СЛОВО УЧЕНОМУ
УДК 378:001.891
Н.В. Ипполитова, г. Шадринск
Роль научного центра в совершенствовании подготовки студентов к педагогической деятельности
В cmambe раскрываются методологические и теоретические основания деятельности научного центра в педагогическом вузе, его функции в совершенствовании подготовки студентов к педагогической деятельности. Возможные направления деятельности центра рассматриваются на примере центра «Непрерывное педагогическое образования» ШГПУ.
Подготовка студентов к педагогической деятельности, научный центр, функции научного центра в подготовке студентов к педагогической деятельности.
N.V. Ippolitova, Shadrinsk
The Role of the Scientific Center in Improving the Students' Training
for Pedagogical Activity
The article reveals the methodological and theoretical grounds of the scientific center activity in a pedagogical university, describes its functions in the students' training for pedagogical activity. The possible guidelines of the center activity are shown on the example of SHGPU center "Continuous Pedagogical Education ".
Keywords: students' training for pedagogical activity, scientific center, scientific center functions in the students' training for pedagogical activity.
Кардинальные изменения в современном обществе, затрагивающие все сферы жизни общества, в том числе и систему образования, введение Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, повышение требований к качеству общего образования, а, соответственно и к педагогам, осуществляющим его, обусловливает необходимость повышения эффективности высшего педагогического образования и совершенствования качества подготовки будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
Подготовка высококвалифицированного педагога в условиях гуманизации системы образования предполагает пересмотр и изменение концептуальных основ, подходов к преподаванию дисциплин, составляющих инвариантную основу образования учителя любого профиля. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей должна отражать и изменение концептуальных основ воспитания и обучения современного подрастающего поколения. Все это делает проблему совершенствования подготовки студентов к педагогической деятельности особенно актуальной.
Активное развитие интегративных процессов в педагогической науке и практической педагогической деятельности обусловливают необходимость поиска путей совершенствования содержания, методов, форм педагогического образования на различных уровнях, обеспечения непрерывности и преемственности профессионально-личностного развития педагогов на всех этапах профессионального становления.
Решение задач, связанных с повышением эффективности и качества подготовки будущего учителя, во многом зависит от использования всех ресурсов вуза, как в содержательном, так и в организационном аспектах. В этом плане особую значимость в современных условиях приобретает деятельность научных центров, действующих в педагогическом университете, поскольку данные структурные подразделения обладают большими возможностями в совершенствовании теоретических и практических аспектов подготовки студентов в период обучения в вузе.
Термин «научный центр» является многозначным. В самом общем смысле он обозначает центр научной деятельности организации, региона, страны или мира в целом [1].
В более конкретном смысле данное понятие трактуется как «форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов» [2].
В научной литературе и практике выделяют различные виды научных центров. Одним из наиболее распространенных оснований для их классификации служит цель работы. По данному критерию различаются комплексные, специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные и др. научные центры.
Поскольку мы рассматриваем научный центр как элемент структуры педагогического вуза, есть основание определить понятие «научно-педагогический центр» как форму организации научно-педагогических исследований, основанную на интеграции научных, образовательных, технологических, материальных и др. ресурсов вуза и направленную на достижение конкретной цели, соответствующей социальному заказу и конкретным целям данного вуза.
Как неотъемлемый компонент организационной структуры вуза, научный центр может рассматриваться как фактор, положительно влияющий на повышение качества подготовки студентов, и с учетом этого, целью деятельности данного структурного подразделения становится создание условий для совершенствования подготовки обучающихся.
Деятельность научного центра в педагогическом университете основывается на совокупности методологических и теоретических положений, обусловленных используемыми методологическими подходами и определенными на их основе принципами.
В качестве методологических оснований деятельности научно-педагогического центра в педагогическом вузе могут выступать гуманистический, системный, культурологический, интегративно-деятельностный, дифференцированный,
индивидуально-творческий подходы.
Важно отметить, что поскольку деятельность научно-педагогического центра вуза имеет многоаспектный характер, определение методологических подходов, составляющих основу его деятельности, охватывает все уровни методологии (от философского до технологического). С учетом этого рассмотрим методологические подходы каждого уровня.
На философском уровне в качестве методологической основы деятельности научно-педагогического центра педагогического университета выступает гуманистический подход, признающий ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Применение данного подхода в деятельности научно-педагогического центра выдвигает в качестве критерия оценки успешности его
деятельности удовлетворенность членов центра своей деятельностью, а в качестве желаемой нормы отношений между субъектами осуществляемой деятельности -принципы равенства, самоценности личности; наиболее полного удовлетворения их потребностей; обеспечения возможности свободной реализации творческого потенциала членов центра и др.
Общенаучный уровень методологии представлен системным подходом, который рассматривается как направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем [4].
Применение системного подхода в качестве методологической основы организации деятельности научно-педагогического центра на общенаучном уровне позволяет раскрыть функции данного феномена как системного явления, его структуру и взаимосвязь между компонентами данной системы.
Многоаспектность деятельности научного центра обусловливает множественность его функций, которые мы условно разделяем на две группы (внутренние и внешние).
Внутренние функции отражают возможности научного центра как системного феномена, взаимосвязь и взаимозависимость его отдельных компонентов, вторые выражают отношение данного структурного подразделения к другим субъектам (компонентам) системы профессионально-педагогической подготовки, их взаимодействие.
К внутренним функциям относятся: познавательно-гносеологическая, образовательная и деятельностная.
Познавательно-гносеологическая функция обеспечивает повышение уровня и качества теоретических знаний о педагогической деятельности, о реальных путях ее познания и освоения. Ее реализация предполагает осуществление познания и анализа педагогических явлений, что обеспечивается системой общекультурных, общепедагогических и специально-предметных знаний, которыми овладевают субъекты деятельности (члены центра) в рамках деятельности центра. Кроме того, реализация познавательно-гносеологической функции направлена на создание условий, способствующих осознанию членами центра (преподавателями, учителями, обучающимися) себя в качестве субъектов педагогической деятельности, способных не только воспринимать, анализировать педагогические явления и факты, но и вносить в педагогическую действительность изменения, направленные на ее совершенствование.
Образовательная функция выражает направленность деятельности центра на обеспечение его членов фундаментальным знанием основ педагогической теории и школьной практики, на формирование системы общекультурных, психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности. Эта функция способствует соединению изучения теории с практической педагогической деятельностью.
Деятельностная функция обусловлена тем, что одной из задач центра является создание условий для формирования активной профессиональной позиции педагога при осуществлении педагогической деятельности. Это становится возможным на основе участия членов центра в разнообразной по видам, формам и содержанию педагогической деятельности. Расширение опыта педагогической деятельности способствует совершенствованию педагогических умений и навыков, развитию потребности в творческом преобразовании педагогической действительности.
К внешним функциям, реализуемым научным центром, относятся трансляционная, аксиологическая, культурологическая, интегрирующая функции.
Трансляционная функция предполагает сохранение и критическое переосмысление педагогического опыта предшествующих поколений, традиций и выработку на этой основе новых теоретических положений и практических рекомендаций, связанных с совершенствованием педагогической деятельности, а также передачу и распространение накопленных обществом социальных и педагогических знаний и опыта, что обеспечит эффективность и качество подготовки студентов в вузе.
Аксиологическая функция научного центра опирается на положение о том, что образование является средством приобщения обучаемых к духовным ценностям, накопленным обществом в процессе развития. В современных исследованиях (В.А.Сластенин, Г.И. Чижакова и др.) отмечается, что аксиологическая функция образования реализуется посредством таких ценностных свойств образования, которые имеют существенное значение для самой образовательной системы, общества, государства, отдельной личности в настоящее время и сохраняют особую актуальность в будущем. Эти свойства рассматриваются как ценностные, т.к. их характеристики отражают дальнейшую стратегию развития образования и оказывают существенное влияние на углубление и совершенствование социальных процессов. С учетом этого реализация аксиологической функции научного центра в вузе предполагает построение его деятельности на основе системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, отражающих специфику педагогической деятельности.
Культурологическая функция означает, что деятельность научного центра способствует повышению уровня базовой культуры и (как части последней) профессионально - педагогической культуры членов центра, повышает интерес к познанию педагогической действительности, к более глубокому изучению и преобразованию педагогической теории и практики, к самоанализу педагогической и научно-исследовательской деятельности и пр.
Интегрирующая функция проявляется в нескольких аспектах: 1) отражает объективно существующую органическую взаимосвязь структурных составляющих центра; 2) раскрывает единство содержания деятельности центра по различным направлениям, что обеспечивает целостный характер процесса профессионального образования и развития педагога; 3) позволяет обеспечить последовательность и преемственность профессионального становления и развития педагога на разных этапах.
Реализация всех выделенных функций в совокупности обеспечивает эффективность деятельности Центра и повышает его значимость как фактора, оказывающего положительное влияние на процесс подготовки будущего учителя к самостоятельной профессиональной деятельности.
Отметим также, что с позиций данного подхода научно-педагогический центр представляется как целостный объект, обладающий определенной структурой и являющийся одновременно элементом более высокого уровня в рамках организационной структуры вуза.
Например, в структуру научного центра «Непрерывное педагогическое образование», созданного в Шадринском государственном педагогическом институте в 1998г. (руководитель центра доктор педагогических наук, профессор Ипполитова Н.В.) и действующего по настоящее время, входят две секции: секция координации научно-методической и научно-исследовательской деятельности и секция координации внешних связей и издательской деятельности, отражающих специфику внутренних и внешних связей Центра. Состав данных секций включает преподавателей различных кафедр ШГПУ
(кафедры профессионально-технологического образования, кафедры педагогики, теории и методики образования, кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности, кафедры английского языка и методики его преподавания, кафедры философии и социальных коммуникаций и др.), аспирантов и соискателей по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, а также учителей общеобразовательных школ Курганской, Тюменской, Челябинской областей, преподавателей различных вузов (СурГУ, Сургутского университета нефти и газа, Сургутской государственной медицинской академии и др.).
Подводя итог анализа значения системного подхода в организации деятельности научно-педагогического центра в педагогическом университете, отметим, что данный подход позволяет представить научно-педагогический центр как систему с определенным набором взаимосвязанных компонентов, выполняющих конкретные функции.
На конкретно-научном уровне методологии деятельность научно-педагогического центра в педагогическом университете опирает на такие подходы как культурологический и интегративно-деятельностный.
Культурологический подход, позволяющий определить содержательную сторону деятельности научно-педагогического центра, рассматривается как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по усвоению и трансляции педагогических ценностей и культурно-творческого опыта, обеспечивающих культурную самореализацию личности. С позиции культурологической модели содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.) в деятельности научно-педагогического центра можно выделить четыре компонента культурного опыта, которые должны быть освоены: знания о различных областях педагогической действительности; опыт выполнения известных способов педагогической деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам педагогической деятельности различных видов. Реализация взаимосвязи данных компонентов обеспечивает целостный характер деятельности центра, включающей несколько направлений. Например, деятельность научного центра «Непрерывное педагогическое образование» ШГПУ осуществляется по следующим направлениям:
1. Научно-исследовательская работа предполагает: проведение опытно-экспериментальной работы со студентами в рамках диссертационных исследований, привлечение студентов к научно- и учебно - исследовательской работе (работа в проблемных группах, курсовые, выпускные квалификационные работы и пр.), внедрение в образовательный процесс вуза результатов диссертационных исследований по проблемам высшего образования будущих учителей; организация и осуществление совместных исследований по проблемам педагогического образования различных уровней, организация и проведение научно-практических конференций по проблемам высшего педагогического образования и пр.
2. Научно-методическая работа включает: обобщение опыта подготовки студентов педвуза в современных условиях, разработку и апробацию различных вариантов программ по подготовке будущих педагогов с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, разработку и апробацию программ по дисциплинам по выбору с учетом современных требований; оказание помощи учителям и педагогическим коллективам в организации и проведении методической работы в образовательных
учреждениях, осуществление совместной научной и научно-методической работы по исследовательским проектам и др.
3. Профориентационная работа - создание условий для повышения уровня профессиональной направленности преподавания дисциплин учебного плана, использование оптимальных форм и методов учебно-воспитательной работы для формирования у студентов устойчивого интереса к педагогической профессии, проведение конкурсов, педагогических олимпиад и др.; привлечение работников системы образования к работе по ориентации учащихся общеобразовательной школы на профессию учителя, развитие интереса к профессионально-педагогическому творчеству у педагогических работников различных образовательных организаций и др.
4. Издательская деятельность - публикация учебных и учебно-методических пособий по дисциплинам различных циклов профессиональной подготовки будущих учителей, сборников научных статей студентов; рецензирование и публикация учебных и учебно-методических пособий по результатам совместной научно-исследовательской и научно-методической деятельности с различными образовательными и научными учреждениями и др.
Особое значение в деятельности научного центра имеет интегративно-деятельностный подход, который рассматривает явления и процессы как сложные системы, целостность которых достигается на основе интеграции составляющих их элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии [3].
Процессы интеграции, действуя в рамках уже сложившейся системы, способствуют повышению уровня ее целостности и организованности. Важно также отметить, что хотя отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии, в ходе интеграции объем и интенсивность их взаимосвязей и взаимодействий в системе увеличивается. Таким образом, интеграция, рассматриваемая как процесс развития системы, выражает ее динамику и направлена на достижение определенного результата -целостности.
В современных педагогических исследованиях деятельностный подход рассматривает деятельность как основу, действенное средство и необходимое условие эффективного осуществления педагогической деятельности.
Сочетание интегративного и деятельностного подходов позволяет рассматривать деятельность научного центра как целостную систему с определенной структурой и наличием взаимосвязей между компонентами, функционирующими в единстве. При этом разнообразная по видам, формам и содержанию деятельность членов центра выступает в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего интеграцию структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знания); опыта репродуктивной и продуктивной деятельности (умения и навыки); опыта творческой деятельности (решение проблемных ситуаций); опыта эмоционально-ценностных отношений; а также интеграцию личностного развития и профессионального роста педагога.
На технологическом уровне методологии деятельность научного центра опирается на дифференцированный и индивидуально-творческий подходы.
Дифференцированный подход предполагает ориентацию деятельности научного центра на реальных людей с учетом их профессиональных и научных интересов, уровня профессионализма и пр. Данный подход способствует повышению самооценки, уровня мотивации деятельности членов центра. Дифференциация деятельности членов центра создает благоприятные условия для реализации потребности в самосовершенствовании.
Тесно связан с дифференцированным подходом индивидуально-творческий подход. Он предполагает непосредственную мотивацию профессиональной и научно-исследовательской деятельности членов центра, организацию их самодвижения к конечному результату. Учет особенностей развития членов центра позволяет им выбрать индивидуальную траекторию творческого саморазвития. При этом достижение поставленных индивидуальных целей служит основой создания ситуации успеха, позволяет педагогам испытать радость от осознания собственного роста и развития.
Итак, применение совокупности гуманистического, системного, культурологического, интегративно-деятельностного, дифференцированного,
индивидуально-творческого подходов в качестве методологической основы деятельности научного центра в педагогическом университете дает возможность осуществить целостный анализ рассматриваемого явления и выявить его сущность, функции и структуру.
Таким образом, как форма организации научно-педагогических исследований, основанная на интеграции научных, образовательных, технологических, материальных и др. ресурсов вуза и направленная на достижение конкретной цели, соответствующей социальному заказу и конкретным целям данного вуза, и как структурное подразделение вуза научно-педагогический центр выступает в качестве фактора, влияющего на повышение эффективности и качества профессиональной подготовки будущих учителей в процессе обучения в вузе, а также на интеграцию деятельности представителей педагогического сообщества и активизацию их профессионального и личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Научный центр [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энцикл. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_центр.
2. Научный центр [Электронный ресурс] // Словарь : сб. электрон. слов. - Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php?ID=42994&pg=65&w.
3. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки [Текст] : монография / Н. В. Ипполитова [и др.]. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - 244 с.
4. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Л.Ф. Ильичева [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 а
УДК 811.161.1 '37
О.И. Коурова, г. Шадринск
Метафора в романтической лирике Пушкинской эпохи
В статье рассматриваются метафоры, репрезентируемые традиционно-поэтической лексикой, названы особенности ее коннотации и произведен анализ метафор ведущих тем романтической лирики пушкинской эпохи.
Поэтический язык, традиционно-поэтическая лексика, метафоры.