УДК 378.147
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ В ВУЗЕ
Ретивых М.В., Воронин А.М., Степченко Т.А.
В статье раскрывается сущность и структура методологической культуры современного педагога как субъекта педагогической и научно - исследовательской деятельности, и излагается опыт ее формирования на примере факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета.
Ключевые слова: методологическая культура, педагогическая деятельность, научно - исследовательская деятельность.
MODERN METHODOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER: THE NATURE, STRUCTURE AND THE
FORMATION OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Retivyh M.V., Voronin A.M., Stepchenko T.A.
The article reveals the essence and structure of modern methodological culture of the teacher as subject of pedagogical and scientific -research activities, and describes the experience of its formation as an example of the Faculty of Technology and Design Bryansk State University.
Keywords: methodological culture, pedagogical activity, scientific - research activity.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодательно
регламентирована образовательная,
экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Образовательная деятельность -это деятельность по реализации образовательных программ [5, с. 5]. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий,
образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов. Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ [5, с. 27].
В ФГОС ВО определено, что бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» готовится к педагогической, культурно - просветительской и научно - исследовательской деятельности.
Эти обстоятельства актуализируют проблему переосмысления содержания и путей формирования в вузе методологической культуры современного педагога.
Следует отметить, что различные аспекты данной проблемы изложены в работах И.Г. Безрукова, В.И. Загвязинского, А.М. Новикова [1; 2; 4]. Но наиболее системно сущность и содержание методологической культуры педагога были рассмотрены академиком РАО В.В. Краевским.
Уточняя определение понятия методологии педагогики, данное М.А. Даниловым, В.В. Краевский добавляет в него деятельностный аспект, и это понятие им определяется следующим образом: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально - научных педагогических исследований» [3, с. 18].
Таким образом, В.В. Краевский выделял два аспекта методологии педагогики: «знаниевый» и
«деятельностный». На этом основании он считал, что нужно различать методологическую культуру учителя - практика и педагога - исследователя.
Эти различия он обосновывал следующим образом:
- педагог - исследователь производит педагогические знания, а учитель - практик их использует;
- методологическая культура учителя -практика основывается в основном на методических знаниях, а педагога - исследователя - на методологических знаниях, которые важнее методических знаний;
- учитель - практик проектирует учебно -воспитательный процесс, а педагог - исследователь проектирует научно - исследовательский процесс;
- учитель - практик осуществляет методическую рефлексию, а педагог - исследователь осуществляет методологическую рефлексию [3, с.123-126].
В то же время В.В. Краевский подчеркивал, что и учителю - практику, и педагогу -исследователю необходимы такие общие умения, как находить проблему и выражать ее в конкретной педагогической задаче, выдвигать гипотезу и осуществлять мысленный эксперимент, определять пути и этапы решения педагогических проблем, анализировать результаты [3, с. 127].
А.М. Новиков в своей книге «Методология образования», основываясь на определении методологии как учения о структуре и организации теоретической и практической деятельности, рассматривает отдельно методологию научно -педагогического исследования и методологию практической педагогической (образовательной) деятельности. В структуре того и другого вида деятельности он выделяет три фазы: фазу проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу [[4, с. 265-298]. Таким образом, А.М. Новиковым реализован деятельностный подход к определению сущности и структуры методологии образования и обоснован вывод о том, что
основаниями современной методологии являются философско-психологическая теория деятельности, системный анализ (системотехника) и науковедение, включающее в себя гносеологию (теорию познания) и семиотику (науку о знаниях).
Деятельностный подход к определению сущности и структуры методологической культуры современного педагога обуславливает необходимость обратиться к характеристике его профессиональной деятельности.
ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» предполагает подготовку бакалавров к педагогической, культурно - просветительской и научно - исследовательской профессиональной деятельности. По этим видам деятельности выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- в области педагогической деятельности: способностью и готовностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов, решать задачи воспитания и духовно - нравственного развития обучающихся, применять современные образовательные методики и технологии, осуществлять подготовку обучающихся к профессиональному самоопределению, организовывать сотрудничество с обучающимися и их родителями, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;
- в области культурно - просветительской деятельности: способностями к изучению, формированию и реализации потребностей детей и взрослых в культурно - просветительской деятельности, организации культурного пространства;
- в области научно - исследовательской деятельности: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования, разрабатывать современные педагогические
технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности, использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.
Поскольку культурно - просветительская деятельность не является обязательной для некоторых педагогических направлений подготовки (например, по направлению «Профессиональное обучение»), в дальнейшем мы не будем оперировать этим понятием.
Таким образом, современный педагог является одновременно субъектом практической педагогической (образовательной) и научно -исследовательской деятельности. Это обстоятельство обуславливает сущность, специфику и содержание его методологической культуры.
В.В. Краевский, определяя структуру методологической культуры педагога, в первую очередь выделял культуру его мышления, которая предполагает знание методологических норм и умение применять эти нормы в процессе решения проблемных педагогических задач, умение проектировать и конструировать научно - исследовательский процесс, а также умение осуществлять методологическую рефлексию, включающую в себя анализ педагогического исследования по таким характеристикам, как проблема, тема, объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, защищаемые положения [3, с. 123-127].
Мы считаем, что на основе изложенных выше идей академика В.В. Краевского можно выделить когнитивный, технологический и рефлексивно -аналитический компоненты методологической культуры современного педагога как субъекта педагогической и научно - исследовательской деятельности, содержание которых представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Компоненты и содержание методологической культуры современного педагога.
Таким образом, методологическую культуру современного педагога можно определить как интегративную характеристику уровня его развития в качестве субъекта педагогической и научно -исследовательской деятельности, включающую в себя когнитивный, технологический и рефлексивно -аналитический компоненты.
Формирование методологической культуры педагога осуществляется в процессе обучения в вузе, практической, педагогической и научно -педагогической деятельности в образовательном учреждении, а также в системе повышения квалификации.
Позитивный опыт формирования
методологической культуры будущих педагогов
накоплен на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета.
Преподавателями кафедры теории и методики профессионально - технологического образования под научным руководством профессора М.В. Ретивых разработана программа курса «Методология и методика педагогических исследований», которая имеет следующее содержание:
- актуальные проблемы и методологические основы педагогики как науки об образовании;
- современные методологические подходы в научно - педагогических исследованиях;
- методологическая культура современного педагога: сущность и структура, показатели сформированности;
- категориальный аппарат педагогического исследования;
- научная концепция как творческое ядро педагогического исследования;
- логика и структура процесса научно -педагогического исследования;
- методы педагогического исследования и требования к ним;
- теоретико - методологические аспекты и тематика междисциплинарных исследований в образовательной сфере;
- оформление, опубликование и защита результатов научно - педагогического исследования.
Изучение курса завершается зачетом, на котором студенты отвечают на один вопрос по программе и представляют план проведения исследования по теме выпускной квалификационной работы.
Основными направлениями научных исследований на факультете являются:
- актуальные проблемы технологического образования;
- автоматизация процессов решения проектных, конструкторских и технологических задач;
- формирование культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности населения;
- дизайн - проектное образование и подготовка будущих педагогов к дизайн -технологической деятельности.
Советом факультета ежегодно утверждается план научных исследований. Тематика НИР конкретизируется по кафедрам в соответствие с их спецификой.
На факультете действуют инновационный научно - образовательный центр компьютерных технологий и автоматизированного проектирования, на базе СЛБ/СЛМ/СЛРР - систем, региональное отделение единого фонда электронных ресурсов «Наука и образование» Института научной информации и мониторинга РАО, конструкторско -технологическое бюро, на базе которых осуществляется научно - исследовательская деятельность студентов и преподавателей с применением информационных технологий.
Ежегодно коллектив факультета технологии и дизайна совместно с ректоратом университета проводит Международные научно - практические
конференции по актуальным проблемам профессионально - технологического образования.
Так, 18-20 мая 2016 года проведена конференция по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования», в которой приняли участие представители из разных регионов России, а также Белоруссии, Грузии, Израиля.
Хороших результатов добиваются студенты факультета технологии и дизайна в дизайн -технологической и художественно - творческой деятельности. Они принимают активное участие в Российских и международных выставках (Германия, Греция, Италия). Коллектив факультета сотрудничает с вузами Белоруссии, Грузии, Израиля, Китая, Польши.
Эти мероприятия безусловно способствуют формированию когнитивного, технологического и рефлексивного компонентов методологической культуры будущих педагогов.
В 2017 году запланировано проведение 23-25 мая Международной практической конференции по теме «Социальное партнерство как эффективный механизм формирования образовательного пространства», целью которой является обобщение результатов научных исследований по проблемам проектирования и реализации инновационных моделей социального партнерства в сфере образования.
Факультет технологии и дизайна выступил также инициатором проведения в 2017 году на базе Брянского государственного университета Международного конкурса «Моя система обучения» с целью выявления, обобщения и распространения инновационно - творческого потенциала педагогов России и зарубежья.
Формой конкурсного испытания будет «Урок» («Занятие»), при проведении которого конкурсант должен проявить знание своего предмета, умения ориентироваться в ситуации, способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Планируется
организованное посещение студентами этих конкурсных мероприятий с последующим их анализом с целью повышения уровня методологической и методической культуры обучающихся.
Уровни сформированности у студентов методологической культуры выявляются с помощью комплекса психолого - педагогических диагностических методик. Одновременно мы считаем, что поскольку культура человека формируется в деятельности, а основным видом деятельности студентов является учебная деятельность, то результаты этой деятельности можно считать интегративным показателем сформированности методологической культуры студентов.
Анализ показывает, что количественные и качественные показатели учебной деятельности студентов факультета технологии и дизайна имеют тенденцию к улучшению, что видно из таблицы 1.
2013-2014 2014-2015 2015-2016
№ Направление учебный год учебный год учебный год
п/п (профиль) Успев., Качество, Успев., Качество, Успев., Качество,
% % % % % %
1 «Техносферная безопасность (защита в чрезвычайных ситуациях)» 85,3 61,8 88,35 75,65 95,1 81,5
2 «Педагогическое образование (технология и безопасность жизнедеятельности)» 92,6 73,2 95,35 83,1 97,6 85,3
3 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника)» 82,4 55,9 86,7 60,00 87,5 68,8
Из таблицы видно, что показатели успеваемости и качества знаний студентов факультета технологии и дизайна являются стабильно высокими. По этим показателям факультет занимает лидирующие позиции в общеуниверситетском рейтинге. Это свидетельствует об эффективности процесса формирования у студентов методологической культуры.
Языкознание
Список литературы
- Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: Учеб. пособие для аспирантов и студентов - дипломников. М.: Академический Проект, 2008. 194 с.
- Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006.
176 с.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М.: Академия, 2006. 400 с.
- Новиков А.М. Методология образования. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Кодекс, 2013. 106 с.
Об авторах
Ретивых Михаил Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Воронин Алексей Максимович - кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Степченко Татьяна Александровна - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]