Научная статья на тему 'Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы'

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4198
1633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
пенсионная система / негосударственное пенсионное обеспечение / пенсионные резервы / негосударственные пенсионные фонды. / pension system / non-state pension provision / pension reserves / non-state pension funds.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавренова Е.С.

В статье рассмотрены понятие пенсионной системы и ее классификация. Отдельно выделено дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение как часть российской пенсионной системы. Автором рассматриваются нормативное регулирование деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и проводится анализ специфики деятельности российских негосударственных пенсионных фондов в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF NON-STATE PENSION FUNDS WITHIN THE RUSSIAN NON-STATE PENSION SYSTEM

The article deals with the definition of pension system and its classification. The non-state pension provision as part of the Russian pension system is defined with special attention. The author considers normative regulation of non-state pension provision and analyzes specifics of activities of the Russian non-state pension funds in this direction.

Текст научной работы на тему «Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы»

82

juvenis scientia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ ПО НЕГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ В РАМКАХ РОССИЙСКОЙ пенсионной системы

Е. С. Лавренова

Национальный исследовательский Томский государственный университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36

В статье рассмотрены понятие пенсионной системы и ее классификация. Отдельно выделено дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение как часть российской пенсионной системы. Автором рассматриваются нормативное регулирование деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и проводится анализ специфики деятельности российских негосударственных пенсионных фондов в данном направлении.

Ключевые слова: пенсионная система, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсионные резервы,

негосударственные пенсионные фонды.

ACTIVITIES OF NON-STATE PENSION FUNDS WITHINTHE RUSSIAN NON-STATE PENSION SYSTEM

E. S. Lavrenova

National Research Tomsk State University 36 Lenin St., 634050, Tomsk, Russia

The article deals with the definition of pension system and its classification. The non-state pension provision as part of the Russian pension system is defined with special attention. The author considers normative regulation of non-state pension provision and analyzes specifics of activities of the Russian non-state pension funds in this direction.

Keywords: pension system, non-state pension provision, pension reserves, non-state pension funds.

Негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФы) в России осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Пенсионные активы по этим двум видам деятельности представлены пенсионными резервами и пенсионными накоплениями соответственно. В последние годы все большую популярность приобретают термины «накопления», «накопительная пенсия», «заморозка пенсионных накоплений». Все это связано, отчасти, в проводимой государством пенсионной реформой и радикальными мерами по изъятию пенсионных активов у НПФов и частных управляющих компаний в связи с дефицитом федерального бюджета. Однако доля пенсионных резервов в структуре пенсионных активов традиционного ниже, чем доля пенсионных накоплений, что свидетельствует о низкой заинтересованности граждан в добровольном инвестировании в будущую пенсию в России.

Понятие системы пенсионного обеспечения и роль негосударственной пенсии в ней

Пенсионное обеспечение выступает важным институтом социальных гарантий государства. Успешное функционирование системы пенсионного обеспечения обеспечивает социальную стабильность в обществе. Пенсионная система является частью финансовой системы и отражает особенности национальной политики государств.

На современном этапе в Конституциях большинства стран обозначена социальная функция государства. Она выражается, в том числе, в необходимости материальной защиты населения страны от различных социальных рисков. В связи с этим в экономических отношениях выделяется особая категория -социальное обеспечение, в состав которого входит пенсионное обеспечение.

По мнению Н. Ю. Борисенко, «пенсионное обеспечение как экономическая категория подставляет собой денежные

отношения по поводу распределения и перераспределения денежной стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства с целью формирования денежных средств для материальной защиты населения от социального риска утраты трудового или другого постоянного дохода для работающих, для нетрудоспособных членов семьи и прочих категорий трудящихся» [1, с. 15].

Пенсионное обеспечение обеспечивает выполнение двух основных функций: социальной и экономической. Первая функция предоставляет социальные гарантии гражданам в соответствии с принципом социальной справедливости. Вторая - связывает размер пенсии и вклад работника в процессе трудовой деятельности. Важно отметить, что обе функции в совокупности представляют единство для определения сущности пенсионного обеспечения, и в то же время противопоставляются друг другу, так как имеют противоположные цели. А. С. Волкова [2, с. 15] выделяет также воспроизводственную, переспределительную, стимулирующую, политическую, регулирующую и статусную функции пенсионной системы.

Существуют различные классификации видов и форм системы пенсионного обеспечения:

1. По форме собственности пенсионных средств:

- Государственное пенсионное обеспечение;

- Негосударственное (частное) пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение по уровню возмещения дохода после выхода на пенсию классифицируется на:

- Государственное пенсионное обеспечение с высо-

кой степенью возмещения дохода (размер пенсии больше 50% заработка, к такому виду пенсионного обеспечения относятся Германия, Австрия, Испания, Италия, Франция, Финляндия, Швеция, Швейцария и др.);

- Государственное пенсионное обеспечение со сред-

economics and management I Juvenis scientia 2016 № 1

83

ней степенью возмещения дохода (размер пенсии приблизительно равен 50% заработка, к такому типу пенсионного обеспечения относятся Великобритания, Япония, Норвегия, Нидерланды, США, Новая Зеландия и др.);

- Государственное пенсионное обеспечение с низкой степенью возмещения дохода (размер пенсии менее 50% заработка, к такому виду относятся Австралия, Канада, Ирландия и др.).

Негосударственное пенсионное обеспечение создает дополнительную социальную защиту населения. Степень его развития во многом зависит от условий функционирования и способности удовлетворять общественные интересы системы государственного пенсионного обеспечения. Так, например, в Германии, Испании преобладает государственное пенсионное обеспечение, а в Великобритании, Японии и США - частное. Существуют и страны, где одинаково развиты оба вида пенсионного обеспечения (Нидерланды, Швеция).

2. По форме образования средств для финансирования пенсионных выплат:

- Обязательное пенсионное обеспечение (гарант государственного социального обеспечения, регулируется законодательством, осуществляется преимущественно через государственные организации);

- Добровольное пенсионное обеспечение (дополняет систему обязательного пенсионного обеспечения, регулируется законодательством, осуществляется преимущественно через негосударственный сектор).

3. По масштабу распространения:

- Общенациональное пенсионное обеспечение;

- Профессиональное пенсионное обеспечение;

- Территориальное пенсионное обеспечение;

- Индивидуальное (личное) пенсионное обеспечение.

Общенациональное пенсионное обеспечение предназначено для всего населения страны. Исторически оно развивалось как государственное. Впервые такая система была создана в 1889 году в Германии О. Бисмарком. При такой системе пенсия составляла около 15-20% зарплаты, а ее основная цель - борьба с бедностью. Данная пенсионная система распространилась на страны Европы, а также США и Японию.

Профессиональное пенсионное обеспечение может быть обязательным в соответствии с законодательством, или добровольным в соответствии с индивидуальными соглашениями и договорами между работниками и профсоюзами. Профессиональное пенсионное обеспечение развивалось как негосударственное. Однако в XX веке в Швеции, например, этот институт трансформировался в обязательный. Сегодня около трети граждан развитых стран мира охвачены профессиональными пенсионными системами, в то же время доля профессиональных пенсионных фондов колеблется от 95% ВВП в Великобритании до 5% ВВП во Франции [3, с. 22].

Территориальное пенсионное обеспечение применяется, например, в России в связи с трудовой деятельностью в районах крайнего Севера.

Индивидуальное пенсионное обеспечение осуществляется по инициативе граждан в результате инвестирования средств в НПФы, страховые компании или в банковскую сферу. Такие системы стали активно развиваться после Второй мировой войны в связи с темпом роста оплаты труда в развитых странах. В настоящее время данная пенсионная система наиболее характерна для Великобритании и Дании.

4. По способу финансирования пенсионной системы:

- Бюджетный способ - источником являются средства бюджетов различных уровней и отдельных фирм;

- Налоговый способ - источник представлен социальными налогами;

- Страховой способ - финансируется за счет фондов, формируемых за счет страховых взносов.

Бюджетный способ финансирования распространяется на граждан, не охваченных системой обязательного пенсионного обеспечения. В Швеции и Франции значительная доля доходов пенсионеров финансируется бюджетным способом. Бюджетный способ реализуется государственным и частным способом (без создания специальных фондов, а за счет средств работодателя, например, США, Япония).

Налоговый способ заключается в закреплении за статьями расходов бюджета на пенсионное обеспечение конкретных видов дохода (налогов). Примером такой системы является Россия в период действия единого социального налога.

Страховой метод финансирования предполагает выплату пенсии из специально созданных страховых фондов. Страховые отчисления в фонды представляют собой часть доходов населения, резервируемые на случай возникновения страхового случая (достижения пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца и так далее).

Страховой метод финансирования пенсионного обеспечения осуществляется двумя различными методами: распределительный и накопительный.

Распределительный метод финансирования означает выплату текущих пенсий за счет текущий поступлений. Данным метод представлен не фондируемыми пенсионными фондами, функционирующими в соответствии с принципом солидарности. Вертикальная солидарность («солидарность поколений») предполагает выплаты нетрудоспособному населению за счет текущих поступлений от трудящихся граждан.

Накопительный принцип предполагает выплату средств из специально созданного фонда средств. Пенсионные фонды, работающие по такому принципу, относятся к фондируемым и осуществляют деятельность на основе принципа капитализации страховых взносов. Так деятельность данных фондов представляет собой инвестиционный процесс: осуществление взносов в специальный фонд, наращивание стоимости фонда за счет получения дохода от инвестирования, и выплата пенсий. При накопительном принципе формируется резервный фонд, который представлен чистыми обязательствами фонда перед застрахованными лицами.

Преимуществами распределительной модели являются:

- Простота организации;

- Независимость от показателя инфляции и инвестиционной активности в стране.

Преимуществами накопительного метода являются:

- Дифференциация пенсионных выплат в зависимости от размера страховых взносов и эффективности инвестиционной деятельности;

- Относительная независимость от демографической обстановки в стране.

Пенсионная система РФ - это экономический, правовой институт, который обеспечивает формирование пенсионных прав реализацию обязательств материального содержания граждан, имеющих право на пенсию, в соответствии с законодательством РФ.

Российская пенсионная система в период реформирования 1996 - 2006 гг. осуществила переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной (комбинированной) системе. А. К. Соловьев [4, с. 6] называет такую систему «страховой пенсионной системой, которая является многоуровневой и многокомпонентной».

84

juvenis sdentia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Основными компонентами смешанной системы пенсионного обеспечения являются:

1. Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление базовой части трудовой пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца, пенсии гражданам в связи с достижением установленной законом выслуги лет, либо с особыми условиями труда или наступлением нетрудоспособности за счет средств федерального бюджета;

2. Государственное пенсионное страхование - основной элемент пенсионной системы, при котором размер выплачиваемых пенсий зависит от трудового стажа и суммы уплаченных взносов и финансируется за счет текущий поступлений в Пенсионный фонд России, а также за счет части средств обязательных страховых взносов, направленных на накопление дохода от их инвестирования, обеспечивает предоставление страховой и накопительной части трудовой пенсии, а также обязательной профессиональной пенсии для граждан с особыми условиями труда, представляет собой ежемесячные выплаты с целью замещения застрахованным лицам получаемого ранее и утраченного в связи с наступлением страхового случая дохода (например, в виде заработной платы);

3. Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) - элемент пенсионной системы, обеспечивающий доплату к первым двум видам пенсии за счет средств бюджетов всех уровней, добровольных страховых взносов граждан и работодателей и их капитализации, а также обязательных страховых взносов в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, основным компонентом российской пенсионной системы является обязательное пенсионное страхование. Однако наиболее перспективным элементом является добровольно пенсионное страхование. Основу дополнительного пенсионного обеспечения представляет негосударственное пенсионное обеспечение. Значительную и перспективную роль в функционировании такой системы занимают НПФы.

Регулирование деятельности НПФов по негосударственному пенсионному обеспечению

В соответствии с федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», НПФы в России представляет собой организацию, которая осуществляет исключительно негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе и досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Внутреннее правовое регулирование деятельности НПФа осуществляется на основании следующих документов:

1. Устав фонда - является учредительным документом фонда, минимальный размер которого установлен в размере не менее не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей [5, ст. 6.1];

2. В отношении негосударственного пенсионного обеспечения:

- Пенсионные правила (определяют порядок испол-

нения НПФом обязательств по пенсионным договорам);

- Пенсионные схемы (определяют условия негосударственного пенсионного обеспечения, на основании которых заключается пенсионный договор);

- Пенсионный договор.

3. Кодекс профессиональной этики (направлен на пре-

дотвращение конфликтов интересов и споров участников);

4. Договор на оказание услуг со специализированным депозитарием;

5. Договор доверительного управления с управляющей компанией (управляющими компаниями).

Пенсионный договор должен содержать, в том числе, сведения о правах, обязанностях и ответственности сторон, положения о порядке внесения пенсионных взносов и о порядке выплаты негосударственной пенсии, вид пенсионной схемы. Договор заключается между НПФом и вкладчиком в свою пользу или в пользу третьего лица (участника).

В рамках своей деятельности НПФы осуществляют сотрудничество со специализированными депозитариями, управляющими компаниями, независимыми актуариями и аудиторами. Уполномоченным федеральным органом в сфере регулирования деятельности НПФов в 2013 года является Банк России. В целом организация деятельности НПФов представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организация деятельности НПФов в России

Имущество фонда подразделяется на собственные средства, пенсионные резервы и пенсионные накопления [5, ст. 17]. Пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ формирует для обеспечения платежеспособности по обязательствам перед участниками и застрахованными лицами.

Пенсионные резервы состоят из резерва покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Пенсионные резервы формируется из пенсионных взносов, дохода от размещения пенсионных резервов и целевых поступлений. Страховой резерв, который подлежит обособленному учету, формируется в соответствии с Положением НПФа о страховом резерве в рамках законодательства. Он может быть сформирован за счет части пенсионных взносов, части дохода от размещения, целевых поступлений. Страховой резерв должен составлять не менее 5% от размера резерва покрытия пенсионных обязательств.

Пенсионные резервы НПФ может размещать самостоятельно или через управляющую компанию. Доля ценных бумаг одного эмитента, кроме государственных ценных бумаг и ипотечных ценных бумаг, в структуре инвестиционного портфеля не должна превышать 15%. Требования к структуре пенсионных резервов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Требования к структуре пенсионных резервов [6, п. 13]

Наименование актива в структуре пенсионных резервов Доля актива в структуре, %

Гос. ценные бумаги субъектов РФ и муниц. облигации Не > 80

economics and management I Juvenis scientia 2016 № 1

85

Облигации российских хозяйственных обществ Не > 80

Банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков Не > 80

Акции российских открытых акционерных обществ Не > 70

Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов Не > 70

Сумма всех иностранных ценных бумаг Не > 30

Ипотечные сертификаты участия Не > 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объекты недвижимого имущества Не > 10

Таким образом, деятельности НПФов по добровольному пенсионному страхованию строго регламентирована законодательством, и содержит, в том числе, и ограничивающие меры по структуре пенсионного портфеля. По мнению многих аналитиков, это является одним из факторов, виляющих на незначительные показатели доходности по негосударственному пенсионному обеспечению фондов.

Управление пенсионными резервами в негосударственных пенсионных фондах

Рис. 3. Динамика количества участников рынка НПФов в РФ [составлено по данным Банка России]

Пенсионные накопления играют важную роль в деятельности НПФов. Их доля в структуре пенсионных активов НПФов, а также динамика роста значительно выше, чем у пенсионных резервов (рисунок 2). В связи с низкой финансовой

Рис. 2. Динамика показателей собственное имущество, пенсионных резервов, пенсионных накоплений [составлено по данным Банка России]

Рис. 4. Соотношение пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФов и государственной УК ВЭБ по состоянию на 30.06.2015 г., млрд. рублей [8, с. 20]

накоплений, которые составили 64% активов.

По состоянию на 13.03.2015 в России на основании Лицензии ЦБ действуют 119 НПФов, из них 79.8 % осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию и 60 НПФов является участникам национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, которая представляет собой саморегулируемую организацию [9]. Численность НФПов неуклонно снижается в связи с ужесточением требований регулятора, а численность НПФов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) начиная с 2004 напротив возрастает (рисунок 5). То есть практически для всех НПФов России деятельность по добровольному пенсионному страхованию не является основной.

грамотностью населения и высокой долей отказа среди населения в добровольном формировании будущей пенсии, а также в связи с тем, что большинство работодателей в России не могут позволить своей компании осуществлять добровольное страхование работников в НПФах в условиях макроэкономической нестабильности, наращивание средств пенсионных накоплений в НПФах происходит более стремительными темпами, нежели средств пенсионных резервов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последние годы средства пенсионных накоплений представляли собой основной источник роста и развития рынка НПФов в России. На рисунке 3 представлено соотношение участников и застрахованных лиц в НПФах Росси в динамике.

Рисунок 4 наглядно демонстрирует, что для российских НПФов пенсионные накопления в общей совокупности собственных средств занимают значительную долю, в связи с чем мораторий на пенсионные накопления, а также пенсионная реформа 2013-2015 гг. приведут к негативным последствиям для развития рынка НПФов в России. По итогам 2014 года доля пенсионных резервов в структуре пенсионных активов НПФов составляла около 50%, однако возврат «замороженных пенсионных» накоплений уже в первом квартале 2015 привел к изменению этого соотношения в пользу пенсионных

Рис. 5. Динамика количества НПФов в РФ [8, с. 18]

Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение, осуществляемое НПФми, является важной и перспективной частью российской пенсионной системы. В связи с новой «заморозкой» пенсионных накоплений, осуществляемой в 2016 году, а также планируемыми аналогичными мерами и в 2017-2018 гг., а также с учетом крайне отрицательной динамики в развитии российской экономики в связи в падением мировых цен на нефть, а также обострившимися международными отношениями, следует ожидать, что пенсионные резервы и деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению в ближайшие годы будут основной для российских

86

juvenis scientia 2016 № 1 | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НПФов. Также следует учесть и тот факт, что модель накопительной пенсии в России так и не определена, и Правительство до сих пор не внесло ясности в вопрос о возможности выбора накопительной пенсии для граждан после 2015 года. В связи с этим, государству, диктующему данный курс, следовало бы осуществлять стимулирование для увеличения добровольных инвестиций граждан в виде пенсионных резервов. Хотя, вероятно, в данных условиях власть пытается решать совсем другие вопросы. А ведь пенсионные активы является важным инструментом для долгосрочных инвестиций в различные инфраструктурные проекты по развитию российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учебник / Н. Ю. Борисенко. - М. : Дашков и К, 2010. - 576 с.

2. Волкова А. С. Оценка функций пенсионной системы в РФ : теоретические аспекты : автореф. дис. ... канд. эк. наук / А. С. Волкова. - Омск, 2012. - 28 с.

3. Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение : учебник / Н. Ю. Борисенко. - М. : Дашков и К, 2010. - 576 с.

4. Соловьев А. К. Пенсионная реформа : иллюзии или реальность : учеб. пособие / А. К. Соловьев. - М. : Проспект, 2014. - 296 с.

5. О негос. пенс. фондах [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.)) // Гарант : справ. правовая система. - Сетевая версия. - Электрон. дан. - М., 2014.

- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

6. Об утв-нии правил размещения средств пенс. резервов негос. пенс. фондов и контроля за их размещением [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. № 63 (в ред. 26 августа 2013 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

7. Рынок коллективных инвестиций [Электронный ресурс] // ЦБ РФ. - Электрон. дан. - URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=polled_ investment (дата обращения: 09.01.2016).

8. Лавренова Е. Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации / Лавренова Е., Беломытцева О. // Проблемы учета и финансов - 2015. - № 2. - С. 16-23.

9. Об ассоциации негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. - Электрон. дан. - URL: http://www.napf. ru/ (дата обращения: 11.01.2016).

Поступила в редакцию 15.01.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.