Научная статья на тему 'О научно-исследовательских проектах академии Русского балета имени А. Я. Вагановой до 2015 года'

О научно-исследовательских проектах академии Русского балета имени А. Я. Вагановой до 2015 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ХОРЕОГРАФИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПЛАНИРОВАНИЕ / INVESTIGATION / INNOVATION / CHOREOGRAPHY / COMPETENCE SPHERE / PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков Вячеслав Михайлович

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через системно-профессиональное содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения методологией науки, профессиональными теоретическими и практическими знаниями и компетенциями, включая методы, технологии и инструменты деятельности. Особенно остро это затрагивает сферу искусств, для овладения которой необходимо высокое личное исполнительское мастерство. В наиболее полной мере это относится к хореографическому искусству, где исполнительское мастерство стоит на фундаменте мастерства создания главного профессионального инструмента тела артиста балета, отвечающего своим разнообразием не только индивидуальным, но и типологическим требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the professional competence sphere is realizing through system professional content of the education, keeping the list of the education textbooks, the professional practices and abilities. It has contact with the art sphere where necessary high personal executive handicraft. The choreography stands on the foundation of the handicraft making the great professional instrument the body of the ballet artist

Текст научной работы на тему «О научно-исследовательских проектах академии Русского балета имени А. Я. Вагановой до 2015 года»

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 49

В.М. Исаков

О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я. ВАГАНОВОЙ ДО 2015 ГОДА

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через системно-профессиональное содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения методологией науки, профессиональными теоретическими и практическими знаниями и компетенциями, включая методы, технологии и инструменты деятельности. Особенно остро это затрагивает сферу искусств, для овладения которой необходимо высокое личное исполнительское мастерство. В наиболее полной мере это относится к хореографическому искусству, где исполнительское мастерство стоит на фундаменте мастерства создания главного профессионального инструмента - тела артиста балета, отвечающего своим разнообразием не только индивидуальным, но и типологическим требованиям.

Ключевые слова: исследование, инновации, хореография, компетенции, планирование.

Система среднего и высшего профессионального образования играет все большую роль в жизни общества. Под профессиональным образованием сегодня понимают «процесс становления и развития личности человека»1.

В своем обращении к Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев сказал: «Какие бы идеальные законы и стратегии ни принимались на основе Конституции, реализация заложенного в них смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая сила - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития. Содействовать приходу молодых одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку <.. .> это задача всего общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности. <.. .> Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы»2.

50 Организационно-управленческая деятельность

В настоящее время имеет место резкое повышение значимости фундаментальной составляющей высшего образования и функциональной грамотности - того пласта «надпрофессиональных» образовательных компонентов, которые являются инвариантными: теории информации и управления, компьютерной грамотности, экономических знаний и, безусловно, знания иностранных языков.

Формирование профессиональной компетентности осуществляется через системно-профессиональное содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения методологией науки, профессиональными теоретическими и практическими знаниями и компетенциями, включая методы, технологии и инструменты деятельности. Особенно остро это затрагивает сферу искусств, для овладения которой необходимо высокое личное исполнительское мастерство. В наиболее полной мере это относится к хореографическому искусству, где исполнительское мастерство стоит на фундаменте мастерства создания главного профессионального инструмента - тела артиста балета, отвечающего своим разнообразием не только индивидуальным, но и типологическим требованиям. Все это в комплексе формирует и развивает личность, нацеливая ее на овладение способами саморазвития и самосовершенствования. Среди условий развития профессиональной компетентности в хореографическом искусстве выделяют сегодня следующие.

• Системно-профессиональные условия, позволяющие воспринимать профессию как совокупность взаимодействующих сложным и смежным образом систем обучения, воспитания, традиций, систем сценического танца и мировоззрения, охватывающего исторические, культурологические, эстетические, педагогические, искусствоведческие, технологические, биологические и другие аспекты.

• Содержательные условия (отбор содержания знаний, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей как это

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 51

умело и системно формулировала Л.Д. Блок). «Танцовщице прежде всего и больше всего нужен корпус - поворотливый и ловкий, но сильный и крепкий; нужен незыблемый апломб, крепкие и послушные ноги; и руки, способствующие апломбу и поворотливости в той же мере, как выразительности и законченности позы. Вот почему вы не увидите у Вагановой лирического позирования. <.. .> Все движения рук, вообще все то, что относится к «позированию», Ваганова облекает на уроке в до крайности скупые, отвлеченные и очищенные формы. Ничего лишнего, ничего дешевого и мелкого. Так поданная и так преподанная классика - зрелище глубоко поучительное, не говоря о сильнейшем впечатлении, которое она производит на человека, занятого вопросами танца. <.> Только такое очищение от всего наносного, глубокое и проникновенное владение всем наследием классического танца есть залог его дальнейшего развития. Не внешние приемы, не поверхностное умение передать то или иное из заученного классического репертуара показательно и поучительно для будущих кадров танцовщиц. Пусть даже они в молодости и не могут понять и тем более оценить все то, что им дается. Но вагановское преподавание бьет в цель; она внедряет правильную манеру помимо воли учащихся всем своим подходом к уроку и его построению»3.

• Технологические условия (контрольно-оценочные процедуры, организация активных форм обучения, использование инновационных технологий).

• Акмеологические условия (целеполагание, система мотивации и стимулирования, включение студентов в соуправле-ние образовательным процессом).

Важным условием профессиональной компетенции является наличие опыта профессиональной деятельности, насыщаемость и сложность которой должна постоянно возрастать у каждого обучающегося, приближаясь к характеристикам реального профессионального мастерства. Это условие в хореографическом образовании выполняется с помощью разнообразных исполнительских практик, гастролей, концертов и т. п.

52 Организационно-управленческая деятельность

Упомянутые условия позволяют, в частности, в хореографическом искусстве заложить основы философии хореографического образования, которые в пределе должны быть специфично реализованы в научно обоснованной прогнозной модели современного хореографически образованного человека. Образованный человек - это творческая личность, самостоятельно мыслящая на основе полученных знаний, опыта, профессионального мастерства, способная к инновациям и организации собственной жизни, руководствующаяся мотивом ответственности в своей конкретной деятельности. Сегодня в небывалой мере актуализуется роль адаптационных возможностей потенциала образованного человека с фундаментальной профессиональной подготовкой, что выдвигает на передний план важнейшую проблему российской системы образования - формирование компетенций специалистов, деятельность которых в отдельных профессиях должна подниматься до уровня искусства, а базироваться на науке и профессионализме.

Решение этой проблемы видится на путях приобщения к научно-исследовательской работе в вузах и других учебных заведениях как преподавателей, особенно молодых, так и студентов. Академия в последнее десятилетие предпринимает в этом направлении системно организованные усилия, планирует и реализует свою научную, научно-методическую и учебную деятельность в соответствии с обозначенными выше приоритетами, в частности:

• Научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава, которая запланирована на предстоящий период в виде следующих приведенных ниже проектов:

1. Обоснование и разработка структуры Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, исходя из современных требований к искусству балета.

2. Разработка и обоснование нетиповой схемы непрерывной средней и двухуровневой высшей профессиональной подготовки в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой.

3. Сбор материалов, обоснование, совершенствование и формулирование предложений по совершенствованию Устава Ака-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 53

демии Русского балета имени А.Я. Вагановой как нетипового профессионального учебного заведения высшего образования.

4. Формулирование предложений по корректировке Устава АРБ в соответствии с новыми нормативными документами, прежде всего, в части, касающейся организации и выполнения научно-исследовательской и творческой работы сотрудниками АРБ и обучающимися.

5. Совершенствование механизма организации и учета научно-исследовательской и творческой работы сотрудников АРБ и обучающихся (создание перспективного плана научно-методических работ кафедр АРБ на основе предложений кафедр и действующих документов, включая индивидуальный план работы преподавателя; создание сборника типовых заданий по НИРС на основе предложений кафедр и другие мероприятия: гранты, конференции и т. п.).

6. Проработка конкретных форм и целостного плана повышения квалификации преподавателей Академии и работников профильных учебных заведений.

7. Составление плана работ по развитию и совершенствованию аспирантуры АРБ.

8. Разработка перспективного плана работы РИС Академии на основе реальных результатов научно-исследовательской и творческой работы Академии.

9. Становление и творческая деятельность в России балетных театров в субъектах Российской Федерации.

10. Исследование взаимовлияния русского балета на развитие балетного театра в зарубежье.

11. Исследование исторических традиций современного хореографического образования в России.

12. Исследование педагого-психологических аспектов хореографического образования в России и разработка современных методик этого вида профессионального образования.

13. Исследование возможностей, элементов и условий взаимодействия Академии Русского балета и отечественных театров в повышении качества профессионального обучения артистов балета.

54 Организационно-управленческая деятельность

14. Анализ опыта организации учебного процесса, быта, сценической и концертной практики, досуга обучающихся исполнительского факультета Академии Русского балета и разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию организации этих сфер жизни обучающихся, с целью повышению качества обучения и усиления профилактики здоровья обучаемых.

15. Исследование распределения танцевальной нагрузки между младшими и средними классами и поиск оптимального варианта, с точки зрения современных требований к будущему артисту балета.

16. Формирование комплексного подхода и разработка методики обучения будущего артиста балета, исходя из индивидуальности обучаемого и современных требований к формированию его работоспособности, творческого, мировоззренческого и культурного потенциала, а также требований к телу артиста как его основному инструменту.

17. Исследование возможностей и разработка мероприятий по регулярному изучению и сохранению достижений и опыта (технологии обучения) мастеров и педагогов балетного танца в Академии.

Создание на базе системообразующей академии балета (АРБ) академического учебно-научно-инновационного комплекса (АУНИК) как аналога университетского комплекса.

Отличительной особенностью АУНИК является наличие в академии развитых инновационной деятельности и инновационного блока - инновационной инфраструктуры (инновационно-технологического центра, центров сертификации, лицензирования, маркетинга, защиты интеллектуальной собственности и проч.), которые обеспечивают технологический трансферт и коммерческую реализацию нововведений, результатов научных исследований, разработок, образовательных услуг.

Учитывая ограниченные технологические возможности вузов, организация инновационного цикла, в частности производства наукоемкой продукции, требует привлечения специализиро-

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 55

ванных структур и подразделений, создания объединений как базы сотрудничества в инновационной деятельности: НИР, учебном процессе, подготовке кадров и т.п. Специфическая цель организации АУНИК - реализация полного цикла инновационного процесса: от фундаментальных научных исследований до коммерческой реализации их результатов и передачи готовых результатов, технологий, созданных на базе этих результатов, в культуру, театральное искусство и социальную сферу. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих специальных задач:

- укрепление взаимосвязи между всеми участниками инновационной деятельности академии и внешней средой как единой коллективной системой получения и использования новых знаний и технологий;

- создание развитой производственной и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерческое освоение инноваций, результатов научных исследований и разработок;

- подготовка высококвалифицированного персонала для инновационной деятельности, в том числе специалистов по маркетингу, менеджменту и управлению инновационными проектами;

- формирование в академии в целом, ее учебных, научных, производственных и иных подразделениях системы поддержки новаторов в создании инновационных технологий в образовании, театральном деле, управлении, социальной сфере с использованием материальных и моральных стимулов;

- организация взаимодействия и координация деятельности с региональными органами власти, представителями регионального комплекса, банковских и коммерческих структур при решении проблем формирования инновационного пути развития региона;

- развитие кооперационных связей с другими регионами России;

- развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов в области наукоемкого предпринимательства, выполнения совместных инновационных проектов;

- выход на международный рынок наукоемкой продукции.

56 Организационно-управленческая деятельность

Для решения этих задач структура АУНИК должна состоять из трех основных комплексов, связанных с экономикой, социальной сферой, органами управления и власти: учебного, научного, а также инновационного (инфракструктурной составляющей), отличающегося наличием специальных подразделений, обеспечивающих коммерческую реализацию нововведений (инноваций).

Учебно-инновационный комплекс как одна из моделей академического комплекса объединяет структурные подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней, центры, библиотеки; академический учебно-научно-инновационный комплекс; инновационно-технологический центр, структуры лицензирования, сертификации, защиты интеллектуальной собственности, центр маркетинга, центр подготовки специалистов для работы в инновационной области, объекты социальной сферы, малые и средние инновационные предприятия, а также другие подразделения, составляющие ядро АУНИК.

Важнейшим звеном АУНИК является научный комплекс, который «питает» как учебный, так и инновационный комплексы идеями и результатами фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивает поддержку и повышение научного уровня всех субъектов образовательного процесса, участвующих в научных исследованиях и разработках, разрабатывает новые технологии. Профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты одновременно являются субъектами учебного процесса. Этим достигается взаимное обогащение научных исследований и учебного процесса, так как в одном лице реализуется сплав ученого и педагога, обучаемого и исследователя, благодаря чему достигается единство учебного процесса и научной деятельности.

Инновационный комплекс академии является связующим звеном между учебным, научным комплексами вуза и экономикой и социальной сферой страны, региона. Специалисты инновационного комплекса, зная потребности рынка, сферы культуры и

Вестник АРБ 2010 № 1 (23) 57

искусства, ориентируют научный и образовательный комплексы вуза на проведение научных исследований и разработок и предоставление образовательных услуг, которые, будучи ком-мерциализованы, способны удовлетворять запросы потребителей. Со своей стороны, научный и учебный комплексы должны тесно взаимодействовать с инновационным комплексом академии, ориентировать его на поиск рынков, потребителей тех новаций в научно-технической и образовательных сферах, которые могут быть созданы на базе исследований и разработок ученых вуза.

Взаимодействие учебного и научного комплексов, с одной стороны, и инновационного комплекса вуза, с другой стороны, обеспечивает оптимальное развитие академии. Инновационный комплекс «втягивает» два других комплекса вуза в решение конкретных проблем, а научный и учебный комплексы «подталкивают» инновационный комплекс к поиску новых рынков, потребителей результатов их деятельности.

Коммерциализация деятельности вуза как одна из определяющих целей создания АУНИК предполагает существенное расширение номенклатуры коммерческих продуктов - результатов научно-инновационной деятельности. В процессе расширения этого вида деятельности возникает целая группа новых секторов рынка. К классическим рынкам товаров и услуг и рынку специалистов добавляются рынки идей, патентов, нововведений (инноваций), а в системе образования, в научно-технической сфере появляется новый вид услуг - подготовка специалистов в области инновационной деятельности.

Согласованное развитие трех блоков (учебного, научного и инновационного) в составе академии создает условия для прорыва в традиционных видах деятельности: научный и учебный блоки в комплексе обеспечивают приток новаций в образование; научный и инновационный определяют инновации в научно-технической сфере; учебный и инновационный расширяют сферу подготовки кадров для новых производств, отраслей, для развивающейся инновационной инфраструктуры региона.

58 Организационно-управленческая деятельность

Тесная взаимоувязка основных видов деятельности академии в составе АУНИК, развитие вуза как комплекса создают предпосылки для решения важнейшей проблемы современного образования - перехода образовательных учреждений (университетов, академий) из режима функционирования на пути развития.

• Внедрение на всех уровнях образовательной системы, состоящей из подсистем обучения и воспитания, научно-исследовательской работы студентов (проведение студенческих научных конференций, издание сборников студенческих работ, привлечение студентов к научной работе преподавателей, подготовке научных статей для размещения в «Вестнике Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой» и т. п.).

• Научно-методические исследования и разработки преподавателей (в частности, методики, уроки, ГОСы и их методическое обеспечение).

• Издание научных трудов академии.

• Повышение квалификации ППС в процессе послевузовского образования в аспирантуре, на тематических семинарах, конференциях и т. п., написание кандидатских и докторских диссертаций.

Таковы направления научно-исследовательских и научно-методических работ на период до 2015 г., запланированные к исполнению и оформлению под руководством и при участии научного отдела академии, включающего трех сотрудников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Астафурова Т.Н. Коммуникативная компетенция в профессиональном межкультурном общении: Вторая международная конференция ЮНЕСКО. -М., 1996.

2 Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

3 Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987. - С. 444-446.

BecmHUK APB 2010 № 1 (23) 59

Abstract

The formation of the professional competence sphere is realizing through system professional content of the education, keeping the list of the education textbooks, the professional practices and abilities. It has contact with the art sphere where necessary high personal executive handicraft. The choreography stands on the foundation of the handicraft making the great professional instrument - the body of the ballet artist.

Keywords: investigation, innovation, choreography, competence sphere, planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.