Научная статья на тему 'О предпосылках создания полного цикла инновационного процесса в академии балета'

О предпосылках создания полного цикла инновационного процесса в академии балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЕТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / НЕТИПОВОЙ ХАРАКТЕР / МОНОПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИТАРНЫЙ КРУГОЗОР / BALLET / STUDY PROCESS / NON-STANDARD CHARACTER / MONOSECTORAL TRAINING / HUMANITARIAN OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков Вячеслав Михайлович

В статье рассматривается формирование требований к учебному процессу при подготовке будущих артистов балета с учетом созданной базы традиций. Этот учебный процесс характеризуется как специфический, нетиповой и не отвечающий общим типовым требованиям, предъявляемым к типовым образовательным учреждениям. В статье рассматриваются традиции русского балета (в частности, опыт А. Я. Вагановой, Г. Улановой, А. Шелест и других выдающихся личностей) как опыт монопрофильного непрерывного образования обучающихся с выдающимися способностями профессии артист балета, включающий широкое гуманитарное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаков Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Premises for Creating a Hole Innovation Process Cycle in the Vaganova Ballet Academy

The paper concerns formation of requirements to the study process while training future ballet artists in accordance with created basis of traditions. This study process may be featured as specific, non-typical and non-responding to the general standard requirements to the typical educational organizations. The paper regards traditions of Russian ballet (in particular experience of Agrippina Vaganova, Galina Ulanova, Alla Shelest and other outstanding persons) as an experience of monosectoral continuing education for students with outstanding abilities for profession ballet dancer including vast humanitarian education.

Текст научной работы на тему «О предпосылках создания полного цикла инновационного процесса в академии балета»

тативных систем (они существовали всегда, даже если и не учитывались при организации образовательного процесса] и не традиционным культурным конфликтом поколений.

Сегодня на развитие мышления и восприятия обучающихся влияет большое количество внеучебных факторов, которые являются не только каналами информирования, но и радикально меняют организацию базовых познавательных процессов, их содержание и качество, формируют «не текстовый» тип восприятия, В первую очередь это электронные средства коммуникации: компьютеры, компьютерные

игры, Интернет, телевидение, мобильные телефоны.

Психологи и педагоги констатируют падение уровня текстового мышления у детей (умения осмысленно воспринимать, воспроизводить, интерпретировать, создавать собственные тексты], рост числа детей с нарушениями письменной и устной речи, формирование нового типа сознания, получившего название «клиповое».

Специфика организации познавательной деятельности значительной части современных детей и подростков состоит в том, что на жесткий диск (собственная память] записывается минимум информации, которая предпочтительно хранится на внешних материальных носителях - ноутбуках, телефонах, картах памяти, других накопителях. Используемые на занятиях распечатки текстов из Интернета текстами в собственном смысле слова так же не являются. Перцептивные процессы работа-

ют с этими источниками информации не как с текстом, а как с картинкой: она не интерпретируется (пересказывается с комментариями], а сканируется (считывается].

При этом современная педагогика остается текстоцентрированной наукой. Получается, что учителя (преподаватели] не представляют, как соотносятся объем и содержание учебной информации на выходе и на входе. Обучающиеся же просто не воспринимают часть информации, поскольку не знают значения понятий и категорий (подчас и значения слов обыденной речи], и используют иные, чем у старшего поколения. стили организации когнитивной деятельности.

В образовательном процессе реализуется дидактическое взаимодействие, которое можно условно обозначить как «слепой учит глухого». С этим связаны и общее снижение качества образования в части его результатов, и взаимное недовольство друг другом преподавателей и обучающихся всех уровней. Сложившаяся ситуация требует незамедлительного системного психолого-педагогического анализа.

В целом результаты проведенных опросов свидетельствуют об острой необходимости формирования системы обратной связи в образовательных учреждениях. Только обратная связь, построенная на высокой интерпретационной грамотности педагогов, может дать представление о том, что на самом деле происходит в классе, аудитории, определить реальную эффективность образовательного процесса, стать основой для педагогической и управленческой рефлексии на всех уровнях.

УДК / UDC В. М. Исаков, кандидат технических наук, профессор, проректор по

378:792.8 научной работе, Академия русского балета им. А. Я. Вагановой,

г. Санкт-Петербург, Россия, 9487971@mail.ru

Vyacheslav Isakov, PhD in Technical Sciences, professor, pro-rector for scientific work, Vaganova Ballet Academy, Saint-Petersburg, Russia, 9487971@mail.ru

о предпосылках создания полного цикла инновационного процесса в академии балета

about the premises for creating a hole innovation process cycle

in the vaganova ballet academy

В статье рассматривается формирование требований к учебному процессу при подготовке будущих артистов балета с учетом созданной базы традиций. Этот учебный процесс ха-

рактеризуется как специфический, нетиповой и не отвечающий общим типовым требованиям, предъявляемым к типовым образовательным учреждениям. В статье рассматриваются

традиции русского балета (в частности опыт А. Я. Вагановой, Г. Улановой, А. Шелест и других выдающихся личностей) как опыт монопро-фильного непрерывного образования обучающихся с выдающимися способностями профессии «артист балета», включающий широкое гуманитарное обучение.

The paper concerns formation ofrequirements to the study process while training future ballet artists in accordance with created basis of traditions. This study process may be featured as specific, non-typical and non-responding to the general standard requirements to the typical educational organizations. The paper regards traditions of Russian ballet (in particular experience of Agrippina Vaganova, Galina Ulanova, Alla Shelest and other outstanding persons) as an experience of monosectoral continuing education for students with outstanding abilities for profession ballet dancer including vast humanitarian education.

Ключевые слова, балет, учебный процесс, нетиповой характер, монопрофильное обучение, гуманитарный кругозор.

Key words, ballet, study process, nonstandard character, monosectoral training, humanitarian outlook.

Известно, что выдающиеся способности признаются (см. например п.19 порядка приема в вузы приказа Минобразования России от 24.04.1998 № 500] за спортсменами, победителями и призерами международных олимпиад по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике (т. е. лицами с выдающимися способностями, занимающимися типовой деятельностью]. А вот артисты балета (личности с нетиповой физиологией, творческими и психологическими способностями и т.д.]

- победители международных конкурсов, триумфальных турне и участники всемирно признанных балетных спектаклей (произведений искусства] - в список лиц с выдающимися способностями не попали. Это еще раз доказывает, что до сих пор они находятся вне правового поля системы образования.

Следует обратить особое внимание на, казалось бы, «привычно типовые» положения действующих законов, которые не вместили и не отражают специфику обучения балетному ис-

полнительскому искусству, тем самым выводя этот вид обучения из типовых схем и подходов.

Во-первых, необходимо остановиться на том существенном, что является абсолютно нетиповым для артистов (солистов] балета даже среди профессионалов других видов искусства: интенсивность и сжатость во времени единого, исключающего всякие отклонения от принятых норм учебного процесса профессиональной подготовки артиста балета. Ведь он в полном объеме должен профессионально овладеть классическим танцем. Именно овладеть, ведь инструмент для него - его собственное тело.

Действительно, только личность с выдающимися способностями (см. п. 13 ст. 50 Закона «Об образовании»] к 18-19 годам пройдет этот до чрезвычайности тернистый путь, требующей от нее и самопожертвования, и героизма, и беспримерного напряжения физических сил, и неугасимого творческого, интеллектуального, многотрудного, психологического, в целом выдающегося напряжения всего потенциала личности, который у артиста балета должен расти во времени. Н. Макарова об этом говорила так [1, с. 36]: «Балериной становишься всю жизнь, каким бы клише эта фраза ни звучала. Ибо стать балериной - это и значит привести физический «инструментальный» настрой твоего капризничающего несовершенного тела в идеальное равновесие с возможностями твоей души, постоянно обновляющейся и требующей для себя нового выражения школы, я была далека от нахождения этого счастливого баланса».

Артист балета должен состоятся относительно рано, в отличие от других профессий, ибо он должен в основном «отработать» и теорию, и практику своей профессии в совершенно нетиповом учебном заведении, у него мало времени на накопление основного профессионального практического опыта уже после окончания учебного заведения (как это имеет место в других профессиях, включая сферы искусства]. Даже у медиков дается определенное время на приобретение практических навыков после обучения, чтобы потом трудиться до пенсии в 55-60 и более лет. Трудовой профессиональный путь артиста совершенно обоснованно и уже давно отмерен принятой в балете длиною в 20 лет. И это сверх того срока, который складывается суммарно в трудовой стаж, когда с «согласия обучающихся и их родителей» студенты привлекаются к непростому,

почти профессиональному труду в театрах в соответствии с образовательной программой. Если обратить внимание на п. 14 ст. 50 закона, то можно понять, что даже детский хор или оркестр не предусматривают профессионального статуса. А студенты Академии балета на сцене профессионального театра - это личности с конкретным уровнем профессионального образования.

Во-вторых, сформировавшийся в основном к 18-19 годам, выпускник нетипового образовательного учреждения высшей категории (академии балета] - бакалавр (артист балета]

- в Санкт-Петербурге или Москве, воспитанный на лучших культурных и балетных традициях этих двух центров мировой и отечественной культуры, обязан быть творцом (практика показывает, что так оно и есть], участником творческого процесса по решению задач в области балетного искусства, по созданию новых произведений мирового уровня. А это удел специалистов с высшим образованием (см. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»], выращиваемых в упомянутых выше специфических, а значит, нетиповых высших учебных заведениях. Именно для этих нетиповых высших учебных заведений с учетом вышесказанного, а также с учетом известных [2] противоречий в законах «Об образовании» в отдельном, может быть, «Временном положении о нетиповом вузе» или в законе «Об образовании», например, в ст. 24 ввести пункт 5 о статусе выпускника академии балета по профессии «артист балета» как специалиста высшего образования, имея в виду квалификацию (степень] бакалавра. Так, в законе «Об образовании» может быть установлено: «Ст. 24 п. 5. Лица, получившие начальное и среднее профессиональное образование в нетиповых областях деятельности (например, артист балета], могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программа к традиционно и объективно признанному началу профессиональной карьеры (артист балета - 18-19 лет]».

Здесь слово «получившие», а не «имеющие» фиксирует то обстоятельство, что за такими лицами уже (см. п. 13 ст. 50 Закона «Об образовании»] признается уровень способностей молодого человека в области исполнительского балетного искусства как выдающийся (в год в двух указанных академиях выпускается 50-

60 человек на всю страну].

На дифференциацию способностей обучающихся, которая предопределяет индивидуализацию всего образовательного процесса указывал Ю. Плахт [3]: «Конечно, в школе нельзя идеально, на всю жизнь выучить каждого ученика. В балете, как и в каждой профессии, учение продолжается всю жизнь, и в процессе практической работы есть возможность «расти», постоянно прибавлять в мастерстве. Но хорошую, крепкую постановку корпуса, рук, позиций надо прививать именно в школе. И на выпускных экзаменах юные артисты должны демонстрировать именно эту «школу» по возможности составившую единую систему с внутренним духовно-нравственным содержанием юного артиста».

«Сейчас же стал буквально нормой выборочный показ будущих танцовщиков в программном материале. Я убежден, что это неверная система, поскольку она не дает полной картины подготовки воспитанников и предполагает такую же «избирательность» в их танцевальном образовании» [3].

Так как раздел «Качество образования» Национальной доктрины образования в России, принятой в октябре 2000 г., ставит задачу «индивидуализации образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности», то, видимо, целесообразно было бы отнести к компетенции Ученых советов Академий балета Москвы и Петербурга (как нетиповых учебных заведений] индивидуальное решение вопроса о присвоении артистам балета степени бакалавра на основе соответствующей итоговой аттестации.

Целесообразно, видимо, признать право Ученых советов академий балета Москвы и Петербурга присваивать после 2-годичной стажировки по индивидуальному плану в академиях балета квалификацию бакалавра «артистам балета», выпущенных училищами и рекомендованных ими для повышения уровня образования в вузе.

Практика подготовки артистов балета последнего десятилетия подтвердила справедливость решения Правительства России, принятого в начале 1990-х годов о преобразовании двух ведущих государственных академических хореографических училищ в Санкт-Петербурге

и Москве в академии балета: Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой и Московскую государственную академию хореографии. Только благодаря этому они смогли в основном сохранить свою базу, традиции, преемственность и осуществлять регулярный выпуск профессионалов мирового уровня. Однако деятельность этих академий проходит в правовом пространстве, во многом не урегулированном действующим законодательством Российской Федерации (Федеральные Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании»]. В последние десятилетия академии неоднократно (во многом из стремления к самосохранению] перерабатывали свои уставы, где были описаны цели и суть образовательного процесса, порядок приема, сроки и режим занятий, порядок отчисления и восстановления, виды и формы промежуточных и итоговых испытаний, жесткая сквозная профильность обучения и другие особенности балетного образовательного процесса. Однако эти особенности были сформулированы с опорой не на типовые положения и нормы системы образования, а на наработанные веками правила и профессиональные традиции, п. 13 ст. 50 Федерального закона «Об образовании» предусматривал создание нетиповых учебных заведений, нормативная база функционирования которых пока не разработана ни как закон, ни как норма.

На современном этапе создание механизмов устойчивого развития системы образования во всех ее элементах (включая и подготовку артистов балета] требует уточнения существующих законодательных норм в направлении признания за образованием в области культуры и искусства прав на особую специфическую организацию образовательного процесса, в том числе и для обучающихся балетному исполнительству, опирающемуся на их выдающиеся художественные, физиологические, творческие, психологические, физические и другие способности. Именно такая интегральная совокупность способностей, отклоняющая личность от типовых схем развития, позволяет отдельным индивидуумам овладевать учебными программами повышенной и нетиповой сложности и интенсивности, а также во многом ориентированными на индивидуализированные методические алгоритмы, апробированные в течение двух с половиной столетий и учитывающие национальную эмоциональность и ду-

ховность.

В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации ведется работа над новым интегрированным законодательным актом об образовании. Его анализ показал, что теперь над образованием в сфере культуры и искусств (прежде всего над балетным] нависла новая угроза -ликвидация в балетном образовании статуса таких вузов, как академии, в которых к настоящему времени учтены многие существенные нетиповые признаки хореографического образования, содержащие элементы его будущего развития.

Сопоставительный анализ исторически выверенной практики подготовки артистов балета и действующих сегодня нормативов системы образования показывает существенную неполноту последних. В ФЗ «Об образовании» определено, что образование - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней». Важнейшей характеристикой образования является его целенаправленность, а источниками целей выступают личность, общество и государство, которые определяют общее содержание образовательного процесса. Какова же специфика хореографического образовательного процесса? В какой мере его источником является личность обучающегося? Как в нем учитываются интересы личности, государства, общества? Противоречивость этих интересов сегодня можно проследить в статье [2], материал которой может послужить основой для научных и методических исследований.

Научно-исследовательские проекты Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой сегодня охватывают основные научные потребности развития балета в России. Исследованиями в этой области занимаются ведущие преподаватели, студенты и аспиранты. Целесообразно Ученому совету Академии принять решение о создании на базе Академии (системообразующего учебного заведения в области хореографии] академического учебно-научно-инновационного комплекса (АУНИК] как аналога университетского комплекса. Отличительной особенностью АУНИК должно стать формирование в Академии развитой инновационной деятельности на основе соответству-

ющей инфраструктуры - специализированных структур и подразделений [4]: учебных центров, реализующих образовательные программы, отдела технических средств обучения, библиотеки, инновационно-технологического центра, структур лицензирования, сертификации, защиты интеллектуальной собственности, центра маркетинга, центра защиты интеллектуальной собственности, центра подготовки специалистов для работы в инновационной области, психологической службы, объектов социальной сферы, малых и средних инновационных предприятий и прочего. Они призваны обеспечить технологический трансферт и коммерческую реализацию нововведений, результатов научных исследований,теоретических и практических разработок, образовательных услуг. Цель организации АУНИК - реализация полного цикла инновационного процесса: от фунда-

ментальных научных исследований до коммерческой реализации их результатов и передачи готовых результатов, технологий, созданных на базе этих результатов, в культуру, театральное искусство и социальную сферу. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

• укрепление взаимосвязи между всеми участниками инновационной деятельности Академии и внешней средой как единой коллективной системой получения и использования новых хореографических знаний и технологий;

• создание развитой учебно-исследовательской и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерческое освоение инноваций, результатов научных исследований и разработок в хореографии;

• подготовка высококвалифицированного персонала для инновационной деятельности, в том числе специалистов по маркетингу, менеджменту и управлению инновационными проектами в сфере искусства балета;

• формирование в Академии в целом, ее учебных, научных, производственных и иных подразделениях системы поддержки новаторов в создании инновационных технологий в образовании, педагогике, балетмейстерском мастерстве, театральном деле, управлении, социальной сфере, в духовно-нравственной сфере, с использованием материальных и моральных стимулов;

• организация взаимодействия и координация деятельности Академии с региональными органами власти, представителями региональ-

ного комплекса, банковских и коммерческих структур при решении проблем развития региона;

• развитие кооперационных связей в хореографии с другими регионами России;

• развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов по выполнению инновационных проектов, в представлении за рубежом отечественных достижений в балете;

• выход на международный рынок достижений отечественного искусства.

Инновационный комплекс Академии должен явится связующим звеном между учебным, научным комплексами вуза и социально-экономической сферой региона и страны. Специалисты комплекса, зная потребности рынка в области культуры и искусства, ориентируют научный и образовательный комплексы вуза на проведение таких научных исследований и предоставление таких образовательных услуг, которые, будучи коммерциализованы, способны удовлетворять запросы потребителей сферы искусства.

Тесная увязка основных видов деятельности Академии в составе АУНИК, развитие вуза как комплекса создают предпосылки для решения важнейшей проблемы современного образования - перехода образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Подобные комплексы могут способствовать развитию и других видов искусств в России, если распространить опыт Академии в системах художественного, музыкального и театрального образования. Это даст определенные гарантии развития культуры и искусств в России. Указанная задача делает необходимой постановку вопроса о введении в будущем законе «Об образовании» статуса не только ведущих университетов, но и статуса ведущих академий культуры и искусств.

1. Макарова Н. Биография в танце - М.: АРТ, 2011. -376 с.

2.Исаков В. М.. Фомкин А.В. Проблема формирования профессиональной элиты в балете //Alma mater. - 2011. - № 2 - С. 1S-20.

3. Плахт Ю. Чтобы урок всегда был плодотворным // Советский балет. -1984. - № S. - С. 12.

4. Дорофеева В. А., Исаков В. М. Опыт разработки концепции развития Академии Русского балета имени А. Я.Вагановой // Хореографическое образование на рубеже XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тамбов, 28-29 апреля 200S г.). - Тамбов, 200S.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.