Научная статья на тему 'Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов'

Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / PRIVATE PENSION FUNDS' SCHEMES / PRIVATE PENSION FUNDS / FEDERAL FINANCIAL MARKETS SERVICE / PENSION RESERVES / PENSION SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качанова Нина Николаевна, Преснякова Виктория Васильевна

Статья посвящена негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые работают в сфере пенсионного обеспечения около 17 лет. Проанализированы основные итоги их деятельности за это время. Предлагаются пути совершенствования их работы. Отмечается, что НПФ представляют собой единственный институт, который может инвестировать средства пенсионных накоплений граждан на период до 40 лет и обеспечивать при этом высокий уровень их доходности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Operations of the Private Pension Funds

The article authors dedicate their article to the private pension funds (PPF) that have been operating in the field for 17 years or so. They examine what work results they demonstrate and suggest the steps to be taken to improve their practices. They note that the PPFs are the only institutions that can invest pension savings for the periods of up to 40 years and ensure that people get good interest on the amounts invested.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов»

Ключевые слова:

негосударственные пенсионные фонды, негосударственное пенсионное обеспечение, Федеральная служба по финансовым рынкам, пенсионные резервы, пенсионные накопления

Н. Н. Качанова, к. э. н., проф. кафедры «Статистика» Академии бюджета и казначейства Минфина России (e-mail: stat@abik.ru)

В. В. Преснякова, аспирант кафедры «Финансы» Академии бюджета и казначейства Минфина России (e-mail: Viktoriya_presny@mail.ru)

Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов

Пенсионное обеспечение граждан является одной из ключевых задач любого государства. Достойный уровень существования нетрудоспособного населения во многом зависит от сложившейся экономической и демографической ситуации в стране. На протяжении нескольких десятилетий в России существовала распределительная система, сущность которой заключалась в выплате пенсий за счет средств работающих граждан.

Эта система эффективна при условии, что сумма отчислений, произведенных работающим населением, будет достаточной для того, чтобы лица, находящиеся на пенсии, могли достойно существовать. Однако в конце ХХ в. в России меняется демографическая ситуация, и распределительная пенсионная система уже не может обеспечить необходимый уровень жизни нетрудоспособному населению.

В Российской Федерации с 2002 г. начинает функционировать накопительная система пенсионного обеспечения. При этом ключевая роль в процессе инвестирования средств пенсионных накоплений отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ).

история создания нпф

Впервые негосударственное пенсионное обеспечение в России появляется после окончания Крымской войны. В 1859 г. была создана новая пенсионная двухуровневая система для офицеров. Первый уровень — государственная пенсия, размер которой зависел от воинского звания и выслуги лет. Второй — эмеритальная пенсия, которая являлась дополнительной и служила важной социальной гарантией для военнослужащих.

Средства эмеритальных касс составляли собственность всех их участников и использовались исключительно для выплаты пенсий и пособий членам данных касс, а величина расхода зависела от количества лиц, вышедших на пенсию. Если величина выплат превышала поступления, недостающие суммы компенсировались за счет государственной казны. Эмеритальные кассы вначале существовали только при военном ведомстве, затем распространились на государственных служащих в различных сферах деятельности1. Так, например:

— в 1860 г. основана эмеритальная касса инженеров путей сообщения;

— 2 ноября 1862 г. учреждается эмеритальная касса при Московской практической академии коммерческих наук;

— в 1870 г. основана Пенсионная касса народных учителей и учительниц, которая в 1906 г. получила серебряную медаль на международной выставке в Льеже.

Таким образом, в России формируется система дополнительного пенсионного обеспечения, и эмеритальные кассы становятся аналогом современных НПФ.

Кроме эмеритальных касс существовали пенсионные страховые кассы, которые создавались как на государственных, так и на частных предприятиях2. Эти кассы несли обязательства перед участниками после того, как последние вносили на счет определенную сумму. Доходная часть образовывалась за счет взносов участников, отчислений предприятий или казны. Поступающие взносы учитывались на персональном счете работника и в дальнейшем инвестировались. Размер выплачиваемой пенсии зависел от доходности вложения средств. В 1912 г. обсуждался вопрос об объединении всех пенсионных касс в единую организацию, но данный план не реализовался из-за начала Первой мировой войны и последовавшей за ней Октябрьской революции, которые в общем и остановили процесс развития негосударственных пенсионных институтов.

В период с 1917 по 1990 гг. зарождается и развивается система государственного социального обеспечения населения, которая в последующем заменяется на систему государственного пенсионного страхования.

Процесс создания НПФ в Российской Федерации начинается с принятия Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». В данном документе были определены общие положения функционирования НПФ, однако не предусматривалось создание контролирующего их деятельность органа. Поэтому на территории России в период с 1993 по 1994 гг. насчитывалось около 1000 организаций, именующих себя НПФ. Большинство из них не были заинтересованы в осуществлении деятельности в сфере пенсионного обеспечения, а лишь использовали льготы в области налогообложения и обманывали доверие вкладчиков.

В целях ликвидации недобросовестных участников рынка пенсионного обеспечения в 1994 г. принимается решение о создании контролирующего органа. Инспекция НПФ при Министерстве социальной защиты населения РФ (далее — Инспекция) становится первым институтом, на который возлагаются контрольные полномочия за процессом функционирования НПФ.

С января 1995 г. Инспекция приступила к процессу лицензирования и регистрации учредительных документов НПФ. Для получения лицензии НПФ должны были предоставить пенсионные правила, на основании которых они и осуществляли свою

1 Ерусланова Р И. Пенсионное обеспечение в России: учеб. пособие/ Р И. Ерусланова, Ф. Н. Емельянова, Р А. Кондратьева; Рос. гос. соц. ун-т. — М.: Дашков и К, 2008. — С. 71.

2 Там же, с. 70.

деятельность3. В августе 1995 г. принимаются два постановления, регламентирующие деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, а именно:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», в соответствии с которым негосударственное пенсионное обеспечение определяется как дополнительная форма по отношению к государственному пенсионному обеспечению;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 792 «О лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами НПФ». В данном документе отражены основные требования для получения лицензии и обозначены главные направления деятельности НПФ.

В развитие названных постановлений Инспекция издает Приказы от 15.12.1995 № 90 «О введении экономических нормативов надежности и платежеспособности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами НПФ. Временные правила инвестирования активов НПФ» и от 18.01.1996 № 5 «Об утверждении отчетности о деятельности негосударственных пенсионных фондов», после принятия которых количество недобросовестных НПФ резко сократилось4. 7 мая 1998 г. был принят Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который стал основным нормативным документом, регулирующим деятельность НПФ.

Финансовый кризис в августе 1998 г. поставил многие НПФ на грань банкротства. Тем не менее они продолжили свою деятельность, однако размеры пенсионных выплат существенно сократились. В результате средний размер пенсии снизился по отношению к прожиточному минимуму почти в два раза.

30 июня 2004 г. Правительство Российской Федерации утвердило Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — ФСФР) и упразднило Инспекцию. ФСФР является регулятором деятельности управляющих компаний и НПФ, размещающих средства накопительной части пенсии на рынке ценных бумаг. Она также следит за соответствием участников рынка требованиям законодательства и вправе аннулировать либо приостанавливать действие лицензии, если компания не удовлетворяет установленным нормативам.

В настоящее время создана жесткая система контроля и надзора за участниками инвестирования пенсионных накоплений. Так, например, в конце июня 2010 г. ФСФР и Счетная палата РФ закончили камеральные проверки деятельности НПФ на предмет исполнения ими обязательств перед клиентами и отражения финансовых результатов на их счетах в период экономического кризиса. Выявлено, что по итогам деятельности за 2008 г. большинство НПФ (109) понесли убытки от инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений. При этом 35 из 161 НПФ отразили убытки на счетах своих участников, что противоречит действующему законодательству о сохранности пенсионных средств. В ближайшее время эти фонды должны устранить нарушения. Пенсионные накопления граждан должны приумножаться, а ни в коем случае не уменьшаться, и поэтому деятельность фондов будет и дальше находиться под строгим контролем со стороны государства.

Для того чтобы более детально изучить сущность НПФ, необходимо проанализировать основные показатели деятельности данных институтов.

3 Стяжков И. В. Негосударственные пенсионные фонды образца 2004 года // ЭКО. — 2003. — № 12. —

С. 48-58.

4 Горюнов И. Ю. Негосударственные пенсионные фонды в современной России: дис.... канд. экон. наук:

08.00.05/ Горюнов И. Ю. — М., 2006.

анализ основных показателей деятельности нпф

НПФ представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

— деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

— деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

— деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

При этом деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется независимо от деятельности в качестве страховщика по обязательному и профессиональному пенсионному страхованию, и наоборот.

Федеральным законом5 установлены следующие ключевые понятия, характеризующие специфику функционирования НПФ:

Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а тот в свою очередь обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

Пенсионные накопления - совокупность средств (в т. ч. средства взносов на со-финансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»), которые находятся в собственности фонда, предназначены для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируются в соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

В большинстве стран мира негосударственное пенсионное обеспечение реализуется через работодателей и является одной из основных составляющих в пакете социальных услуг наряду с медицинским обеспечением. Участие организаций в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг компании.

Однако в России данная форма мотивации распространена недостаточно. Поэтому, если работники желают увеличить объем пенсионных накоплений, им необходимо самостоятельно принимать решения об инвестировании данных средств. Один из вариантов приумножения накоплений — доверить управление ими НПФ.

5 Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 22.04.2010)/ Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

По состоянию на 1 января 2010 г. деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения осуществляют 165 НПФ, зарегистрированные в основном на территории Москвы и Московской области. В России наметилась тенденция сокращения количества действующих НПФ в результате усиления регулирующей активности ФСФР и ужесточения лицензионных требований (рис. 1).

Рисунок 1

Количество действующих НПФ в 2000-2010 гг. (на начало года)

Источник: Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (http://www.fcsm.ru).

Стоимость имущества, необходимого для обеспечения уставной деятельности, на 1 января 2005 г. составляла не менее 30 млн руб., с 1 июля 2009 г. норматив увеличился до 50 млн руб. Новым требованиям не соответствовало 40 НПФ, и в результате ФСФР отозвала лицензии у 24 из них. Начался процесс объединения фондов. Так, например, НПФ, учрежденный «Аэрофлотом», и «Социальный партнер» присоединяются к НПФ Сбербанка, а «Вимм-Билль-Данн» и «Промрегионсвязь» — к НПФ электроэнергетики. По мнению экспертов, количество действующих фондов в течение ближайших лет сократится на 40-70 %6.

К основным показателям деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению относятся:

— сумма пенсионных резервов;

— имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД);

— собственное имущество НПФ;

— сумма пенсионных накоплений;

— количество участников;

— количество лиц, получающих пенсию;

— пенсионные выплаты.

Количество участников по негосударственному пенсионному обеспечению составило на начало 2010 г. 6757 тыс., из них пенсию уже получают 1274,5 тыс. При этом наибольшим спросом у населения в прошлом году пользовались НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» (1233,8 тыс. чел.) и НПФ электроэнергетики (506,6 тыс. чел.).

6 К. Фрумкин. НПФ: рост за счет«виртуальных»денег/Журнал «Финанс.» (http://www.finansmag.ru/95956).

В 2009 г., по сравнению с 2008 г., наблюдалось сокращение количества заключенных с НПФ договоров. Право вернуться в государственный сектор управления пенсионными накоплениями использовали 10 853 чел. По окончании 2009 г. котировки возросли, и, как следствие, количество заключенных договоров по негосударственному пенсионному обеспечению увеличилось. Темп прироста составил 0,15 %.

В последнее время наметилась устойчивая тенденция увеличения объема пенсионных накоплений, находящихся под управлением НПФ. Данные средства могут быть вложены только в активы, определенные Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», а именно:

— в государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ;

— облигации российских эмитентов;

— акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

— паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

— ипотечные ценные бумаги;

— денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

— депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;

— иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;

— ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в РФ.

Доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направляется на пополнение этих средств, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.

Крупнейшими по объему пенсионных накоплений являются НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» и «Норильский никель». Выделим пять наиболее успешных НПФ в 2009 г. (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее успешные по доходности пенсионных накоплений НПФ в 2009 г.

№ Наименование Доходность пенсионных накоплений, %

1 НПФ «УГМК — Перспектива» 47,4

2 Национальный НПФ 34

3 НПФ «Благоденствие» 32,9

4 НПФ «Межрегиональный» 31,9

5 НПФ Сбербанка 30,02

Источник: К. Фрумкин. НПФ: рост за счет «виртуальных» денег/Журнал «Финанс.» (http://www.finansmag. т/95956).

Величина пенсионных накоплений демонстрирует уровень доверия населения к НПФ. Анализируя данные за последние три года, можно прийти к выводу, что постепенно население начинает задумываться о своем будущем. Так, например, объемы

пенсионных накоплений за год (с 1 января 2009 г. по 1 января 2010 г.) увеличились на 41 627,233 млн руб. Темп роста составляет примерно 217 % (рис. 2).

Рисунок 2

Динамика роста пенсионных накоплений (на начало года), млн руб.

80 000 70 000 60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000 0

77 168,309

35 541,076

26 756,58

1 ■ 1

2008 2009 2010

Источник: Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (http://www.fcsm.ru).

Это стало следствием стартовавшей в октябре 2008 г. государственной программы со-финансирования. Часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, а другую вносит государство. При этом минимальная величина перечисляемой суммы составляет 2000 руб. в год. Государство удваивает ее и перечисляет на индивидуальный пенсионный счет, но в пределах 12 000 руб.

Участие в данной программе дает возможность получения налоговых льгот как для физических, так и для юридических лиц. Гражданин России имеет право воспользоваться социальным налоговым вычетом и вернуть 13 % от добровольно перечисленной суммы на накопительную часть пенсии. Работодатель освобождается от уплаты страховых взносов, но не более чем на 12 000 руб. в год на одного работника, а также имеет право включить суммы софинансирования в состав расходов при налогообложении прибыли. Присоединиться к программе можно до 1 октября 2013 г., подав заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Государство в течение 10 лет с момента уплаты первого взноса будет софинансировать дополнительные пенсионные накопления. Особые условия созданы для граждан, достигших пенсионного возраста, но не обратившихся за начислением ни одной из частей трудовой пенсии. Для них объем софинансирования увеличивается в четыре раза, но не может превышать 48 000 руб. в год7. По состоянию на 1 декабря 2010 г. к программе уже присоединилось 3675 тыс. чел.

Гарантией получения пенсионных накоплений для граждан, вступивших в систему негосударственного пенсионного обеспечения, является величина создаваемого резерва, т. к. его размер — это залог выполнения принимаемых на себя обязательств НПФ. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв. Выделим 10 наиболее крупных по этому признаку НПФ (табл. 2).

7 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (http://www.pfrf.ru).

Таблица 2

Наиболее крупные по величине пенсионного резерва НПФ на 1 января 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Наименование Объем пенсионного резерва, тыс. руб.

1 НПФ «ГАЗФОНД» 272 366 483,00

2 НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 102 796 478,00

3 Ханты-Мансийский НПФ 22 916 500,00

4 НПФ электроэнергетики 20 402 297,40

5 НПФ «Транснефть» 19 960 306,10

6 НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» 12 340 981,30

7 НПФ «Телеком-Союз» 11 883 497,90

8 НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 10 522 735,80

9 НПФ «Норильский никель» 8 282 892,70

10 Национальный НПФ 6 918 404,90

Источник: Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (http://www.fcsm.ru).

Как видно из представленных данных, самый высокий уровень обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками имеет НПФ «ГАЗФОНД». Это не удивительно, т. к. данный фонд существует на пенсионном рынке достаточно долго и является подразделением одной из самых крупных в стране компаний.

В целом консолидированный объем пенсионных резервов НПФ возрастает, но более медленными темпами, чем объем пенсионных накоплений. По итогам деятельности за 2008 г. наблюдалось снижение объема пенсионных резервов на 9991,1 млн руб. Сокращение этого показателя вызвано приостановлением процесса создания новых корпоративных программ, поскольку из-за экономического кризиса у многих юридических лиц отсутствуют средства для осуществления вложений. В 2009 г. объем пенсионных резервов возрос на 22 % вследствие суммарного увеличения пенсионных взносов и величины доходов НПФ от их размещения (рис. 3).

Рисунок 3

Объем пенсионных резервов НПФ в 2008-2010 гг. (на начало года)

Источник: Официальный сайт Федеральной слубы по финансовым рынкам РФ (http://www.fcsm.ru).

НПФ осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющие компании (УК). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской

Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Рисунок 4

Размещение пенсионных резервов в 2007-2009 гг.

млрд руб.

600 500 400 300 200 100 0

Стоимость пенсионных резервов, находящихся в доверительном управлении УК

Стоимость пенсионных резервов, размещенных НПФ самостоятельно

2007 2008 2009

Источник: Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам РФ (http://www.fcsm.ru).

Из приведенного на рис. 4 примера видно, что большинство НПФ размещают пенсионные резервы через УК. При недостаточности средств пенсионных резервов фонд использует средства страхового резерва.

Положительная динамика наблюдается в увеличении размера пенсионных выплат (рис. 5). Поэтому можно констатировать факт постепенного увеличения выплат, производимых НПФ, и, как следствие, рост благосостояния вкладчиков данных институтов.

Рисунок 5

Средний размер пенсии, полученной вкладчиками НПФ в 2000-2009 гг.

руб.

Источник: Официальный сайт Федеральной слубы по финансовым рынкам РФ (http://www.fcsm.ru).

По данным за 9 месяцев 2010 г. наибольшую пенсию получают участники НПФ «ГАЗФОНД» — ее средний размер достигает 6000 руб. «Газпром» (учредитель НПФ «ГАЗФОНД») осуществлял корпоративные программы в сфере пенсионного обеспечения до введения накопительной части пенсии и имеет большой опыт, который сказывается на величине выплат.

В настоящее время 95 % населения являются «молчунами», и их накопительной частью распоряжается Внешэкономбанк, доходность пенсионных накоплений в котором на 30.09.2010 составляла 8,39 %, в то время как доходность НПФ в среднем достигает 13 %. Несмотря на более низкую доходность, граждане оставляют свои пенсионные накопления в Пенсионном фонде РФ. В целом население России мало информировано о деятельности НПФ и поэтому не доверяет им. Однако каждый гражданин в ответе за свое будущее и должен самостоятельно управлять своими сбережениями и отслеживать результаты их инвестирования. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно передать часть пенсионных накоплений НПФ, т. к. они способны осуществлять вложения в долгосрочные активы, которые смогут принести высокий процент доходности и увеличить размер пенсионных выплат.

Для дальнейшего развития НПФ необходимо осуществить следующее:

— привлечь к ним внимание и повысить финансовую грамотность потенциальных клиентов. Для этого нужно более масштабно информировать население о результатах деятельности НПФ. Возможно, необходимы соответствующие дополнения в должностные инструкции сотрудников Пенсионного фонда РФ;

— устранить пробелы в сфере законодательства, в частности разработать специальную методику для отражения финансового результата деятельности НПФ;

— доработать нормативную базу ведения бухгалтерского учета с целью полного отражения накопительной части пенсии;

— повысить уровень жизни граждан, что позволит за счет появления у них свободных денежных средств осуществлять дополнительные вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения.

Библиография

1. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Справочноправовая система «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 22.04.2010) [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Горюнов, И. Ю. Негосударственные пенсионные фонды в современной России: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Горюнов И. Ю. — М., 2006. — 273 с.

4. Ерусланова, Р. И. Пенсионное обеспечение в России: учеб. пособие / Р. И. Ерусланова, Ф. Н. Емельянова, Р. А. Кондратьева; Рос. гос. соц. ун-т. — М.: Дашков и К, 2008. — 607 с.

5. Орлов-Карба, П. А. Все о пенсионной реформе в России: монография / П. А. Орлов-Карба. — М.: Гардарики, 2005. — 302 с.

6. Стяжков, И. В. Негосударственные пенсионные фонды образца 2004 года // ЭКО. — 2003. — № 12. —

С. 48-58.

7. Мазунин, А. Ревизоры покинули пенсионные фонды [Электронный ресурс] / Газета «Коммерсантъ». — Режим доступа: http://www.kommersant.ш/doc.aspx?DocsЮ=1392142.

8. Фрумкин, К. НПФ: рост за счет «виртуальных» денег [Электронный ресурс] / Журнал «Финанс.» — Режим доступа: http://www.finansmag.ru/95956.

9. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fcsm.ru.

10. Официальный сайт Инвестиционных фондов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: 1пйр://пр^ investfunds.ru.

11. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pfrf.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.