Научная статья на тему 'Классическая хореография как культурный феномен в развитии общенациональной и региональной танцевальной культуры'

Классическая хореография как культурный феномен в развитии общенациональной и региональной танцевальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЛЕТ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / DANCE EDUCATION / BALLET / UNIVERSITY OF CULTURE AND ARTS / CHOREOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перлина Елена Владимировна

Хореографическое искусство в России рассматривается как качественно-своеобразный конгломерат элитарного художественного образования, суммирующий педагогические традиции хореографии, способный обеспечивать поддержание достойного уровня, как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве. Раскрыт научно-методический подход к созданию оптимальных организационно-педагогических условий совершенствования практического и теоретического процесса в хореографическом образовании. Принципиальной для автора является тесная связь теории и практики, с приоритетом практической части в образовательной системе вуза, а также построение системы подготовки хореографов на школе классического балета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choreographic art in Russia is considered qualitatively-original conglomerate elitist art education summarizing pedagogical traditions of dance, able to maintain a decent level, as in the performing and pedagogical skill. Uncovered scientific-methodological approach to the creation of the optimal organizational-pedagogical conditions improve the practical and theoretical process in choreographic education. The principal author is a close connection between theory and practice, with priority for the practical part in the educational system of the University, as well as the construction of the system of training of choreographers at the school of classical ballet.

Текст научной работы на тему «Классическая хореография как культурный феномен в развитии общенациональной и региональной танцевальной культуры»

классическая хореография как культурный феномен

в развитии общенациональной

и региональной танцевальной культуры

Елена Владимировна ПЕРЛИНА,

кандидат педагогических наук, доцент e-mail: lenaperlina@yandex.ru

Хореографическое искусство в России рассматривается как качественно-своеобразный конгломерат элитарного художественного образования, суммирующий педагогические традиции хореографии, способный обеспечивать поддержание достойного уровня, как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве. Раскрыт научно-методический подход к созданию оптимальных организационно-педагогических условий совершенствования практического и теоретического процесса в хореографическом образовании. Принципиальной для автора является тесная связь теории и практики, с приоритетом практической части в образовательной системе вуза, а также построение системы подготовки хореографов на школе классического балета.

Ключевые слова: хореографическое искусство, хореографическое образование, балет, вуз культуры и искусств.

Choreographic art in Russia is considered qualitatively-original conglomerate elitist art education summarizing pedagogical traditions of dance, able to maintain a decent level, as in the performing and pedagogical skill. Uncovered scientific-methodological approach to the creation of the optimal organizational-pedagogical conditions improve the practical and theoretical process in choreographic education. The principal author is a close connection between theory and practice, with priority for the practical part in the educational system of the University, as well as the construction of the system of training of choreographers at the school of classical ballet.

Key words: choreography, dance education, ballet, University of culture and arts.

Государственная культурная политика имеет различные уровни осуществления своих функций, из которых основными выступают как федеральный, так и региональный. Региональный уровень культурной политики связан со спецификой региональной деятельности.

Феномен классического танца, как основной культурной единицы всего хореографического образования, заключается в том, что классика выступает как проводник между региональной и общенациональной танцевальной культурой.

Хореографическое искусство в России представляет собой качественно-своеобразный конгломерат элитарного художественного образования, суммирующий педагогические традиции хореографии, способный обеспечивать поддержание достойного уровня, как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве. Хореографическое образование в вузах культуры и искусств создает самобытную культурно-образовательную среду, где естественным путем формируется творческая личность, соответствующая запросам современного социума в мировом образовательном пространстве.

Одним из значительных достижений отечественной культуры является система профессионального хореографического образования. Историю балетного образования в России принято отсчитывать от Указа Анны Иоанновны (15 мая 1738 года), в коем французскому танцмейстеру Жану Батисту Ланде велено было начать обучение «танцеванию» детей. После Парижской школы школа Ланде стала вторым учебным заведением подобного типа в Европе. Так возникло Петербургское театральное училище, ныне Академия русского балета имени профессора Агриппины Яковлевны Вагановой. Немного младше его - Московское театральное училище, основанное в 1773 году, ныне Московская академия хореографии. В то время общеобразовательный курс театральных училищ приравнивался к семилетнему гимназическому.

У истоков педагогической системы русской школы классического балета стоит солистка императорского Мариинского театра, первый профессор хореографии, народная артистка РСФСР Агриппина Яковлевна Ваганова. В 1934 году вышла в свет ее книга «Основы классического танца», это был первый теоретический труд русской балетной школы, который и до сих пор является настольной книгой для всей педагогической системы. Она не только методист-практик, но и основатель высшей школы хореографического искусства. Она сумела обеспечить преемственность исполнительских и педагогических традиций итальянской и французской школ создать на их основе отечественную образовательную систему исполнительского и педагогического мастерства.

Русская балетная школа на сегодняшний день продолжает развиваться на традициях, заложенных А.Я. Вагановой. Традиция представляет собой совокупность того, что досталось в наследство современному поколению из прошлого. Традиция

- это прошлое, живущее в настоящем, и настоящее, питающее прошлое.

Педагогические традиции учитывают накопительный опыт предыдущих поколений и одновременно вырабатывают новые подходы к решению педагогических проблем наших дней. Педагогические традиции хореографического образования

- это и история педагогики, где под действием объективных факторов, условий и технологий, передачи мастерства, развития целостного вида искусства в контексте передачи опыта достигнуты успехи мирового уровня.

Традиции хореографического искусства создают самобытные и самостоятельные условия формирования творческой личности, определяющей культурный уровень индивида, и определяют основы развития культурной образовательной среды в вузе.

Хореографическое образование и его традиции выстраивали свою педагогическую систему на основе накопления и концентрации художественного и творческого уникального потенциала высокого искусства балета, передового в мире.

В силу своей специфики хореографическое образование стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого студента, сообразно представлениям эпохи, в связи с чем, хореографическое образование становится показательным отражением как приоритетов педагогической мысли, так и культурно-исторических раритетов каждого периода его становления. Создать художника-творца и профессионала можно, лишь соединяя эффективные традиционные образовательные технологии с глубоким психологизмом, применяя достижения лучших традиций прошлого, и ориентируясь на индивидуальные, личностные задатки самого обучаемого.

Сегодня российское образование вступило в период реформ, затронувших и хореографическое искусство. В этих условиях основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслению, поэтому представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям хореографического образования, которые, с одной стороны, должны быть сохранены, а с другой - адаптированы к новым условиям российской культурной, экономической и политической реальности.

Проблема в том, что, как бы ни роднилось хореографическое искусство с близкими ему искусствами, по сути своей, оно самостоятельно и имеет только ему присущую специфику. Оно наиболее полно несёт в себе аутентичность связи искусства и обучения, искусства и воспитания, т.е. отличается крайне жёсткими, длительными и трудоёмкими методами формирования творческой личности в образовательном процессе. С теоретической точки зрения хореографическое образование - это самостоятельная, многоуровневая, многоцелевая система в целостной культурно-образовательной среде вуза культуры и искусств. В основе лежит процесс профессионально-творческого становления личности студента-хореографа. Одновременно создаются педагогические условия эффективной реализации профессионально-творческого становления студента в вузе, определяющиеся в одну формулу значимых взаимосвязанных компонентов профессионального становления личности.

Главной же особенностью балетных учебных заведений была обязательная ориентация на императорские театры - Мариинский (до него Большой Каменный) в Петербурге и Большой в Москве, которые были единственными заказчиками и потребителями выпускаемой училищами «продукции». Этим и исчерпывался дореволюционный рынок балетного образования. С 1930-х годов балет входит в область особого государственного интереса. Начинается формирование единой общероссийской системы балетного образования, не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве.

Таким образом, начав формироваться еще до революции, сегодня эта система представляет собой сложный, иерархический конгломерат, отличающийся по своим задачам, сути и уровням учебных заведений от других творческих направлений.

Обеспечение теоретической и технологической подготовки студента к реализации профессионального процесса становления и формирования личности с учетом периодического обновления ресурсов среди вуза; эффективное задействование базовых индивидуальных траекторий профессионально-творческого становления личности студента-хореографа, выполняющих роль смыслообразующих культурно-образовательных программ, расширение диапазона индивидуально-творческих проявлений студента с целью повышения его личностной творческой активности и самостоятельности, внедрение образовательных технологий с целью определения и реализации творческого потенциала, ориентация преподавателей на индивидуально-творческое саморазвитие индивидуума в учебно-профессиональной деятельности - вот те задачи, которые стоят в период обучения. Хореографическое образование в вузах выработало свой научный уровень методологии представлений системным и синергетическим подходом. Выработан и апробирован, с учетом мировых стандартов, научно-методический подход к созданию оптимальных организационно-педагогических условий совершенствования практического и теоретического процесса в хореографическом образовании. Компоненты системы относительно самостоятельны, но не изолированы, находятся во взаимосвязи, постоянном

развитии и движении. Это помогает обеспечить целостность данного процесса в характеристике его структурных компонентов, выявить их связи, отношения, иерархию, проанализировать влияние внутренних внешних факторов, построить теоретическую модель образования в рассматриваемом направлении, определить закономерности и принципы развития данной системы, оценить и оптимизировать объект в соответствии с требованиями данной учебно-образовательной системы.

Хореографическое искусство основным постулатом в образовательной системе вуза будет всегда выделять связь теории и практики, выводя в приоритет практическую часть. Хореографическое образование в России целиком и полностью выстраивается на школе классического балета.

Эффективность сохранения и развития педагогической традиции в условиях современного общества обеспечивается и определяется глубиной тех культурных ценностей и устоев, которые в рамках данной традиции существуют. В проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и в федеральном законе «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» подчеркивается, что высочайшие достижения российской культуры опираются, в первую очередь, на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Особую актуальность в этом процессе приобретает задача сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.

Фундаментальные основы педагогических традиций хореографического образования в России определяются повышенными интеллектуальными, этическими и социальными требованиями к личности педагога, как субъекта учебно-воспитательного процесса и его профессиональной сценической деятельности.

Педагогические традиции хореографического образования в России в современных реалиях рассматриваются как один из важнейших ресурсов развития общества, как ведущий фактор культурно-образовательного процесса.

Литература

1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - Л.М.: Искусство, 1980. - 90 с.

2. Кабурнева Е.О. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Сборник научных статей. - М.: МГУКИ, 2011. - 150 с.

3. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства. - М., 2003.120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.