Пенсионная реформа
институциональные основы развития негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны
н.н. НЕЛЮБОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита
Г.В. ВИРАБЯН Волгоградский государственный университет
Реформирование пенсионной системы в условиях становления рыночной экономики в России в качестве основной составляющей включает замену принципа «солидарности поколений» на накопительно-инвестиционный принцип и внедрение новых финансовых институтов, альтернативных, дополнительных к государственной системе форм пенсионного обеспечения — негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Реформа пенсионного обеспечения России предусматривает постепенное увеличение роли дополнительного пенсионного обеспечения и определяет ведущую роль за негосударственными пенсионными фондами, основанными на принципе капитализации пенсионных резервов. Переоценить роль НПФ трудно, поскольку с их помощью обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда, что актуально для 38,5 млн пенсионеров1.
Негосударственный пенсионный фонд — некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда (п. 1 ст. 2 ФЗ от 07.05.1998 № 75 «О негосударственных пенсионных фондах») 2.
Негосударственный пенсионный фонд определяется как специальная организационно-пра-
1 Волоховская А. Пенсионные капиталисты // Бухгалтер и компьютер. № 2-2005. С. 22 - 34.
2 Викулин А. Ю, Узденов Ш. Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов // М.: Дело, 2002. - С. 102.
вовая форма некоммерческой организации, основными видами деятельности которой являются следующие:
• добровольное пенсионное страхование участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
• обязательное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и с договорами об обязательном пенсионном страховании;
• профессиональное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ и договорами о профессиональных пенсионных схемах. Деятельность НПФ существенно различается
по направлениям добровольного и обязательного пенсионного страхования. Так, в качестве страховщика по добровольному пенсионному страхованию фонд выполняет следующие функции:
• аккумулирование страховых пенсионных взносов;
• размещение накопленных пенсионных резервов;
• учет пенсионных обязательств фонда перед застрахованными лицами;
• назначение негосударственных пенсий участникам фонда;
• выплата негосударственных пенсий участникам фонда.
Деятельность фонда в качестве страховщика по добровольному профессиональному страхованию предусматривает:
• аккумулирование средств пенсионных накоплений;
• инвестирование средств пенсионных накоплений;
• учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц;
• назначение профессиональных пенсий застрахованным лицам в соответствии с ФЗ;
• выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам в соответствии с ФЗ. Деятельность фонда в качестве страховщика по
обязательному пенсионному страхованию (накопительная часть трудовой пенсии) включает в себя:
• аккумулирование средств обязательных пенсионных накоплений;
• организацию инвестирования средств этих пенсионных накоплений;
• учет средств этих пенсионных накоплений застрахованных лиц;
• назначение накопительной части трудовой пенсии застрахованным;
• выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным.
При этом каждый вид деятельности НПФ осуществляется полностью независимо один от другого на основании договора о пенсионном страховании. Порядок и условия исполнения фондом своих обязательств по добровольному пенсионному страхованию определены в пенсионных правилах НПФ. Это исходная база для формирования условий пенсионных договоров.
Собственное имущество НПФ подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда; пенсионные резервы; пенсионные накопления.
Законом строго регламентирована структура источников этого имущества, так как предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 % суммы взноса, дохода НПФ от использования, в том числе размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
Негосударственный пенсионный фонд для обеспечения собственной платежеспособности перед участниками фонда обязан формировать пенсионные резервы, включающие необходимый объем ресурсов на покрытие пенсионных обязательств и страховой резерв, формируемый для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед своими участниками (брокеры, кредитные организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений).
Исходя из рассмотренных выше институциональных основ, деятельность НПФ имеет ряд
организационных и экономических особенностей, которые накладывают определенные требования к их текущей деятельности и к методам их государственного регулирования.
Поскольку НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то для осуществления своей деятельности величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда ФЗ № 14 от 2003 г. установлена в следующих размерах:
• с 1 января 2003 г. — не менее 3 млн руб.;
• с 1 января 2005 г. — не менее 30 млн руб.;
• с 1 июля 2009 г. — не менее 50 млн руб.
В целях перманентного контроля финансовой обеспеченности долгосрочных пенсионных обязательств и их соответствия накопленным пенсионным правам застрахованных в НПФ лиц по обязательным и добровольным видам пенсионного страхования деятельность НПФ подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное оценивание включает:
1) анализ исполнения финансовых функций фонда;
2) долгосрочный прогноз основных параметров деятельности фонда;
3) оценку финансовой сбалансированности (обеспеченности) обязательств фонда перед застрахованными;
4) выработку требований по поддержанию финансовой устойчивости бюджета НПФ по текущим пенсионным обязательствам;
5) разработку рекомендаций по обеспечению финансовой стабильности бюджета НПФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Результатом актуарного оценивания служит актуарное заключение, включающее в себя количественную характеристику принятых конкретным НПФ долгосрочных финансовых обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, характеристику стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, а также конкретные предложения по обеспечению финансовой сбалансированности бюджета НПФ.
Помимо актуарного оценивания финансовой обеспеченности накопленных пенсионных обязательств, все фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку своей текущей финансово-бухгалтерской деятельности.
Средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии
с положениями Федерального закона № 111-ФЗ3. Структура инвестиционного портфеля НПФ должна удовлетворять следующим требованиям:
1) максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5 %, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
2) депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10 % инвестиционного портфеля фонда;
3) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5 %;
4) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10 % его капитализации;
5) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10 % совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ;
6) максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15 % капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг РФ, и не должна превышать 15 % выпуска ценных бумаг субъекта РФ4.
Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение средств пенсионных накоплений, покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, формирование имущества, предназначенного для уставной деятельности фонда.
То есть, по сути, негосударственный пенсионный фонд аккумулирует и перераспределяет финансовые ресурсы для последующего финансирования общественных потребностей в дополнительном пенсионном обеспечении.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие основные функции НПФ: • аккумулирующую — сбор и аккумулирование
пенсионных взносов;
3 Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ».
4 Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — № 3. — С. 45.
• учетно-контрольную — ведение учета и контроля за всеми средствами фонда;
• организационно-правовую — заключение договоров между физическими и юридическими лицами;
• стимулирующую — оказание материальной поддержки населению, содействие развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития, тем самым стимулируя развитие экономики страны;
• политическую — сглаживание диспропорций в уровне социального обеспечения различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку путем стабилизации общественных отношений в сфере социальной защиты населения;
• инвестиционную — размещение финансовых средств фонда в приоритетные направления развития национальной экономики в целях получения высокого инвестиционного дохода. Помимо основных функций НПФ выполняют
ряд вспомогательных функций:
1. Приведение активов и долговых обязательств в соответствие с запросами потребителей путем удовлетворения потребностей своих клиентов. Выпущенные долговые обязательства в форме аннуитетов используются клиентами на покрытие социальных расходов в будущем.
2. Сокращение риска финансовых вложений путем диверсификации инвестиционного портфеля. Фонды большую часть своих средств инвестируют в акции и облигации промышленных компаний, которые подвергаются двоякому риску: во-первых, при изменении рыночной конъюнктуры средние цены на эти акции или облигации изменяются (падают или возрастают); во-вторых, при покупке акций или облигаций одной компании увеличивается риск банкротства фонда. Поэтому такой ситуации вполне можно избежать путем приобретения диверсифицированного инвестиционного портфеля. Таким образом, лица, осуществляющие инвестиции через финансового посредника, в данном случае через негосударственные социальные фонды, подвергаются только риску, связанному с общим движением рыночных цен. Индивидуальные инвесторы, вкладывающие средства в покупку акций или облигаций, подвергаются обеим категориям риска.
3. Уменьшение издержек обращения при размещении финансовых активов на финансовом рынке путем расчетов и оценок уровня коммерческого риска. Издержки,
связанные с получением достоверной информации о фактическом состоянии финансового рынка, удерживают частных лиц от самостоятельного размещения собственных денежных средств. В отличие от физических лиц НПФ распределяют затраты на получение такой информации на все финансовые операции путем незначительного увеличения нормы процента, взимаемого с заемщиков, и незначительного сокращения нормы процента, выплачиваемого вкладчиком, тем самым уменьшая издержки обращения5.
Для анализа места НПФ в финансовой системе государства необходимо, прежде всего, уточнить основные признаки элементов этой системы.
Финансовая система характеризуется, во-первых, совокупностью различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждый из которых имеет особенности формирования и использования фондов денежных средств и отличается ролью в общественном воспроизводстве6; во-вторых, совокупностью государственных органов и организаций, финансовых и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства7. Финансовая система государства имеет иерархичную структуру (бюджетная система, налоговая система, государственные и негосударственные «социальные» фонды, фонды страхования), элементы которой находятся в определенных взаимосвязях между собой как по вертикали, так и по горизонтали. Сложность финансовой системы обусловлена множеством функций, которые отдельные элементы выполняют в процессе формирования, распределения и перераспределения национального дохода, а также наличием определенных форм и методов формирования денежных фондов, порядка и особенностей их использования.
Исходя из вышесказанного, НПФ является институтом финансовой системы ввиду наличия ряда первичных признаков:
• взносы участников НПФ, равно как и выплаты (сами пенсии), носят сугубо денежный характер, эти денежные средства накапливаются и используются в целях удовлетворения возникающих потребностей общества в дополнительном пенсионном обеспечении;
5 Михальчук В. Ю. Негосударственные пенсионные фонды: риски и формирование пассивов // Финансы. — 2000. — № 3. — С. 45.
6 См.: Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: Проспект, 1999. — С. 30.
7 См.: Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1999. — С. 25.; Берзень И. Э. Экономика фирмы. М.: Институт международного права и экономики, 1997. — С. 137.
• государство посредством нормативных и правовых актов регулирует деятельность по созданию и функционированию негосударственных пенсионных фондов;
• участвует в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, так как формирует денежные доходы и накопления граждан и хозяйствующих субъектов, которые те, в свою очередь, используют на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих и удовлетворение материальных потребностей. Следует обратить особое внимание на последний признак, так как именно он наиболее точно раскрывает специфику и особенность данного финансового института. По сути, государство осуществляет по большей части регулирующую, а также регламентирующую функции (устанавливает рамки), а фонд работает напрямую с гражданами (домашними хозяйствами).
Негосударственный фонд работает как страховая компания на этапе привлечения финансовых средств, как банковское учреждение ведет учет именных счетов и хранение ценностей, как инвестиционная компания вкладывает свои активы в высокодоходные финансовые инструменты и как фонд социальной защиты несет ответственность перед вкладчиками. Тогда как государственные фонды выступают только в качестве организаций социальной поддержки и защиты населения.
Существует ряд принципиальных различий между государственными и негосударственными пенсионными фондами:
• во-первых, привлечение средств ресурсов в Пенсионный фонд России определено и законодательно установлено в качестве конституционного права и гарантий гражданам России в получении пенсии, а в НПФ средства привлекаются за счет добровольных взносов физических и юридических лиц;
• во-вторых, основной целью функционирования государственного фонда является обеспечение непрерывности общественного воспроизводства и устранения социальной диспропорции, а целью НПФ — построение эффективной социальной системы, способной обеспечить достойный уровень жизни населения;
• в-третьих, спецификой государственного фонда является то, что формируется он из средств, полученных посредством уплаты обязательных платежей в бюджет, т. е. в формировании ресурсов данного фонда принимают обязательное
(установленное законом) участие все хозяйствующие субъекты государства и население; в основе формирования средств НПФ лежит свободное волеизъявление индивидов, реализующее право свободного выбора;
• в-четвертых, ПФР основан на принципе солидарности поколений с использованием безрезервного метода финансирования, напротив же, НПФ опирается на принципы индивидуального накопления и метод резервного финансирования;
• в-пятых, механизм функционирования государственного фонда представляет собой распределение полученных взносов целиком на выплаты пенсий в отличие от негосударственного фонда, где финансовые средства накапливаются, а затем по наступлении пенсионного возраста вкладчику выплачивается сумма, включающая социальные взносы и долю доходов от инвестирования активов. Анализ закономерностей развития как действующих (государственных), так и вновь созданных финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов) и выделение их как элементов финансовой системы свидетельствуют о наличии общих (всегда денежные отношения, отношения перераспределения совокупного продукта, отсутствие эквивалентного обмена, специфическая роль государства в регулировании этих отношений) и специфических признаков в их содержании.
1. Негосударственные пенсионные фонды рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального и социального положения населения. Они предоставляют возможность людям иметь более высокие доходы по сравнению с теми денежными средствами, которые выплачивает им государство. Именно негосударственным пенсионным фондам предстоит занять свободную нишу в финансовой системе страны, чтобы население имело возможность вложить в фонды дополнительные финансовые средства либо самостоятельно, либо через своих представителей (работодателей).
2. Негосударственные пенсионные фонды выступают в роли специфических институтов финансового рынка, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных страховых взносов при длительном сроке платежей позволяет привлекать сбережения населения и денежные
средства работодателей. Аккумулированные в фондах финансовые активы направляются на цели долгосрочного инвестирования, тем самым позволяют НПФ активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из финансовых институтов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, поскольку их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов8. Поэтому система негосударственных пенсионных фондов стала одним из крупнейших источников реальных инвестиционных ресурсов в стране, обеспечивая чрезвычайно долгосрочный характер финансовых отношений с вкладчиками и участниками, предполагающий соответствующее перспективное планирование в условиях неопределенности в будущем.
3. Негосударственные пенсионные фонды являются неотъемлемым элементом системы «встроенных стабилизаторов», сглаживаю -щих влияние экономических циклов на социальную сферу9. На этапе экономического подъема значительную долю активов фондов составляют инвестиции в венчурные фирмы, занимающиеся разработкой новых технологий, при этом фонды стимулируют интенсивное накопление инновационного потенциала, необходимого для замены технологического парка, и на этой основе способствуют выводу экономики из депрессии, а также появлению на рынке доступного гражданам надежного, инвестиционного механизма в государстве с развивающейся экономикой.
4. Из всей совокупности общих и специфических признаков, характеризующих деятельность негосударственных пенсионных фондов как составной части финансового рынка, необходимо выделить ряд условий функционирования данных организаций:
• обеспечение стабильного правового пространства, где законодательно гарантирована равная ответственность всех участников финансового рынка (включая государство) по их собственным финансовым обязательствам;
8 Бродский Г. М, Бродский М. Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. СПб., Б. и. 1998. С. 88.
9 Будникова Н. С. Негосударственные пенсионные фонды в
системе социального обеспечения населения в условиях рыночной экономики (мировой опыт и российские проблемы). Автореф. на соиск. уч. степ. к. э. н. Брянск. — 1999.
• наличие частной собственности на большинство материальных и нематериальных объектов, имеющих стоимостную оценку (средства производства, недвижимость, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности);
• формирование и аккумулирование финансовых средств осуществляется за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц с последующим заключением договоров о дополнительном негосударственном обеспечении при наличии эффективно организованной и равнодоступной всем участникам системы приобретения и продажи финансовых инструментов;
• использование большого количества финансовых инструментов разного уровня доходности, соответственно различающихся финансовыми рисками;
• ведение учета, контроля и управление финансовыми средствами фонда осуществляется управленческой компанией на основе заключенного договора на административное управление10.
Указание на некоммерческий характер негосударственных пенсионных фондов в законодательных актах, на взгляд авторов, является сомнительным. Каждый фонд, осуществляя инвестиционную деятельность, стремится рационально вложить финансовые активы в высокодоходные и ликвидные инструменты финансового рынка в целях получения максимального инвестиционного дохода. Согласно действующему законодательству, для НПФ на финансирование текущей деятельности (заработная плата, административные расходы, расходы на ведение дела, интеллектуальные издержки) предусмотрена квота в размере не более 15 % дохода, полученного от инвестирования пенсионных средств, при отсутствии прав на формирование собственной прибыли за счет инвестиционной деятельности. Следовательно, чем выше инвестиционный доход, тем больше средств фонд имеет в своем распоряжении при относительно постоянных текущих издержках. В этом плане негосударственный пенсионный фонд является коммерческой организацией. Однако в нормативных документах некоммерческий характер НПФ объясняется с позиции отсутствия в деятельности фондов про-
10 Негосударственные пенсионные фонды: новая форма социального страхования в современной России / Под ред. к.э.н. В.Н. Сивашенкова. М.: Изд-во негосударственный пенсионный фонд Гефест. — 1995. — С. 88.
цессов производства и реализации собственного продукта11. Негосударственные пенсионные фонды рассматриваются в качестве организационной структуры, призванной «осуществлять в сфере негосударственного социального обеспечения те же функции, которые остаются непосредственно в рамках государственной социальной системы» 12.
Место негосударственных пенсионных фондов в финансовой системе страны и порядок их взаимоотношений с другими элементами финансовой системы государства целесообразно определить следующим образом. В первую очередь, взаимодействие с финансовыми институтами осуществляется посредством сбора, аккумулирования и вложения собранных взносов в различные инвестиционные проекты. Исходя из этого, наиболее тесные отношения связывают фонды с гражданами (домашними хозяйствами), так как они являются непосредственными потребителями услуг, предоставляемых фондом (дополнительного пенсионного обеспечения); кроме того, с организациями и предприятиями, так как они иногда являются посредниками между фондом и участником. НПФ взаимодействуют с учреждениями и организациями кредитно-банковской системы, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости.
В результате анализа сущности и функций негосударственных пенсионных фондов необходимо сделать следующие выводы: в их развитии заинтересованы все стороны, ныне участвующие в деятельности различных социальных и финансовых институтов (государство, хозяйствующие субъекты и население); НПФ дает возможность согласования интересов государства, предприятий, коммерческих, финансовых структур и частных лиц. Негосударственные пенсионные фонды являются не только инструментом для решения социальных проблем, но и мощным финансовым институтом, способным аккумулировать значительные денежные средства с последующим инвестированием их в реальный сектор экономики путем покупки акций, облигаций компаний, участием в ипотечном кредитовании, лизинговых операциях. Также они выступают своеобразным стабилизатором финансовой системы страны, а появление полноценных институциональных инвесторов способствует формированию внутреннего рынка капитала и созданию предпосылок для устойчивого роста отечественной экономики.
11 См.: ФЗ-№57 от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах».
12 См.: Пенсионные фонды под присмотром государства // http: // www. rg. ru business /econom /25.shtm.