Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ'

РОЛЬ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛОВАЯ РОЛЬ / ПОЛОРОЛЕВАЯ (ПОЛОВАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожина А. М., Харькова О. А.

Статья посвящена изучению вопроса полоролевой идентификации и изменений в гендерном поведении детей, воспитывающихся в неполной семье. Проанализированы статьи из электронных научных библиотек. По результатам исследований мы видим, что фактически и мать, и отец должны воспитывать ребенка, чтобы успешно пройти процесс полоролевой идентификации. В противном случае ребенок не ассимилирует свой психологический пол и не испытывает любви к родителям противоположного пола. Он считает, что, если он воспитан матерью или отцом, так и должно быть. Из-за этого у ребенка часто возникают проблемы, как в школе, так и дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ»

восстановления спортсменов после интенсивных физических тренировок» Журнал://Теория и практика физической культуры», Москва, 2019, № 2, с. 11 - 14.

4. Маляренко, Т. Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга. Дис. на соискание учёной степени докт. мед. наук. Сочи. 2004, 328 с.

5. Маляренко, Ю. Е. Пути оптимизации сердечного ритма немедикаментозными методами / Ю. Е. Маляренко, Ю. А. Говша, В. П. Терентьев // В: Маляренко Т. Н., Кастаноян А. А. Регуляция ритма сердца. Тамбов: ТГУ, 2000. Гл. 5. Ч. 5.1. С. 208-225.

© Ванесян А.С., Мокеев Г.И., 2020

УДК 159.9

Кожина А.М.,

Магистрант 1 курса Психология здоровья, Северный государственный медицинский университет (СГМУ)

г. Архангельск, РФ Харькова О.А., кандидат психологических наук, PhD, доцент кафедры педагогики и психологии, СГМУ,

г. Архангельск, РФ

РОЛЬ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация

Статья посвящена изучению вопроса полоролевой идентификации и изменений в гендерном поведении детей, воспитывающихся в неполной семье. Проанализированы статьи из электронных научных библиотек. По результатам исследований мы видим, что фактически и мать, и отец должны воспитывать ребенка, чтобы успешно пройти процесс полоролевой идентификации. В противном случае ребенок не ассимилирует свой психологический пол и не испытывает любви к родителям противоположного пола. Он считает, что, если он воспитан матерью или отцом, так и должно быть. Из-за этого у ребенка часто возникают проблемы, как в школе, так и дома.

Ключевые слова:

неполная семья, половая роль, полоролевая (половая) идентификация, маскулинность,

феминность, гендерное поведение.

Актуальность. В современном обществе существует тенденция роста количества неполных семей [6], где процесс освоения детьми половых ролей затруднен по причине отсутствия одного из родителей [2]. В связи с тем, что таких детей становится все больше и больше, необходимо проанализировать, как это может сказаться на их дальнейшее поведение, исходя из занимаемого статуса «мальчика» или «девочки».

Цель работы - проанализировать роль неполной семьи в формировании гендерного поведения у

детей.

Материалы и методы исследования. Для анализа использовались статьи из электронных научных библиотек - e-library и киберленинка. Нами применялись следующие ключевые слова для поиска литературы - неполная семья, половая роль, полоролевая (половая) идентификация, маскулинность, феминность, гендерное поведение.

Результаты исследования. Роль семьи в обществе не равна по силе каким-либо другим социальным институтам, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка [10]. Именно с семьи ребенок начинает осваивать социальные нормы, роли, то есть происходит процесс полоролевой идентификации. Под полоролевой идентификацией понимается процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих характеристик личности определенного пола [1].

На сегодняшний день наблюдается пересмотр ценностей, индивидуализация жизни, что позволяет человеку все меньше ценить семью. Отсюда появляется понятие «семья с одним родителем». По словам В.М. Целуйко [9], неполная семья - это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Рассмотрим несколько исследований, посвященных теме «Полоролевая идентификация» (Таблица 1).

Таблица 1

Обзор основных идей исследователей по теме «Полоролевая идентификация»

ФИО автора Ссылка Основная идея

З. Фрейда [7] Ребенок в возрасте от трех до пяти лет находится на фаллической стадии. В это время её развитие определяется бессознательным влечением к родителям противоположного пола. Влечение мальчика к матери называется Эдипов комплекс, влечение девочки к отцу - Комплекс Электры. К пяти годам осуществляется полоролевая идентификация: ребенок принадлежит к определенному полу и берет на себя соответствующие роли и модели поведения

И.С. Кон [4] Идентификация предполагает сильную эмоциональную связь с человеком, чью "роль" пробует ребёнок, ставя себя на место этого человека.

Н.Л. Белопольская [1] Подражание и наблюдение важнейшие аспекты полоролевой идентификации детей.

С. Кратохвил [5] Вероятность гармоничного союза мужчины и женщины напрямую определяется сходством моделей семей, из которых приходят супруги.

В.Е. Каган [3] Дети в неполных семьях живут в состоянии постоянной депривации, неудовлетворенности или разочарования. Это состояние сопровождается различными негативными переживаниями.

Д. Глисон [6] Отцы реже, чем матери, адаптируют свою речь к уровню понимания ребенка. Они используют менее знакомый словарный запас и более сложные грамматические структуры, которые предъявляют более высокие когнитивные требования к ребенку.

Э. Фромм [8] Отцовская и материнская любовь имеет огромное значение для развития ребенка. Отцовская любовь - это условная любовь. Материнская любовь изначально безусловна.

Необходимо отметить, что отсутствие одного из родителей может приводить к ухудшению психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а также различным типам расстройств поведения и психического здоровья [1]. У детей, которые воспитываются в неполных семьях (с одной матерью или отцом), процесс полоролевой идентификации протекает с большими трудностями, что влияет на личностное и интеллектуальное развитие и влечет за собой изменение образцов гендерного поведения детей.

В.Е. Каган [3] отмечает, что детям из неполных семей характерны такие особенности, как низкая социальная активность, недоверчивость, подозрительность, склонность к отстраненности и изоляции. Во взрослом возрасте у женщин, воспитанных в неполной семье, присутствуют мужские черты, а у мужчин -женские.

Заключение. Таким образом, по результатам исследований мы видим, что фактически и мать, и отец должны воспитывать ребенка, чтобы успешно пройти процесс полоролевой идентификации. В противном случае ребенок не ассимилирует свой психологический пол и не испытывает любви к родителям противоположного пола. Он считает, что, если он воспитан матерью или отцом, так и должно быть. Из-за этого у ребенка часто возникают проблемы, как в школе, так и дома. Если ребенок не видел, как отец или мать ведут себя в определенных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женский или мужской тип поведения.

Список использованной литературы:

1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. -Серия: Выпуск 2 . - изд. 2-е испр. - М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с. - Режим доступа: miu.by/kaf_new/mpp/ 127.pdf

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

3. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: автореферат дис. ... доктора медицинских наук. - Ленинград, 1991. - 33 а

4. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - С. 47-57.

5. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Медицина, 1991 - 336 с.

6. Психология семьи: учебный практикум для студ. сред. проф. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. О.Н. Неклюдова / Под ред. к.п.н., доц. А.А. Огаркова - Тотьма, 2007. - 96 с.

7. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. - М.: Издательство «Э», 2017. - 554 с.

8. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

9. Целуйко М.В. Психология неблагополучной семьи. - СПб.: Питер, 2003. - 171 с. 10.Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2006. - 256 с.

© Кожина А.М., Харькова О.А., 2020

УДК 374.32

Т.А. Куренкова

учитель физической культуры, с. Арнаутово, Красногвардейского района, Белгородской области, РФ

РАЗМЫШЛЕНИЯ У КНИЖНОЙ ПОЛКИ Аннотация

Наивно думать, что любовь к чтению приходит сама собой. Процесс чтения требует осмысленного отношения к себе. Надо помочь детям найти самые нужные и важные для них книги из тысяч и тысяч других, потому что за свою жизнь мы успеваем прочитать не так уж много. И рождаются новые размышления у книжной полки.

Ключевые слова:

время, книга, чтение, учитель.

Когда человек впервые взял в руки книгу, он, наверное, физически почувствовал, как раздвигаются перед ним дали, как углубляется горизонт, как уплотняется, прессуется время.

Мы в наш сложный век отвыкаем от книги. Ощущение чуда сменилось трезвым чувством постоянной, острой потребности пользования гаджетами.

Дидактика, не упрятанная в волшебство, убивает идею, которую призвана утверждать. Самое трудное умение в работе учителя - упрятать дидактику в волшебство, чтобы дети верили нашему взгляду, слову и даже не подозревали, что их воспитывают в это время. Это просто трудная дорога, которая не кончается, пока жив в нас учитель. А если кончается, мы перестаем быть учителями и становимся ненужными, лишними в школе, а в современной школе особенно. Каждый раз, входя в класс, учитель мучается не над тем, что сказать, но как сказать, чтоб заставить думать, делать, действовать. Начиная изучать творчество писателя, надо открыть такие грани личности писателя, которые сделали бы его близким, интересным, необходимым в их юности. Надо заставить их подумать о себе: какие они

~ 88 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.