Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ'

РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
644
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / 3. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / 4. СБЕРЕЖЕНИЯ / 5. ИНВЕСТИЦИИ / 6. ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / 7. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некипелов И. Н.

В статье раскрывается роль негосударственных пенсионных фондов в формировании инвестиционного потенциала экономики страны и решении социальных проблем. Рассматривается история рынка негосударственного пенсионного обеспечения в России, участие НПФ в системе обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения. Сформулирован ряд проблем в развитии НПФ и указаны возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ»

РОЛЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

THE ROLE OF PRIVATE PENSIONARY FUNDS IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

И.Н. НЕКИПЕЛОВ,

учащийся 11-го класса лицея № 52 (г. Рязань) I.N. NEKIPELOV,

student in grade 11 Lyceum № 52 (Ryazan)

«Значение этих проблем для благосостояния человечества таково, что, начав размышлять над ними однажды, невозможно думать о чем-либо другом» Лауреат Нобелевской премии Роберт Лукас

Аннотация

В статье раскрывается роль негосударственных пенсионных фондов в формировании инвестиционного потенциала экономики страны и решении социальных проблем. Рассматривается история рынка негосударственного пенсионного обеспечения в России, участие НПФ в системе обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения. Сформулирован ряд проблем в развитии НПФ и указаны возможные пути их решения.

Abstract

The article dwells upon the role of private pensionary funds in the formation of the investment potential of the national economy and the solution to the social problems. It discusses the development of the private provisions of pensions in Russia, its part in the retirement insurance and voluntary provision of pensions. A number of problems in the development of private pensionary funds is stated and some possible decisions are provided.

Ключевые слова

1. Негосударственный пенсионный фонд

2. Экономический рост

3. Коллективные инвесторы

4. Сбережения

5. Инвестиции

6. Пенсионное страхование

7. Пенсионное обеспечение

Key words

1. Private pension fund

2. Economie growth

3. Collective investors

4. Savings

5. Investment of capital

6. Retirement insurance

7. Provision of pensions

I. Введение

Проблема экономического роста и его темпов является одной из важнейших макроэкономических проблем. Экономический рост - это долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП. Главная цель экономического роста -рост благосостояния и увеличение национального богатства.

Основное условие экономического роста - увеличение инвестиций. Основу инвестиций составляют сбережения, поэтому ключевой становится задача трансформации сбережений в инвестиции. Крайне важное значение для развития российской экономики, испытывающей недостаток внутренних инвестиционных ресурсов, имеют институты коллективного инвестирования. Это - крупные кредитно-финансовые учреждения, служащие посредниками между инвесторами и объектами инвестирования. Институты коллективного инвестирования аккумулируют временно свободные денежные средства предприятий и населения для последующего их инвестирования в производство товаров и услуг. При этом инвестор остается хозяином своих сбережений. Потребность в институтах коллективного инвестирования обусловлена тем, что традиционные финансовые инструменты недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, недостаточности определенных знаний и навыков. Особое значение развитие коллективного инвестирования имеет для привлечения в экономику сбережений населения, так как эти сбережения составляют основу инвестиционной базы национального фондового рынка и представляют реальную альтернативу иностранным инвестициям в экономику России.

В России к коллективным инвестированиям относятся:

- паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также

закрытые срочные);

- кредитные союзы;

- акционерные инвестиционные фонды;

- инвестиционные банки;

- негосударственные пенсионные фонды1.

В данной работе в качестве института коллективного инвестирования рассматриваются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда 2

Пенсионные фонды играют значительную роль в жизни современного общества. Так, совокупные активы пенсионных фондов составляют 124% от ВВП в Нидерландах, 71% - в Великобритании, 65% - в США. В Великобритании 85% всех активов пенсионных фондов помещены в акции компаний. На долю этих фондов приходится 40% стоимости всех акций, котирующихся на Лондонской фондовой бирже (приложение 1).

Средства пенсионных накоплений являются долговременными инвестиционными ресурсами, которые могут существенно ускорить экономический рост в стране и, как следствие, инвестирование этих средств позволяет защитить их от обесценивания в результате инфляции и получить доход от их размещения, существенно превышающий сумму внесенных плательщиками страховых взносов.

Поэтому НПФ не только являются потенциальным источником финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг, но и дают возможность заботиться о своем благосостоянии в старости, то есть влиять на размер будущей пенсии. Особенно это актуально в условиях ухудшения демографической ситуации в стране (приложение 2).

1 Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 408) .

2 Федеральный закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

Вовлечение средств населения в хозяйственную жизнь страны обеспечивает не только поступление существенных денежных средств в экономику, но и повышает трудовую мотивацию населения, активизирует экономическую активность частных лиц, а также снижает уровень социальной напряженности в стране.

Таким образом, исследование роли такого института коллективного инвестирования, как НПФ, для экономического роста приобретает особую актуальность для России.

Целью работы является выявление роли НПФ в развитии экономики, основных проблем и тенденций развития НПФ в современной России

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрыть роль НПФ в формировании инвестиционного потенциала экономики страны и решении социальных проблем;

- провести анализ проблем развития НПФ в России;

- определить направления развития НПФ в России.

Объектом исследования являются НПФ - институты коллективного инвестирования как финансовые посредники и механизмы трансформации сбережений в инвестиции.

В работе использовались методы теоретического обобщения, экономико-статистических сравнений, анализа, синтеза, прогнозирования.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. История рынка негосударственного пенсионного

обеспечения в России

В 1989 году Госстрах ввел дополнительную услугу по страхованию пенсий. Годом позже, в 1990 году, был организован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

В декабре 1991 года Указ Президента «О первоочередных мерах по организации работы промышленности» разрешил государственным предприятиям создавать за счет прибыли особые фонды. Они предназначались для увеличения пенсий работникам.

В апреле 1994 года Главное правовое управление при Президенте РФ принимает решение о разработке Закона «О негосударственных пенсионных фондах». Однако принят закон только в 1998 году - до этого его проекты трижды отклонялись Государственной Думой.

В декабре 1994 года Постановление Правительства № 1418 положило начало лицензированию НПФ и компаний по управлению активами НПФ. В октябре 1995 года Инспекцией НПФ были выданы первые лицензии. В связи с изменениями в требованиях к лицензированию в конце

2002 года выдача лицензий была приостановлена. Она возобновилась только в апреле 2004 года.

В декабре 1999 года Правительство утвердило «Требования к пенсионным схемам НПФ», а затем и «Требования к составу и структуре пенсионных резервов НПФ и контролю над их размещением».

В октябре 2000 года на заседании Правительства были одобрены предложения ПФР и Минтруда по введению накопительных принципов формирования трудовой пенсии.

1 января 2002 года началась пенсионная реформа, основная идея которой заключается в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к распределительно-накопительной. Данная реформа продолжается до сих пор.

2. НПФ и обязательное пенсионное страхование

Проводимая реформа обязывает работодателя уплачивать взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) за каждого работника. Эти взносы являются частью единого социального налога (ЕСН) и в настоящий момент составляют 20% от фонда оплаты труда. Взносы, которые уплачиваются за лиц, родившихся после 1967 года, делятся на три части: базовая часть пенсии - 6%, страховая часть пенсии - 8%, накопительная часть - 6%, при этом существуют ограничения по максимальной сумме отчислений. На размер базовой и страховой частей своей будущей пенсии граждане повлиять не могут.

Благодаря своей накопительной части можно реально повлиять на размер своей будущей пенсии. Главная особенность накопительной части: на лицевом счете накапливаются «живые деньги», которыми уже сейчас можно распоряжаться в целях приумножения. Эти средства увеличиваются за счет их инвестирования, т.е. вложения в ценные бумаги.

Накопительная часть пенсии передается для дальнейшего инвестирования управляющей компании3 (УК) или негосударственному пенсионному фонду. И ее размер зависит от эффективности их работы. Ежегодно будущие пенсионеры могут сделать выбор:

• оставить накопления у государства (что равнозначно передаче их в управление государственной управляющей компании - в настоящее время это Внешэкономбанк).

3 Управляющая компания - профессиональный участник рынка ценных бумаг, который за определенное вознаграждение вкладывает средства инвесторов в активы компаний с заявленной инвестиционной целью.

• передать средства в управление негосударственной управляющей компании;

• передать средства в управление негосударственному пенсионному фонду (рис. 1)4.

Рис. 1. Профессиональные участники пенсионной системы

Государственная управляющая компания инвестирует указанные средства в высоконадежные государственные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги, гарантированные государством, в депозиты уполномоченных банков. Это - максимально надежные инвестиционные инструменты. Однако их потенциальная доходность не очень велика - 5-7% годовых5.

Более высокую доходность можно получить, переведя накопления в частную управляющую компанию. Это связано с тем, что управляющие компании могут инвестировать накопления не только в государственные ценные бумаги, но и в акции и облигации российских предприятий и другие высокодоходные активы (приложение 3).

4 Бик С.И. Береги деньги смолоду, или Почему школьнику пора думать о пенсии // Экономика в школе. - 2007. - № 2 - С. 87.

5 www.pfrf.ru

Вопрос о том, как будут инвестироваться пенсионные средства, является самым важным. Он решается каждой управляющей компанией по-своему. В любом случае управляющий формирует портфель из различных ценных бумаг. Структура портфеля (или иначе сколько денег будет вложено в те или иные бумаги) определяется на основе прогнозов доходности и риска по активам. Данные прогнозы составляются финансовыми специалистами на основе анализа таких факторов, как:

• ситуация на мировых сырьевых и финансовых рынках;

• изменения политической ситуации;

• макроэкономические показатели;

• положение дел в различных отраслях и т. д.

Большое значение имеет анализ специалистами УК курса акций. Обязательно учитывается взаимосвязь различных ценных бумаг друг с другом - чем она меньше, тем меньше общий риск портфеля. По результатам анализа структура вложений корректируется - УК увеличивает долю одних бумаг, и наоборот, снижает долю других. Образовавшийся инвестиционный доход направляется на увеличение накопительной части пенсии каждого будущего пенсионера. При длительном сроке инвестирования и превышении доходности над инфляцией прирост оказывается весьма существенным.

Третий путь - перевод средств в негосударственный пенсионный фонд. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК. Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять определенным требованиям (приложение 4).

В работе с накопительной частью между УК и НПФ есть значимые различия.

Управляющая компания НПФ

Гибкость системы управления

Вкладчик самостоятельно выбирает УК и несет все риски, связанные с этим выбором. Если УК работает неэффективно, поменять ее можно только 1 раз в год. Передавая в управление большие суммы, фонд может выбрать несколько УК, распределяя риски. Фонд отслеживает эффективность работы УК и может оперативно отзывать деньги из компаний с низким уровнем дохода.

Управляющая компания НПФ

Оперативная информация об итогах управления

УК не знают своих клиентов «в лицо», не могут оперативно информировать о результатах управления. Открывает и ведет личный пенсионный счет с накопительной частью и доходом, полученным в результате инвестирования пенсионных накоплений. Ежегодно информирует, есть возможность получать оперативную информацию о результатах инвестирования.

Выплата пенсий

При выходе на пенсию пенсионные накопления переводятся обратно в ПФР Предполагается, что НПФ будут выплачивать накопительную часть, предоставлять более высокий уровень сервиса и дополнительные услуги.

Таким образом, НПФ играет существенную роль в системе обязательного государственного страхования. Более высокая доходность (по итогам 2007 г. 16-18% годовых)6 позволяет формировать мощный инвестиционный капитал. За счет него можно финансировать крупные долгосрочные проекты, что способствует экономическому развитию и росту.

3. НПФ и дополнительная пенсия

В рамках добровольного пенсионного обеспечения клиент НПФ (вкладчик) заключает с фондом пенсионный договор. По этому договору вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, а фонд накапливает эти взносы, инвестирует собранные средства, а потом за счет накопленных сумм выплачивает негосударственную или дополнительную пенсию участникам.

Вкладчики - физические лица платят взносы либо в свою пользу, либо в пользу родственников. При добровольном пенсионном обеспечении суммы пенсионных взносов определяются только финансовыми возможностями вкладчика.

Рассмотрим пример для оценки возможности граждан разных возрастов по формированию дополнительного дохода.

Например, ежемесячными взносами по 600 руб. при доходности 10% годовых с разными горизонтами планирования уровень накоплений существенно различается.

6 www.napf.ru

25000-|/ 20000 15000 10000 5000 0

10 лет 30 лет 40 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Уровень пенсионных накоплений

При горизонте планирования в 10 лет и с предполагаемыми выплатами в течение 12 лет дополнительная прибавка к государственной пенсии составит примерно 876,5 руб.

При тех же условиях и горизонте планирования в 30 лет - дополнительная прибавка к государственной пенсии составит 9047 руб.

Горизонт инвестирования - 40 лет. Ежемесячная прибавка к пенсии составит 24 300 руб. (рис. 2)

Расчеты приведены в приложении 5.

При этом решаются не только задачи увеличения инвестиций и повышения уровня жизни будущих пенсионеров, но и приобщения граждан к использованию добровольных форм пенсионного обеспечения, воспитания в обществе финансовой и страховой культур.

3.1. Корпоративные пенсионные программы

В рамках добровольного пенсионного обеспечения вкладчиком может являться предприятие, а участниками - работники этого предприятия. В существующих экономических условиях предприятия сталкиваются с проблемой профессиональной подготовки работников. Но руководитель не застрахован от того, что завтра квалифицированный работник не уйдет с предприятия. Самый простой способ, который позволяет избежать этого, повышение заработной платы, однако он связан с большими затратами.

Создание пенсионной программы помогает решить данную проблему с меньшими затратами для предприятия. Один рубль, выплаченный в виде зарплаты, обходится предприятию примерно в 1,26 рубля. В то же время этот рубль, внесенный на солидарный пенсионный счет в НПФ, не

облагается налогом (при взносах, не превышающих 12% от фонда заработной платы). Более того, он начнет «работать», то есть приносить дополнительный доход. Предприятию экономически выгоднее делать даже небольшие пенсионные взносы за своих работников в НПФ, чем на ту же сумму увеличивать работнику зарплату.

Преимущества от внедрения на предприятии пенсионной программы проявятся не только в будущем, она может принести немалую пользу работодателю уже сегодня.

Во-первых, при учете интересов работодателя и работника пенсионная программа способствует повышению трудовой дисциплины и заинтересованности работников в долгосрочных результатах своего труда, что отражается на производительности труда - одном из факторов экономического роста.

Во-вторых, при умелом управлении пенсионная программа может оказаться инструментом для решения ряда финансовых и управленческих задач, встающих перед руководством предприятия. Ввиду того, что пенсионные обязательства по срокам сравнимы со сроками человеческой жизни, руководитель предприятия может подбирать структуру инвестирования средств, аккумулируемых пенсионной схемой, исходя из перспектив развития предприятия.

Следовательно, создание системы корпоративного пенсионного обеспечения позволяет решить ряд проблем предприятия к обоюдной выгоде работника и работодателя:

• повысится уровень социальной защиты работников предприятия за счет получения дополнительной (негосударственной) пенсии;

• система дополнительного пенсионного обеспечения будет способствовать достижению таких целей, как усиление мотивации работников к более качественному выполнению своих обязанностей, снижение текучести кадров и улучшение психологического климата в коллективе;

• аккумулирование значительных средств совокупного пенсионного резерва НПФ позволяет использовать их для инвестирования в наиболее перспективные направления развития предприятия.

4. Проблемы и перспективы развития

негосударственных пенсионных фондов

Анализ состояния негосударственного пенсионного обеспечения, являющегося частью пенсионной системы страны, показывает, что идет рост числа вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов, в которых 6,66 млн человек добровольно формируют пенсионные накопления (6,8% экономически активного населения России), более 1 млн человек получают

негосударственную пенсию. За период 1998-2006 гг. вкладчиками перечислено в фонды свыше 219 млрд рублей. Чистый инвестиционный доход от размещения средств пенсионных резервов за эти годы составил суммарно более 250 млрд рублей. При этом 3,27 млн человек перевели средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.

На предприятиях, где созданы и действуют негосударственные корпоративные пенсионные системы, уровень негосударственной пенсии позволяет уже сейчас обеспечить совместно с трудовой пенсией по старости индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников, равный или превышающий 40% от размера утраченного заработка. Средний размер негосударственной пенсии, выплачиваемой фондами, составил более 1245 рублей в 2008 г. Что касается развития негосударственного пенсионного обеспечения, то здесь в качестве целевого ориентира предлагается достижение размеров резервов негосударственных пенсионных фондов 15-20% от стоимости капитализации в 2020 г7.

Таким образом, в настоящее время сложилась и реально функционирует система негосударственных пенсионных фондов, выполняющая ряд важнейших социально-экономических функций. В то же время деятельность НПФ пока еще не вышла на приемлемый уровень в силу определенных проблем.

1. Прежде всего - это отсутствие в обществе страховой культуры, традиции заботы в трудоспособном возрасте о материальном обеспечении в старости. Количество пенсионных договоров, по которым граждане выступают вкладчиками в свою пользу или пользу ближайших родственников, крайне мало. В рамках исследовательской работы был проведен опрос 30 респондентов в возрасте от 17 до 60 лет. Был задан вопрос: «Куда бы вы направили определенную сумму денег, которую можно не тратить в течение нескольких лет?». Ни один не упомянул о возможности дополнительного пенсионного обеспечения. На вопрос «Знакомы ли вы с деятельностью НПФ и возможностью формировать свою будущую пенсию?» утвердительно ответил 1 человек в возрасте 45 лет. Результаты опроса соотносятся с результатами георейтинга8 инвестиционных настроений граждан РФ (приложение 6).

Более широкое распространение получили пенсионные договора, заключаемые работодателями в пользу своих работников. Однако, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам, не более 10% коллективных договоров содержат положения об обязанности работодателя обслуживать

7 16.12.2008. Доклад главы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой.

8 Георейтинг - это опрос населения РФ, который складывается из 68 региональных опросов. Данные репрезентативны как для страны в целом, так и для каждого из регионов.

корпоративную пенсионную программу. Многие руководители, в том числе крупных российских предприятий, недостаточно информированы о сущности и возможностях дополнительного пенсионного обеспечения, считают, что пенсионное обеспечение, осуществляемое в рамках корпоративных пенсионных схем, выгодно для работников и совершенно бесполезно для предприятий и что корпоративная пенсионная схема обходится предприятиям крайне дорого. Никакие нормативно-правовые акты не предписывают организациям заниматься негосударственным пенсионным обеспечением работников. В связи с этим обсуждается вопрос о внесении соответствующих норм в Трудовой кодекс РФ.

Необходимо повышать финансовую, страховую грамотность населения. Каждый человек должен для себя понять, как в условиях современной пенсионной реформы обеспечить себя в старости и какой вклад он может внести в экономическое развитие страны, инвестируя средства в долгосрочной перспективе посредством НПФ.

Большую роль в этом должно играть государство. Комментируя тему пенсионного обеспечения, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию заявил: «Пенсионная система больше не может ориентироваться на абстрактные средние показатели пенсионного обеспечения. Каждому человеку должно быть абсолютно понятно, каким образом он может достичь определенного уровня жизни в пенсионном возрасте, сколько ему гарантировало государство, сколько он получит от обязательных взносов, которые перечислил его работодатель, а сколько ему нужно вкладывать самому».

Безусловно, огромным стимулом к формированию пенсионных накоплений добровольными дополнительными страховыми взносами стала Программа государственного софинансирования пенсионных накоплений за счет Федерального бюджетного Фонда национального благосостояния.

На 10 декабря 2008 г. к Программе государственного софинансирования пенсии присоединилось более полумиллиона россиян, подавших заявление в адрес Пенсионного фонда. Еженедельно к программе присоединяются 40-50 тысяч новых участников по всей стране. 69,7% из числа вступивших в программу - женщины, 30,3% - мужчины. В распределении заявителей по возрастам доля россиян в возрасте до 30 лет составляет 18,9% 9.

Все это повышает инвестиционную, страховую культуру населения, позволяет осознанно подходить к формированию накопительной части пенсии, инвестировать эти средства в долгосрочные проекты, что должно обеспечить экономический рост.

9 http://www.pfrf.ru/content/view/3963/120/

2. Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионные программы не получили необходимого распространения, является избыточное налогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионные взносы, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, в состав расходов не включаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложения налогом на прибыль. Не разрешена спорная ситуация, связанная с правомерностью обложения ЕСН пенсионных взносов в пользу конкретных работников. Непонятной выглядит ситуация, когда на стадии пенсионных выплат средства, выплачиваемые пенсионерам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если соответствующий пенсионный договор заключен вкладчиком в пользу другого лица. Для преодоления дестимулирующих налоговых мер целесообразно было бы отказаться от налогообложения на этапе внесения взносов и размещения пенсионных резервов в соответствии с обычной практикой в развитых зарубежных странах. Налоги будут уплачиваться на этапе пенсионных выплат.

3. Еще одна проблема связана с ограниченностью перечня активов, в которые в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» могут быть вложены средства пенсионных накоплений. В связи с этой ограниченностью объектов инвестирования объемы средств пенсионных накоплений уже становятся сопоставимыми с объемами рынков разрешенных активов. Это ведет к переоцененности разрешенных активов. Указанные ограничения перечня активов было оправданнны на начальном этапе деятельности фондов. Но в настоящее время НПФ лихорадит вместе с фондовым рынком, поскольку средства их всех вложены практически в одни и те же бумаги. В перспективе ситуация будет лишь ухудшаться, поскольку объемы пенсионных средств ежегодно увеличиваются10. Эти средства должны использоваться не в биржевых спекуляциях, а в инфраструктурных проектах, которые будут окупаться через 10-20 лет. Необходимо освоение тех финансовых рынков, где проявятся преимущества «длинных» пенсионных денег со сроками вложения в десятки лет, но такие инструменты или не представлены, или не разрешены11.

4. Конечно, нельзя обойти вопросы влияния финансового кризиса на итоги деятельности НПФ в 2008 году и в дальнейшем. Пока нет официальной статистики, но можно предположить, что основными последствиями кризиса для НПФ будут:

- отсутствие источников доходов в 2009 году;

10 http://www.educenter.ru/conf/pension/archive/2007/materials

11 Горюнов И.Ю. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России // Финансы. - 2008. - № 1. - с. 61- 65.

- снижение числа новых договоров и снижение объема взносов по действующим пенсионным договорам, возможное расторжение пенсионных договоров индивидуальными и корпоративными клиентами.

Но необходимо помнить, что пенсионные деньги «длинные» и с учетом текущих цен на российские акции и их недооцененности12, долговременные вложения могут быть выгодными.

Основными результатами исследования являются:

- сбор и анализ информации из различных источников по вопросам экономического роста и инвестиционной деятельности НПФ;

- обоснование значимости НПФ в формировании инвестиционного потенциала России;

- формулирование ряда проблем, имеющих место в системе НПФ;

- указание возможных путей их решения.

Элементы научной новизны исследования заключаются в обосновании социально-экономической значимости инвестиционной деятельности НПФ в современной экономической ситуации в России.

III. Заключение

В результате изучения и анализа разнообразного материала по теме, было доказано, что от дальнейшего развития НПФ как одной из форм коллективного инвестирования зависит рост отечественной экономики. Увеличение инвестиционных средств создает условия для экономического роста, приводит к увеличению благосостояния населения.

Нынешний финансовый кризис не может не отразиться на деятельности негосударственных пенсионных фондов, и дальнейшее развитие будет происходить в неблагоприятных условиях. По-видимому, рынок будет очищаться от фондов, не способных к осуществлению своей деятельности. Будет происходить укрупнение и объединение фондов.

Несмотря на то, что основные направления развития НПФ определены, продвижение по ним идет не всегда так, как запланировано. НПФ еще предстоит много работать для обеспечения надежности, доходности и ликвидности пенсионных средств. Надо помнить, что мало принять хороший закон о развитии пенсионного движения, необходимо создать еще и систему ответственности. От успешной деятельности НПФ будет зависеть не только благосостояние самих фондов, но и развитие страны в целом. Жизнь предоставляет возможности и ставит новые задачи, решать которые придется и нашему поколению.

12 По данным www.rbc.ru на конец декабря 2008 г., капитализация всего нефтяного сектора России примерно равна капитализации одной нефтяной компании Бразилии.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 5-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Федеральный закон от 10 января 2003 № 4-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

3. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд. 2001. № 5. - С. 25.

4. Попов А. Деньги есть, инструментов нет // Социальная защита. -2007. - № 2. - С. 26-29.

5. Ткаченко А. Россия и развитие страны на пути пенсионных реформ // Власть - 2004. - № 6. - С. 62-68.

6. Горюнов И.Ю. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России // Финансы - 2008. - № 1. - С. 61-65.

7. www.fsfr.ru - Федеральная служба по финансовым рынкам.

8. www.pfrf.ru - официальный сайт Пенсионного фонда РФ.

9. www.napf.ru - сайт Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

10. www.fundshub.ru - Информационно-аналитический портал индустрии управления активами.

11. www.investfunds.ru.

12. www.vedomosti.ru - сайт газеты «Ведомости».

13. www.rbc.ru - сайт РосБизнесКонсалтинг.

Bibliographical list

1. Federal law № 5-FL passed on May 7, 1998 «Private Pensionary Funds».

2. Federal Law № 4-FL passed on January 10, 2003 «Changes and additions in the Federal Law in the Federal Law «Private Pensionary Funds».

3. Saikin V., Dmitriev M., Sevastyanova V. etc. «New Model of Pensionary Provisions». «Man and Labor», 2001, № 5, p. 25

4. Popov A. «There is Money but there are no Instruments». «Social Security». 2007, № 2, pp. 26-29.

5. Tkachenko A. Russia and development of the country on the way of pension feform // Vlast - 2004. P. 26-29.

6. Goryunov I. «The role of Private Pensionary Funds in the Russian Pensionary System Nowadays». Finance, 2008, № 1, pp. 61-65.

7. www.fsfr.ru - Federal Service for Financial Markets.

8. www.pfrf.ru - the official site of the pension fund of Russia.

9. www.napf.ru - site of the National Assotiation of Private Pension Funds.

10. www.fundshub.ru - Information - analytical portal of Industry Asset Management Funds.

11. www.investfunds.ru

12. www.vedomosti.ru - site of newspaper «Vedomosti».

13. www.rbc.ru - site of RosBusiness Consulting.

Контактная информация

390028, Рязань, лицей 52, Тел.: (4912)21-44-94

Contact links

390028, Ryazan, luceum 52, Tel.: (4912)21-44-94

Приложения

Приложение 1

Соотношение суммы пенсионных резервов с размером ВВП

Страна Сумма пенсионных резервов (млрд $ США) ВВП (млрд $ США) Соотношение с ВВП (%)

Австралия 513 639 80

Япония 2735 4665 59

Нидерланды 708 571 124

Швеция 276 344 80

Швейцария 426 356 120

Великобритания 1511 2155 71

США 7541 11665 65

Россия 15,6 1033 1,5

Источник http://www.educenter.ru/conf/pension/archive/2007/

Приложение 2

Демографическая ситуация в России такова, что собственное трудоспособное население сократится в 2008-2025 гг., по оценкам Росстата, на 15 млн. А ведь, несмотря на общее сокращение населения, численность его трудоспособной части в России возрастала вплоть до 2006 г., что послужило скрытым ресурсом наблюдающегося экономического подъема (явными ресурсами были полезные ископаемые). Сейчас наступил переломный момент - достигнув максимума в 90 млн, трудоспособное население пошло вниз. Согласно аналитическому прогнозу13, оно может пробить отметку в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 http://www.opec.ru/docs.aspx?id=385&ob_no=86280

80 млн уже в 2015-2020 г. Еще один немаловажный параметр - демографическая нагрузка детьми и пожилыми. Сегодня она достигла исторического минимума за 60 лет и составляет 0,6 иждивенца на одного трудоспособного. В скором времени коэффициент поднимется до 0,8, а к 2050 г. может достигнуть единицы, что повлечет огромный рост социальных расходов, ожидается монотонное увеличение нагрузки пожилыми.

Изменение структуры населения России в XX и XXI веках

Приложение 3

Ценные бумаги, в которые частные управляющие компании могут вкладывать средства пенсионных накоплений:

• государственные облигации Российской Федерации;

• облигации субъектов Российской Федерации;

• муниципальные облигации;

• корпоративные облигации российских эмитентов;

• акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

• ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;

• денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

• депозиты в рублях в кредитных организациях;

• иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;

• паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов.

Максимальная доля классов активов в инвестиционном портфеле составляет:

• государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации -40%;

• облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);

• облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, -40%;

• облигации российских хозяйственных обществ - 80%;

• акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами - 65%;

• ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах - 40%.

Приложение 4

Требования к размещению пенсионных резервов НПФ14

• стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионных резервов;

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов;

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня;

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в федеральные государственные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации;

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги, не должна превышать 50% стоимости пенсионных резервов;

14 Постановление Правительства РФ от 01.02.07 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением».

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в акции и облигации предприятий и организаций, не должна превышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов;

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в векселя, не должна превышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов;

• общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в банковские вклады и недвижимость, не должна превышать 50% стоимости размещенных пенсионных резервов.

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

• если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 миллиона рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются;

• если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются.

Инвест-портфель НПФ

Инвестировано средств В фед. цен. бум. В ЦБ субъектов РФ В банковские вклады В акции и облигации В векселя В недвижимость В другие на-правления

Всего В т. ч. паи ПИФ

01.01. 2001 15256828 16,04% 5,21% 13,11% 34,60% 26,08% 0,83% 4,13% -

01.01. 2002 33652186 9,35% 1,52% 11,44% 55,5% 16,23% 0,83% 5,13% -

01.01. 2003 50522518 6,95% 2,90% 14,18% 57,27% 15,25% 0,73% 2,72% -

01.01. 2004 87879965 3,12% 5,34% 19,31% 53,15% 13,34% 0,54% 5,20% 0,23%

01.01. 2005 168261079 1,67% 6,58% 12,95% 64,60% 9,50% 0,28% 4,42% 0,58%

Инвестировано средств В фед. цен. бум. в о н а е «ё © е И - И 8 1 В векселя 8 = " Я & В другие на- правления

и а В а ч = - ав ю И и "§ Ч о ем нем и Всего В т. ч. паи ПИФ

01.01.

2006 281248038 3,40% 6,77% 16,57% 61,78% 8,49% 0,41% 2,52% 1,08%

01.01.

2007 408038269 1,78% 6,26% 9,31% 70,52% 8,36% 0,30% 3,47% 1,67%

01.07.

2007 427044054 1,44% 5,12% 5,77% 59,21% 7,53% 0,23% 20,70% 16,17%

Источник: http://www.educenter.ru/conf/pension/archive/2007/materials

Приложение 5

Предположим, что в месяц инвестируется 600 рублей, тогда в год -7200 рублей, средняя доходность 10% годовых.

1. Человек инвестирует в течение 10 лет.

В основе расчетов лежит формула сложного процента: К=к*(1+г) п, где к - это сумма, которую инвестирует человек, г - доходность % годовых, п - количество периодов реинвестирования, то есть за 10 лет он получит:

7200(1+0.1)10 + 7200(1+0.1)9 + ... + 7200(1+0.1)1 = 7200*(1.1 + 1.12 + ... +1.110) (1.1 + 1.12 + ... +1.110) - представляет собой сумму 10 членов геометриче-

Ф ~ I1

ской прогрессии по формуле суммы п - первых членов =-,

" $ - 1

где Ь1=1.1, qn =1.110, я=1.1) имеем

(1.1 + 1.12 + ... +1.110)=17.53,

тогда 7200*(1.1 + 1.12 + ... +1.110) =126216.

Если принять предполагаемый период получения пенсии равным 12 годам, то ежемесячная прибавка к пенсии составит примерно 126216/144=876,5 рублей.

Проведу те же расчеты, для 30 и 40 лет.

2. Если человек инвестирует в течение 30 лет.

7200(1+0.1)30 + 7200(1+0.1)29 + ... + 7200(1+0.1)1 = 7200*(1.1 + 1.12 + ... +1.130)

(1.1+ 1.12 + ... +1.130)=180.

7200(1+0.1)30 + 7200(1+0.1)29 + ... + 7200(1+0.1)1=1302792. Ежемесячная прибавка к пенсии - 1302792/144=9047 рублей. 3. Если человек инвестирует в течение 40 лет.

7200(1+0.1)40 + 7200(1+0.1)39 + ... + 7200(1+0.1)1 = 7200*(1.1 + 1.12 + ... +1.140) (1.2+ 1.12 + ... +1.140)=486.

7200(1+0.1)40 + 7200(1+0.1)39 + ... + 7200(1+0.1)1=3499200. Ежемесячная прибавка к пенсии - 3499200/144=24300 рублей.

Приложение 6

Предпочтения в использовании крупной денежной суммы

Вид финансовой активности Предпочтения использования денежных средств %

Потребление Потрачу на приобретение вещей для дома (мебель, одежда, бытовая техника и т. п.) 27

Постараюсь добавить средств (например, взять в долг) и приобрести участок земли, дачный домик, автомобиль и т.д. 12

Потрачу на развлечения (удовольствия ), отправлюсь в путешествие, турпоездку 8

потрачу на образование и развитие детей 24

Сбережение Отложу надолго, чтобы накопить на более дорогостоящие приобретения (дом, квартиру, дорогой автомобиль и т.п.) 16

куплю драгоценности, золото, ювелирные изделия 1

Страхование Отложу «про запас» (на непредвиденный случай, особые события, «черный день» и т.п.) 26

потрачу на свое лечение и лечение близких родственников 17

Приобрету страховой полис (страховку) для себя или близких, потрачу на дополнительное пенсионное обеспечение (через пенсионный фонд) 1

Заемно- долговое поведение Верну ранее взятые долги 10

Инвестирование Вложу в собственное дело, предприятие 7

Потрачу на переквалификацию, приобретение новой специальности 2

Положу в банк под процент, куплю акции или другие ценные бумаги российских компаний, куплю государственные ценные бумаги (облигации и т.п.) 10

Источник: Аналитический доклад «МФАН-2007», ЦИРКОН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.