Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов университета средствами эвристики'

Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов университета средствами эвристики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ЭВРИСТИКА / ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / STUDENTS' PEDAGOGICAL TRAINING / CREATIVE ABILITIES / HEURISTIC ACTIVITY / PEDAGOGICAL PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалищева Марина Александровна

Статья освещает возможность творческой самореализации студента в процессе обучения в университете, формирование педагогической готовности к будущей профессиональной деятельности через эвристическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалищева Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian Departments Students' Creative Abilities Development Via Heuristic Methods

The possibility of a student's creative self-actualization in the process of studying at the university and the formation of pedagogical awareness to the future profession via heuristic activity are illustrated in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов университета средствами эвристики»

УДК 378 ББК 74.58

Михалищева Марина Александровна

доцент

кафедра педагогики и профессионального образования Институт развития образования и социальных технологий

г. Курган

Mikhalishcheva Marina Alexandrovna

Assistant Professor Chair of Pedagogics and Professional Education Institute of Education and Social Techniques Development

Kurgan

Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов

университета средствами эвристики Humanitarian Departments Students’ Creative Abilities Development Via

Heuristic Methods

Статья освещает возможность творческой самореализации студента в процессе обучения в университете, формирование педагогической готовности к будущей профессиональной деятельности через эвристическую деятельность.

The possibility of a student’s creative self-actualization in the process of studying at the university and the formation of pedagogical awareness to the future profession via heuristic activity are illustrated in the article.

Ключевые слова: творческие способности, педагогическая подготовка студентов, эвристика, эвристическая деятельность, педагогическая задача.

Key words: creative abilities, students’ pedagogical training, heuristic activity, pedagogical problem.

Актуальная необходимость научного обоснования проблемы развития творческих способностей студентов университета средствами эвристики обусловлена переходом системы образования на двухуровневую структуру профессиональной подготовки в вузе, необходимостью внедрения модели развития творческих способностей студентов, а также разработкой научнометодического обеспечения процесса педагогической подготовки будущего профессионала.

Российская система высшего образования должна соответствовать европейским стандартам в контексте Болонского процесса подготовки компетентного специалиста, способного к непрерывному профессиональному, личностному саморазвитию, обладающего информационно-познавательными компетенциями, которые бы позволили ему активно включиться в

самостоятельную познавательную, учебно-исследовательскую деятельность в университете.

Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов рассматривается нами как задача высшей школы в условиях новой парадигмы образования, а раскрытие сущности организации этого процесса имеет принципиальное значение как выполнение социального заказа общества на личность, способную к преобразованию окружающего мира.

Исследование содержательной стороны проблемы развития творческих способностей студентов университета привело нас к выделению основных понятий: «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности», «творческое саморазвитие».

Анализ научных исследований отечественных (Е .Л .Яковлева, Я.А. Пономарев, А. Г. Спиркина, Д. Б. Богоявленской, С.Л. Рубинштейн, Б.Н. Теплов и др.) и зарубежных (Гизелина, К. Роджерс, В. Калвейт, Х. Клейн) ученых, научной литературы показал, что творчество определяется как один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречий, решение творческих задач, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (личностные) условия (знания, умения и творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью.

Наиболее разработана в научной литературе проблема «творческой деятельности». Исходя из анализа источников по исследуемой проблеме, под творческой деятельностью мы можем понимать такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Творческие способности определяются как «интегративное качество личности, включающее мотивационный, деятельностный и когнитивный компоненты, обеспечивающие способность и готовность к деятельности по созиданию творческого продукта и располагающего к творческому саморазвитию студентов».

Под развитием творческих способностей студентов мы понимаем закономерное изменение их личностных качеств, необходимых для самостоятельного осуществления творческой деятельности.

Анализируя проблему саморазвития личности, мы пришли к выводу, что саморазвитие - процесс, предполагающий «активную позицию развивающейся личности, в ходе которого прогрессивные изменения в одном из компонентов (самопознании, самоуправлении, самосовершенствовании и др.) неизбежно ускоряют процесс творческого саморазвития личности в целом».

В процессе изучения проблемы развития творческих способностей студентов высшей школы нами были определены следующие подходы к ее решению: задачный, акмеологический, эвристический.

«Задачный» подход (С. И. Архангельский, Е. Левицкая, Б. И. Канаева, М. В. Кларина, Н. Н. Калацкои и др.) интенсивно развивает интеллектуальную сферу сознания, но в отличие от «знаниевого» - прежде всего, логическое мышление.

Акмеологический подход (А.А. Деркач, Н.В.Кузьмина, А.А.Бодалев, Е.Н.Богданов, А.С.Гусева, А.К.Маркова, Ю.В.Синягин и др.) направлен на исследовательские и формирующие воздействия, на актуализацию творческого потенциала студентов, повышение у них профессиональной мотивации и мотивации достижения успеха в деятельности, что предполагает создание условий для освоения студентами прогрессивных, современных методик и технологий обучения и воспитания, самовоспитания и саморазвития.

Эвристический подход (Л.Н. Ланда, Ю.Н. Кулюткин, В.И. Андреев, В.Н. Соколов, А.В. Хуторской, Л.А. Казанцева и др.) обеспечивает свободу творчества студентов в открытии и постижении истины, а также условия для полноценного продуктивного развития личностного интеллектуального и творческого потенциала, развития творческих способностей.

Для успешного развития творческих способностей студентов университета необходима разработка и апробация модели развития творческих способностей студентов, включающей несколько компонентов.

Целевой компонент модели - это достижение определенной цели. Цель -развитие творческих способностей у студентов университета.

Для достижения этой цели разработан содержательный компонент модели развития творческих способностей студентов университета, который включает нормативную (ФГОС нового поколения, который предъявляет требования к результатам образования, к качеству оценивания, к структуре образовательной программы и условиям ее реализации в образовательной среде вуза) составляющую и творческую составляющую.

Развитие творческих способностей у студентов должно опираться на целостный учебно-исследовательский процесс университета. Отсюда следует, что методические основы развития творческих способностей у студентов университета должны определяться соответствующей программой. Нами была разработана программа спецкурса «Педагогическая эвристика», рассчитанная на 36 часов. Данный спецкурс состоит из теоретической части и содержит ряд творческих заданий, педагогических задач и упражнений, решение и выполнение которых эвристическим способом способствует развитию творческих способностей студентов университета.

Творческая составляющая содержательного компонента модели (практическая часть спецкурса «Педагогическая эвристика») состоит из четырех модулей, разработанных в соответствие с разделами педагогики: по теории педагогики, по теории воспитания, по теории дидактики и по теории педагогического менеджмента, которые в свою очередь делятся на блоки (информационный, эвристический, блок самопроверки).

Информационный блок включает теоретическую информацию по определенной теме, даются теоретические понятия (дидактические единицы), даются для разбора ситуации, которые могут, происходить в практической деятельности педагога.

Эвристический блок позволяет решать определенные задачи, соответствующие конкретному модулю, например, если модуль по теории воспитания, мы решаем задачи данной группы. Типология задач решается репродуктивным и эвристическим способом, используются различные

эвристические приемы («мозговой штурм», круглый стол, эвристические беседы и т.д.).

Педагогическая задача - «осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий».

Нами представлена типология педагогических задач (на примере сборника Л.В. Кондрашовой, личного педагогического опыта) основанных на закономерностях, присущих развивающейся личности студентов, воспитательной, обучающей деятельности педагога и основным принципам обучения и воспитания. Типология задач соответствует основным разделам педагогики как науки (теория педагогики, теория воспитания, теория дидактики, теория педагогического менеджмента).

Задачи по теории воспитания основывались на принципах гуманизма, дидактические задачи сформированы на принципах творчества (креативности), задачи по теории менеджмента базируются на основных принципах управления (принцип соответствия в управлении педагогической системой и коллегиальности в выработке решений).

Задачи по теории педагогики являются основополагающими для всей типологии задач.

Блок самопроверки позволяет студентам проверить себя, определить свою самооценку, сравнить с оценкой эксперта и ознакомиться с системой балльно-рейтинговой оценки.

Процессуальный компонент модели развития творческих способностей студентов гуманитарных факультетов университета включает достаточный уровень мотивации, при котором возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, саморазвитии, совершенствовании своих интеллектуальных, творческих способностей, морально-этических качеств личности, что влечет за собой усиление интереса к изучаемому материалу, самому процессу изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно.

Контрольно-оценочный компонент модели обеспечивает оценку и осмысление студентами собственного опыта творческой деятельности, оценку самодвижения в освоении учебно-исследовательских умений.

Контрольно-оценочный компонент позволил нам определить

индивидуальные траектории развития студентов.

На данном этапе студенты (самооценка) и эксперты (внешняя оценка) определили личностные качества и педагогические умения студентов, которые способствуют более успешному усвоению учебного материала как теоретического, так и практического характера, а, следовательно, повышают уровень развития творческих способностей студентов.

По личностным качествам студентов, их совокупности мы смогли отнести студентов к тому или иному психотипу («организатор», «интеллектуал», «эрудит»).

Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Психотипы личности студентов, сформированные в результате решения

задач эвристического типа

Обработка результатов экспериментальной работы по развитию творческих способностей студентов университета показала, что уровень творческих способностей повысился у всех студентов гуманитарных факультетов.

В среднем количественный показатель низкого уровня 58,33% сократился до 5,6%; средний уровень развития творческих способностей студентов повысился с 16,67% до 29,7%. Существенное изменение произошло в сторону увеличения высокого уровня развития творческих способностей от 25% до 70,8%.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в условиях модернизации высшего профессионального образования, при переходе на двух уровневую систему обучения, необходимо акцентировать внимание педагогов на личностных качествах и педагогических умениях студентов, на уровне развития их творческих способностей, что позволит студентам университетов реализовать возможность не только дальнейшего непрерывного профессионального образования, но и успешной профессиональной самореализации.

Библиографический список:

1. Акмеология: учебник / под ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС, 2002. - 681с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М., 2000.

3. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная

монография [Текст] / Под ред. Козырева В. А. и Родионовой Н. Ф. - СПб, Изд. РГПУ им.

Герцена, 2004, 392 с.

4. Кондрашова, Л.В. Сборник педагогических задач [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов [Гриф Министерства просвещения СССР] / Л. В. Кондрашова. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

5. Осипов, В.А. Практика формирования творческих способностей учащихся на основе педагогического содействия // Вестник Шадринского гос. пед. ин-та: Изд-во ТТТГПИ, 2008. - Вып.1. - С. 114-119

6. Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: м-лы Межд. науч.-метод. конф., 2005 г. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005. - 31 с.

Bibliography

1. Acmeology: Textbook [Text] / Under the Editorship of A. A. Derkach. - M.: RASS, 2002. - 681p.

2. Competent Approach in Pedagogical Education: Multi-Author Book [Text] / Under the Editorship of V.A. Kozyrev and N.F. Rodionova. - SPb.: RSPU n.a. Herzen, 2004. - 392 p.

3. Development of a Person’s Creative Abilities Amid the Olympic Movement: Iss. of the International Scientific-and-Methodological Seminar [Text], 2005. - Tambov: TSU, 2005. - 31p.

4. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogical Dictionary [Text] / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirova. - M., 2000.

5. Kondrashova, L.V. Collection of Pedagogic Tasks [Text]: Guidance Manual for students’book for Pedagogical Institutes /L.V. Kondrashova. - Moscow: Prosveshchenie, 1987. -144 p.

6. Osipov, V.A. The Practice of Students’ Creative Ability Forming on the Basis of Pedagogical Cooperation [Text] / V.A. Osipov // Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute. ShSPI, 2008. - №1. - P. 114-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.