Научная статья на тему 'РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / дорожно-транспортные происшествия / Научный центр безопасности дорожного движения / государственная политика / стратегия безопасности дорожного движения / road safety / road accidents / Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation / public policy / road safety strategy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

В статье рассмотрены основные направления работы Научного центра БДД МВД России в решении проблем обеспечения безопасности дорожного движения, а также роль Центра в совершенствовании большинства направлений деятельности Госавтоинспекции и определении эффективных мер по указанным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гордеева Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCIENTIFIC SUPPORT OF ACTIVITIES AIMED AT INCREASING ROAD SAFETY

The article discusses the main directions of work of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in solving problems of ensuring road safety, as well as the role of the Center in improving most areas of activity of the State Traffic Inspectorate and determining effective measures on these issues.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Научная статья

© Гордеева А.Д., 2024

УДК 34

РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОВЫШЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Анастасия Дмитриевна Гордеева

Научный центр БДД МВД России gordeevaad@mvd.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления работы Научного центра БДД МВД России в решении проблем обеспечения безопасности дорожного движения, а также роль Центра в совершенствовании большинства направлений деятельности Госавтоинспекции и определении эффективных мер по указанным вопросам.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, Научный центр безопасности дорожного движения, государственная политика, стратегия безопасности дорожного движения

Для цитирования: Гордеева А.Д. Роль научного обеспечения деятельности, направленной на повышение безопасности дорожного движения // Современная наука. 2024. № 2. С. 18-20.

Original article

THE ROLE OF SCIENTIFIC SUPPORT OF ACTIVITIES AIMED AT INCREASING

ROAD SAFETY

Anastasia D. Gordeeva

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation gordeevaad@mvd.ru

Abstract. The article discusses the main directions of work of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in solving problems of ensuring road safety, as well as the role of the Center in improving most areas of activity of the State Traffic Inspectorate and determining effective measures on these issues..

Keywords: road safety, road accidents, Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, public policy, road safety strategy

For citation: Gordeeva A.D. The role of scientific support of activities aimed at increasing road safety // Modern Science. 2024. № 2. P. 18-20.

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее также - ДТП) относятся к приоритетным направлениям государственной политики Российской Федерации.

Убедительным аргументом в пользу этого выступает включение в перечень целевых ориентиров национального развития Российской Федерации задачи по снижению смертности в результате ДТП.

В своем докладе Всемирная организация здравоохранения отметила, что в мире в период с 2010 по 2021 год абсолютное число погибших в результате ДТП сократилось на 5%, при этом в рамках провозглашенного Организацией Объединенных Наций Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения (2011-2020 гг.) в качестве цели установлено снижение глобального показателя на 50%.

Несмотря на то, что глобальная цель в мире не была достигнута, 10 стран из четырех мировых регионов достигли целевого снижения, включая Российскую Федерацию [1].

В связи с тем, что задачи по обеспечению безопасности дорожного движения носят комплексный характер, к их решению привлечен самый широкий круг субъектов: федеральные и региональные органы исполнительной власти, общественные и образовательные организации, государственные компании и т.д.

При этом важная роль в определении эффективных мер по снижению дорожно-транспортных про-

исшествий и тяжести их последствий отведена научной отрасли.

Координирующую роль в определении приоритетов научных исследований в области безопасности дорожного движения выполняет Научный центр безопасности дорожного движения МВД России (далее также - Центр, Научный центр), который был образован 21 июня 1974 года распоряжением Совета Министров СССР № 1538-р. (первое название организации - Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности дорожного движения (ВНИ-ИБД) МВД СССР).

В первые десять лет штатная численность института достигала 340 человек, включая штат филиалов в Киеве, Кирове и Горьком, а в орбите исследований оказались все элементы комплекса «человек-автомобиль-дорога».

К сожалению, в результате проводимых в Министерстве внутренних дел реформ в 1985 году институт был ликвидирован, а вместо него образована лаборатория № 7 (НИЛ-7) в составе ВНИИ МВД СССР.

Три года спустя распоряжением Совета Министров СССР № 2599-р от 27 декабря 1988 года Всесоюзный научно-исследовательский центр по безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР вновь стал самостоятельной научной организацией министерства с филиалами в Киеве и Кирове. В начале 2000-х годов был открыт Западно-Сибирский филиал.

В настоящее время Научный центр БДД МВД России включает пять научных отделов, занимающихся решением проблем обеспечения безопасности дорожного движения и проводящих научные

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2024. № 2.

исследования по широкому спектру направлений в этой области [2].

С момента запуска национальных проектов в нашей стране Центр активно включился в реализацию федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги». В частности, коллектив участвует в разработке целей, показателей и мероприятий указанного проекта.

На основе методики, разработанной Научным центром, осуществляется мониторинг удовлетворённости граждан безопасностью дорожного движения, по которой оценивается эффективность реализации федерального проекта.

В рамках мониторинга реализации федерального проекта организован постоянный анализ региональных проектов «Безопасность дорожного движения», утверждённых в субъектах Российской Федерации. В регионы, имеющие риски недостижения целевых показателей снижения смертности, направляются аналитические и методические материалы для принятия дополнительных мер по совершенствованию этой деятельности.

В результате проведенных Центром исследований определен ряд наиболее эффективных мероприятий по инженерному обустройству и модернизации автомобильных дорог, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и реализацию в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

В целях оценки состояния безопасности дорожного движения и выработки эффективных решений по его повышению сотрудники Центра уделяют большое внимание развитию анализа данных и информационных систем.

Ежегодно выпускаются комплексные аналитические обзоры состояния безопасности дорожного движения и статистические сборники, пользующиеся повешенным интересом как среди практических сотрудников и экспертов, так и среди общественности и средств массовой информации.

Каждые два года коллектив Центра участвует в подготовке Государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения», который представляется Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения для выработки основных направлений государственной политики.

Также в рамках аналитической работы с учетом распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в 2020 году и геополитических изменений в 2022 году в виде беспрецедентного санкцион-ного давления со стороны недружественных стран большое внимание уделялось анализу новых угроз в сфере безопасности дорожного движения, вызванных социально-экономическими изменениями, в том числе экономическими кризисами, транспортно-ло-гистическими изменениями, а также их влиянию на смертность на дорогах.

Полученные результаты использовались при актуализации целевых показателей снижения смертности в ДТП, закрепленных в майских указах Президента Российской Федерации и национальном проекте «Безопасные качественные дороги».

В текущем году завершается срок реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. Для подготовки соответствующей Стратегии безопасности дорожного движения до 2030 года специали-

стами Научного центра проводится исследование, направленное на формирование представлений относительно перспектив и ориентиров состояния обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды.

Помимо участия в формировании государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения Научный центр задействован в совершенствовании большинства направлений деятельности Госавтоинспекции.

Большое внимание уделяется вопросам формирования и развития правовой системы безопасности дорожного движения. Сотрудники Центра стояли у истоков разработки Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правил дорожного движения Российской Федерации и многих других правовых актов.

В 2022 году при непосредственном участии сотрудников Центра подготовлены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, касающиеся правового статуса и регулирования участия в дорожном движении средств индивидуальной мобильности, которые вступили в силу 1 марта 2023 года.

Проводятся исследования, посвящённые выработке правовых оснований использования на дорогах нашей страны высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе вопросам юридической ответственности всех задействованных в реализации таких технологий субъектов.

Методическое обеспечение контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения сегодня играет особо важную роль в связи с проводимой в стране реформой в этом направлении. При этом участие Центра заключается в разработке материалов как организационно-методического, так и прикладного характера.

В частности, были проведены исследования, посвящённые развитию правого регулирования ад-министративно-юрисдикционной, контрольно-надзорной деятельности, оптимизации обязательных требований, а также подготовке соответствующих научно-практических комментариев.

В орбите исследований сотрудников Центра находятся также предупреждение дорожно-транспортных происшествий, в том числе детского дорожно-транспортного травматизма, формирование культуры безопасного поведения на дороге у различных категорий участников дорожного движения, совершенствование организации экзаменационной деятельности и профессиональной подготовки сотрудников Госавтоинспекции.

Только за последние несколько лет учеными разработан комплекс пропагандистских информационно-методических материалов, направленных на формирование позитивных установок на соблюдение правил дорожного движения гражданами, включая наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов.

Подготовлены материалы для проведения занятий с несовершеннолетними по обеспечению безопасности дорожного движения при использовании средств индивидуальной мобильности, разработаны предложения по типовому оснащению так называемых агитационных автобусов, а также «портфеля» сотрудника Госавтоинспекции, издан курс лекций для

О --19

проведения занятий с дошкольниками и школьниками по обучению безопасному поведению на дороге.

На постоянной основе проводятся практико-ори-ентированные занятия с несовершеннолетними, направленные на вовлечение детей и молодежи в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

В последние годы сотрудники внесли значительный вклад в подготовку информационных материалов по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП. Подготовленный совместно со специалистами Минздрава России и МЧС России Атлас первой помощи широко применяется сотрудниками Госавтоинспекции, используется при подготовке лиц, обязанных или имеющих право оказывать первую помощь.

Центр непосредственно участвует в техническом регулировании в области безопасности дорожного движения. Так, на базе Центра функционирует секретариат технического комитета по стандартизации «Безопасность дорожного движения» (ТК 278) и Орган по сертификации продукции ФКУ «НЦ БДД МВД России» (ОС «Безопасность дорожного движения»).

В рамках деятельности Технического комитета разработаны основные документы по стандартизации в области безопасности дорожного движения, в том числе межгосударственные, регламентирующие требования к государственным регистрационным знакам, цветографическим схемам, техническим средствам организации дорожного движения.

С 1996 года Органом по сертификации продукции Центра осуществляется деятельность по подтверждению соответствия продукции нормативным документам. За годы работы Органа по сертификации выдано более 1000 сертификатов соответствия на такие виды продукции, как дорожные светофоры, дорожные знаки, дорожные ограждения, детекторы транспорта и дорожные контроллеры.

Коллектив участвует в укреплении и расширении международного сотрудничества по линии безопасности дорожного движения.

В частности, сотрудники Центра привлечены к реализации Комплексного плана мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территориях государств-участников СНГ на 20242028 годы, утвержденного Решением Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.

В рамках указанного плана организован информационный обмен с зарубежными коллегами используемыми методиками анализа аварийной ситуации, современными средствами и методами обеспечения

безопасности дорожного движения, проводятся совместные научно-представительские мероприятия.

21 июня 2024 года состоялся юбилей головной научной организации МВД России, комплексно занимающейся проблемами обеспечения безопасности дорожного движения.

В рамках запланированных мероприятий проведена международная научно-практическая конференция «Наука и практика в обеспечении безопасности дорожного движения: вчера, сегодня, завтра», организованы выставки научных изданий Центра, современных технических средств и технологий в области безопасности дорожного движения, средств индивидуальной мобильности, последних достижений в области беспилотного транспорта.

Лучшим признанием заслуг Центра является участие в конференции самого широкого круга лиц, среди которых руководство структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, образовательных и научных организаций, ведущие ученые, внесшие существенный вклад в развитие вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, зарубежные коллеги, представители общественных организаций и средств массовой информации, уважаемые ветераны, в том числе руководители Центра разных периодов.

В этот день наравне с обсуждением насущных проблем безопасности дорожного движения и предложений по их решению в адрес Центра и его сотрудников выражались искренние слова благодарности за внесенный вклад в решение проблем безопасности дорожного движения, а также надежды на дальнейшее развитие и процветание организации.

Список источников

1. Global status report on road safety 2023. Geneva: World Health Organization; 2023. Licence: СС BY-NC-SA 3.0 IGO.

2. Гордеева А.Д. 50 лет Научному центру БДД МВД России: юбилейное издание. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 200 с.

References

1. Global status report on road safety 2023. Geneva: World Health Organization; 2023. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.

2. Gordeeva A.D. 50 years of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation: anniversary publication. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 200 p.

Информация об авторе

А.Д. Гордеева - кандидат юридических наук, начальник отдела обеспечения научной и редакционно-издательской деятельности

Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293

Information about the author

A.D. Gordeeva - Candidate of Sciences in Jurisprudence, Head of the Department for Supporting Scientific Editorial and Publishing Activities of the Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation» Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 24.06.2024; одобрена после рецензирования 01.07.2024; принята к публикации 08.07.2024. The article was submitted 24.06.2024; approved after reviewing 01.07.2024; accepted for publication 08.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.