Научная статья на тему 'Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в России'

Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1355
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПЕНСИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горовец Наталья Александровна

В статье рассмотрены сущность, функции негосударственных пенсионных фондов (НПФ), выполняющих важную роль в государстве, решающих сложные социальные и инвестиционные задачи. Выявлены основные факторы, повлиявшие на современное состояние и тенденции развития института НПФ и проблемы, тормозящие их развитие, проведен анализ ключевых показателей их деятельности. Исследование показало повышение качества современного рынка НПФ под влиянием совершенствования законодательства, государственного и саморегулирования, акционирования, введения системы гарантирования пенсионных накоплений. Это привело к сокращению НПФ, консолидации рынка, росту пенсионных ресурсов в основном за счет переводов пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России, увеличению пенсионных выплат, изменению инвестиционных стратегий, приводящих к росту в портфеле более консервативных внутренних финансовых инструментов. Определены основные проблемы и задачи развития НПФ, затрагивающие развитие законодательства, эффективности и прозрачности деятельности самих фондов, поиска оптимальной конструкции пенсионной накопительной составляющей системы и задач ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в России»

УДК 369.5, 336.6

Горовец Наталья Александровна,

старший преподаватель,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Gorovets Natalya,

Senior Lecturer,

Department of Business Finance and Insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

ВРОССИИ

DEVELOPMENT TRENDS OF NON-STATE PENSION FUNDS IN RUSSIA

В статье рассмотрены сущность, функции негосударственных пенсионных фондов (НПФ), выполняющих важную роль в государстве, решающих сложные социальные и инвестиционные задачи. Выявлены основные факторы, повлиявшие на современное состояние и тенденции развития института НПФ и проблемы, тормозящие их развитие, проведен анализ ключевых показателей их деятельности. Исследование показало повышение качества современного рынка НПФ под влиянием совершенствования законодательства, государственного и саморегулирования, акционирования, введения системы гарантирования пенсионных накоплений. Это привело к сокращению НПФ, консолидации рынка, росту пенсионных ресурсов в основном за счет переводов пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России, увеличению пенсионных выплат, изменению инвестиционных стратегий, приводящих к росту в портфеле более консервативных внутренних финансовых инструментов. Определены основные проблемы и задачи развития НПФ, затрагивающие развитие законодательства, эффективности и прозрачности деятельности самих фондов, поиска оптимальной конструкции пенсионной накопительной составляющей системы и задач ее совершенствования.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, пенсионные накопления, пенсионные резервы, пенсионные выплаты.

The article deals with the essence, functions of non-state pension funds (NPF) that perform an important role in the state, solving complex social and investment problems. The main factors that influenced the current state and development tendencies of the NPF institute and the problems hindering their development were identified. An analysis of key performance indicators of their activities was carried out. The study showed an improvement in the quality of the modern NPF market affected by improving legislation, state and self-regulation, corporatization, and the introduction of a system of guaranteeing pension savings. This led to reduction of NPF, consolidation of the market, growth of pension resources, mainly due to transfers of pension savings from the Pension Fund of Russia, increase in pension payments, change in investment strategies that lead to a growth in the portfolio of more conservative domestic financial instruments. The author determined the main problems and tasks of NPF development affecting the development of legislation, efficiency and transparency of the funds themselves, the search for an optimal design of the pension accumulative component of the system and the tasks of its improvement.

Keywords: non-state pension funds, non-state pension provision, mandatory pension insurance, pension savings, pension reserves, pension payments.

ВВЕДЕНИЕ

НПФ в отечественной системе пенсионного обеспечения играют важную роль в формировании накопительной пенсии как в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС), так и в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

В странах с высоким экономическим потенциалом, высоким уровнем заработных плат, относительной экономической и политической стабильностью, развитой инфраструктурой финансового рынка в структуре системы пенсионного обеспечения преобладает накопительная составляющая, в основном формирующаяся на добровольном принципе, что обеспечивает высокий уровень пенсионных выплат относительно уровня пенсий в России.

Для отечественной пенсионной системы очевидно доминирование распределительной солидарной составляющей. Основная масса российских пенсионеров получают пенсию только из Пенсионного фонда РФ (ПФР), формируемую в основном из отчислений организаций, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. И хотя эта система отличается относительной простотой организации, в меньшей мере подвержена инвестиционным и инфляционным рискам, однако она находится под угрозой демографических проблем, связанных со старением населения и увеличением продолжительности жизни. Это приводит к дефициту пенсионных фондов, увеличивающейся финансовой нагрузке на бюд-

48

жет государства и не дает в современных экономических условиях повышать уровень пенсий работающим россиянам. В силу этого, возрастает значение накопительной составляющей пенсионной системы. Однако эта система в современных условиях также требует модернизации, это одна из задач, отраженных в Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г.

Исследованию вопросов, посвященных состоянию, проблемам и совершенствованию деятельности института НПФ на разных этапах развития в Российской Федерации, было посвящено немало публикаций, среди них следует выделить работы таких авторов, как Д.Н. Ермаков, А.К. Соловьев, Е.В. Агеев, В.С. Бабий, Е.Г. Крюкова, А.И. Ивлева, А.В. Головченко, О.В. Телякова и др. Однако НПФ функционируют в условиях постоянных изменений, касающихся не только экономических реалий, законодательных нововведений, но и самой конструкции накопительной системы. Эти факторы оказывают значительное влияние на показатели деятельности НПФ, что вызывает необходимость дальнейшего исследования их деятельности и поиска путей повышения ее эффективности. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Главная цель исследования: определение основных задач развития института НПФ в современных реалиях на основе анализа проблем и динамики ключевых показателей их деятельности.

Автором поставлены следующие задачи исследования:

• рассмотреть сущность и функции НПФ на современном этапе развития института;

• выявить основные законодательные инициативы, существенно повлиявшие на тенденции развития НПФ;

• проанализировать динамику основных показателей, характеризующих деятельность НПФ;

• определить основные проблемы и задачи развития НПФ. РЕЗУЛЬТАТЫ

В современном понятии НПФ — «организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию Банком России» [1].

Специфическая особенность отечественного института НПФ обусловлена одновременным участием фондов в двух сферах пенсионного обеспечения: накопительном пенсионном обеспечении в системе ОПС и добровольном НПО.

Институт НПФ довольно молодой, начало его формирования относится к периоду создания нашего государства. К настоящему времени он претерпел много изменений, касающихся его организационно-правовой формы, расширения функций, изменений в пенсионных схемах, структуре инвестиций, механизмов формирования накоплений, в составе контролирующих органов и их полномочий и пр.

К функциям негосударственных пенсионных фондов относят:

• аккумуляцию и мобилизацию средств пенсионных взносов и сбережений;

• учет и обслуживание пенсионных счетов застрахованных лиц в системе ОПС, участников в системе НПО, пенсионных счетов профессиональных пенсионных систем;

• инвестирование пенсионных накоплений и пенсионных резервов через управляющие компании на основании договора доверительного управления в инструменты финансового рынка, разрешенные законодательно;

• обслуживание актуарных расчетов;

• проведение назначений и выплат негосударственных пенсий его участникам в соответствии с условиями пенсионного договора и накопительной пенсии застрахованным лицам в соответствии с ФЗ «О накопительной пенсии» [2], ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [1] и договором об обязательном пенсионном страховании.

Инфраструктура НПО и ОПС включает в себя организации, специализирующиеся на работе с пенсионными фондами, в том числе: управляющие компании (УК) (32 частных УК и «Государственная корпорация "Банк развития внешнеэкономической деятельности"»), специализированные депозитарии, аудиторские организации, актуарные и консалтинговые компании, Агентство по страхованию вкладов, банки, инвестиционные компании и пр.

Тенденцией последних лет на рынке финансовых институтов является их сокращение и укрупнение. На эти процессы существенно влияют экономические трудности, вызванные принятыми и все более расширяющимися санкциями. В этих условиях усиливается роль Банка России, проявляющаяся в ужесточении функций регулирования и надзора, приводящая к очищению рынка от недобросовестных игроков, росте капитализации институтов, повышении их надежности и финансовой устойчивости, повышении качества организации инвестиционных процессов, что способствует снижению рисков клиентов и повышает доверие к институтам. Есть и отрицательная сторона этих процессов: чрезмерная концентрация рынка ведет к монополизму на рынке крупных участников и вытеснению с рынка мелких. Эти процессы характерны и для НПФ.

49

Помимо вышеуказанных факторов, на процесс сокращения институтов и консолидации рынка существенное влияние оказали последние законодательные инициативы, к которым следует отнести:

• требования по реорганизации НПФ путем их акционирования до 01.01.2019, а для НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, — до 01.01.2016 [3];

• введение системы гарантирования пенсионных накоплений до 01.01.2016, гарантирующей сохранность пенсионных накоплений даже при ликвидации НПФ [4];

• установление минимального уровня собственных средств на уровне 150 млн руб., минимального размера уставного капитала на уровне 120 млн руб., а с 01.01.2020 — 200 млн руб. и 150 млн руб. соответственно [3];

• «заморозка» накопительной составляющей и затянувшаяся неопределенность с ее будущим, обсуждение новой конструкции формирования накоплений в системе ОПС путем формирования индивидуального пенсионного капитала (ИПК);

• требование вступления НПФ в одну из саморегулируемых организаций (СРО) [5]. На рынке были зарегистрированы две СРО: Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) и Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). В первую вошли так называемые «квазигосударственные» НПФ и фонды Группы ГАЗФОНД, во вторую — преимущественно фонды частных финансовых групп и т. н. «малые фонды». Преобладает по объему объединенного имущества СРО НАПФ (на конец 2016 г. — 67,5 % [6]).

• Указания Банка России об организации системы управления рисками НПФ до 01.01.2017 [7], включающей разработку внутренних документов, регламентирующих процесс управления рисками, а также создание отдельного подразделения по риск-менеджменту и др.

Деятельность НПФ находится под внешним контролем Банка России как мегарегулятора финансового рынка, Федеральной налоговой службы, ПФР как регулятора в накопительной пенсионной системе, Агентства по страхованию вкладов, контролирующего поступающие взносы в Фонд гарантирования пенсионных накоплений, специализированного депозитария, независимой аудиторской компании и актуариев. Кроме этого, деятельность НПФ подвержена контролю со стороны внутренних органов управления, создаваемых АО и самих клиентов Фонда через попечительский совет.

За десятилетний период количество НПФ сократилось почти в 4 раза (рис. 1).

За 2016 г. сокращение составило 73,3 %, сокращение НПФ с пенсионными накоплениями — 70,1 %. В конце первого полугодия 2017 г. было зарегистрировано 69 НПФ, среди них 38 фондов (55,1 % общего числа) допущены к системе ОПС.

В составе лиц, воспользовавшихся услугами НПФ, произошли значительные изменения: количество участников негосударственного пенсионного обеспечения стало уменьшаться, а количество заст-

300

250-

200-

150-

100-

50-

293

0

102

¿1

253

□ НПФ, допущенные к ОПС

□ Всего НПФ

126

241

136

164

133

Ш 147

117

116-

134

109

120 119

99

90

101

67

74

69

47

38-

~ I I I I I I I I I I

200 6 2007 2008 2 00 9 2010 2 011 2012 2013 2 014 2 015 2016 3 0.06.

2017

Рис. 1. Динамика количества НПФ (Составлено на основании [8; 9])

50

рахованных лиц, принявших решение о передаче пенсионных накоплений в НПФ, наоборот, постоянно растет (рис. 2).

□ Количество застрахованных лиц в НПФ

□ Количество участников НПФ

2011 2012 2013 2014 2015 2016 30.06.2017

Рис. 2. Динамика количества застрахованных лиц и участников НПФ, млн чел. (Составлено на основании [8; 9])

Рис. 3 демонстрирует высокий темп роста пенсионных накоплений в НПФ, начиная с 2010 г.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 30.06.

2017

Рис. 3. Динамика пенсионных накоплений и резервов НПФ, млрд руб. (Составлено на основании [8; 9])

51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 2016 год количество застрахованных лиц, формирующих пенсионные накопления в НПФ, увеличилось на 13,3 %. Такой рост связан прежде всего с переходной компанией застрахованных лиц из ПФР в НПФ. Количество участников добровольной пенсионной системы до 2017 г. снижалось. Сокращение в 2016 г. почти на полмиллиона участников произошло за счет аннулирования лицензий у НПФ, начало 2017 г. показало их рост почти на 0,3 миллиона.

Увеличение клиентской базы НПФ за счет роста количества застрахованных лиц значительно увеличило пенсионные накопления фондов (рис. 3). Пенсионные накопления в конце 2016 г. составили 2114,6 млрд руб., за первое полугодие 2017 г. их рост составил почти 9 %.

Динамика изменения объема пенсионных накоплений и количества застрахованных лиц в последние три года во многом носит технический характер. Этот процесс связан не только с решениями застрахованных лиц о переводе накопительной части трудовой пенсии в НПФ вследствие превышения средней доходности по инвестиционным накоплениям в НПФ по сравнению с ПФР, активизацией продажных компаний в отделениях банков и страховых организациях, но с неопределенностью ситуации, связанной с накопительной составляющей в системе ОПС.

По данным ПФР в результате переходной компании в 2016 г. большинство застрахованных лиц, 6,45 млн человек (99,1 %), перевели свои пенсионные накопления досрочно, потеряв свой инвестиционный доход, что свидетельствует об их законодательной неграмотности и недостаточной прозрачности в работе НПФ.

Из их числа наибольшее количество переходов осуществлялось из ПФР в НПФ — 72,1 %, из одного НПФ в другой — 26,4 %, из НПФ в ПФР — 1,5 %. Общие потери оцениваются в 40 млрд руб. [10]. Несмотря на переходную компанию, наибольшая доля пенсионных накоплений по итогам 2016 г. остается во Внешэкономбанке — 93,1 %, почти 2 % — в частных УК и почти 5 % — в НПФ [11].

В части пенсионных резервов наблюдается довольно медленная, но стабильно растущая динамика роста: в период 2008-2016 гг. среднегодовой прирост составил 11,4 %. Доля пенсионных резервов в инвестиционных ресурсах НПФ по итогам 2016г. составила 34,2 %, по итогам первого полугодия 2017 г. — 32,8 %.

В целом инвестиционные ресурсы НПФ постоянно растут, в основном за счет пенсионных накоплений. Доля инвестиционных ресурсов НПФ в ВВП в 2016 г. составила 3,8 %, доля пенсионных накоплений — 2,5 %, доля пенсионных резервов — 1,3 % [6]. По итогам первого полугодия 2017 г. пенсионные накопления и пенсионные резервы превысили годовой уровень 2016 г. на 9,0 % и 2,8 % соответственно. Несмотря на рост финансового потенциала НПФ, в сравнении с мировыми развитыми странами, этот показатель довольно скромный. Например, в США активы пенсионных фондов в 1,2 раза превышают ВВП [12].

В результате консолидации рынка основная доля инвестиционных ресурсов сконцентрировалась в крупных НПФ (доля топ-10 НПФ по объему пенсионных резервов на конец июня 2017 г. составила 87,4 %, по пенсионным накоплениям — 92,6 % [13]).

К положительным моментам следует отнести значительное превышение в 2016 г. уровня средней доходности инвестиционных ресурсов НПФ (9,44 %) по сравнению с уровнем инфляции (5,39 %). Средняя доходность от инвестирования пенсионных резервов составила в 2016 г. 10,0 % (на 2,3 % выше уровня 2015 г.), от инвестирования пенсионных накоплений — 9,6 % (снижение на 1,2 %). Эффективность инвестирования в частных УК выше (13,84 %), так как возможности инвестирования у них более широкие [6].

Основную часть инвестиционного портфеля пенсионных накоплений составляют инвестиции в облигации (рис. 4).

По сравнению с 2015 г. в 2016 г. и первой половине 2017 г. под влиянием внешних факторов и изменившейся конъюнктуры финансового рынка произошли структурные сдвиги в инвестиционном портфеле. Снижение инфляции, а за ней и ставок по банковским вкладам значительно сократило объем инвестиций в банковские депозиты. Более популярными становятся вложения в государственные ценные бумаги, корпоративные облигации эмитентов первого и второго эшелонов, акции.

Инвестиционный портфель пенсионных резервов более разнообразен по сравнению с портфелем пенсионных накоплений (рис. 5).

Основную часть портфеля составляют инвестиции в облигации, акции, денежные средства и депозиты, паи ПИФ. В 2016 г. и первой половине 2017 г. увеличились вложения в корпоративные облигации, государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги. В 2017 г. после спада 2016 г. активизировались инвестиции в ПИФ. Меньше стали инвестировать в депозиты, в акции в 2017 г., практически не инвестировали в иностранные ценные бумаги.

Важным показателем эффективности пенсионной системы является уровень пенсий, получаемых гражданами.

52

В 2016 г. объем пенсионных выплат по НПО НПФ составил 53,4 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2015 г. на 8,3 %. Средний размер месячной выплаты по НПО достиг 2884,5 рубля, что на 10,1 % выше значения за предыдущий год. В системе ОПС объем выплат составил 5,6 млрд рублей, что на 5,6 % меньше, чем в 2015 г. В результате среднемесячная надбавка пенсии за счет накоплений достигла 995,6 рублей (959,4 рублей за 2015 год) [6].

Если сравнить среднемесячные выплаты со среднемесячной величиной страховых выплат по старости в системе ОПС, то удельный вес среднемесячных выплат по пенсионным резервам и пенсионным накоплениям в 2016 г. составлял 21,9 % и 7,6 % соответственно. Эффективность выплат в системе НПО выше почти в три раза.

Сравнительный анализ пенсионных систем США и России, проведенный автором [15], показал, что граждане в США могут получать пенсию

47,1

12,9

23,6

2

4,2

3,7

7,1

50,2

17,2

17

1,8

2,6

9,7

3

5

□ Прочие активы

□ Ипотечнык ценные бумаги

□ Государственные ценные бумаги субъектов РФ

□ Государственные ценные бумаги РФ

□ Облигации

□ Акции

□ Денежные стредства и депозиты

2015 2016 3 0.06.2017

Рис. 4. Структура инвестиционного портфеля пенсионных резервов (Составлено на основании [6; 13])

н н

2,2--3,4-

2,8

16,5

3.1

24,3

16,3

3,4

2,5

11,5

5,1

29

2,3

3,3

0,3

16,1

7,2

35,4

0,8

2,1

□Прочие активы

□Ипотечные ценные бумаги

□Инвестиционные паи ПИФ

□Иностранные ценные бумаги

□Государственные ценные бумаги субъектов РФ

□Государственные ценные бумаги

□ Облигации

□Акции

□ Денежные средства и депозиты

2015 2016 30.06.2017

Рис. 5. Структура инвестиционного портфеля пенсионных резервов (Составлено

на основании [12; 14])

53

в несколько раз превосходящую государственную за счет преобладания добровольной накопительной пенсии в системе пенсионного обеспечения, разнообразия корпоративных пенсионных схем, индивидуальных пенсионных счетов в банках, страховых компаниях, паевых фондах, брокерских компаниях.

Несмотря на улучшение количественных показателей, на пути развития НПФ существует много преград экономического, организационного, правового, психологического характера. Основными сдерживающими факторами в развитии института НПФ являются:

• низкий уровень зарплат. В России уровень доходов населения невысок: около 20 млн граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума, у трех четвертей населения доходы не превышают средние;

• не решена проблема с теневым бизнесом. По официальным заявлениям главы Минтруда, за каждого пятого трудоспособного гражданина РФ не перечисляются страховые взносы;

• не преодолено недоверие российских граждан к финансовым институтам и к НПФ в частности, особенно в условиях долгосрочных вложений сбережений в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры на финансовом рынке;

• низкая финансовая и пенсионная грамотность населения и ответственность за планирование будущей пенсии. Исследования НАФИ [15 показали, что четверть россиян не знают, как формируется их пенсия, 70 % россиян рассчитывают в основном на государство, только 10 % россиян делают самостоятельные отчисления в негосударственные пенсионные фонды;

• постоянное реформирование пенсионной системы и, в частности, последние изменения в системе обязательных накоплений, усиливает недоверие граждан, дискредитирует саму идею обязательных накоплений государством, которое продлевает мораторий на накопительные взносы и финансирует страховые пенсии за счет взносов на накопительные пенсии. По данным НАФИ 79 % граждане считают бессмысленным планирование будущей пенсии в связи с возможными изменениями законодательства;

• неопределенность конструкции и условий введения ИПК делают непредсказуемыми возможности расширения клиентской и финансовой базы НПФ и результаты работы НПФ в ближайшем будущем;

• узкое поле инвестиционных возможностей института, не позволяющее повышать доходность финансовых инструментов и пр.

Дальнейшее развитие НПФ напрямую зависит от будущей модели пенсионной накопительной системы. Существуют разные мнения по формированию ее конструкции: некоторые эксперты призывают отказаться от обязательного накопительного компонента и перейти на добровольную накопительную систему; другие — сторонники обязательной и добровольной ее составляющей. Причем вторые обсуждают возможность возобновления ранее действующего механизма формирования накоплений, другие обсуждают новую концепцию ИПК.

На наш взгляд, необходимо стремиться к добровольной накопительной системе, однако в сложившихся экономических реалиях это преждевременно. Накопительная составляющая в системе ОПС имеет ряд преимуществ, связанных с централизованным механизмом сбора пенсионных отчислений, системой государственного гарантирования накоплений, действующими программами софинансирования и возможностью использования материнского капитала на формирование пенсий и др.

В системе НПО именно предприятия являются основными поставщиками средств пенсионных резервов для НПФ. Однако на сегодняшний день большинство предприятий не используют социальных программ, включающих дополнительное пенсионное обеспечение сотрудников, в силу отсутствия должной конкуренции на рынке труда. Важной задачей является стимулирование корпоративных программ через налоговые льготы, налоговые вычеты, введение целевых пенсионных планов с государственной поддержкой отдельных категорий граждан, расширением просветительской работы в этой области и др.

Важной задачей остается совершенствование законодательной базы, в частности расширение инвестиционных возможностей в долгосрочные проекты, усиление роли государственного регулирования и саморегулирования, повышение эффективности, прозрачности деятельности самих фондов. ВЫВОДЫ

В условиях сложившихся негативных внешних и внутренних экономических и демографических факторов нельзя недооценивать роль института НПФ как одного из сильных потенциальных внутренних инвесторов и института, способного обеспечить достойную прибавку к государственной пенсии, формирующейся в системе ОПС.

Следует отметить, что в последнее время качество рынка негосударственного пенсионного обеспечения повышается. Этому способствовали последние законодательные инициативы, приведшие к значительному сокращению, укрупнению этих институтов, консолидации вокруг крупных фондов. Практически все базовые показатели фондов за последние годы демонстрируют устойчивую положительную динамику Фонды накопили значительный финансовый потенциал (3,8 % ВВП), однако значительный рост клиентской базы и пенсионных ресурсов произошел в основном не за счет привлечения новых клиентов, а за счет массовых переводов накоплений из ПФР в НПФ. Пенсионные резервы росли медленными темпами, их доля не превышает трети общей суммы пенсионных ресурсов. Однако доля

54

среднемесячных выплат к среднемесячной величине страховых выплат по старости в системе ОПС по пенсионным резервам почти в три раза превышает такие выплаты по пенсионным накоплениям. Под влиянием внешних факторов и изменившейся конъюнктуры финансового рынка изменились приоритеты инвестиционной политики НПФ. Более популярными становятся вложения пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, корпоративные облигации надежных эмитентов, акции и уменьшаются объемы вложений в депозиты банков. По пенсионным резервам в портфеле увеличилась доля корпоративных облигаций, государственных ценных бумаг, ипотечных ценных бумаг, инвестиций в паи ПИФ, практически отсутствуют в 2016 г. вложения в иностранные ценные бумаги. Средняя доходность по пенсионным резервам несколько превосходит доходность по пенсионным накоплениям и значительно — по уровню инфляции.

В условиях низких доходов граждан, низкой культуры планирования пенсий, недоверия к финансовым институтам и самой пенсионной накопительной системе, находящейся в стадии постоянно изменяющихся правил игры, возникает необходимость совершенствования законодательства, усиления роли государственного регулирования и саморегулирования на рынке НПФ, повышения эффективности и прозрачности деятельности самих фондов, совершенствования конструкции накопительной системы. Совершенствования обязательной накопительной составляющей невозможно добиться без государственного участия, просветительской работы среди населения и работодателей и в дальнейшем — перехода к добровольности выбора такой системы. В системе НПО прежде всего необходимо стимулирование корпоративных программ через налоговые льготы, налоговые вычеты, введение целевых пенсионных планов с государственной поддержкой отдельных категорий граждан, воспитание самостоятельного планирования и ответственности за формирование будущих пенсий у граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017 г.) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. — Режим доступа: legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07051998-n-75-fz-o/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

2. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. — Режим доступа: base.garant.ru/70552686/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

4. О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ — Режим доступа: base.garant.ru/70552678/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

5. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ — Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71029194/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

6. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы. — 2016. — № 4. — Режим доступа: www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coU/opd_NPF_NPO/ 2016/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда: Указание Банка России от 4 июля 2016 г. № 4060-У [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ — Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71029194/ (дата обращения: 11-15.12.2017).

8. Российский фондовый рынок: 2016. События и факты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.naufor.org/ download/pdf/factbook/ru/RFR2016.pdf (дата обращения: 11-15.12.2017).

9. Российский фондовый рынок: первое полугодие 2017. События и факты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2017_1 .pdf (дата обращения: 11-15.12.2017).

10. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Annual_report_2016_3 .pdf (дата обращения: 11-15.12.2017).

11. Пенсионные накопления России. Итоги 2016 г. и промежуточные результаты 2017 г. [Электронный ресурс] // АНПФ. — Режим доступа: all-pf.com/upload/iblock/23f/23f03da9bb49ce2a083ebb5a 37181e75.pdf (дата обращения: 1115.12.2017).

12. Сильчук А.А. Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации / А.А. Сильчук [Электронный ресурс] // Автореферат диссертации. — Режим доступа: guu.ru/files/dissertations/2016/06/silchuk_a_a/ autoreferat.pdf (дата обращения: 11-15.12.2017).

13. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] // Информационно-аналитические материалы. — 2017. — № 2. — Режим доступа: www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_npf_17Q2 .pdf (дата обращения: 11-15.12.2017).

14. Горовец Н.А. Пенсионные системы США и России: отличительные особенности / Н.А. Горовец // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем: сборник научных трудов XI Международной школы-

55

симпозиума АМУР-2017, Симферополь-Судак, 14-27 сентября 2017 / Под общей редакцией А.В. Сигала. — Симферополь: ИП Корниенко А.А. — 2017. — С. 124-128.

15. Перспективы развития российской пенсионной системы: взгляд потребителя [Электронный ресурс] // Аналитический центр НАФИ. — Режим доступа: www.asv.org.ru/agency/expert_meetings/2016-12-08-2.pdf (дата обращения: 1115.12.2017).

SPISOK LITERATURY

1. O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh: Federal'nyy zakon ot 07.05.1998 g. № 75-FZ (red. ot 26.07.2017 g.) [Elektronnyy resurs] // Zakony, kodeksy i normativno-pravovyye akty Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: legalacts.ru/ doc/federalnyi-zakon-ot-07051998-n-75-fz-o/ (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

2. O nakopitel'noy pensii: Federal'nyy zakon ot 28.12.2013 g. № 424-FZ (red. ot 23.05.2016 g.) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tantPlyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156541/ (data obrashcheniya: 1115.12.2017).

3. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh» i otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii»: Federal'nyy zakon ot 28.12.2013 g. № 410-FZ [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovoy portal GARANT.RU. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/70552686/ (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

4. O garantirovanii prav zastrakhovannykh lits v sisteme obyazatel'nogo pensionnogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii pri formirovanii i investirovanii sredstv pensionnykh nakopleniy, ustanovlenii i osushchestvlenii vyplat za schet sredstv pensionnykh nakopleniy (s izmeneniyami i dopolneniyami): Federal'nyy zakon ot 28 dekabrya 2013 g. № 422-FZ [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovoy portal GARANT.RU. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/70552678/ (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

5. O samoreguliruyemykh organizatsiyakh v sfere finansovogo rynka i o vnesenii izmeneniy v stat'i 2 i 6 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii»: Federal'nyy zakon ot 13.07.2015 g. № 223-FZ [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovoy portal GARANT.RU. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71029194/ (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

6. Obzor klyuchevykh pokazateley negosudarstvennykh pensionnykh fondov [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-analiticheskiye materialy. — 2016. — № 4. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coll/opd_NPF_NPO/ 2016/ (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

7. O trebovaniyakh k organizatsii sistemy upravleniya riskami negosudarstvennogo pensionnogo fonda: Ukazaniye Banka Rossii ot 4 iyulya 2016 g. № 4060-U [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-pravovoy portal GARANT.RU. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71029194/ (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

8. Rossiyskiy fondovyy rynok: 2016. Sobytiya i fakty [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.naufor.org/download/ pdf/factbook/ru/RFR2016 .pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

9. Rossiyskiy fondovyy rynok: pervoye polugodiye 2017. Sobytiya i fakty [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2017_1 .pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

10. Godovoy otchet Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federatsii za 2016 g. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/Annual_report_2016_3.pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

11. Pensionnyye nakopleniya Rossii. Itogi 2016 g. i promezhutochnyye rezul'taty 2017 g. [Elektronnyy resurs] // ANPF. — Rezhim dostupa: all-pf.com/upload/iblock/23f/23f03da9bb49ce2a083ebb5a37181e75.pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

12. Sil'chuk A.A. Povysheniye finansovoy ustoychivosti pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii / A.A. Sil'chuk [Elektronnyy resurs] // Avtoreferat dissertatsii. — Rezhim dostupa: guu.ru/files/dissertations/2016/06/silchuk_a_a/autoreferat.pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

13. Obzor klyuchevykh pokazateley negosudarstvennykh pensionnykh fondov [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-analiticheskiye materialy. — 2017. — № 2. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_npf_17Q2.pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

14. Gorovets N.A. Pensionnyye sistemy SSHA i Rossii: otlichitel'nyye osobennosti / N.A. Gorovets // Analiz, modelirovaniye, upravleniye, razvitiye sotsial'no-ekonomicheskikh sistem: sbornik nauchnykh trudov XI Mezhdunarodnoy shkoly-simpoziuma AMUR-2017, Simferopol'-Sudak, 14-27 sentyabrya 2017 / Pod obshchey redaktsiyey A.V. Sigala. — Simferopol: IP Korniyenko A.A. — 2017. — S. 124-128.

15. Perspektivy razvitiya rossiyskoy pensionnoy sistemy: vzglyad potrebitelya [Elektronnyy resurs] // Analiticheskiy tsentr NAFI. — Rezhim dostupa: www.asv.org.ru/agency/expert_meetings/2016-12-08-2.pdf (data obrashcheniya: 11-15.12.2017).

Статья поступила в редакцию 5 января 2018 года Статья одобрена к печати 23 января 2018 года

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.