В. М. Исаков
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФЕНОМЕНА
В статье формулируется сущность, определяются структура и функции хореографического образования и показывается, что оно является культурно-образовательным феноменом. Основная нетиповая особенность этого феномена состоит в том, что будущий артист балета должен создать из своего тела в процессе обучения профессиональный работоспособный инструмент и овладеть им в дополнение к другим знаниям, умениям, навыкам и компетенциям.
Ключевые слова: хореографическое образование, культурно-образова-тельный феномен, профессиональный инструмент, сущность, структура, функции.
В отечественной системе образования нет понятия хореографического образования как целостной системы прежде всего потому, что до последнего времени отсутствовали исследования существенных элементов и связей этого феномена. Феноменом это образование является, поскольку, с одной стороны, представляет собой редкий факт, а с другой — связано с людьми, отличающимися особыми, выдающимися способностями и чертами.
Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Хореографическое образование представляет собой системный объект культурно-образовательной сферы, основной характеристикой которого является целостность. В. Афанасьев подчеркивает, что познать целое, целостную систему — это значит отразить в сознании человека, в определенных понятиях, категориях, теориях его внутреннюю природу, его характерные черты, стороны, особенности [1].
Познать целое — означает раскрыть:
— сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества; состав, количественную и качественную характеристики его частей, компонентов, их координацию и субординацию, их противоречивость;
— структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему данные компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе, почему взаимодействуя, они образуют именно такое, а не другое целое;
— функции, то есть активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как последние «работают» на общие функции;
— интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие, коммуникацию с внешней средой, в том числе связь с более общим целым, частью которого оно само является; историю данного целого, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение его в новую целостную систему [1].
Сущность хореографического образования, его качественная специфика в трудах исследователей балета в достаточно полной мере пока не были раскрыты. Причин этому несколько.
Прежде всего, балет (в формулировке 1981 г.) — это вид музыкального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Балет — высшая форма хореографии. Он включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство [2, с. 42] дополнительно к основным видам танца. Сюда следует добавить: балетную педагогику, анатомию, биомеханику, тренаж всего тела как инструмента профессии, патолого-специфические особенности скелета, духовно-нравственные особенности, а также сценографию, медицину, в первую очередь дыхательную гимнастику, фехтование и некоторые другие смежные с хореографией искусства и науки.
В то же время балетоведение признано наукой не о целостной системе, которая включает как минимум все перечисленные
взаимосвязанные элементы, а только как наука, рассматривающая хореографию, теорию и историю хореографии, а также балетную критику [2, с. 50].
Такими определениями основополагающих в хореографии систем, когда рассматривается ограниченная часть их элементов, по сути, блокируется возможность развития балета, ибо далее критиковать остается систему (балет), которая состоит из практически не развивающихся элементов. Подобное положение наблюдается еще и потому, что хореографическое искусство является из классических одним из самых молодых и специалистов балета существенно меньше, чем профессионалов в таких классических видах, как музыка, архитектура, изобразительное и танцевальное искусство.
И еще одна причина: все перечисленные выше элементы хореографического искусства позволили определить его как нетиповой феномен, а образование в сфере этого искусства как синтез очень многих существенных системных элементов. Такой взгляд позволяет рассматривать данный феномен с системных позиций, которые стали внедряться в конце XX в. в методологию исследований и образования в различных сферах смежных искусств, обладающих значительной неопределенностью.
Анализ показывает, что хореографическое образование является нетиповым и может качественно осуществляться только в нетиповых учебных заведениях [3], а их в силу специфического характера в стране существует весьма ограниченное число (см. п. 13 ст. 50 Закона «Об образовании»). При этом траектория обучения в таких учебных заведениях является монопрофильной, не допускающей изменения траектории за весь цикл обучения, если обучающийся двигается к цели (артист балета), сформулированной еще в десятилетнем возрасте.
Специфической чертой этого феномена является то, что от специалиста данной профессии (артиста балета) требуются не только знания, навыки и компетенции, но и умение создать из своего тела профессиональный инструмент, работоспособность которого должна поддерживаться в течение не менее двух десятков лет. Телесная сущность артиста балета как система
в балете является подсистемой, которая вместе с другой подсистемой — духовно-нравственной, образует полноценную целостную систему. Во многом (включая другие отмеченные выше системообразующие балет элементы) хореографическое образование в силу своего нетипового характера требует профессионального обучения и воспитания в специалистах всех нетиповых и типовых способностей.
Кроме того, нужно отметить целеустремленность системы, то, для чего она создана. Каждая система создается для достижения определенной цели. Данное свойство является специфическим только для биологических и социальных систем. Исходя из сказанного, под балетной системой следует понимать целеустремленную целостность взаимосвязанных между собой и с внешней средой элементов, имеющую новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из образующих эту целостность элементов в отдельности. Это является доказательством синергетичности целостной балетной системы.
Если говорить о традиции отечественного образования, то первые просветительские реформы, как известно, связаны с именем Петра I. Им были заложены основы для дальнейшего просвещения и развития науки. Открыв в 1701 г. в Москве первую светскую государственную и профессиональную «Школу математических и навигационных наук», Петр положил начало российской системе образования. Создание первого в истории России Министерства народного просвещения (1802), превращение университетов во флагман всех учебных заведений означало становление государственной системы народного образования.
Система образования — это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также сеть образовательных учреждений, в которых реализуются эти программы и стандарты [4].
Уже в 1738 г. в эту систему образования стала входить нетиповая балетная система, созданная при царском дворе,
инспектируемая периодически царями, в решении судьбы которой чаще всего принимали непосредственное участие высшие лица государства.
Для каждого уровня и каждого профиля образования существует своя специфическая учебно-воспитательная система, а в хореографии особенно.
Наряду с понятием учебно-воспитательной системы есть понятие педагогической системы, которое нередко персонифицируется и используется для характеристики плодотворной научной деятельности выдающихся педагогов (системы Я. Коменского, К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, А. Вагановой, В. Шаталова, Р. Захарова, Дж. Дьюи, М. Мон-тессори, Р. Штайнера и др.). Одной из педагогических систем является система хореографического образования, возникшая в 1738 г. и существующая поныне в конкретных элементах.
Педагогическая система — это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (по В. Беспалько).
Педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному (сущностному) признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости), типовой (законодательно обоснованный) и нетиповой характер.
В предисловии книги А. Я. Вагановой «Основы классического танца», впервые изданной в 1934 г. и переизданной в 2000 г., В. Чистякова писала: «Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Изложенная в ней методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику балетного искусства, итогом достижений советской хореографической педагогики. Огромный опыт, накопленный русским балетом, критически
осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне — Академии Русского балета, носящей теперь ее имя.
Первые выводы [методики Вагановой — В. И.] родились из сравнения двух систем преподавания танца, бытовавших на русской сцене в конце XIX века под условным названием французской и итальянской школ. Представителями так называемой французской школы были известные русские педагоги Н. Легат и П. Гердт. В балетном училище или в театре Ваганова брала у них уроки. Через учителя Гердта X. Иогансона, у которого также занималась Ваганова, традиции „благородного" классического танца восходят к датскому педагогу и балетмейстеру Августу Бурнонвилю, а далее — к знаменитым французским балетмейстерам и танцовщикам XVIII век, включая Жана Жоржа Новерра. С глубоким уважением отзывается Ваганова и об итальянце Чеккетти. Она называет деятельность Чеккетти „событием, сыгравшим огромную роль в истории нашей педагогики, а вместе с тем и русского балета" (архив А. Я. Вагановой „Мой путь", с. 2).
Сама Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Опираясь на ее обширный опыт, ученицы Вагановой обогащают и корректируют эту педагогическую систему своей творческой практикой» [5].
К образовательным системам относятся все социальные институты, ставящие своей целью обучение и воспитание (образование) человека. Образовательное учреждение рассматривается в качестве сложной социально-педагогической системы, в которой можно выявить большое количество образовательных систем. Например, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой образовательную систему. Процесс обучения, являющийся подсистемой целостного образовательного процесса, следует анализировать как образова-
тельную систему. Учебное занятие, с одной стороны, подсистема процесса обучения, а с другой — сложная образовательная система.
Развитие системы образования обусловлено уровнем развития производительных сил и сложившихся производственных отношений, а также отражает социально-экономические задачи развития общества, характеризуется рядом национальных и культурных черт и особенностей и всегда носит конкретно-исторический характер.
Изменение приоритетов и потребностей человека в обновляющейся России, его политических и духовных взглядов приводит к новым требованиям к личности будущего члена общества, его общеобразовательной и профессиональной подготовке. В этом проявляется роль и место системы образования в жизни конкретного человека, а система не может развиваться, не обновляя свою деятельность в новых социокультурных условиях.
Одним из аспектов системы образования (по В. Загвязин-скому) является структурно-уровневый аспект в виде системы непрерывного образования, охватывающей дошкольное, школьное (общее) и профессиональное образование. В случае хореографического образования эта образовательная система не является непрерывной для потребителя более типового срока в 20 лет, она ограничена во времени спецификой балета, но является интегральной образовательной системой, одновременно совмещающей общее и профессиональное образование, начиная с 10 лет потребителей, что еще раз доказывает нетиповой статус балетной образовательной системы.
Об основных системообразующих элементах хореографического искусства высказывались многие выдающиеся специалисты балета. Например, Н. Макарова [6, с. 63—64]:
«Классический балет — не цирк, в нем нет остроты и разнообразия неожиданностей, которыми богата цирковая арена. Да и не дарит он такого же наслаждения от созерцания чудес мускульной энергии и сноровки. Тогда, может быть, дело в красоте идеально выверенных построений Мариуса Петипа или Льва Иванова? Но ведь она одна и та же и может приесться, как
всякая формальная вещь. Но, может быть, она излучает особые эмоциональные заряды, сильнейшие токи одухотворенности, действующие на зрительское сердце, которое „пробивается" этим энергетическим потоком, несущимся со сцены? Думаю, в этом-то все и дело.
Классический балет в этом смысле ближе всего к музыке: там говорят звуки и их завораживающий гармонический язык. То, чем он наполнен, можно лишь частично передать словом.
В классическом балете говорит тело, подчиненное гармонии исполняемых им движений. И у него такой же прямой разговор со зрительским сердцем, как у музыки. Конечно, смысловой диапазон, которым располагает тело, более ограничен — ему не преодолеть до конца своей зримости и определенности, и оно может лишь конкретизировать музыку, переводя ее абстрактный язык в пластический ряд.
Но я верю, что тело способно преодолеть свою материальность, магией вдохновения преобразиться в музыкальную фразу. Как это сделать, научить нельзя». Овладение этим умением — насущная задача хореографического образования.
В управленческой деятельности выделяются понятия субъекта и объекта управления. В качестве субъекта в первую очередь выступает человек или группа людей, находящихся на той или иной ступени организационной структуры управления, включая преподавателей, а также самого обучающегося. Объектом управления является образовательное учреждение и все происходящие там процессы, которые направлены на реализацию миссии образования, а также каждый обучающийся как сложная система. Во взаимодействии субъектов и объектов управления проявляется их единство в целостной педагогической системе.
Существуют также и специфические функции управления, близкие к типовым: подбор и расстановка кадров; организация труда, обеспечение нормальных и безопасных условий для деятельности и саморазвития каждого обучающегося и работника; формирование условий для развития коллектива сотрудников; аттестация персонала; прием новых обучающихся; организация учебно-воспитательного процесса; общее и профессиональное
образование обучающихся; аттестация обучающихся; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; информационное, финансовое и материальное, правовое обеспечение; маркетинг образовательных услуг; поиск новых форм работы; мониторинг образовательных процессов и др.
Осуществление функций управления — процесс комплексный. Каждая функция выполняется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не выполняется независимо от других. В то же время каждая функция реализуется автономно.
Таковы основные системообразующие элементы хореографического образования, их характеристики, свойства и порядок взаимодействия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Афанасьев В. Г. Системность и общество.—М.: Политиздат, 1980.
2. Балет. Энциклопедия. —М.: «Советская энциклопедия», 1981.
3. Исаков В. М. Хореографический вуз как нетиповое учебное заведение. — СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2011.
4. Бухаров Г. Д. Системы образования: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. — СПб, 2000.
6. Макарова Н. Биография в танце. — М.: Артист, Режиссер, Театр, 2011.
In article the essence, structure and functions horeografichesky education is formulated and is shown that it is a cultural and educational phenomenon. The main non-standard line of this phenomenon consists that future ballet dancer should create from the body in the course of training the professional efficient tool and seize it in addition to other knowledge, abilities, skills and competences.
Key words: choreographic education, cultural and educational phenomenon, professional tool, essence, structure, functions.
А. В. Казачек, А. А. Сартакова
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Проблема ежегодного количественного и качественного набора в профессиональные хореографические учебные заведения породила необходимость поиска новых путей ее решения. Новизна работы заключается в том, что впервые данная проблема рассматривается более детально по сравнению с предыдущими обращениями к этой теме. На примере комплекса мероприятий, осуществляемых Новосибирским государственным хореографическим колледжем, можно проследить, что подготовка детей к поступлению происходит не только посредством развития физических данных.
Ключевые слова: прием студентов, подготовка студентов, прослушивание.
Еще совсем недавно на приемные экзамены в профессиональные хореографические учебные заведения (училища, колледжи, академии) приходило огромное количество детей. В результате жесткого конкурсного отбора удавалось сформировать классы, во многом отвечающие необходимым требованиям профессионального обучения. За последние годы в силу ряда причин, обусловленных сменой ценностных приоритетов в обществе, престиж профессии артиста балета заметно упал, вызвав нежелание многих родителей, в первую очередь родителей мальчиков, отдавать своих детей «в такую трудную, нестабильную, несерьезную и т. д.» профессию. Однако даже у детей, приходящих на вступительные экзамены, совокупность функциональных данных часто не отвечает профессиональным критериям. Проблема отбора и подготовки детей в профессиональные хореографические учебные заведения стала очень актуальной, особенно на периферии.
Необходимость появления подготовительного отделения была продиктована заинтересованностью педагогов в том, чтобы дети, желающие профессионально учиться балету, проверили