Научная статья на тему 'Роль научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов в учебном процессе творческого вуза'

Роль научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов в учебном процессе творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / НИРС / ОРГАНИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / CREATIVE SCHOOL / ORGANIZATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков Вячеслав Михайлович

В статье рассматриваются вопросы научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов: ее значение, содержание и организация ее выполнения в творческом вузе; вопросы мотивации студентов и преподавателей к НИРс и системного подхода к использованию НИРс в учебном процессе художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the student's science and independent work in education process of creative institution

The article is dedicated the question of science and independent student's works: importance, content and organization it in creative school; system way to using it in process education.

Текст научной работы на тему «Роль научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов в учебном процессе творческого вуза»

В.М. Исаков

СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов: ее значение, содержание и организация ее выполнения в творческом вузе; вопросы мотивации студентов и преподавателей к НИРс и системного подхода к использованию НИРс в учебном процессе художественного образования.

Ключевые слова: творческий вуз, НИРс, организация, мотивация.

Для подготовки магистров и аспирантов, в учебном процессе которых особая роль отводится научно-исследовательской составляющей обучения, чрезвычайно важным является обучение системному мышлению, тесно связанному с проблемами инновационного развития структурно-функционального единства системы образования.

Одним из самых распространенных педагогических приемов в процессе обучения является так называемое «правильное», «общественно признанное» обучение, в основе которого лежит познание и следование принятым правилам и нормам. Подобный стереотип мышления, не оставляющий свободы мысли и поиска, является диссипативным фактором, сдерживающим раскрепощение творческого научного мышления и как результат препятствующим обучению творчеству.

Изначально ребенок стремится узнать все, но традиционное шаблонное обучение вытесняет эти естественные задатки развития. Действительно, если ребенка учат решать лишь определенные типы задач, то он, конечно, пасует перед нетиповой ситуацией. Не понимая реальные и модельные системы, взаимосвязи элементов, невозможно собрать нужную достоверную информацию и сформулировать задачу. Студент, которого в обучении «натаскивают» только на знание или навык, ничего нового создать не может. Он не знает эволюции законов развития объектов и

явлений, не владеет системным подходом. В лучшем случае такой студент будет послушным исполнителем, а не мастером-творцом.

Одной из принципиальных причин сложившейся ситуации является отсутствие (или нехватка) системообразующих курсов в учебном процессе. Преподаватели часто не выходят за рамки своих узкоспециализированных курсов, а без целостной системной взаимосвязи обучение становится очень ограниченным. Для развития творческого мышления в рамках учебных планов должны разрабатываться системообразующие учебные курсы.

Чаще всего критерием оценки качества обучения провозглашают наличие репродуктивных знаний, т. е. способность воспроизвести прочитанное, а не понимание и владение знаниями для творческой деятельности. Для преодоления этого иногда открывают элитные группы, в которых создается творческая атмосфера для студентов и преподавателей. Наряду с такими группами, способность понимания и владения знаниями и убеждениями для творческой деятельности формируется в диалоговом взаимодействии субъекта и объекта обучения, преподавателя и студента в ходе научно-исследовательской и самостоятельной деятельности студентов. Самостоятельной деятельность студентов является в том смысле, что основной объем работы в ней реализуется студентами, и решения в результате этой работы преимущественно принимаются ими же.

Алгоритм творческого мышления отличается ясностью и четкой логикой, не требующей специального запоминания, а значит, способствующей активному овладению системным под-ходом.1,2 Речь идет о рациональном творчестве, которое используется в научной, новаторской, художественной, педагогической и другой поисковой деятельности.

Рациональное творчество - это активный, целеустремленный, созидательный многоцикловой процесс поиска и достижения нового эффективного решения определенной проблемы (результата), базирующийся на взаимоувязанной триаде:

• системный (функционально-структурный) подход;

• законы развития и функционирования систем;

• многообразные методы принятия решений.

Данная формулировка творчества обладает полнотой и имеет активную сознательную действенную направленность, которая позволяет использовать ее в учебном образовательном процессе для студентов - естественно, с развитым методическим обеспечением.

Целью творческого (рационального) мышления является поиск и принятие решения некоторой проблемы, рожденной определенной потребностью в ходе типовых шагов в соответствии с действующими закономерностями и условиями развития конкретной системы, ориентированной на достижение желаемого результата.

Первый типовой шаг. Прежде всего, необходимо определить систему, в рамках которой возможно решение данной проблемы. Выбор такой системы является ключевым фактором. Во многих задачах выбор системы содержится в наборе необходимых данных. Понятно, что неудачно или неверно выбранная система не позволит получить рациональное решение.

При построении системы необходимо убедиться в том, что она содержит полный (целостный) набор функциональных элементов, что связи между этими элементами существенные и так расставлены, что обеспечивается функционирование системы в направлении желаемого результата (цели). Такой функционально-структурный подход априори закладывает возможности многовариантного выбора структур, удовлетворяющих данной функциональной системе. Иными словами, данный подход обеспечивает на стадии принятия решения возможность выбора рациональной структуры из набора возможных структур.

Формирование системы должно осуществляться в соответствии с объективными закономерностями развития (эволюции) систем подобного типа.

Второй шаг. Выбранная система подвергается выявлению и анализу внутренних закономерностей функционирования и рассмотрению ее связей с внешней средой для выявления

противоречий (трудностей). Необходимо определить наиболее существенные противоречия, затрудняющие успешное функционирование системы.

Поиск путей и средств преодоления выявленных противоречий - важнейший типовой шаг мышления. Для технических систем используются известные фонды физических эффектов, а также новые достижения науки и техники. Не исключено, что на этом шаге придется внести изменения в исходную систему (например, расширить ее путем введения дополнительных элементов), а затем повторно пройти шаги 1 и 2.

Третий шаг. Выбрав, как этап, преодолеть противоречия, приступают к формированию структуры, выбору ее лучшего варианта из многообразия возможных. Здесь целесообразно использовать известные методы принятия решений (мозговой штурм и др.). Заметим, что некоторые из этих методов могли быть использованы и на предыдущих этапах алгоритма, например, для выбора системы.

Четвертый шаг. Оценка принятого решения завершает цикл творческого поиска. Необходимо не только оценить эффективность принятого решения, но и рассмотреть те проблемы, которые возникают после реализации данного решения. Известно, что решение одних проблем обуславливает появление новых проблем. Процесс заканчивается, если желаемое достигнуто. Если же нет, то необходимо вернуться к шагу 1, внести изменения (часто дополнения) в исходную систему и повторить процесс на новом витке поиска.

Именно в этом состоит содержание НИРс и самостоятельной работы студентов (СРС).

Качественная постановка и реализация НИРс в вузе является важнейшим фактором культуры организации учебного процесса. Безусловно, воспитательное воздействие имеет состав и структура знаний. В художественном образовании студента, в первую очередь, воспитывают дисциплины гуманитарного цикла. Они призваны формировать гуманитарные ценности, развивать гуманитарное мышление. Но формальное,

не одухотворенное, не очеловеченное изучение этих дисциплин не дает воспитательного эффекта.

Образовательный процесс - это не только получение знаний, но и область реализации личных интересов и увлечений, проведение досуга, многие формы которого закрепляются в виде привычек, социально-психологических установок. Увлечения и досуг являются важнейшими факторами, влияющими на формирование образа жизни человека.

В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой важнейшей составляющей образовательного процесса является состав и структура учебных занятий классическим танцем, характерным, историческим, дуэтно-классическим, современным танцами, которые не только формируют технику танца каждого обучающегося, но и творчески создают индивидуальный профессиональный инструмент каждого артиста балета - прекрасное, гармоничное, одухотворенное тело. Дополнением этого фактора является физическая культура в рамках учебного процесса, лежащая в основе укрепления здоровья, повышения жизненного тонуса, наращивания физических возможностей организма.

Важнейший вопрос заключается в том, как управлять этим тонким и неявным процессом - формированием личностных качеств, формированием разнообразия общности. Если есть общая модель профессионала, значит, есть и общая модель личности профессионала, общих личностных качеств, не отрицающих индивидуальные особенности, но способствующих их проявлению и развитию.

Во всех образовательных программах есть специальная графа - «самостоятельная работа». По правилам разработки образовательных программ в эту графу включается довольно значительный объем труда и учебного времени. Используется это время сегодня весьма непродуктивно. Большинство учебных планов не содержат перечня специальных заданий для самостоятельной работы, за исключением рефератов или курсовых работ и проектов. Но и эти виды самостоятельной работы часто планируются без учета предусмотренных объемов. Это не может не отражаться на качестве

образования. Неэффективным является получение знаний только из лекций и семинаров, особенно если эти семинары проводятся примитивно - в виде опроса и оценки лишь полученных на лекциях знаний. Сокращение сроков обучения при переходе на бакалавриат требует интенсификации образовательного процесса, и это возможно сделать только за счет развития и современной организации самостоятельной работы.

Проблема состоит не только в наполнении содержанием самостоятельной работы, но и в обеспечении ее качества. При этом надо учитывать, что самостоятельная работа - это не только самостоятельное выполнение заданий, полученных от преподавателя, но и инициативная, творческая работа обучающегося по развитию своих способностей, удовлетворению интеллектуальных потребностей, самопознанию и осмыслению профессии.

Важными характеристиками является методическое обеспечение самостоятельной работы, система консультаций и контроля ее выполнения, использование компьютерной техники и интернета.

Сегодня при аккредитации специальности недостаточно внимания обращают на качество самостоятельной работы. Это положение должно измениться.

В системе образования артистов балета существует и еще одна проблема, которая объединяет качество самостоятельной работы с качеством воспитательной деятельности - это проблема распознавания и развития индивидуальных способностей обучающегося в хореографии, вплоть до уровня выдающихся, в целостном образовательном процессе. Смысл образования заключается не только в получении профессиональных знаний и навыков, но и в самоопределении личности, реализации эстетических возможностей развития своих способностей - и не только тех, которые даны человеку природой, но и тех, которые он может сформировать в процессе получения образования.

Знания тогда преобразуются в способности, когда человек неустанно работает над формированием своих убеждений, системно складывающихся в мировоззрение личности, т.е. систему

взглядов, которые содержат твердые мнения личности по всем вопросам круга ее деятельности. Таким образом, знания, перешедшие в статус убеждений, формируют личность.

Типовые возможности развития индивидуальных способностей личности в образовательном процессе творческого вуза нередко переплетаются в ходе самого развития с творчески выявляющимися (или зарождающимися) нетиповыми возможностями. Последние могут возникать у студентов именно в ходе самостоятельной или научно-исследовательской работы под руководством преподавателя и проявляться при овладении учебной программой с учетом критериев приемлемости и реализуемости в практике внедрения нетиповых возможностей. В 1984 г. в нашей стране появилось не только понятие «культурное наследие» как важная ценность для выживания человечества, но содержательный журнал с таким же названием, душой которого был Д.С. Лихачев. Итальянский ученый и социолог А. Печ-чеи обосновал мысль о том, что для выживания человечества на нашей планете важное значение имеют качества человека. А на улучшение качества человеческой личности влияет культурное наследие, которое именно с этой целью и необходимо сохранять. Основная идея Печчеи: культурное наследие наиболее эффективно влияет на формирование личности, способной выживать и созидать. Это осуществляется путем самостоятельной исследовательской деятельности личностей, руководствующихся конкретными побудительными мотивами к научной деятельности, что в итоге приводит к эффективности науки в целом.

Каждый вид мотивации определяется соответствующим уровнем потребности в науке. Однако homo sapiens всегда стремился к высотам познания. Путь науки от простого любопытства до великих открытий всегда шел через личную мотивацию. Простой интерес, попытка необычно самовыражаться, общественное признание и, наконец, наука и научная деятельность как источник материального обеспечения не отрицается и сегодня. В XXI в. научная деятельность стала напрямую зависеть от рыночного механизма обеспечения науки.

Основными видами мотивации личностей являются:

• общественная (мировая);

• национальная (государственная);

• корпоративно-фирменная;

• личная.

Опираясь на эти виды мотивации, сейчас все ведущие высшие учебные заведения мира предпринимают попытки по освоению, внедрению науки в учебный процесс. Наша страна, как известно, имеет немалый опыт в этом отношении.

Суть этого нового направления педагогики такова: с первого курса обучения в вузе дать студенту основы НИР, привить привычку к анализу и синтезу любой деятельности, начиная с планового учебного процесса.

Эти виды деятельности проявляются в следующих характерных вариантах реализации учебного процесса:

1. Выбор дисциплин по желанию студента и в соответствии с его индивидуальной стратегией профессионального становления.

2. Программа индивидуальных консультаций преподавателей разного профиля и различных областей знаний.

3. Планирование творческой самостоятельной работы и разнообразие форм ее организации в написании исследовательских работ, участии в студенческих конференциях и специализированных семинарах путем использования компьютерных программ обучения.

4. Мотивация индивидуальной активности в методике и организации учебного процесса.

5. Помощь и поддержка в построении индивидуальной стратегии образования на основе оценки специфических (нетиповых) особенностей и интересов.

6. Исследование творческих типов мышления и художественной интеллектуальной деятельности.

7. Предоставление возможности в определенных пределах выбора преподавателя для освоения той или иной дисциплины.

8. Выбор компьютерных программ обучения и тестов для индивидуальной оценки качества полученного образования.

9. Формирование учебных групп по индивидуально-психологическим характеристикам.

Такое количество разнообразных по качеству и структуре вариантов реализации учебного процесса применительно к обучению артистов балета для своего воплощения требует реализации важнейших элементов системного подхода в научно-исследовательской работе со студентами. Среди этих элементов основными являются:

• определение целей и задач НИРс в хореографии и смежных науках;

• комплексный охват всех видов учебной работы будущих артистов балета, потенциально включающих НИРс;

• оптимальное сочетание самостоятельности выполнения обучающимися в учебных работах элементов НИРс, форм и регламентации ее организации;

• создание обобщенных требований и критериев оценки организации и качества НИРс в хореографии;

• изменение структуры общественной потребности в специалистах с высшим образованием в области хореографической культуры;

• научно разработанный переход к рыночным отношениям в хореографии, включая систему образования;

• перестройка структуры и содержания образовательных программ в хореографии.

В Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой в основу НИРс положена часть плана научно-исследовательских проектов для научных сотрудников, преподавателей и студентов на 2009-2015 гг. Она в первую очередь рекомендована преподавателям и студентам и включает следующие разделы:

1. Разработка и обоснование нетиповой схемы непрерывной средней и двухуровневой высшей профессиональной подготовки в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

2. Сбор материалов, обоснование и формулирование предложений по составлению Положения об Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой как о нетиповом профессиональном учебном заведении высшего образования.

3. Становление и творческая деятельность в России балетных театров в субъектах Российской Федерации.

4. Исследование влияния русского балета на развитие балетного театра в зарубежье.

5. Исследование исторических традиций хореографического образования в России.

6. Исследование педагого-психологических аспектов хореографического образования в России и разработка современных методик этого вида профессионального образования.

7. Анализ опыта организации учебного процесса, отдыха, сценической и концертной практики, досуга обучающихся исполнительского факультета Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию организации этих сфер жизни обучающихся с целью повышения качества обучения и профилактики здоровья обучаемых.

8. Формирование комплексного подхода и разработка методики обучения будущего артиста балета, исходя из индивидуальности обучаемого и современных требований к формированию его работоспособности, творческого, мировоззренческого и культурного потенциала, а также требований к телу артиста как его основному профессиональному инструменту.

Содержание упомянутых разделов позволяет организовать НИРс по основным дисциплинам учебных планов различных хореографических специальностей с целью повышения качества образования обучающихся по широкому спектру наук, необходимому будущему специалисту хореографической области деятельности.

В частности, в 2008 г. в академии была проведена I научно-исследовательская заочная студенческая конференция, итоги которой были опубликованы в сборнике лучших работ3, а в 2009 г. была проведена II научно-исследовательская заочная студенческая конференция, результаты которой были опубликованы в отдельном сборнике академии.4

В указанных сборниках были опубликованы статьи студентов, созданные под руководством проф. В.М. Исакова; доцентов:

Е.Н. Байгузиной, П.А. Силкина, А.М. Муратова, А.В. Горн, Л.А. Абызовой, В.А. Богданова, Э.В. Кокориной, Л.К. Фра-невой, Т.И. Устиной, О.А. Федорченко. Кроме этого, в «Вестнике Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» и других изданиях опубликованы статьи студентов с их научными руководителям, например, М.А. Грибановой и В.В. Пыжиковой5, С.А. Русиновой и В.Г. Макаровой6, В.М. Исакова и Д.С. Ельмаковой7.

Высшее учебное заведение самостоятельно определяет порядок использования бюджетных и внебюджетных средств на свою научную деятельность, включая определение их доли, направляемой на научно-исследовательскую деятельность студентов, оплату труда и материальное поощрение своих работников.

Например, в Государственной академии управления внедрена новая система распределения внебюджетных поступлений на научно-исследовательскую деятельность студентов, которую полезно учитывать в творческом вузе, что определило ежегодное направление средств, получаемых вузом из внебюджетных источников, в вузовский сектор науки. Нормативы финансирования системы НИРс вуза в соответствии с планом основных научно-технических мероприятий составляли:

• 1 % от средств по договорам о подготовке специалистов с высшим образованием;

• 1 % от средств, получаемых в результате предпринимательской деятельности вуза;

• 1 % от средств, передаваемых Попечительским советом;

• 2 % от средств из других источников.

В организации НИРс важно мотивирование не только студентов к занятию научной деятельностью путем пробуждения в них познавательных мотивов, но и профессорско-преподавательского и научного персонала вузов с целью руководства и организации НИРс. Поэтому необходимо выделить мотивы научной деятельности как студентов, так и их научных руководителей -преподавателей и научных работников вуза (табл. 1, 2) в рамках учебной нагрузки индивидуального плана преподавателя.

Таблица 1

Мотивационная сфера студентов вузов

Мотив Характеристики мотива

Мотив самореализации - стремление к познанию, приобретению новых знаний и навыков - интерес к определенной области знаний, творческий поиск - познание самого себя (открыть скрытые способности, определиться с будущим и др.) - возможность творческого самовыражения и саморазвития

Мотив достижения - стремление к успеху, достижению цели - желание находить и решать проблемы - получение удовлетворения от учебы и научной деятельности

Мотив принадлежности - общение с выдающимися учеными и педагогами - работа в научных коллективах

Мотив статуса - получение высшего профессионального образования - получение ученой степени - желание занять достойное положение в обществе - желание найти высокооплачиваемую работу, стать профессионалом в избранной сфере деятельности

Таблица 2

Мотивационная сфера преподавателей и научных работников вуза - руководителей НИРс

Продолжение таблицы 2

Мотив Характеристики мотива

Мотив самореализации - научный интерес, творческий поиск -повышение газификации - возможность творческого самовыражения и саморазвития

Мотив признания - получение признания научной общественности -стремление иметь хорошую ре^тацию среди коллег - получение степеней и званий

Мотив принадлежности - общение с выдающимися учеными и педагогами -работав научных коотективах - общение с молодежью - общение в хореографическом сообществе

Мотив статуса - возможность профессионального роста - возможность роста благосостояния - желание занять высокое социальное положение в обществе - желание вносить вклад в развитие научного потенциала высшей школы, в повышение благосостояния общества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Абовский Н.П. Секреты инженерного творчества: научиться учиться. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т архитектуры и стр-ва, 2007. - 304 с.

2 Абовский Н.П. Творчество: системный подход - законы развития - принятие решений. - 2-е изд. - М.: Синтег, 1998. - 293 с.

Q I научно-исследовательская заочная студенческая конференция (1 декабря 2007 г. - 27 февраля 2008 г., Санкт-Петербург, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой): сб. статей. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2008. - 188 с.

4 II научно-исследовательская заочная студенческая конференция (1 декабря 2008 г. - 27 февраля 2009 г., Санкт-Петербург, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой): сб. статей. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2009. - 169 с.

5 М.А. Грибанова, В.В. Пыжикова. Постановка корпуса на вращение (с I по IV классы) // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. -

СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2007. - № 18. - С. 158 - 179.

6 С.А. Русинова, В.Г. Макарова. Специфика педагогической деятельности в хореографическом образовании // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2008. - № 20. - С. 63 - 75.

7 Д.С. Ельмакова, В.М. Исаков. О возможностях построения структуры профессиональной системы артиста балета // Казанская наука: сб. статей. -Казань: Казанский Издательский Дом, 2010. - №5. - С. 200 - 205.

Abstract

The article is dedicated the question of science and independent student's works: importance, content and organization it in creative school; system way to using it in process education.

Key words: creative school, organization, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.