Научная статья на тему 'Идентификация детей старшего дошкольного возраста разного пола с родителями в полных и неполных семьях'

Идентификация детей старшего дошкольного возраста разного пола с родителями в полных и неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
236
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИННОСТЬ / НЕПОЛНАЯ МАТЕРИНСКАЯ СЕМЬЯ / ПОЛ / ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MASCULINITY AND FEMININITY / INCOMPLETE MATERNAL FAMILY / SEX / FULL FAMILY / SEXUAL IDENTIFICATION / ADVANCED PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ольга Анатольевна, Пономарева Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме изучения идентификации детей старшего дошкольного возраста с родителями в условиях полной и неполной семьи. В статье представлена характеристика особенностей развития ребенка в полной и неполной семье, рассмотрены особенности идентификации детей с родителями в полной и неполной семье, дан перечень методик, позволяющий на практике изучить данную проблему, а также представлены результаты исследования по проблеме изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of Preschool Children of Different Sex with Parents in Full and Incomplete Families

This article is devoted to the problem of studying the identification of children of preschool age with parents in a full and incomplete family. The article presents the characteristics of the features of the child's development in a full and incomplete family, the features of the identification of children with parents in a full and incomplete family, a list of techniques that allows in practice to study this problem, as well as the results of the study on the problem.

Текст научной работы на тему «Идентификация детей старшего дошкольного возраста разного пола с родителями в полных и неполных семьях»

8. Butler R. N. Ageism: a foreword / Journal of Social Issues. - 1980. - Vol. 36 (02). - Pp. 8-11.

О. А. Петрова, Ю. А. Пономарева

УДК 159.922.27

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНОГО ПОЛА С РОДИТЕЛЯМИ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Феномен половой идентификации обусловлен спецификой современного воспитательно-образовательного процесса, где объект воспитательного воздействия является ключевым аспектом, требующим особых условий поддержки его индивидуальности, личностных качеств и инициатив. Дошкольный возраст в данном случае определяется как основа становления признаков феминности и мус-кулинности. Исходя из этого, целесообразно рассмотреть такую цепочку образовательных отношений, как ребенок - родители (семья). Здесь возможно возникновение проблемы влияния на становление половой идентификации условий неполной семьи как неотъемлемой части семейной структуры современного российского общества.

Среди существующего многообразия междисциплинарных исследований по теме идентификации в настоящее время существует проблема отсутствия выработанной единой и полной концепции феномена идентификации. Известно, что семья является неотъемлемой частью структуры современного российского общества. При рассмотрении данного вопроса предметом обсуждения становится изуче-

ние семьи и ее многогранного влияния на развитие личности ребенка, в особенности в условиях неполной семьи.

Таким образом, проблема идентификации детей разного пола с родителями в полных и неполных материнских семьях описывается недостаточным уровнем разработанности в сочетании с высокой теоретической и практической значимостью.

Идентификация - (от латинского iden-ййсаге - отождествлять) - частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Соответственно половая идентификация -процесс осознания и принятия себя как представителя того или иного пола.

С точки зрения социальной адаптации роль пола формируется через отношение к себе со стороны родителей, друзей и общества, свойственное тому или иному стереотипу. Все эти компоненты непременно связаны между собой и являются частью одного целого - идентификации человека [2]. Поскольку процесс идентификации начинает формироваться в дошкольном возрасте, то среди наиболее характерных аспектов его определяются:

- когнитивный, когда ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного тому или иному полу ролевого поведения (сторонники: Т. А. Репина, Д. Н. Исаев, И. С. Кон, В. Е. Каган);

- эмоциональный, где наблюдаются половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, Л. Е. Семенова);

- поведенческий, при котором происходит усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Т. А. Репина).

Проблема в данном случае возникает при изучении всестороннего влияния на развитие личности ребенка условий неполной семьи как неотъемлемой части семейной структуры современного российского общества. Анализ специальных исследований (Т. И. Дымновой,

20/у/.3 -

(Ш\

Т. А. Крыловой) показал, что неполная семья может содержать в себе негативные условия формирования личности ребенка в связи с ее ограниченными воспитательными возможностями. Ведь именно в условиях неполноты семьи возможны нарушения в процессе становления и развития половой идентификации.

Социологами и психологами отмечается ряд проблем, характерных для неполных семей:

• социально-экономические (наиболее острая, поскольку такого рода семьи всегда испытывают материальные трудности);

• педагогические (нарушена система воспитания по одному из типов);

• медицинские (дети из неполных семей более склонны к аллергиям, неврозам);

• психологические (у детей отмечается чувство тревожности и заниженная самооценка) [7, с. 54].

Так, отсутствие одного из родителей влияет на развитие девочки: для нормального полового развития необходим как мужской, так и женский образец; проявляются трудности в семейном общении; деформируются стереотипы полоролевого поведения, например, неравенство полов, подавление и угнетение женщин.

Образ отца очень важен для психического развития мальчика: при его отсутствии ребенку не хватает того, в чем проявляются особенности мужской психики, это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму, что может отразиться на его сексуально-ролевой ориентации, более частом возникновении конфликтов на этой почве, чем у детей, имеющих отца или почувствовавших отсутствие отца уже в более старшем возрасте. Таким образом, наибольшее негативное влияние на развитие личности ребенка оказывается у мальчиков, генерируя искаженное представление о мужчине в целом. Тем не менее, неполная семья так же, как и полная, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей [6].

Согласно выдвинутой нами гипотезе о том, что существуют значимые различия и

особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных (материнских) семей, т. е. для детей из полных семей вероятность осуществления идентификации как с матерями для девочек, так и отцами для мальчиков достаточно велика, для детей из неполных семей, в независимости от пола, основным объектом идентификации является мать (в некоторых случаях другой родственник: бабушка, дедушка и т. д.).

Для эмпирического исследования были отобраны дети в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение Пермского края г. Соликамск. Основанием распределения по группам послужили два фактора: полноты и неполноты их семей и половая принадлежность. Таким образом, в ходе подготовки исследования были сформированы две подгруппы: дети из полных семей и дети из неполных материнских семей с одинаковым процентным соотношением дошкольников по половому признаку.

Нами были выбраны следующие авторские методики:

1. Психодиагностические методы исследования идентификации ребенка с родителями (опросник «Идентификация детей с родителями» (А. И. Захаров), проективный тест «Рисунок семьи» (интерпретация А. И. Захарова, Т. Г. Хоментаускаса, В. Хьюлса), модифицированный детский вариант Цветового теста отношений М. Эткинда - методика «Цве-тик-восьмицветик» (С. В. Велиева, А. О. Прохоров), проективная методика «Фильм-тест» (Р. Жиль).

2. Методики статистической обработки результатов (Т-критерий Сьюдента, кореля-ционный анализ К. Пирсон).

В процессе эмпирического исследования для выявления статистически значимых данных особенностей идентификации детей старшего дошкольного возраста с родителями из полных и неполных (материнских) семей, мы разделили выборку на 4 группы: мальчики из полных семей и мальчики из неполных семей, девочки из полных семей и девочки из неполных семей, мальчики из полных семей и девочки из полных семей, мальчики из не-

Таблица 1

Данные о достоверности различий показателей идентификации детей старшего дошкольного возраста с родителями в полных и неполных (материнских) семьях

Показатели Мальчики из полной семьи (1) мальчик из неполной семьи(3) ДеЕочкикз полной семьи (2) деьочкииз неполной семьи (4) Мальчики из неполной семьЦ1) девочки из полкой семьи Мальчики из неполной семьи (3) девочки из неполной семьи (4)

1 Р 1 Р * Р 1 Р

СНОП 2,06 0,05

ОСРСП -2,36 0,02

ОРДП 3,05 0,01

ОРСП ■3,05 0,04

ГВСРСП 7,0 9 0,01 -2,79 0,01 4,02 0,01 -4,91 0,01

ОБД -2,32 0,03 -2,49 0,01

ов ■2,25 0,03

БСС 2,86 0,07

ЧНСС ■ 4,91 0,01 ■2,21 0,04

ДП 2,49 0,01 2,25 0,03

полных семей и девочки из неполных семей. Нами был проведен анализ средних значений между данными независимыми выборками по Т-критерию Стьюдента.

В таблице приведены данные о достоверности различий показателей идентификации детей старшего дошкольного возраста разного пола с родителями в полных и неполных (материнских) семьях, где СНСП - страх наказания со стороны родителя своего пола; ОСРСП - откровенность с родителем своего пола; ОРДП - откровенность с родителем другого пола; ОРСП - ожидание родителя своего пола; ГВСРСП - выбор в качестве главного в семье родителя своего пола; ОБД -отношение к бабушке и дедушке; ОВ - отношение к воспитателю; БСС - благоприятная семейная ситуация; ЧНСС - чувство неполноценности семейной ситуации; ВСС -враждебность в семейной ситуации; ДП -доминирующий позитивный симптомокомп-лекс.

Сравнение средних значний у детей старшего дошкольного возраста первой и третьей групп показало, что у мальчиков пер-вой группы наблюдается выраженность та-ких показателей, как страх наказания со стороны родителя своего пола (1 = 2,06 при р < 0,05), откровенность с родителем другого пола (1 = 3,05 при р < 0,01), выбор в качестве главного в семье родителя своего пола (1 = 7,09 при р < 0,01), благоприятная семейная ситуация (1 = 2,86 при р < 0,07), симпто-мокомплекс доминирующий позитивный (1 = 2,49 при р<0,01), но при этом у третьей группы (мальчики из неполной семьи) показало выраженные значения по показателям отношение к бабушке и дедушке (1 = -2,32 при р < 0,03), чувство неполноценности семейной ситуации (1 = -4,91 при р < 0,01) (см.табл. 1).

Мальчики из полной семьи в качестве авторитетного лица выбирают отцов, но при этом есть страх наказания родителя своего

пола, тем не менее, мальчики в большей степени ориентированы на взаимодействие с ними. Наличие устремленности на избегание конфликтов с отцами, признание общих интересов могут стать основанием для формирования идентификационных отношений между ними. У мальчиков из полных семей прослеживается ярко выраженная направленность на принятие роли и функций отца. Таким образом, ситуация воспитания ребенка в полной семье способствует гармоничной и нормативной для возраста 5-6 лет идентификации, выраженной в устремлении ребенка перенимать образцы поведения своего пола.

Объектами идентификации для мальчиков из неполных семей при соответствующих условиях могут выступать и другие члены семьи, например, бабушки и дедушки. Участие бабушек и дедушек в воспитании детей благоприятным образом сказывается, в первую очередь, на эмоциональном состоянии детей. Но данный факт не способствует развитию маскулинных качеств у мальчиков. По результатам методики данные показали, что у мальчиков из неполных семей присутствует чувство неполноценности семейной ситуации, о чем свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком.

Сравнительный анализ детей старшего дошкольного возраста второй и четвертой групп показал, что наблюдаются выраженные значения у второй группы (девочки из неполной семьи) по следующим показателям: выбор в качестве главного в семье родителя своего пола ^ = -2,79 при p < 0,01), отношение к воспитателю ^ = -2,25 p < 0,03), чувство неполноценности семейной ситуации ^ = -2,21 p < 0,04), повышенные результаты показателя симптомокомплекс доминирующий позитивный ^ = 2,25 p < 0,03).

Отмечено преобладание девочек из неполных семей, указывающих на стремление и желание подражать матери. Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к родителю своего пола.

Мать для девочек из неполных семей одновременно признается ими как наиболее авторитетный, значимый и эмоционально близкий человек, и как человек доминантный.

Девочки из неполных семей близки к авторитетному лицу, в частности по отношению к воспитателю. Девочки из неполных семей выделяют и оценивают нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Всегда строгая»). И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно. Девочки перенимают оценки воспитателя, отношение к ним.

У девочек из неполных семей возникает чувство отчужденности, неполноценности (нарушенные семейные отношения, эмоциональная зависимость, чувство неуверенности, потребность в защите и заботе). Одновременно с чувством отверженности испытывают чувство вины за то, что не принимаются близкими людьми.

При сравнительном анализе первой и второй групп получены повышенные значения у первой группы (мальчики из неполной семьи) по следующим показателям: выбор в качестве главного в семье родителя своего пола ^ = 4,02 p < 0,01), отношение к бабушке и дедушке ^ = 2,49 p < 0,01). Сравнительный анализ первой и второй групп показал выраженные значения у второй группы (девочки из полной семьи) по показателю ожидание родителя своего пола ^ = -3,05 p < 0,04).

Для детей из неполных семей отец является объектом негативных чувств. Ребенок из неполной семьи зачастую склонен объяснять отношение отца к себе с позиции агрессии в свете возможных физических наказаний, угрозы с его стороны. Конфликт между ребенком и данным лицом, как правило, не способствует формированию идеен-тификации между ними. Таким образом, для большинства дошкольников из данного типа семей фактически в качестве возможного объекта для идентификации выступают лишь мать и бабушка (при условии наличия эмоциональной привязанности к матери или бабушке, признания ее авторитета в семье, удовлетворения потребности ребенка в любви, ласке и признании).

У девочек из полных семей вероятность осуществления идентификации как с матерями, так и отцами достаточно велика. Это выражается в принятии их ролей в семье, наличии эмоционального, доверительного контакта, желания в игровой форме брать на себя родительские роли. Следовательно, при выборе объекта для идентификации в полной семье прослеживается явная направленность на отождествление ребенка с родителем своего пола. Но показатели из данной группы показывают, что девочки больше привязаны к родителю другого пола, то есть к отцам.

Наибольшее число различий выявлено относительно выбора отца, чему способствует полная семья, где дети отдают ему предпочтение по всем методикам. Вместе с тем выявлен факт того, что неполные семьи формируют у детей неверное восприятие фигуры отца, а именно определяют его объектом негативных чувств. Дополнительно зафиксировано, что испытуемые стремятся избегать конфликтов с отцами, ищут возможности появления общих интересов, что естественным образом влияет на весь характер их взаимоотношений, способствующий в дальнейшем процессу половой идентификации детей.

Такие сравнительныезначения третьей и четвертой групп показали выраженные результаты четвертой группы (девочки из неполной семьи) по следующим показателям: откровенность с родителем своего пола ^ = -2,36 р < 0,02), выбор в качестве главного в семье родителя своего пола ^ = -4,91 р < 0,01).

По результатам этой группы можно сказать, что у девочек из неполных семей, в сравнении с мальчиками из неполных семей, идентификация с родителями своего пола затруднена. В неполных семьях родители проявляют сверхавторитет, стремятся ускорить развитие своего ребенка. Возможно, это связано с тем, что в большинстве случаев в неполных семьях активное участие в воспитании детей принимают прародители (бабушки и дедушки).

Каждому ребенку помимо удовлетворения его базовых потребностей просто необходимы для счастья откровенные и доверительные отношения с родителями, задушев-

ные беседы; причем, девочкам, прежде всего, с матерями, а мальчикам - с отцами. Поэтому девочки из неполных семей более откровенны с родителем своего пола, нежели с другими членами семьи.

Все девочки демонстрируют развитие половых представлений о функции взрослых в семье на высоком уровне, несмотря на полноту/неполноту своей семьи.

Таким образом, проведенное нами изучение проблемы и экспериментально подтвержденное позволило прийти к выводам, что воспитание детей в полных семьях способствует идентификации как с отцом, так и матерью через подражание образцов поведения. Для детей из неполных семей в качестве объекта идентификации чаще выступает лишь мать, а в отдельных случаях - прародители, но при условии наличия эмоциональной привязанности к бабушке или дедушке, признания их авторитета в семье.

В условиях неполной семьи затруднительной идентификация с родителями является как для мальчиков - нет достойного примера мужского поведения, в результате чего он выбирает один из возможных путей: формируется по женскому типу или выстраивает свое развитие отвержением женского типа поведения, так и для девочек, когда ситуация обостряется изолированностью во взаимоотношениях с матерью или идентификацией с нехарактерными полу образцами поведения, что показывает повышение агрессивности, конфликтности, стремление к общению в больших группах детей. В данных условиях мы видим трудности в протекании идентификации детей из неполных семей. Трудности в установлении идентификации с родителем своего пола возникают у детей, которые входят в особую группу риска, требующую контроля со стороны системы общественного воспитания.

Исходя из данных, полученных эмпирическим путем, приходим к выводу, что наибольшие затруднения в идентификации себя по признаку половой принадлежности испытывают мальчики из неполных семей, немного меньше затруднений выявлено у девочек из неполных семей, практически нет затру-

днений по данному вопросу у детей обоих полов из полных семей.

Эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что существуют значимые различия в половой идентификации у детей из неполных семей, т. е. идентификация в данных условиях затруднена либо происходит в пользу фигуры матери (развитие по феминному типу, особенно среди мальчиков). Для коррекции детско-родительских отношений в неполных материнских семьях необходима работа педагога-психолога, построенная на 3 этапах: работа с ребенком, работа с родителем, работа с семьей.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме изучения идентификации детей старшего дошкольного возраста с родителями в условиях полной и неполной семьи. В статье представлена характеристика особенностей развития ребенка в полной и неполной семье, рассмотрены особенности идентификации детей с родителями в полной и неполной семье, дан перечень методик, позволяющий на практике изучить данную проблему, а также представлены результаты исследования по проблеме изучения.

Ключевые слова: мускулинность и фе-минность, неполная материнская семья, пол, полная семья, половая идентификация, старший дошкольный возраст.

SUMMARY

This article is devoted to the problem of studying the identification of children of preschool age with parents in a full and incomplete family. The article presents the characteristics of the features of the child's development in a full and incomplete family, the features of the identification of children with parents in a full and incomplete family, a list of techniques that allows in practice to study this problem, as well as the results of the study on the problem.

Key words: masculinity and femininity, incomplete maternal family, sex, full family, sexual identification, advanced preschool age.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велиева С. В., Прохоров А. О. Модифицированный детский вариант Цветового теста

отношений М. Эткинда - методика «Цветик-восьмицветик» [Электронный ресурс]. -URL:http://topuch.ru/cvetovoj-test-otnoshenij-a-m-etkind-modifikaciya-dlya-doshkole/index.html (дата обращения: 20.02.2019).

2. Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 56 с.

3. Жиль Р. Проективная методика «Фильм-тест» [Электронный ресурс]. - URL: https://psycabi.net/testy/361-metodika-rene-zhilya-film-test-mezhlichnostnye-otnosheniya-rebenka-proektivnaya-psikhodiagnostika-le-test-film-rene-gille (дата обращения: 20.02.2019).

4. Захаров А. И. Опросник «Идентификация детей с родителями» [Электронный ресурс]. - URL: https://stydopedia.ru/4x4979.html (дата обращения: 20.02.2019).

5. Интерпретация методики Захаров А. И., Хоментаускас Т. Г., Хьюлс В. Проективный тест «Рисунок семьи» [Электронный ресурс]. -URL: https://elematichina/ucoz.net/ diagnost/ krs.pdf (дата обращения: 20.02.2019).

6. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2010. -№ 2. - С. 18-22.

7. Кон И. С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 236 с.

8. Крылова Т. А., Струкова М. Л. Соцаль-но-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. - М.: НИИ школьных технологий, 2010. - 184 с.

9. Левашкина А. О. Изучение особенностей идентификации детей дошкольного возраста с родителями в полных и неполных семьях // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - №. 3.

10. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2012. - 68 с.

(Ж)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.