Научная статья на тему 'Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью'

Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТЬЮ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / FORMS AND METHODS / REHABILITATION OF ADOLESCENTS WITH PEDAGOGICAL NEGLECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вассерберг Валерия Владимировна

В статье рассматриваются формы и методы организации культурно-досуговой деятельности для реабилитации педагогически запущенных подростков. Представлены авторы, исследующие проблемы социализации и воспитания детей с педагогической запущенностью, анализ эффективных форм и методов, используемых в Центре социальной реабилитации в работе с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вассерберг Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES FOR REHABILITATION OF ADOLESCENTS WITH PEDAGOGICAL NEGLECT

The article analyses forms and methods of organization of cultural and leisure activities for rehabilitation of adolescents with pedagogical neglect. The authors studying the problems of socialization and education of children with pedagogical neglect, analysis of effective forms and methods used in the social rehabilitation Centre in work with adolescents are presented.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации подростков с педагогической запущенностью»

В. В. Вассерберг

(Санкт-Петербург)

организация культурно-досуговой деятельности для реабилитации Подростков с педагогической

запущенностью

organization of cultural and leisure activities for rehabilitation of adolescents with pedagogical neglect

В статье рассматриваются формы и методы организации культурно-досуговой деятельности для реабилитации педагогически запущенных подростков. Представлены авторы, исследующие проблемы социализации и воспитания детей с педагогической запущенностью, анализ эффективных форм и методов, используемых в Центре социальной реабилитации в работе с подростками.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, формы и методы, реабилитация подростков с педагогической запущенностью .

The article analyses forms and methods of organization of cultural and leisure activities for rehabilitation of adolescents with pedagogical neglect. The authors studying the problems of socialization and education of children with pedagogical neglect, analysis of effective forms and methods used in the social rehabilitation Centre in work with adolescents are presented.

Key words: cultural and leisure activities, forms and methods, rehabilitation of adolescents with pedagogical neglect.

Педагогически запущенные дети - широкое обобщенное понятие, используемое для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Ребенок становится педагогически запущенным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений [1]. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

Р. В. Овчарова [2, 3] выделяет два вида детской запущенности: социальную и социально-педагогическую. Педагогическая запущенность - это часть общей социальной запущенности. Если поставить вопрос

так: виноваты ли только семья и школа в асоциальном поведении детей, то ответ будет отрицательный; виновато общество, не предоставляющее возможностей для нормального функционирования социальных институтов [4].

Рассмотрим формы и методы культур-но-досуговой работы с педагогически запущенными подростками в условиях Центра социальной реабилитации.

Праздник рассматривается как художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, сжато и воздействует на эмоциональное состояние подростка. Праздник сплачивает, роднит, неизбежные противоречия повседневной жизни на время перестают существовать. Дружеское расположение благотворно влияет на всех участников праздника и ста-

новится источником, из которого вырастает желание и дальше следовать нормам праздничной этики.

Праздник непременно включает в себя активное действие и зрелище, что определяет его комплексный характер. С точки зрения организации праздник всегда представляет собой соединение различных занятий. Его педагогическая ценность определяется тем, что это гибкая динамичная воспитательная система, позволяющая удовлетворить одновременно несколько различных уровней досуга подростков с педагогической запущенностью [5].

Масштабность, значительность праздника всегда связана с конкретным событием, выражается в конкретной тематике. Чтобы праздник стал подлинно массовым, он должен быть посвящен такому событию, которое не оставит равнодушным подростков, вызовет энтузиазм. Событие, ставшее темой праздника, определяет и границы праздничной ситуации. В сценарии праздника важно не только дать материал, соответствующий теме, но и ярко подчеркнуть идею самого праздника.

Вечер отдыха - это особая форма художественно-массовых мероприятий; обычно вечерам, которые отличаются особой оригинальностью, программой, тематической направленностью, даются красивые и привлекательные названия. В одних случаях название отражает тематику основной части программы, в других подчеркивается адрес мероприятия: «Осенний вальс», «Вечер встречи» и т.д. Опыт показывает, что вечера особенно удаются тогда, когда в их подготовке наряду с педагогами принимают активное участие те, для кого это мероприятие предназначено. Приемы подачи концертных выступлений могут быть различными. Практикуются концертные отделения с показом номеров со сцены, в зале. На таких вечерах организуются самые разнообразные игры (викторины, конкурсы, аттракционы, сюрпризы и т.д.).

Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, литературы и искусства. Викторина может как иметь са-

мостоятельное значение, так и являться частью программы утренника, вечера или другой формы культурно-досугового мероприятия. Проведение викторин способствует развитию памяти и мышления, творческого воображения, расширению образовательного кругозора педагогически запущенных подростков [5].

В ходе подготовки викторины необходимо продумать сценарий и подготовить ребят к игре. Вопросы викторины подбираются с учетом возраста и уровня знаний ее участников. Если викторина проводится с целыми семьями (то есть участники и дети и взрослые), то вопросы могут чередоваться: один для детей, другой для взрослых или блоками вопросов. Викторина не должна быть статичной по своей форме. Многое при ее проведении зависит от подготовленности участников, их темперамента, эрудиции, находчивости; от ведущего, который не имеет права быть пассивным. Викторину можно сочетать с беседой, небольшим диспутом, если возникают разные, интересные точки зрения при ответе на вопросы.

Конкурс - это соревнование, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников. Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В них практически отсутствует шаблонность в исполнении заданий, а следовательно, и в содержании развивающего действия. Традиционны лишь сама идея игровых состязаний и некоторые их структурные элементы.

Один из наиболее простых видов конкурса - вечер веселых вопросов. Такой вечер представляет собой развернутую и несколько театрализованную викторину. Как правило, вечера вопросов бывают тематическими или охватывают ту или иную область человеческой деятельности. Содержание вечера значительно обогащается, если его будущие участники заранее получат общую тематическую ориентировку.

Не менее широкое распространение имеют конкурсы-аукционы. Такой конкурс представляет собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущий обращается к участникам игрового состязания. Задания таких конкурсов строятся с расчетом на зрелищно эффектные ответные действия, на применение зрительных атрибутов состязания.

Еще одна форма театрализованного игрового состязания - конкурс веселых и находчивых. Характерная черта таких конкурсов - содержательно организационная комплектность. В них включаются элементы викторины, концертного ревю, спортивного состязания, турнира рассказчиков, потешной эстафеты.

В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Эта задача возлагается на жюри, от членов которого требуются строгая объективность, понимание сути заданий, эрудиция, эстетический вкус, чувство юмора. Непосредственным распорядителем конкурса выступает ведущий, он служит связующим звеном между жюри, командами и публикой.

Для подростков с педагогической запущенностью инкультурация как интеграция в культуру опирается на специальные методы социально-культурной деятельности. Наиболее эффективным методом, по нашему мнению, является игровая терапия как комплекс реабилитационных игровых методик, способных оптимизировать процесс социальной интеграции и развития личности подростка. Игротерапия рассматривается авторами как средство воспитания, развития, адаптации, релаксации, рекреации и др. Уникальность игротерапии состоит в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном виде, при этом эмоциональное переживание их достаточно реально. Игротерапия помогает в ролевом поведении опробовать типы и модели поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации [6].

К главным достоинствам игротерапии принадлежат коррекция и развитие межличностных отношений: изменение от-

ношения к себе и другим, улучшение психологического самочувствия, повышение самооценки, социометрического статуса, оптимизация эмоциональной микросреды. Психолого-педагогическая поддержка педагогически запущенных подростков средствами игры является эффективным способом коррекции, разбалансированной эмоционально-волевой, коммуникативной и двигательной сферы. Игра позволяет подростку выразить свое «Я», преодолеть обусловленные физическим дефектом и фрустрациями комплексы, связанные с неудовлетворенными потребностями в общении и признании [6].

Танцевально-двигательная терапия - это метод, использующий в качестве инструмента выразительное движение и танец, с помощью которых человек вовлекается в процесс личностной интеграции и роста. Основной принцип танцевально-двигательной терапии - взаимоотношение между движением и эмоцией. Танцевально-двигательный терапевт создает поддерживающую среду, в которой могут быть безопасно выражены, признаны и сообщены любые чувства.

Арттерапевтические технологии. Данное направление коррекционной педагогики включает комплекс реабилитационных технологий, основанных на применении средств искусства и используемых психологами, дефектологами, аниматорами, педагогами и другими специалистами в целях реабилитации подростков с педагогической запущенностью. Разновидностью арттера-пии являются эстетотерапия, библиотерапия, сказкотерапия и др. [7].

Эстетотерапия - невербальная психотерапия, основанная на терапевтическом, корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств. Эти воздействия могут быть пассивными (подросток -успокаивающийся художественными образами зритель) и активными (подросток действует, «опредмечивая» свое эмоциональное напряжение, трансформируя его в целенаправленную эмоцию).

Эстетотерапия, как вариант эмоционально-стрессовой психотерапии, формирует на

бессознательном уровне глубинные психологические установки оптимистического, жизнеутверждающего характера и обеспечивает мобилизацию внутренних защитно-приспособительных резервов организма, повышение уровней его деятельности.

Библиотерапия - специальное коррекци-онное воздействие на подростка с педагогической запущенностью при помощи чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Реабилитационный потенциал этой технологии осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг-конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.

Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства педагогически запущенного подростка для восстановления его душевного равновесия. Человек же, воспринимающий чтение как мир добра и красоты, создаёт гармонию внутри себя. Он лучше себя чувствует. Это позволяет ему активно действовать и хорошо выглядеть. Он благожелателен и расслаблен, и это помогает ему преодолевать собственные трудности в установлении добрых отношений с людьми.

Изотерапия - универсальный психотерапевтический (на стыке медицины, психологии, педагогики, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности [7].

Важно подчеркнуть, что для изотерапии не требуются специальные художественные способности: главное, чтобы подросток, имеющий педагогическую запущенность, через рисунок смог выразить свое внутреннее состояние, свои ощущения и переживания.

В рисунке подросток проектирует ситуацию, которая наиболее соответствует особенностям его представления о себе, мире, других людях. Поэтому рисунки подростков с педагогической запущенностью следует рассматривать как разновидность техники изучения внутреннего мира личности, диагностики внутрисемейных отношений.

Рисование может быть как психодиагностическим, так и психокоррекционным инструментом и может служить способом решения внутриличностных проблем, средством преодоления негативных переживаний и страхов, неуверенности, чувства одиночества.

Сказкотерапия - один из ведущих видов и способов образного, эмоционально-психологического и педагогического влияния, средство социального и личностного развития. Материал для сказкотерапии - один из жанров фольклора, а именно эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Метод сказкотерапии основан на том магическом воздействии, которое производит на нас сказка. Как известно, через сказку ребёнок познаёт мир. В сказке, как и в душе человека, идёт борьба двух начал: добра и зла. Целью сказкотерапии является помощь в осознании своей внутренней сущности, своего единства и неповторимости, ощущении гармонии с собой и миром. Метод сказкотерапии опирается на мир образов, запечатленных в книге, поэтому занятия целесообразно проводить в стенах библиотеки, которая становится для подростка и его семьи центром досуга, тем миром, где можно проявить себя, научиться общаться, обрести друзей.

Сказкотерапия способствует социализации личности, усвоению основных ролей,

признанию и самоутверждению подростка. Дело в том, что работа со сказкой предполагает использование фрагментов сказок в конкурсах и шоу, проведение праздников, театрализованных представлений, карнавалов, литературно-художественных мероприятий, выставок рисунков по сказочным сюжетам, семейных вечеров, народных гуляний и др.

Компьютерные технологии рассматриваются как информационный ресурс социализации подростка с педагогической запущенностью. Компьютерные технологии важны как условие социального признания творчества подростка, источник информации для его личностного развития (в том числе информационная основа для библиотерапии, сказкотерапии и т.д.) [6].

Сети Интернет содержат большие информационные ресурсы: электронные библиотеки, справочники, словари, энциклопедии,

тематические базы данных, информационные сайты и пр. Овладев достаточно простыми поисковыми системами, подростки получают доступ к интересующим их книгам, вызвавшим интерес или рекомендованным к прочтению. Помимо текстовой информации Интернет содержит значительную базу музыкального, изобразительного и фотоматериала. Доступ к компьютерным технологиям позволяет расширить возможности досуга. В Интернете много различных развлекательных мультсериалов, а также сайтов, которые предлагают самим пользователям придумать, достроить имеющийся мультик и т.п. Мощным резервом в игро-терапии могут стать компьютерные игры, которые следует рассматривать не только как элемент развлечения, но и как средство тренировки эмоциональных, психических и моторных функций.

Литература

1. Демчук Н. А. Развитие наблюдательности педагогически запущенных детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2004. - 24 с.

2. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. - М., 1995. - 129 с.

3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: Творческий центр, 2001. -378 с.

4. Подласый И. П. Педагогика. - М.: Владос, 2000. - 376 с.

5. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997. - 178 с.

6. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. - 73 с.

7. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995. - 158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.