выполнения трудовых функций при удовлетворенности своим трудом (А.Т. Ростунова);

- профессиональное развитие как построение карьеры, достижение «карьерной зрелости» (Д. Сьюпер).

Приведенные концептуальные подходы различаются акцентом на том или ином элементе профессионального развития: профессиональная пригодность, профессиональное становление, процесс профессионализации, личностные ресурсы профессионального развития и т.д.

Опираясь на указанные подходы и анализ современных исследований по рассматриваемой проблематике [1, 2, 3], мы пришли к выводу, что под профессиональным развитием следует понимать непрерывный процесс становления целостности личности как динамического единства образа мышления, поведения и действий субъекта в профессиональной среде, которое обеспечивается наличием профессионального мировоззрения, системы ценностей и мотивов и позволяет расширять пространство личности за счет ее профессионального обогащения.

Таким образом, система профессиональной подготовки должна быть ориентирована на формирование личности обучающегося, готового активно и самостоятельно осуществлять процесс профессионального развития.

В период обучения происходят следующие процессы становления личности студента как будущего профессионала:

- формируется профессиональная направленность личности, профессиональное мировоззрение и индивидуальная концепция избранной профессиональной деятельности;

- развиваются способности, лежащие в основе профессиональной успешности, приобретают профессиональные черты психические процессы;

- накапливается опыт самостоятельной познавательной и личностно развивающей деятельности;

- усиливается ответственность за результативность освоения профессиональных знаний, появляется ориентация на их самостоятельное приращение;

- проявляется индивидуальность студента, его личностная позиция по отношению к профессиональной деятельности;

- конкретизируются профессиональные притязания, намечаются контуры предстоящего карьерного маршрута;

- развивается социальная и профессиональная зрелость личности;

- закладываются основы профессиональной самостоятельности, появляется установка на непрерывное самообразование.

К личностным ресурсам профессионального развития студентов можно отнести такие свойства, как:

- познавательное отношение к действительности - стремление расширять спектр познавательных интересов, осваивать в более полном объеме знания, в первую очередь связанные с будущей профессией;

- творческое восприятие объектов окружающей действительности, образовательной и профессиональной сред;

- самоорганизация - способность планировать, организовывать и контролировать самостоятельную деятельность в различных сферах;

- работоспособность - готовность систематически выполнять целесообразную деятельность, мобилизировать имеющиеся ресурсы для поддержания требуемой интенсивности деятельности на протяжении необходимого промежутка времени;

- социальная направленность мышления - учет особенностей группового взаимодействия для конструктивной организации совместной деятельности.

Эффективное формирование личностных ресурсов профессионального развития возможно при соблюдении следующих условий:

- сформировавшиеся мировоззренческие потребности и возможности их реализации в образовательном процессе;

- проявление осознанной активности в освоении разнообразных аспектов профессиональной деятельности;

- наличие ярко выраженной потребности в приращении профессиональных знаний и осуществимость ее удовлетворения;

- целенаправленное конструирование пространства личности в профессии, понимание его ценностных, интеллектуальных, поведенческих координат;

- тесная взаимосвязь профессионального и личностного самосовершенствования;

- осознание значимости непрерывного самообразования и сформирован-ность готовности к его систематическому осуществлению.

Из перечисленных условий наиболее значимым нам видится наличие готовности к непрерывному самообразованию в контексте профессиональной деятельности.

В целом проблема обеспечения роста общего и профессионального потенциала личности на протяжении всей жизни в последние десятилетия привлекает повышенное внимание в научных кругах, хотя данная проблема не является принципиально новой в отечественной педагогике. Еще в 70 - 80 гг. прошлого столетия выдвигались концептуальные идеи непрерывного образования и отмечались его целевые приоритеты:

- повышение общего культурного потенциала граждан вне зависимости от возраста и принадлежности к определенной социальной и профессиональной группе;

- содействие в развитии адаптационных ресурсов населения для оптимизации процессов социальной и профессиональной адаптации;

- предоставление возможности получения дополнительного образования для широких слоев населения;

- повышение доступности и качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров [4, с. 162].

Из-за этих различий целевых приоритетов до сих пор существуют подходы к пониманию феномена непрерывного образования со смещением акцента на какую-либо его ключевую цель (табл. 1).

В рамках нашего исследования нас интересует непрерывное образование как система профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

На основе изучения работ А.Н. Пережовской и РР Шахмарова [5[, [6] нами были выделены ведущие функции непрерывного образования в рассматриваемом контексте:

1. Профессиональная функция, которая заключается в подготовке специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности, осознающих свои возможности в профессиональной самореализации и развитии, потенциально готовых к постоянному приращению своего потенциала как субъекта труда.

2. Социальная функция, сущность которой раскрывается через оптимизацию взаимодействия индивида и социальной среды, формирование социальной грамотности специалистов во всей совокупности ее составляющих: информаци-

Таблица 1

Подходы к пониманию феномена непрерывного образования в отечественной педагогике

Подход Непрерывное образование

Непрерывное образование как дополнительное общее образование для всех категорий населения. Часть образовательной системы, функционирующая на основе интеграции научных и образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающая в соответствии с общественными и индивидуальными потребностями всестороннее развитие личности на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование как профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Образовательная система, представленная совокупностью образовательных, просветительских, исследовательских и вспомогательных учреждений, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному приращению профессионального потенциала.

Непрерывное образование как подготовка к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Деятельность, организационно обеспеченная системой государственных и общественных институтов и направленная на обогащение процесса взаимодействия человека с социумом, формирование готовности к непрерывному саморазвитию в соответствии с динамикой социальных трансформаций.

Непрерывное образование как канал трансляции культурных ценностей. Деятельность, организационно обеспеченная системой государственных и общественных институтов и направленная на массовое развитие культурного потенциала населения, приобщение к ценностям отечественной культуры, формирование национального менталитета.

онной, правовой, экономической, психологической и непосредственно социальной.

3. Личностно развивающая функция, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательной и личностно развивающей активности как в пределах профессиональной деятельности, так и за ее рамками.

Опираясь на проведенный анализ профессионального развития и идей непрерывного образования, мы пришли к заключению, что ведущую роль в профессиональном развитии выпускников вузов играет их готовность к самообразованию.

Таким образом, роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вузов заключается в том, что:

- обеспечивается систематичность и целенаправленность приращения личностных ресурсов профессионального развития за счет самостоятельной активности в сфере личностного самосовершенствования в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;

- происходит переход субъекта труда в метапозицию по отношению к собственному опыту профессионального развития, понимание реального смысла своего личностного и профессионального продвижения [7, с. 176];

- инициируется творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности, проявление инициативы и активности не как эпизодических случаев, а как устойчивых стереотипов профессионального поведения;

Библиографический список

- создаются условия для поступательного роста профессионального потенциала специалиста, детерминированного появляющимися профессиональными дефицитами и самообразовательной деятельностью по их минимизации;

- повышается организованность и продуктивность самостоятельной познавательной и личностно развивающей деятельности, профессиональное развитие приобретает черты планируемости и управляемости.

В заключение подчеркнем, что способность к профессиональному развитию является неотъемлемой чертой современного специалиста вне зависимости от сферы деятельности. Успешное профессиональное развитие обеспечивает конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда, его профессиональную и социальную успешность, предотвращает появление признаков профессиональной стагнации и деформации.

Непрерывное самообразование на современном этапе приобрело принципиально новое содержание: динамичность, гибкое реагирование на общественные изменения, направленность на различные аспекты познавательной и личностно развивающей деятельности, личностно значимая обусловленность [8, с. 131]. В таком ключе непрерывное самообразование можно рассматривать как движущую силу, неотъемлемый элемент профессионального развития.

1. Портнова А.Г., Залюбовская Н.С. Личностное и профессиональное развитие студентов: эмпирический поиск показателей. ВестникКемГУ. 2011; № 3: 159 - 164.

2. Сулима В.Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; № 5: 74 - 78.

3. Тенюнина И.А. Траектория профессионального развития студентов как педагогическая категория. Международный научно-исследовательский журнал. 2012; № 5 (5): 55 - 56.

4. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Непрерывное образование в современных условиях: основные концептуальные подходы. ВестникНГПУ. 2015; № 6 (28): 161 - 171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015.

6. Шахмарова РР Непрерывное образование - основа развития личности в современном обществе. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; Ч. 2, № 5 (59): 85 - 87.

7. Шерайзина РМ., Задворная М.С. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования. ИСОМ. 2016; № 4-1.

8. Мунчинова Л.Д. Самообразование как ресурс модернизации профессионального развития педагога. Преподаватель XXI век. 2016; № 2.

References

1. Portnova A.G., Zalyubovskaya N.S. Lichnostnoe i professional'noe razvitie studentov: 'empiricheskij poisk pokazatelej. Vestnik KemGU. 2011; № 3: 159 - 164.

2. Sulima V.N. Lichnostno-professional'noe razvitie studentov v period obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017; № 5: 74 - 78.

3. Tenyunina I.A. Traektoriya professional'nogo razvitiya studentov kak pedagogicheskaya kategoriya. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2012; № 5 (5): 55 - 56.

4. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah: osnovnye konceptual'nye podhody. Vestnik NGPU. 2015; № 6 (28): 161 - 171.

5. Perezhovskaya A.N. Nepreryvnoe obrazovanie: celi, zadachi, soderzhanie, funkcii, perspektivy razvitiya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015.

6. Shahmarova R.R. Nepreryvnoe obrazovanie - osnova razvitiya lichnosti v sovremennom obschestve. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; Ch. 2, № 5 (59): 85 - 87.

7. Sherajzina R.M., Zadvornaya M.S. Aktual'nost' nepreryvnogo obrazovaniya kak usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. ISOM. 2016; № 4-1.

8. Munchinova L.D. Samoobrazovanie kak resurs modernizacii professional'nogo razvitiya pedagoga. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 2.

Статья поступила в редакцию 11.12.19

УДК 372 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10158

Tsomayeva Z.T., postgraduate, Department of Pedagogy, North Ossetian State Teachers' Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

THE PROBLEM TO FORM LAW KNOWLEDGE AMONG STUDENTS WHO STUDY TO BE TEACHERS. The article examines problems, tasks and the main areas of forming legal literacy in students, as the construction of the rule of law is impossible without the simultaneous formation of the relevant legal knowledge among future specialists, which depends on legal education. The modern stage of economic development, and especially the service sector, imposes high requirements on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.