Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ понятия «Готовность к научно-исследовательской деятельности» будущих педагогов профессионального обучения'

Психолого-педагогический анализ понятия «Готовность к научно-исследовательской деятельности» будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2242
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / READINESS / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Люсев Валерий Николаевич, Корчагина Мария Викторовна

В статье рассматривается содержание понятия «готовность к научно-исследовательской деятельности у педагогов профессионального обучения» на основе рассмотрения понятие готовности к деятельности через «призму» готовности к научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Люсев Валерий Николаевич, Корчагина Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The notion readiness for research activity in teachers of vocational training on the basis of consideration of readiness for activity through the prism of readiness for research activity in students is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ понятия «Готовность к научно-исследовательской деятельности» будущих педагогов профессионального обучения»

4. В силу изменяющихся требований к индивидуально-субъектному фактору учебно-исследовательской деятельности, ее структура усложнена по сравнению с базовой структурой деятельности. Помимо мотивационного и операционального компонента в учебно-исследовательской деятельности необходимо выделять рефлексивный компонент, который стимулирует развитие индивидуального познавательного стиля студентов и закрепляет за учебно-исследовательской деятельностью сугубо учебные функции.

5. Сбалансированное развитие компонентов учебно-исследовательской деятельностью способствует достижению компетентностного формата образовательных результатов, чем и обуславливает рассмотрение учебно-исследовательской деятельности как инновационного элемента содержания высшего образования.

Библиографический список

1. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. - М. : Исслед.центр проблем качества подготовки, 2004. - С. 11.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

3. Громыко Ю. В. Деятельностное, мыследеятельностное и традиционное содержание образования // Разработка нового содержания образования и развитие интеллектуальных способностей старших школьников. - М. : Пушкинский институт, 2001. - 332с.

4. Губанов А. Ю., Губанова Т. М. Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы // Концептуальная модель старшей школы: сборник статей и стенограмм [Электронный вариант]. -Режим доступа: www/glu/ru/?tid=76

5. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении. - СПб. : Logos, 2006. - 414 с.

6. Лосский Н. А. Ценность и бытие. Бог и царство божие как основа ценностей. - Париж : Ymca press, 1931. - 135 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.

8. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. - М. : Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 567 с

10. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - СПб. : Питер, 2002. - 264 с.

11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. - М. : УНДДО, 2005. - 221 с.

УДК 378 Люсев Валерий Николаевич,

Корчагина Мария Викторовна

Пензенская Государственная Технологическая Академия vn1972@yandex.ru; Korchagina.MV@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

В статье рассматривается содержание понятия «готовность к научно-исследовательской деятельности у педагогов профессионального обучения» на основе рассмотрения понятие готовности к деятельности через «призму» готовности к научно-исследовательской деятельности студентов. Ключевые слова: готовность, научно-исследовательская деятельность.

Интенсивные процессы, происходящие в экономической, политической, социальной и культурной сферах современного российского общества, неизбежно затрагивают и образование. Высшая профессиональная школа России переживает сложный процесс обновления. Ведущая цель преобразований - максимально приблизить

обучение и воспитание будущего специалиста к запросам времени, помочь раскрытию всех дарований личности, создать условия для развития ее творческой активности. Наиболее остро стоит вопрос о поиске резервов совершенствования подготовки высококвалифицированных и творчески мыслящих педагогов.

Современному педагогу недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Выполнение профессиональных функций предусматривает единство интенсивной духовной жизни, творческого подхода к педагогической деятельности и организации научно-исследовательской деятельности (далее НИД), направленной на преобразование педагогической действительности. Таким образом, одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является формирование готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

В связи с этим, важным условием при организации НИД является наличие у студентов готовности к ее осуществлению, что предполагает приобретение общекультурных, профессиональных и специальных компетенций, развитие мотивации, самостоятельности, индивидуальных исследовательских возможностей и творческих способностей.

Для выявления сущности и структурных компонентов готовности к НИД необходимо определить исходное ключевое понятие «готовность».

В современной психологической науке накоплен довольно обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека к разным видам деятельности. Определено множество сложившихся понятий готовности, выведено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость ее проявлений. Готовностью занимались и разрабатывали идеи, связанные с ней, такие ученые как: М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Канды-бович, Я. Л. Коломенский, А. Т. Короткевич, И. Б. Котова, А. И. Кочетов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Н. Д. Левитов, А. С. Нерсисян,

А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, П. Р. Чамата и др.

В отечественной психологии термин «готовность» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом. «Диспозиция (предиспозиция) - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку или их последовательности» [12, с. 25].

Различные авторы трактуют готовность к деятельности в виде структуры или системы в основании различных компонентов.

В. Н. Пушкин и Л. С. Нерсесян, предложили следующую структуру в виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, и третий компонент реализуется в виде структуры действий [6, с. 84].

Ю.М. Забродин в своей работе различает виды готовности, которые направлены на взаимодействие друг с другом. И это операциональный вид, который объясняется как организация и вырабатывание направлений профессиональной деятельности, сформированной психологической системой. Мотивационной вид предполагает формирование, которое за счет освоенных личностных ценностей и предпочтений преобразуется в систему профессиональных интересов и склонностей. Функциональный вид это генерализованное комплексное состояние человека с представлением на развитие психических функций [4, с.109].

Л. А. Кандыбович и М. И. Дьяченко [1, с. 108] выделяют структуру готовности к профессиональной деятельности в виде следующих компонентов:

- мотивационный: интерес к профессии;

- ориентационный: профессионализм в своей работе;

- операционный: комплексный подход к профессиональной деятельности;

- волевой: самоконтроль себя в процессе профессиональной деятельности;

- оценочный, или рефлексивный:

Анализ научной литературы по изучению

подходов к понятию «готовность» позволил выделить в качестве важных существенных признаков и характеристик следующие: стремление наиболее эффективно реализовать потенциал готовности для решения сложных задач; максимальную реализацию конкретных задач в специфических условиях; устойчивое состояние готовности; организацию целенаправленного поведения или конкретной деятельности человека в конкретных условиях [2, с. 95].

Подводя итог, нельзя не обратить внимание на разногласия разных авторов, которые в одном отношении выделяли какой-то компонент готовности, а в другом нет. Так, рассматривая готовность, мы остановились на готовности к действию, которая раскрывается в отечественной психологии как установка, направленная на выполнение некого действия.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

65

Мы анализируем готовность не только как обобщенное понятие готовности к деятельности, а через «призму» готовности к НИДС. При этом будем рассматривать в основном работы, в которых исследуется готовность к педагогической деятельности.

Проблема формирования профессиональной готовности будущих педагогов к различным видам педагогической деятельности как некоторое самостоятельное психологическое явление исследовалась Е. П. Белозерцевым, К. М. Дурай-Новаковой, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовичем, Л. В. Кон-драшовой, Н. Д. Левитовым, А. Г. Морозом,

С. А. Николаенко, Л. Н. Садыковой и др. [3, с. 259].

В педагогике понятие «готовность» является интегративным и включает в себя представления о готовности к отдельным видам деятельности: готовность к школьному обучению, к учению, к профессиональной деятельности, к самообразованию, к воинской службе, готовность педагога к обучению и т. д. [2, с. 148].

Готовность к педагогической деятельности, с точки зрения В. А. Сластенина, представляет собой набор качеств личности, который способствует успешности выполнения профессионально-педагогических функций. Это наличие у педагога психологического состояния к определенному образу и структуре действия. Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) умениях, т. е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся коммуникативные и организаторские умения [8, 5].

Н. В. Кузьмина [3] связывает профессиональную готовность учителя с его умением оптимально решать профессионально-педагогические задачи, способность перейти от интуитивного действия к сознательному. Именно в таком переходе видит она подлинный профессионализм учителя. Исследователь отмечает, что профессиональное решение задачи зависит от сознательной опоры на систему правил и приемов в следующих случаях:

- при анализе рабочей ситуации (диагнозе);

- при анализе имеющихся средств, пригодных для выбора путей поиска при решении задачи (прогнозе);

- при планировании собственных действий, заключающихся в абстрагировании, в отвлечении от частных деталей;

- при анализе результатов своего воздействия;

- при формировании новых задач [3, с. 107].

Профессиональную готовность педагога профессионального обучения можно трактовать как целостное личностное образование, соединяющее в себе мотивационный, содержательно-деятельностный, интеллектуальный, коммуникативно-технологический, результативно-действенный и оценочно-прогностический компоненты. Она может быть структурирована, во-первых, как наличие у педагога профессионального обучения личностных качеств, включающих в себя положительное отношение к общению и взаимодействию с учащимися, доброту, эмпатию, общительность, коммуникативность, когнитив-ность, доброжелательность, устойчивые профессионально значимые особенности восприятия, памяти, мышления, внимания, эмоциональноволевых качеств и т. д., во-вторых, как предстартовая активизация психических функций, как оптимальное рабочее состояние, характеризующееся длительным сохранением работоспособности, наиболее скорой врабатываемостью и восстановлением сил, адекватной реакцией на внешнее воздействие, слаженностью в работе всех систем, ритмичностью, синхронностью.

В. А. Сластенин отмечает, что готовность к НИД обуславливается не только наличием соответствующих умений и способностей, но и интеллектуальной активностью, которая рассматривается с точки зрения активности самой личности (поставить цель, оптимально организовать процесс решения задач и грамотно управлять этим процессом) [11, с. 79].

Таким образом, готовности к НИДС связана с интеллектуальной активностью и рассматривается с точки зрения активности самой личности. Субъектная активность заключается «в умении поставить цель, оптимально организовать процесс решения выдвинутой задачи и грамотно управлять этим процессом в соответствии с этой задачей» [9, с. 74]. Следовательно, в процессе готовности к НИД студент выступает как субъект этой деятельности, и его степень готовности характеризуется определенным уровнем активности.

В диссертационном исследовании Е. Ю. Никитиной выявлены основные параметры, которые определяют состояние готовности студентов к НИД как способности к НИД, включающие в себя комплекс умений и навыков (уровень знаний, эрудиция, владение современными средствами и методами научного познания); качества личности (трудолюбие, любознательность, ответственность

и т. д.); мотивацию (увлеченность самим процессом научного творчества, сознание социальной и личностной значимости деятельности).

Понятие «готовность» к исследовательской работе рассматривается в исследовании З. А. Исаевой, в структуру которой входят мотивационный, когнитивный и операционный компоненты. В операционном компоненте выделены исследовательские умения, необходимые для собственной поисковой деятельности педагога.

В целом, готовность к исследовательской деятельности будущего педагога является одной из составляющих характеристики его личности. А такие компоненты, как мотивационные, когнитивные, операционные обеспечивают оптимальное функционирование педагога в новых условиях деятельности и составляют диалектическое единство социально-психологической и функциональной готовности к исследовательской деятельности. Социально-психологическая готовность к исследовательской деятельности охватывает ряд задатков и качеств индивидуума: ценностные ориентации, мотивы, волевые черты, память и другое. Функциональная или практическая готовность к исследовательской деятельности включает: во-первых, глубокие знания по предмету, формирующиеся при исследовательской деятельности в какой-либо области науки; во-вторых, умения владения общенаучными методами исследования [10, с. 163].

Исследования Л.Н. Луки показывают, что необходимыми качествами для формирования готовности студентов к НИД являются способность к самостоятельному мышлению, умение создавать собственные концепции, планировать и осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность, умение защищать свою точку зрения, ответственность, проявляющуюся в способности понимать соответствие результатов своих научно-исследовательских действий поставленным в обществе целям, для достижения которых необходимы работоспособность и организованность, добросовестность, то есть такое качество будущего специалиста, которое требует от него проявление аккуратности, дисциплинированности и трудолюбия [7, с. 208].

На основании анализа понятия «готовность», представлений сущности научно-исследовательской деятельности нами было сформулировано определение готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами как наличие у студента (субъекта)

сформировавшейся позиции (мотива, стремления, активность) к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач и освоение необходимых исследовательских процедур.

Готовность к научно-исследовательской деятельности можно определить как системную личностную характеристику, включающую следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и деятельностный.

Рассматривая исследования американских ученых, Я. А. Пономарев отмечает, что для обеспечения готовности к НИД необходимо формировать соответствующие способности у обучаемых. Он выделяет следующие: компоненты научных способностей студентов; незаурядную энергию; находчивость, изобретательность; стремление к обладанию фактами и закономерностями; информационные способности; ловкость, экспериментальное мастерство; творческие способности; способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу, к комбинированию, к дифференциации явлений, к самовыражению и др. [9, с. 96].

Здесь важно обратить внимание, что педагог профессионального обучения в техническом вузе получает особенное системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии. Особо важно выделить техническое значение (изобретательность, конструкторское творчество) в интеграции с гуманитарным знанием. Можно сделать вывод, что для формирования готовности студентов к НИД, особую роль играет формирование специальных компетенций.

Специальная компетенция является важным составным компонентом профессионально-педагогической компетентности педагога профессионального обучения, так как отражает его способность и готовность применять комплекс производственно технологических знаний и умений определенной отрасли промышленности в процессе профессионального обучения рабочих, проявляя при этом такие профессионально важные качества, как техническое мышление, креативность, активность и самостоятельность.

Формирование специальных компетенций: поиск инновационных, перспективных технологий,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

67

включающих студентов в осознанный процесс со-творческой, интерактивной деятельности, рассматриваемой нами как производственный процесс, позволяющий развивать инициативу, самостоятельность, активность, принимать нестандартные решения, проводить мониторинг результатов своих действий в соответствии с требованиями модели подготовки студентов в вузе.

Таким образом, готовность к НИД у педагогов профессионального обучения обеспечивается научными основаниями различных компетенций (профессиональных и специальных). Сближение научных знаний профессиональных и специальных компетенций в образовательном процессе способствует формированию образа науки и научных знаний, которыми должен овладеть будущий педагог профессионального обучения.

Библиографический список

1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Минск : БГУ, 1976. - 256 с.

2. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. - Владимир : ВГГУ, 2009. - 192 с.

3. Жуков Г. Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера про-

фессионального обучения. - Екатеринбург : Изд-во Российск. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 439 с.

4. Забродин Ю. М. Очерки теории психологической регуляции поведения. - М., 1997. - 289 с.

5. Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М. : Изд-во ИЦ АПО, 2000. - 239 с.

6. Нерсесян Л. С., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовностиоператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. - 1969. - № 5. -С. 24-31.

7. Никитина Е. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения : Дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2007. - 198 с.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М. : Школьная Пресса, 2004. - 512 с.

9. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М. : Наука, 1976. - 203 с.

10. Романова М. Н. Организационно-педагогические условия развития исследовательской деятельности учителя инновационной школы : Дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 1997. - 210 с.

11. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

12. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 589 с.

УДК 377 «072» Булдакова Наталья Викторовна

Вятский социально-экономический институт

prorektor@ vsei. ш

СТРУКТУРА ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Работодатели предъявляют определенные требования к кандидатам на вакантные места по гуманитарному профилю, которые способны прогнозировать результат своей деятельности, взять ответственность на себя, добросовестно исполнять функциональные обязанности. Данные требования выступают критериями структурных компонентов прогностической способности специалистов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: специалисты гуманитарного профиля, прогностическая способность, структура прогностической способности, профессиональная деятельность, интегративное качество личности.

Современные взаимоотношения между рабо- Основными требованиями работодателей

тодателями и специалистами строятся на осно- к кандидатам на вакантные места по гуманитар-

ве удовлетворения обоюдных интересов. Каждая ному профилю является наличие специального

из сторон преследует свои интересы, цели и в то образования, презентабельность, нацеленность

же время вынуждена идти навстречу требовани- на результат, активная жизненная позиция, ком-

ям другой стороны. муникабельность, мобильность, компьютерная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.