Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов'

Инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ФИНАНСОВЫЙ / ПОСРЕДНИК / РЕЗЕРВ / ИНВЕСТИЦИЯ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сетченкова Л. А.

В статье выделена специфика инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов. Охарактеризованы возможности и потенциал негосударственных пенсионных фондов по привлечению в инвестиционную сферу средств предприятий и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал негосударственных пенсионных фондов»

УДК 330.322:35.087.431.3(045)

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

л. а. сетченкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиционного менеджмента

E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации

В статье выделена специфика инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Охарактеризованы возможности и потенциал негосударственных пенсионных фондов по привлечению в инвестиционную сферу средств предприятий и населения.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, финансовый, посредник, резерв, инвестиция, инвестирование, процесс.

В предлагаемой статье будут рассмотрены негосударственные пенсионные фонды как институты коллективного инвестирования, позволяющие вкладчикам достичь помимо социальной цели — негосударственного пенсионного обеспечения и увеличения государственной пенсии — определенных инвестиционных целей, а именно: обеспечить определенный уровень доходности вложений, контролировать их рискованность, устанавливать для себя срочность и, соответственно, возможную ликвидность вложений. Привлекая средства вкладчиков, как физических, так и юридических лиц, фонды располагают определенными инвестиционными ресурсами и могут являться важными и крупными участниками инвестиционного процесса в стране.

Пенсионные фонды и компании, управляющие их активами, являются важными институциональными инвесторами в целом ряде стран: США, Великобритании, Нидерландах, Ирландии и др. По данным исследования, проведенного Citibank, на фондовом рынке США около 1/4 общего объема

инвестиций приходится на негосударственные пенсионные фонды.

Значительный удельный вес НПФ как инвестора на финансовом рынке, а также тот факт, что в некоторых странах негосударственным пенсионным фондам предоставлены льготы при налогообложении как в отношении привлеченных активов, так и в отношении доходов от инвестирования (к примеру, НПФ в Великобритании полностью освобождены от налогообложения), обусловливают пристальный интерес, проявляемый государственными органами стран к деятельности пенсионных фондов. Это вполне объяснимо:

• наличие развитой системы институтов сферы дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения позволяет снизить государственное бремя по социальной защите населения;

• в масштабе экономики страны привлечение средств негосударственными пенсионными фондами обеспечивает прирост накоплений и сокращение текущего потребления. Негосударственные пенсионные фонды по

причине долгосрочного характера накопления активов предполагают возможности осуществления инвестиций на длительный период, в связи с чем период инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов в развитых странах может достигать 40—60 лет. Кроме того, аккумулируемые НПФ активы инвестируются в финансовые инструменты на долгосрочной основе, поэтому они изымаются из текущего оборота, обеспечивая снижение спекулятивного спроса на финансовом рынке.

Система негосударственных пенсионных фондов действует в РФ свыше 15 лет. На данный момент на рынке функционирует около 160 НПФ. Дадим более подробную характеристику деятельности негосударственных пенсионных фондов в России и проанализируем их инвестиционные возможности.

В соответствии с российским законодательством негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

• негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда в соответствии с договорами, которое осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, их размещение, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;

• деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании включает в себя аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;

• деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем предполагает аккумулирование, инвестирование, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий и регулируется федеральным законом [1]. Инвестирование средств фонда рассматривается как составная часть любого из указанных направлений деятельности, которая обеспечивает возможность выполнения взятых обязательств.

Поскольку пенсионный фонд обязуется выплачивать негосударственные пенсии (как правило, в течение длительного периода времени и чаще всего с отсрочкой выполнения — в зависимости от накопительного периода каждого участника) и софинансировать накопительную часть негосударственных пенсий, инвестирование активов

фонда призвано обеспечить будущее выполнение обязательств в достаточном размере. Поэтому основной целью НПФ при инвестировании пенсионных резервов и пенсионных накоплений можно считать достижение их прироста ради будущего обеспечения выполнения фондом принятых на себя обязательств.

Именно прирост активов фонда является важнейшим фактором его стратегического развития. Этот прирост понимается как увеличение балансовой стоимости средств, привлеченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, на величину инвестиционного дохода. Стабильная работа в течение длительного периода, высокие темпы роста активов, выполнение обязательств в установленном (или превышающем запланированный) объеме — это залог хорошего развития, устойчивости, процветания фонда, привлечения большего количества вкладчиков. Такое учреждение не может не вызывать к себе интереса и как инвестор.

Для обеспечения платежеспособности по обязательствам фонд формирует пенсионные резервы, по обязательствам перед застрахованными лицами — пенсионные накопления.

Основной источник финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование для выполнения задач фонда, представляют собой пенсионные резервы, формируемые за счет взносов вкладчиков и получаемого инвестиционного дохода.

Пенсионные взносы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения являются составной частью пенсионных резервов и предназначены для осуществления будущих выплат негосударственных пенсий, поэтому их прирост является неотъемлемой частью деятельности НПФ для обеспечения выполнения обязательств (рис. 1).

Взносы вкладчиков (физических и юридических лиц) можно охарактеризовать с позиции их влияния на величину инвестируемых средств. Поскольку юридические лица, как правило, уплачивают в фонд взносы с целью будущего пенсионного обеспечения своих сотрудников (всего коллектива или какой-то его части по решению работодателя), то средства частных индивидуальных вкладчиков, естественно, носят менее масштабный характер. Поэтому пенсионные фонды, работающие преимущественно с юридическими лицами (корпоративные), получают в свое распоряжение крупные денежные суммы в относительно короткие сроки (что обусловлено условиями договора о негосударственном пенсионном обеспечении меж-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

Вкладчик Пенсионные взносы НПФ Участник

Пенсионные выплаты

Пенсионные резервы

Переданные средства + доход от их инвестирования

Управляющая компания

Рис. 1. Характеристика деятельности негосударственного пенсионного фонда

или через управляющую компанию на основании договоров доверительного управления, используя при этом более широкий круг объектов.

Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Существует ряд нормативно установленных требований к структу-

ду фондом и вкладчиком), в то время как фонды, ориентирующиеся на индивидуальных вкладчиков (открытые), зачастую накапливают в течение некоторого периода определенную сумму для передачи в управление. При этом необходимо иметь в виду, что и в том, и в другом случае большое значение имеют масштабы деятельности фонда.

Пенсионные резервы, пенсионные накопления и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуют собственное имущество НПФ. Согласно законодательству фонд должен иметь значительную сумму средств в качестве имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, — с 01.07.2009 эта сумма должна составлять не менее 50 млн руб. [1].

Размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений осуществляются с обеспечением их сохранности, доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей с учетом надежности входящих в них объектов инвестирования. Процесс инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений предполагает его информационную открытость для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц и прозрачность для контролирующих органов [1].

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Средства пенсионных резервов НПФ в России могут размещать самостоятельно в ряд активов (государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ)

ре размещенных пенсионных резервов [3]. Назовем некоторые из них:

• не более 80 % пенсионных резервов могут составлять суммарные доли государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных облигаций, российских корпоративных облигаций, банковских депозитов и депозитных сертификатов отечественных банков;

• не более 70 % — суммарная доля акций российских открытых акционерных обществ; доля инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;

• не более 20 % — доля ипотечных сертификатов. Существуют ограничения на вложения в отдельные объекты инвестирования. Например, доля ценных бумаг одного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов РФ и акций акционерных инвестиционных фондов, может составлять не более 15 % пенсионных резервов.

Таким образом, в настоящее время существует достаточно широкий круг объектов инвестирования (значительно увеличенный по сравнению с перечнем таких активов, действовавшим в 1995— 2005 гг.), разрешенных для размещения пенсионных резервов НПФ. Использование различных вариантов размещения средств, а также состава и структуры инвестиционных портфелей дает негосударственным пенсионным фондам возможности наиболее полно реализовать свои инвестиционные цели, в том числе участвовать в реализации инвестиционных программ российских предприятий.

Обобщая проведенный анализ, нужно отметить, что специфика функционирования негосударственного пенсионного фонда как финансового посредника социальной направленности

накладывает отпечаток на его инвестиционную деятельность. В связи с этим отличительной чертой размещения активов пенсионных фондов является стремление сохранить привлеченные средства и защитить их от инфляции.

Учитывая особенности инвестиционной деятельности НПФ, было бы целесообразно обеспечить со стороны государства условия для размещения средств пенсионных фондов в высокозначимые инвестиционные программы. Анализ существующих нормативных документов, регулирующих деятельность системы дополнительного пенсионного обеспечения, показывает практически полное отсутствие положений, способствующих стимулированию инвестиционной деятельности пенсионных фондов. В качестве системы таких мер может рассматриваться, например, государственное страхование рисков инвестиций.

Законом «О негосударственных пенсионных фондах» предусматривается возможность страхования для обеспечения дополнительных гарантий исполнения обязательств фондов перед участниками. Кроме того, предусмотрена возможность создания объединенных гарантийных фондов и участия в обществах взаимного страхования [1].

Среди принципиальных и достаточно реалистичных подходов к проблеме надежности НПФ в современной социально-экономической обстановке следует выделить, с точки зрения автора, следующие:

• страхование средств вкладчиков на случай стихийных и злоумышленных действий;

• страхование пенсионных выплат и недвижимости НПФ;

• взаимное страхование НПФ, объединяющихся с этой целью (создающих межфондовый резервный фонд);

• создание собственного резервного фонда в определенном соотношении с уставным фондом (например, 1:1).

Выбор конкретного варианта страхования зависит от возможностей и целей отдельно взятого НПФ. При этом необходим тщательный подход при выборе страховой компании. Идеальным вариантом, в том числе и для государства, было бы государственное страхование.

Покажем, какие существует возможности и преимущества размещения средств в системе НПФ для их вкладчиков.

Негосударственные пенсионные фонды являются финансовыми институтами наряду с банками, паевыми и инвестиционными фондами, инвести-

ционными и отчасти страховыми компаниями. В основе деятельности этих организаций лежит привлечение средств вкладчиков, инвестирование для получения максимального дохода, распределение полученной прибыли вкладчикам или иным лицам, назначенным вкладчиками.

Взаимодействие вкладчика с любым финансовым институтом осуществляется на основе добровольного договора. Особенностью договора о негосударственном пенсионном обеспечении является то, что инвестированные средства вкладчика, которым может являться как физическое, так и юридическое лицо, выплачиваются только физическим лицам, достигшим пенсионного возраста или приобретающим право на получение пенсии по другим законным основаниям. В то же время законом прямо предусмотрено право вкладчика на расторжение договора и получение им так называемой выкупной суммы, которая представляет собой совокупность внесенных вкладчиком взносов, увеличенную на начисленный за период действия договора инвестиционный доход.

НПФ имеет максимально возможные льготы по налогообложению. И только НПФ законодательно освобождены от уплаты налога на прибыль по доходам от размещения пенсионных резервов. Это не временная льгота, а закрепленное федеральными законами право фондов.

Обратим внимание на одну особенность взносов юридических лиц в пенсионные фонды. Их нельзя рассматривать как расходы, уменьшающие возможности для производительных инвестиций работодателя. Напротив, поскольку инвестирование активов является одной из составляющих деятельности НПФ, привлеченные средства направляются на инвестиции. Собственниками таких опосредованных через фонд инвестиций оказываются уже участники фонда, в пользу которых уплачиваются пенсионные взносы. Иначе говоря, происходит смена собственника инвестиций, но не сокращение их объема.

НПФ осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность в рамках сметы подобно бюджетным организациям, причем на покрытие сметы фонд имеет право направлять не более 15 % инвестиционного дохода. Вся оставшаяся часть инвестиционного дохода распределяется вкладчику.

Деятельность НПФ более прозрачна, чем у его инвестиционных конкурентов, так как фонд является некоммерческой организацией и на него распространяется действие Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организа-

ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА

проблемы и решения

циях». В соответствии с этим «размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размере и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда... не могут быть предметом коммерческой тайны». Это позволяет каждому вкладчику проконтролировать расходы фонда по обслуживанию договора и рассчитать выкупную сумму, которую он получит при расторжении договора.

Договор с НПФ обычно заключается на неопределенный срок. Поэтому, например по сравнению с договором банковского вклада, он может быть расторгнут в любое время, и никаких финансовых санкций со стороны фонда, связанных с досрочным расторжением, не будет. Это для вкладчика создает определенные преимущества. Ради объективности следует указать, что фонд начисляет вкладчику инвестиционный доход, как правило, один раз в год.

Что касается вопроса о степени риска вложения своих средств, то и в этом НПФ также занимает лидирующее место среди других финансовых институтов. Деятельность НПФ лицензируется и поэтому контролируется: ежемесячно Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России) и ежедневно — независимым депозитарием. Фонды обязаны ежегодно публиковать отчет о своей деятельности. Помимо этого закон обязывает НПФ создавать попечительские советы. Они образуются из лиц, вложивших денежные средства в фонд. Члену попечительского совета любая информация о деятельности НПФ представляется по первому требованию.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в настоящее время в России функционирует около

160 негосударственных пенсионных фондов, и основные показатели их деятельности за отчетный период доступны любому заинтересованному потенциальному вкладчику. Прозрачность деятельности НПФ — главная его особенность как финансово-инвестиционной структуры.

Таким образом, НПФ является финансовым институтом социальной

600л

500

400

300

200

100

0

направленности, который имеет ряд преимуществ по сравнению с другими организациями на рынке коллективных инвесторов и позволяет вкладчикам и участникам реализовывать одновременно как инвестиционные, так и социальные цели. Поэтому можно утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации реально сложился особый некоммерческий институт социально-финансовой направленности в виде негосударственных пенсионных фондов, который специализируется на негосударственном пенсионном обеспечении и строит свою деятельность на накопительных принципах.

Институт этот социально востребован — по состоянию на 01.07.2010, свыше 6,8 млн чел. являются участниками пенсионных фондов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, свыше 7,3 млн чел. — по договорам пенсионного страхования, пенсионные резервы НПФ превышают 591,2 млрд руб., пенсионные накопления — 142 млрд руб.; имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ, оценивается в 99,7 млрд руб. [3].

Характеристика деятельности российских НПФ приведена на рис. 2.

Можно заметить, что за рассмотренный период финансовые показатели деятельности НПФ (пенсионные резервы, пенсионные накопления, пенсионные выплаты) увеличились, при этом сумма пенсионных выплат занимает незначительную долю в общей сумме пенсионных резервов. Общий инвестиционный потенциал НПФ, исходя из суммарной стоимости пенсионных резервов и пенсионных накоплений, составляет в настоящее время свыше 733 млрд руб., и эти средства фонды могут вкладывать в долгосрочные объекты инвес-

□ Количество действующих НПФ

Ш Пенсионные накопления, млрд руб.

Ш Пенсионные резервы, млрд руб.

■ Пенсионные выплаты, млрд руб.

01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.07.2010

Источник: составлено автором по данным [2].

Рис. 2. Характеристика деятельности НПФ в РФ

тирования, так как выплаты негосударственных пенсий и требуемые для этого ликвидные вложения пока составляют незначительную часть пенсионных резервов.

Между тем видно, что общее количество действующих НПФ сократилось — до 160 по состоянию на 01.07.2010. Сокращение институтов на рынке негосударственного пенсионного обеспечения связано с ужесточением лицензионных требований и с процессами слияний и присоединений фондов. Новые требования к размеру имущества для обеспечения уставной деятельности вступили в действие 01.07.2009. Теперь минимальный размер имущества должен составлять не менее 50 млн руб.

Таким образом, можно говорить о появлении в РФ крупного финансового посредника, успешно

выполняющего задачи аккумулирования средств населения, обладающего в силу специфики своей деятельности значительным инвестиционным потенциалом и в качестве коллективного инвестора направляющего привлеченные средства на финансирование российской экономики.

Список литературы

1. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

2. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. URL: http://www.fcsm. га/.

3. Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением: утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 № 63.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.