@-
научно-исследовательская работа
как составляющая профессионально-педагогической деятельности
будущего педагога профессионального обучения
В.Н. Люсев
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии, декан факультета «Институт образовательных технологий» Пензенской государственной технологической академии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования Тел.: 8-902-208-19-68; e-mail: [email protected]
М.В. Корчагина
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Пензенской государственной технологической академии Тел.: 8-902-204-47-36; e-mail: [email protected]
Т.П. Люсева
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета интегрированных образовательных программ Пензенской государственной технологической академии Тел.: 8-902-204-37-26; e-mail: [email protected]
В статье рассматривается содержание понятия «научно-исследовательская деятельность» будущих педагогов профессионального обучения на основе совмещения основных параметров следующих видов деятельности: педагогической, творческой, исследовательской. Особенностью процесса научно-исследовательской деятельности является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого студента, результат научно-исследовательской деятельности - интеллектуальный продукт, включающий в себя новое знание, а также развитие критического мышления, познавательной активности, самостоятельности и инициативы в учебе.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность, творческая деятельность, исследовательская деятельность, творческая самореализация.
Педагог профессионального обучения в техническом вузе получает особенное системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих в себя психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии. Деятельность педагога профессионального обучения является полифункциональной и предполагает интеграцию общепедагогической и профессиональной культур. Именно основательная общеобразовательная и профессиональная
подготовка дает широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться в новых экономических, социальных, технологических и организационных ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы труда. Поэтому необходимость усиления общеобразовательного и теоретического профессионального фундамента в качестве общей тенденции подготовки педагогов профессионального обучения все больше начинает осознаваться.
Согласно ГОС, педагог профессионального обучения должен быть готов к выполнению следующих видов профессионально-педагогической деятельности:
- профессиональное обучение;
- производственно-технологическая деятельность;
- методическая работа;
- организационно-управленческая деятельность;
- научно-исследовательская работа (НИР);
- культурно-просветительская деятельность.
Среди этих видов профессионально-педагогической деятельности научно-исследовательская деятельность (НИР) занимает особое значение. Подготовка студентов к НИД состоит в последовательном овладении ими всеми ее компонентами. Научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой частью подготовки специалистов в системе профессионального образования и оказывает существенное влияние на повышение его качества, содействует решению острейшей кадровой проблемы в науке и образовании, способствует успешной адаптации выпускников вузов в обществе и на рынке труда.
Рассмотрим содержание понятия «научно-исследовательская деятельность». Для того чтобы рассмотреть НИД с разных сторон, необходимо определить следующие виды деятельности: педагогическая, творческая и исследовательская. На основе совмещения их основных параметров и представления о деятельности в целом необходимо определить НИД.
Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (Зимняя, 1997; Маркова, 1993) [3].
По мнению психолога Л.М. Митиной, «педагогическая деятельность включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения» [12].
Таким образом, под педагогической деятельностью мы понимаем особый вид
общественно-полезной деятельности, сознательно направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Г.М. Тюлю и А.А. Тихомиров [11] в своей работе «Управление развитием инновационного потенциала педагогических кадров в образовательном учреждении» высказывают мнение, что педагогическая деятельность является инновационной по своей сути, так как педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных преподавателей. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, поскольку никогда не бывает двух одинаковых групп, никогда не бывает двух одинаковых студентов и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация. В этой связи педагог должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить - из собственной практики. Таким образом, инновационность является сущностной характеристикой педагогической деятельности.
Признаками инновационной деятельности являются создание и использование интеллектуального продукта, подготовка научного продукта и др. Основными признаками научной деятельности являются элементы творчества, направленность на получение новых субъективных научных знаний, теоретическая и экспериментальная обоснованность результатов и др.
В этой связи справедливо следующее определение В. Латкина: «Инновация (в нашем
случае, научно-исследовательский процесс) -это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень» [1].
Таким образом, НИД сочетает в себе признаки инновационности. Поскольку научная деятельность направлена на применение новых знаний для решения разного рода проблем (экономических, социальных, технологических, инженерных, гуманитарных и иных проблем) путем внедрения новых знаний, т. е. инновационного процесса, то и научная и педагогическая деятельность неразрывно связаны между собой на уровне инновационности.
По Э. Стоунсу, получается, что вся педагогическая деятельность и есть исследовательская. Он чрезвычайно высоко ценит роль учителя в развитии педагогической науки: «...Только благодаря учителям, строящим свою деятельность в школе на определенных теоретических принципах, мы сможем добиться существенного прогресса в теории и практике обучения» [9].
Близость педагогического труда к научному исследованию подчеркивал и В.А. Су-хомлинский. Он писал: «Учитель, не умеющий или не желающий проникать в глубину фактов, в причинно-следственные связи между ними, превращается в ремесленника, а его труд при отсутствии умения предвидеть становится мучением - учитель мучает детей и мучается сам» [10].
Таким образом, исследовательская деятельность обогащает педагогическую, делает ее многогранной и интересной.
Далее выделим особенности профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения. Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общеобразовательным и специальным учебным предметам, а также производственное обучение (практическое обучение по группам родственных профессий). Он организует и проводит учебно-воспитательную работу: профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего, организует и принимает ак-
тивное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования. Он осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях (создает педагогические проекты содержания образования, частных методик обучения и инновационной деятельности). Профессия педагога профессионального образования относится к сложной группе весьма немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек-человек», «человек-техника» [7]. В его руках подготовка специалиста для производства и сферы услуг, готового анализировать, обобщать, готового совершать открытия как в технической, так и в организационной сферах деятельности.
Важно отметить, что все компоненты или функциональные виды деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. Особенность педагогической деятельности состоит также и в том, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность студента или учащегося - будущего специалиста. Все другие виды деятельности уступают педагогической деятельности по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности специалиста. Творческую и исследовательскую деятельность определяют как отличительную черту педагогической профессии.
Далее рассмотрим взаимосвязь творческой и исследовательской деятельности.
Тесное переплетение творчества и исследовательской направленности отражается в работах В.А. Сухомлинского, который неоднократно подчеркивал, что по самой своей логике, по философской основе, по творческому характеру педагогический труд невозможен без элементов исследования, и, прежде всего, потому, что «каждая человеческая индивидуальность, с которой мы имеем дело, это в определенной мере глубоко своеобразный, неповторимый труд, мир мыслей и чувств, интересов... Становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя...» [10].
Стоит также отметить, что педагогической деятельности присущ творческий исследовательский характер. На это обращали внимание многие педагоги: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг, К.Д. Ушинс-кий, П.П. Болонский, В.А. Сухомлинский и др.
Педагогическое творчество педагога отличается от научно-педагогического, прежде всего, объектом деятельности. Этим обуславливаются и различия в средствах их осуществления и в результатах деятельности. В.В. Краевский отмечает, что они «соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности».
Осмысляя вышесказанное, необходимо отметить, что творческая педагогическая деятельность коррелирует с процессом научного исследования.
Таким образом, творческая деятельность -деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов достижения оной; творчество - результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, ее творческого потенциала [8].
Творческую деятельность можно также охарактеризовать как вид деятельности по решению специальных задач, который характеризуется новизной, нетрадиционностью, устойчивостью и трудностью в формировании проблемы [5].
Творчество может рассматриваться как внутреннее сущностное свойство деятельности личности, проявляющееся как в деятельности вообще, так и в ее конкретных формах. Такой конкретной формой деятельности является исследовательская деятельность человека.
Далее рассмотрим особенности исследовательской деятельности.
Важно сразу выявить общие и особенные черты научной и исследовательской деятельности.
П.В. Копнин и М.В. Попович подчеркивают, что научная деятельность включает в себя все формы и методы работы по получению научного знания, а также по его хранению и распространению (формулировка понятий, создание гипотез и теорий, наблюдение, экспериментирование, классификация и обобщение полученных результатов) [6].
Исследовательская деятельность студентов в большинстве случаев является учебной, поскольку ее главное назначение состоит не столько в получении новых результатов, имеющих объективную новизну, сколько в умении применять простейшие исследовательские умения и навыки.
Разделение исследовательской и научной деятельности весьма условно, поскольку оба эти вида служат одной цели - формированию готовности студентов к исследовательской работе, в том числе выработке у них исследовательских умений, самостоятельности и т. д. Основное же различие между исследовательским и научным видами деятельности заключается в степени самостоятельности обучаемых при выполнении исследования и в степени новизны полученного результата [2].
По определению И.А. Зимней и Е.А. Ша-шенковой, исследовательская деятельность -это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности» [4].
Исследовательская деятельность является творческой деятельностью, в ней, как и в любом творческом труде, ведущая роль принадлежит воображению и самоактуализации личности. Способность к целеполаганию, проектированию своей деятельности, критическому осмыслению чужих умозаключений и выработке собственного мнения - неоспоримые свойства креативного мышления.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой
сионального творческого становления личности, состоящий в развитии способностей к научному и педагогическому творчеству.
Итак, мы рассмотрели особенности следующих видов деятельности: педагогической, творческой и исследовательской. Выделим особенности данных видов деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ некоторых признаков педагогической, творческой и исследовательской деятельности
переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», личными и личностными открытиями.
Отталкиваясь от данного теоретического анализа, мы понимаем исследовательскую деятельность педагога как процесс профес-
Сравнительные критерии Педагогическая деятельность Творческая деятельность Исследовательская деятельность
Мотивы Профессиональные, познавательные Определены внутренней потребностью субъекта, носят эмоционально-ценностный характер Познание, ориентированное на будущую профессию
Цель Познание окружающей действительности общее и профессиональное развитие личности Определяется непосредственно субъектом самостоятельно исходя из его потребностей Адаптация существующих теорий к будущей профессией
Методы Эмпирические, теоретические Разнообразны; на основе существующих методов исследования создаются новые Используется описанная методика, адаптированная к конкретным условиям исследования
Результат Новое знание, деятель-ностные способности личности Индивидуален, как правило, единичен Методическая разработка, имеет практическую значимость
Обобщая результаты анализа особенностей педагогического, творческого и исследовательского видов деятельности, попытаемся сформулировать определение НИД студентов.
Итак, научно-исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Существуют следующие уровни НИД:
- научно-исследовательская деятельность преподавателей (сотрудников);
- научно-исследовательская деятельность студентов.
Научно-исследовательская деятельность студентов является продолжением и углублением учебного процесса.
Таким образом, под научно-исследовательской деятельностью будущих педагогов профессионального обучения мы будем понимать творческую и исследовательскую деятельность, связанную с поиском решения задач с заранее неизвестным результатом. Особенностью процесса НИДС явля-
ется индивидуальный подход к творческой самореализации каждого студента. Результат НИДС - интеллектуальный продукт, включающий в себя новое знание, а также развитие критического мышления, познавательной активности, самостоятельности, инициативы в учебе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов Н. Слагаемые инновационного потенциала // Директор школы, 1997. -№ 3 - С. 67-71.
2. БокареваГ., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma mater. - 2002. - № 6. -С. 52-54.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
4. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001.
«л
5. Косякин Ю.В. Основы дидактики для преподавателей системы дистанционного обучения: монография. - М.: МГИУ, 2006.
6. Логика научного исследования / Отв. ред. П.В. Копник и М.В. Попович. - М.: Наука, 1965.
7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х кн. - Кн. 1 / Под ред. В.Д. Симо-ненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
8. Педагогика досуга: терминологический словарь / Сост. О.Н. Хахлова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007.
9. Стоунс Э. Психопедагогика. - М.: Педагогика, 1984.
10. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.: Просвещение, 1982.
11. Тюлю. Г.М., Тихомиров А.А. Управление развитием инновационного потенциала педагогических кадров в школе // Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации: Монографический сборник / Под ред. Г.Н. Прозументовой, А.О. Зоткина. -Томск: ЦПКЖЖ, 2002. - С. 171-178.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
scientific-research work as a component
of professional and pedagogical activity of a future professional education teacher
V.N. Lyusev
candidate of historical sciences, associate professor, head of the Department of Pedagogy and Psychology, dean of the Faculty «Institute of Educational Technologies» of the Penza State Technological Academy, member-correspondent of the International Teacher's training Academy of Science
M.V. Korchagina
senior lecturer of the Department of Pedagogics and Psychology of the Penza State Technological Academy
T.P. Lyuseva
candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Integrated Educational Programs of the Penza State Technological Academy
The article deals with the concept of «scientific-research activity» of a future teachers of vocational training on the basis of combining the main parameters of pedagogical, creative, and research activities. The peculiarity of the process of scientific-research work is the individual approach to creative self-realization of each student; the result of the research activity -intellectual product, which includes new knowledge, as well as development of critical thinking, cognitive activity, independence and initiative in studies.
Key words: scientific-research activity, pedagogical activity, creative work, research, creative self-realization.
m