Научная статья на тему 'Организационно-педагогическая специфика международного обмена опытом в области народно-сценического танца: конкурс Midanza dance idol'

Организационно-педагогическая специфика международного обмена опытом в области народно-сценического танца: конкурс Midanza dance idol Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / CHOREOGRAPHIC PEDAGOGIC / МАСТЕР-КЛАСС / ОБМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ / EXCHANGE BY PEDAGOGICAL EXPGRIENCE / MASTER-CLASS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова Светлана Анатольевна

Статья посвящена современным способам трансляции художественного и педагогического опыта в контексте международных хореографических конкурсов. В статье описываются особенности организации Миланского конкурса танца MIDANZA DANCE IDOL (декабрь 2010 года), инновационные аспекты мастер-классов по народно-сценическому танцу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the modern methods of translation of artistic and pedagogical experience in the context of international choreographic competitions. In this article the features of organization of the Milanese competition of dance of MIDANZA DANCE IDOL (December, 2010), innovative aspects of master-classes on a character dance, are described.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическая специфика международного обмена опытом в области народно-сценического танца: конкурс Midanza dance idol»

.....

I I I ■ M I I I I

^ Образование в сфере культуры 205

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА ОПЫТОМ В ОБЛАСТИ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА: КОНКУР С MIDANZA DANCE IDOL

С. А. Иванова

Московская государственная академия хореографии

Статья посвящена современным способам трансляции художественного и педагогического опыта в контексте международных хореографических конкурсов. В статье описываются особенности организации Миланского конкурса танца MIDANZA DANCE IDOL (декабрь 2010 года), инновационные аспекты мастер-классов по народно-сценическому танцу.

Ключевые слова: хореографическая педагогика, мастер-класс, обмен педагогическим опытом.

The article is devoted to the modern methods of translation of artistic and pedagogical experience in the context of international choreographic competitions. In this article the features of organization

of the Milanese competition of dance of MIDANZA DANCE IDOL (December, 2010), innovative aspects of master-classes on a character dance, are described.

Keywords: choreographic pedagogic, master-class, exchange by pedagogical expgrience.

В современных условиях изолированное развитие любой хореографической школы практически невозможно: значительное влияние кросс-культурных, социально-экономических, социально-политических факторов, естественное стремление носителей художественных традиций к поиску нового, знакомству с достижениями иных школ - все это интенсифицирует международный обмен опытом и способствует эффективной трансляции накопленного педагогического и художественного потенциала.

Следует отметить, что конвергенция в области педагогических традиций художественных школ может носить как позитивный, так и негативный характер: в последнем случае она приводит к размыванию художественных традиций, слепому копированию чужих образцов (1). В позитивном русле педагогическая конвер-

генция дает мощный толчок самостоятельному художественному творчеству, позволяет остерегаться повторения уже пройденных кем-то путей, но наполняет новым смыслом творческий поиск и предоставляет новые педагогические и организационные средства как педагогам, так и учащимся. В этом аспекте исключительно положительный пример представляет собой международный конкурс MIDANZA DANCE IDOL, проходивший в Милане с 3-го по 5-е декабря 2010 года.

Международный конкурс MIDANZA DANCE IDOL, а в его рамках мастер-классы, концерты, лекции, семинары по различным видам хореографических направлений проводились в Fire Milano City - выставочном центре MIC (Milano Conventioal Centre). Среди почетных гостей фестиваля были представители всемирно известных школ. Это, в первую очередь,

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 205-208

.....

ш

206 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

Московская государственная академия хореографии во главе с ее ректором М.К. Леоновой, The Royal ballet school (Лондон), Millennium dance complex (Лос-Анджелес), Broadwaydance center (Нью-Йорк), The Alvin Ailey extension (Нью-Йорк), Ecole Rudra-Bejart (Лозанна), Balletto di Milano, The New York city ballet workout, FIDS (федерация спортивного танца Италии, Рим), академия балета Украины, S.P.I.D. (Милан), Yamambo (Милан), DMC academy (Милан) и другие. Разнообразие жанров покорило: классический танец, техника contemporary, modern-jaz, hip-hop, caracter, атлетические и спортивные танцы, афро- и латиноамериканские, танго и др.

На первом этаже М1С проводился конкурс, а также от 27 до 40 мастер-классов в день по различным хореографическим дисциплинам. Стены балетных залов были сделаны из прозрачного цветного стекла, поэтому свидетелями происходящего на занятиях мог стать любой присутствующий на конкурсе участник или гость фестиваля. На втором этаже в зале Auditorium демонстрировалось до десяти спектаклей в сутки. В насыщенной программе конкурса-фестиваля выступлениям МГАХ было отведено особое место. Дивертисмент Академии Большого Балета, как принято называть российскую школу за рубежом, состоял из лучших образцов классического и народно-сценического наследия и современной хореографии. Успех и интерес к выступлениям учащихся МГАХ, которые прошли на высоком профессиональном уровне, очевиден. Уровень профессиональной подготовки наших студентов, их артистическое мастерство, владение школой классического, дуэтного, народно-сценического и современного танца был высоко оценен профессиональными гостями конкурса и зрителями.

Лучшие специалисты профессиональных школ гостей конкурса проводили мастер-классы по своим профилирующим дисциплинам. Классический танец был представлен МГАХ (профессор И.Ю. Сырова), английской школой Королевского балета (Гейлен Сток и Гэри Норманн), академией балета Украины и Молдавии

(Надеждой и Егором Щепачевыми, Александру Фрунза). Безусловно, наибольший интерес вызывала русская московская школа. По опросам итальянских посетителей открытых уроков российская школа является ведущей. Подтверждением этому был успех участников Дивертисмента МГАХ и непосредственно технически насыщенные, грамотные и музыкальные уроки профессора И.Ю. Сыровой. Каждый, кто посетил эти классы, смог не только познакомиться с особенностями построения уроков московской школы, но и встать на новую качественную ступень в профессиональном отношении на различных уровнях подготовки.

Большое место в Midanza было уделено современным направлениям хореографии. Технику contemporary представляла Алисия Дж. Граф Мак и М. Камара от Элвина Эйли, школа Рудра-Бежар; modern-djazz - Брайан Булард и Дмитрий Шабардин из итальянской федерации спортивного танца; hip-hop - Кел-ли Петерс из танцевального центра Бродвей Элвина Эйли, миланской академии DMK, Тод Флаганан и Кения Клэй из танцевального комплекса «Тысячелетие». Специалисты из разных стран по афро-, латиноамериканским танцам, а также по различным видам сценического и музыкального движения проводили открытые уроки в течение всего времени проведения конкурса в Милане.

Особое значение для многоаспектного обмена художественно-педагогическим опытом по народно-сценическому танцу имела организационно-педагогическая специфика конкурса: подготовка к проведению, а также сами открытые уроки в обширной программе Midanza Milano Dance Weekend. Мастер-классы «caracter» были заявлены только МГАХ, и интерес к ним в процессе проведения конкурса-фестиваля все время возрастал. Этому во многом способствовали и выступления российских учащихся, продемонстрировавших великолепную школу исполнительства как классического, так и народно-сценического репертуара. Это и не удивительно. Нигде в мире нет такой стройной системы комплексного профессионального воспитания артиста балета,

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 207

как в России. Лучшие традиции этого сложного процесса тщательно хранятся и развиваются в стенах московской академии. Народно-сценический (характерный) танец вошел в программу обязательных специальных дисциплин хореографических училищ нашей страны с конца 30-х годов прошлого столетия (2). Причем это не «застывшая» дисциплина. Конечно же, она имеет свои строгие законы, но продолжает развиваться и в наши дни. Мастер-классы по этому предмету в Милане были объявлены для двух возрастных групп: с 7-ми до 10-ти лет и с 11-ти до 13-ти. При этом в профессиональном образовании в России, народно-сценический танец начинает изучаться с 14-тилет-него возраста. К этому времени учащиеся уже в течение трех предыдущих лет ежедневно занимаются классическим танцем и два раза в неделю историко-бытовым. Таким образом, к моменту начала обучения народно-сценическому танцу, они достигают достаточно высокого уровня знаний и владения навыками классического танца, на базе которого и строится урок народно-сценического танца. Поэтому было необходимо тщательно продумать построение урока, отобрать материал, доступный возрасту будущих участников мастер-классов, с одной стороны, и не искажающий предмета в виду его облегченности - с другой. Учитывая то, что предстоящие мастер-классы будут проходить без концертмейстера, как это часто принято на Западе, необходимо было также подготовить музыкальный материал для сопровождения уроков. Отметим, что в России сохраняется традиция обучения хореографическим дисциплинам при участии «живой» музыки. От творческого союза педагога и концертмейстера во многом зависят продуктивность подготовки и успеваемость учащихся по всем специальным дисциплинам. Подобрать нужный музыкальный материал, выбрать определенный темп для исполнения той или иной комбинации, правильно расставить музыкальные акценты, дать нужное эмоциональное настроение и многое другое - это те задачи, которые ложатся на грамотного профессионального концертмейстера. Наличие аудиотехники во

многом облегчает репетиционный процесс, но не учебный. Учащиеся не должны привыкать к определенному темпу, пусть даже и замедленному. Им необходимо учиться слышать и танцевать музыку, которая звучит в данный конкретный момент.

В М1с1ап2а каждый мастер-класс был продолжительностью в 75 минут. Это на 15 минут меньше, чем длится урок по любой специальной дисциплине в МГАХ. При этом точного количества участников класса невозможно было знать заранее, так же как и того, будут ли посещать уроки одни и те же или каждый раз новые студенты.

Эти мастер-классы во многом отличались от мастер-классов в США, где уже в течение нескольких лет проходят летние интенсивные курсы МГАХ. Там студенты занимаются классическим, дуэтным, народно-сценическим танцем, пальцевой техникой и классическим репертуаром с педагогами академии от трех до шести недель по пять дней в неделю. И даже если там большинство учащихся до этого не были знакомы с предметом «еага^ег», у педагога есть достаточно времени, чтобы последовательно ознакомить студентов с методикой народно-сценического танца. В конце программы устраивается большой концерт, состоящий из классического и народно-сценического репертуара, где каждый участник летних курсов может продемонстрировать свои успехи.

В Милане каждый урок был самостоятельным и, возможно, единственным для многих участников. Кто-то приезжал только на один день, участвовал в конкурсе, проходившем параллельно, или посещал мастер-класс по другому предмету. Поэтому за один урок длительностью в 75 минут было необходимо максимально познакомить студентов с предметом. Задачей представителей МГАХ было не только дать возможность участникам выучить несколько движений из разных танцев, но и сложить их в небольшие комбинации, из которых можно было бы составить танцы, пусть даже и короткие. Ведь для любого танцующего очень важно чувствовать и понимать, что его танце-

06_ТабадТаа1ёа.р65 207 1 05.10.2011, 13:02

.....

ш

208 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

вальное движение из чего-то начинается, развивается, куда-то движется и к чему-то приходит. Его танец должен иметь определенную завершенную форму. По аналогии «движение

- слово, комбинация - предложение», - танец

- рассказ. Фактически, мастер-классы по народно-сценическому танцу стали открытием для многих зарубежных участников конкурса, позволили преподавателям МГАХ - носителям живой художественно-педагогической традиции - непосредственно и без искажений передать ее представителям других школ, раскрыть основы этого аутентичного компонента российской хореографической культуры. Форма проведения описанных мастер-классов явилась достижением организаторов конкурса, сумев-

ших найти наиболее эффективные решения для международного обмена педагогическом опытом в области хореографии.

Естественно, в этой краткой статье невозможно описать все мастер-классы и иные формы занятий, проводившихся в рамках этого праздника танца. Как можно убедиться, конкурс MIDANZA DANCE IDOL стал продуктивным средством международного обмена опытом в области хореографической педагогики в целом и народно-сценического танца в частности. В то же время художественные наработки Московской государственной академии хореографии получили возможности к распространению на широком поле европейской хореографической культуры.

Примечания

1. Национальные ценности образования: история и современность / под ред. З. И. Равкина. - М., 1996.

2. Стуколкина, Н. Уроки характерного танца / Н. Стуколкина. - М.: ВТО, 1972.

3. Троицкий, В. Ю. Пути русской школы / В.Ю. Троицкий. - М.: Свет отечества, 1994.

4. Юрьева, М. Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе / М.Н. Юрьева. - Тамбов, 2001.

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. Н. Пепеляева

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются проблемы развития интеграционных процессов в системе дополнительного образования. Анализируются разнообразные виды художественной деятельности в контексте применения инновационных технологий.

Ключевые слова: интеграция, музыка, дополнительное образование, инновационные технологии, развитие, познавательный интерес ребенка.

In article are considered the problems associated with the development of integration in the system of additional education, are touched upon different types of artistic activity in the context of using their innovative technologies.

Key words: integration, music, additional education, innovation, development, educational interest of the child.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 208-212

06_Tä6ägTääleä.p65 208 1 05.10.2011, 13:02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.