Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ рынка негосударственных пенсионных фондов: проблемы и прогнозы'

Маркетинговый анализ рынка негосударственных пенсионных фондов: проблемы и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ПРОГНОЗ / МАРКЕТИНГ / АНАЛИЗ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / FINANCE / FORECAST / MARKETING / ANALYSIS / PENSION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тётушкин В.А.

Тема. Предметом исследования является рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Актуальность вопросов учета пенсионных обязательств в настоящее время вызвана рядом экономических причин, непосредственно связанных с политическими и общеэкономическими изменениями в РФ. Политические перемены связаны с предложениями Минфина России и Минэкономразвития России увеличить пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, переложить обязанности государства по пенсионному обеспечению граждан на плечи работодателя, направив их в сторону негосударственного пенсионного обеспечения. Цели. Объединение разрозненных данных, содержащихся в открытых источниках информации, для получения объема сведений, позволяющего лучше понять взаимозависимости между игроками рынка НПФ и спрогнозировать дальнейшее развитие и возможные последствия для государства, бизнеса и населения в исследуемой сфере. Методология. С помощью эконометрических и статистических методов проанализированы некоторые аспекты влияния экономических процессов на рынок негосударственных пенсионных фондов. Результаты. Представлены аналитические данные, отражающие показатели изучаемого сегмента рынка, сделаны прогнозы развития. Применение. В научных исследованиях студентов и преподавателей, а также НПФ. Выводы. Риск-профиль рынка негосударственных пенсионных фондов: остатки рисковых активов в портфелях, рост издержек на сохранение клиентской базы обязательного пенсионного страхования и перестройку инфраструктуры в соответствии с требованиями регулятора. Главной причиной отзывов лицензий НПФ в 2015 г. было наличие в портфелях пенсионных накоплений низкокачественных активов, приобретенных еще до повышения требований к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A marketing analysis of the market of private pension funds: problems and predictions

Subject The article studies the market of non-State pension funds. Objectives The paper aims to combine disaggregated data contained in open sources of information, to obtain the amount of information and gain a better understanding of the interdependence between the non-State pension funds market players and predict further development and possible implications for Government, business and the population in the study area. Methods For the study, I used the econometric and statistical methods of analysis. Results The paper presents analytical data, which reflect the performance of the targeted market segment, and the development forecast. Conclusions and Relevance The risk profile of the market of non-State pension funds contains the remains of risky assets in the portfolios, increased costs to retain customers of compulsory pension insurance and restructuring of infrastructure, in accordance with the requirements of the regulator. The main reason for the non-State pension funds license reviews in 2015 were the subprime-related assets in the portfolios of pension savings, acquired before raising the requirements. The results of the research can be helpful for students and teachers, as well as the non-State pension funds management.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ рынка негосударственных пенсионных фондов: проблемы и прогнозы»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 29 (2016) 23-37 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Мониторинг экономических процессов

ISSN 2073-4484 (Print)

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗЫ

Владимир Александрович ТЁТУШКИН

кандидат технических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация volodtetus@yandex.ru

История статьи:

Принята 08.07.2016 Принята в доработанном виде 21.07.2016 Одобрена 27.07.2016

УДК 336.2

JEL: Е47, G17, G23, М31

Ключевые слова: финансы, прогноз, маркетинг, анализ, пенсионный фонд

Аннотация

Тема. Предметом исследования является рынок негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Актуальность вопросов учета пенсионных обязательств в настоящее время вызвана рядом экономических причин, непосредственно связанных с политическими и общеэкономическими изменениями в РФ. Политические перемены связаны с предложениями Минфина России и Минэкономразвития России увеличить пенсионный возраст для назначения пенсии по старости, переложить обязанности государства по пенсионному обеспечению граждан на плечи работодателя, направив их в сторону негосударственного пенсионного обеспечения.

Цели. Объединение разрозненных данных, содержащихся в открытых источниках информации, для получения объема сведений, позволяющего лучше понять взаимозависимости между игроками рынка НПФ и спрогнозировать дальнейшее развитие и возможные последствия для государства, бизнеса и населения в исследуемой сфере. Методология. С помощью эконометрических и статистических методов проанализированы некоторые аспекты влияния экономических процессов на рынок негосударственных пенсионных фондов.

Результаты. Представлены аналитические данные, отражающие показатели изучаемого сегмента рынка, сделаны прогнозы развития.

Применение. В научных исследованиях студентов и преподавателей, а также НПФ. Выводы. Риск-профиль рынка негосударственных пенсионных фондов: остатки рисковых активов в портфелях, рост издержек на сохранение клиентской базы обязательного пенсионного страхования и перестройку инфраструктуры в соответствии с требованиями регулятора. Главной причиной отзывов лицензий НПФ в 2015 г. было наличие в портфелях пенсионных накоплений низкокачественных активов, приобретенных еще до повышения требований к ним.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого удовлетворяются материальные потребности людей, нуждающихся в поддержке при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.

Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан. Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы определяют политику страны в этой области. В России для социального обеспечения населения созданы государственный пенсионный внебюджетный фонд, а также сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Проведем анализ источников по исследуемой тематике. Экономические изменения последних месяцев связаны со снижением доходности по инвестициям, нестабильными ценами на сырьевые ресурсы, а вернее, их снижением. Данные обстоятельства вызывают необходимость более пристального изучения происходящих в негосударственных пенсионных фондах процессов, прежде всего касающихся учета пенсионных обязательств [1].

В работе [2] рассмотрены актуальные вопросы консолидации отчетности корпоративных негосударственных пенсионных фондов в соответствии с международными стандартами:

• учет средств пенсионных накоплений и резервов, переданных в доверительное управление управляющей компании;

• возможности классификации НПФ как инвестиционных и других аналогичных

организаций и связанных с этим изменений в их консолидированной отчетности;

• особенности и последствия представления негосударственных пенсионных фондов в консолидированной отчетности их материнских организаций.

В статье [3] обосновывается идея, что НПФ могут быть рассмотрены в качестве системных образований, представляющих собой открытые системы, в которых реализуется постоянный обмен финансовыми, информационными и прочими потоками между фондами и внешней средой.

В работе [4] раскрываются изменения в организационных структурах управления негосударственными пенсионными фондами, которые произошли в результате их акционирования. Указывается, что переход к новой структуре управления имеет ряд преимуществ. В частности, управление становится более открытым и прозрачным.

В другой статье1 отмечается, что управление пенсионными накоплениями граждан должно обеспечивать сохранность средств во избежание возникновения в дальнейшем острых проблем социального характера, а также приемлемую доходность по данным сбережениям.

В исследовании [5] раскрыты особенности управления негосударственным пенсионным фондом, обусловленные целями учреждения и его предназначением как социального института, а также организационно-правовой формой акционерного общества и специальной правосубъектностью, являющейся следствием исключительности видов деятельности, которые фонд осуществляет.

Согласно новым требованиям законодательства, негосударственные пенсионные фонды должны переформатировать организационно-правовую форму из некоммерческой организации в акционерное общество, что ставит задачу формирования корпоративного управления и его регулирования [6].

1 Федорова Е.А., Разин Ю.А. Управление пенсионными накоплениями негосударственными пенсионными фондами // Финансы и кредит. 2015. № 26. С. 2-10.

24

В статье [7] анализируются вопросы построения системы риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах и обосновывается необходимость создания такой системы. Исследователь раскрывает цели и принципы построения системы риск-менеджмента. Особое внимание уделено функциям службы риск-менеджмента в фондах.

Эта же управленческая система в структуре негосударственных пенсионных фондов анализируется и в статье [8]. Определены предпосылки, обусловливающие необходимость ее введения в НПФ, выявлены цели ее создания.

Другой ученый2 рассмотрел источники противоправных деяний в сфере

негосударственного пенсионного обеспечения, их виды и способы, а также мониторинг факторов, которые влияют на возникновение незаконных схем с использованием негосударственных пенсионных фондов.

В статье [9] изучена деятельность НПФ за рубежом, их классификация и особенности формирования.

Работа [10] посвящена исследованию негосударственных пенсионных фондов как одного из элементов системы обеспечения инвестиционной безопасности государства. Предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы:

• справляется ли этот финансовый институт со своими функциями в системе обеспечения инвестиционной безопасности;

• какие факторы препятствуют его нормальному функционированию;

• какие меры надо предпринять для устранения негативных моментов.

В статье [11] раскрываются сущность, экономический характер и особенности работы негосударственных пенсионных фондов.

Другие ученые3 рассматривают понятие пенсионного обеспечения, виды негосударственных

2 Баланюк Н.Ю. Негосударственный пенсионный фонд как элемент теневой пенсионной схемы // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 12-15.

:.ш^оигпа1^а/

пенсионных фондов, а также их состояние и развитие в современной России.

Работа [12] посвящена исследованию актуального и важного с теоретической и практической точек зрения вопроса о правовой природе негосударственных пенсионных фондов как элемента финансовой системы. НПФ представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для этой деятельности организационно-правовую форму4.

В статье [13] раскрываются проблемы и трудности дальнейшего развития негосударственных пенсионных фондов в условиях их реформирования и акционирования.

Эффективность системы негосударственного обеспечения вообще и НПФ в частности подвержена в наши дни широкой критике, что влечет за собой необходимость актуализации и возможного переосмысления существующей теоретической базы [14].

В России эффективность накопительного компонента пенсионной системы серьезно ограничена макроэкономическими условиями развития. В настоящее время, как утверждает еще один исследователь, трудно найти инструменты, благодаря которым накопления в

негосударственных пенсионных фондах росли бы скорее инфляции5.

Правовая природа НПФ однозначно отличает их от финансовых институтов. А еще у негосударственных пенсионных фондов имеется социальная природа, обоснованию которой посвящена работа [25].

Анализ актуальных проблем на рынке НПФ

Пенсионная реформа 2013-2015 гг. была направлена на повышение надежности и прозрачности рынка негосударственных

3 Руцинская М.А., Клишина Ю.Е. Негосударственные пенсионные фонды в РФ: состояние и развитие // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 26. С. 101-105.

4 Бакунова А.М. Негосударственные пенсионные фонды // Экономика и социум. 2014. № 2-1. С. 444-447.

5 Мулюкова А.С. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние и параметры деятельности // Ямальский вестник. 2016. № 1. С. 194-203.

пенсионных фондов. К концу 2015 г. учреждения с лицензией по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) должны были акционироваться, пройти проверку Банка России и вступить в систему гарантирования.

В результате основная часть фондов, и в первую очередь крупнейшие участники рынка, доказали свою надежность и эффективность. По итогам проверок Центрального банка РФ в систему гарантирования пенсионных накоплений вступили 39 НПФ (в начале 2016 г. АО «НПФ «СтальФонд» выбыло из нее из-за прекращения деятельности в связи с реорганизацией в форме присоединения к АО «НПФ «Будущее»).

После «разморозки» взносов за II полугодие 2013 г. и накоплений по переходным кампаниям

2013-2014 гг. в фонды, вступившие в систему гарантирования, поступило порядка 600 млрд руб.

Весной 2016 г. в фонды поступили средства переходной кампании 2015 г. В итоге пенсионные накопления НПФ увеличились на 260 млрд руб. -до 2 трлн руб. Количество застрахованных лиц, «проголосовавших» рублем за пенсионные накопления, достигло 30 млн чел.

Этот выбор в пользу НПФ оправдан: накопления застрахованы системой гарантирования, а фонды показывают доходность выше инфляции или на ее уровне. По итогам 2016 г. объем рынка НПФ должен достичь 3,3-3,5 трлн руб., из них 2,2-2,4 трлн руб. будет приходиться на пенсионные накопления.

Нынешний год стал третьим подряд, когда из накопительной системы изымаются взносы в размере 6% по застрахованным лицам - клиентам НПФ в распределительную систему. В течение

2014-2015 гг. фонды не получили в результате изъятия около 600 млрд руб. По предварительной оценке, в 2016 г. они недополучат порядка 400 млрд руб.

Такое решение не только лишает застрахованных лиц части будущей накопительной пенсии, но и отбирает у экономики страны важный ресурс «длинных» инвестиций. Чтобы пенсионные накопления действительно работали как «длинные» деньги, нужны системные и долгосрочные решения. Продление же моратория ограничивает экономику не только в заключении

новых масштабных сделок, но и в развитии действующих проектов.

На 31.12.2015 активы пенсионных накоплений составляли 2,1% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. За период 31.12.2008-31.12.2015 доля пенсионных накоплений и резервов в ВВП увеличилась с 1,2 до 3,4%. Без изъятий пенсионных накоплений в распределительную систему доля НПФ в структуре ВВП была бы равна 4,1%, а доля пенсионных накоплений в структуре ВВП - 2,9%.

Потери для экономики выглядят еще масштабнее, если сравнить объемы рынка НПФ с совокупными инвестициями в основной капитал в России за 2015 г. На 31.12.2015 отношение пенсионных накоплений к инвестициям в основной капитал за год составило 12,3%, отношение пенсионных накоплений и резервов - 19,4% (табл. 1).

Основным направлением инвестирования пенсионных средств являются корпоративные облигации. 31.12.2015 на них приходилось 47% пенсионных накоплений и 33,9% пенсионных резервов.

Вторым по доле направлением выступают банковские депозиты. В конце 2015 г. на них приходилось 19,3% пенсионных накоплений и 29,8% резервов. На акции, по данным агентства «Эксперт РА», приходилось лишь 12,9% накоплений и 4,8% резервов.

Такая диверсификация вместе с дополнительными возможностями несет и дополнительные риски. Если депозиты дают стабильную доходность, но не работают на экономику, то акции - это однозначно плюс для реального сектора, но по своей природе они не будут гарантированно расти и всегда приносить только положительный результат. Поэтому в сфере ценных бумаг нужно иметь больше инструментов, которые, с одной стороны, отвечают законодательным требованиям к инвестированию накоплений и гарантируют возвратность средств, а с другой, обеспечивают фиксированную доходность и позволяют инвестировать выше индекса потребительских цен.

Несмотря на незначительную долю акций в портфелях пенсионных средств, за 2015 г. абсолютный объем пенсионных накоплений,

которые были инвестированы в этот инструмент, увеличился в 3,3 раза - с 68,1 до 224,2 млрд руб. Абсолютный объем пенсионных накоплений, инвестированный в корпоративные облигации, увеличился почти в два раза - с 434,4 до 816,4 млрд руб. Объем пенсионных накоплений НПФ, инвестированных в акции российских компаний в 2015 г., представлен на рис. 1.

Однако если учесть отраслевую структуру инвестирования пенсионных средств в корпоративные облигации и акции, видно, что основным направлением вложения этих средств является банковский сектор (рис. 2). Так, по данным того же агентства «Эксперт РА», в конце 2015 г. на банковские инструменты (акции, облигации и депозиты) приходилось 40% пенсионных накоплений (почти 700 млрд руб.) и около 48% пенсионных резервов (около 500 млрд руб.).

В совокупности в банковский сектор было инвестировано пенсионных средств в размере 8-9% от всех инвестиций в основной капитал за 2015 г. Банки, с одной стороны, финансируют реальный сектор, а с другой стороны, их участие повышает стоимость этих вкладов для экономики и снижает эффективность негосударственных пенсионных фондов как стратегических инвесторов.

Объем инвестиций НПФ в корпоративные облигации и акции составляет около 10% (из них 7,3% - пенсионные накопления) от инвестиций в основной капитал за 2015 г.

Сравнение отраслевой структуры инвестиций в основной капитал за 2014 г. и структуры инвестирования пенсионных накоплений в акции и корпоративные облигации на 30.09.2015 свидетельствует о том, что пенсионные накопления могли бы обеспечить примерно 18% вкладов в строительство (с учетом пенсионных резервов эта доля превышает 20%), около 10% - в электроэнергетику, почти 5% - в транспорт и связь, 5% - в торговлю и ретейл.

На пенсионные накопления, перечисленные в фонды в мае 2015 г. (почти 600 млрд руб.), были приобретены ценные бумаги таких эмитентов, как ПАО «РусГидро» (25-е место в рейтинге ЯАЕХ-600 крупнейших компаний России по

реализации продукции), ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс», ПАО «Россети», ПАО «ОВК», ОАО АК «Транснефть» (9-е место), ОАО «Магнит» (10-е место), ПАО АНК «Башнефть» (19-е место), ПАО «НЛМК» (20-е место), ПАО «Ростелеком» (30-е место) и др.

Пенсионные накопления также являются важным ресурсом для инфраструктурных программ естественных монополий. Так, в облигации ОАО «РЖД» инвестировано около 150 млрд руб. пенсионных накоплений, в облигации ПАО «Газпром» - до 30 млрд руб., в облигации ПАО «ФСК ЕЭС» - до 26 млрд руб.

За счет пенсионных накоплений НПФ проводится финансирование объектов инфраструктуры. На эти средства были построены:

• основной участок автомагистрали Москва -Санкт-Петербург;

• участок трассы Москва - Минск в обход города Одинцово;

• три физкультурно-оздоровительных комплекса;

• объекты для переработки твердых бытовых отходов в Нижегородской области;

• ледовый дворец в Ульяновске и др.

Причем выручка проектов и условия обслуживания долга, как правило, привязаны к инфляции, что делает названные инвестиции интересными для негосударственных пенсионных фондов с точки зрения показателей доходности.

Надежность вложений гарантируется государством за счет обеспечения достаточного объема доходов у объектов инфраструктуры, необходимых для обслуживания долга. Более того, опрошенные агентством «Эксперт РА» фонды второй год подряд выбирают инфраструктурные инвестиции как наиболее привлекательную отрасль для вложения пенсионных накоплений. Причем по данным опроса, НПФ интересны вклады в долгосрочные выпуски бумаг до погашения, что отвечает и инвестиционным потребностям эмитентов этих бумаг, и структуре обязательств фондов.

В прошлом году повысился интерес фондов к концессионным программам с участием

региональных властей, которые обеспечивают надежность таких инвестиций. Наиболее активно эти программы с участием негосударственных пенсионных фондов разрабатываются в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время есть несколько инвестиционных проектов высокой степени отработанности, в том числе с оценками по доходности. Отмечается появление на рынке бумаг, обеспеченных правами требования к высоконадежным контрагентам. Такие бумаги по существу соответствуют как требованиям НПФ по инвестированию накоплений в надежные и доходные инструменты, так и задачам финансирования реального сектора. Возможность фактических инвестиций в подобных случаях будет зависеть от качества юридического оформления сделок секьюритизации.

В наши дни дискутируется вопрос участия негосударственных пенсионных фондов в приватизации крупнейших государственных компаний. Как показывают опросы НПФ, лишь 22% фондов - участников анкетирования проголосовали за участие, но при этом доля акций приватизируемых компаний будет составлять менее 5% в структуре пенсионных накоплений.

Еще 11% НПФ сообщили о том, что участие фондов в приватизации в настоящее время обсуждается руководством. При этом 67% ответили, что фонд не планирует участвовать в приватизации.

Нежелание абсолютного большинства

негосударственных пенсионных фондов участвовать в приватизации может свидетельствовать о невысокой степени изученности вопроса приватизации и невыгодных условиях ее проведения для потенциальных инвесторов.

Повысить участие пенсионных средств в развитии экономики можно, решив несколько базовых задач.

I. Развитие системы обязательного пенсионного страхования.

1. Недопущение политической дискуссии по вопросу финансирования бюджета за счет фактически сформированных накоплений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Переход де-факто на пятилетний срок инвестирования, в том числе за счет реализации озвученных рынком и регуляторами инициатив по ограничению перетоков и более качественному уведомлению застрахованных лиц о потерях инвестиционного дохода при досрочной смене фонда.

II. Инвестиционные ограничения.

1. Содействие всесторонней разработке и выводу на биржу инструментов, интересных именно негосударственным пенсионным фондам как стратегическим долгосрочным инвесторам.

2. Изменение условий участия НПФ в приватизации с целью повышения интереса фондов к инвестированию пенсионных средств в эти активы.

3. Появление в нормативной базе возможности для негосударственных пенсионных фондов учитывать портфель ценных бумаг до погашения.

III. Стимулирование развития негосударственных пенсионных фондов.

К концу 2015 г. рынок НПФ аккумулировал почти 1 трлн руб. пенсионных резервов. Однако темпы прироста пенсионных резервов сокращаются с 2009 г. Есть два основных способа развития негосударственного пенсионного обеспечения в ближайшее время.

1. Запуск в этой системе «досрочников». Это может дополнительно обеспечить отрасли приток 600-700 млрд руб. до 2025 г. Причем необходимо выделение бюджетных средств на софинансирование такой программы.

2. Введение добровольной накопительной системы. Стимулирование НПФ необходимо не только для роста инвестиций в экономику, но и для спокойствия будущих пенсионеров, так как при ограничении развития накопительного компонента бюджет не сможет в будущем обеспечить всех пенсионеров достойной пенсией в размере не менее 40% от заработной платы.

Если работник не будет участвовать в формировании пенсионных накоплений, уровень пенсий будет таким, каков он сегодня.

А нынешний уровень пенсионного обеспечения позволяет иметь среднюю пенсию 12-13 тыс. руб. в месяц.

Наша страна только начала движение в сторону трехуровневой пенсионной модели, которая применяется в большинстве развитых стран мира, когда пенсионный капитал складывается из обязательной государственной части, дополнительных корпоративных пенсий и собственных пенсионных отчислений человека.

Основным риском фондов остается качество активов в портфелях пенсионных средств. Низкое качество активов было главной причиной отзывов лицензий НПФ в 2015 г. Несмотря на вступление в систему гарантирования, некоторым учреждениям еще предстоит повысить качество портфелей пенсионных накоплений за счет вывода активов, которые были куплены до введения нынешних требований к их качеству и структуре.

Вторым по значимости риском является значительное повышение издержек фондов. В ближайшее время им предстоит финансировать обновление собственной инфраструктуры в соответствии с требованиями регулятора к управлению рисками и контролю инвестиционного процесса.

Сильный драйвер расходов фондов - издержки на сохранение клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию. В связи с прекращением возможности выбора обязательного накопительного компонента фонды столкнулись с большими перемещениями между ними застрахованных лиц.

По итогам переходной кампании 2015 г. 3,1 млн чел. подали заявления о досрочном переводе своих накоплений из одного НПФ в другой. Чтобы ограничить рост издержек акционеров на сохранение клиентской базы по ОПС, отрасль будет лоббировать регулятивные меры, препятствующие значительным перетокам застрахованных.

Аналитики считают, что в условиях упомянутого моратория фонды недополучили около 300 млрд руб. в 2015 г. и около 1,5 трлн руб. за весь период. Это существенно ограничивает возможности участия в долгосрочных проектах. От объема

притока денег в экономику зависят инвестиционные возможности фондов и будущий доход граждан, а значит, и повышение коэффициента замещения, что является прямой задачей.

Нужны подходящие инструменты, отвечающие требованиям соотношения риска и доходности, наличия гарантий возвратности и т.д. Не видно пока в реальном секторе коммерчески интересных проектов. В 2015 г. фонды уже наглядно продемонстрировали свою эффективность в экономике, заключив ряд знаковых сделок. В частности, НПФ «Будущее» участвовал в числе других инвесторов в финансировании строительства участка трассы Москва - Санкт-Петербург «Магистраль двух столиц». Еще один актуальный пример - финансирование программы обновления парка Центральной пригородной пассажирской компании, которое полностью отвечает названным требованиям и рассматривается как надежное вложение, способное принести клиентам стабильную доходность в долгосрочной перспективе.

Но это скорее разовые примеры. Повторимся: чтобы пенсионные накопления действительно работали как «длинные» деньги в экономике, нужны последующие системные и долгосрочные решения.

По мнению аналитиков, если еще в 2015 г. основную часть инвестиций негосударственных пенсионных фондов составляли депозиты и облигации банков, то в текущий момент эта доля составляет меньше 40%. За 2015 г. в портфелях НПФ существенно выросла доля акций и корпоративных облигаций.

Вероятно, такая тенденция будет сохраняться и в течение 2016 г., ведь она в целом отвечает сложившемуся тренду: интерес фондов изначально обращен на реальный сектор экономики.

Международная практика - размещение пенсионных денег в ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью и приносящие стабильный инвестиционный доход. Сегодня на рынке таких инструментов для НПФ мало, хотя по своей природе пенсионные деньги - «длинные», а недвижимость как раз и подразумевает долгосрочные вложения.

Несмотря на мораторий, пенсионный рынок сегодня - это с учетом негосударственного пенсионного обеспечения практически 3 трлн руб. и больше 32 млн чел. Масштабы значительны, и определенно можно говорить о сохранении экономического интереса. Кроме того, именно сейчас рынок демонстрирует свою зрелость, готовность работать с пенсионными средствами граждан и развиваться дальше: фонды сформированы, инструменты контроля есть, нужно, по сути, только обеспечить приток денег в отрасль.

На рынке работают шесть крупнейших игроков, в управлении которых общий объем активов, составляющий до 85% всех пенсионных накоплений. Часть участников верит, что приток новых средств на рынок будет, другая часть верит в меньшей степени. Но и те и другие для повышения эффективности, вероятно, будут участвовать в продолжении консолидации отрасли.

В соответствии с законодательством общий объем банковских продуктов со срочностью более трех месяцев не должен превышать 40% от объема портфеля пенсионных накоплений фонда. Для эффективного инвестирования средств эта доля также является и минимально необходимой. Остальные 60% должны составлять небанковские ценные бумаги. Однако на текущий момент новых предложений в этом сегменте, удовлетворяющих законодательным требованиям, не так много.

В середине 2015 г. Министерство финансов РФ стало наглядным примером для корпоративных заемщиков, показав, какие инструменты интересны как пенсионным фондам, так и институциональным инвесторам в целом. Спрос при первичном размещении облигаций федерального займа с индексируемым на инфляцию номиналом превысил предложение более чем в 2,5 раза и составил 198 млрд руб. Однако аналогичных качественных корпоративных долговых инструментов после этого не появилось.

При всем том имеющиеся на рынке ликвидные долевые инструменты, к сожалению, не являются в полной мере эффективными. Речь идет о голубых фишках российского фондового рынка, в том числе и о государственных корпорациях. Для негосударственных пенсионных фондов акции крупнейших государственных компаний пока не

могут служить хорошим инструментом инвестирования пенсионных средств ввиду высокой волатильности фондового рынка.

Если обратить внимание на движение цен акций крупнейших государственных компаний, можно увидеть, что за последние десять лет, инвестируя в такие компании пенсионные средства граждан, негосударственные пенсионные фонды не смогли показать достойные результаты. Именно это является основной проблемой для рынка, а не точечные дефолты компаний третьего эшелона.

Есть надежда, что федеральное правительство обратит внимание на данный вопрос, поскольку только на этом уровне можно решить задачу повышения эффективности государственных компаний и, соответственно, добиться роста их капитализации.

Основная цель существования пенсионного фонда - обеспечение непрерывного роста пенсионных накоплений для сохранения их стоимости в будущем до того момента, когда клиенты достигнут пенсионного возраста и воспользуются правом на получение негосударственных пенсионных выплат. Однако достижение этой цели невозможно без реального преобразования негосударственных пенсионных фондов в полноценные финансовые институты, которым доступен широкий спектр инструментов фондового рынка.

Например, речь может идти о расширении спектра валютных инструментов, открытии доступа к производным инструментам, которые могли бы хеджировать валютный риск или сами по себе являться привлекательным активом, например с защитой капитала.

С ценными бумагами, разрешенными для инвестиций пенсионных накоплений, нельзя произвести никаких действий, кроме покупки (продажи) в основном режиме торгов биржи, то есть увеличить эффективность нахождения актива в портфеле фонда путем совершения, например, сделки прямого репо невозможно.

По мнению экспертов, продолжающаяся «заморозка» пенсионных накоплений оставила под вопросом дальнейшее полноценное развитие накопительного компонента трудовой пенсии. Три

года подряд пенсионные накопления застрахованных лиц не пополняются новыми взносами, и все отчисления работодателя в размере 22% учитываются на лицевых счетах граждан в страховой пенсии в виде баллов. Таким образом, получается, что средства накопительной пенсии в НПФ увеличиваются только за счет инвестиционного дохода, при этом само тело накоплений не растет.

Уместно говорить здесь о негативном влиянии на накопительный компонент с той точки зрения, что изначальная логика его функционирования абсолютно другая. Во всем мире накопления будущих пенсионеров активно работают на экономику, при этом за счет участия в долгосрочных инфраструктурных проектах приумножают пенсии. Иная картина наблюдается в России.

В начале 2016 г. объем рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации составлял

3.6 трлн руб. Из них на долю негосударственных пенсионных фондов приходилось примерно

1.7 трлн руб. Это те самые «длинные» деньги, которые выполняют важнейшую для экономики и бизнеса функцию долгосрочного внутреннего инвестора.

Все экспертное сообщество выражает надежду, что текущий год станет последним годом «заморозки». Накопительный компонент должен быть «разморожен», его задача - полноценно работать. С учетом законодательных изменений для застрахованных лиц важно, чтобы их деньги работали «на одном месте» долгий промежуток времени. Иначе при частых переходах из фонда в фонд человек будет терять инвестиционный доход, а это невыгодно ни клиентам, ни НПФ. Кроме того, надо иметь в виду, что политика, скажем, НПФ электроэнергетики всегда была направлена на развитие корпоративных пенсионных программ.

Неправильно говорить о том, что рынок негосударственного пенсионного обеспечения стагнирует. Объемы резервов растут, но, конечно, намного медленнее, чем пенсионные накопления. На долю этого сегмента рынка приходится только около 1 трлн руб. Речь идет не о стагнации, а скорее о стадии развития.

Наша страна только начала движение в сторону трехуровневой пенсионной модели, которая применяется в большинстве развитых стран мира, когда пенсионный капитал складывается из обязательной государственной части, дополнительных корпоративных пенсий и собственных пенсионных отчислений человека. Государство и НПФ постепенно сформировали в сознании людей правильное представление об ответственности каждого за свое пенсионное будущее. Около 30 млн граждан - практически треть экономически активного населения - выбрали

негосударственные пенсионные фонды для формирования пенсионных накоплений.

Однако пришла пора переходить к частным накоплениям. И конечно, в какой-то степени индивидуальные пенсионные накопления неотделимы от корпоративных пенсий. По опыту предприятий можно сказать, что особой популярностью пользуются именно паритетные программы, когда работник и работодатель совместно участвуют в накоплении будущей пенсии. Сотрудники тем самым учатся копить на заслуженный отдых.

Государство не забывает стимулировать сегмент негосударственного пенсионного обеспечения. Подготовлен законопроект, который предполагает, что с 2019 г. негосударственное пенсионное обеспечение станет обязательным для работников и работодателей. Внедрение этого новшества должно проходить постепенно, таким образом, в зависимости от количества сотрудников в компании к 2024 г. к новой системе планируется подключить все предприятия, в том числе и небольшие.

По сути дела, нечто подобное когда-то происходило с системой добровольного медицинского страхования. В настоящий момент большая часть работодателей - и крупные, и небольшие предприятия - страхует своих сотрудников, а ведь пять-семь лет назад это было еще редкостью. И если раньше сегмент негосударственного пенсионного обеспечения был недооценен, то в наши дни его роль становится все более существенной.

В социально ориентированных компаниях в пакеты сотрудников уже давно включены корпоративные пенсии в том или ином варианте в

зависимости от типа программы. Например, специалисты НПФ электроэнергетики разработали около десятка программ негосударственного пенсионного обеспечения, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед предприятием.

Но самое главное - это социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник сполна может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе.

Программы для каждого предприятия индивидуальны, в том числе в зависимости от финансовых возможностей и кадровых задач. Критерии формирования негосударственной пенсии определяет работодатель. Уровень прибавки к пенсии зависит от объема взносов и условий конкретной пенсионной программы, действующей на предприятии. Фонды постоянно работают над совершенствованием программ и постоянно предлагают новые решения клиентам.

К примеру, «РусГидро» на протяжении уже восьми лет реализует комплексную корпоративную программу негосударственного пенсионного обеспечения для своих работников. Для организации, как социально ответственной компании, важно предложить работникам не только расширенный социальный пакет, но и ответить вызовам времени - в данном случае продолжающейся пенсионной реформе. Необходимость формирования накоплений на будущую пенсию очевидна как никогда ранее. Поэтому особое внимание в компании, как выяснили аналитики агентства «Эксперт РА», уделяется паритетному плану, участвовать в котором совместно с предприятием может любой сотрудник. Сегодня этой программой охвачено около 50% работников.

В 2016 г. был проведен анализ эффективности реализации действующих программ, и менеджмент совместно с партнером (НПФ электроэнергетики) внесли ряд корректировок с учетом актуальных задач компании на ближайшие год-два. Теперь названные программы направлены в первую очередь на удержание работников дефицитных специальностей, а также формирование дополнительной пенсии

заслуженным сотрудникам. Таким образом,

негосударственное пенсионное обеспечение для компании стало эффективным инструментом кадровой политики.

Заключение

К концу 2015 г. объем рынка негосударственных пенсионных фондов достиг 2,7 трлн руб., что сопоставимо с 20% от всех инвестиций в основной капитал в России за год. Фонды стали крупными институциональными инвесторами в

отечественной экономике: почти 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов были размещены в корпоративные облигации и акции российских компаний.

Чтобы более полно реализовать инвестиционный потенциал НПФ, важно не только сохранить сформировавшуюся систему пенсионных накоплений, но и стимулировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения за счет запуска «досрочных» программ НПО, а также экономических стимулов к развитию добровольных накоплений россиян.

Эмитентам и государству потребуется приложить усилия для появления более широкого спектра инфраструктурных бумаг, соответствующих инвестиционным критериям негосударственных пенсионных фондов.

На 31.12.2015 пенсионные накопления и резервы НПФ составляли пятую часть от объема инвестиций в основной капитал за год. К маю 2016 г. пенсионные накопления НПФ достигли почти 2 трлн руб., а с учетом пенсионных резервов объем этого сегмента рынка достиг 3 трлн руб., или 3,7% ВВП страны за 2015 г.

До конца 2016 г. изменения объема рынка не произойдет. Существенная часть пенсионных средств инвестирована в корпоративные облигации и акции российских компаний. 31.12.2015 на эти инструменты приходилось 60% пенсионных накоплений и 39% пенсионных резервов.

Отраслевая структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что эти деньги могли бы обеспечить около 20% инвестиций в строительство, примерно 10% инвестиций в электроэнергетику и почти 5% - в транспорт и связь.

Сохранение системы обязательного пенсионного страхования и стимулирование механизма

негосударственного пенсионного обеспечения гарантирует экономике дополнительный источник инвестиций.

В результате изъятия пенсионных накоплений в 2014-2016 гг. в распределительную систему экономика недополучит около 1 трлн руб. Предложения ряда ведомств об очередной модернизации системы и ее переходе на добровольный принцип накоплений могут окончательно подорвать инвестиционный потенциал пенсионного рынка.

Несмотря на высокую долю вкладов пенсионных накоплений и резервов в корпоративные облигации и акции, основной отраслью инвестирования этих средств выступает банковский сектор. С учетом депозитов на банки приходится 40% пенсионных накоплений и 48% пенсионных резервов, или порядка 1,2 трлн руб. И хотя кредитные учреждения, в том числе за счет этих средств, финансируют реальный сектор, такой порядок повышает стоимость этих денег для производственных компаний.

Сами фонды в качестве наиболее привлекательной отрасли для инвестирования пенсионных накоплений считают инфраструктурные проекты. При этом в последние годы НПФ часто выступали единственными покупателями «длинных» инфраструктурных бумаг. Тем не менее проектов, в которые фонды могут вложиться с учетом существующих жестких ограничений регулятора, крайне мало. Поэтому требуется более активное взаимодействие эмитентов и государства при разработке и выводе на биржу качественных инструментов для инвестиций в инфраструктуру и государственно-частное партнерство.

Риск качества активов продолжает оставаться значимым и в 2016 г., в том числе у фондов, вступивших в систему гарантирования. Явное и скрытое давление регулятора на отрасль в плане повышения качества активов сохранится.

Заметным риском изучаемого рынка является повышение издержек фондов. Другой драйвер -масштабные перемещения клиентов между учреждениями, что заставляет НПФ тратиться на компенсацию оттоков. Ожидается, что отрасль будет лоббировать внедрение регулятивных мер, препятствующих значительным перетокам застрахованных между фондами.

Таблица 1

Объем вложений пенсионных средств НПФ в основной капитал в РФ Table 1

The amount of investment of pension savings of non-State pension funds in fixed asset in Russia

Показатель 31.12.2014 31.12.2015

Объем пенсионных накоплений, 1 132,4 1 719,5

млрд руб.

Объем пенсионных резервов, млрд руб. 900,1 991,6

Объем пенсионных накоплений 2 032,5 2 711,2

и резервов, млрд руб.

Объем инвестиций в основной капитал, 13 527,7 14 005

млрд руб.

Объем ВВП, млрд руб. 77 945,1 80 804,3

Отношение объема пенсионных 8,4 12,3

накоплений к объему инвестиций

в основной капитал, %

Отношение объема пенсионных 15 19,4

накоплений и резервов к объему

инвестиций в основной капитал, %

Отношение объема пенсионных 1,5 2,1

накоплений к объему ВВП, %

Отношение объема пенсионных 2,6 3,4

накоплений и резервов к объему ВВП, %

Источник: данные Банка России и агентства «Эксперт РА» Source: Bank of Russia, Expert RA Agency

Рисунок 1

Объем пенсионных накоплений НПФ, инвестированных в акции российских компаний в 2013-2016 гг. Figure 1

The amount of pension savings of non-State pension funds invested in shares of Russian companies in 2013-2016

60

i

1/ с с

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П5

1 X £> X X

0 s и

1

4i

с

Q

-©iQ. О e ca

a: с о Ч

50

40

30

20

10

434,4 816'4

i ^ 224,2

« ) 68,1

2013 2014 2015

Площадь круга - объем пенсионных накоплений НПФ, млрд руб.

2016

• Акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ

• Облигации российских эмитентов (помимо облигаций, являющихся федеральными государственными ценными бумагами и государственными ценными бумагами субъектов РФ)

Источник: данные Банка России и агентства «Эксперт РА» Source: Bank of Russia, Expert RA Agency

Рисунок 2

Отраслевая структура инвестирования пенсионных накоплений НПФ в акции и корпоративные облигации в 2015 г., %

Figure 2

The structure of investment of pension savings of non-State pension funds in shares and corporate bonds in 2015

Источник: данные Банка России и агентства «Эксперт РА»

Source: Bank of Russia, Expert RA Agency

Список литературы

1. Большакова А.В. Проблемы учета пенсионных обязательств в негосударственном пенсионном фонде // Вестник Финансового университета. 2015. № 6. С. 73-81.

2. Неелова Н.В. Составление консолидированной МСФО-отчетности корпоративными негосударственными пенсионными фондами // Сибирская финансовая школа. 2015. № 6. С. 170-174.

3. Смольникова Е.В. Влияние внешней организационной среды на процессы управления негосударственным пенсионным фондом (НПФ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 3. С. 128-134.

4. Смольникова Е.В. Организационные структуры управления в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 1. С. 64-68.

5. Смольникова Е.В. Сущность и специфика процессов управления негосударственным пенсионным фондом // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 210-215.

6. Маков А.Г. Инновационный подход в корпоративном управлении негосударственными пенсионными фондами // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 2. С. 23-27.

7. Хмыров В.В. Цели, принципы и функции риск-менеджмента в негосударственном пенсионном фонде // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 3. С. 256-260.

8. Головченко А.В. Система риск-менеджмента в негосударственных пенсионных фондах // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 485-489.

9. Хурухова Х.Р. Негосударственные пенсионные фонды, его формы и зарубежный опыт функционирования // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11-2. С. 91-93.

10. Шеховцова Ю.А. Негосударственные фонды и их функции в системе обеспечения инвестиционной безопасности государства // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 7-1. С. 235-242.

11. Головченко А.В. Негосударственные пенсионные фонды в России: состояние и проблемы // Российское предпринимательство. 2012. № 12. С. 17-24.

12. Волков И.А. Негосударственные пенсионные фонды как элемент финансовой системы: правовое регулирование // Право и государство: теория и практика. 2011. № 6. С. 89-94.

13. Низова Л.М., Вафина Р.Р. Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и трудности // Страховое дело. 2014. № 12. С. 16-21.

14. Мамий Е.А., Новиков А.В. Негосударственные пенсионные фонды: сущность, свойства и функции // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 116. С. 168-182. URL: http://cyberlenmka.ru/artide/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-suschnost-svoystva-i-funktsii.

15. Кривельская Е.А. Негосударственные пенсионные фонды как социальные институты в современной России // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2015. № 3. С. 93-97.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Monitoring of Economic Processes

A MARKETING ANALYSIS OF THE MARKET OF PRIVATE PENSION FUNDS: PROBLEMS AND PREDICTIONS

Vladimir A. TETUSHKIN

Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation volodtetus@yandex.ru

Article history:

Received 8 July 2016 Received in revised form 21 July 2016 Accepted 27 July 2016

JEL classification: E47, G17, G23, M31

Keywords: finance, forecast, marketing, analysis, pension fund

Abstract

Subject The article studies the market of non-State pension funds.

Objectives The paper aims to combine disaggregated data contained in open sources of information,

to obtain the amount of information and gain a better understanding of the interdependence between

the non-State pension funds market players and predict further development and possible

implications for Government, business and the population in the study area.

Methods For the study, I used the econometric and statistical methods of analysis.

Results The paper presents analytical data, which reflect the performance of the targeted market

segment, and the development forecast.

Conclusions and Relevance The risk profile of the market of non-State pension funds contains the remains of risky assets in the portfolios, increased costs to retain customers of compulsory pension insurance and restructuring of infrastructure, in accordance with the requirements of the regulator. The main reason for the non-State pension funds license reviews in 2015 were the subprime-related assets in the portfolios of pension savings, acquired before raising the requirements. The results of the research can be helpful for students and teachers, as well as the non-State pension funds management.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Bol'shakova A.V. [Problems of accounting for pension obligations in the pension fund]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2015, no. 6, pp. 73-81. (In Russ.)

2. Neelova N.V. [Preparation of consolidated IFRS reporting of corporate non-State pension funds].

Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2015, no. 6, pp. 170-174. (In Russ.)

3. Smol'nikova E.V. [The influence of external institutional environment on management processes non-State pension fund]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika = Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Economics, 2015, no. 3, pp. 128-134. (In Russ.)

4. Smol'nikova E.V. [Organizational structure of management in non-State pension fund]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Law and Economics, 2016, no. 1, pp. 64-68. (In Russ.)

5. Smol'nikova E.V. [The nature and specificity of management of non-State pension fund]. Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal = Business in Law. Economic-Legal Journal, 2015, no. 2, pp. 210-215. (In Russ.)

6. Makov A.G. [An innovative approach to corporate governance of non-State pension funds]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) = Bulletin of University (State University of Management), 2015, no. 2, pp. 23-27. (In Russ.)

7. Khmyrov V.V. [Objectives, principles and functions of risk management in non-State pension fund]. Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskii zhurnal = Business in Law. Economic-Legal Journal, 2012, no. 3, pp. 256-260. (In Russ.)

8. Golovchenko A.V. [The system of risk management in private pension funds]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics andEntrepreneurship, 2014, no. 1-2, pp. 485-489. (In Russ.)

9. Khurukhova Kh.R. [Non-State pension funds: a form and foreign experience of functioning].

Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2013, no. 11-2, pp. 91-93. (In Russ.)

10. Shekhovtsova Yu.A. [Private funds and their functions in the system of investment safety of the State].

Ekonomika i upravlenie: analiz tendentsii i perspektiv razvitiya = Economics and Management: Analysis of Tendencies and Prospects of Development, 2013, no. 7-1, pp. 235-242. (In Russ.)

11. Golovchenko A.V. [Non-State pension funds in Russia: the state and problems]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Journal of Russian Entrepreneurship, 2012, no. 12, pp. 17-24. (In Russ.)

12. Volkov I.A. [Non-State pension funds as part of the financial system: legal regulation]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and the State: Theory and Practice, 2011, no. 6, pp. 89-94. (In Russ.)

13. Nizova L.M., Vafina R.R. [Non-State pension funds: problems and difficulties]. Strakhovoe delo = Insurance, 2014, no. 12, pp. 16-21. (In Russ.)

14. Mamii E.A., Novikov A.V. [Non-State pension funds: the nature, properties, and functions]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, no. 116, pp. 168-182. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-suschnost-svoystva-i-funktsii.

15. Krivel'skaya E.A. [Pension funds as social institutions in modern Russia]. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoi kooperatsii = Vestnik of Siberian University of Consumer Cooperation, 2015, no. 3, pp. 93-97. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.