Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
профилактика / дорожное движение / правонарушения / иностранные граждане / юрисдикция / prevention / traffic / offences / foreign citizens / jurisdiction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варгасов Виталий Константинович

Статья посвящена вопросу профилактики правонарушений в области дорожного движения, совершаемых иностранными гражданами. В ходе проведенного исследования проанализированы наиболее актуальные проблемы административно-юрисдикционной деятельности в рассматриваемой сфере, а также вопросы взаимодействия административной и уголовной юрисдикций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варгасов Виталий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROAD SAFETY OFFENCES PREVENTION OF FOREIGN CITIZENS

The work is devoted of the question of the road safety offences prevention of foreign citizens. In the during of researching the most actual problems of administrative jurisdiction and the questions of its interaction with criminal jurisdiction were analyzed

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

Научная статья © Варгасов В.К., 2024

УДК 342.951:351.82

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Виталий Константинович Варгасов

ВНИИ МВД России v-vargasov@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросу профилактики правонарушений в области дорожного движения, совершаемых иностранными гражданами. В ходе проведенного исследования проанализированы наиболее актуальные проблемы административ-но-юрисдикционной деятельности в рассматриваемой сфере, а также вопросы взаимодействия административной и уголовной юрисдикций.

Ключевые слова: профилактика, дорожное движение, правонарушения, иностранные граждане, юрисдикция Для цитирования: Варгасов В.К. Профилактика правонарушений в области безопасности дорожного движения, совершаемых иностранными гражданами // Современная наука. 2024. № 2. С. 13-17.

Original article

THE ROAD SAFETY OFFENCES PREVENTION OF FOREIGN CITIZENS

Vitaly K. Vargasov

Russian government scientifically research institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation v-vargasov@mail.ru

Abstract. The work is devoted of the question of the road safety offences prevention of foreign citizens. In the during of researching the most actual problems of administrative jurisdiction and the questions of its interaction with criminal jurisdiction were analyzed Keywords: prevention, traffic, offences, foreign citizens, jurisdiction

For citation: Vargasov V.K. The road safety offences prevention of foreign citizens // Modern Science. 2024. № 2. P. 13-17.

В настоящее время в Российской Федерации достаточно остро стоят вопросы правонарушений, совершаемых иностранными гражданами. После трагических событий в Красногорске [1] им уделяется еще более пристальное внимание.

Разумеется, речь идет прежде всего об административных правонарушениях и преступлениях экстремистской и террористической направленности.

Однако нельзя не учитывать, что правонарушения, совершаемые данной категорией лиц в области безопасности дорожного движения (далее -БДД), по сути, имеют не меньшую общественную опасность. Достаточно часто резонанные дорожно-транспортные происшествия (далее - ДТП) с участием иностранцев широко освещаются в средствах массовой информации (далее - СМИ), что ведет к усилению межнациональной напряженности в обществе.

Характерным примером этого может служить недавнее трагическое происшествие в г. Москве, когда водитель грузового автомобиля, проехав на красный свет произвел наезд на пешеходном переходе на ребенка, который скончался на месте [2].

Виновником ДТП стал выходец из Киргизской Республики, ранее получивший гражданство Российской Федерации. В ходе анализа публикаций по данной теме отчетливо просматривается характерная тенденция.

Если официальные СМИ не делают акцент на этнической принадлежности виновного лица, то в так называемых «пабликах» она выходит на первый план [3].

При этом, если рассматривать информационно-психологический аспект, то в подобных ситуациях при подаче материала зачастую не делается различий между иностранными гражданами и лица-

ми, которые получили гражданство Российской Федерации.

Более того, в случае с последними общественный резонанс нередко еще более усиливается и частично затрагивает органы государственной власти, ответственные за миграционную политику.

Вопросы деструктивного информационно-психологического воздействия не являются предметом настоящего исследования, однако необходимо отметить, что в рассматриваемой сфере общественных отношений достаточно легко найти благодатную почву для подобной деятельности.

Так, в 2023 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 2,5 млн административных правонарушений в сфере БДД, совершенных иностранными гражданами, что на 14% больше, чем в 2022 году [4].

Кроме того, третий год подряд наблюдается рост количества ДТП по вине водителей-ино-странных граждан (+6,8%, 5 647). Число погибших в таких происшествиях увеличилось на 4,4% (521), раненых - на 8,4% (7 607) [5].

Наибольше количество ДТП произошло по вине водителей-граждан Республики Узбекистан (1 514), Киргизской Республики (1 284) и Республики Таджикистан (1 188) [5], что в принципе отражает общую миграционную ситуацию, поскольку по статистике, граждане этих трех среднеазиатских стран наиболее часто приезжают в Российскую Федерацию.

Согласно официальность статистике МВД России, в первом полугодии 2023 года на миграционный учет было поставлено 1 893 234 гражданина Республики Узбекистан, 1 280 929 граждан Республики Таджикистан и 467 112 граждан Киргизской Республики. Соответственно, это первое, второе

О --13

и третье место по общему количеству иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации.

При этом в четверти происшествий из всех случаев участия водителей-иностранных граждан в ДТП с признаками опьянения у них устанавливалось наркотическое опьянение [5].

Таким образом, приведенная статистика свидетельствует о стабильном росте количества правонарушений в рассматриваемой сфере общественных отношений, совершаемых иностранными гражданами, что само по себе является крайне тревожным фактом.

Субъекты и средства профилактики

Прежде всего необходимо определиться с содержанием понятия «правонарушение» в контексте настоящего исследования.

Под правонарушениями следует понимать административные правонарушения в области дорожного движения и преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Подобный подход коррелируется с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [6] (далее - Федеральный закон № 182-ФЗ), согласно которому правонарушение - это преступление или административное правонарушение, представляющее собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность.

Таким образом, в контексте настоящего исследования все вышеуказанные правонарушения можно объединить в одну большую группу - правонарушения в области БДД.

Профилактика таких правонарушений наряду с их выявлением, предупреждением и пресечением является одним из основных направлений противодействия им.

По сути, она заключается в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих их совершению. Круг субъектов профилактики правонарушений определен в ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 182-ФЗ, к ним относятся: федеральные органы исполнительной власти, органы Прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской федерации и органы местного самоуправления.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что профилактика правонарушений является объектом как административно-юрисдикционной, так и уголовно-юрисдикционной деятельности.

Как справедливо отмечает А.П. Шергин, указанные юрисдикции являются наиболее близкими по своей природе и решаемым задачам [7]. Взаимодействие между ними осуществляется посредством процессуальных норм права, которые, будучи элементами единой системы права, взаимодействуют с другими отраслями права в целом [8].

Рассмотрим следующий практический пример. В ходе предварительного расследования следователем установлено, что подозреваемый совершил ДТП в результате случившегося у него приступа эпилепсии.

При этом у него имелось водительское удостоверение, полученное в установленном законом порядке. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1604, эпилепсия относится к болезням нервной системы, при наличии которого противопоказано управлять транспортными средствами.

В результате сложилась специфическая юридическая ситуация, в которой лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности, поскольку в момент ДТП оно не могло руководить своими действиями. Соответственно, и дополнительное наказание в виде запрета управлять транспортным средством указанному лицу назначено быть не может.

То есть в рамках уголовной юрисдикции в рассматриваемом случае невозможно устранить причины и условия происшествия, которые были установлены в ходе предварительного расследования.

В подобных случаях они могут быть устранены исключительно с помощью административно-правовых средств. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [9] (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения о выдаче такому лицу водительского удостоверения, поскольку такое решение не соответствует закону, а также нарушает права, свободы и законные интересы граждан, организаций и иных лиц.

Однако проблема заключается в том, что в случае, если в подобной ситуации в качестве виновного лица выступает иностранный гражданин, имеющий водительского удостоверение другого государства, возможность применения такого правового механизма вызывает серьезные вопросы, поскольку решение о выдаче водительского удостоверения было принято в другом государстве на основании национальных норм права.

При этом на практике такие ситуации вполне возможны. Так, например, в соответствии с абз. 2 п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [10] (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) гражданам Киргизской Республики разрешается управлять транспортными средствами на основании иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Представляется, что единственным разумным способом устранения причин и условий совершения правонарушения в таком случае будет являться принятие решения о нежелательности пребывания такого лица на территории Российской Федерации, поскольку оно создает реальную угрозу общественному порядку и здоровью населения (абз. 2 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

К сожалению, статистика показывает, что в 2023 году подготовлено 1 595 (-50,6%) ходатайств о нежелательности пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, что в два раза меньше по сравнению с 2022 годом. Из них удовлетворено 558 (34,9%), то есть чуть более трети [4].

14

ЬА'Н'

Похожая ситуация сложилась и с решениями о запрете въезда на территорию Российской Федерации иностранных граждан, совершивших административные правонарушения в области безопасности дорожного движения.

В 2023 году подразделениями Госавтоинспекции направлено в подразделения МВД России по вопросам миграции 53 507 (-39,4%) соответствующих материалов. При этом доля удовлетворенных ходатайств снизилась более чем в два раза по сравнению с 2022 годом [4].

Все вышеизложенные статистические данные в совокупности свидетельствуют о том, что указанный механизм профилактики правонарушений в области БДД, совершаемых иностранными гражданами, реализуется не в полной мере, что напрямую ведет к росту количества таких правонарушений и косвенно способствует увеличению межнациональной напряженности в обществе.

Особую тревогу вызывает приведенная статистика количества водителей-иностранцев, задержанных в состоянии наркотического опьянения.

Однако представляется, что это только «верхушка айсберга». Как справедливо отмечается некоторыми специалистами, за последние годы набирает обороты тенденция к управлению транспортными средствами под воздействием различных видов психоактивных веществ, которые негативно сказываются на возможности безопасного управления.

При этом ни законодательство об административной ответственности, ни применяемые методы выявления и доказывания употребления таких веществ оказались не готовы к темпам развития и появления их новых видов [11].

Основная проблема заключается в том, что примечание к ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [12] подразумевает употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ.

Однако в данном примечании не указаны лекарственные препараты, ухудшающие реакцию и внимание, при употреблении которых запрещено управление транспортными средствами согласно п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации (например, «Фенибут»).

По мнению представителей медицинского сообщества, подобные лекарственные препараты вызывают состояние, схожее с опьянением, характеризуемое специфическим термином «аптечная наркомания», но из-за указанного пробела в законодательстве при наличии в крови водителя данных лекарственных препаратов в протоколе медицинского освидетельствования в графе, отражающей его результат, ставится прочерк, то есть состояние опьянения не фиксируется.

Аналогичная ситуация происходит в случае обнаружения в крови водителя некоторых сильнодействующих веществ, наиболее распространенным из которых является прегабалин («Лирика»).

Подобные случаи не отражаются в официальной статистике, поскольку, как уже сказано выше, состояние опьянения не фиксируется. Между тем публикации в СМИ свидетельствуют, что употребление подобных веществ получает все большее распространение в странах Средней Азии [13].

Следует отметить, что данная проблема не является новой и давно широко обсуждается. Кроме того, последние годы на ней сконцентрировано внимание законодателя. 5 декабря 2022 года в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона № 250342-8, предусматривающий внесение изменений в примечание к ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, касающееся фиксации состояния опьянения не только в случае обнаружения в крови водителя алкоголя, а также наркотических и психотропных веществ, но и входящих в состав лекарственных препаратов веществ, не относящихся к этиловому спирту, наркотическим средствам и психотропным веществам, но способных ухудшать его внимание и реакцию. Кроме того, в настоящее время на рассмотрении находится проект Федерального закона № 379447-8 «О внесении изменений в статьи 12.8 и 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [14].

Представляется, что в условиях недостаточного правового регулирования в данной сфере наиболее разумным будет также являтьсярассмотрение компетентными органами вопроса нежелательности пребывания такого лица на территории Российской Федерации.

Продолжая находиться на территории государства и управлять транспортными средствами фактически в состоянии опьянения, такой иностранный гражданин уже продемонстрировал свой правовой нигилизм, в связи с чем его дальнейшее пребывание создает непосредственную угрозу общественному порядку, а также жизни и здоровью граждан, даже в том случае, если на сегодняшний день его действия формально не подпадают под признаки конкретного административного правонарушения или преступления.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в условиях действующего законодательства, учитывая объем миграционных потоков и количество правонарушений, совершаемых в рассматриваемой сфере иностранными гражданами, наиболее эффективным способом их профилактики является признание нежелательности пребывания нарушителя на территории Российской Федерации.

Однако недостаточно принять такое решение, его необходимо и реализовать на практике. А между тем последняя показывает, что даже иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации в розыске за совершение преступления, нередко возвращаются на территорию нашего государства, используя другие анкетные данные.

В настоящее время в СМИ ведется активное обсуждение внедрения цифрового профиля мигранта [15]. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 2024 г. № 30-р утвержден План мероприятий по реализации в 2024-2025 годах концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.

Особого внимания заслуживает п. 8 указанного Плана, собственно и предусматривающий создание цифрового профиля иностранного гражданина до 10 декабря 2024 года, а также п. 9, предусматривающий проведение эксперимента, включающего апробацию сбора биометрических данных иностранных

граждан в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации аэропортов московского транспортного авиаузла; апробацию процесса аутентификации иностранных граждан в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации с использованием биометрических персональных данных, размещенных в единой биометрической системе; выдачу карты иностранного гражданина в государственном бюджетном учреждении города Москвы «Многофункциональный миграционный центр», проведение государственной геномной регистрации и записи голоса иностранных граждан.

Представляется, что необходимость во внедрении указанных мер назрела давно, поскольку без них невозможна эффективная профилактика правонарушений, совершаемых иностранными гражданами на территории Российской Федерации в любой сфере общественных отношений.

На сегодняшний день рассмотренные меры имеют экспериментальных характер, о чем заявлено в указанном выше документе, а также свидетельствуют об отсутствии соответствующих изменений в иные нормативные правовые акты, в частности в Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» и Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Однако, учитывая значение указанных мер, представляется, что в ближайшей перспективе они будут включены в практику на постоянной основе.

Список источников

1. Теракт в «Крокус сити холле». ТАСС. 22 марта 2024 г. (обновлено 27 апреля 2024 г.) // URL: https://tass. ru/proisshestviya/20320557?ysclid=lvz6e5prk0185868679 (дата обращения: 05.06.2023).

2. URL: https://iz.ru/1702056/2024-05-25/sud-v-moskve-arestoval-voditelia-sbivshego-nasmert-rebenka-gruzovika (дата обращения: 05.06.2023).

3. В Москве мигрант на грузовике насмерть задавил 8-летнего мальчика на пешеходном переходе // URL: https://vk.com/wall-163061027_5603043 (дата обращения: 05.06.2023).

4. Баканов К.С., Ляхов П.В., Исаев М.М. и др. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2023 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 120 с.

5. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации в 2023 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 154 с.

6. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 04.06.2024).

7. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М.: Юридическая литература, 1979. 144 с.

8. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М.: Юридическая литература, 1976. 142 с.

9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 04.06.2024).

10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 04.06.2024).

11. Баканов К.С., Бурцев А.А. Административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии наркотического и иного токсического опьянения, а также под воздействием лекарственных средств (состояние и перспективы развития) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11.

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 04.06.2024).

13. В г. Ташкент Служба государственной безопасности и Таможенный комитет Республики Узбекистан раскрыли группу, получавшую по почте из Китая сильнодействующий препарат прегабалин и продававшую его через соцсети. Изъято 75,7 кг препарата // URL: https://www.gazeta.uz/ru/2023/08/04/drugs/ (дата обращения: 04.06.2024).

14. СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 05.06.2024).

15. В России в 2024 году планируют создать «цифровые профили» мигрантов // URL: https://tass.ru/ obschestvo/19772023 (дата обращения: 07.06.2024).

References

1. Terrorist attack in Crocus City Hall. TASS. 22.03.2024 (updated 27.04.2024) // URL: https://tass.ru/ proisshestviya/20320557?ysclid=lvz6e5prk0185868679 (date of access: 05.06.2023).

2. URL: https://iz.ru/1702056/2024-05-25/sud-v-moskve-arestoval-voditelia-sbivshego-nasmert-rebenka-gruzovika (date of access: 05.06.2023).

3. In Moscow a migrant in a truck crushed an 8-year-old boy to death at a pedestrian crossing // URL: https://vk.com/ wall-163061027_5603043 (date of access: 05.06.2023).

4. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Isaev M.M. et al. Law enforcement activities in the field of road safety in 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 120 p.

5. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation in 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 154 p.

6. Federal Law dated 23.06.2016 № 182-FZ «On the fundamentals of the crime prevention system in the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.06.2024).

7. Shergin A.P. Administrative jurisdiction. M.: Legal literature, 1979. 144 p.

8. Sorokin V.D. Method of legal regulation. Theoretical problems. M.: Legal literature, 1976. 142 p.

9. Code of Administrative Procedure of the Russian Federation dated 08.03.2015 № 21-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.06.2024).

10. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.06.2024).

11. Bakanov K.S., Burtsev A.A. Administrative responsibility for driving a vehicle in a state of narcotic and other toxic intoxication, as well as under the influence of drugs (status and development prospects) // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2019. № 11.

12. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 04.06.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. In Tashkent the State Security Service and the Customs Committee of the Republic of Uzbekistan uncovered a group that received the potent drug pregabalin by mail from China and sold it through social networks.

16

LAW

75.7 kg of the drug were seized // URL: https://www.gazeta. 15. In Russia in 2024 they plan to create «digital profiles»

uz/ru/2023/08/04/drugs/ (date of access: 04.06.2024). of migrants // URL: https://tass.ru/obschestvo/19772023

14. Legal reference system «Consultant Plus» (date of (access of date: 07.06.2024). access: 05.06.2024).

Информация об авторе

В.К. Варгасов - старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации

Контакты: ул. Поварская, д. 25, стр. 1, Москва, Россия, 121069 Information about the author

V.K. Vargasov - Senior research ofRussian government scientifically research institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Povarskaya, d. 25, str. 1, Moscow, Russia, 121069

Статья поступила в редакцию 17.06.2024; одобрена после рецензирования 24.06.2024; принята к публикации 01.07.2024. The article was submitted 17.06.2024; approved after reviewing 24.06.2024; accepted for publication 01.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.