Научная статья на тему 'Методологическая культура современного педагога: сущность, структура и формирование в вузе'

Методологическая культура современного педагога: сущность, структура и формирование в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / METHODOLOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL ACTIVITY / SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М. В., Воронин А. М., Степченко Т. А.

В статье раскрывается сущность и структура методологической культуры современного педагога как субъекта педагогической и научно исследовательской деятельности, и излагается опыт ее формирования на примере факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретивых М. В., Воронин А. М., Степченко Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER: THE NATURE, STRUCTURE AND THE FORMATION OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article reveals the essence and structure of modern methodological culture of the teacher as subject of pedagogical and scientific research activities, and describes the experience of its formation as an example of the Faculty of Technology and Design Bryansk State University.

Текст научной работы на тему «Методологическая культура современного педагога: сущность, структура и формирование в вузе»

УДК 378.147

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ В ВУЗЕ

Ретивых М.В., Воронин А.М., Степченко Т.А.

В статье раскрывается сущность и структура методологической культуры современного педагога как субъекта педагогической и научно - исследовательской деятельности, и излагается опыт ее формирования на примере факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета.

Ключевые слова: методологическая культура, педагогическая деятельность, научно - исследовательская деятельность.

MODERN METHODOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER: THE NATURE, STRUCTURE AND THE

FORMATION OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Retivyh M.V., Voronin A.M., Stepchenko T.A.

The article reveals the essence and structure of modern methodological culture of the teacher as subject of pedagogical and scientific -research activities, and describes the experience of its formation as an example of the Faculty of Technology and Design Bryansk State University.

Keywords: methodological culture, pedagogical activity, scientific - research activity.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» законодательно

регламентирована образовательная,

экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Образовательная деятельность -это деятельность по реализации образовательных программ [5, с. 5]. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий,

образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов. Инновационная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ [5, с. 27].

В ФГОС ВО определено, что бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» готовится к педагогической, культурно - просветительской и научно - исследовательской деятельности.

Эти обстоятельства актуализируют проблему переосмысления содержания и путей формирования в вузе методологической культуры современного педагога.

Следует отметить, что различные аспекты данной проблемы изложены в работах И.Г. Безрукова, В.И. Загвязинского, А.М. Новикова [1; 2; 4]. Но наиболее системно сущность и содержание методологической культуры педагога были рассмотрены академиком РАО В.В. Краевским.

Уточняя определение понятия методологии педагогики, данное М.А. Даниловым, В.В. Краевский добавляет в него деятельностный аспект, и это понятие им определяется следующим образом: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально - научных педагогических исследований» [3, с. 18].

Таким образом, В.В. Краевский выделял два аспекта методологии педагогики: «знаниевый» и

«деятельностный». На этом основании он считал, что нужно различать методологическую культуру учителя - практика и педагога - исследователя.

Эти различия он обосновывал следующим образом:

- педагог - исследователь производит педагогические знания, а учитель - практик их использует;

- методологическая культура учителя -практика основывается в основном на методических знаниях, а педагога - исследователя - на методологических знаниях, которые важнее методических знаний;

- учитель - практик проектирует учебно -воспитательный процесс, а педагог - исследователь проектирует научно - исследовательский процесс;

- учитель - практик осуществляет методическую рефлексию, а педагог - исследователь осуществляет методологическую рефлексию [3, с.123-126].

В то же время В.В. Краевский подчеркивал, что и учителю - практику, и педагогу -исследователю необходимы такие общие умения, как находить проблему и выражать ее в конкретной педагогической задаче, выдвигать гипотезу и осуществлять мысленный эксперимент, определять пути и этапы решения педагогических проблем, анализировать результаты [3, с. 127].

А.М. Новиков в своей книге «Методология образования», основываясь на определении методологии как учения о структуре и организации теоретической и практической деятельности, рассматривает отдельно методологию научно -педагогического исследования и методологию практической педагогической (образовательной) деятельности. В структуре того и другого вида деятельности он выделяет три фазы: фазу проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу [[4, с. 265-298]. Таким образом, А.М. Новиковым реализован деятельностный подход к определению сущности и структуры методологии образования и обоснован вывод о том, что

основаниями современной методологии являются философско-психологическая теория деятельности, системный анализ (системотехника) и науковедение, включающее в себя гносеологию (теорию познания) и семиотику (науку о знаниях).

Деятельностный подход к определению сущности и структуры методологической культуры современного педагога обуславливает необходимость обратиться к характеристике его профессиональной деятельности.

ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» предполагает подготовку бакалавров к педагогической, культурно - просветительской и научно - исследовательской профессиональной деятельности. По этим видам деятельности выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- в области педагогической деятельности: способностью и готовностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов, решать задачи воспитания и духовно - нравственного развития обучающихся, применять современные образовательные методики и технологии, осуществлять подготовку обучающихся к профессиональному самоопределению, организовывать сотрудничество с обучающимися и их родителями, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся;

- в области культурно - просветительской деятельности: способностями к изучению, формированию и реализации потребностей детей и взрослых в культурно - просветительской деятельности, организации культурного пространства;

- в области научно - исследовательской деятельности: способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования, разрабатывать современные педагогические

технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности, использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Поскольку культурно - просветительская деятельность не является обязательной для некоторых педагогических направлений подготовки (например, по направлению «Профессиональное обучение»), в дальнейшем мы не будем оперировать этим понятием.

Таким образом, современный педагог является одновременно субъектом практической педагогической (образовательной) и научно -исследовательской деятельности. Это обстоятельство обуславливает сущность, специфику и содержание его методологической культуры.

В.В. Краевский, определяя структуру методологической культуры педагога, в первую очередь выделял культуру его мышления, которая предполагает знание методологических норм и умение применять эти нормы в процессе решения проблемных педагогических задач, умение проектировать и конструировать научно - исследовательский процесс, а также умение осуществлять методологическую рефлексию, включающую в себя анализ педагогического исследования по таким характеристикам, как проблема, тема, объект и предмет, цель, задачи, гипотезы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, защищаемые положения [3, с. 123-127].

Мы считаем, что на основе изложенных выше идей академика В.В. Краевского можно выделить когнитивный, технологический и рефлексивно -аналитический компоненты методологической культуры современного педагога как субъекта педагогической и научно - исследовательской деятельности, содержание которых представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Компоненты и содержание методологической культуры современного педагога.

Таким образом, методологическую культуру современного педагога можно определить как интегративную характеристику уровня его развития в качестве субъекта педагогической и научно -исследовательской деятельности, включающую в себя когнитивный, технологический и рефлексивно -аналитический компоненты.

Формирование методологической культуры педагога осуществляется в процессе обучения в вузе, практической, педагогической и научно -педагогической деятельности в образовательном учреждении, а также в системе повышения квалификации.

Позитивный опыт формирования

методологической культуры будущих педагогов

накоплен на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета.

Преподавателями кафедры теории и методики профессионально - технологического образования под научным руководством профессора М.В. Ретивых разработана программа курса «Методология и методика педагогических исследований», которая имеет следующее содержание:

- актуальные проблемы и методологические основы педагогики как науки об образовании;

- современные методологические подходы в научно - педагогических исследованиях;

- методологическая культура современного педагога: сущность и структура, показатели сформированности;

- категориальный аппарат педагогического исследования;

- научная концепция как творческое ядро педагогического исследования;

- логика и структура процесса научно -педагогического исследования;

- методы педагогического исследования и требования к ним;

- теоретико - методологические аспекты и тематика междисциплинарных исследований в образовательной сфере;

- оформление, опубликование и защита результатов научно - педагогического исследования.

Изучение курса завершается зачетом, на котором студенты отвечают на один вопрос по программе и представляют план проведения исследования по теме выпускной квалификационной работы.

Основными направлениями научных исследований на факультете являются:

- актуальные проблемы технологического образования;

- автоматизация процессов решения проектных, конструкторских и технологических задач;

- формирование культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности населения;

- дизайн - проектное образование и подготовка будущих педагогов к дизайн -технологической деятельности.

Советом факультета ежегодно утверждается план научных исследований. Тематика НИР конкретизируется по кафедрам в соответствие с их спецификой.

На факультете действуют инновационный научно - образовательный центр компьютерных технологий и автоматизированного проектирования, на базе СЛБ/СЛМ/СЛРР - систем, региональное отделение единого фонда электронных ресурсов «Наука и образование» Института научной информации и мониторинга РАО, конструкторско -технологическое бюро, на базе которых осуществляется научно - исследовательская деятельность студентов и преподавателей с применением информационных технологий.

Ежегодно коллектив факультета технологии и дизайна совместно с ректоратом университета проводит Международные научно - практические

конференции по актуальным проблемам профессионально - технологического образования.

Так, 18-20 мая 2016 года проведена конференция по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся в организациях общего и профессионального образования», в которой приняли участие представители из разных регионов России, а также Белоруссии, Грузии, Израиля.

Хороших результатов добиваются студенты факультета технологии и дизайна в дизайн -технологической и художественно - творческой деятельности. Они принимают активное участие в Российских и международных выставках (Германия, Греция, Италия). Коллектив факультета сотрудничает с вузами Белоруссии, Грузии, Израиля, Китая, Польши.

Эти мероприятия безусловно способствуют формированию когнитивного, технологического и рефлексивного компонентов методологической культуры будущих педагогов.

В 2017 году запланировано проведение 23-25 мая Международной практической конференции по теме «Социальное партнерство как эффективный механизм формирования образовательного пространства», целью которой является обобщение результатов научных исследований по проблемам проектирования и реализации инновационных моделей социального партнерства в сфере образования.

Факультет технологии и дизайна выступил также инициатором проведения в 2017 году на базе Брянского государственного университета Международного конкурса «Моя система обучения» с целью выявления, обобщения и распространения инновационно - творческого потенциала педагогов России и зарубежья.

Формой конкурсного испытания будет «Урок» («Занятие»), при проведении которого конкурсант должен проявить знание своего предмета, умения ориентироваться в ситуации, способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Планируется

организованное посещение студентами этих конкурсных мероприятий с последующим их анализом с целью повышения уровня методологической и методической культуры обучающихся.

Уровни сформированности у студентов методологической культуры выявляются с помощью комплекса психолого - педагогических диагностических методик. Одновременно мы считаем, что поскольку культура человека формируется в деятельности, а основным видом деятельности студентов является учебная деятельность, то результаты этой деятельности можно считать интегративным показателем сформированности методологической культуры студентов.

Анализ показывает, что количественные и качественные показатели учебной деятельности студентов факультета технологии и дизайна имеют тенденцию к улучшению, что видно из таблицы 1.

2013-2014 2014-2015 2015-2016

№ Направление учебный год учебный год учебный год

п/п (профиль) Успев., Качество, Успев., Качество, Успев., Качество,

% % % % % %

1 «Техносферная безопасность (защита в чрезвычайных ситуациях)» 85,3 61,8 88,35 75,65 95,1 81,5

2 «Педагогическое образование (технология и безопасность жизнедеятельности)» 92,6 73,2 95,35 83,1 97,6 85,3

3 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника)» 82,4 55,9 86,7 60,00 87,5 68,8

Из таблицы видно, что показатели успеваемости и качества знаний студентов факультета технологии и дизайна являются стабильно высокими. По этим показателям факультет занимает лидирующие позиции в общеуниверситетском рейтинге. Это свидетельствует об эффективности процесса формирования у студентов методологической культуры.

Языкознание

Список литературы

- Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: Учеб. пособие для аспирантов и студентов - дипломников. М.: Академический Проект, 2008. 194 с.

- Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006.

176 с.

- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М.: Академия, 2006. 400 с.

- Новиков А.М. Методология образования. М.: «Эгвес», 2006. 488 с.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Кодекс, 2013. 106 с.

Об авторах

Ретивых Михаил Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Воронин Алексей Максимович - кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Степченко Татьяна Александровна - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.