B-cathegory in Italy]. Voennye znanija [Military knowledge], 2012, no. 5, pp. 36-38.
5. Kak gotovjat voditelej v Germanii i Finljandii [Elektronnyj resurs] [How to teach drivers in Germany and Finnland]. Za rulem.rf: internet izdanie [Behind the wheel]. Moscow, 1998-2017. URL: https://www.zr.ru/content/articles/707636-avtoshkoly-mozhno-po-russki (Accessed 06.06.2017).
6. Kak poluchit' voditel'skie udostoverenie v raznyh stranah mira [Elektronnyj resurs] [How to get driving licence in different countries]. Avtoshkola «FAVORIT» [Autoschool "FAVOURITE"]. Kineshma, 2014. URL: http://favorit37.ru/eto-interesto/articles1.html (Accessed 06.06.2017).
7. Kak poluchit' prava v Germanii [How to get driving licence in Germany]. Avtoshkola Profi: zhurn. dlja ruk., prepodavatelej i specialistov [Autoschool "Profi"], 2011, no 3, pp. 26-28.
8. Obuchenie vozhdeniju v Rossii, Evrope i SShA: est' raznica [Elektronnyj resurs] [Teaching of driving in Russia, Europe and the USA : there is the difference]. Za rulem.rf: internet izdanie [Behind the wheel]. Moscow, 1998-2017. URL: https://www. zr. ru/content/articles/269076-obuchenij e_vozhdeniju_v_rossii_j evrope_i_ssha_j est_raznica (Accessed 06.06.2017).
9. Pjat' otlichij evropejskih avtoshkol ot rossijskih [Elektronnyj resurs] [Five differences European and Russian schools]. Spokojno.ru [Calmly]. Moscow, 2009-2017. URL: http://spokoino.ru/articles/autoshools/5-otlichij-jevropjejskikh-avtoshkol-ot-rossijskikh (Accessed 06.06.2017).
10. Standart vozhdenija v Velikobritanii [The standard of driving in Great Britain]. Avtoshkola Profi: zhurn. dlja ruk., prepodavatelej i specialistov [Autoschool "Profi"], 2012, no. 4,5,6.
11. Francija, tonkosti voditel'skogo jekzamena [Elektronnyj resurs] [France, peculiarities of drivibg exam]. CAR defence.ru: bezopasnyj avtomobil' [CAR defence.ru: safe car]. URL: http://www.cardefence.ru/bezopasnoe-vozhdenie/ francija-tonkosti-voditelskogo-jekzamena (Accessed 06.06.2017).
УДК 371.8
Н.С. Стерхова,
канд. пед. наук, профессор кафедры профессионально-технологического
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Досуговая деятельность младших подростков в общеобразовательной школе: понятие и формы организации
В статье рассмотрено понятие досуговой деятельности. Проанализированы психологические особенности младших подростков, которые необходимо учитывать педагогу при организации досуговой деятельности. Представлена краткая характеристика форм организации досуговой деятельности младших подростков.
Досуговая деятельность, младший подросток, отдых, развлечения, творчество, праздники.
N.S. Sterkhova,
candidate of pedagogical sciences, professor the chair of professional technological
education Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia
Leisure time activity of young teen-agers at the secondary school: the concept
and the forms of organization
The concept of leisure time activity is viewed in the article. The psychological peculiarities of young teen-agers which are necessary to take into account of organizing leisure time activity are analyzed in the article. The brief characteristic ofform of organization of leisure time activity of young teen-agers is given.
Keywords: leisure time activity, a young teen-ager, leisure, entertainments, creation, holidays.
Вопросы организации досуговой деятельности обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы приобретают в настоящее время особую актуальность. Главной целью современного общего образования является поднять осуществление данного процесса на качественно новый уровень. Это делает проблему организации досуговой деятельности младших подростков особенно важной.
Понятие досуговой деятельности рассматривается учеными по-разному:
1) как целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека, реализующаяся в системе культуры и досуга [10];
2) как составная часть деятельности, осуществляющейся человеком в его свободное время и включающая совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических, социальных и психических ресурсов [2, с. 9].
Нам ближе определения понятия досуговой деятельности, данное Н.Г. Гончаровым и понимающим под данным видом деятельности один из видов эстетической деятельности, осуществляющейся человеком в его свободное время, включающий совокупность занятий, выполняющий функцию восстановления физических, социальных и психических ресурсов [2, с. 9].
Характеризуя понятие досуговой деятельности обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы, на наш взгляд, следует обратить внимание, во-первых, на психологические особенности младших подростков, во-вторых, на то, что данный вид деятельности обучающихся 5-х классов является составной частью их свободного времени, затрачиваемой на удовлетворение культурных интересов и потребностей.
Итак, младших подростков можно определить, как достаточно большую возрастную группу, отличающуюся тем, что основным видом деятельности для данной группы является учебная деятельность. Также большое значение для данной возрастной группы подростков имеет общение. Другой важной характеристикой является принадлежность к одному возрасту: младшее подростничество объединяют лица примерно одного возраста (10-13 лет) и одинакового уровня образования (4-6 классы общеобразовательной школы).
Кроме того, младшее подростничество отличается от других групп учащихся рядом особенностей: формами организации своей жизнедеятельности, концентрацией в общеобразовательных школах, «локализацией» образа жизни в стенах организации общего образования, в организациях дополнительного образования, а также относительной самостоятельностью в выборе способов деятельности в учебное и внеучебное время [12].
К социально-психологическим характеристикам младших подростков также относят: вид познавательной деятельности - учебная; вид социальной деятельности -общение; наличие специфической субкультуры [6]. Своеобразие этой субкультуры определяется особым характером познания, общения, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности младшего подростка.
Исследуя особенности личности подростков, Д.И. Фельдштейн выделил четыре группы мотивов общественно полезного труда:
1) адекватные общественно значимому смыслу труда, т. е. ориентированные на дело, нужное для людей, а не престиж коллектива или личные интересы;
2) коллективистские, связанные с борьбой за первенство класса или бригады;
3) групповой солидарности, оттесняет и социальную значимость дела, и критическое отношение к совместно выполняемой деятельности;
4) индивидуалистические - индивидуально-общественной мотивации, связанной с самоутверждением, но отнюдь не с корыстолюбием и индивидуалистические, ориентированные на извлечение из труда только личной выгоды [11].
Ряд ученых-психологов выделяют следующие, характерные для подростка, особенности: подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими; чтобы форма его поведения была не детской; ценность для подростка определяется ее «взрослостью», возникновением разнообразных «кодексов» [4; 8; 9].
Большое значение для педагогов имеет знание типологии направленности личности подростка.
Первый тип направленности личности подростка характеризуется положительным отношением к обществу и к себе [5].
У второго типа направленности личности подростка доминирует эгоистическая направленность, проявляющаяся в безусловно положительном отношении к себе и отрицательном - к обществу.
К третьему типу направленности личности относятся подростки с депрессивной направленностью. Они полностью обесценивают себя и сдержанно относятся к обществу.
Наконец, четвертый тип направленности личности подростка характеризуется суицидальной направленностью: для подростка ни он сам, ни общество не имеют никакой значимости [5].
Самостоятельность начинает ярко проявляться именно младшем в подростковом возрасте. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог: избирательная готовность, повышение восприимчивости к тем или иным сторонам обучения и готовность ко всем видам учебной деятельности, делающим его взрослым в собственных глазах [8].
Эмоциональное благополучие младшего подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других - заслужить уважение учителя и родителей [9, с.171].
Учитывая рассмотренные особенности младшего подросткового возраста, педагог сможет более эффективно реализовать процесс приобщения обучающихся 5-х классов к традициям народной кухни.
Досуг обучающихся 5-х классов существенно отличается от досуга других возрастных групп обучающихся. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость.
Материалы исследований отечественных и зарубежных специалистов
свидетельствуют о том, что организации общего образования, образование и семья в целом не выполняют в полном объеме свою функцию организации досуговой деятельности подростков. В связи с этим, значительная часть обучающихся 5-х классов в свободное от учебы время предпочитают проводить за компьютером, смотреть телевизор или просто гулять на улице.
Крайне незначительное место в структуре досуга младших подростков занимает тип досуговой деятельности, характеризующийся развивающей направленностью свободного времени. Абсолютное большинство младших подростков ориентированы на поиск исключительно развлечений.
В современных российских условиях образ жизни многих российских подростков способствует возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности. Эти деформации включают практику досуга как ухода от действительности, крайними формами которого являются алкоголизм и наркомания, а также различные формы асоциального, в том числе и противоправного, поведения [2, с. 11-12].
Проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью младших подростков, её стимулирования, формирования у них осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально-досуговой деятельности является актуальной. В связи с этим, особое внимание приобретает проблема организации таких видов досуга младших подростков, которые обладают культурной направленностью.
Разнообразие культурных интересов и потребностей младших подростков обусловливает разнообразие видов их досуговой деятельности, среди которых, на наш взгляд, можно выделить: отдых (активный и пассивный); развлечения; творчество (художественное, конструкторское, декоративное и др.); праздники и т.д.
Отдых представляет собой перерыв в обычных занятиях, в работе и т. п. для восстановления сил [1]. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п.
Характеризуя понятие «развлечения», С.А. Кузнецов трактует его как то, что развлекает, доставляет удовольствие [1]. Среди развлечений младших подростков можно выделить походы в театр, картинные галереи, встречи с поэтами, писателями, драматургами, композиторами, ведущими актерами театра, кино; посещения выступлений симфонических оркестров, оркестров народных инструментов, исполнителей классической музыки (где бы они ни состоялись: в филармонии или вузе; экскурсии (в музеи, в природу, к скульптурным и архитектурным произведениям и т. д.); путешествия; особую группу развлечений составляют дискотеки, посещения игровых залов и т.п.
Можно выделить следующие наиболее привлекательные для младших подростков формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игр-зрелищ и т.д. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью досуга младших подростков является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные
кафе-клубы. Данный вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер и обеспечивает смену впечатлений.
Ощутить эмоциональный подъём, одновременно с этим отдохнуть и развлечься, младшим подросткам позволяют праздники. Определяя понятие «праздник»,
B.И. Загвязинский, рассматривает его как день торжества в честь или в память какого-либо выдающегося события. Праздник - это всегда веселье, зрелищность, сочетание художественно-декоративного оформления, музыки, живого поэтического слова, игр, театрализованных представлений, ритуалов и т.д. [7].
Рассматривая различные подходы к определению понятия «праздники»,
C.А. Кузнецов предлагает следующие его трактовки:
1) это дни торжества, связанные с выдающимися событиями, обычаями или деятельностью общественных деятелей (писателей, ученых, композиторов, святых и т.п.).
2) веселые торжества, устраиваемые кем-либо по какому- либо поводу;
3) дни или время, ознаменованные каким-либо радостным, приятным событием; само такое событие;
4) испытываемое от чего-либо наслаждение, приятное, радостное чувство [1].
Следует отметить, что праздники являются наиболее традиционным видом
организации досуга современных младших подростков.
Более высокий уровень досуговой деятельности обеспечивает творчество. Любое творчество, любое познание включает в себя многие психологические и физиологические элементы - сложнейшую гамму чувств и переживаний. Во всяком творчестве и во всяком познании присутствует фантазия, воображение, интуиция [3, с. 158]. Современное младшее подростничество свободно реализует свой творческий потенциал в художественном, конструкторском, декоративном, научном, техническом и других видах творчества. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга, составляя нерасторжимое единство
Однако в настоящее время вызывают тревогу ориентации младших подростков на пассивные виды деятельности, приобретение досугом ярко выраженной формы потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации, а порой и делинквентности.
Одной из набирающих популярность эффективных форм организации досуговой деятельности в школе, и особенно, в пятом классе, является клуб выходного дня - форма внеурочной деятельности обучающихся, организуемая как на базе школы, так и вне ее. Особенностью данной формы является активное вовлечение детей, родителей и педагогического состава школы во внеучебную жизнь класса.
Работа клуба выходного дня, с одной стороны, представляет собой сложный, многогранный процесс, построенный на взаимодействии типа «ребенок о- педагог о-родители», с другой, является воздействием множества психологических факторов на личность младшего подростка в целом, и не может быть объяснена исключительным действием какого-то одного из них. Совокупность этих факторов может стать сильнейшим рычагом воздействия на процесс адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе.
Подводя итоги статьи, отметим следующее.
Досуговая деятельность - вид эстетической деятельности, осуществляющейся человеком в его свободное время, включающий совокупность занятий, направленных, с одной стороны, на восстановление физических, социальных и психических ресурсов, с другой - на активное или пассивное развитие личности.
Разнообразие форм организации досуговой деятельности младших подростков обусловлено их культурными интересами и потребностями и включает: отдых (активный и пассивный); развлечения; творчество (художественное, конструкторское, декоративное и др.); праздники; клубы выходного дня и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2004. - 1536 с.
2. Гончарова, Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи : автореф. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Наталья Георгиевна Гончарова. - Ростов-н/Д, 2009. - 29 с.
3. Единство средств, форм и методов в системе эстетического воспитания студентов : сб. ст. / под ред. М.Ф. Овсянникова. - М. : Высшая школа, 1980. - 248 с.
4. Кулагина, И.Ю. В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 464 с.
5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Речь, 2009. - 256 с.
6. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Л.А. Регуш, А.В. Орлова. - СПб. : Питер, 2014. - 414 с.
7. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
8. Психология подростка : учебник / под ред. А.А. Реана. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 480 с.
9. Психология развития : учеб. пособие для студентов высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская [и др.] ; под ред. Т.Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2015. - 528 с.
10. Словарь по социальной педагогике / сост. Л.В. Мардахаев. - М. : Педагогика, 2002.
11. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка / ред. Д.И. Фельдштейн. - М. : Педагогика, 2007. - 240 с.
12. Хухлаева, О.В. Психология подростка : учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Хухлаева. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2005. - 160 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология).
REFERENCES
1. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka [Big explanatory dictionary of the Russian language]. In. Kuznecov S.A (ed.). Saint-Petersburg: Norint, 2004. 1536 p.
2. Goncharova N.G. Transformacija dosugovoj dejatel'nosti sovremennoj rossijskoj studencheskoj molodezhi. Avtoref. diss. kand. sociol. nauk: 22.00.04 [Transformation of leisure activity of modern Russian student young people]. Rostov-na-Donu, 2009. 29 p.
3. Edinstvo sredstv, form i metodov v sisteme jesteticheskogo vospitanija studentov: sb. st. [The unity of means, forms and methods in the system of aesthetic up-bringing of students]. In Ovsjannikova M.F. (ed.). Moscow: Vysshaja shkola, 1980. 248 p.
4. Kulagina I.Ju., Koljuckij V.N. Vozrastnaja psihologija: polnyj zhiznennyj cikl razvitija cheloveka: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Age-specific psycology: full life cycle of the development of a man]. Mosow: TC Sfera, 2014. 464 p.
5. Lichko A.E. Psihopatii i akcentuacii haraktera u podrostkov [Psycopathy and accentuations of the character of the teenager]. Izd. 2-e, dop. i pererab. Moscow: Rech', 2009. 256 p.
6. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Pedagogical psycology]. In Regush L.A., Orlova A.V. (eds.). Saint-Petersburg: Piter, 2014. 414 p.
7. Pedagogicheskij slovar': ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical dictionary]. In Zagvjazinskogo V.I., Zakirovoj A.F. (eds.). Moscow: Akademija, 2008. 352p.
8. Psihologija podrostka: uchebnik [Psycology of the teenager]. In. Reana A.A. (ed.). Saint-Petersburg: Prajm-EVROZNAK, 2013. 480 p.
9. Psihologija razvitija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. psihol. ucheb. zavedenij [Psycology of the development]. In Marcinkovskoj T.D. [I dr.] (eds.). 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Akademija, 2015. 528 p.
10. Slovar' po social'noj pedagogike [The dictionary on social pedagogics]. In. Mardahaev L.V. (ed.). Moscow: Pedagogika, 2002.
11. Fel'dshtejn D.I. Psihologija sovremennogo podrostka [The psycology of a modern teenager]. In Fel'dshtejn D.I. (ed.). Moscow: Pedagogika, 2007. 240 p.
12. Huhlaeva O.V. Psihologija podrostka: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [The psycology of a teenager]. 2-e izd., ispr. Moscow: Akademija, 2005. 160 p.
УДК 378.1
Турбина Е.П.,
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка и МП ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Модель процесса формирования интереса к педагогической деятельности
у студентов вуза
В статье рассмотрено моделирование процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза, представляющее собой целостный педагогический процесс, характеризующий взаимодействие преподавателей и студентов и основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности, направленной на формирование положительного активного отношения к педагогической деятельности у студентов вуза.
Моделирование, интерес, педагогическая деятельность, подход.
E.P. Turbina,
candidate of pedagogical sciences, docent of the chair of English language
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Modeling of the process of forming the interest to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments
Modeling of the process of forming the interest to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments presenting the pedagogical process, characterizing the interaction of tutors and students and forming on specially organized activity is viewed in the article. This activity is devoted to the forming ofpositive active attitude to the pedagogical activity of students of the higher educational establishments.
Keywords: modeling, interest, pedagogical activity, approach.
Научный анализ процесса формирования интереса к педагогической деятельности у студентов вуза требует определения основных ориентиров для его осуществления, то есть методологических подходов.