Научная статья на тему 'Проблемы формирования правовой грамотности студентов – будущих учителей'

Проблемы формирования правовой грамотности студентов – будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая грамотность / правовая культура / студенты / формирование правовой грамотности / нравственно-правовое воспитание / профессиональная подготовка / legal literacy / legal culture / students / moral and legal education / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З. Т. Цомаева

В статье рассматриваются проблемы, задачи и основные направления формирования правовой грамотности студентов, так как построение правового государства невозможно без одновременного формирования у будущих специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые зависят от правового образования. Современный этап развития экономики и в первую очередь сферы услуг предъявляет высокие требования к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов, обучавшихся гуманитарным специальностям. Эта подготовка должна носить комплексный характер и включать не только знания, навыки и умения, непосредственно относящиеся к полученной профессии, но также позволять специалисту уверенно ориентироваться в ситуациях межотраслевого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM TO FORM LAW KNOWLEDGE AMONG STUDENTS WHO STUDY TO BE TEACHERS

The article examines problems, tasks and the main areas of forming legal literacy in students, as the construction of the rule of law is impossible without the simultaneous formation of the relevant legal knowledge among future specialists, which depends on legal education. The modern stage of economic development, and especially the service sector, imposes high requirements on the quality of training of university graduates who study at humanitarian specialties. This training should be comprehensive and include not only the knowledge and skills directly related to the profession, but also allow the specialist to confidently navigate in situations of an industry nature.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования правовой грамотности студентов – будущих учителей»

Таблица 1

Подходы к пониманию феномена непрерывного образования в отечественной педагогике

Подход Непрерывное образование

Непрерывное образование как дополнительное общее образование для всех категорий населения. Часть образовательной системы, функционирующая на основе интеграции научных и образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающая в соответствии с общественными и индивидуальными потребностями всестороннее развитие личности на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование как профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Образовательная система, представленная совокупностью образовательных, просветительских, исследовательских и вспомогательных учреждений, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному приращению профессионального потенциала.

Непрерывное образование как подготовка к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Деятельность, организационно обеспеченная системой государственных и общественных институтов и направленная на обогащение процесса взаимодействия человека с социумом, формирование готовности к непрерывному саморазвитию в соответствии с динамикой социальных трансформаций.

Непрерывное образование как канал трансляции культурных ценностей. Деятельность, организационно обеспеченная системой государственных и общественных институтов и направленная на массовое развитие культурного потенциала населения, приобщение к ценностям отечественной культуры, формирование национального менталитета.

онной, правовой, экономической, психологической и непосредственно социальной.

3. Личностно развивающая функция, обеспечивающая удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательной и личностно развивающей активности как в пределах профессиональной деятельности, так и за ее рамками.

Опираясь на проведенный анализ профессионального развития и идей непрерывного образования, мы пришли к заключению, что ведущую роль в профессиональном развитии выпускников вузов играет их готовность к самообразованию.

Таким образом, роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вузов заключается в том, что:

- обеспечивается систематичность и целенаправленность приращения личностных ресурсов профессионального развития за счет самостоятельной активности в сфере личностного самосовершенствования в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;

- происходит переход субъекта труда в метапозицию по отношению к собственному опыту профессионального развития, понимание реального смысла своего личностного и профессионального продвижения [7, с. 176];

- инициируется творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности, проявление инициативы и активности не как эпизодических случаев, а как устойчивых стереотипов профессионального поведения;

Библиографический список

- создаются условия для поступательного роста профессионального потенциала специалиста, детерминированного появляющимися профессиональными дефицитами и самообразовательной деятельностью по их минимизации;

- повышается организованность и продуктивность самостоятельной познавательной и личностно развивающей деятельности, профессиональное развитие приобретает черты планируемости и управляемости.

В заключение подчеркнем, что способность к профессиональному развитию является неотъемлемой чертой современного специалиста вне зависимости от сферы деятельности. Успешное профессиональное развитие обеспечивает конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда, его профессиональную и социальную успешность, предотвращает появление признаков профессиональной стагнации и деформации.

Непрерывное самообразование на современном этапе приобрело принципиально новое содержание: динамичность, гибкое реагирование на общественные изменения, направленность на различные аспекты познавательной и личностно развивающей деятельности, личностно значимая обусловленность [8, с. 131]. В таком ключе непрерывное самообразование можно рассматривать как движущую силу, неотъемлемый элемент профессионального развития.

1. Портнова А.Г., Залюбовская Н.С. Личностное и профессиональное развитие студентов: эмпирический поиск показателей. ВестникКемГУ. 2011; № 3: 159 - 164.

2. Сулима В.Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017; № 5: 74 - 78.

3. Тенюнина И.А. Траектория профессионального развития студентов как педагогическая категория. Международный научно-исследовательский журнал. 2012; № 5 (5): 55 - 56.

4. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Непрерывное образование в современных условиях: основные концептуальные подходы. ВестникНГПУ. 2015; № 6 (28): 161 - 171.

5. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2015.

6. Шахмарова Рр Непрерывное образование - основа развития личности в современном обществе. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; Ч. 2, № 5 (59): 85 - 87.

7. Шерайзина РМ., Задворная М.С. Актуальность непрерывного образования как условия личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования. ИСОМ. 2016; № 4-1.

8. Мунчинова Л.Д. Самообразование как ресурс модернизации профессионального развития педагога. Преподаватель XXI век. 2016; № 2.

References

1. Portnova A.G., Zalyubovskaya N.S. Lichnostnoe i professional'noe razvitie studentov: 'empiricheskij poisk pokazatelej. Vestnik KemGU. 2011; № 3: 159 - 164.

2. Sulima V.N. Lichnostno-professional'noe razvitie studentov v period obucheniya v vysshem uchebnom zavedenii. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2017; № 5: 74 - 78.

3. Tenyunina I.A. Traektoriya professional'nogo razvitiya studentov kak pedagogicheskaya kategoriya. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2012; № 5 (5): 55 - 56.

4. Pushkarev Yu.V., Pushkareva E.A. Nepreryvnoe obrazovanie v sovremennyh usloviyah: osnovnye konceptual'nye podhody. Vestnik NGPU. 2015; № 6 (28): 161 - 171.

5. Perezhovskaya A.N. Nepreryvnoe obrazovanie: celi, zadachi, soderzhanie, funkcii, perspektivy razvitiya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm': Merkurij, 2015.

6. Shahmarova R.R. Nepreryvnoe obrazovanie - osnova razvitiya lichnosti v sovremennom obschestve. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; Ch. 2, № 5 (59): 85 - 87.

7. Sherajzina R.M., Zadvornaya M.S. Aktual'nost' nepreryvnogo obrazovaniya kak usloviya lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. ISOM. 2016; № 4-1.

8. Munchinova L.D. Samoobrazovanie kak resurs modernizacii professional'nogo razvitiya pedagoga. Prepodavatel'XXI vek. 2016; № 2.

Статья поступила в редакцию 11.12.19

УДК 372 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10158

Tsomayeva Z.T., postgraduate, Department of Pedagogy, North Ossetian State Teachers' Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

THE PROBLEM TO FORM LAW KNOWLEDGE AMONG STUDENTS WHO STUDY TO BE TEACHERS. The article examines problems, tasks and the main areas of forming legal literacy in students, as the construction of the rule of law is impossible without the simultaneous formation of the relevant legal knowledge among future specialists, which depends on legal education. The modern stage of economic development, and especially the service sector, imposes high requirements on

the quality of training of university graduates who study at humanitarian specialties. This training should be comprehensive and include not only the knowledge and skills directly related to the profession, but also allow the specialist to confidently navigate in situations of an industry nature.

Key words: legal literacy, legal culture, students, moral and legal education, training.

З.Т. Цомаееа. аспирантка, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ,

E-mail: valida.tarieva@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются проблемы, задачи и основные направления формирования правовой грамотности студентов, так как построение правового государства невозможно без одновременного формирования у будущих специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые зависят от правового образования. Современный этап развития экономики и в первую очередь сферы услуг предъявляет высокие требования к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов, обучавшихся гуманитарным специальностям. Эта подготовка должна носить комплексный характер и включать не только знания, навыки и умения, непосредственно относящиеся к полученной профессии, но также позволять специалисту уверенно ориентироваться в ситуациях межотраслевого характера.

Ключевые слова: правовая грамотность, правовая культура, студенты, формирование правовой грамотности, нравственно-правовое воспитание, профессиональная подготовка.

Переоценка системы социальных ценностей в современной России, изменение характера содержания и функций педагогической деятельности и других социокультурных и социально-экономических условий актуализировали поиск новых подходов к формированию профессиональных педагогических ценностей на стадии высшего образования.

По мере обновления законодательства становится все более явным разрыв между новым законодательством и низким уровнем правосознания и правовой культуры населения. Значительная часть студентов относится к праву как к средству решения личных и общественных проблем в экстремальных ситуациях. Это ставит проблему формирования правовой грамотности в системе профессионального образования в ранг государственной политики.

Данная проблема остается актуальной, потому что отсутствует целостная концепция правовой грамотности, а педагоги правового обучения в системе профессионального образования зачастую не имеют четких условий ее выражения.

Проблема формирования правовой грамотности будущих учителей на этапе университетской подготовки с позиций разных наук остается в центре внимания исследователей. Духовно-нравственная составляющая педагогической деятельности служит основой для формирования профессиональной культуры, определяет гуманистическую направленность и мотивацию личности. Эффективность учителя в силу высокой степени его образовательного влияния на личность ребенка напрямую зависит от его системы ценностных ориентаций. Поэтому субъективизация профессиональных ценностей на самых ранних этапах профессиональной подготовки учителя всегда была приоритетной задачей. Студенчество - это период бурного психосоциального развития, когда реакция на социальные явления особенно остра. И здесь у молодых людей возникает так называемая ценностно-нормативная неопределенность, когда отсутствие четких идеалов и смысловых ориентиров на уровне общества, неоднозначные тенденции в развитии российской государственности приводят к искаженным представлениям о системе правовых требований. Это напрямую относится к педагогической профессии, которая чрезвычайно актуализирует поиск новых подходов к формированию правовой грамотности на этапе высшего образования в новых социокультурных условиях.

Согласно современным теоретическим источникам [1 - 7 и др.] в педагогических, социальных, психологических исследованиях нет четкого различия между понятиями «правовая грамотность» и «правовая культура», они часто используются как синонимы.

В процессе обучения «работают» такие механизмы, как внушение, подражание и «заражение». Кроме того, педагогическая деятельность имеет еще одну особенность: процесс обучения обязательно включает в себя выработку суждений о том, что важно (значимо, ценно) в жизни, а что нет, и передачу этих суждений ученикам.

Деидеологизация российского общества, переоценка всей системы общественных ценностей в связи с поворотом к рыночной экономике и бесконечная реформа образовательной практики привели к тому, что нормативная система в условиях резких социальных перемен не может угнаться за реальностью. Различные факторы активируют свою роль в изменении социально-культурных, экономических, политических и других условий.

Следует отметить значительные изменения в занятости населения, что обусловливает необходимость постоянного повышения профессиональной квалификации. Для учителей это нашло отражение в усилении требований к их основной подготовке в форме сдачи квалификационных экзаменов, аналогичных единым государственным экзаменам для школьников.

Постоянно стимулируют преподавателей к приобретению знаний следующие тенденции:

- постоянный поток инноваций в образовательной практике;

- введение оценки качества знаний школьников в форме единого государственного экзамена.

Предметные знания в этих условиях часто превращаются в цель сами по себе, так как они во многом определяют карьерный путь.

Качество законов влияет на качество жизни, поэтому основной целью и проблемой законотворчества является повышение качества законодательной деятельности.

На первоначальном пути становления института законотворчества в России были поставлены задачи решения экономических, политических, социальных, этнических и прочих вопросов через институт законодательного регулирования общественных отношений. На этом этапе рассматривалась проблема необходимости гуманизации, социализации и политизации законодательства, научного и организационного обеспечения законотворческой деятельности.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы российского образования на современном этапе является совершенствование правовой подготовки будущих бакалавров, магистров.

Значимость анализа существующего опыта правовой подготовки, определения тенденций и перспектив ее динамики обусловлена социальным заказом на формирование юридически грамотной, самостоятельной и инициативной личности, подготовленной к жизни и активной деятельности в условиях правового государства и гражданского общества.

Данные задачи могут быть решены при реализации системы правового образования будущих специалистов, в качестве начальной ступени которого выступает формирование правовой грамотности студентов учреждений высшего профессионального образования.

Поскольку образование - это трехсторонний процесс, помимо обучения связанный с воспитанием и развитием, можно рассматривать содержание юридического образования студентов - будущих преподавателе как взаимосвязь следующих основных составляющих:

- содержания юридического воспитания;

- содержания юридического образования;

- содержания правового развития [2].

При этом правовая грамотность рассматривается учёными в качестве основного показателя эффективности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве практического механизма формирования правовой культуры будущих преподавателей.

В целом, можно отметить, что формирование правовой грамотности учащихся направлено на решение ряда основных задач:

- воспитание у учащихся уважения к свободам, правам, а так же обязанностям личности в обществе;

- формирование у учащихся системы правовых знаний, развитие навыков сознательного, правового поведения в социуме;

- формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.

Соломенко Л.Д. [5] в процессе формирования правовой культуры у учащихся выделяет следующие этапы:

1) формирование этико-правовых установок;

2) формирование активной социально-правовой позиции

3) целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;

4) выработка правовых убеждений;

5) воспитание правовых чувств;

6) формирование опыта законопослушного поведения [5, с. 55].

Формирование правовой грамотности осуществляется по трем основным

направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:

- интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;

- эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;

- практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности [5, с. 56].

Для каждого компонента правовой грамотности определены значимые правовые качества:

- для интеллектуального - стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, принимать нестандартные решения;

- для эмоционально-ценностного - честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;

- для практического - инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.

Как показал опыт педагогов-практиков, эффективность формирования правовой подготовки повышается при соблюдении следующих основных условий:

1) воспитание у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;

2) при использовании в качестве примеров различных кейсов, содержащих жизненные ситуации, приближенные к реальности;

3) использование отбора правовой информации, доступной для понимания учащимися различных возрастных групп;

4) повышение психолого-педагогической и правовой подготовки преподавательского состава [4, с. 23].

Через механизмы формирования нравственно-правового воспитания студентов мы приобщаем учащихся к ценностям демократической культуры:

- социальному партнерству,

- стремлению к диалогу как основе цивилизованного диалога в обществе,

- мировоззренческому плюрализму,

- уважению прав и свобод человека в демократическом обществе,

- ненасильственному миру,

- участию каждого в обсуждении и выработке важных решений и др. [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нравственно-правовое воспитание рассматривается как процесс формирования в человеке нравственных идеалов демократического общества, чувства

Библиографический список

любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде; формирования опыта гражданского действия, дающего учащимся на практике право применять важнейшие человеческие ценности, понимания важности прав и свобод человека и гражданина, демократии, ответственности, толерантности, которые становятся жизненно важной необходимостью.

Комплекс педагогических условий, включающих взаимодействие с семьей, педагогическую поддержку, создание воспитывающей среды, нравственных личностно ориентированных ситуаций, этическую защиту, соблюдение которых в многомерном педагогическом пространстве обеспечивают эффективность воспитания нравственных ценностей у студентов.

В условиях сложившихся реалий положения образования (а именно дефицита знаний при таком непрекращающемся потоке разносторонней информации) работа со студентами на семинарских занятиях по правовой подготовке приобретает особенное значение.

Работа с юридическими текстами - это не просто расшифровка терминов и основных понятий. Это анализ и синтез. Ввиду того, что традиционная система советского образования понесла значительный урон и вместо целостной системы знаний имеет место упрощенная фактология (чаще всего несистематизированная никак), возникают большие проблемы в формировании единого представления о природе права. И если у студентов, избравших в качестве специальности юридические дисциплины, для восполнения этого пробела имеются все ресурсы, то при работе со студентами другой направленности часы, отведенные на правовые дисциплины, обязывают преподавателя максимально лаконично, но при этом методологически выверено раскрыть сущность права и правовой культуры [1].

Подводя итоги, следует сказать, что проблему правового воспитания необходимо рассматривать исключительно с материалистических позиций. Правосознание всех людей, так или иначе, детерминировано их материальным благосостоянием, принадлежностью к тому или иному классу. И учет этого в педагогическом процессе обязателен. В правовом образовании необходим комплексный подход, делающий задачу воспитания личности и формирования гражданского общества не только педагогической, но и общегосударственной в строгом смысле этого слова.

1. Великанов К.В. О некоторых проблемах преподавания юридических дисциплин студентам, обучающимся неюридическим специальностям. Территория науки. 2012; № 2: 165 - 170.

2. Казначеева О.А., Сафронов В.В. Сущность и содержание правового образования. Актуальные вопросы современной науки. 2013; № 30-2: 253 - 263.

3. Сенченкова Е.В. Правовое сознание в жизни общества. Альманах современной науки и образования. 2009; № 12: 76 - 77.

4. Соколова Е.А. Педагогические приёмы формирования правового сознания Педагогическое мастерство: материалы X Международной научной конференции. Москва: Буки-Веди, 2017: 22 - 24.

5. Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся. Практика административной работы в школе. 2003; № 3: 54 - 58.

6. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Методические основы моделирования плана-конспекта интерактивного урока по праву в школе. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 120 - 121.

7. Гаджиева П.А., Раджабова РВ. Правовое образование подрастающего поколения: отечественный и зарубежный опыт Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 122 - 123.

References

1. Velikanov K.V. O nekotoryh problemah prepodavaniya yuridicheskih disciplin studentam, obuchayuschimsya neyuridicheskim special'nostyam. Territoriya nauki. 2012; № 2: 165 - 170.

2. Kaznacheeva O.A., Safronov V.V. Suschnost' i soderzhanie pravovogo obrazovaniya. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. 2013; № 30-2: 253 - 263.

3. Senchenkova E.V. Pravovoe soznanie v zhizni obschestva. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2009; № 12: 76 - 77.

4. Sokolova E.A. Pedagogicheskie priemy formirovaniya pravovogo soznaniya Pedagogicheskoe masterstvo: materialy X Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2017: 22 - 24.

5. Solomenko L.D. Formirovanie pravovoj kul'tury uchaschihsya. Praktika administrativnoj raboty v shkole. 2003; № 3: 54 - 58.

6. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Metodicheskie osnovy modelirovaniya plana-konspekta interaktivnogo uroka po pravu v shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 120 - 121.

7. Gadzhieva P.A., Radzhabova R.V. Pravovoe obrazovanie podrastayuschego pokoleniya: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt. Mir nauki, kul'tury obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 122 - 123.

Статья поступила в редакцию 12.12.19

УДК 372.811.161.1, 372.882, 82-344 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10159

Koltsov I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: 79236616525@ya.ru Alekseev P.V., Doctor of Sciences (Philology), Head of Department of Russian Language and literature, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: pavel.alekseev. gasu@gmail.com

SCIENCE FICTION IN THE PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A CROSS-BORDER REGION (ON THE EXAMPLE OF I.A. EFREMOV'S STORY "LAKE OF MOUNTAIN SPIRITS"). The article reveals a problem of necessity of using science fiction works for teaching Russian as a foreign language in cross-border regions with reference to the Altai Republic and Western Mongolia. I. A. Efremov's short story "Lake of Mountain Spirits" was written in 1942-43 as science fiction and is based on a fictional journey of a geologist into the depths of the Altai mountains, but it reproduces anthropology in detail and realistically (the image of the Altai artist G. I. Choros-Gurkin) and the topography of the Altai, which fully meets the criteria of both language compliance and linguistic content of the educational process to demonstrate the image of Russia as a multinational country with a developed scientific and technical potential, and Russian language is demonstrated as a language of interethnic communication. The article presents ways of integrating Russian as a foreign language on the basis of this story with sciences about the Earth and man.

Key words: Ivan Efremov, science fiction, Choros-Gurkin, Lake of Mountain Spirits, Russian as a foreign language, cross-border region, cultural transfer.

И.А. Кольцов, канд. пед. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: 79236616525@ya.ru

П.В. Алексеев, д-р филол. наук, доц., зав. каф. русского языка и литературы, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: pavel.alekseev. gasu@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.