Научная статья на тему 'Подход к управлению качеством образования в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой'

Подход к управлению качеством образования в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / БАЛЕТ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРИЗНАКИ / КРИТЕРИИ / MANAGEMENT / EDUCATION / BALLET / EDUCATION REFORMS / SIGNS / STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаков В. М.

В статье раскрывается подход к управлению качеством образования в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой как нетиповом учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION QUALITY MANAGEMENT APPROACH IN VAGANOVA ACADEMY OF RUSSIAN BALLET

The article describes the ways of the education quality management in the Vaganova Academy of Russian Ballet as in not typical educational establishment.

Текст научной работы на тему «Подход к управлению качеством образования в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой»

УДК 378

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А.Я.ВАГАНОВОЙ

© 2010 В.М.Исаков

Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой

Статья поступила в редакцию 11.01.2010

В статье раскрывается подход к управлению качеством образования в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой как нетиповом учебном заведении.

Ключевые слова: управление, образование, балет, требования, признаки, критерии.

Оценка эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования, в первую очередь, должна базироваться на анализе наличия и результативности системы гарантий качества в вузе, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, которую в дальнейшем будем называть системой качества (СК) образовательного учреждения (ОУ). Однако сами критерии наличия и результативности СК ОУ в настоящее время четко не определены, что делает актуальным рассмотрение подходов к решению этой проблемы.

Основная тенденция в сфере обеспечения качества сводится к разработке и внедрению СК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2001!, Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

Болонский процесс (Болонская декларация)2 предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление ОУ, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу. При этом в соответствии с принципами вузовской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения.

Исаков Вячеслав Михайлович, проректор по научной работе и развитию, профессор. E-mail: rioarb@rambler. ru

1 ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: 2001. - С. 26.

2 Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г.Болонья, 19 июня 1999 г.

Академия Русского балета имени А.Я.Вагановой (Санкт-Петербург), основанная в 1738 году, осуществляет образовательную деятельность в различных сферах балетного искусства, но основой ее деятельности является подготовка профессиональных исполнителей - артистов балета (более 60% обучающихся).

Художественно-творческое образование - образование, ориентированное на развитие прежде всего творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности, это образование, мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание собственной индивидуальности, превращение знаний и умений в потенциал мышления и саморазвития.

Особое значение художественно-творческое образование имеет в подготовке специалистов в хореографическом искусстве, особенно артистов балета. Создание артиста балета - это сложный, неповторимый, отнюдь не случайный, а системно-организованный процесс, которым осознанно и взаимосвязанно управляют, как минимум, два субъекта: изнутри - сам будущий артист балета, а извне - педагоги (преподаватели и родители) будущего артиста, общество. Такая исключительная структура этого процесса в первую очередь обусловлена тем, что балет - высшая форма хореографии, где танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, а будущий артист в детстве и юности должен овладеть этим искусством. Синтезируя разные искусства, балет синергетически формирует новое явление по законам философии, управления и организации. На этом пути будущему артисту балета надо овладевать не только профессиональными методами, средствами и приемами, но и широкой, приемлемой для его характера и качеств совокупностью общенаучных методов, средств и приемов творческой, исследовательской работы. Этим сложным процессом можно осознанно

управлять, а можно, опираясь только на учебный план подготовки артиста, отдаться воле случая. Конечно, успех в процессе создания артиста балета не гарантирован, но вероятность успеха тем выше, чем более качественно этот процесс организуют и управляют им.

Качество профессионального становления артиста балета связано не только с типичными для всех профессий установками. Это качество в наибольшей по сравнению с другими профессиями степени зависит от внешних природных данных, способностей и умений создать свой специфический и одновременно индивидуальный профессиональный инструмент - тело артиста балета, которое должно и при обучении и в профессии удовлетворять всем предъявляемым к нему и меняющимся требованиям. Именно поэтому за образовательным учреждением в области балетного искусства, впервые закреплен статус нетипового образовательного учреждения: «Академия в соответствии с пунктом 13 статьи 50 Федерального закона «Об образовании» является нетиповым образовательным учреждением высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности». Среди основных отличительных признаков хореографического образования необходимо выделить следующие:

1) Системологическое построение образовательного процесса, которое предусматривает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов образовательной программы. Основой такого сочетания является формирование у обучающихся потребности в творчестве при практическом использовании знаний, умений и компетенций.

2) Технология образовательного процесса также оказывает существенное влияние на развитие потенциала способностей. Сегодня необходимо, исходя из требований Болонской декларации, изменение технологии образования в полном комплексе ее характеристик. Необходимы технологии, ориентированные на формирование многогранного потенциала специалиста, особенно в области культуры и искусства. Важно то, что созидательный потенциал личности формируется на основе разнообразия выбора, оценки альтернатив, осознания цели и непрерывного формирования новых индивидуальных способностей. Все это необходимо предусматривать в технологии образования своевременно путем эволюционного накопления количественных изменений в психофизиологической, интеллектуальной, творческой и духовно-нравственной подсистемах каждого обучающегося.

3) Необходимым признаком художественно-творческого образования является достаточная

фундаментальная подготовка, в частности, в области балетного искусства. Фактор фундаментальной подготовки в хореографии нельзя отождествлять с теоретическими знаниями. Фундаментальная подготовка - это то, что обладает системным интегративным эффектом, что, может быть, и является фундаментом последовательного и практического эффективного наращивания компетенций, знаний и умений в профессиональной деятельности, обучение которой в балете начинается с раннего возраста.

4) Следующий признак состоит в том, что художественно-творческое образование - это образование проблемное не только по методическим его характеристикам, но и по структурно-предметным. Профессия - это сплав культуры, характера мыслительной деятельности и специальных знаний, навыков и компетенций. Но здесь возникает ключевая проблема - как и всегда ли мы достигаем этого сплава? Эффективность профессионального сознания определяется гармонией знаний, т.е. тем или иным конкретным их сочетанием, сопряжением, структурой. Но проблема состоит не только в структуре дисциплин, но и в методике их представления. В хореографии можно давать навыки, знания, умения в виде устоявшихся, общепринятых положений, апробированных рекомендаций, бесспорных трактовок и т.д., но можно, и это в большей мере соответствует задачам развития хореографического образования, в виде не застывших истин, а непрерывного циклического процесса развития содержания образования, в котором главную роль играет проблемность основных задач обучения и различные пути ее преодоления.

5) Среди основных признаков необходимо назвать то, что современное художественно-творческое образование невозможно представить без соответствующей его организации. Главным в организации художественно-творческого образования является возможность выбора дисциплин, регулярных практических занятий по приобретению компетенций, методы формирования образовательных групп, учебной нагрузки слушателей или студентов, формы, количество и распределение контрольных мероприятий.

6) Важнейшим признаком художественно-творческого образования является его мотивация, возникающая в мировоззрении обучаемого. Действием факторов мотивирования можно управлять в образовательных процессах, опираясь на эти факторы, таким образом, который соответствует сути и содержанию, в частности, хореографического образования.

Только если работоспособная, потенциально и системно обогащенная личность достаточно

успешно проходит путь формирования внутреннего развития по дороге хореографического искусства и смежных с ним конкретных наук (художественных, управленческих, включая умение управлять собой, и т.д.), такая личность приобретает профессиональное мастерство, эмпирические системные способности, без которых успех невозможен. Представляется, что из этого в первую очередь следует исходить при формулировке требований к созданию системы качества ОУ в Академии балета, основными из которых должны быть:

о Требования к стратегии развития и процедуры оценки образования. Стратегия и официальные процедуры должны образовывать систему, в которой вуз разрабатывает и отслеживает эффективность своей системы гарантии качества. Они также помогают формировать общественную уверенность в независимости организации. Стратегия должна содержать заявление о намерениях и основные средства, с помощью которых данные намерения осуществляются. о Требования к утверждению, мониторингу и периодическим проверкам программ и квалификаций. Доверие студентов и других заинтересованных сторон, включая работодателей, к высшему образованию легче установить и поддерживать с помощью качества, которое гарантирует, что программы качественно составлены, регулярно обновляются и являются востребованными. о Требования к оценке компетенций, знаний и навыков студентов. Эта оценка является одним из наиболее важных элементов в вузе. Результаты оценки оказывают большое влияние на будущее карьеры студентов. Таким образом, важно, чтобы оценочный процесс всегда осуществляется профессионально и предоставлял важную для учебного заведения информацию об эффективности своей деятельности. о Требования к качеству преподавательского состава. Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступного большинству студентов. Учебные заведения должны гарантировать, что пополнение сотрудников и процедуры назначения включают способы гарантирования, что новые сотрудники обладают хотя бы минимально достаточным уровнем компетенции. о Требования к ресурсам обучения и поддержки студентов. Ресурсы могут быть как физическими (такие, как библиотеки или компьютеры), так и человеческими (преподаватели, наставники, советники и другие консультанты). Ресурсы обучения и другие механизмы поддержки должны находиться в свободном доступе, быть смоделированными

в соответствии с нуждами студентов; студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах. о Требования к внутренним информационным системам вуза. Учебные заведения должны гарантировать сбор, анализ и использование наиболее достоверной информации, необходимой для эффективного управления программами обучения преподавателями, а также для самоуправления обучением непосредственно студентами. Самообследование или самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества учебного процесса. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств, учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений. Информационные системы, дающие достаточно объективное представление о качестве образования, должны охватывать: 1) прогресс студентов и уровень успеваемости; 2) спрос на выпускников на рынке труда; 3) удовлетворенность студентов учебными программами; 4) эффективность преподавания различных дисциплин и видов учебных занятий; 5) состав студентов и анализ усвояемости материала его различными группами; 6) дополнительные обучающие ресурсы и их стоимость; 7) главные показатели деятельности данного учебного заведения. о Требования к общественно значимой информации. В осуществлении своей общественной роли учебные заведения несут ответственность за предоставление адекватной информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, о квалификациях, которые присваиваются выпускникам, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам. Эти важнейшие факторы формирования качества работы ОУ проявляются системно только в своем взаимодействии, которое в значительной мере зависит от общих и конкретных условий развития образования в вузе. При этом целостный набор факторов качества очень обширен и разнообразен. Их надо системно учитывать во всей полноте состава и взаимодействия. Важно и то, что в решении проблем качества в той или иной мере должны быть задействованы все участники образовательного процесса - от ректора до студента и учебно-вспомогательного персонала. Большое значение в концепции качества образования в вузе играет управление всеми процессами. Каким должен

быть механизм такого управления, как его сформировать и использовать? Усилением требований к качеству образования можно добиться его некоторого повышения, но решить проблему кардинально не удастся. Надо развивать систему мотивации и оценки качества образования и комплексного управления всеми его ас-пектами3.

Особую трудность представляет разработка системы управления качеством в хореографическом образовании и, в частности, в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой как нетиповом образовательном учреждении4. Основной образовательной программой, реализуемой в Академии, является образовательная программа подготовки артистов балета, представляющая собой интегрированный курс обучения на базе начального общего образования, предполагающий получение основного общего образования, среднего полного общего образования (с учетом профиля получаемого профессионального образования), среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования5.

В связи со специфическими особенностями обучение профессии «артист балета», возможном лишь при безусловном наличии соответствующих физических, внешних, психологических и творческих данных, прием абитуриентов, восстановление и конкурсный перевод обучающихся на последующие годы обучения в Академии осуществляется по категориям отбора детей, подростков и молодых людей, оцениваемым в созданной системе медицинского, психологического осмотра, проверки профессиональных данных, способностей и склонностей, уровня освоения программы, индивидуальных конкретных характеристик творчества, работоспособности, физического развития, принятых Ученым советом вуза и утвержденных ректором.

Освоение содержания хореографического образования обучающимися в Академии осуществляется на основе проверенных практикой

3 Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М.: 2005.

4 Фомкин А.В., Исаков В.М. Балетное образование в Петербурге: от ремесленной школы к нетиповому вузу. // Высшее образование в России. - М.: 2007. №7. -С. 145 - 150.

5 Фомкин А.В., Исаков В.М. Эволюция хореографического образования в России для детей 9 - 10 лет и возможности его упорядочения в современных условиях // Мат. XIV Межд. конф. «Ребенок в современном мире. Образование и детство», 18 - 20 апр. 2007. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: 2007. - С. 282 - 288.

столетий методических принципов русского балетного искусства: 1) начало обучения с раннего возраста, жесткая непрерывность и преемственность различных уровней хореографического образования6; 2) мультикультурный подход, предполагающий включение в учебные планы и программы обучения профессиям и конкретным дисциплинам в области хореографического искусства широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на традиции русского классического балета и культуры7; 3) комплексный подход к преподаванию хореографических и других художественных дисциплин на основе взаимодействия и взаимообогащения различных видов искусств;

4) распространение вариативных образовательных программ различного уровня, ориентированных во многом на конкретные особые нетиповые способности и возможности обучающихся;

5) разработка и внедрение научно и методически обоснованных, личностно ориентированных методик хореографической образовательной работы, опирающихся на индивидуализированный подход к выявленным и развиваемым выдающимся способностям обучаемых в Академии.

Сегодня управление качеством всех процессов образовательной деятельности в Академии возможно только при наличии системы показателей и характеристик, которые учитывают нетиповую специфику образования в Академии. Все эти показатели должны найти свое отражение в системе управления качеством образования в Академии по всем образовательным про-граммам8. В настоящее время на базе комплекса исследований, выполненных в Академии, представлена модель этой системы, опирающаяся на структуру Академии (рис. 1). Исходя из системного подхода, представленная система состоит из целого ряда подсистем, в соответствии с перечисленными выше основными направлениями работы и некоторыми другими аспектами. Представленная постановка проблемы качества хореографического образования свидетель-

6 Исаков В.М. Педагогические и правовые проблемы сохранения и развития хореографического образования // Мат. X Межд. конф. «Ребенок в современном мире. Детство в контексте культуры и образования», 16 -18 апр. 2003. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: 2004. -С. 191 - 194.

7 Асылмуратова А.А., Исаков В.М. Судьбы детей с выдающимися способностями в контексте современных проблем обучения и воспитания артистов балета // Мат. XI Межд. конф. «Ребенок в современном мире. Государство и дети», 21 - 23 апр. 2004. РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: 2004. - С. 34 - 39; Исаков В.М. Управление и организация в хореографическом искусстве // Искусство и образование. - 2009. - № 4(60). -С. 157 - 161.

8 Там же.

ствует о том, что на базе уже проделанной работы необходимо выполнить комплекс современных исследований в этой области, чтобы в

главном обеспечить решение основных задач, стоящих перед отечественным искусством балета и хореографией в целом.

.1 Цели, концепция .2. Разработка стратегии качества функционирования (традиции, современные щ>еёотщ специфика) 1.3. Работа с министерствами, ведомствами и

организациями .4. Разнообразие взаимосвязей руководства и персонала

аь lï

« S Ь й

. 3

2.1. Сбор разносторонней информации "балет общество"

2.2.Разработка политики и стратегии действий АРБ

2.3.Распределение полномочий, обязанностей и ответственности

2.4.Внедрение концепции развития всей структуры

2. Планирование и организация качества

нетгатовых к гкповых образовательных процессов в АРБ

3. Управление пер сонмом ШПС, УВП, АХЧи др.), исходя из концепции развития

4. Управление потенциалом и ресурсами на всех ур оенях (внутр енними и внешними)

3.1 Кадровая политика АРБ

3.3 Вовлечение персонала в развитие и обновление

3.2 Повышение квалификации персонала

3.4 Установление обратной связи с руководством

3.5 Организация рабочая среды и социальной защиты

«-1

V

4.1. Управление творческими и научными ресурсами

4.2. Управление финансовыми ресурсами

4.3. Управление технологиями и инфраструктурой обучения

4.4. Управление материально-техническими ресурсами

4.5. Управление информационными ресурсами

4.6. Управлениие взаимодействием с внешними партнерами (театрами, попечителями)

i<

УО К

о S

а

у

6.1. Механизмы сбора информации от персонала (советы, совещания, анкеты)

6.2. Формирование роста компетенции персонала (профессиональные и др. виды мастерства)

6.3. Оформление роста компетенции (почетные и научные звания, ученые степени и т.п.)

6. Компетентность персонала

7. Удовлетворенность потребителей

8, Влияниенахореографию и общество Е целом

8.1 Механизм информационной политики:

- публикации о вузе (АРБ),

- методические публикации,

- творческие и научные публикации

8.2 Уровень признания АРБ

- политика и практика приема;

- Р£-компании и публикации,

- рейтинги, опросы и т. п.

5.1. Разработка структуры КК, исходя из требований и критериев аттестации вуза искусства

5.2. Основные образовательные и воспитательные процессы

5.3. Вспомогательные (информационные, технические и технологические) процессы

7.1. Механизмы сбора информации от потребителей выпускников АРБ и услуг

7.2. Анализ удовлетворенности потребителей: по разделам

- государственные органы (аттестация);

- организации-работодатели (формулировка требован] к выпускникам и оценка их качества);

- опросы студентов и выпускников

M

а »

в Я 0) 1 а а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш Я

3 8 ï »

V

1. Социально-экономические:

- качество выпускников;

- творческие результаты;

- методическая р

- научная работа

вплоть до пропаганды балета 9.2. Экономические:

- совершенствование материально-технической базы

- развитие структуры и штатов;

- реинвестиции и внебюджетные инвестиции

9.3. Социальные:

- повышение уровня жизни персонала, обучающихся J и т. п.

Рис. 1. Структура управления качеством образования в Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой

EDUCATION QUALITY MANAGEMENT APPROACH IN VAGANOVA ACADEMY

OF RUSSIAN BALLET

© 2010 V.M.Isakov

Vaganova Academy of Russian Ballet

The article describes the ways of the education quality management in the Vaganova Academy of Russian Ballet as in not typical educational establishment.

Key words: management, education, ballet, education reforms, signs, standards.

Isakov Vyacheslav Mihaylovich, Vice-rector for Research and Developmen, professor. e-mail: rioarb@rambler. ru

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.