Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции как основное условие осуществления профессиональной деятельности магистрантов'

Формирование профессиональной компетенции как основное условие осуществления профессиональной деятельности магистрантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / GRADUATE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING OUTCOMES / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / МАГИСТРАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борлакова Х. М.

В статье рассматриваются основные условия осуществления профессиональной деятельности магистрантов. Особое внимание уделяется формированию профессиональной компетенции. На основе анализа научной литературы компетентность магистранта представляется, как готовность выпускника высшей школы проявить качества, сформированные в процессе получения образования для ведения профессиональной деятельности. В данной работе рассмотрены подходы к профессиональной компетенции таких авторов, как И.И. Троицкая, А.А. Вербицкий В.А. Болотов и др. В статье уделяется внимание условиям формирования профессиональных компетенций. Мотивация и личностные качества магистранта рассматриваются как необходимые условия проявления профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS THE MAIN CONDITION OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES

The article deals with the basic conditions of professional activity of undergraduates. Special attention is paid to the formation of professional competence. The research is based on the analysis of scientific literature and reveals that the competence of a graduate student is presented as a willingness of a graduate to show the qualities formed in the process of education for professional activities. The paper considers approaches to professional competence of such authors as Troitskaya I.I., Verbitsky A.A. Bolotov V.A. and others. The article focuses on the conditions of formation of professional competences. Motivation and personal qualities of a graduate student are considered as necessary conditions for professional competence development.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции как основное условие осуществления профессиональной деятельности магистрантов»

УДК 378

Borlakova H.M., postgraduate, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Cherkessk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE AS THE MAIN CONDITION OF IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF GRADUATES. The article deals with the basic conditions of professional activity of undergraduates. Special attention is paid to the formation of professional competence. The research is based on the analysis of scientific literature and reveals that the competence of a graduate student is presented as a willingness of a graduate to show the qualities formed in the process of education for professional activities. The paper considers approaches to professional competence of such authors as Troitskaya I. I., Verbitsky A. A. Bolotov V. A. and others. The article focuses on the conditions of formation of professional competences. Motivation and personal qualities of a graduate student are considered as necessary conditions for professional competence development.

Key words: professional competence, graduate, and professional activities, learning outcomes, knowledge, skills.

Х.М. Борлакова, аспирант, ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский Государственный Университет им. У.Д. Алиева,

г. Черкесск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ

В статье рассматриваются основные условия осуществления профессиональной деятельности магистрантов. Особое внимание уделяется формированию профессиональной компетенции. На основе анализа научной литературы компетентность магистранта представляется, как готовность выпускника высшей школы проявить качества, сформированные в процессе получения образования для ведения профессиональной деятельности. В данной работе рассмотрены подходы к профессиональной компетенции таких авторов, как И.И. Троицкая, А.А. Вербицкий В.А. Болотов и др. В статье уделяется внимание условиям формирования профессиональных компетенций. Мотивация и личностные качества магистранта рассматриваются как необходимые условия проявления профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, магистрант, профессиональная деятельность, результаты обучения, знания, умения.

Современная система профессионального образования ориентирована на повышение качества профессиональной деятельности магистранта, что является неотъемлемой частью формирования профессиональных компетенций. Образовательная система во всем мире ориентирована на улучшение профессиональных качеств выпускников. В 1996 году на симпозиуме по программе Совета Европы была отмечена роль формирования профессиональных компетенций. Следовательно, перед высшей школой поставлена цель подготовить специалиста к успешной профессиональной деятельности, путем формирования профессиональных компетенций.

По мнению И.И. Троицкой, компетентностно-ориентирован-ный подход в профессиональном образовании позволяет отойти от ориентации воспроизводства знаний и придает огромное значение их практическому применению. Данный подход позволяет связать цели образования с их практическим применением и ориентирует профессиональную деятельность на разнообразие профессиональных ситуаций [1].

Вербицкий А.А. отмечает высокие требования к выпускникам высшей школы, в связи с чем остаются актуальными проблемы подготовки к профессиональной деятельности и всестороннего развития профессиональных качеств выпускников высшей школы. Неотъемлемой частью формирования профессиональных компетенций является улучшение процесса профессионального становления [2]. Создание условий профессионального образования формирует профессиональную компетентность магистрантов.

Болотов В.А. отмечает, что основными результатами обучения можно назвать компетенции, которые использует во время своей практической деятельности выпускник высшей школы. Этим обусловлен компетентностный подход к образованию, где особое внимание уделяется профессиональной компетентности магистрантов [3].

По мнению А.В. Хуторского, компетенция - это относящиеся к определенным процессам, необходимые для продуктивной деятельности взаимосвязанные качества присущие личности. Под взаимосвязанными качествами автор подразумевает такие качества, как знания умения и навыки способов деятельности [4].

Компетентность А.В. Баранников рассматривает как результат образовательной и познавательной деятельности. Как способность, которая базируется на приобретаемых знаниях [5].

И.А. Зимняя разграничивает понятия «компетентность» и «компетенция». Под компетентностью ученый подразумевает совокупность знаний, умений и навыков, которые основывают-

ся на умственном развитии и жизненном опыте. А компетенцию рассматривает как потенциал или резерв, который еще не был использован на практике [6].

Компетентность магистранта представляет собой готовность выпускника высшей школы проявить качества, сформированные в процессе получения образования для ведения профессиональной деятельности. Необходимыми условиями проявления профессиональных компетенций являются мотивация магистранта и его личностные качества. Подтвержденная способность применять общенаучный материал, умения, опыт и личностные качества в профессиональной и научных областях является компетенцией. Иными словами, умение выпускника применять свой научный потенциал в профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетенции магистрантов можно представить, как поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Так как профессиональная компетенция формируется по мере приобретения магистрантами определенных знаний.

Для формирования профессиональных компетенций необходимо обеспечение уровня подготовки магистрантов, целенаправленное формирование развитие и закрепление компетенций, создание эффективных дидактических систем.

Педагогическая наука для достижения практической направленности применяет формы и методы обучения, обеспечивающие интенсивное овладение основными компетенциями, способствующими более эффективному развитию личности. Для достижения профессиональной направленности важно организовать процесс усвоения прочных и действительных знаний и внести коррективы в формы контроля учебного труда магистрантов.

Профессиональная компетенция магистрантов обеспечивает адекватность выполнения профессиональной деятельности. Выпускник высшей школы должен уметь решать профессиональные задачи. По мнению И.А. Зимней, профессиональная компетентность - это интегральная характеристика выпускника, получившего высшую квалификацию, которая позволяет определять его как компетентного в своей области. Автор отмечает, что профессиональная компетентность - это личностное качество человека, определяемое на базе мыслительных способностей и личностных свойств [7].

По мнению Л.А. Ильиной, особое значение в профессиональной деятельности выпускников высшей школы имеет наличие профессиональных навыков, а также способность приобретать и развивать их [8].

В концепции Федеральной целевой программы развития образования компетентностный подход рассматривается как приоритетная ориентация на формирование компетенций, необходимых для инновационной деятельности выпускников высшей школы.

Г.Н. Подчалимова предполагает, что профессиональная компетенция включает в себя наличие «Я - концепции». Данная концепция предполагает формирование ответственного отношения и творческого подхода к профессиональной деятельности, а также интереса к освоению опережающих профессиональных знаний, умений и навыков, и формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. «Я - концепция» включает в себя целеполагание и мотивацию формирования субъектности во время образовательной деятельности, также мотивирует формирование креативности в профессиональной деятельности. По мнению автора, необходима рефлексивная и операционная среда, которая обеспечивает глубокое овладение технологией непрерывного профессионального саморазвития и обеспечивает формирование созидательных способностей. Рефлексией данной образовательной среды являются степень и уровень обучаемости и продуктивность профессиональной деятельности [9].

По мнению В. Байденко, основной задачей профессионального образования является обновление системы на компе-тентностной основе путем усиления и сохранения практической направленности с сохранением фундаментальной направленности [10].

Библиографический список

П. Образцов считает, что эффективная профессионально ориентированное обучение базируется на профессионально-ориентированных технологиях обучения, которые способствуют формированию у обучающихся значимых качеств для профессиональной деятельности. А также способствуют формированию знаний умений и навыков для качественного выполнения профессиональной деятельности по специальности [11].

Рассматривая инструменты интегративных процессов в системе образования Сидоров Ю.В. обращает внимание на содержание образования и отмечает, что структура содержания должна соответствовать профессиональным модулям образовательных программ, формируя профессиональные компетенции у обучающихся [12].

Таким образом, круг хорошо осведомленных вопросов, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения профессиональной деятельности в определенной области, представляют профессиональную компетенцию магистранта. Известно, что компетентность в свою очередь складывается из компетенций и гораздо шире по своей структуре. Помимо знаний, умений и навыков компетентность включает в себя и сформированные качества, которые запрограммированы на выполнения профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность — это способность использования сформированных знаний, умений и навыков в процессе профессиональной деятельности и самосовершенствование на основе накопленного опыта.

1. Троицкая И.И. Компетентностный подход в профессиональной ориентации учащихся 8 - S классов на уроках дополнительного образования: методический аспект. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: труды международного сотрудничества. Санкт-Петербург, 2011; Вып. S: 72S.

2. Вербицкий A.A. Контекстное обучение в компетентностном подходе. Высшее образование в России. 2006; № 11.

3. Болотов ВЛ., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании Педагогика. 2007; № S: 3 - 11; Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании. Высшее образование в России. 2006; № 1: 45 - 52.

4. Хуторской АВ. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Санкт-Петербург, 2004.

5. Баранников A^. Содержание общего образования: Компетентностный подход. Москва: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Зимняя ИЛ. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? Высшее образование сегодня. 2006; № 8: 21 - 26.

7. Зимняя ИЛ. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Aвтор-ская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

8. Гагаринская Г.П., Ильина ЛЛ. и др. Формирование профессиональной компетентности как компонента подготовки менеджеров. Устойчивое развитие вуза на основе стратегии повышения качества образовательного процесса. Монография. Минск: БГУИР, 2007.

S. Подчалимова Г.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ. Москва, 2004.

10. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании. Высшее образование в России. 2006; 1: 45 - 52.

11. Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе. Высшее образование в России. 2001; 6: 54 - 58.

12. Сидоров Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Педагогическое образование в России. 2012; 6.

References

1. Troickaya I.I. Kompetentnostnyj podhod v professional'noj orientacii uchaschihsya 8 - S klassov na urokah dopolnitel'nogo obrazovaniya: metodicheskij aspekt. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': Nepreryvnoe obrazovanie vinteresah ustojchivogo razvitiya: trudy mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 2011; Vyp. S: 72S.

2. Verbickij A.A. Kontekstnoe obuchenie v kompetentnostnom podhode. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; № 11.

3. Bolotov V.A., Serikov V.V. Razmyshleniya o pedagogicheskom obrazovanii Pedagogika. 2007; № S: 3 - 11; Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; № 1: 45 - 52.

4. Hutorskoj A.V. Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya. Sankt-Peterburg, 2004.

5. Barannikov A.V. Soderzhanie obschego obrazovaniya: Kompetentnostnyj podhod. Moskva: GU VSh'E, 2002.

6. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; № 8: 21 - 26.

7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikakrezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda vobrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.

8. Gagarinskaya G.P., Il'ina L.A. i dr. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kak komponenta podgotovki menedzherov. Ustojchivoe razvitie vuza na osnove strategiipovysheniya kachestva obrazovatel'nogo processa. Monografiya. Minsk: BGUIR, 2007.

S. Podchalimova G.N. Proektirovanie soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rukovoditelejshkol. Moskva, 2004.

10. Bajdenko V. Kompetencii v professional'nom obrazovanii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006; 1: 45 - 52.

11. Obrazcov P. Novyj tip obespecheniya uchebnogo processa v vuze. Vysshee obrazovanie vRossii. 2001; 6: 54 - 58.

12. Sidorov Yu.V. Formirovanie obschih i professional'nyh kompetencij studentov v uchrezhdenii srednego professional'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2012; 6.

Статья поступила в редакцию 21.03.18

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGAL EDUCATION OF STUDENTS: THEORY AND PRACTICE. The article substantiates relevance and importance of legal education and legal education of the younger generation in modern conditions of civil society and the development of the rule of law. The author considers methodological foundations of the organization of legal

27S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.