Научная статья на тему 'Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза'

Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ИНТЕРЕС / INTEREST / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / ПОДХОД / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турбина Е. П.

В статье рассмотрено моделирование процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, представляющее собой целостный педагогический процесс, характеризующий взаимодействие преподавателей и студентов и основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности, направленной на формирование положительного активного отношения к педагогической деятельности у студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of the process of forming the interest to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments

Modeling of the process of forming the interest to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments presenting the pedagogical process, characterizing the interaction of tutors and students and forming on specially organized activity is viewed in the article. This activity is devoted to the forming of positive active attitude to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза»

7. Pedagogicheskij slovar': ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical dictionary]. In Zagvjazinskogo V.I., Zakirovoj A.F. (eds.). Moscow: Akademija, 2008. 352p.

8. Psihologija podrostka: uchebnik [Psycology of the teenager]. In. Reana A.A. (ed.). Saint-Petersburg: Prajm-EVROZNAK, 2013. 480 p.

9. Psihologija razvitija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. psihol. ucheb. zavedenij [Psycology of the development]. In Marcinkovskoj T.D. [I dr.] (eds.). 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Akademija, 2015. 528 p.

10. Slovar' po social'noj pedagogike [The dictionary on social pedagogics]. In. Mardahaev L.V. (ed.). Moscow: Pedagogika, 2002.

11. Fel'dshtejn D.I. Psihologija sovremennogo podrostka [The psycology of a modern teenager]. In Fel'dshtejn D.I. (ed.). Moscow: Pedagogika, 2007. 240 p.

12. Huhlaeva O.V. Psihologija podrostka: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [The psycology of a teenager]. 2-e izd., ispr. Moscow: Akademija, 2005. 160 p.

УДК 378.1

Турбина Е.П.,

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка и МП ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности

у студентов вуза

В статье рассмотрено моделирование процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, представляющее собой целостный педагогический процесс, характеризующий взаимодействие преподавателей и студентов и основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности, направленной на формирование положительного активного отношения к педагогической деятельности у студентов вуза.

Моделирование, интерес, педагогическая деятельность, подход.

E.P. Turbina,

candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of English language

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

Modeling of the process of forming the interest to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments

Modeling of the process of forming the interest to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments presenting the pedagogical process, characterizing the interaction of tutors and students and forming on specially organized activity is viewed in the article. This activity is devoted to the forming ofpositive active attitude to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments.

Keywords: modeling, interest, pedagogical activity, approach.

Научный анализ процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза требует определения основных ориентиров для его осуществления, то есть методологических подходов.

Личностно-деятельностный подход направлен на оптимизацию процесса перехода от информационной, сообщающей парадигмы к парадигме, развивающей самостоятельную познавательную активность студентов в процессе формирования интереса к педагогической деятельности. В основе данного подхода лежит изменение вида взаимодействия преподавателя и студентов, перевод его в равнопартнерское, субъект-субъектное сотрудничество [1;97].

Специфика личностно-ориентированного подхода, который фактически является компонентом личностно-деятельностного подхода, основана не только на личности обучаемого, но и на личности учителя. Основной целью личностно-ориентированного подхода является обеспечение высокой продуктивной вовлеченности, мотивации к обучению, познанию и накоплению педагогического опыта [8,32].

Рефлексивно-творческий подход направлен на воспитание личности студента, которая воплощена в его уникальности и творческости. Суть рефлексивно-творческого подхода заключается в направлении мышления студентов на осознание и осмысление собственной деятельности и является источником нового знания как о формах и средствах деятельности, так и самом предмете, на который направлена деятельность, то есть о формах и методах педагогической деятельности, так и о самой педагогической деятельности, а также предполагает новое видение, подход и решение, готовность отказаться от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления [76, 199].

Формирование интереса к педагогической деятельности у студентов вуза представляет собой целостный педагогический процесс, характеризующий взаимодействие преподавателей и студентов и основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности, направленной на формирование положительного активного отношения к педагогической деятельности у студентов вуза.

При определении сущности процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза мы учитывали следующие философские положения: 1) сущность означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от других вещей; 2) сущность отражает глубинные связи, внутренние отношения, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления [5, 215]. С учетом данных положений сущность исследуемого процесса в соответствии с сущностью целостного педагогического процесса предполагает перевод внешнего (объективного) во внутреннее (субъективное), то есть сущностью процесса воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации является направленное овладение педагогической деятельностью.

Необходимость моделирования процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза обусловлена потребностями современного общества в развитии устойчивого интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, а также в повышении качества и эффективности подготовки специалистов-педагогов к педагогической деятельности в условиях кардинальных изменений, происходящих во всех сферах жизни общества.

В методологии науки модель рассматривается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. - оригинала модели [6,382].

Данный аналог предназначен для хранения и расширения знания (информации) о существующем оригинале, для конструирования, преобразования или управления им. В

процессе познания модель является как бы "заместителем" оригинала, причем не только в познании, но и в практике. При этом модель всегда выполняет познавательную роль и выступает в качестве средства объяснения и предсказания [4,64].

Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза включает в себя следующие взаимозависимые компоненты: функциональный целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.

1. Функциональный компонент

Рассматривая процесс формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, развивающийся в рамках общей системы профессиональной подготовки, мы выделяем следующие функции, обеспечивающие его устойчивое формирование: воспитательная, развивающая, образовательная, организационно-дидактическая. Цель исследуемого процесса определяется повышением уровня интереса к педагогической деятельности у студентов вуза.

Воспитательная функция - воспитание положительного отношения личности к коллективу и коллектива к личности. Специфика данной функции в том, что внезапность, сиюминутность и возможность участникам образовательного процесса - учителю и ученику - включиться в импровизацию, стать соучастником решения, принятого в ее процессе, помогают посредством импровизации достигать того, что другими способами за короткий срок достичь невозможно. В процессе изучения дисциплин педагогического цикла у будущих учителей воспитывается интерес к педагогической деятельности, формируется отношение к себе как к субъекту педагогической деятельности, профессиональная активность, развиваются такие качества как коммуникативность, трудолюбие, педагогический такт и т.д.

Развивающая функция - отражает влияние исследуемого процесса на развитие педагогического мышления будущих учителей, их педагогических способностей. Особое значение имеет развитие внимания, восприятия, воображения студентов, их речи. В процессе формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза осуществляется развитие всех сторон их личности, что является необходимым условием успеха будущей педагогической деятельности.

Образовательная функция - выражает направленность процесса формирования интереса к педагогической деятельности на обеспечение студентов знаниями о педагогической деятельности, на формирование у них знаний, умений и навыков для успешной педагогической деятельности. Эта функция имеет теоретический и практический аспекты, интеграция которых способствует соединению изучения теории с практической деятельностью будущих учителей.

Организационно-дидактическая функция - соотносится с основными аспектами организации учебной деятельности:

- организация предметного содержания учебной деятельности учащихся (отбор учебного материала, его дидактическая обработка, построение его системы, определение способов и форм подачи);

- организация форм учебной деятельности учащихся (разработка форм групповой и индивидуальной работы, определение степени самостоятельности).

Реализация исследуемого процесса осуществляется с учетом социального заказа по воспитанию устойчивого интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, обеспечивающего осознанный выбор профессии учителя.

Целевой компонент

Цель процесса воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза вытекает из цели общепедагогической подготовки будущих учителей, поскольку он является органической частью общего процесса профессионально-педагогической подготовки. С учетом этого в качестве цели исследуемого процесса определяется повышение уровня интереса к педагогической деятельности у студентов вуза.

Данная цель конкретизируется в задачах, включающих:

1. Обеспечение студентов теоретическими знаниями о педагогической деятельности учителя.

2. Активизация внутренней познавательной мотивации к педагогической деятельности.

3. Создание условий для приобретения первоначального педагогического опыта и развития педагогических способностей.

Функции, цель и задачи процесса воспитания интереса к педагогической деятельности у студентов вуза составляют его функционально-целевой компонент, назначением которого является определение конечного результата педагогического взаимодействия.

2. Содержательный компонент

Как и любой педагогический процесс, формирование интереса к педагогической деятельности у студентов вуза опирается на совокупность принципов, включающих как общепедагогические принципы (научность; системность и целостность; систематичность и последовательность; связь теории с практикой; взаимодействие общего, особенного и единичного в содержании и методах подготовки; единство образовательных, воспитательных и развивающих результатов обучения; оптимальное сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности; создание положительного эмоционального фона и соответствующей характеру деятельности мотивации), так и специфические принципы, отражающие особенности данного процесса (интегративность, вариативность).

Поскольку содержание перечисленных принципов подробно раскрывается в работах ведущих современных педагогов (В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый и др.), мы сочли возможным лишь назвать их, а не останавливаться на их подробной характеристике.

К специфическим принципам процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза относятся интегративность и вариативность.

Интегративность в процессе формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза на основе педагогической импровизации предполагает взаимосвязь междисциплинарных научных знаний; знаний фундаментального и прикладного характера; единство целей, содержания, форм и методов профессиональной подготовки; преемственность допрофессионального и профессионального уровней подготовки[6].

Принцип вариативности также может быть отнесен к специфическим принципам процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза. Его реализация связана с несколькими моментами[6]. Сложность понятия «интерес к педагогической деятельности», многообразие его составляющих, сочетание общего, особенного и индивидуального в его проявлениях предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой учитывались бы не только общие особенности уровня сформированности интереса к педагогической деятельности всего контингента обучаемых, но и их индивидуальные характеристики, что становится возможным при выполнении студентами общих заданий в процессе подготовки с индивидуальными, отражающими интересы отдельных студентов и способствующими формированию

индивидуального стиля педагогической деятельности. Дифференциация форм и методов, применяемых в процессе подготовки, на основе учета различных факторов (уровня подготовки, индивидуальных особенностей обучаемых, местных условий и т.д.) определяет многообразие путей и способов достижения общей цели исследуемого процесса [3].

Формирование интереса к педагогической деятельности у студентов вуза перерастает в задачу целенаправленного формирования личности будущего педагога, выработки у него позитивного отношения к педагогической деятельности и к его творческому совершенствованию [2,167].

Содержание исследуемого процесса определяется с учетом его функций, цели и задач и может быть представлено тремя блоками:

1 - информативный блок включает обеспечение будущих учителей знаниями о педагогической деятельности учителя; о требованиях, предъявляемых данной профессией к человеку;

2 - мотивационный блок предполагает создание положительного эмоционального настроя к педагогической деятельности;

3 - деятельностный блок отражает деятельность по обеспечению обучаемых опытом педагогической деятельности, что становится возможным при создании в процессе подготовки ситуаций, максимально приближенных к реальной педагогической деятельности учителя.

Содержательный компонент исследуемого педагогического процесса выполняет роль предмета познавательной деятельности студентов вуза, средства их практической деятельности и средства управления их развитием. Содержание процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза отражает накопленный в данной области педагогический опыт, который при передаче студентам позволяет достигнуть поставленную цель согласно выбранным направлениям.

3. Процессуальный компонент

Процессуальный компонент реализуется через различные методы, приемы, формы. В процессе формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза используются общепедагогические методы педагогического воздействия, характерные для высшей школы.

Во всем многообразии методов педагогического воздействия в процессе формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза особо актуальными являются такие методы, как разъяснение, лекция, дискуссия, самостоятельная работа с первоисточниками, нами были использованы следующие приемы: создание проблемных педагогических ситуаций; моделирование педагогического процесса (если бы..., как будто...); анализ стилей общения, микропреподавания; анализ педагогических импровизаций из «банка»; ролевые игры; прием коллективных творческих дел и др., а также различные виды деятельности студентов, способствующие решению задач учебно-воспитательной работы в процессе подготовки (учебно-познавательная, учебно-практическая, самостоятельная практическая, игровая деятельность, общение). В процессе подготовки использовались такие формы организации учебно-воспитательной работы, как лекция, семинар, практические занятия, спецкурс, консультации, зачет, нетрадиционные формы проведения практических занятий (деловая игра, дискуссия, беседы, интервью, самостоятельная работа студентов и пр.).

4. Результативно-оценочный компонент

Результативно-оценочный компонент исследуемого процесса характеризует степень достижения поставленной цели. Он включает в себя диагностику уровня сформированности интереса к педагогической деятельности у студентов вуза и выявление отклонений от намеченной цели, внесение необходимых корректив, что становится возможным на основе определения критериев и показателей сформированности интереса к педагогической деятельности у студентов вуза.

На основе изучения философской, психолого-педагогической литературы, анализа опыта высшей школы, выявления достижений и недостатков в теории и практике разработки данной проблемы, сущности и особенностей интереса к педагогической деятельности у студентов вуза была разработана модель формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза. В качестве компонентов модели были выделены: функционально-целевой, содержательный, процессуальный,

результативно-оценочный.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учеб. пособие / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997.

2. Кузьмина, Н.В. Основы вузовской педагогики / Н.В. Кузьмина. - Л. : ЛГУ, 1972. - 311 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, Ю.А. Коджаспиров. - М. : Академия, 2000. - 175 с.

4. Писаренко, В.И. Методологическая основа инновационного обучения в контексте изменений в общенаучной картине мира / В.И. Писаренко // Педагогика и жизнь : междунар. сб. науч. тр. / под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. - Вып. 5. - Воронеж : ВГПУ, 2007.

5. Романов, Е.В. Моделирование образовательных процессов в учебно-творческой деятельности студентов / Е.В. Романов // Образование и наука. - 2000. - № 4(6). - С.61-75.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М. : Совет. энциклопедия, 1983. - 840 с.

7. Шкабара, И.Е. Становление новой парадигмы образования: взгляд через призму современных подходов / И.Е. Шкабара // Научное обозрение. - 2005. - № 6. - С.195.

8. Якиманская, И.С. Разработка личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. - 1995. -№ 2. - С. 31-42.

REFERENCES

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie [Pedagogical psychology]. Rostov on the Don: Feniks, 1997.

2. Kuzmina N.V. Osnovy vuzovskoj pedagogiki [The basis of the higher educational pedagogics]. Leningrad: Publ. LSU, 1972. 311 p.

3. Kodzhaspirova G.M. Kodzhaspirov Ju.A. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. Moscow: Akademija, 2000. 175 p.

4. Pisarenko V.I. Metodologicheskaja osnova innovacionnogo obuchenija v kontekste izmenenij v obshhenauchnoj kartine mira [Methodological basis of the innovational education in the contest of changes in the aggregate scientific picture of the world]. Pedagogika i zhizn': mezhdunarodnyj sbornik nauchnyh trudov [Pedagogics and the life]. In Kirikova O.I. (ed.) V. 5. Voronezh: Publ. VSPU, 2007. 399 p.

5. Romanov E.V. Modelirovanie obrazovatel'nyh processov v uchebno-tvorcheskoj dejatel'nosti studentov [Modeling of the educational processes in the academic creative activity of students]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2000, no. 6, p. 61-75.

6. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Philosophic encyclopedic dictionary]. In Ilichov P.N. (ed.). Moscow: Soviet Encyclopedia, 1983, pp.382.

7. Shkabara I.E. Stanovlenie novoj paradigmy obrazovanija: vzgljad cherez prizmu sovremennyh podhodov [Formation of new paradigm of education: view through the different approaches]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], 2005, no. 6, p.195.

8. Yakimanskaya I.S. Razrabotka lichnostno-orientirovannogo obuchenija [Working out of the personal oriented education]. Voprosypsiholo [Questions of Psychology], 1995, no. 2, pp. 31-42.

УДК 37.016:81

Е.П. Турбина,

канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка и МП ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Роль культурологического подхода в процессе обучения иностранным

языкам

В статье рассмотрена роль, содержание и основные аспекты культурологического подхода в процессе обучения иностранным языкам. Рассмотрены понятия культурологический подход и культурологическое образование. Определены функциональные особенности, задачи и условия использования культурологического подхода в процессе обучения иностранным языкам.

Культурологический подход, культурологическое образование, языковое образование, иноязычная культура.

E.P. Turbina,

candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of English language

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

The role of cultural approach in the process of teaching foreign languages

The role, content and basic aspics of the cultural approach in the process of teaching foreign languages are viewed in the article. The concepts cultural approach and cultural education are examined. Functional peculiarities, tasks and conditions of the usage of cultural approach in the process of teaching foreign languages are defined.

Keywords: cultural approach, cultural education, language education, foreign culture.

90-е годы прошлого столетия радикально изменили культурный контекст изучения языков международного общения в России и других, особенно европейских странах, что не могло не привести к появлению новых потребностей в изучении языков и культур. Мысль о необходимости культуроведческого образования средствами иностранного языка постепенно начинает приобретать аксиоматичное значение. Проблема повышения культурного уровня молодежи средствами приобщения к иноязычной культуре приобретает особое значение в настоящее время. Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков. Только сочетание этих двух знаний - языка и культуры может обеспечить эффективное и плодотворное общение.

Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.