Научная статья на тему 'ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ НАДЕЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ'

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ НАДЕЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность дорожного движения / психофизиология водителя / надежность управления транспортным средством / подготовка водителей / программы профессионального обучения водителей / road safety / psychophysiology of the driver / reliability of vehicle management / driver training / professional driver training programs

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Наталья Михайловна

В статье раскрывается вопрос влияния психофизиологии водителя на управление транспортным средством, анализируется феномен надежности водителя, который носит междисциплинарный характер, подчеркивается важность качественного обучения кандидатов в водители и необходимость увеличения часов в учебный предмет по изучению психофизиологических основ деятельности водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузнецова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF THE DRIVER AS AN ELEMENT OF VEHICLE DRIVING RELIABILITY

The article reveals the issue of the influence of driver psychophysiology on vehicle management, analyzes the phenomenon of driver reliability, which is interdisciplinary in nature, emphasizes the importance of high-quality training for candidates for drivers and the need to increase hours in the academic subject of studying the psychophysiological foundations of driver activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ НАДЕЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»

Научная статья

© Кузнецова Н.М., 2024

УДК 37

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДИТЕЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ НАДЕЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Наталья Михайловна Кузнецова

Научный центр БДД МВД России nkuznetcova52@mvd.ru

Аннотация. В статье раскрывается вопрос влияния психофизиологии водителя на управление транспортным средством, анализируется феномен надежности водителя, который носит междисциплинарный характер, подчеркивается важность качественного обучения кандидатов в водители и необходимость увеличения часов в учебный предмет по изучению психофизиологических основ деятельности водителя.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, психофизиология водителя, надежность управления транспортным средством, подготовка водителей, программы профессионального обучения водителей

Для цитирования: Кузнецова Н.М. Психофизиологические особенности водителя как элемент надежности управления транспортным средством // Современная наука. 2024. № 2. С. 58-61.

Original article

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF THE DRIVER AS AN ELEMENT OF VEHICLE

DRIVING RELIABILITY

Natalia M. Kuznetsova

Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation nkuznetcova52@mvd.ru

Abstract. The article reveals the issue of the influence of driver psychophysiology on vehicle management, analyzes the phenomenon of driver reliability, which is interdisciplinary in nature, emphasizes the importance of high-quality training for candidates for drivers and the need to increase hours in the academic subject of studying the psychophysiological foundations of driver activity.

Keywords: road safety, psychophysiology of the driver, reliability of vehicle management, driver training, professional driver training programs

For citation: Kuznetsova N.M. Psychophysiological features of the driver as an element of vehicle driving reliability // Modern Science. 2024. № 2. P. 58-61.

Одной из задач, выполнение которой характеризует достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни», обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», является снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036 году относительно показателей, зафиксированных в 2023 году [1].

Реализация целевых показателей потребует стратегического планирования, не только долгосрочного прогнозирования со стороны Госавтоинспекции [2], но и консолидации усилий со стороны других министерств и ведомств, в том числе отвечающих за профессиональное обучение водителей транспортных средств (далее - ТС) соответствующих категорий и подкатегорий [3].

В 2023 году 88% (116 614) ДТП от общего количества происшествий с пострадавшими (132 466) произошло по вине водителей по причине нарушения ими Правил дорожного движения (да-

лее - ПДД). При этом 85% случаев приходится на ТС, принадлежащие физическим лицам.

Аналогичную тенденцию можно проследить и в текущем году. Так, за 1 квартал 2024 года 89% ДТП с пострадавшими (20 827) произошло по вине водителей ТС по причине нарушения ими ПДД, в 82,3% случаев ТС принадлежали физическим лицам.

Для сравнения отметим, что только 4% ДТП в 2023 году произошло вследствие технических неисправностей ТС или условий, при которых запрещена эксплуатация ТС, такая же тенденция наблюдается и в 2024 году - 4% ДТП (рис. 1).

На основании статистических сведений можно сделать вывод, что существенное влияние на аварийность оказывают такие участники дорожного движения, как водители ТС. Несмотря на влияние человеческого фактора на управление ТС, до сих пор возникает вопрос о том, зачем будущему водителю изучать психофизиологические основы управления ТС.

Следует отметить, что водитель - это прежде всего человек, у него ведущая роль в управлении ТС, и его возможности естественным образом ограничиваются психофизиологией.

Рисунок 1 -ДТП по вине водителей ТС по причине нарушения ими ПДД

Он обладает только ему свойственной скоростью протекания психических (нервных) процессов, которая отражается на принятии решений и управлении ТС, что влияет на поведение в условиях дорожного движения, в том числе в экстремальных ситуациях; типом темперамента, чертами характера, которые определяют его личность и делают его, например, осмотрительным или беспечным, нетерпеливым или сдержанным. Именно те или иные черты характера водителя во многом определяют его выбор безопасного или опасного вождения.

Другими словами, вся деятельность водителя по управлению ТС является сложной работой психических процессов, таких как внимание, память, мышление, восприятие и т.д., существенное влияние на нее оказывают эмоции, волевые действия и свойства личности.

Так, например, восприятие, давая возможность целостно и взаимосвязанно отражать внешние объекты, позволяет удерживать в поле зрения дорожную обстановку, такие ее составляющие, как проезжая часть, препятствия на ней, другие участники дорожного движения (пешеходы, водители), транспортные средства, показания приборов, сигналы светофоров и многое другое.

Кроме того, зрительное восприятие позволяет водителю определять расстояние между транспортными средствами и другими объектами (что особенно важно при совершении маневров), оценивать временные интервалы при управлении ТС.

Не менее значимым является внимание, тесно связанное с восприятием. Одним из факторов возникновения ДТП может быть отвлечение водителя в процессе управления ТС. Внимание отвечает за сосредоточенность водителя на дороге, пере-ключаемость с одного объекта на другой, выделение из дорожно-транспортной среды значимых объектов в зависимости от складывающейся до-

рожной ситуации. Особую роль играет произвольное внимание, то есть сознательно направленное, именно оно во многом обеспечивает безопасность движения.

Надо понимать, что свойства и показатели внимания водителя (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем и др.) не являются постоянными и проявляются в зависимости от условий движения, например, распределение внимания и его интенсивность при пересечении перекрестка будет выше, а при движении по прямой, хорошо просматриваемой дороге - ниже.

В целом выраженность таких свойств внимания, как распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость, будет способствовать безопасному движению.

Другими словами, важны и технические навыки вождения, и психофизиологические особенности водителя, которые отвечают за реализацию этих навыков и делают поездку на ТС надежной (безопасной) или рискованной.

Проблема влияния психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством раскрывалась разными учеными (Ж.М. Лям, М.А. Котик, Н.А. Игнатов, А.Н. Романов и др.)

Необходимо отметить, что понятие надежности рассматривалось в различных сферах деятельности человека и в настоящее время является междисциплинарным.

Понятие надежности изучается в различных областях гуманитарного знания в социальной философии, этике, в таких направлениях психологической науки, как нравственная, нравственно-этическая психология.

В настоящее время вопросы надежности водителя продолжают широко изучаться. Например, исследуя психологию водителя, одни авторы в своих работах отмечают влияние на надежность

ПЕДАГОГИКА

59

управления ТС таких качеств, как время сложной реакции, скорость переработки информации [4], другие выделяют психическую инертность водителя в условиях, когда нужно переключиться с одних условий движения на другие, вследствие чего водитель упускает тот момент, когда необходимо снизить скорость, увеличить дистанцию, обеспечить достаточный контроль за движением ТС [5], третьи делают акцент на простых дифференцированных реакциях, на определении их времени и точности, на способности к вероятностному прогнозированию, оперативной и долговременной памяти, а также эмоциональной устойчивости и ряде других показателей [6].

Такие качества личности, как эмоциональная неустойчивость, ощущение превосходства над другими, агрессивность и враждебность, склонность к риску, сниженная ценность жизни другого могут способствовать снижению надежности водителя [7].

Таким образом, можно сказать, что надежность рассматривается как комплексное свойство, включающее психофизиологические особенности (работоспособность, особенности функционирования нервной системы, ее свойства, время реакции), когнитивные процессы (восприятие, внимание, память и др.), недостатки в функционировании которых могут приводить к ошибкам в принятии решений или, наоборот, будут способствовать надежности и обеспечивать тем самым безопасность движения, такие качества личности, как ответственность, самоконтроль, дисциплинированность, уважение других участников дорожного движения, ценностные установки и др.

Немаловажную роль играет профессиональный опыт водителя, позволяющий реализовать наиболее оптимальные способы обеспечения личной безопасности в любых условиях дорожного движения, в том числе в опасных ситуациях.

При этом не следует забывать и о других факторах, влияющих на управление ТС. Большое влияние оказывают условия, в которых водителю приходится управлять ТС, например, навязанный темп движения, временной дефицит, неравномерность и непредвиденность поступающей из окружающей среды информации, монотония и др. требуют выраженного нервно-психического напряжения.

На практике недооценена роль психофизиологических особенностей личности кандидатов в водители и их значение в процессе обучения управлению ТС, что не позволяет сделать процесс подготовки водителей индивидуально-ориентированным.

В связи с тем, что психологическая надежность водителя достигается путем развития и тренировки профессионально-важных качеств (далее - ПВК) в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, считаем важным наряду с теоретической подготовкой в области психологии водителя использовать в процессе обучения дополнительные методы повышения его надежности - психофизиологическое тестирование и психологическую коррекцию.

Это позволит, во-первых, выявлять индивидуальные особенности кандидатов в водители (уязвимые ПВК) и учитывать их при формировании практических навыков управления ТС, а во-вторых, подготовить для них рекомендации с целью совершенствования их профессиональных качеств.

В рамках часов, которые предусмотрены примерным учебным планом примерных Программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств, сложно рассмотреть все аспекты психофизиологических основ деятельности водителя [8].

Необходимо расширять учебный план и включать дополнительные часы в учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя» (как минимум до 20 часов), что в целом будет способствовать не только совершенствованию процесса обучения, но и сформирует базу, которая станет основой надежности будущих водителей.

В заключение отметим, что качество подготовки кандидатов в водители имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности дорожного движения и в совокупности с другими факторами влияет на снижение смертности в результате ДТП.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2024).

2. Копыл Д.В., Шубакин А.А., Поделякин А.А. Профилактика дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2021. № 1. С. 21-25.

3. Булатов Р. Б., Биктасов О.К., Ильичев В.В. и др. Состояние и проблемы правосознания современного российского общества. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 1(29). С. 10-15.

4. Коноплянко В.И., Зырянов В.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2005.

5. Василенко В.А. Изучение надежности работы водителя в России и за рубежом // Молодой ученый. 2013. № 3.

6. Вайсман А.И. Ещё раз о психофизиологическом профотборе // Автомобильный транспорт. 1992. № 12.

7. Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.

8. Приказ Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.06.2024).

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2024 № 309 «On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 17.06.2024).

2. Kopyl D.V., Shubakin A.A., Podelyakin A.A. Prevention of road traffic accidents // Road Safety. 2021. № 1. P. 21-25.

3. Bulatov R.B., Biktasov O.K., Ilyichev V.V. et al. The state and problems of legal awareness of modern Russian society. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2006. № 1(29). P. 10-15.

4. Konoplyanko V.I., Zyryanov V.V, Vorobyov Yu.V. Fundamentals of car management and road safety: textbook. M.: Higher School, 2005.

5. Vasilenko V.A. Studying the reliability of driver work in Russia and abroad // A young scientist. 2013. № 3.

6. Vaisman A.I. Once again about psychophysiological professional selection // Automobile transport. 1992. № 12.

7. Mishurin V.M., Romanov A.N. Driver reliability and traffic safety. M.: Transport, 1990.

8. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 08.11.2021 № 808 «On approval of exemplary vocational training programs for drivers of vehicles of relevant categories and subcategories» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 17.06.2024).

Информация об авторе

Н.М. Кузнецова - кандидат психологических наук, начальник отдела научного обеспечения профилактических мероприятий и деятельности по формированию правосознания участников дорожного движения Научного центра БДД МВД России

Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the author

N.M. Kuznetsova - Candidate of Sciences in Psychology, Head of the Department of Scientific Support of Preventive Measures and Activities to form the Legal Awareness of Road Users of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293

Статья поступила в редакцию 17.06.2024; одобрена после рецензирования 24.06.2024; принята к публикации 01.07.2024. The article was submitted 17.06.2024; approved after reviewing 24.06.2024; accepted for publication 01.07.2024.

- ПЕДАГОГИКА --61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.