ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ
(ECONOMIC SCIENCE & MANAGEMENT)
УДК 33.368
Гаврилов А.А.
д.э.н., профессор кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аверина Д.А.
магистрант, кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РФ
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные проблемы и особенности пенсионного обеспечения в России, проведен анализ и выделены основные меры по его совершенствованию. Рассмотрены достоинства Негосударственного пенсионного обеспечения (НПФ), как аналога государственному обеспечению в России, проанализирована динамика доходности расширенного портфеля ВЭБ (Внешэкономбанка) и НПФ.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд РФ, Негосударственные пенсионные фонды, инвестиционная деятельность, инвестиционный портфель
Пенсионная система в Российской федерации является важной социальной системой, обеспечивающей населению гарантии социальных услуг по
получению пенсий, льгот, пособий и т. п. От эффективной работы государства и пенсионной модели во многом зависит будущее страны, её экономики, культуры, развития, значимости в мировых отношениях.
Государственный бюджет является основным рычагом регулирования экономической ситуации в стране в условиях рыночной экономики. Он сосредотачивает в себе весь объем денежных ресурсов государства, что дает возможность государственной власти содержать государственного аппарат, армию, позволяет осуществлять социальные мероприятия и реализовывать приоритетные экономических задачи страны.
Одним из условий эффективного функционирования пенсионной системы является сбалансированность бюджета, которая заключается в количественном соответствии бюджетных расходов и доходам государства (Рисунок № 1).
9000,00 8000,00 7000,00 6000,00 5000,00 4000,00 3000,00 2000,00 1000,00 0,00
млрд.
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
- Доход, млрд. руб. ■ Расход, млрд. руб.
Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов бюджета ПФР 2008-2018 гг.,
Дефицит бюджет ПФР имеет «плавающий» характер. Расходы на пенсионное обеспечение - самый объемный поток социальных платежей в России. В последние годы наблюдается увеличение пенсионных выплат, если в 2011 году страховая пенсия составляла 8886 руб., то в 2018 году страховая пенсия по старости - 13762 руб. [8]. В 2016 году на пенсионное обеспечение пришлось 76,76%, в 2017 году - 76,66%, 2018 году - 80.07% от общей суммы расходов Пенсионного Фонда. Второй по значимости выявлена статья расходы на ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, удельный вес которой составил в 2016 году - 4,90%, 2017 году - 5,87%, 2018 году - 5,96%. На долю остальных статей расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, таких как: расходы на предоставление материнского (семейного) капитала, расходы на осуществление федеральной социальной доплаты к пенсии, расходы на финансовое обеспечение выплат неработающим трудоспособным, осуществляющих уход, расходы по накопительной составляющей бюджета ПФР, а также прочие расходы пришлось менее 20% расходной части бюджета. В это же время увеличивается число пенсионеров в государстве. (Рисунок 2)
50,00
40,00
39,09
46,189 46,48
30,00
20,00
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Рисунок 2 - Динамика численности людей, получающих пенсию в РФ,
2010-2018 гг., млн. чел.
При этом, по данным Росстата, число официально работающих составляет 9,67 тыс. чел., тогда как в 2011 году - 12,38 тыс. чел. На сегодняшний день соотношение трудоспособного населения к нетрудоспособному составляет 2:1. При этом к середине 2030-х годов, по оценкам ПФР, численность получателей трудовой пенсии сравняется с численностью наемных работников [5].
По прогнозам специалистов ООН, на протяжении следующих десятилетий старение населения лишь ускорится, это связанно с тем, что коэффициент суммарной рождаемости постоянно уменьшается. Например, ожидается, что средний возраст выхода на пенсию к 2020 году в таких странах, как Швейцария, Германия, Япония, Италия, составит примерно 48 лет, а в Голландии, Франции и Канаде около 45 лет. А в Великобритании и США к этому же году, составит примерно 42 и 40 лет соответственно. В результате и нагрузка на пенсионные фонды возрастает.
Государство встало на путь увеличения пенсионного возраста с 2019 году, что может помочь сократить разницу между доходами и расходами бюджета ПФР, а также экономическому росту, через увеличение числа работающих.
Показателем эффективности пенсионной системы может служить коэффициент замещения Кз, определяется по формуле:
Кз=(В*Чп)*1/П,
где В - ставка взносов в пенсионный фонд,
Чп - число плательщиков пенсионных взносов,
П - число пенсионеров.
Тогда Кз на 2018 год составит: Кз = 22*72,30/46,19 = 34,4%.
В соответствии с принятой конвенцией МОТ, норматив коэффициента замещения составляет 40%. В большинстве развитых стран коэффициент замещения составляет 50-70%, и как следствие, уровень жизни пенсионеров и поэтому продолжительность жизни являются достаточно высокими. Поэтому можно смело говорить о неэффективности системы пенсионного обеспечения РФ. По прогнозам Министерства экономического развития коэффициент
замещения в будущем будет понижаться, так как определяющее значение для формирования доходов Пенсионного фонда РФ имеет заработная плата, поскольку она является базой исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд. А также, то обстоятельство, что сокращается число лиц трудоспособного возраста, от 20 до 60 лет, уплачивающих пенсионные взносы.
На сегодняшний день особенностью Российской пенсионной системы является система пенсионных накоплений - система индивидуального пенсионного капитала (ИПК), однако в данной системе могут участвовать только 15% граждан [4, с. 85].
К основным причинам такого низкого доступа к данной программе относится:
- недоверие большинства населения к изменению пенсионной системы и включение в корпоративные пенсионные программы,
- низкие доходы населения.
Основой пенсионной системы РФ служат баллы, назначается пенсия при наборе страхователем необходимого количества балов. Она предполагает низкую дифференциацию пенсии [6]. Гражданин имеющий доход выше средней заработной платы будет получать то же количество балов, что и гражданин с низкой оплатой труда.
Поэтому велика роль НПФ в развитии новой пенсионной системы. Государство не снимает с себя ответственности по выплатам пенсий, а дает возможность населению выбрать НПФ и процентную ставку на накопительную пенсию, а также получить налоговый вычет, но не более 6% от годовой заработной платы. Таким образом, за счет добровольных отчислений, население сможет увеличить размер своей будущей пенсии.
Работодатель по-прежнему будет делать отчисления за человека, но уже из его собственной зарплаты, и оплата пойдет не в общий государственный котел, как в солидарной пенсии, а на личный счет, защищенный госгарантиями от
банкротства страховщика. Страховая государственная пенсия на сегодняшний день стремится к минимуму.
Передача средств в управляющие компании расширяет круг объектов инвестирования, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. Это в свою очередь дает возможность повысить доходность от размещения пенсионных накоплений. Вместе с тем, в целях защиты средств от потерь, законом установлены ограничения как по кругу объектов инвестирования, так и по их структуре, с тем, чтобы пенсионные накопления могли быть инвестированы только в достаточно надежные активы.
Ключевая деятельность НПФ - инвестирование - четко регламентировано Правительством РФ. В соответствии с постановлением правительства РФ № 63 от 1 февраля 2007 года «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» НПФ должны выполнять требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов и не превышать максимальную долю активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных резервов:
- государственные бумаги субъектов РФ (до 80%);
- муниципальные облигации (до 80%);
- облигации российских хозяйственных обществ (до 80%);
- акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами (до 70%);
- ипотечные сертификаты участия (до 20%);
- паи паевых инвестиционных фондов (до 70%);
- банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков (до 80%);
- объекты недвижимого имущества (до 10%);
- ценные бумаги правительств иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, акции иностранных акционерных
обществ, облигации иностранных коммерческих организаций, паи иностранных инвестиционных фондов (до 30%).
В структуре инвестирования пенсионных накоплений НПФ РФ (на примере I квартала 2019 года) основным их объектом являются корпоративные облигации с долей 47,8%. Доля государственных ценных бумаг достигла 37,7%; акций - 7,2%. Такая высокая привлекательность корпоративных облигаций в структуре вложений объясняется ростом спредов между доходно стями корпоративных и государственных облигаций, а также успешным прохождением фондами регуляторного стресс-тестирования. Данное тестирование стало обязательным для НПФ с 1 января 2019 года и призвано стимулировать изменение структуры их вложений в пользу более ликвидных активов с пониженным риском. Стресс-тестирование основано на методологии ЦБ фондов, работающих в рамках обязательного пенсионного страхования: итерация такого теста считается не пройденной, если фонд не может исполнить свои обязательства.
В России ситуация на рынке НПФ достаточно изменчива. Так, по данным на 31 марта 2019 года в РФ в соответствии с реестром лицензий негосударственных пенсионных фондов зарегистрировано 51 НПФ, в которых состоят более чем 37 млн застрахованных лиц. Примечательно, что в течение года количество НПФ снизилось на 16 (на 31 марта 2018 года было зарегистрировано 67 НПФ). Динамика снижения количества НПФ связана, прежде всего, с низкой эффективностью деятельности большинства НПФ в России, а также со слияниями фондов друг с другом.
Рассмотрим общую динамику доходности инвестиций пенсионных накоплений НПФ с 2013 года. Необходимо отметить, что средневзвешенная доходность инвестирования пенсионных накоплений НПФ в течение трех кварталов 2019 года впервые за шесть лет, по данным ЦБ, обогнала результат по расширенному портфелю государственной управляющей компании ВЭБ. Наглядно эти результаты показаны на рисунке 3.
Исходя из схемы можно увидеть, что последний раз НПФ опережали государственную управляющую компанию ВЭБ в 2013 году с доходность 7,4%, тогда как у государственной УК по расширенному портфелю она была всего 6,7%. График доказывает, что все шесть лет управление пенсионными накоплениями НПФ было недостаточно качественным и не оправдывало своей ключевой цели.
-ВЭБ -НПФ
Рисунок 3 - Доходность инвестирования пенсионных накоплений 20132019 г. (%)
В 2018 году доход от инвестирования средств пенсионных накоплений составил 108 431,09 млн. руб. (Таблица 1).
Таблица 1 - Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, за 2018 г. (данные взяты с сайта cbr.ru).
Наименование показателя Значение
1. Доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, полученный за отчетный период, млн. руб., всего 108 431,09
государственной управляющей компанией 105 517,66
государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва 912,86
управляющими компаниями, отобранными по конкурсу 2 000,57
2. Доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, полученный в отчетном периоде государственной управляющей компанией (в процентах к средней стоимости чистых активов) 139,69
3. Вознаграждение, полученное управляющими компаниями в отчетном году, млн. руб., всего 796,98
государственной управляющей компанией 576,79
государственной управляющей компанией средствами выплатного резерва 30,98
управляющими компаниями, отобранными по конкурсу 189,21
4. Вознаграждение государственной управляющей компании (процент от полученного в отчетном году дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений) 213,47
Общий доход от инвестирования средств составил 139,96%. Основной причиной является: дефицита бюджета ПФР, а в последствии заморозка накопительной части страховой пенсии и погружение в экономический кризис.
Вознаграждение, полученное управляющими компаниями составляет 796,98 млн. руб. Что касается, вознаграждения за передачу пенсионных накопление в доверительное управление Государственной управляющей компании далее - ГУК «ВЭБ», оно занимает соответственно наибольшую долю. Постепенно происходит к отток средств пенсионных накоплений из расширенного портфеля ГУК «ВЭБ». В итоге инвестиционный портфель пенсионных накоплений ГУК «ВЭБ» достиг к концу 2017 года 2% валового внутреннего продукта, НПФ сконцентрировал почти 3% пенсионных накоплений ВВП и ЧУК - 0,1 % ВВП [7, с. 22].
Таблица 2 - Структура совокупного инвестиционного портфеля ПФР за 2018 г.
Показатели На начало отчетного года На конец отчетного года Темп прироста за год, проценто в
млн. руб. процентов млн. руб. процентов
1. Государственные ценные бумаги Российской Федерации 718 674,89 38,26% 672 158,55 37,29% -6,47
2. Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 7 070,21 0,38% 5 664,05 0,31% -19,89
3. Облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) - всего 700 969,33 37,32% 621 333,04 34,47% -11,36
а) облигации, выпущенные от имени муниципальных образований 24,63 0,001% 0,00 0,00% -100,00
б) облигации российских хозяйственных обществ 700 944,70 37,32% 621 333,04 34,47% -11,36
4. Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ 2 114,47 0,11% 1 698,61 0,09% -19,67
5. Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов 0,00 0,00% 0,00 0,00% 0,00
6. Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, 42 586,25 2,27% 30 639,43 1,70% -28,05
7. Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях 122 902,14 6,54% 36 657,86 2,03% -70,17
8. Депозиты в кредитных организациях 268 641,79 14,30% 431 381,46 23,93% 60,58
10. ЦБ международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и о рынке ценных бумаг 15 403,73 0,82% 2 834,05 0,16% -81,60
В 2018г. произошло сокращение рыночной стоимости инвестиционных портфелей всех объектов инвестирования (Таблица 2). Ни один инвестиционный портфель участников инвестирования пенсионных накоплений не демонстрирует рост, кроме депозитов в кредитных организациях. Несмотря на ограничительные меры со стороны мегарегулятора на инвестирование средств пенсионных накоплений в банковский сектор, доля пенсионных средств, размещенных на депозитах в кредитных организациях, только возросла в общем объеме инвестированных средств и составила 23,93%. А темп прироста за год составил 60,5 %. Государственные ценные бумаги занимают большую долю совокупного инвестиционного портфеля - темп прироста составил -6,47%. Облигации российских эмитентов занимают 34,47% от общей доли, а темп прироста составляет -11,36%.
УК вкладывают средства в надежные инструменты, а в результате чего и стремительного прироста доходов добиться сложно.
На сегодняшний день, анализируя состояние негосударственного пенсионного обеспечения можно отметить, что растет число вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов (Рисунок 4).
40 000 000 35 000 000 30 000 000 25 000 000 20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000
73256
0
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 4 - Динамика количества застрахованных лиц в НПФ за 20112018 гг., тыс. чел.
Количество застрахованных лиц в Негосударственных пенсионных фондах России показывает активный рост с 2011 года, и в 2018 году составляет почти 37 млн. чел. А это 9,5% экономически активного населения РФ, которые формируют свои пенсионные накопления добровольно за счет собственных взносов и/или взносов работодателя. Более 1,1 млн. человек из них получают негосударственную пенсию. Свыше 5,75 млн. человек перевели средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.
Ключевая деятельность НПФ - инвестирование - четко регламентировано Правительством РФ. В соответствии с постановлением правительства РФ № 63
от 1 февраля 2007 года «Об утверждении правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» НПФ должны выполнять требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов и не превышать максимальную долю активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных резервов:
- государственные бумаги субъектов РФ (до 80%);
- муниципальные облигации (до 80%);
- облигации российских хозяйственных обществ (до 80%);
- акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами (до 70%);
- ипотечные сертификаты участия (до 20%);
- паи паевых инвестиционных фондов (до 70%);
- банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков (до
80%);
- объекты недвижимого имущества (до 10%);
- ценные бумаги правительств иностранных государств, ценные бумаги международных финансовых организаций, акции иностранных акционерных обществ, облигации иностранных коммерческих организаций, паи иностранных инвестиционных фондов (до 30%).
В структуре инвестирования пенсионных накоплений НПФ РФ (на примере I квартала 2019 года) основным их объектом являются корпоративные облигации с долей 47,8%. Доля государственных ценных бумаг достигла 37,7%; акций - 7,2% [9, с. 2-3]. Такая высокая привлекательность корпоративных облигаций в структуре вложений объясняется ростом спредов между доходностями корпоративных и государственных облигаций, а также успешным прохождением фондами регуляторного стресс-тестирования. Данное тестирование стало обязательным для НПФ с 1 января 2019 года и призвано стимулировать изменение структуры их вложений в пользу более ликвидных активов с пониженным риском. Стресс-тестирование основано на методологии
ЦБ фондов, работающих в рамках обязательного пенсионного страхования: итерация такого теста считается не пройденной, если фонд не может исполнить свои обязательства.
В России ситуация на рынке НПФ достаточно изменчива. Так, по данным на 31 марта 2019 года в РФ в соответствии с реестром лицензий негосударственных пенсионных фондов зарегистрировано 51 НПФ, в которых состоят более чем 37 млн застрахованных лиц. Примечательно, что в течение года количество НПФ снизилось на 16 (на 31 марта 2018 года было зарегистрировано 67 НПФ). Динамика снижения количества НПФ связана, прежде всего, с низкой эффективностью деятельности большинства НПФ в России, а также со слияниями фондов друг с другом.
Рассмотрим основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ:
- координируются действия законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- принимаются меры по стимулированию работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий;
- ужесточаются требования к надежности и устойчивости НПФ и других участников накопительной пенсионной системы;
- изменяются параметры тарифа взноса в сторону его увеличения (до 36% совокупного тарифа, из которых 26% пойдет на финансирование трудовых пенсий, в том числе 8% - на финансирование накопительной части),
- повышение привлекательности НПФ как объектов для перевода в них материнского капитала,
- устранение излишних административных барьеров на пути создания рыночной инфраструктуры НПФ
- развивается инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения.
Все вышеупомянутые меры должны привести к более высокой стабильности пенсионного обеспечения в России в целом.
Новое правительство РФ, сформированное председателем Михаилом Мишустиным, готовит изменения в закон о федеральном бюджете на 2020-2022 годы и закон о бюджете Пенсионного фонда в целях реализации Послания Президента Федеральному Собранию. Будет организован новый проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которая должна затронуть добровольную часть страховых взносов в пенсионный фонд.
Интерес по формированию пенсионного капитала, как у работодателей, так и у самих работников не достаточно высок. Недоверительное отношение граждан, низкие доходы населения и недостаточную образованность в данной сфере поборот не удается. Должен быть сформирован страховой контроль, с целью гарантии пенсионного обеспечения НПФ. Разработка институциональная основы долгосрочного пенсионного инвестировании. Граждане трудоспособного возраста, которые хотели бы самостоятельно формировать свои пенсионные накопления, лишены инструментария инвестирования. Отечественная экономика захвачена монополиями и олигополиями, а размещение денежных средств на банковских депозитах не является выходом из данной ситуации.
Чтобы достичь стабилизации пенсионной системы, избегая нарастание социальной напряженности в обществе, требуется регулирование пенсионной системы и принятие новой модели со стороны государства.
Министерство Труда России предложило трансформировать прежнюю пенсионную систему и создать трехуровневую модель пенсионной системы в России [4, с. 23]. На первом уровне стоит трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, которая формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в
солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (обеспечивает коэффициент замещения не менее 40%).
Второй уровень предусматривает добровольную пенсию, право на которую приобретается за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;
Третий уровень включает в себя частную добровольную пенсию, формируемую за счет взносов, производимых физическим лицом в добровольном порядке в негосударственный пенсионный фонд, страховую компанию или кредитную организацию.
Таким образом, в перспективе развития данной пенсионной системы коэффициент замещения будет 70% утраченного среднего заработка при страховом (трудовом) стаже не менее 40 - 45 лет.
Постепенно увеличится ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, исходя из увеличения средней продолжительности жизни получателя трудовой пенсии по старости [8].
Реализация всех предусмотренных мер должна была позволить снизить дефицит распределительного компонента к 2020 году до 1,2% ВВП, а к 2030 году:
- оптимизируется дефицит пенсионной системы на уровне 0,9% ВВП;
- соотношение пенсии с прожиточным минимумом пенсионера - до 3 прожиточных минимумов пенсионера в 2030-е годы с последующим прогрессивным увеличением данного показателя.
Но в связи со сложившейся ситуацией, на фоне углубления кризиса, в бюджете РФ может и не хватить денежных средств на ежегодную индексацию пенсий. Настоящая экономическая ситуация в РФ показывает, что Пенсионный Фонд (ПФР) не в состоянии в полной мере обеспечить материальные потребности граждан из-за существующего дефицита средств пенсионных накоплений и резервов, так же ей предстоит столкнуться образующиеся «дырой» в бюджете, размеры которой пока не определены, в результате пандемии «Covid-
19». Что также может повлиять на спрос на негосударственное, или дополнительное, пенсионное обеспечение, к которому все чаще обращается население. Как мы уже отмечали выше, одним из ключевых пунктов при анализе инвестиционной деятельности НПФ является инфляция: так, чтобы инвестиционная деятельность НПФ была небесцельной, доходность фонда должна быть больше официального уровня инфляции. В реальности не всегда это условие является достижимым: правдивое положение дел доходности НПФ показывают рейтинги рентабельности инвестирования крупнейших НПФ России (с пенсионными накоплениями от 10 млрд рублей и выше).
Для более полного понимания ситуации на российском рынке НПФ проанализируем динамику доходности крупных фондов РФ за 2018-2019 годах.
По итогам 2018 года лишь некоторые НПФ смогли пересечь инфляционный рубеж в 4,3%: среди фондов-гигантов лидировал «Газфонд» с 505 млрд рублей и приличной доходностью 8,53%. Более крупный НПФ «Сбербанка» с 573 млрд рублей показал уже 6,52%. НПФ «Большой» и НПФ «Магнит» не смогли преодолеть и инфляцию, показав доходность 3,37 - 3,68%. У НПФ «Открытие», с 492,9 млрд рублей накоплений, она и вовсе оказалась отрицательной - 9,88%. У НПФ «Будущее» (262 млрд) - минус 14,23%.
Несмотря на сокращение количества НПФ в сравнении с 2018 годом, в 2019 году трехпроцентный порог инфляции перешагнули многие крупные НПФ (Таблица 3).
Таблица 3 - Топ-5 НПФ по объему и доходности пенсионных накоплений
По объему пенсионных накоплений
№ Него сударственный пенсионный фонд Пенсионные накопления, тыс.руб. Доля на рынке
1 НПФ Сбербанка (АО) 608 202 297.65 21.82%
2 НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления (АО) 551 559 605.82 19.79%
3 НПФ Открытие (АО) 509 907 811.62 18.29%
4 НПФ БУДУЩЕЕ (АО) 256 074 688.39 9.19%
5 НПФ САФМАР (АО) 254 942 846.56 9.15%
По доходности пенсионных накоплений
№ Него сударственный пенсионный фонд Доходность, тыс.руб.
1 НПФ Сургутнефтегаз (АО) 13.10%
2 НПФ Гефест (АО) 12.88%
3 НПФ Открытие (АО) 11.97%
4 НПФ Ханта-Мансийский (АО) 11.89%
5 НПФ Эволюция (АО) 11.66%
Примечательно, что по рейтингу рентабельности инвестиционной деятельности, только НПФ Открытие вошло в пятерку сильнейших фондов 2019 года. Крупнейший по объему пенсионных накоплений НПФ Сбербанка (АО) в данном рейтинге оказался лишь на 19 месте с доходностью 9,89%. Нет в рейтинге за 2019 год и других лидеров 2018 года: НПФ Большой занял 10 место с доходностью 10,91%; НПФ Магнит - 20 место с доходностью 9,88% НПФ ГАЗФОНД - 28 место и 7,53%. Эти данные подтверждают, что такую прибыль все же нельзя назвать стабильной, а успех - ежегодным.
Так, аналитики «Финам» считают, что основной губительной причиной НПФ является некачественное и нерациональное управление активами фондов, в которые инвестируются средства пенсионных накоплений вкладчиков, или застрахованных лиц. Эксперты также отмечают, что ключевая часть пенсионных фондов имеет неоправданно высокие расходы на содержание НПФ. В итоге получается, что даже в рублевом выражении средний счет вкладчиков падает. В настоящее время можно считать, что интерес общества к НПФ как аналогу
государственного страхования объясняется общим негативным отношением к пенсионному обеспечению РФ: по итогам 2019 года с целью снижения дефицита бюджета Пенсионного фонда России было принято решение повышения пенсионного возраста граждан, а также продление до 2022 года включительно заморозки накопительной пенсии. Однако будущим пенсионерам и сегодняшним вкладчикам необходимо понимать, что доходность НПФ непостоянна и далеко нестабильна. Инвестирование НПФ в акции компаний с повышенным риском, использование неликвидных инструментов, нацеленность на стратегические интересы собственников - все это может привести фонды к низкой доходности портфелей. Таким образом, можно считать, что инвестиционные процессы негосударственных пенсионных фондов в настоящее время до конца не отрегулированы, чем и объясняется высокий риск вложения в них
Итак, в современных условиях РФ направляет усилия для стимулирования деятельности НПФ, которые функционируют в пенсионной системе. Деятельность проводится не только в разрезе социальных мер, но и в сфере экономики. Для совершенствования пенсионного обеспечения могут быть приняты соответствующе реформы в 2024 году, пересмотрены методы бюджетной политики и формирования бюджетного плана, а также важную роль играет компетентность и профессионализм органов власти, ответственных за тот или иной бюджет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Завальнюк А.В. Занятость и безработица. Экономические и социальные последствия безработицы // ECONOMICS. - 2016. - № 9. - С. 8-11. Сабитова Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации. // Финансы и кредит. - 2016. - №2. - 5-9 с.
Михайлова А.А. Есть ли ресурсы на новые бюджетные реформы? // Финансы. -2016. - № 6. - 6-11 с.
Развитие экономики России: проблемы и решения. [Текст] Монография / Под ред. Осипова Ю.М., Синельникова С.Ю., Антропова А.А. - М.: Экономический факультет МГУ имени Ломоносова М.В., 2016. - 148 с.
Соловьев А.К., Донцова С.А., Новикова Е.Б., Митронова Н.И., Шишова А.С., Горская О.А., Мележик Н.В. // Теория пенсионного страхования «Макроанализ развития пенсионной системы России» Вестник ПФР - 2017. - №2 Терентьева И. В. Современный этап реформирования пенсионной системы России: оценка результатов и перспективы. // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 2 (20). - 2-3 с.
Фатхлисламова Г.Ф. Исследование результатов инвестирования средств пенсионных накоплений. // УПРАВЛЕНИЕ - 2018. - № 4(22) - 102: 40-46 с. Пенсионный Фонд России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pfrf.ru/ Банк России. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за 1 квартал 2019г. Информационно-аналитический материал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
Gavrilov A.A.
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Economic analysis, statistics and finance Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Averina D.A.
Magistrate, Department of Economic analysis, statistics and finance Kuban State University (Russia, Krasnodar)
MAIN PROBLEMS OF STATE PENSION SECURITY AND INVESTMENT ACTIVITIES OF NON-STATE PENSION FUNDS OF THE RF
Abstract: this article examines the main problems and features ofpension provision in Russia, analyzes and highlights the main measures to improve it. The advantages of the non-state pension provision, as an analogue of the state provision in Russia, at this economic stage are considered, the dynamics of the profitability of the expanded portfolio of VEB (Vnesheconombank) and non-state pension provision is analyzed
Keywords: pension system, pension provision, Pension fund of the Russian Federation, Non-state pension funds, investment activity, investment portfolio.