УДК 336.7:368.04 JEL G23
Ш 10.25513/1812-3988.2019.17(2).58-70
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.М. Реутова
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)
Информация о статье
Дата поступления 1 марта 2019 г.
Дата принятия в печать 10 апреля 2019 г.
Тип статьи
Аналитическая статья
Ключевые слова
Пенсионные накопления, рынок пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды, государственное регулирование
Аннотация. Рассматривается система государственного регулирования рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации. Анализируются законодательные нормы и научные точки зрения к регулированию с позиции достижения целей развития финансового рынка России, самостоятельным сегментом которого выделяется рынок пенсионных накоплений. Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений описано через систему элементов: цели, принципы, субъекты, объекты, предметы и инструменты регулирования. В качестве субъектов рынка рассматриваются органы регулирования в лице Банка России и саморегулируемых организаций, объектов - негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, участники (застрахованные лица), вкладчики (страхователи). Действующая система регулирования рынка пенсионных накоплений оценивается как не в полной мере способствующая развитию рынка вследствие существующих правовых, экономических и социальных противоречий между интересами субъектов и объектов рынка. Основное противоречие возникает на пересечении интересов негосударственного пенсионного фонда как финансового и как социального институтов. Существующие исследования обосновывают необходимость пересмотра законодательных положений в части предоставления большей самостоятельности пенсионным фондам, расширения состава финансовых активов пенсионных резервов, размещаемых фондами самостоятельно, отмены моратория на накопительную часть пенсии. Утверждается, что предложенные рекомендации будут способствовать повышению доходности инвестиционных портфелей фондов, сокращению регулятивных издержек на выплаты вознаграждения управляющим компаниям, повышению доверия населения к негосударственным пенсионным фондам.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00364.
STATE REGULATION OF THE RETIREMENT SAVINGS MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION
I.M. Reutova
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Article info
Received March 1, 2019
Accepted April 10, 2019
Type paper
Analytical paper
Keywords
Retirement savings, retirement savings market, non-governmental pension funds, state regulation
Abstract. The article deals with the state regulation of the retirement savings market in the Russian Federation. The legislative regulations and scientific views to achieve the development of Russian financial market whose independent segment is retirement savings are analyzed. The state regulation of retirement savings market is described through the following system elements: goals, principles, entities, legal objects, the scope and tools of regulation. The regulatory institutions represented by the Bank of Russia and self-regulatory are viewed as legal subjects; non-governmental pension funds, management companies, specialized depositaries, the parties (the insured), depositors (insurants) - as objects. The regulation system of the retirement savings market in effect is viewed as not fully contributing to the market development due to the existing legal, economic and social discrepancies between the interests of the market entities and objects. The main contradiction is the nature of non-governmental pension funds as financial and social institutions. The current studies substantiate the need to revise the legislative regulations so as to provide more independence for the pension funds, expand the composition of financial assets for pension reserves independently allocated by the funds, to reverse the suspension of accumulated retirement savings. It is argued that the proposed recommendations will lead to increase in the investment portfolio profit of the funds, decrease in regulatory costs as remuneration to management companies, build of the population's trust towards non-governmental pension funds.
Acknowledgements. The reported study was funded by RFBR according to the research project No. 19-010-00364.
© И.М. Реутова, 2019
1. Введение. Актуальность исследования регулирования рынка пенсионных накоплений в России обусловлена тем, что принятые Правительством РФ документы стратегического и тактического характера, такие как Стратегия повышения финансовой грамотности от 25 сентября 2017 г. № 2039-р, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р), Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 гг., ставят на первый план задачи по обеспечению развития финансового рынка, поскольку эффективная работа именно финансового рынка способствует не только экономическому росту страны, но и повышению качества жизни граждан. Одновременно ставятся задачи социальной направленности - обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, в том числе повышения эффективности накопительной составляющей.
Категория «рынок пенсионных накоплений» упоминается в аналитических обзорах Банка России, где описывается через институты в лице негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и агентов фондов (брокеры, кредитные организации и другие организации, предлагающие пенсионные продукты). При этом Банком России рынок пенсионных накоплений не выделяется как самостоятельный сегмент, а включается в рынок коллективных инвестиций. Несмотря на то, что механизмы привлечения и размещения финансовых ресурсов пенсионными и инвестиционными фондами имеют общие черты, конечные цели инвестирования будут отличаться. В связи с этим мы считаем целесообразным рассматривать рынок пенсионных накоплений как самостоятельный сегмент финансового рынка, включающий специализированные финансовые институты и предоставляющий специфические финансовые услуги (НПФ-услуги) [1]. Соответственно, регулирование рынка пенсионных накоплений подчинено целям развития как финансового рынка в целом, так и пенсионной системы в частности.
Нельзя не отметить и имеющиеся проблемы, тормозящие развитие рынка пенсионных накоплений, связанные с состоянием российского рынка ценных бумаг, низким уровнем финансовой грамотности населения, недостаточным уровнем развития инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения и
обязательного пенсионного страхования. Это, в свою очередь, требует выявления проблем и формирования направлений совершенствования механизма регулирования рынка пенсионных накоплений.
2. Обзор литературы. В основу исследования регулирования рынка пенсионных накоплений положена модель социальной политики О. Бисмарка, в которой обосновывалось участие государства в страховом фонде работающих в промышленности при одновременном участии самих рабочих в социальном страховании. Комплекс социального страхования включал обеспечение в случае болезни, несчастных случаев на производстве, по старости и некоторые другие виды обеспечения [2]. Положения данной модели в последующем легли в основы социальных политик многих развитых и развивающих стран.
Современные исследования, посвященные вопросам регулирования в пенсионной области, можно условно разделить на следующие группы:
1. Исследование проблем регулирования обязательного пенсионного страхования и обеспечения с точки зрения решения вопросов социального характера (социальный аспект). В рамках данного направления исследования по проблемам реформирования пенсионной системы, места и функций негосударственных пенсионных фондов ведут В.Д. Роик [3], Е.С. Лаврено-ва [4], В.А. Матвеев, А.О. Овчаров [5] и др.
2. Выявление проблем регулирования обязательного пенсионного страхования в части формирования и выплат накопительных и негосударственных пенсий, обоснования страховых взносов (страховой аспект). В данной группе НПФ рассматривается как объект страхового регулирования [6], изучаются методы финансовой устойчивости и надежности [710]. Вопросы формирования пенсионных планов, обоснования тех или иных вариантов пенсионных схем также активно обсуждаются в работах зарубежных авторов [11-13].
3. Изучение механизмов регулирования и повышения эффективности инвестиционной деятельности и доходности инвестиционных портфелей негосударственных пенсионных фондов (финансовый аспект). Проблемы в части нормативных требований к инвестиционной деятельности НПФ, факторы, влияющие на характер государственного регулирования инвестиционной деятельности НПФ, исследуют
К.А. Туманянц [14; 15], О.В. Ломтатидзе [16], механизмы регулирования инвестиционных рисков, связь пенсионных накоплений и экономический рост описывают в своих работах Р.М. Мельников [17], Д.М. Романова [18], НА. Истомина [19], Е.Н. Лысенко [20], D. Ofoegbu [21].
В целом работы, посвященные изучению вопросов регулирования рынка пенсионных накоплений, мало представлены в научной литературе. Наиболее полным и комплексным исследованием в этой области является монография А.Г. Гузнова и Т.Э. Рождественской: на основе международных принципов и стандартов авторами исследуются особенности регулирования, контроля и надзора на финансовых рынках, в том числе отдельных секторов [22].
Можно сделать вывод, что проведенные исследования российских и зарубежных пенсионных систем показывают их подверженность реформам вследствие нестабильности экономических ситуаций. Реформы пенсионных систем Латинской Америки, развитых стран демонстрируют тенденции перехода от распределительных систем к накопительным. Накопительный принцип формирования будущих пенсий требует доработки применяемых на данный момент методов и инструментов регулирования.
3. Гипотезы и методы исследования. Рассматривая рынок пенсионных накоплений широко - как законодательно регламентированную систему отношений между поставщиком (негосударственными пенсионными фондами) и потребителем (участниками / застрахованными лицами) услуг, - можно выделить две группы индикаторов развития этого рынка:
- экономические:
• рост объемов пенсионных накоплений и резервов;
• повышение доходности инвестиционных портфелей;
• повышение финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов;
- социальные:
• увеличение количества участников и застрахованных лиц;
• увеличение среднего размера выплат по пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению;
• формирование инфраструктуры, способствующей минимизации издержек;
• повышение доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам.
Целью исследования является выявление правовых, экономических и социальных противоречий между субъектами и объектами рынка, тормозящих развитие рынка негосударственных пенсионных накоплений. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что действующая система регулирования рынка пенсионных накоплений не в полной мере способствует развитию рынка вследствие существующих ограничений по размещению пенсионных резервов и накоплений фондам, недостаточного внимания проблемам повышения делового имиджа фондов, а также моратория на формирование накопительной пенсии.
При написании статьи были использованы общенаучные методы обобщения, сравнения, аналогии, а также специальные методы анализа открытых информационных материалов.
4. Результаты исследования. Под регулированием рынка пенсионных накоплений будем понимать установление требований и процедур для субъектов рынка в целях развития финансового рынка и пенсионной системы государства.
Исследование вопросов регулирования рынка пенсионных накоплений осуществляется в рамках системного подхода. Выбранный подход позволяет в системном элементе «субъекты рынка пенсионных накоплений» выделить регулирующую компоненту как субсистему. Регулирующая субсистема, в свою очередь, включает в качестве субэлементов:
• цели и принципы регулирования;
• субъекты регулирования;
• объекты регулирования;
• предмет регулирования;
• методы и инструменты регулирования
[23].
4.1. Цели и принципы регулирования рынка пенсионных накоплений. Регулирование финансового рынка осуществляется в рамках международных и национальных систем регулирования.
Разработкой международных стандартов в области регулирования финансовых рынков занимаются многочисленные международные организации и объединения, не являющиеся организациями. Среди них можно выделить организации, которые осуществляют регулирование и надзор на рынке пенсионных накоплений: ОЭСР, Всемирный банк, Международная организация органов надзора за пенсион-
ными накоплениями (International Organisation of Pension Supervisors, IOPS).
Международные стандарты в области пенсионных накоплений и надзора за негосударственными пенсионными фондами разрабатывает IOPS, которая является независимым международным органом, представляющим тех, кто участвует в наблюдении за частными пенсионными системами. В настоящее время в составе IOPS 87 членов и наблюдателей, представляющих 77 стран и территорий, в том числе Российская Федерация.
Задачами IOPS являются обобщение наилучшей надзорной практики в сфере частных пенсионных накоплений и выработка рекомендаций с целью предотвращения негативных явлений в указанном секторе финансового рынка, а также улучшения качества надзора за негосударственными пенсионными фондами. Для реализации этой задачи IOPS разрабатывает и принимает документы, представляющие собой своды рекомендаций, предназначенные для надзорных органов национальных юрисдик-ций [22]. Основополагающими являются принятые в 2006 г. «Принципы надзора IOPS за частными пенсиями» (The IOPS Principles of Private Pension Supervision)1. В 2010 г. была принята «Методология для принципов надзора IOPS за частными пенсиями» (Methodology for IOPS Principles of Private Pension Supervision), которая содержит подробное описание критериев соблюдения принципов IOPS.
Национальная система регулирования рынка пенсионных накоплений направлена на достижение ряда конкретных целей. Цели регулирования рынка пенсионных накоплений вытекают из целей регулирования финансового рынка (общие цели) и целей регулирования собственно сегмента рынка пенсионных накоплений (специфические цели). При этом законодательно не определены сами принципы регулирования финансового рынка.
Общие цели регулирования финансового рынка прописаны в целях деятельности Банка России - это развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности. Согласно Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эф-
фективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, защита прав и законных интересов застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.
Основные цели развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 -2021 гг. предусматривают повышение уровня и качества жизни граждан России за счет использования инструментов финансового рынка; содействие экономическому росту за счет предоставления доступа субъектам экономики к долговому и долевому финансированию; создание условий для роста финансовой индустрии.
К специальным целям регулирования можно отнести цели развития пенсионной системы:
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
Для достижения указанных целей Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации формулируются задачи развития пенсионной системы:
- достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;
- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне- и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
По мнению А.Г. Гузнова, важнейшей целью регулирования системы негосударственных пенсионных накоплений является повышение доверия к данной системе, позволяющей не только улучшить качество социального обеспечения граждан за счет предоставления дополнительного пенсионного обеспечения, но и создать дополнительный фактор развития финансового рынка за счет появления долгосрочного инвестиционного фонда [22].
Таким образом, государство при выборе методов и инструментов регулирования должно исходить из необходимости достижения
триединой цели: создание условий для экономического роста - повышение доверия населения к финансовым институтам - достижение экономического роста.
4.2. Субъекты регулирования. Можно выделить субъектов государственного регулирования и саморегулирования. Органом, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор на рынке пенсионных накоплений, выступает Банк России.
В рамках регулирования Банк России устанавливает требования к собственным средствам управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, порядку расчета собственных средств и формирования резервов негосударственных пенсионных фондов, ставки ежегодных отчислений в резерв негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, а также ставки гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений.
Поскольку субъектами рынка пенсионных накоплений являются не только пенсионные фонды, но и инфраструктурные институты, Банк России регулирует деятельность последних. Регулирование и контроль реализуются через проведение проверок деятельности негосударственных пенсионных фондов, отчетов фондов, аудиторских и актуарных заключений; оценку соответствия должностных лиц, регулирующих деятельность НПФ, квалификационным требованиям и/или требованиям к деловой репутации. По поручению Банка России проверки могут осуществляться аудиторскими организациями и актуариями, по поручению Комитета финансового надзора - саморегулируемыми организациями (СРО).
Надзор заключается в установлении обязательных для негосударственных пенсионных фондов сроков и порядка составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Банк России в установленном им порядке ведет реестр негосударственных пенсионных фондов, утверждает порядок представления сведений об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Другим государственным органом, выполняющим отдельные регулятивные функции, является Министерство труда и социальной защиты (Минтруд) РФ, которое, в частности, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение.
Саморегулируемая организация Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) учреждена в целях обеспечения благоприятных условий деятельности членов НАПФ, защиты интересов членов НАПФ, вкладчиков, участников и застрахованных лиц, установления правил и стандартов деятельности, обеспечивающих эффективность работы членов НАПФ. Деятельность НАПФ дополняет и подкрепляет свод целей и задач, которые стоят перед Банком России. Вместе с тем в законодательный перечень мегарегулятора не входит формирование положительного имиджа НПФ и защита интересов НПФ (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ целей и задач субъектов регулирования в отношении негосударственных пенсионных фондов
Table 1. The comparative analysis of the goals and aims of regulation entities in regard to non-governmental pension funds
Цели и задачи Банк России НАПФ
Обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации + +
Эффективное управление рисками + +
Защита прав и законных интересов застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению + +
Защита и представление членов НАПФ в Банке России - +
Реализация экономической инициативы НПФ - -/+
Формирование позитивного общественного мнения о НПФ - + (в отношении членов НАПФ)
На наш взгляд, целесообразно задачи по формированию и повышению имиджа НПФ, что крайне важно и необходимо в условиях недостаточной грамотности населения и высокого недоверия к фондам, вынести на государственный уровень.
4.3. Объект и предмет регулирования. Объектами регулирования выступают субъекты рынка пенсионных накоплений: НПФ, Пенсионный фонд РФ (ПФР), ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), управляющие компании, специализированные депозитарии, участники (застрахованные лица), вкладчики (страхователи).
По состоянию на конец I квартала 2018 г. на рынке функционировало 67 негосударственных пенсионных фондов. Количество застрахованных лиц, формирующих свои накопления в НПФ, с начала года выросло на 8,0 %, в том числе за счет переходов из ПФР, и на конец марта 2018 г. достигло 37,1 млн чел. Инвести-
ционный портфель пенсионных накоплений и резервов НПФ на 31 марта 2018 г. достиг 3 886,1 млрд руб., что по сравнению с прошлым годом составило рост 13,9 % по пенсионным резервам и 10,4 % по пенсионным накоплениям. В то же время инвестиционный портфель инвестиционных накоплений ПФР составил 1 763,3 млрд руб., произошло снижение на 1,7 %2. Учитывая тенденции оттока застрахованных лиц из ПФР и рост числа участников НПФ, в рамках данного исследования ПФР и Внешэкономбанк не будут рассматриваться как объекты регулирования.
На наш взгляд, неверно рассматривать НПФ только как финансовый институт. Негосударственные пенсионные фонды по характеру своей деятельности могут также рассматриваться как социальный, страховой институт, наконец, как субъект предпринимательства. В связи с этим будут отличаться субъектно-объ-ектные элементы регулирования (табл. 2).
Таблица 2. Объекты и субъекты регулирования на рынке пенсионных накоплений Table 2. Regulation entities and objects on the retirement savings market
Классификационный признак Характеристика деятельности Субъекты регулирования Объекты регулирования
НПФ как финансовый институт Аккумулирование финансовых средств и размещение с максимальной отдачей (трансформация сбережений в инвестиции) Банк России - НПФ; - управляющие компании; - специализированные депозитарии; - брокеры; - кредитные организации
НАПФ НПФ
НПФ как социальный институт Осуществление пенсионного обеспечения населения Минтруд России; Президент РФ - НПФ; - работодатели; - работники
НПФ как страховой институт Защита интересов участников при наступлении пенсионного возраста за счет фондов, формируемых из уплаченных пенсионных взносов Банк России - НПФ - управляющие компании; - актуарии; - специализированные депозитарии; - страхователи; - застрахованные лица
НПФ как субъект правоотношений Возможность иметь обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам, приобретать от своего имени и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде Банк России; Минтруд России; НАПФ - НПФ; - управляющие компании; - специализированные депозитарии; - вкладчики (страхователи); - участники (застрахованные лица)
НПФ как субъект предпринимательства Самостоятельное осуществление на свой риск деятельности, направленной на получение прибыли от оказания НПФ-услуг Банк России НПФ как акционерное общество
С учетом вышеизложенного можно констатировать, что специфика области и предмета регулирования вытекает из функций, вы-
полняемых негосударственными пенсионными фондами (табл. 3).
Таблица 3. Объектно-предметная область регулирования негосударственных пенсионных фондов
Table 3. The scope and the subject matter of non-governmental funds regulation
Классификационный признак Область регулирования Предмет регулирования
НПФ как финансовый институт - Размещение средств пенсионных резервов; - инвестирование пенсионных накоплений; - обеспечение гарантии прав застрахованных лиц - Пенсионные правила / схемы; - состав и структура инвестиционного портфеля; - состав и структура пенсионных резервов и накоплений; - система гарантирования прав застрахованных лиц; - раскрытие информации
- Стандарты деятельности НПФ; - деловая репутация, этика - Раскрытие информации; - требования к деловой репутации; - правила этики
НПФ как социальный институт Отношения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения - Права и обязанности застрахованных лиц и участников; - правила обращения за накопительной пенсией; - перечень документов, необходимых для назначения накопительной пенсии
НПФ как страховой институт - Анализ и финансовая оценка рисков и/или финансовых обязательств; - оценка эффективности методов управления финансовыми рисками - Страховые и пенсионные взносы; - типовые страховые правила фонда; - актуарные расчеты; - размер страхового резерва; - размер резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию
НПФ как субъект правоотношений Соглашения между участниками сторон (субъектами рынка) об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей Требования к договорам: - пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании; - договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами; - договоры с организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда
НПФ как субъект предпринимательства - Создание НПФ; - регистрация НПФ; - лицензирование деятельности - Лицензионные требования; - минимальный размер уставного капитала; - минимальный размер собственных средств; - формы отчетности
На основе приведенных данных можно отметить, что один и тот же объект регулируется разными субъектами, причем цели регулирования будут зависеть от целей и задач, стоящих перед регулирующими органами. Так, Минтруд России ставит задачу реализации социальной функции через выравнивание колеба-
ний доходов в нетрудоспособном периоде для участников фондов, но одновременно Президентом РФ вводится мораторий на накопительную часть пенсии. На момент написания статьи мораторий (невозможность получения денежных средств накопительной части пенсии) продлен до 2021 г. Обеспечение защиты прав
застрахованных лиц (НПФ как страховой институт) противоречит и вступает в конфликт с требованием передачи средств пенсионных резервов в управление управляющей компании.
Отсюда вытекает необходимость обеспечения функционального единства развития финансового рынка и рынка негосударственных накоплений в части законодательства о финансовых рынках, обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении.
4.4. Инструменты и методы регулирования. Соглашаясь с точкой зрения И.Г. Гор-
ловской, под инструментами регулирования будем понимать методы и средства воздействия Банка России и саморегулируемых организаций на участников рынка пенсионных накоплений с целью изменения или поддержания их состояния в заданных мегарегулятором и саморегулируемыми организациями параметрах [23].
Инструментарий может быть сгруппирован в соответствии с основными методами регулирования - собствено регулирование, контроль и надзор (табл. 4).
Цели и задачи Банк России НАПФ
Методы регулирования
Установление лицензионных требований и условий к НПФ и инфраструктурным институтам + -
Аттестация специалистов финансового рынка по деятельности НПФ и инфраструктурных институтов - +
Аккредитация НПФ и подключение к системе гарантирования прав застрахованных лиц + -
Установление требований к собственным средствам НПФ и инфраструктурных институтов + -
Разрешенные финансовые инструменты (активы) для инвестиций НПФ и инфраструктурных институтов + -
Защита интересов НПФ и инфраструктурных институтов, в том числе в отношениях с органами власти - + (в отношении членов НАПФ)
Установление свода правил и стандартов деятельности НПФ и инфраструктурных институтов + +
Установление экономических нормативов НПФ и инфраструктурных институтов + -
Разработка правил раскрытия информации НПФ и инфраструктурными институтами + +
Установление требований к бухгалтерской и финансовой отчетности НПФ + -
Установление требований к системам управления рисками НПФ и инфраструктурных институтов + -
Формирование позитивного общественного мнения о деятельности НПФ - + (в отношении членов НАПФ)
Оценка деловой репутации + +
Методы контроля
Проверки деятельности НПФ + +
Установление обязательности актуарных проверок и аудиторских проверок + -
Проверки НПФ и инфраструктурных институтов - членов СРО (базовые стандарты) - +
Проверки НПФ и инфраструктурных институтов - членов СРО (внутренние стандарты) - +
Методы надзора
Мониторинг финансовой отчетности + +
Ведение реестра НПФ + + (в отношении членов НАПФ)
Сбор сведений о должностных лицах НПФ + +
Кураторство + -
Таблица 4. Сравнительный анализ инструментария регулирования рынка пенсионных накоплений
Table 4. The comparative analysis of regulation tools for retirement savings market
Таким образом, контроль и надзор в части соблюдения регуляторных требований осуществляется мегарегулятором, в части соблюдения стандартов деятельности фондов - саморегулируемой организацией. Регулирование деятельности НПФ, за исключением аттестации специалистов, также большей частью возложено на мегарегулятор.
Отдельного внимания заслуживает регулирование перечня разрешенных финансовых
инструментов, в которые могут вкладываться средства участников и застрахованных лиц. Перечень возможных разрешенных финансовых активов для инвестирования пенсионных резервов и накоплений, субъект, имеющий право на управление, а также требования по формированию состава и структуры пенсионных накоплений представлены в табл. 5.
Таблица 5. Разрешенные финансовые активы рынка пенсионных накоплений Table 5. The financial assets authorized for retirement savings market
Финансовый актив Виды финансовых активов Максимальная доля в пенсионных резервах, % Субъект, осуществляющий размещение средств пенсионных резервов
Ценные бумаги Государственные ценные бумаги Российской Федерации 35 (одного выпуска) НПФ, управляющая компания
Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации 80 Управляющая компания
Муниципальные облигации 80 Управляющая компания
Облигации 80 Управляющая компания
Акции российских акционерных обществ 70 Управляющая компания
Ипотечные ценные бумаги (ипотечные сертификаты участия) 20 (10) Управляющая компания
Ценные бумаги правительств иностранных государств 30 Управляющая компания
Акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций 30 Управляющая компания
Ценные бумаги международных финансовых организаций 30 Управляющая компания
Инвестиционные паи Инвестиционные паи 70 НПФ, управляющая компания
Акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов 30 Управляющая компания
Денежные средства Денежные средства в рублях 80 НПФ, управляющая компания
Иностранная валюта
Банковские депозиты
Депозитный сертификат Депозитные сертификаты
Объекты недвижимости Нежилые здания, нежилые помещения, строения и сооружения, находящиеся на территории Российской Федерации 10 НПФ, управляющая компания
Примечание. Сост. по: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 3 августа 2018 г.); Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. № 63).
Как следует из табл. 5, финансовые активы, разрешенные к самостоятельному размещению НПФ - это практически безрисковые вло-
жения, а следовательно, доходность по таким инструментам будет минимальная. По законодательству, НПФ обязаны инвестировать сред-
ства пенсионных накоплений и большую часть резервов через управляющие компании, которые, в свою очередь, не принимают на себя и не несут ответственности за кредитные и рыночные риски, возникающие при управлении портфелями ценных бумаг. Фактически, гарантия доходности, даже минимальной, является для управляющей компании невыполнимым обязательством, поскольку ее уставный капитал несоизмеримо меньше объема привлекаемых пенсионных средств. С 1 января 2017 г. минимальный размер собственных средств управляющих компаний НПФ должен составлять 20 млн руб. и 0,02 % от величины превышения суммарной стоимости средств, находящихся в доверительном управлении, над 3 млрд руб., но суммарно не более 80 млн руб. При этом минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 млн руб., а с 1 января 2020 г. - не менее 200 млн руб., что в 2,5 раза превышает максимальный размер средств управляющих компаний. Принимая во внимание относительно невысокие риски размещения в такие инструменты, как облигации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, крупных российских организаций, можно было бы внести их в перечень разрешенных активов, тем самым повышая самостоятельность НПФ.
5. Заключение. Таким образом, были выявлены следующие проблемы в системе регулирования рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации, тормозящие его развитие:
1. Вопросы формирования общественного мнения о НПФ не вынесены на государственный уровень, а являются прерогативой деятельности саморегулируемых организаций.
2. Мораторий на формирование накопительной пенсии распространяется не только на средства НПФ, но и на те средства, которые были перечислены в Пенсионный фонд РФ.
3. Ограничение самостоятельного размещения пенсионных накоплений и резервов
фондами приводит к зависимости от управляющих компаний. При этом налицо противоречие целей управляющей компании как финансового института и целей пенсионного фонда как социального института.
По результатам исследования можно утверждать, что при выборе методов и инструментов регулирования государство должно исходить из необходимости достижения триединой цели: создание условий для экономического роста - повышение доверия населения к финансовым институтам - достижение экономического роста.
Развитие рынка пенсионных накоплений, снижение конфликтов и издержек на рынке возможно через расширение списка активов, в которые негосударственные фонды могут самостоятельно инвестировать привлекаемые пенсионные ресурсы. Повышению доверия населения будет способствовать формирование имиджа пенсионных фондов как финансовых институтов, основной функцией которых является создание дополнительной пенсии, а также снятие государственного моратория на накопительную часть пенсии. В свою очередь, привлекаемые пенсионными фондами денежные средства, размещаемые в промышленности, будут способствовать экономическому росту страны.
В связи с этим обеспечение функционального единства развития финансового рынка и рынка негосударственных накоплений через законодательное установление и использование указанных инструментов будет способствовать достижению как экономических, так и социальных задач.
Примечания
1 The IOPS Principles of Private Pension Supervision. URL: http://www.iopsweb.org/principlesandguide-lines/IOPS-principles-private-pension-supervision.pdf.
2 Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за I квартал 2018. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/47457/review _npf_18Q1.pdf.
Литература
1. Реутова И. М. Обзор научных подходов к понятию рынок пенсионных накоплений // Омские научные чтения - 2018 : материалы Второй Всерос. науч. конф. (Омск, 10-15 дек. 2018) / редкол.: Т. Ф. Ящук и др. - Электрон. текстовые дан. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. -С.1005-1007.
2. Ashley A. The Social Policy of Bismarck. - Creative Media Partners, 2009. - 110 p.
3. Роик В. Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный и зарубежный опыт : моногр. - М. : Юрайт, 2019. - 336 с.
4. Лавренова Е. С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы // Juvenis scientia. -2016. - № 1. - С. 82-86.
5. Матвеев В. А., Овчаров А. О. Новый подход к регулированию рынка пенсионных накоплений в условиях экономической нестабильности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2015. - № 22 (256). - С. 55-63.
6. Волков И. А. Негосударственные пенсионные фонды как предмет финансово-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. - 2011. - № 4. - C. 92-103.
7. Жуков А. Е. Определение надзорными органами финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, основанное на оценке рисков // Финансы и кредит. - 2012. - № 28 (508). -С.53-61.
8. Бончик В. М. Негосударственные пенсионные фонды: финансовая устойчивость и актуарные расчеты. - М. : Дашков и К°, 2016. - 204 с.
9. Косов М. Е. Критический анализ состояния рынка пенсионных накоплений пенсионной системы РФ // Вестн. экон. безопасности. - 2017. - № 2. - С. 293-298.
10. Мамий Е. А., Новиков А. В. Анализ эффективности функционирования рынка негосударственного пенсионного обеспечения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. -№ 46. - С. 31-38.
11. Jackson P. H. Government regulation of pension plans the American experience // International Association of Consulting Actuaries 6th Conference, Toronto, Canada, June 5-9, 1978. - URL : https://www.actuaires.org/IACA/Colloquia/Toronto/Vol_1/Jackson.pdf.
12. Stalebrink O. J. Public pension funds and assumed rates of return: an empirical examination of public sector // The American Review of Public Administration. - 2012. - Vol. 44, Iss. 1. - P. 92-111. -DOI: 10.1177/0275074012458826.
13. Rossi M. Examining the Interaction Between Saving and Contributions to Personal Pension Plans: Evidence from the BHPS // Oxford Bulletin of Economics and Statistics. - 2009. - Vol. 71, Iss. 2. -P. 253-271. - DOI: 10.1111/j.1468-0084.2008.00525.x.
14. Туманянц К. А., Тимофеев Ю. В. Международная типология государственного регулирования инвестиций пенсионных фондов // Вестн. ВолГУ. Сер. 3: Экономика. Экология. - 2014. -№ 3. - С. 25-34.
15. Туманянц К. А. Государственное регулирование негосударственных пенсионных фондов в России: работа над ошибками // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 5. -С. 31-41.
16. Ломтатидзе О. В. Проблемы регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. - 2010. - № 27 (411). - С. 45-50.
17. Мельников Р. М. Риск-ориентированный подход к регулированию инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов с установленными взносами // Финансы и кредит. - 2013. - № 48 (576). - С. 15-24.
18. Романова Д. М. Управление рисками инвестирования средств пенсионных накоплений // Государственное управление. Электрон. вестн. - 2017. - № 62. - С. 210-230. - URL : http://e-jour-
nal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk_62._ijun_2017_g./ekonomitcheskie_voprosi_upravlenija/
romanova.pdf.
19. Истомина Н. А., Кашинская П. В. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект // Финансы и кредит. - 2013. - № 33 (561). - С. 64-69.
20. Лысенко Е. Н. Совершенствование формирования и инвестирования пенсионных накоплений в Российской Федерации : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - 179 с.
21. Ofoegbu D. Contributory Pension, Savings, Capital Market and Economic Growth. - LAP LAMBERT Academic Publ., 2012. - 100 p.
22. Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации : моногр. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2019. - 500 с.
23. Горловская И. Г. Развитие инструментария регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в условиях мегарегулирования российских финансовых рынков //
Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 4 (64). - С. 23-33. - DOI: 10.25513/18123988.2018.4.23-33.
References
1. Reutova I.M. Review of scientific approaches to the concept of the pension savings market, in: Yashchuk T.F. et al. (Eds.) Omsk scientific readings - 2018, the proceedings of the 2nd All-Russian scientific-practical conference (Omsk, December 10-15, 2018), Omsk, Dostoevsky Omsk State University publ., 2018, pp. 1005-1007. (in Russian).
2. Ashley A. The Social Policy of Bismarck, Creative Media Partners publ., 2009, 110 p.
3. Roik V.D. Pensionnyi vozrast i modernizatsiya pensionnykh sistem: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt [Retirement age and pension system modernization: home and foreign practices], Monograph, Moscow, Yurait publ., 2019, 336 p. (in Russian).
4. Lavrenova E.S. Activities of non-state pension funds within the Russian non-state pension system. Juvenis scientia, 2016, no. 1, pp. 82-86. (in Russian).
5. Matveev V.A., Ovcharov A.O. A new approach to regulating the market of retirement savings during economic volatility. Financial Analytics: Science and Experience, 2015, Vol. 8, iss. 22, pp. 55-64. (in Russian).
6. Volkov I.A. Non-Government Pension Funds' as a Subject of Financial Law Regulation. Actual Problems of the Russian Law, 2011, no. 4, pp. 92-103. (in Russian).
7. Zhukov А.Е. Risk-based Assessment of Financial Stability of Non-state Pension Funds by Supervisor Organisation. Finance and Credit, 2012, Vol. 18, iss. 28, pp. 53-61. (in Russian).
8. Bonchik V.M. Negosudarstvennye pensionnye fondy: finansovaya ustoichivost' i aktual'nye ra-schety [Non-governmental pension funds: financial sustainability and actuarial calculations], Moscow, Dashkov i K° publ., 2016, 204 p. (in Russian).
9. Kosov M.E. Critical analysis of the state of the pension savings market of the Russian Federation's Pension System. Vestnik of economic security, 2017, no. 2, pp. 293-298. (in Russian).
10. Mamii E.A., Novikov A.V. Analysis of efficiency of market functioning of non-state pension provision. Financial Analytics: Science and Experience, 2013, Vol. 6, iss. 46, pp. 31-38. (in Russian).
11. Jackson P.H. Government regulation of pension plans the American experience, in: International Association of Consulting Actuaries 6th Conference, Toronto, Canada, June 5-9, 1978, available at: https://www.actuaires.org/IACA/Colloquia/Toronto/Vol_1/Jackson.pdf.
12. Stalebrink O.J. Public pension funds and assumed rates of return: an empirical examination of public sector. The American Review of Public Administration, 2012, Vol. 44, iss. 1, pp. 92-111. DOI: 10.1177/0275074012458826.
13. Rossi M. Examining the Interaction Between Saving and Contributions to Personal Pension Plans: Evidence from the BHPS. Oxford Bulletin of Economics and Statistics, 2009, Vol. 71, iss. 2, pp. 253-271. DOI: 10.1111/j.1468-0084.2008.00525.x.
14. Tumanyants K.A., Timofeev Yu.V. International typology of public regulation of pension funds investment. Science Journal of VolSU. Global Economic System, 2014, no. 5, pp. 31-41. (in Russian).
15. Tumanyants K.A. Government regulation of private pension funds in Russia: error correction. Financial Analytics: Science and Experience, 2014, Vol. 7, iss. 5, pp. 31-41. (in Russian).
16. Lomtatidze O.V. Problems of non state pension funds regulation. Finance and Credit, 2010, Vol. 16, iss. 27, pp. 45-50. (in Russian).
17. Melnikov R.M. Risk-focused approach to regulation of investment activity of non-state pension funds with established contributions. Finance and Credit, 2013, Vol. 19, iss. 48, pp. 15-24. (in Russian).
18. Romanova D.M. Risk Management in Retirement Savings Investment. E-journal. Public Administration, 2017, no. 62, pp. 210-230, available at: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vi-pusk_62._rjun_2017_g./ekonomitcheskie_voprosi_upravlenija/romanova.pdf. (in Russian).
19. Istomina N.A., Kashinskaya P.V. Investment policy of non-state pension funds: theoretical aspect. Finance and Credit, 2013, Vol. 19, iss. 33, pp. 64-69. (in Russian).
20. Lysenko E.N. Sovershenstvovanie formirovaniya i investirovaniya pensionnykh nakoplenii v Rossiiskoi Federatsii [Improvement of accruing and investing of retirement savings in the Russian Federation], Dissertation, Moscow, 2012, 179 p. (in Russian).
21. Ofoegbu D. Contributory Pension, Savings, Capital Market and Economic Growth, LAP LAMBERT Academic Publ., 2012, 100 p.
22. Guznov A.G., Rozhdestvenskaya T.E. Publichno-pravovoe regulirovanie finansovogo rynka v Rossiiskoi Federatsii [The public regulation of Russian financial market], Monograph, Moscow, Yurait publ., 2019, 500 p. (in Russian).
23. Gorlovskaya I.G. Development of tools of regulation of professional activity on the securities market in conditions of mega-regulation of the Russian financial markets. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 4 (64), pp. 23-33. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.4.23-33. (in Russian).
Сведения об авторе
Реутова Ирина Михайловна - канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансовой политики Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] РИНЦ ID: 557903
About the author
Irina M. Reutova - PhD in Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Policy Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] RSCI ID: 557903
Для цитирования
Реутова И. М. Государственное регулирование рынка пенсионных накоплений в Российской Федерации // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 58-70. - 001: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).58-70.
For citations
Reutova I.M. State regulation of the retirement savings market in the Russian Federation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 2, pp. 58-70. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(2).58-70. (in Russian).