ф
гип
^ Образование в сфере культуры
Примечания
1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — Москва, 1999.
2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — Санкт-Петербург, 1997.
3. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. — 2003. — №4. — С. 95—98.
4. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. — 1996. — № 5.
5. Степин, В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Степин // Вопросы философии. — 1989. — №10.
6. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — Москва, 1998.
7. Aggression. Theoretical and Empirical Reviews. V. 1—2. Theoretical and Methodological Issues / ed. Ьу R. &.Green ; E.I. Donnerstein. — Academic Press, 1983.
8. Bandura, A. Aggression: social learning analysis / A. Bandura. — N.Y., 1973.
9. Berkowitz, L. The Concept of Aggression / L. Berkowitz // Multidisciplinary approaches to aggression research / ed. by P.F. Brain & D. — Benton. 1981.
10. Buss, A. The Psychology of Aggression / A. Buss. — N.Y., Willey. 1961.
11. Buss, A. Aggression Pays / A. Buss // The Control of Aggression and Violence . — N.Y., 1994. — P. 3—18.
12. The Natural History of Aggression // Proceedings of a Simposium held at a British Museum / ed. Ьу J.D.Carthy and F.J.Ebling. — L., 1964.
13. Tedeschi, J. Attributions, Social Norms and Aggression / J. Tedeschi // Perspectives in Psychological Researches. — 1983. — P.8.
14. Feshbach, S. Dynamics and morality of violence and aggression: some psychological considerations / S. Feshbach // American Psychologist. — 1971. — 26. — P. 281—292.
15. Huesmann, L. R. Stability of Aggression over Time and Generations / L.R. Huesmann, L.D. Eron, M.M. Lefkowitz, L.O. Walder // Development Psychology. — 1994. — № 20. — P. 1120—1134.
ж
ОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
$
УДК 378:793.3.01 Е. В. Перлина
Московский государственный университет культуры и искусств
Хореографическое образование в вузах культуры и искусств создает самобытную культурно-образовательную среду, где естественным путем формируется творческая личность, соответствующая запросам современного социума в мировом образовательном пространстве.
Ключевые слова: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, хореографическое искусство, профессиональное хореографическое образование.
Choreographic education in high educational establishments of culture and arts creates a special original where a creative personality, answering the demands of modern society in the world educational surrounding, is being created in a natural way.
Keywords: the Academy of Russian ballet by A.Vaganova, choreographic art, professional choreographic education.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 209-212 209
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
Хореографическое искусство в России представляет собой качественно-своеобразный конгломерат элитарного художественного образования, суммирующий педагогические традиции хореографии, способный обеспечивать поддержание достойного уровня как в исполнительском, так и в педагогическом мастерстве.
Одним из значительных достижений отечественной культуры является система профессионального хореографического образования. Историю балетного образования в России принято отсчитывать от Указа Анны Иоанновны (15 мая 1738 года), в коем французскому танцмейстеру Жану Батисту Ланде велено было начать обучение детей «танцева-нию». После Парижской школы школа Ланде стала вторым учебным заведением подобного типа в Европе. Так возникло Петербургское Театральное училище, ныне Академия русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Немного младше его Московское театральное училище, основанное в 1773 году, ныне Московская академия хореографии. В то время общеобразовательный курс театральных училищ приравнивался к семилетнему гимназическому.
Главной особенностью этих учебных заведений была обязательная ориентация на императорские театры — Мариинский (до него Большой Каменный) в Петербурге и Большой в Москве, которые были единственными заказчиками и потребителями выпускаемой училищами «продукции». Этим и исчерпывался дореволюционный рынок балетного образования. С 1930-х годов балет входит в область особого государственного интереса. Начинается формирование единой общероссийской системы балетного образования, не имеющей аналогов в мире.
Таким образом, начав формироваться еще до революции 1917 года, сегодня эта система представляет собой сложный иерархический конгломерат, отличающийся по своим задачам, сути и уровням учебных заведений от других творческих направлений.
Сегодня российское образование вступило в период реформ, затронувших и хореогра-
фическое искусство. В условиях реформирования системы отечественного образования в целом и в сфере искусства в частности, когда основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслению, представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям хореографического образования, которые, с одной стороны, должны быть сохранены, а с другой — адаптированы к новым условиям российской культурной, экономической и политической реальности.
Проблема в том, что, как бы ни роднилось хореографическое искусство с близкими ему искусствами, по сути своей оно самостоятельно и имеет только ему присущую специфику. В нем взаимосвязаны искусство и обучение, искусство и воспитание, оно отличается крайне жесткими, длительными и трудоемкими методами формирования творческой личности в образовательном процессе. С теоретической точки зрения хореографическое образование — это самостоятельная, многоуровневая, многоцелевая система в целостной культурно-образовательной среде вуза культуры и искусств. В ее основе лежит процесс профессионально-творческого становления личности студента-хореографа.
В системе хореографического образования выработан и апробирован, с учетом мировых стандартов, научно-методический подход к созданию оптимальных организационно-педагогических условий совершенствования практического и теоретического процесса. Компоненты системы относительно самостоятельны, но не изолированы, находятся во взаимосвязи, постоянном развитии и движении. Это помогает обеспечить целостность данного процесса, выявить связи его структурных компонентов, отношения, иерархию, проанализировать влияние внутренних и внешних факторов, построить теоретическую модель образования в рассматриваемом направлении, определить закономерности и принципы развития данной системы, оценить и оптимизировать объект в соответствии с требованиями данной учебно-образовательной системы.
Хореографическое искусство в образова-
$
210
^ Образование в сфере культуры
тельной системе вуза выделяет связь теории и практики, выводя в приоритет практическую часть. Хореографическое образование в России целиком и полностью выстраивается на школе классического балета.
У истоков педагогической системы русской школы классического балета стоит солистка императорского Мариинского театра, первый профессор хореографии, народная артистка РСФСР Агриппина Яковлевна Ваганова. В 1934 году вышла в свет ее книга «Основы классического танца». Это был первый теоретический труд русской балетной школы, который и до сих пор является настольной книгой для педагогов-хореографов Ваганова — не только методист-практик, но и основатель высшей школы хореографического искусства. Она сумела обеспечить преемственность исполнительских и педагогических традиций итальянской и французской школы, создать на их основе отечественную образовательную систему исполнительского и педагогического мастерства.
Русская балетная школа продолжает развиваться на традициях, заложенных А.Я. Вагановой.
Хореографическая педагогика учитывает опыт предыдущих поколений и одновременно вырабатывает новые подходы к решению педагогических проблем наших дней.
Традиции хореографического искусства создают самобытные и самостоятельные условия формирования творческой личности и определяют основы развития культурной образовательной среды в вузе.
Эффективность сохранения и развития педагогической традиции в условиях современного общества обеспечивается и определяется глубиной тех культурных ценностей и устоев, которые в рамках данной традиции существуют. Вот почему в проекте Федерального закона от 16.06.2011 N 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» и Федеральном законе «О
высшем и после вузовском профессиональном образовании», в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы, № 1244-Р, подчеркивается, что высочайшие достижения российской культуры опираются, в первую очередь, на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Особую актуальность в этом процессе приобретает задача сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.
Педагогические традиции хореографического образования в России в современных реалиях рассматриваются как один из важнейших ресурсов развития общества, как ведущий фактор культурно-образовательного процесса.
Хореографическое образование и его традиции выстраивали свою педагогическую систему на основе накопления и концентрации художественного и творческого уникального потенциала высокого искусства балета, передового в мире.
В силу своей специфики хореографическое образование стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого студента сообразно представлениям эпохи, в связи с чем хореографическое образование становится показательным отражением как приоритетов педагогической мысли, так и культурно-исторических раритетов каждого периода его становления. Воспитать специалиста-творца и профессионала можно лишь соединяя эффективные традиционные образовательные технологии с достижениями лучших традиций прошлого и ориентируясь на индивидуальные, личностные задатки самого обучаемого.
«Пройдут годы и будем надеяться, что наши достижения... помогут учиться и совершенствоваться будущим поколениям» (А.Я. Ваганова).
$
Примечания
1. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. — Ленинград ; Москва : Искусство, 1980. — 90 с.
2. Кабуршева, Е. О. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического
211
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
образования в России / Е.О. Кабуршева // Инновационные технологи и обучения культурно-досуговой деятельности : [сб. науч. ст.]. — Москва : МГУКИ, 2011. — Вып. 11. — 150 с.
3. Осокин, Ю. В. Введение в теорию системных исследований искусства / Ю. В. Осокин ; РАИ, ГИИ. — Москва, 2003. — 120 с.
dLЕДАГОГИКА ОРКЕСТРОВО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
УДК 78.07 О. А. Блох
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье исследуется природа оркестрово-ансамблевого исполнительства: ее историографический, педагогический и художественно-творческий аспекты. Определяются целевые установки и задачи технического и художественно-творческого развития оркестрантов. Выявляются педагогические принципы, формы и методы, позволяющие в условиях оркестровой практики оптимизировать путь к техническому мастерству и художественно-творческому совершенству исполнителей.
Ключевые слова: педагогика, оркестрово-ансамблевое исполнительство, художественно-творческое развитие.
This article examines the nature of orchestral Ensemble Performance: its historiography, pedagogical and artistic and creative aspects. Defined targets and tasks of a technical and artistic and creative development of the orchestra. Identifies the pedagogical principles, forms and methods for in orchestral practice to optimize the way of technical skill and artistic and creative excellence performers.
Keywords: pedagogy, orchestral, ensemble performing arts and creative development.
Оркестровый жанр как важная часть духовной культуры общества, определял и продолжает определять судьбы большого количества людей. В период потрясений и в дни побед, во времена мирного строительства, праздников, торжеств оркестр всегда являл собой силу сплочения, объединения, силу, зовущую вперед к новым свершениям. Еще Конфуций говорил, что с помощью хорошей музыки, имеющей отклик в душах народа, можно управлять государством. Искусство у Аристотеля становится средством продвижения личности к идеалу, возвышением ее над обыденным и повседневным, «очищением» от случайного, наносного, приобщением к высокому и совершенному. Выстраивая иерархию форм духовной деятельности,
Аристотель основным критерием считает общественную потребность. Любовь, тяга общества к оркестровой культуре (общественная потребность) — очевидный факт: сегодня повышается интерес к народному инструментальному искусству, оркестрам духовых инструментов, эстрадным, джазовым коллективам, активизируется внимание людей к процессу их развития, расширяется прямой и опосредованный диалог исполнителей и слушателей.
Коллективное исполнительство было и остается своеобразным флагманом искусства игры на музыкальных инструментах, ярким выразителем исконных национальных традиций, мощным средством эстетического, нравственного и патриотического воспи-
212 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 212-218