Пенсионная система
УДК 35.087.431.3:336.581
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ РЕЗЕРВОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
В.И. ЧУГУНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: chugunov65@rambler.ru Н.И. ЩУКИНА, студентка 5-го курса по специальности «Финансы и кредит» E-mail: schukinad@gmail.com Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарёва
В статье отмечается, что в условиях реформирования пенсионной системы Российской Федерации проблема грамотного инвестирования пенсионных резервов приобретает особую актуальность. Рассмотрены современные механизмы размещения накопленных средств в целях возможного увеличения будущих пенсий посредством негосударственных пенсионных фондов, составляющих институт негосударственного пенсионного обеспечения. Сделан вывод о том, что деятельность негосударственных пенсионных фондов выступает надежным средством диверсификации пенсионных накоплений российских граждан, способствует повышению уровня жизни будущих пенсионеров, а также более быстрой трансформации сбережений в инвестиции.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, пенсионные резервы, негосударственное пенсионное обеспечение, негосударственный пенсионный фонд, инвестирование пенсионных накоплений, инвестиционная декларация, инвестиционный портфель.
Система негосударственного пенсионного обеспечения (далее — НПО) в России получила «путевку в жизнь» в 1992 г. и с тех пор сильно эволюционировала. На современном этапе структура НПО устроена значительно прозрачнее государственной и представляет собой совокупность выплат пенсий гражданам, дополняющих государственные пособия. Выплачиваемые средства негосударственных пенсий образуются в основном из регулярных взносов работодателей — учредителей фонда и доходов от осуществления инвестирования пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда (НПФ).
Инвестированием пенсионных накоплений в случае, если деньги остаются в Пенсионном фонде РФ, будет заниматься государственная управляющая компания. Она выбирает очень консервативную политику инвестирования, вкладывая пенсионные накопления исключительно в государственные обязательства, процентные ставки по которым
примерно вдвое ниже реального уровня инфляции. Поэтому можно говорить о том, что при подобном способе инвестирования накопительной части пенсии ее реальная стоимость может со временем существенно снизиться.
В то же время негосударственные пенсионные фонды предлагают схемы дополнительного пенсионного обеспечения, которые позволяют влиять на величину будущей пенсии. Для работодателей негосударственные пенсионные фонды — это возможность существенно оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты, одновременно решая вопрос стимулирования персонала. Для работников — это способ получить дополнительные пенсионные выплаты.
Негосударственный пенсионный фонд — некоммерческая организация в сфере социального обеспечения, специализирующаяся на следующих видах деятельности:
а) аккумулирование на добровольных началах пенсионных взносов застрахованных лиц;
б) инвестирование и индивидуальный учет средств пенсионных накоплений;
в) назначение и выплата негосударственных пенсий участникам фонда;
г) на основе договора с физическим лицом — аккумулирование средств накопительной части его трудовой пенсии по обязательному пенсионному страхованию и выплата соответствующей пенсии застрахованному;
д) осуществление дополнительного профессионального страхования физических лиц.
С момента перевода средств накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ НПФ обязуется обеспечить их размещение согласно требованиям инвестиционной декларации в течение одного месяца. Правила формирования инвестиционного портфеля устанавливаются решением Правительства Российской Федерации, а порядок инвестирования средств определен законом. Негосударственные пенсионные фонды размещают средства накопительной части пенсии через несколько управляющих компаний, что обеспечивает большую надежность, возможность усиления контроля и минимизацию рисков.
Управляющая компания — акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, созданное в соответствии с законодательством РФ и имеющее лицензию Банка России на осуществление деятельности по управлению паевыми
инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющая компания вправе:
— осуществлять инвестирование собственных средств;
— совершать сделки по передаче имущества в пользование;
— оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований нормативных актов Банка России по предупреждению конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» [1].
Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально суммам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.
Например, негосударственный пенсионный фонд «Росгосстрах» (далее — НПФ «РГС») осуществляет размещение пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений через следующие управляющие компании (УК):
— ООО «РГС управление активами»;
— ЗАО «Управляющая компания ТРИНФИКО»;
— УК «Райффайзен Капитал»;
— ЗАО «ВТБ Капитал Управление Активами».
Во-первых, это позволяет более эффективно
инвестировать пенсионные накопления клиентов, а во-вторых, существенно снижает риски инвестирования. В штате негосударственного пенсионного фонда есть специалисты, которые отслеживают работу управляющих компаний на рынке ценных бумаг, что дает возможность своевременно отказаться от услуг управляющей компании, финансовые результаты которой ухудшились, и прибегнуть к услугам более успешной УК.
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды берут на себя ответственность за инвестирование пенсионных накоплений своих клиентов. Если гражданин решил работать напрямую с частной управляющей компанией, то ответственность за выбор ложится на него. Аналогичная ситуация и в случае, когда деньги находятся в Пенсионном фонде РФ. Им управляет только государственная управля-
ющая компания — Внешэкономбанк (ВЭБ). Стоит отметить, что принять решение об инвестировании накопительной части пенсии каждый гражданин сможет только один раз в год (даже при неудовлетворительной работе управляющих компаний).
Инвестирование пенсионных средств осуществляется фондом в целях их приращения. При инвестировании учитываются следующие принципы:
— обеспечения сохранности указанных средств;
— обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
— определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
— учета надежности ценных бумаг;
— информационной открытости процесса инвестирования для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
— прозрачности процесса размещения пенсионных средств для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
— профессионального управления инвестиционным процессом.
Для обеспечения сохранности, доходности и ликвидности активов при инвестировании пенсионных средств законами и Правительством РФ вводятся жесткие ограничения на процесс инвестирования. Устанавливаются предельные параметры инвестиционных портфелей и перечень доступных активов.
В соответствии с законодательством и инвестиционными декларациями ВЭБ может инвестировать в ценные бумаги, удовлетворяющие множеству жестких требований и входящие в перечень следующих классов активов:
— облигации РФ и ее субъектов;
— корпоративные облигации;
Лимиты по максимальным дол!
— ипотечные ценные бумаги;
— средства и депозиты на счетах в кредитных организациях;
— ценные бумаги международных финансовых организаций, обращающиеся в России.
В свою очередь негосударственные пенсионные фонды могут инвестировать полученные средства в государственные облигации Российской Федерации и ее субъектов, зарубежные ценные бумаги, муниципальные и корпоративные облигации, акции, ипотечные ценные бумаги и банковские депозиты. Перечень всех возможных финансовых инструментов и правила формирования инвестиционного портфеля утверждается Правительством РФ. Также имеются определенные ограничения:
— доля субфедеральных и муниципальных облигаций субъектов РФ не может превышать 80%;
— акций российских ОАО — 70%;
— ипотечных ценных бумаг — 20% [3] (табл. 1).
Таким образом, НПФ при аналогичных требованиях по качеству ценных бумаг имеют больше возможностей для получения высокой доходности (за счет права инвестировать в акции и паи индексных инвестиционных фондов) и в меньшей степени ограничены лимитами по максимальным долям отдельных классов активов в своих инвестиционных портфелях.
В качестве примера представим структуру портфеля активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений НПФ «РГС» [8] (табл. 2).
Итак, НПФ «РГС» сотрудничает с управляющими компаниями, которые преимущественно предпочитают вложение денежных средств (до 52,43%) в банковские депозиты в связи с достаточно низким уровнем риска, что минимизирует возможные финансовые потери и обеспечивает доход.
В целях стабилизации достижения дохода выше уровня инфляции за счет операций с государствен-
Таблица 1
отдельных классов активов, %
Класс активов НПФ ВЭБ (инвестиционный портфель государственных бумаг) ВЭБ (расширенный инвестиционный портфель)
Облигации РФ 100 100 100
Субфедеральные облигации 80 - 10
Муниципальные облигации 80 - -
Корпоративные облигации 80 - 40
Акции 70 - -
Ценные бумаги международных финансовых организаций 30 - 20
Ипотечные ценные бумаги 20 - 20
Денежные средства, в том числе на депозитах 80 80 100
Паи интервальных инвестиционных фондов 70 - -
Таблица 2 Структура портфеля активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений НПФ «РГС», %
Актив Значение
Акции российских хозяйственных обществ 00,6
Государственные ценные бумаги 0,32
Денежные средства на банковских счетах 22,15
Облигации российских хозяйственных обществ 25,04
Денежные средства на банковских депозитах 52,43
ными, субфедеральными и корпоративными облигациями эмитентов и высоколиквидными акциями крупнейших российских предприятий необходимо грамотно сформулировать инвестиционную стратегию. Она должна давать возможность осуществлять работу и с облигационной, и с корпоративной частями фонда. Имеют место краткосрочные спекуляции с непрерывным мониторингом риска, обеспечивающим сохранение уровня стоимостного выражения портфеля не ниже лимита возможных потерь для каждого отчетного периода. Средства будут переведены в облигации в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка акций.
Рассмотрим доходность на лицевых пенсионных счетах НПФ «РГС» по обязательному пенсионному страхованию [8] (рис. 1).
По итогам 2012 г. доходность НПФ «РГС» от инвестирования средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, рассчитанная в соответствии с приказом Минфина России от 22.08.2005 № 107-н, составила 7,99% годовых.
Рис. 1. Доходность, отраженная на лицевых пенсионных счетах по негосударственному пенсионному страхованию НПФ «РГС», в 2009-2011 гг.
На пенсионные счета клиентов фонда зачислено 995 млн руб. За последние 4 года накопленная доходность НПФ «РГС» по обязательному пенсионному страхованию составила 63,4%, что почти в 2 раза превышает уровень накопленной инфляции за аналогичный период (33,8%).
На результаты инвестиционной деятельности пенсионных фондов ключевое влияние оказывают принимаемые ими инвестиционные декларации. Последние представляют собой документы, описывающие стратегию инвестирования средств пенсионных накоплений в различные классы активов с учетом возможных финансовых рисков, а также устанавливающие определенные требования к структуре портфеля и качеству активов. В целях более объективного анализа эффективности инвестиционных стратегий НПФ с 2012 г. биржа ММВБ-РТС публикует индексы активов пенсионных накоплений, отражающие три возможные стратегии инвестирования в зависимости от класса активов:
— агрессивную ^ОТА1);
— сбалансированную ^ОТМ1);
— консервативную ^иРС1).
Начальное значение индексов составляет 1 000 п. (на 28.12.2007), расчет индексов осуществляется ежедневно, и в 2013 г. они характеризуются положительной динамикой (табл. 3) [6].
Показателем успешности выбранной инвестиционной стратегии выступает степень выполнения обязательств перед вкладчиками и участниками НПФ (как правило, НПФ выбирает консервативный способ управления активами). Однако негосударственный пенсионный фонд вправе выбрать инвестиционную тактику в зависимости от сложившейся ситуации на рынке, основанную на периодическом изменении риска портфеля. Таким образом, в условиях роста рынка акций НПФ, увеличивая долю акций в портфеле, повышает его суммарный риск.
Риски управления инвестиционным портфелем фонда (иногда их просто называют инвестиционными рисками) могут быть выражены в:
— падении курса ценных бумаг с переменной доходностью;
Таблица 3
Индексы рынка пенсионных накоплений
Индекс Текущее значение на 08.11.2013 Изменение, %
К предварительному закрытию С начала года
Консервативный (RUPCI) 1 611,39 +0,01 +7,15
Сбалансированный (RUPMI) 1 408,04 -0,18 +4,91
Агрессивный (RUPAI) 1 214,74 -0,40 +2,84
— снижении прибыльности ценных бумаг с фиксированной доходностью;
— неплатежеспособности компаний по управлению активами, паевых инвестиционных фондов и банков, работающих с пенсионными средствами, эмитентов ценных бумаг с фиксированным сроком погашения;
— неблагоприятном изменении курса иностранных валют;
— неверных инвестиционных решениях и др.
В случае попадания в условия рисковой ситуации НПФ может понести убытки от реализации инвестиционной деятельности или не выполнить годовые обязательства по гарантированной величине прироста пенсионных резервов, что приведет к его финансовой неустойчивости.
В процентном выражении риски потери активов образуют следующие группы.
1. Безрисковые вложения — до 10%.
2. Вложения минимального риска — 10-25%.
3. Вложения повышенного риска — 25-50%.
4. Рискованные вложения — свыше 50%.
Коэффициент риска для вложений 2-й и 3-й
групп рассчитывается как среднеарифметическая величина интервальных нормативов рисков для данной категории, максимальное значение норматива для 1-й группы и минимальное — для 4-й группы. Таким образом, риски по направлениям принимают следующие значения:
к1 = 0,1; к2 = 0,175; к3 = 0,375; к4 = 0,5 [5].
Порядок отнесения объекта инвестирования к одной из групп риска носит субъективный характер. Поэтому подобный способ установления необходимой величины страхового резерва для покрытия риска портфеля и определения коэффициента имеет существенные недостатки. Поэтапный алгоритм формирования страхового резерва осуществляется, как правило, при распределении инвестиционного дохода, полученного за год.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов несет более обширную социальную нагрузку и ответственность, нежели любые другие институциональные инвесторы, в связи с тем, что
НПФ осуществляет пенсионное обеспечение пожилых людей, у которых зачастую нет возможности получить иные средства из других источников.
Инвестиционная деятельность является основным фактором развития НПФ, а показатели ее положительной динамики — предпосылкой к расширению фонда и открытию филиалов в субъектах РФ. К примеру, в Республике Мордовия в настоящее время осуществляют свою деятельность:
— Филиал НПФ «РГС»;
— НПФ «Мордовский Национальный Пенсионный фонд»;
— НПФ Электроэнергетики;
— НПФ Сбербанка России;
— Филиал НПФ «Благосостояние»;
— Филиал НПФ «ГАЗФОНД»;
— НПФ «Кит финанс»;
— Филиал НПФ «Промагрофонд»;
— Филиал НПФ «Стальфонд»;
— Филиал НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант»;
— Филиал «Мордовский» негосударственного пенсионного фонда «Социум» в г. Саранске;
— Негосударственный межрегиональный пенсионный фонд «БСБ-Фонд» и др.
В соответствии с поступившими заявлениями в 2012 г. 9 587 граждан перевели свою накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ и 128 чел. перевели средства в Филиал НПФ «РГС» в Республике Мордовия из других негосударственных пенсионных фондов. Это свидетельствует о повышении уровня доверия населения к НПФ и о желании все большего количества граждан диверсифицировать свои пенсионные накопления. Общая сумма пенсионных взносов, переведенных в НПФ, составила 842 967,78 тыс. руб. Основными лидерами рынка стали:
— Филиал НПФ «РГС» — 27 516 договоров;
— Филиал «Промагрофонд» — 9 382 договора;
— НПФ Сбербанка России — 7 080 заявлений и договоров;
— НПФ Электроэнергетики — 4 287 договоров;
— Филиал НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» — 3 225 договоров [9].
Популяризация и развитие НПФ «РГС» по всей России свидетельствуют об успешной инвестиционной деятельности фонда, которая позволяет покрывать текущие расходы, обеспечивать выплату пенсий в полном объеме и прирост сбережений граждан выше уровня инфляции. По своей сущности система негосударственного пенсионного обеспечения — одна из важнейших составляющих финансовой системы государства, выполняющая социальные и защитные функции. Кроме того, НПФ взяли на себя роль инвесторов, обеспечивающих стабильный рост экономики страны за счет грамотного распоряжения инвестиционными долгосрочными ресурсами. Инвестиционная деятельность НПФ способствует:
— более эффективному развитию рынка ценных бумаг;
— повышению стабильности функционирования национального фондового рынка;
— межвидовому и межтерриториальному распределению финансовых ресурсов.
Одним из важных преимуществ инвестирования в рамках НПФ является то, что при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста его пенсионные накопления также продолжают инвестироваться [4, 7]. Если накопительная часть пенсии находится в Пенсионном фонде РФ, то инвестиционный доход, полученный свыше при проведении актуарной оценки и используемый при расчете пенсии, в самой пенсии учитываться не будет, а пойдет в резервы Пенсионного фонда РФ. Если же инвестированием накопительной части трудовой пенсии занимается негосударственный пенсионный фонд, то в аналогичной ситуации полученный доход при расчете пенсии учитывается путем проведения индексации.
Еще одним преимуществом негосударственного пенсионного фонда перед Пенсионным фондом РФ и частными управляющими компаниями является то, что при переводе накопительной части трудовой пенсии между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом заключается договор об обязательном пенсионном страховании, в котором прописаны права, обязанности и ответственность сторон. Именно в договоре застрахованное лицо определяет порядок наследования (наследников и доли) накопительной части своей трудовой пенсии с начисленным инвестиционным доходом. Когда накопительная часть инвестируется Пенсионным фондом РФ или частными управляющими компани-
ями, то, несмотря на то, что закон предусматривает возможность наследования накопительной части пенсии, прецедентов ее получения не было.
Для увеличения объема привлеченных средств, повышения инвестиционной активности и географического распространения деятельности фонда необходимо сформировать грамотную стратегию продвижения услуг на региональном рынке.
Филиалом НПФ «РГС» в Республике Мордовия уже проводятся следующие основные мероприятия по продвижению услуг при реализации задачи по обязательному пенсионному страхованию:
— рабочие встречи с субагентами, направленные на снятие негативного отношения к проекту (мотивирующие беседы с каждым сотрудником);
—ежедневный мониторинг продаж обязательного пенсионного страхования в режиме «утро-вечер»;
— заседания дирекции с участием начальников страховых отделов и менеджеров агентских групп — «проблемных обособленных структурных подразделений» (поиски решения проблем);
— адресная рассылка по сформированным спискам клиентов документов на пролонгацию обязательного страхования автогражданской ответственности (разработан буклет с информацией о НПФ «РГС»);
— презентации на предприятиях и полевые коучинги;
— контроль за ежедневным обзвоном клиентов менеджерами офисных продаж в целях информирования о возможностях НПФ «РГС»;
— демотивация персонала — рабочий инструмент, контролирующий и регламентирующий принимаемые меры по отношению к сотруднику за проступки во время работы или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, который может принести большую пользу при профессиональном его применении руководителем отдела продаж (начальники страховых отделов, менеджеры агентских групп, агенты, менеджеры офисных продаж);
— проведение «Дня негосударственных пенсионных фондов»;
— обучение по технологиям вовлечения клиентов в НПФ «РГС» и мотивации продаж обязательного пенсионного страхования;
— тренинг «Работа с возражениями по обязательному пенсионному страхованию»;
— ежеквартальное награждение лучших сотрудников по обязательному пенсионному страхованию в каждом подразделении.
Для контроля за выполнением процедур назначены ответственные лица, предоставляющие отчет о результативности и качестве осуществления мероприятия.
Однако многие негосударственные пенсионные фонды предлагают аналогичные услуги, и на фактическое решение о выборе фонда чаще оказывают влияние такие факторы, как бренд, имидж, качество обслуживания клиентов, уникальные предложения. Особую важность приобретает внимание к ожиданиям и потребностям потребителя на этом рынке.
В последнее время многие негосударственные пенсионные фонды основной задачей видят привлечение потенциального клиента. Эта тенденция особенно явно прослеживается в рекламе: фонды сейчас не стремятся подчеркнуть свою фундаментальность, они концентрируются на потребителях и услугах. Также все больше НПФ создают именно отделы маркетинга (не рекламы или связей с общественностью) и заказывают маркетинговые исследования.
Для выработки правильной стратегии продвижения услуг на рынке необходимы:
— знания о потребностях клиента;
— постоянная диверсификация видов оказываемых услуг;
— формирование положительного имиджа компании.
Специалисты НПФ «РГС» определили, что в целях продвижения услуг, увеличения доли на рынке негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования целесообразно проведение следующих мероприятий:
1) организация интернет-маркетинга, что позволит грамотно выделить целевую аудиторию и сформировать эффективный комплекс мероприятий, направленный на привлечение клиентов;
2) освещение основных мероприятий, проводимых фондом посредством информационных программ, что обеспечит повышение уровня доверия населения при обнародовании положительных результатов работы фонда уже сформировавшимися телевизионными брендами: программами «Время», «Сегодня» и т.д.;
3) создание и внедрение системы источников деловой информации: информационных и консультационных агентств: Агентство экономических новостей, Международное агентство финансовой информации (МАФИ), «Росбизнесконсалтинг», Экономическое информационное агентство «Рей-
тинг», Федерация фондовых бирж России (ФФБР), Агентство коммерческих новостей «Коминфо». Они охватывают одновременно биржевую и финансовую, а также экономическую и коммерческую информацию, ориентированную на потенциальных инвесторов и руководителей предприятий. Это крайне важно для расширения деятельности фонда;
4) анализ и обработка первичной деловой информации, обобщение и разработка форм ее представления, составление отчета о результатах исследования, который готовится в развернутом и сокращенном вариантах. Первый документ представляет собой полностью документированный отчет технического характера и предназначен для специалистов отдела маркетинга. Второй предназначен для руководителей и содержит подробное изложение основных результатов, выводов и рекомендаций, что позволит оперативно принимать управленческие решения;
5) формирование среди целевой аудитории объективного представления о негосударственном пенсионном фонде, а также информирование об основных направлениях развития, социально-экономическом положении фонда и сферы в целом, достижениях и рейтингах надежности посредством Интернета и средств массовой информации для популяризации бренда среди населения;
6) представление корректной позиции фонда по экономическим и социальным вопросам в целях повышения экономической грамотности клиентов, привлечения новых участников и закрепления узнаваемости бренда фонда;
7) своевременное обновление информации сайта, сообщений, комментариев и аналитических обзоров, решений руководства фонда о проведении семинаров, конференций, форумов, что позволит охарактеризовать все положительные моменты деятельности негосударственного пенсионного фонда и повысить лояльность клиентов;
8) доведение до сведения руководства НПФ «РГС» материалов, опубликованных в печати и посвященных фонду и сфере в целом, для оперативного реагирования на высказанные в адрес фонда критические замечания (подготовка выступлений, пресс-конференций и сообщений в Интернете, других средствах массовой информации) и своевременное устранение возможных негативных последствий;
9) организация пресс-конференций, «круглых столов», проведение встреч и интервью с представителями СМИ по актуальным вопросам текущей
деятельности НПФ «РГС» для освещения основных показателей доходности и надежности фонда, что позволит увеличить клиентскую базу и сформировать благоприятный имидж фонда;
10) подготовка и показ видеофильмов, создание и пополнение видео- и фонотеки о негосударственном пенсионном фонде «РГС» для фокусировки внимания на основных показателях деятельности и повышения корпоративного духа в целях плодотворной организации рабочего процесса;
11) обеспечение взаимодействия с центрами изучения общественного мнения и создание собственных программ по изучению и анализу сформировавшейся оценки потребителей о функционировании фонда, чтобы соответствовать ожиданиям участников и обеспечить увеличение числа постоянных клиентов;
12) рассмотрение электронных и рукописных писем клиентов, разработка соответствующих предложений, а также организация приема граждан по спорным вопросам для сохранения положительного имиджа фонда и обеспечения должного внимания к своим клиентам;
13) регулярное обучение и аттестация всех сотрудников — участников главного процесса в целях повышения квалификации и качества обслуживания потенциальных и привлеченных клиентов, что приведет к успешной реализации предлагаемых услуг и расширению деятельности фонда.
Важным направлением работы негосударственных пенсионных фондов выступает проведение соответствующих маркетинговых исследований. Здесь главными задачами являются:
— выяснение отношения потенциальных клиентов к фонду, оказываемым им услугам;
— выявление отношения (мнения, предпочтения) к различным аспектам деятельности НПФ в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга (оказываемые новые схемы услуг фонда, характеристики модернизируемых или вновь разрабатываемых услуг, эффективность региональной сети и деятельности по продвижению услуг — то, что часто называется отдельными инструментами маркетинговой деятельности);
— оценка уровня удовлетворения ожиданий клиентов;
— изучение поведения клиентов при и после вступления в НПФ;
— исследование мотивации потребителей услуг.
Оценки клиентов основаны как на их знаниях, так и на эмоциональных аспектах восприятия.
Особое внимание следует уделить организации интернет-маркетинга. Поскольку целевая аудитория НПФ «РГС» и других фондов представлена в основном лицами в возрасте от 30 лет и старше, стоит учитывать тот факт, что большинство из них являются активными пользователями Интернета, причем работающими пользователями. Это свидетельствует о недостатке времени и редкой возможности наблюдать рекламную кампанию фонда на баннерах города или телевизионном экране. В связи с этим для повышения инвестиционной активности НПФ и увеличения резервов крайне необходимо продвигать услуги по негосударственному пенсионному обеспечению именно в сети Интернет.
Интернет-маркетинг — это новое направление не только в России, но и в мире: его грамотная реализация требует профессионального подхода. В отличие от традиционных инструментов маркетинга (рекламы в прессе, на радио, телевидении, выставок и т.д.) он позволяет с несопоставимо меньшими затратами добиться больших результатов. Такие компании, как Google, Yahoo и MSN, повысили значимость и сегментировали рынок интернет-рекламы, предоставляя компаниям услуги по локальной рекламе. Рентабельность инвестиций возросла, а расходы удалось минимизировать. Выделим основные преимущества:
— интерактивность;
— возможность точного таргетинга;
— постклик-анализ, который ведет к максимальному повышению таких показателей, как конверсия сайта;
— окупаемость инвестиций (ROI, Return on Investment) в интернет-рекламу (рис. 2).
Охарактеризуем каждый из элементов.
Интерактивность (от англ. interactive — взаимодействующий) — это достаточно новое направление работы с потребителями, подразумевающее использование инновационных подходов и инструментов.
Точный таргетинг на определенный тип клшн-тoв. Таргетинг подразумевает выделение целевой аудитории сайта, возможность намного точнее направлять действие рекламы.
Постклик-анализ. Наличие сервисов, позволяющих отследить все действия кл^н-гсв, что играет важную роль при повышении удобства исполь-
Интерактивность
Точный таргетинг
Постклик-анализ
Низкая стоимость клиента
Рис. 2. Преимущества использования Интернета для привлечения клиентов
зования сайта негосударственного пенсионного фонда.
Низкая стоимость клиента. Затраты на привлечение клиента с помощью Интернета гораздо меньше, чем затраты на привлечение клиента другими способами.
Основное отличие рекламы в сети от традиционных видов рекламы на телевидении, радио и в печатной форме заключается в исключительном свойстве прозрачности, т.е. заказчик всегда знает, с помощью какого метода рекламной кампании и за какую цену был привлечен тот или иной клиент. Интернет-реклама обеспечивает уникальную возможность оплаты не за место размещения медиа-баннера или контекстной рекламы, а за конкретный результат в лице приобретенного клиента, что называют лидогенерацией.
При использовании лидогенерации негосударственный пенсионный фонд платит за реального пользователя, который перевел свои пенсионные накопления. Если же НПФ платит за просмотр рекламы или клики по баннеру, то оценить эффективность практически невозможно. По экспертным оценкам, средний возврат от инвестиций в интернет-маркетинг составляет 44,25 долл. на каждый вложенный 1 долл.
Благоприятное влияние на продвижение услуг НПФ «РГС» оказывает уже сформировавшийся уровень доверия граждан, характеризующийся широкой клиентской базой. Факторами, позволившими оценить надежность НПФ «РГС» на высшем уровне, стали низкие показатели убыточности и положительный технический результат по основным видам деятельности. Отмечается также рост показателя текущей ликвидности. На уровне рейтинга НПФ «РГС» положительно сказываются:
— превосходные размерные показатели деятельности;
— известный бренд;
— устойчивые рыночные позиции;
— развитая организационная структура и система 1Т;
— уровень географической диверсификации;
— эффективность деятельности на региональных рынках.
Предложенные мероприятия позволят значительно ускорить продвижение услуг НПФ «РГС», будут способствовать закреплению наработанных позиций в условиях жесткой конкурентной борьбы и помогут обеспечить приток средств. Благодаря качественному выполнению своей работы каждым агентом и штатным сотрудником Филиал НПФ «РГС» в Республике Мордовия входит в десятку лучших по привлечению клиентов, что также является показателем успешного продвижения услуг фонда, увеличения объема резервов и повышения инвестиционной активности в целом.
Правительство РФ в 2012 г. приняло решение о проведении пенсионной реформы и разработало законопроект, который в первом же чтении был одобрен депутатами. Однако на следующем этапе в него внесли некоторые поправки. Таким образом, предложенное снижение начислений в накопительную часть пенсии с 6 до 2% должно было осуществиться уже с 01.01.2013, но Президентом Российской Федерации период уменьшения и перераспределения оставшихся 4% в страховую часть был продлен еще на 12 мес., т.е. Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» вступил в полную силу с 01.01.2014 [2]. Проведение пенсионной реформы в 2014 г. предполагает внесение следующих изменений:
— ликвидацию двойной системы начислений пенсий — независимо от социального статуса гражданина Российской Федерации пенсия будет начисляться по единой формуле, в соответствии со стажем и размером заработной платы;
— введение обязательной накопительной системы, осуществляемой негосударственными пенсионными фондами и предполагающей их самостоятельный выбор гражданами России;
— пересмотр тарифов страховых взносов, отчисляемых в накопительную часть.
Таким образом, гражданам России предстоит сделать выбор между инвестируемыми и наследуемыми средствами накопительной или стандартными выплатами распределительной системы. С начала 2014 г. размер выплачиваемых пенсий гражданам Российской Федерации напрямую зависит от объема задекларированной заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали. Каждый работающий становится активным участником в формировании будущей пенсии.
В заключение можно сделать следующий вывод. Деятельность НПФ в условиях реформирования пенсионной системы России выступает надежным средством диверсификации пенсионных накоплений российских граждан, способствует повышению уровня жизни будущих пенсионеров, а также более быстрой трансформации сбережений в инвестиции, продвижению финансовых рынков и является эффективным инструментом гармоничного развития общества.
Список литературы 1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ.
3. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
4. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: постановление Правительства РФ от 01.02.2007 № 63.
5 . Чеченов А.А., Калов З.А., Куршаева Ф.М., Атмурзаев А.И. Об инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных систем // Фундаментальные исследования. 2006. № 11.
6. URL: http://rts.micex.ru/ru/index/pension/.
7. URL: www.ffms.ru/ru/contributors/polled_ investment/npf/reports/.
8. URL: http://www.npfrgs.ru/about/disclosure/ index.wbp.
9. URL: http://investfuture.ru/lenta_npf.
Pension system
IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF INVESTMENT OF PENSION RESERVES AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF NON-STATE PENSION FUNDS
Viktor I. CHUGUNOV, Nadezhda I. SHCHUKINA
Abstract
The article notes that in the conditions of reforming of pension system of the Russian Federation the problem of competent investment of pension reserves is special relevance The authors consider modern mechanisms of placement of the saved-up means for possible increase in future pensions by means of the non-state pension funds making institute of non-state pension provision . The paper concludes that activity of non-state pension funds acts as a well-tried remedy of diversification of pension accumulation of the Russian citizens, promotes improving the living standards of future retirees, as well as more rapid transformation of savings into investments
Keywords: investment activity, pension reserves, non-state pension provision, non-state pension fund, investment of pension accumulation, investment declaration, investment portfolio
References
1. Federal Law "On modification of separate acts of the Russian Federation in connection with transfer to the Central bank of the Russian Federation of powers on regulation, control and supervision in the sphere of the financial markets" of July 23, 2013 №. 251.
2. Federal Law "On modification of separate acts of the Russian Federation concerning mandatory pension insurance" of December 03, 2012 №. 243.
3. Federal Law "On non-state pension funds" of May 07, 1998 №. 75.
4 . The Russian Federation Government resolution "On the approval of Rules of investment of funds of pension reserves of non-state pension funds and control of their placement" of February 01, 2007 №. 63.
5. Chechenov A.A., Kalov Z.A., Kurshaeva F.M., Atmurzaev A.I. Ob investitsionnoi deiatel'nosti nego-sudarstvennykh pensionnykh system [On investment activity of non-state pension systems]. Fundamental'nye issledovaniia — Basic researches, 2006, no. 11.
6. Available at: http://rts.micex.ru/ru/index/pen-sion/. (In Russ.)
7. Available at: http://www.ffms.ru/ru/contribu-tors/polled_investment/npf/reports/. (In Russ.)
8. Available at: http://www.npfrgs.ru/about/disclo-sure/index.wbp. (In Russ.)
9. Available at: http://investfuture.ru/lenta_npf. (In Russ.)
Viktor I. CHUGUNOV
Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation chugunov65@rambler. ru Nadezhda I. SHCHUKINA Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russian Federation schukinad@gmail com