Научная статья на тему 'Актуальные проблемы инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации'

Актуальные проблемы инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1593
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопьева Е. Л., Коконова О. В.

В статье исследованы организационные и экономические аспекты инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Российской Федерации. Проведен анализ статистических данных, отражающих специфику инвестирования пенсионных накоплений. Выявлены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию инвестиционной деятельности НПФ и осложняющие функционирование пенсионной системы в целом. Определены перспективы деятельности пенсионных фондов, и намечены пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокопьева Е. Л., Коконова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации»

УДК 336.43

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е. Л. ПРОКОПЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected]

О. В. КОКОНОВА, студентка кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Хакасский государственный университет

им. Н. Ф. Катанова

В статье исследованы организационные и экономические аспекты инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Российской Федерации. Проведен анализ статистических данных, отражающих специфику инвестирования пенсионных накоплений. Выявлены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию инвестиционной деятельности НПФ и осложняющие функционирование пенсионной системы в целом. Определены перспективы деятельности пенсионных фондов, и намечены пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, негосударственный пенсионный фонд, Пенсионный фонд РФ, пенсионные резервы, пенсионные накопления, управляющая компания, инвестиционный портфель.

В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет важную роль в экономической, общественно-политической жизни страны и в финансово-бюджетной сфере государства. Пенсионное обеспечение служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы всего населения страны. Сложные экономические условия, в которых живут

граждане Российской Федерации, доказывают, что без личной заботы о своем будущем обеспеченная старость останется недостижимой мечтой. Пенсионный фонд РФ не в состоянии в полной мере удовлетворить материальные потребности населения.

В сложившейся ситуации приходит на помощь негосударственное пенсионное обеспечение, которое во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением в период работы, медицинским страхованием и т. п. Однако проблема современной пенсионной системы РФ состоит в недостаточности средств пенсионных резервов и накоплений, в связи с чем на первый план выходит задача повышения эффективности инвестиционной деятельности пенсионных фондов.

Негосударственный пенсионный фонд - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму.

Основные задачи НПФ заключаются в следующем:

- в повышении уровня пенсионного обеспечения населения;

- в развитии накопительных принципов формирования пенсий;

- в изменении отношения граждан и общества к формированию будущей пенсии;

- в содействии реализации принципа социальной ответственности российского бизнеса;

- в защите пенсионных резервов и накоплений от инфляции.

Работа НПФ в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд, так же, как и Пенсионный фонд РФ, аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.

В рамках деятельности по обязательному пенсионному страхованию НПФ формируют средства пенсионных накоплений. Эти средства НПФ обязан передать в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям для последующего их инвестирования. Причем законодательство РФ определяет как активы, в которые пенсионные накопления могут инвестироваться, так и структуру инвестиционного портфеля.

В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению НПФ формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. Самостоятельно

НПФ вправе размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, в ценные бумаги субъектов РФ, на банковские депозиты или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать управляющую компанию.

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров (в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке). Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

В РФ была проведена реформа, сущность которой состоит в переходе от распределительной системы к системе распределительно-накопительной.

При распределительной системе все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для текущих выплат пенсий пенсионерам. В современной пенсионной системе часть этих средств ежегодно переводится на личный накопительный счет, открытый каждому работающему в пенсионном фонде. Деньги с этого счета не тратятся на выплату текущих пенсий, а инвестируются в целях их преумножения. Управлять этими средствами и инвестировать их в целях преумножения и призваны управляющие компании.

Граждане в соответствии с пенсионной реформой имеют право:

1) оставить свои пенсионные сбережения в Пенсионном фонде РФ, т. е. в распоряжении государственной управляющей компании (Внешэкономбанк);

2) выбрать управляющую компанию, которая будет управлять пенсионными накоплениями;

3) перевести свои пенсионные накопления в НПФ по своему выбору.

Таким образом, стимулом для перевода накоплений гражданами в НПФ является доходность, предлагаемая клиентам. Негосударственный пенсионный фонд должен быть заинтересован в том, чтобы вкладчиков устраивала норма доходности, что влияет на уровень жизни после выхода на пенсию. Также нужно учитывать, что расходы фонда покрываются за счет дохода (не более 15 %) от размещения пенсионных накоплений. Поскольку НПФ - это некоммерческая организация, то все полученное вознаграждение НПФ будет направлять на совершенствование обслуживания, мотивацию

персонала и другие мероприятия по развитию деятельности и улучшению качества обслуживания.

Тем не менее статистические данные свидетельствуют о том, что граждане занимают все более активную позицию в планировании своего будущего качества жизни. По итогам 2010 г. количество клиентов НПФ превысило 10 млн чел. По данным Пенсионного фонда РФ, в 2010 г. было подано 3,9 млн заявлений о выборе управляющей компании или НПФ. 3,4 млн граждан перевели средства в НПФ из государственной системы пенсионных накоплений. Для сравнения: годом ранее таких граждан было 2,2 млн чел. Всего же у негосударственных фондов РФ насчитывается 11 млн клиентов. Динамика позитивная, однако в масштабах страны это по-прежнему цифры незначительные. Всего в настоящее время пенсионные накопления формируются у 71,6 млн россиян, что составляет лишь 15,3 % от общего числа работающих граждан1.

Что касается структуры резервов НПФ, то она определена на законодательном уровне, т. е. установлены границы различных активов, которые могут быть включены в резервы. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 N° 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» были определены структура резервов НПФ и соотношение основных ее частей.

Структура пенсионных резервов фонда должна соответствовать определенным требованиям (основные из этих требований представлены в табл. 1).

С точки зрения авторов, существующие требования не позволяют фонду или управляющей компании сильно диверсифицировать инвестиционный портфель. Так, доля вложений в государственные ценные бумаги в 70 % - излишне высокая, что несет определенный риск и не позволяет получать достаточного уровня доходности. То же самое можно сказать о вложениях в акции и паи ПИФов, а также в банковские депозиты. Целесообразно на законодательном уровне снизить максимальную долю вложений в указанные активы, так как в современных экономических условиях любые вложения в РФ обладают повышенным риском.

Следует отметить, что в I полугодии 2010 г. был осуществлен ряд правовых новаций, направленных на поддержание финансовой стабильности

1 URL: http://www.personalmoney.ru/pnwsinf.asp?id= 2011259.

Таблица 1

Нормативные соотношения активов и пенсионных резервов

Актив Соотношение активов и пенсионных резервов, %

Денежные средства, включая иностранную валюту, размещенные на банковских счетах и в депозитах Нет ограничений

Государственные ценные бумаги РФ Нет ограничений

Государственные ценные бумаги субъектов РФ 70

Муниципальные облигации

Облигации российских хозяйственных обществ

Акции российских открытых акционерных обществ

Ипотечные сертификаты участия 20

Суммарная доля инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (ПИФ) и акций акционерных инвестиционных фондов 50

Права на недвижимое имущество, обеспеченные ипотекой требования по кредитным договорам (договорам займа) или закладные 20

Суммарная доля ценных бумаг правительств иностранных государств, ценных бумаг международных финансовых организаций, акций и облигаций иност-ран-ных коммерческих организаций 30

Доля ценных бумаг одного эмитента 10

Суммарная доля ценных бумаг, эмитентами которых являются вкладчики фонда 5

Суммарная доля банковских депозитов и депозитных сертификатов российских банков 50

Доля банковских депозитов в одном банке 10

рынка небанковских финансовых посредников. В частности, были повышены законодательные требования к минимальному размеру уставного капитала страховых организаций и управляющих компаний, участвующих в управлении средствами ПИФов, пенсионными накоплениями и пенсионными резервами.

На инвестиционных возможностях ПИФов, НПФ и управляющих компаний, участвующих в управлении пенсионными накоплениями, благоприятно отразилось уточнение технического регламента операций с производными финансовыми инструментами. Для оптимизации контроля за

11%

17%.

Ш Пенсионные резервы ^ Пенсионные

накопления

72%

! Имущество для обеспечения уставной деятельности

Рис. 1. Структура пассивов негосударственных пенсионных фондов на 01.07.2010

деятельностью небанковских финансовых посредников, участвующих в системах негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, были уточнены некоторые полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и Минздравсоцразвития России в части надзора за деятельностью НПФ и управляющих компаний, а также защиты интересов участников систем. Были определены меры по предупреждению банкротства страховых организаций, НПФ и управляющих компаний, в том числе порядок разработки и реализации плана их финансового оздоровления, а также регламент работы временной администрации.

В I полугодии 2010 г. финансовые возможности НПФ повысились, но в сравнении с аналогичным периодом прошлого года преимущественно за счет взносов по негосударственному пенсионному обеспечению и средств, перечисленных из Пенсионного фонда РФ по обязательному пенсионному страхованию. Количество НПФ в рассматриваемом периоде сократилось до 159 ед., т. е. на 6 организаций, что стало следствием применения мер ФСФР России по оздоровлению рынка, а также активизации сделок по слияниям и поглощениям НПФ.

Структура пассивов НПФ представлена в виде диаграммы на рис. 1.

Необходимо отметить, что на рис. 1 не отражены такие обязательства, как полученные кредиты и займы и другие обязательства НПФ, так как в совокупности они составляют менее 1 %.

Также необходимо отметить тот факт, что суммарный объем собственного имущества НПФ в рассматриваемом периоде увеличился на 12,6 % и достиг 836,4 млрд руб. (за аналогичный период 2009 г. увеличение составило 12,5 %), а стоимость имущества для обеспечения уставной деятельности возросла на 5,1 % и достигла 99,7 млрд руб. (в I полугодии 2009 г. увеличение составило 7,3 %).

Негосударственное пенсионное обеспечение оставалось основным видом деятельности НПФ.

Суммарный объем пенсионных резервов в I полугодии 2010 г. возрос на 4,8 % и достиг 591,2 млрд руб. (за аналогичный период 2009 г. соответствующий показатель увеличился на 6,9 % и достиг 495,1 млрд руб.). По состоянию на 01.07.2010 удельный вес этих средств в структуре пассивов НПФ составил 71,7 %.

Необходимо представить рейтинг крупнейших НПФ по объему пенсионных резервов в управлении (табл. 2).

На основании представленного рейтинга можно сделать вывод, что к числу наиболее крупных НПФ относятся в основном фонды топливно-энергетического комплекса.

Количество участников НПФ по программам негосударственного пенсионного обеспечения на 01.07.2010 оставалось невысоким - 8,9 % экономически активного населения, что свидетельствует о сохранении низкой популярности негосударственного пенсионного обеспечения среди населения. Динамика количества участников НПФ в I полугодии 2010 г. была разнонаправленной, но в целом за анализируемый период наблюдался прирост на 22,6 тыс. чел.

В I полугодии 2010 г. деятельность НПФ по обязательному пенсионному страхованию по-прежнему развивалась более интенсивно, чем по негосударственному пенсионному обеспечению. Суммарный объем пенсионных накоплений в НПФ увеличился на 84 % и достиг 142 млрд руб. (за аналогичный период 2009 г. темп прироста составил 89,4 % и достиг 67,3 млрд руб.). Количество участников обязательного пенсионного страхования в

Таблица 2

Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды в РФ на 01.07.2010

Фонд Пенсионные резервы, млн руб. Доля на рынке, %

НПФ «ГАЗФОНД» 277 924 45,41

НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 125 380 20,49

НПФ «Транснефть» 25 670 4,19

НПФ Электроэнергетики 23 229 3,8

Ханты-Мансийский НПФ 22 409 3,66

НПФ «Телеком-Союз» 13 520 2,21

НПФ «ЛУКОИЛ_ГАРАНТ» 12 504 2,2

НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 9 042 2,04

НПФ «Норильский никель» 8 027 1,48

Национальный НПФ 8 027 1,31

Источник: ЦКЬ: http://npf.mvestfunds. ru/ratmgs/6/.

32%

НПФ возросло на 28,7 % и достигло 7,3 млн чел. Отчасти этому способствовали сравнительно высокие результаты инвестиционной деятельности по размещению пенсионных накоплений. За I полугодие 2010 г., по оценкам экспертов, диапазон варьирования доходности НПФ по программам обязательного пенсионного страхования составил от 13 до 25 % годовых. Структура активов НПФ на 01.07.2010 представлена на рис. 2.

Следует отметить, что в строку «Прочие активы» включены: займы предоставленные (0,16 %), нефинансовые активы (0,91 %) и другие активы. Суммарная стоимость активов НПФ за I полугодие 2010 г. увеличилась на 12,3 %, причем наибольший темп прироста (7,2 %) был зафиксирован в I квартале.

Вложения НПФ в банковскую систему в I полугодии 2010 г. возросли на 22,6 %, что привело к увеличению их доли в суммарном объеме вложений на 2,6 п. п. и достижению отметки в 30,2 %. Объем вложений в другие финансовые организации увеличился на 0,1 %, но их удельный вес в суммарном объеме вложений снизился на 3,6 п. п. и достиг отметки в 29,8 %. Абсолютный прирост вложений в сектор нефинансовых организаций за I полугодие 2010 г. в 5 раз превысил аналогичный показатель за I полугодие 2009 г. В результате, в структуре вложений НПФ доля нефинансовых организаций была преобладающей и составляла 35,2 %. В структуре вложений НПФ в нефинансовый сектор экономики удельный вес акций и других форм участия в капитале на 01.07.2010 составил 56,6 %. В I полугодии 2010 г. объем таких вложений увеличился на 18,4 % (в I полугодии 2009 г. он сократился на 4,3 %).

Кроме того, в анализируемом периоде НПФ активно инвестировали средства в долговые ценные бумаги нефинансовых организаций (темп прироста таких вложений составил 23 %, а их доля на 01.07.2010 превысила 43 %).

В структуре вложений НПФ в банковскую систему доминируют депозиты. В I полугодии 2010 г. объем вложений НПФ в банковские депозиты увеличился на 18,7 %. Однако вследствие опережающих темпов прироста вложений в долговые ценные бумаги банков (49,4 %) доля депозитов снизилась по сравнению с началом 2010 г. на 2,5 п. п. (до 76,3 %).

Необходимо отметить, что пенсионные фонды могут заключать договора с управляющими

4%

40%

24%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕЗ Акции и другие формы участия в капитале

□ Денежные средства и депозиты

0 Вложения в долговые ценные бумаги

^ Прочие активы

Рис. 2. Активы негосударственных пенсионных фондов на 01.07.2010

компаниями - профессиональными участниками фондового рынка. Суммарный объем пенсионных накоплений в компаниях, участвующих в управлении пенсионными накоплениями, в I полугодии 2010 г. увеличился на 50 % и достиг 743,2 млрд руб. В частных негосударственных управляющих компаниях темп прироста пенсионных накоплений был в 2,4 раза ниже, чем в государственной корпорации — Внешэкономбанк. В результате, доля частных управляющих компаний в совокупном объеме пенсионных накоплений сократилась на 0,6 п. п. (до 2,4 %) на 01.07.2010.

Суммарный объем вложений управляющих компаний в ценные бумаги в анализируемом периоде увеличился на 15,2 % и достиг 15 млрд руб. Доля акций в структуре портфеля ценных бумаг почти не изменилась, составив 30,2 %. Удельный вес облигаций российских эмитентов повысился на 9,1 п. п. (до 48,5 %), а доля государственных ценных бумаг сократилась на 12 п. п. (до 3,3 %).

Портфель государственных ценных бумаг Внешэкономбанка, состоящий из облигаций федерального займа, в I полугодии 2010 г. увеличился на 35,6 % (до 1,1 млрд руб.). Расширенный портфель Внешэкономбанка возрос на 28,4 % (до 518,4 млрд руб.) в основном за счет вложений в корпоративные облигации и государственные сберегательные облигации. В результате, доли этих ценных бумаг в структуре расширенного портфеля увеличились.

По итогам I полугодия 2010 г. подавляющее большинство управляющих компаний, участвующих в управлении пенсионными накоплениями, продемонстрировали положительную доходность. Их доходность составляла от 0,1 до 25,4 % годовых. Доходность портфеля государственных ценных бумаг Внешэкономбанка составила 11,7 % годовых, а доходность расширенного портфеля - 9,8 % годовых.

Таким образом, можно сделать вывод, что наименьшую доходность получил Пенсионный фонд РФ (11,7 % по государственным ценным бумагам),

хотя в общем доходность Внешэкономбанка как управляющей компании ПФР осталась отрицательной, а наибольшую доходность получили НПФ (от 13 до 25 %) 2.

В 2010 г. вступили в силу изменения в пенсионном законодательстве РФ, предусматривающие возврат от единого социального налога к страховым взносам в систему обязательного пенсионного страхования. Также существенно были модернизированы условия, размеры и порядок установления трудовых пенсий. В этих условиях на первый план при выработке дальнейших шагов по развитию пенсионного законодательства выходят вопросы совершенствования и укрепления накопительного компонента пенсионной системы.

Целью второго этапа модернизации пенсионного законодательства, рассчитанного на период 2011-2023 гг., является определение способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого роста пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан, как на добровольной, так и на обязательной основе для повышения их материальной обеспеченности в старости до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров.

Накопительный компонент пенсионной системы реализуется в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого НПФ на основе договорных отношений с середины 1990-х гг., а также в рамках обязательного пенсионного страхования на основе публичного права с 2002 г. С 2008 г. граждане получили право добровольно уплачивать дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии при паритетном софинан-сировании обязательных пенсионных накоплений со стороны государства, а также при возможном софинансировании со стороны работодателя.

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» определил деятельность по негосударственному обеспечению в качестве исключительного вида деятельности негосударственных пенсионных фондов, признанных особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения. Законодательно были закреплены понятия, сложившиеся в системе, права и обязанности фондов, их вкладчиков и участников. При введении обязательного накопительного компонента фонды были признаны страховщиками по обязательному

2 URL: http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/nbfi/Fin-posr-2010-1.pdf.

пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ.

В настоящее время каждый человек имеет право выбора, где хранить свои пенсионные накопления (в Пенсионном Фонде РФ, НПФ или выбрать компанию, управляющую средствами в Пенсионном фонде РФ).

Естественно, возникает вопрос о сравнительных преимуществах. Поскольку направления вложения средств и допустимая структура портфеля одинаковы и поскольку управлять средствами пенсионных накоплений будут в обоих случаях одни и те же организации (управляющие компании, победившие в конкурсе), то ожидать кардинальных различий в величине инвестиционного дохода не приходится.

Однако чистая доходность для застрахованного лица при прочих равных условиях будет выше при работе с управляющей компанией, так как при передаче средств в управляющую компанию застрахованное лицо будет нести бремя расходов по оплате услуг и компенсации затрат только самой компании (до 10 % от полученного дохода и до 1,1 % от среднегодовой стоимости чистых активов). А при работе с НПФ вначале за счет средств пенсионных накоплений уплачивается вознаграждение управляющей компании и спецдепозитарию и покрываются их необходимые расходы (по тем же тарифам), а затем от оставшегося инвестиционного дохода еще до 15 % имеет право забрать сам НПФ на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда.

Таким образом, НПФ должны предложить либо высокую надежность, либо какие-то другие преимущества. К последним можно отнести:

- возможность добавочной диверсификации рисков своего портфеля за счет использования услуг нескольких разных управляющих компаний;

- большую степень персонифицированности отношений за счет заключения договора с застрахованным лицом и открытия ему индивидуального счета;

- возможность предоставлять застрахованному лицу больший объем информации и с большей частотой, чем это будет делать ПФР при работе через управляющую компанию;

- большую «клиентоориентированность», которая выражается в наличии опыта работы с гражданами, клиентских служб, филиальных сетей.

Данные конкурентные преимущества позволяют НПФ устойчиво развиваться, привлекая новых клиентов. В то же время следует отметить ряд

проблем, негативно влияющих на эффективность их инвестиционной деятельности, которые можно объединить в три группы:

- проблемы законодательного характера;

- проблемы организационно-информационного характера;

- проблемы внутреннего характера.

Как показывает проведенное исследование, до настоящего момента существуют пробелы в действующем законодательстве о НПФ, и одна из них — это отсутствие реальных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений.

Значительная часть застрахованных лиц полагает, что средства пенсионных накоплений находятся в государственном пенсионном фонде, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет РФ. Для выплаты из Пенсионного фонда РФ эти нормы работать будут независимо от реального объема средств пенсионных накоплений, которыми обеспечена такая выплата по результатам деятельности управляющих компаний (включая возможность потери средств накоплений (частично или полностью) вследствие банкротства компании). Правовой механизм компенсации недостатка средств пенсионных накоплений из федерального бюджета отсутствует. Единственный механизм субсидиарной ответственности, который может «заработать», хотя он и не предусмотрен законодательством - это продолжение выплаты назначенной накопительной части трудовой пенсии полностью за счет средств федерального бюджета, когда средства накоплений, предназначенные для выплаты, будут полностью исчерпаны.

Для гарантирования выплат из НПФ такой «механизм» едва ли когда-нибудь может быть применен. В лучшем случае может быть принято специальное решение об исполнении обязательств негосударственного пенсионного фонда Пенсионным фондом РФ, разумеется, после лишения частной организации дальнейших прав по осуществлению деятельности по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

Система пенсионного обеспечения в РФ считалась надежной до тех пор, пока в 2009 г. не был признан банкротом Хакасский НПФ. Это произошло по причине нерациональной структуры инвестиционного портфеля фонда в период финансового кризиса. С тех пор в законодательных и профессиональных кругах активно обсуждаются механизмы сохранности пенсионных накоплений, но проблема все еще остается актуальной.

В законодательстве отсутствуют реальные механизмы гарантий сохранности и возвратности средств пенсионных накоплений, которые бы позволяли контролирующим органам на ранней стадии выявлять несоответствие обязательств активам, приостанавливать действие лицензий, запрещать застрахованным лицам на период приостановления действия лицензий совершать действия по фиксации убытка (переводу средств в другие организации), а фондам - страховать риск отзыва лицензии (по аналогии со страхованием банковских вкладов), при котором средства пенсионных накоплений должны быть срочно переданы другому страховщику и покрыт их дефицит.

Для решения данной проблемы представляется целесообразным ввести специальный вид гражданско-правового страхования на случай утраты пенсионных накоплений, сформированных в пользу граждан, участие в котором накопительных пенсионных фондов и нанимаемых ими управляющих компаний носило бы обязательный характер. Принципиально важным моментом для перехода на такое обязательное страхование должно являться то обстоятельство, что уплата соответствующих страховых премий будет производиться не из средств пенсионных накоплений, а за счет собственных средств накопительных пенсионных фондов и управляющих компаний, изъявивших желание работать на рынке пенсионных накоплений.

Другим альтернативным вариантом решения рассматриваемой проблемы является формирование гарантийных фондов, находящихся в ведении саморегулируемых организаций, объединяющих все накопительные пенсионные фонды и управляющие компании, участвующие в пенсионной программе. Однако для реализации данного варианта необходимо создать правовые основания для создания саморегулируемых организаций в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и наделить их необходимой компетенцией и полномочиями.

Будет способствовать решению данной проблемы и законопроект, устанавливающий новые правила банкротства финансовых небанковских организаций. Автор проекта - Минэкономразвития России считает, что действующий закон о банкротстве не в полной мере учитывает особенности страховщиков, управляющих компаний, НПФ.

Определенные проблемы создают также и некоторые случаи в практике деятельности пенсионных фондов, когда законодатель задерживает принятие важных актов, тем самым не только при-

чиняя убытки НПФ, но и ставит под сомнение сам факт одинаково положительного отношения как к Пенсионному фонду РФ, так и к негосударственным пенсионным фондам.

Следующая группа проблем - это проблемы организационно-информационного характера. Усложнение задач, выполняемых НПФ, требует ужесточения контроля за их деятельностью со стороны уполномоченного федерального органа, для чего ему следует предоставить права: на аннулирование лицензии НПФ; на введение внешнего управления и назначение конкурсного управляющего на период проведения ликвидации фонда в случае обнаружения грубых нарушений в его деятельности.

Исследователи сходятся во мнении о недостаточности информационного освещения пенсионной реформы и деятельности НПФ. Следствием является недостаточная правовая пенсионная грамотность как населения, так и структур, участвующих в реализации пенсионной реформы. Одной из проблем является отсутствие знаний у молодого поколения в отношении вопросов функционирования пенсионной системы. Поэтому нужна четкая пропагандистская компания, направленная на всех участников пенсионной реформы.

К проблемам внутреннего характера можно отнести вопросы урегулирования и предотвращения возникновения конфликта интересов, условий, при которых возможно возникновение конфликта интересов фонда, а также отдельных его должностных лиц и сотрудников в процессе осуществления деятельности. Конфликт интересов фонда может возникнуть в случаях, когда фонд имеет материальную выгоду в процессе осуществления деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, не соответствующую интересам застрахованных лиц, в том числе:

а) если средства пенсионных накоплений инвестированы в ценные бумаги, выпущенные учредителями или вкладчиками фонда, либо средства пенсионных накоплений размещены на счета или в депозиты в кредитных организациях, являющихся учредителями или вкладчиками фонда;

б) если средства пенсионных накоплений инвестированы в ценные бумаги, в которые размещается имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда.

Конфликт интересов отдельных должностных лиц или сотрудников фонда может возникнуть в случаях, когда должностное лицо или сотрудник

фонда имеет материальную или личную выгоду в процессе исполнения служебных обязанностей, связанных с обеспечением деятельности фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, по мнению авторов, для успешного функционирования НПФ необходимо принять следующие меры:

1) усилить контроль за соблюдением принципов инвестирования пенсионных резервов, их дифференциацией;

2) стимулировать НПФ к заключению договоров с различными управляющими компаниями в целях уменьшения рисков при размещении средств пенсионных резервов и накоплений;

3) более детально проработать нормативно-правовые акты, регулирующие процедурные вопросы и требования к инвестированию и повышению финансовой устойчивости НПФ;

4) разработать действенные финансовые механизмы гарантирования пенсионных накоплений;

5) обеспечить информирование граждан о функционировании пенсионных механизмов в доступной форме.

Безусловно, эти мероприятия представляют далеко не полный перечень вопросов, решение которых требуется для повышения эффективности инвестиционной деятельности НПФ и пенсионной системы в целом, но они должны быть первоочередными в достижении достойного уровня жизни российских пенсионеров.

Список литературы

1. Аналитическое обозрение: небанковские финансовые посредники (I полугодие 2010 г.). URL: http:// www.cbr.ru/analytics/fin_r/nbfi/Fin-posr-2010-1.pdf.

2. Интернет-журнал «Личные Деньги». URL: http:// www. personalmoney. ru.

3. Инвестиционные фонды. Группа Cbonds. URL: http://npf.investfunds.ru/ratings/6/.

4. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 11.07.2011).

5. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. 11.07.2011).

6. Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 № 63 (ред. от 04.03.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.