Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ'

РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квашнина А.И.

В статье рассмотрены особенности роли негосударственных пенсионных фондов в системе инвестирования, динамика и основные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRIVATE PENSION FUNDS IN A NEW PENSION SYSTEM

The article covers the role of private pension funds in the investment system, dynamics and the main problems.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ»

чаще всего применяются антидемпинговые меры по отношению к товарам металлургической отрасли.

Использованные источники:

1. Трошкина Т.Н. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран) [Текст] / Т.Н. Трошкина. - М.: ЦППИ, 2010. С. 10 - 11

2. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.eurasiancommission.org, свободный.

3. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.customs.ru, свободный.

4. World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://i-tip.wto.org/goods/Forms/TableView.aspx

УДК 336.57

Квашнина А.И. студент магистратуры Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

Kvashnina A.I., Master student Financial university under the Government of the RF

Russia, Moscow

РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности роли негосударственных пенсионных фондов в системе инвестирования, динамика и основные проблемы.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды, инвестиции

THE ROLE OF PRIVATE PENSION FUNDS IN A NEW PENSION SYSTEM

Abstracts

The article covers the role of private pension funds in the investment system, dynamics and the main problems.

Keywords: pension benefits, pension savings, private pension fund, investments.

Одним из главных финансовых ресурсов отечественных негосударственных фондов являются пенсионные резервы, представляющие собой совокупность средств, находящихся в собственности НПФ и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками фонда в соответствии с пенсионными договорами. Пенсионные договор

(иначе - договор негосударственного пенсионного обеспечения), в свою очередь, это соглашение, заключаемое между фондом и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд выплачивать участнику негосударственную пенсию. Таким образом, лица, прибегающие к услугам НПФ с целью формирования будущей негосударственной пенсии, в системе НПО именуются участниками и вкладчиками фонда. Так, в качестве вкладчика может выступать как юридическое, так и физическое лицо, обязанностью которого выступает уплата пенсионных взносов. Пенсионные взносы - это денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями заключенного пенсионного договора. Участником является только физическое лицо, которому производится выплата негосударственной пенсии, пенсии, формируемой в рамках системы НПО. При прекращении действия пенсионного договора денежные средства, выплачиваемые НПФ вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой НПФ, формируют так называемую выкупную сумму.

Государственное регулирование деятельности НПФ на сегодняшний день сводится к соблюдению требований негосударственными пенсионными фондами, предъявляемыми макрорегулятором в лице Банка России. Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Одним из первоочередных требований к осуществлению деятельности фондом является минимальный размер собственных средств, который должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками НПФ формируют пенсионные резервы, в то время как осуществление своих обязательств перед застрахованными лицами -пенсионные накопления. Источниками формирования пенсионных резервов выступают пенсионные взносы, доходы фонда от размещения пенсионных резервов, целевые поступления, а также иное имущество для покрытия отрицательного результата от размещения пенсионных резервов. Вид иного имущества определяется по решению совета директоров (наблюдательного совета) НПФ. Так, пенсионные резервы подразделяются на резервы покрытия непосредственно пенсионных обязательств, и страховой резерв. Нормативный размер пенсионных резервов по пенсионным схемам с установленными выплатами устанавливается макрорегулятором. Пенсионные схемы представляют собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Средства страхового резерва предназначены для обеспечения устойчивости деятельности НПФ, выполнения обязательств перед участниками фонда, которые подлежат обособленному учету. Порядок формирования страхового резерва и его нормативный размер устанавливаются Банком России. Размещение страхового резерва

осуществляется в том же порядке, что и размещение пенсионных резервов.

Рисунок 1 - Основные составляющие инфраструктуры,

78

обеспечивающей деятельность НПФ

Схема взаимодействия любого негосударственного пенсионного фонда, ведущего активную деятельность, со своими основными партнерами наглядно представлена на рис. 1. Необходимо отметить, что данную схему нельзя воспринимать как законченный вариант, поскольку существует ряд моментов, которые на схеме не раскрываются в полной мере. К таким моментам можно отнести, к примеру, факт отнесения управляющей компании к субъектам обязательных взаимоотношений при участии негосударственного пенсионного фонда в обязательном пенсионном страховании, в то время как при работе негосударственного пенсионного фонда только с пенсионными резервами по добровольному страхованию заключение договора с управляющей компанией не является обязательным.

Эффективная деятельность негосударственного пенсионного фонда невозможна без соответствующей инфраструктуры. Некоторые элементы инфраструктуры являются в соответствии с законодательством обязательными, в то время как наличие других элементов оставляется на

78 Власов В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов: особенности и проблемы // Рынок ценных бумаг. -2013. - №20. -с.137.

усмотрение самого негосударственного пенсионного фонда. Следует отметить, что даже те элементы, которые являются необязательными, со временем настолько органично вплетаются в деятельность фонда, что НПФ без применения их услуг не видит своей дальнейшей деятельности.

В 2002 г. в России была проведена реформа пенсионной системы, в результате которой был введен обязательный накопительный компонент пенсионного обеспечения. В период 2002-2004 гг. все женщины, рожденные в 1957 г. и позже, и мужчины, рожденные в 1953 г. и позже стали участниками обязательной накопительной системы. Динамика объема пенсионных накоплений представлена на рисунке 2.

2 500

Объем пенсионных накоплений в ПФР, млрд рублей Объем пенсионных накоплений в НПФ, млрд рублей Объем пенсионных накоплений в УК, млрд рублей

79

Рисунок 2 - Динамика объема пенсионных накоплений

Ежемесячно 2% от заработной платы направлялись на формирование пенсионных накоплений. С 2005 г. накопительная часть пенсии стала формироваться только для граждан, рожденных позднее 1 января 1967 г., а размер отчислений был увеличен до 6%. Аккумулирование накопительных взносов происходило либо в Пенсионном фонде России, либо в одном из негосударственных пенсионных фондов. В первом случае управление пенсионными накоплениями осуществляет государственная управляющая компания - ВЭБ или частная УК, во втором - частные УК, выбор которых осуществляет каждый фонд самостоятельно.

С 31.12.2005 до 31.03.2015 совокупный объем пенсионных накоплений увеличился в 18 раз с 183,9 млрд. рублей до 3,35 трлн рублей, а их доля в структуре ВВП - с 0,85% за 2005 г. до 4,2% за 2014 г. При этом объем пенсионных накоплений в отрасли НПФ вырос с конца 2005 г. до конца первого полугодия 2015 г. с 2 млрд рублей до 1,7 трлн. рублей (2,4% от ВВП).

79 Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.raexpert.ru (дата обращения: 18.09.2016)

За время функционирования накопительного компонента количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, достигло, по данным ЦБ РФ, на 30.06.2015 28,1 млн. человек с учетом переходных кампаний 2013-2014 гг. (см. рис. 3) Это составляет порядка 35% от всех застрахованных. На 30.06.2015, по данным ЦБ РФ, количество застрахованных лиц-клиентов НПФ достигало 28,1 млн. человек или порядка 39% от численности занятого населения.

Рисунок 3 - Динамика количества застрахованных лиц

80

С конца 2005 г. средний счет застрахованных лиц в НПФ увеличился с 3,3 до 60,8 тыс. рублей на 30.06.2015. На конец 2014 г. средний счет в НПФ составлял 51 тыс. рублей, в ПФР - 33,5 тыс. рублей. Значительный объем саккумулированных пенсионных накоплений становится существенным для каждого застрахованного лица, что повышает социальную значимость этих средств.

80 Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.raexpert.ru (дата обращения: 18.09.2016)

♦ Количество НПФ с лицензией по ОПС

81

Рисунок 4 - Динамика количества НПФ с лицензией по ОПС

На конец 2014 г. 538,5 тыс. застрахованных лиц НПФ уже получали пенсию за счет накоплений. Совокупный объем выплат за 2014 г. составил почти 4 млрд. рублей. На 30.06.2015 количество таких застрахованных составило 324,2 тыс., а объем пенсионных выплат - 2,4 млрд. рублей (см. рис. 5).

Строго говоря в стоимостном выражении опыт инвестирования средств НПФ в российскую инфраструктуру не может превышать 55 млрд. руб. Именно таков в настоящее время суммарный объем эмиссий 13-ти выпусков концессионных облигаций, размещенных на рынке шестью эмитентами - проектными обществами, созданными консорциумами инвесторов для реализации концессионных проектов. Не весь объем из 55 млрд. находится в портфелях НПФ, часть облигационных выпусков выкупили ВЭБ и крупные коммерческие банки.

Безусловно, помимо концессионных облигаций фонды приобретают в свои портфели на вторичном рынке акции инфраструктурных компаний, но реальных инвестиций инфраструктуре это, как известно, не добавляет, хоть и может приносить доход самим НПФ и их клиентам. Вложения в корпоративные облигации инфраструктурных эмитентов являются ресурсами развития самих эмитентов, и для того, чтобы точно вычленить из объема эмиссии объем реальных инвестиций в инфраструктуру, надо проводить углубленные исследования - они у нас еще впереди. Прямые инвестиции в инфраструктурные проекты для российских НПФ пока невозможны. А других инструментов и механизмов, к сожалению, нет.

Анализ зарубежной практики инвестирования средств пенсионных фондов показывает множественность подходов к управлению средствами фондов, политике регулирования их деятельности, контроля, надзора,

81 Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.raexpert.ru (дата обращения: 18.09.2016)

структуры формирования инвестиционных портфелей и доходностей.

Вместе с тем можно выделить общую тенденцию результатов деятельности пенсионных фондов, связанную со смещением акцента инвестирования пенсионных накоплений из рискованных акций в сторону альтернативных источников с меньшим уровнем риска, в том числе инвестиций в инфраструктуру. Такое положение дел в большей степени свойственно экономической природе управления рисками институциональными инвесторами, ориентированные на длинные горизонты планирования в связи с долгосрочной структурой их пассивов.

Незащищенность фондов от волатильности рынка, инфляции и рисков процентных ставок привела к изменению инвестиционных политик многих фондов, переоценке распределения собственных активов и началу расширения спектра инструментов инвестирования, в том числе с использованием различных гарантийных механизмов (например, таких как Индонезийский инфраструктурный гарантийный фонд, Государственный корейский инфраструктурный гарантийный фонд, гарантии по займам для европейских транспортных проектов в рамках деятельности Европейского инвестиционного банка).

Данную тенденцию можно видеть из динамики объемов инвестиций пенсионных фондов развитых стран в акции (рис. 4).

1999 2000 2001 2002 2003 20О-1 2005 2006 200? 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2011 2015 •Австралия ""Канада Япония «^"Швейцария Великобритания США

Рисунок .5 - Изменение инвестиций пенсионных фондов в акции в

1999-2015 гг., %

Несмотря на снижение количества НПФ, объем пенсионных накоплений фондов имеет тенденцию к росту. Если в 2011 г. в распоряжении НПФ было 394 млрд руб., то в 2014 г. уже 1129 млрд руб. В связи с размораживанием части пенсионных средств в 2015 г. пенсионные фонды получили дополнительно 564,6 млрд руб., что позволило увеличить совокупный объемов фондов к 1 июля 2015 г. до 1,7 трлн руб. (2,3% ВВП).

2013 2014 бмес 2013

^■в количество НПФ. получавших доход от инвестирования ^■вКоличество НПФ. полнивших убыток от инвестирования ^•■»Средняя доходность по всем НПФ. %

Средня* доходность инвестирующих НПФ. "о

Рисунок 6 - Финансовые результаты деятельности НПФ Следует отметить, что в условиях, когда пенсионные фонды не получали дополнительных поступлений в виде пенсионных накоплений (2013-2014 гг.) объем средств фондов увеличился всего на 41 млрд руб., что в ценах 2013 г. (при индексе потребительских цен 111,2% в 2014 г.) привело, напротив, к снижению совокупного объема фондов на 6,7%. В целом 2014 г. оказался одним из самых неуспешных для пенсионных фондов за последние годы. Средняя доходность НПФ составила всего 3,33% (см. рис. 6).

С 2013 г. большая часть фондов, в результате принятых решений по заморозке пенсионных накоплений, а также наличия избыточных пруденциальных требований (например, наличие обязательств по обеспечению прибыли ежегодно, зависимость вознаграждения НПФ от результата деятельности и др.) стала смещать акцент инвестирования НПФ в сторону более ликвидных и краткосрочных активов (корпоративные облигации, краткосрочные депозиты). В целом такой подход НПФ соответствует политике поведения институциональных инвесторов в аналогичных условиях в других странах мира. Отсутствие притока пенсионных накоплений является одним из основных препятствий для формирования инвестиционных портфелей с высокой долей инвестиций в инфраструктурные проекты.

В 2015 г. доходность от инвестирования НПФ заметно выросла и составила в среднем 7,29%. Одновременно с этим снизилось количество НПФ, получивших убыток от результатов инвестирования (с 9 в 2014 г. до 5). Повышение доходности НПФ объясняется наличием выгодных предложений со стороны коммерческих банков по размещению депозитов в конце 2014 г. в связи с резким ростом ключевой ставки - с 10,5 до 17%, необходимостью привлечения средств на депозиты и вклады, а также влияния других макроэкономических факторов.

Во многом на результаты финансовой деятельности НПФ в 2015 г.

оказали влияние поступившие пенсионные накопления, замороженные еще в 2013-2014 гг. На данный момент НПФ получили дополнительный объем средств в размере 564,6 млрд руб., из которых 293,6 млрд руб. (52%) были размещены на банковских депозитах, в т.ч. 212 млрд руб. из них на депозитах со сроком погашения до 3 месяцев.

В целом основная часть средств пенсионных фондов сейчас размещена на банковских депозитах - 690,4 млрд руб. (40,3% от совокупного объема пенсионных накоплений). Этот инструмент привлекателен для НПФ с позиций надежности, предсказуемости, возможности обеспечивать положительную доходность на коротком периоде времени.

300 400 500 млрд руб

Рисунок 7 - Направления инвестирования средств российских негосударственных пенсионных фондов

Вторым направлением инвестирования средств НПФ являются корпоративные облигации российских эмитентов - 581,9 млрд руб. (34%). Облигации представляются интерес для институциональных инвесторов с позиции их надежности относительно других инструментов, который при этом позволяет получить доходность выше, чем, например, по государственным ценным бумагам. Кроме этого, облигации в большей степени позволяют минимизировать риски инвестиций от девальвации национальной валюты и риска изменения рыночной процентной ставки, что достигается за счет введения купонных выплат с плавающей процентной ставкой, индексирующихся в определенные интервалы времени. Недостаток такого инструмента в российских условиях заключается в нерыночном характере размещения большинства займов, отсутствии достаточной информации о реальном положении дел в компании-эмитенте, а также низкая ликвидность, которая критична особенно для небольших фондов.

В целом такая структура инвестиционного портфеля характерна для большинства российских фондов. Несмотря на это, в отдельных случаях, это позволяет получать относительно высокую доходность.

На 31.12.2015 пенсионные накопления и резервы НПФ составляли пятую часть от объема инвестиций в основной капитал за 2015 год. К маю 2016 года пенсионные накопления НПФ достигли почти 2 трлн рублей, а с учетом пенсионных резервов объем рынка НПФ достиг 3 трлн рублей, или 3,7% от ВВП страны за 2015 год. До конца 2016 года изменения объема рынка не произойдет. Существенная часть пенсионных средств инвестирована в корпоративные облигации и акции российских компаний. На 31.12.2015 на эти инструменты приходилось 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что эти деньги могли бы обеспечить около 20% инвестиций в строительство, порядка 10% инвестиций в электроэнергетику и почти 5% в транспорт и связь.

Сохранение ОПС и стимулирование НПО обеспечат экономику дополнительным источником инвестиций. В результате изъятия пенсионных накоплений в 2014-2016 годах в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн рублей. Предложения ряда ведомств по очередной модернизации системы и ее переходу на добровольный принцип накоплений могут окончательно подорвать инвестиционный потенциал пенсионного рынка. В то же время успешный запуск системы досрочного НПО в короткие сроки сможет обеспечить отрасли приток дополнительных 600-700 млрд рублей до 2025 года. Добровольная накопительная система, развитие которой предлагается стимулировать после сворачивания системы ОПС, может стать заметным явлением на гораздо более длинном временном горизонте и лишь в условиях возобновления экономического роста и роста реальных доходов населения.

Подтверждением эффективности отрасли НПФ являются высокие показатели доходности, а также масштабные вложения в реальный сектор экономики. На среднесрочном горизонте фонды показывают доходность по пенсионным накоплениям выше инфляции и доходности ВЭБ. При этом на конец 2014 г. более 70% накоплений НПФ были инвестированы в облигации и банковские депозиты и счета. За последние годы на средства пенсионных накоплений были построены объекты недвижимости, автомагистрали, реализованы инфраструктурные программы естественных монополий.

Использованные источники:

1. Афанасьев С.А. и др. Негосударственный пенсионный фонд: создание и основы деятельности. Реформа системы пенсионного обеспечения. - М.: 2015. - 195с.

2. Алпаров С. Некоторые аспекты законодательства, связанные с негосударственными пенсионными фондами // Рынок ценных бумаг. - 2013. -№16. -с. 78-80.

3. Власов В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов: особенности и проблемы // Рынок ценных бумаг. -2013. - №20. -с.137-140.

4. Горюнов И. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и субъекты рынка // Человек и труд. -2014. -№8. -с.23- 28.

5. Данилова Т.Н., Смирнова O.E. Негосударственные пенсионные фонды -институт коллективного инвестирования сбережений населения // Финансы и кредит. -2014. -№21. -с.18-22.

6. Кечуткина Е.В. Место и роль накопительного страхования жизни в системе негосударственного пенсионного обеспечения // Страховое дело. -2014. - N 8. - С. 28-36.

7. Мельников Р.М. Совершенствование механизма регулирования рисков инвестирования пенсионных накоплений // Финансы. - 2014. - N 8. - С.47-53.

8. Михайлова С.С. Актуарное моделирование стоимости добровольного пенсионного страхования населения региона // Страховое дело. - 2013. - N 12. - С.40-44.

9. Мудраков В.И. Негосударственные пенсионные фонды в новой пенсионной системе // Пенсия. - 2013. -№11. -с.60-62.

10.Низова Л.М. Негосударственное пенсионное страхование на мезоэкономическом уровне / Л.М.Низова, Р.Р.Вафина // Страховое дело. -2014. - N 1. - С.3-5.

11. Рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.raexpert.ru (дата обращения: 18.09.2016)

УДК 033.330

Кива Ю.Ю. студент 4 курса факультет «Экономика и управление» Волгоградский государственный технический университет научный руководитель: Чеховская И.А.,

доцент Россия, г. Волгоград МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОПТИМИЗАЦИЮ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЛЯ

ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Прибыль является неотъемлемой частью одной из главной цели существования предприятий. В данной статье рассматривается понятие прибыли и факторы, влияющие на неё. Сам процесс формирования прибыли требует достаточного опыта, чтобы обеспечить устойчивое развитие и перспективы для будущего роста предприятия.

Ключевые слова: прибыль, фактор, механизм, издержки, конъюнктура рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.