Научная статья на тему 'Высшая национальная школа танца Марселя: поиск модели высшего образования для артистов балета'

Высшая национальная школа танца Марселя: поиск модели высшего образования для артистов балета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ И РОССИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ АРТИСТОВ БАЛЕТА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF EDUCATION IN FRANCE AND RUSSIA / HIGHER EDUCATION FOR BALLET ARTISTS / CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомкин Алексей Викторович, Венидиктов Денис Юрьевич

Статья посвящена исследованию процесса разработки и реализации концепции высшего образования для артистов балета в Национальном хореографическом центре Марселя (2011 год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The higher national school of dance in Marseilles: search for higher education model for ballet artists

The article features research in the development and realization of higher educational concept for ballet artists in the National Choreographic Centre of Marseilles (2011).

Текст научной работы на тему «Высшая национальная школа танца Марселя: поиск модели высшего образования для артистов балета»

A.B. Фомкин, Д.Ю. Венидиктов

ВЫСШАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ТАНЦА МАРСЕЛЯ: ПОИСК МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Статья посвящена исследованию процесса разработки и реализации концепции высшего образования для артистов балета в Национальном хореографическом центре Марселя (2011 год).

Ключевые слова: система образования Франции и России, высшее образование для артистов балета, содержание образования.

10 июля 2011 года в Женеве скончался выдающийся французский хореограф, офицер Национального ордена за заслуги в области литературы и искусства (1965), кавалер Ордена Почётного легиона (1974), лауреат главной Национальной премии Франции в области литературы и искусства (1975), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001), основатель Национального хореографического центра в Марселе Ро-лан Пети. В апреле 2011 года авторы данной статьи посетили балетную школу Национального хореографического центра в Марселе (http://www.ecole-danse-marseille.com). Главной задачей визита было изучение опыта этого учебного заведения по реформированию балетного образования в русле болонских реформ. В 2010 году Министерством культуры Франции введен в действие «Государственный диплом танцовщика о высшем образовании» [3]. Иначе говоря, учебным заведениям предоставлена возможность присвоения танцовщикам высшего образования. Будучи одной из самых молодых во Франции Марсельская балетная школа откликнулась на эту новацию и преступила к реформированию цикла высшего образования. Этот факт - подтверждение актуальности и своевременности модернизации подготовки артистов балета и введения для них бакалавриата в Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой, которое произошло в 2007 году. Этой статьей Академия отдает дать памяти великому балетмейстеру Ролану Пети.

История

В 1984 году мэр Марселя Гастон Деферр объявил конкурс на лучший проект здания для балетной школы, в котором победил архитектор Ролан Симунэ. В 1992 году Национальная высшая школа танца, возглавляемая Романом Пети, приняла первых учеников. В качестве своей основной задачи школа определила воспитание классического танцовщика. Знаменитый хореограф хотел, чтобы архитектура здания включила в себя все необходимые составляющие для быта, посвященного хореографическому искусству, чтобы как дети, так и взрослые могли работать в центре балета национального и международного масштаба. После ухода Пети с 1998 по 2004 год школой руководила балерина Мари-Клод Пьетрагалла. С 2004 года директором является танцовщик Жан-Кристоф Парэ.

Чтобы понять соответствие циклов обучения в Национальной высшей школе танца Марселя и в других учебных заведениях целесообразно кратко представить систему образования во Франции [2].

Система образования Франции

В соответствии с действующим законодательством образование представляет собой следующую траекторию:

• Начальное образование (школа) (обучающиеся в возрасте 6-10 лет)

• Среднее образование (колледж и лицей) (обучающиеся 1117 лет)

• Высшее образование (университет) (студенты с 18 лет)

Начальное образование начинается с 6 лет, чему предшествует обучение в детском саду в течение трех лет. Ребенок поступает в обычную школу и на первом году обучения ходит в подготовительный класс. В возрасте 7 и 8 лет ребенок посещает элементарные классы начальной школы, а в 9 и 10 - средние классы начальной школы.

Среднее образование делится на два цикла - первый и второй. Первый цикл соответствует обучению во французских

колледжах (обучающиеся в возрасте 11-14 лет), второй цикл представляет собой обучение в лицее, где уже вводится специализация. Образовательный процесс в колледже длится четыре года (первый год называется «шестой», а второй и последующие, соответственно, «пятый», «четвёртый» и «третий»). По окончании колледжа студент в возрасте 14 лет получает аттестат («brevet»), который соответствует аттестату об общем образовании в России, чего не достаточно для поступления в университет. Далее студент переходит в лицей, где учится ещё два или три года (в возрасте 15-16-17 лет). В лицее процесс обучения строится в зависимости от выбранной траектории студента, который определяет, будет он учиться два или три года. Если студент принимает решение, что по окончании лицея он будет продолжать обучение в университете, то ему необходимо учиться три года, чтобы получить диплом о среднем образовании (во Франции «baccalauréat»). При переходе из колледжа в лицей студент определяет себя в профессии. Таким образом, с 15 лет во Франции, как и в России, официально начинается профессиональное образование.

С 1994 года направления подготовки во французских лицеях сгруппированы в три так называемые «траектории» или «пути»: 1) профессиональный, 2) общий, 3) технологический. Если студент определился с будущей профессией, то он может продолжать своё обучение по профессиональной траектории в своей отрасли, выбрав два или три года обучения. Через два года студент имеет право сдать экзамены и получить свидетельство о профессиональной подготовке (САР) и пойти работать по профессии. Но для поступления в вуз этого будет недостаточно, поэтому студент продолжает обучение ещё один год по выбранной профессиональной траектории и в конце обучения сдаёт экзамены на получение диплома о среднем профессиональном образовании («baccalauréat professionnel»). Либо студент готовится к обучению в университете по двум другим образовательным траекториям. Это подготовка к получению технологического диплома («baccalauréat théchnologique»), либо общего

диплома о среднем образовании («baccalauréat général»). В первом случае студент с первого года в лицее углублённо обучается по учебным планам, где основу составляют технологические науки (отрасли промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, менеджмента и т.п.), после чего он выбирает -заняться профессией или уйти в науку и поступать в ВУЗ. Во втором же случае предлагается в первый год обучения изучать дисциплины общепрофессионального цикла (включая гуманитарные дисциплины), а на втором курсе выбрать свою специализацию и по итогам третьего выпускного курса получить общий диплом о среднем образовании, который даёт право поступать в университет или высшую школу.

После получения французского «бакалавриата» студент имеет возможность получать высшее образование. Система высшего образования во Франции представляет собой три цикла:

• I цикл - трёхгодичное обучение для любого обладателя французского «бакалавриата» с целью получения общего высшего образования (диплом «licence») - соответствует российской степени бакалавра;

• 2 цикл - двухгодичное обучение после завершения обучения на I цикле, включающее в себя углубление профессиональных компетенций в определённой области, а также соответствующий уровень научных исследований (диплом «master») - соответствует российской степени магистра;

• 3 цикл - трёхгодичное обучение во французской «докторантуре» («doctorat»), соответствующей российской аспирантуре. На данном этапе студент готовит и защищает диссертацию.

Отметим, что в соответствии с законодательством в России освоение большинства программ бакалавриата занимает 4 года, но имеются и исключения, к которым относится трехлетняя подготовка артистов балета в рамках стандарта направления 071300 Хореографическое исполнительство.

Структура образовательного процесса Национальной высшей школы танца Марселя

Представляет собой следующие уровни (циклы) [I]:

• I цикл - «Ориентация» (начальное образование);

• 2 цикл - «Элементарный уровень» (начальное образование);

• 3 цикл - «Средний профессиональный уровень» (среднее образование);

• Ь3 цикл - «Высший уровень» (уровень диплома высшего образования - равен российскому бакалавриату).

Необходимо учесть, что в Марсельской школе танца реализуется только профессиональная часть образовательного процесса. Параллельно с этим каждый обучающийся учится в отдельных образовательных учреждениях соответствующего уровня образования. Профессиональное обучение в Высшей национальной школе танца Марселя происходит параллельно с получением основного, среднего и высшего образования и занимает в целом 11 лет.

Процесс обучения будущих танцовщиков можно представить в виде таблицы.

В первом цикле - «Ориентация», 3 года - обучаются дети в возрасте от 8 до 11 лет. Он ориентирован на знакомство с танцем, с кодификацией позиций, поз и движений. Ученики обучаются пониманию строения своего тела, знакомятся с основными средствами художественного выражения, элементами танца. В течение этого цикла происходит первичное знакомство с технологией создания хореографии, а также изучение танцевальных традиций регионов мира, в которых основным является ритм и взаимоотношения в группе.

На втором цикле - «Элементарный уровень», 3 года -обучаются дети в возрасте от 12 до 15 лет, начинается индивидуальная работа с учениками в целях развития способностей и личностных пластических характеристик. Цикл готовит учеников к последующему обучению, где потребуется высокий уровень физической выносливости. Основными задачами являются

Таблица 1

Соотношение уровней общего и профессионального образования в обучении артистов балета

№Ге Возраст обучающихся Циклы профессионального обучения в Марсельской школе танца Цикл общего образования -параллельное обучение (школа, колледж, лицей, ВУЗ) Диплом об образовании

1 8-11 лет 1-й цикл «Ориентация» (3 года) «СЕ 2» (школа) «СМ 1» (школа) «СМ 2» (школа) «6»-й (колледж) -

2 12-15 лет 2-й цикл «Элементарный» (3 года) «5»-й (колледж) «4»-й (колледж) «3»-й (колледж) «Второй»(лицей) Diplôme national du brevet (аттестат)

3 15-17 лет 3-й цикл «Средний профессиональный» (2 года) «Второй»(лицей) «Первый» (лицей) «Выпускной» (лицей) Baccalauréat professionnel Диплом о среднем профессиональном образовании

4 с 18 лет ЬЗ цикл «Высший» (3 года) «Выпускной» (лицей) ВУЗ Diplôme National Supérieur Professionnel Danseur Государственный диплом о высшем образовании (Танцовщик)

ta

Л о

s к я

ta

Ц:

К) N1

К) о

К)

СП

углубление изучения основ техники танца и экспрессивного жеста, различных средств танцевальной выразительности, начинается знакомство с техниками современного танца, что даёт возможность расширения двигательных возможностей танцовщика, с основами импровизации, активным использованием характеристик тела - собственного веса, гравитации и т.д. В этом цикле изучаются основы барочного танца - предтечи классического танца. Он является основой сценической практики с историческим репертуаром.

На третьем цикле - «Средний профессиональный уровень», 2 года - обучения происходит процесс профессионализации обучающихся, а также поиск собственной модели личностного роста и творческого саморазвития. Подход к обучению становится всё более индивидуальным. Ученики в возрасте 15-17 лет развивают свой исполнительский опыт и стремятся углублять свою автономию в хореографическом исполнительстве. Данный уровень обучения требует от обучающихся большей виртуозности и физической выносливости в процессе исполнения репертуара. Преподаватели помогают ученикам выстраивать собственный путь творческого развития в хореографическом исполнительстве, сформировать критическое отношение к произведениям хореографического искусства.

Четвертый цикл L3 - «Высший уровень», 3 года -

для обучающихся в возрасте с 18 до 21 лет. Это новый уровень образования, возникший в последние годы. На данном этапе студенты оттачивают своё мастерство, повышают свою профессиональную квалификацию и разрабатывают свою будущую карьерную линию в профессии. Третий год цикла соответствует третьему году обучения в университете, после чего выдаётся диплом Licence 3 - Professionnelle (что соответствует российскому бакалавриату). Выпускники этого уровня получают диплом о высшем образовании и становятся танцовщиками-исполнителями (данная профессия внесена «Национальный регистр сертифицированных профес-

сий»). Программа цикла базируется не только на занятиях танцем и композицией, но и на овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в области инновационных визуальных технологий и звука. Имеется возможность стажироваться и проходить практику в профессиональных хореографических компаниях, что даёт неоспоримый результат при освоении компетенций, которыми должен обладать профессиональный танцовщик.

Прием. На каждый из рассмотренных уровней организуется прием - специальные профессиональные просмотры, проходящие ежегодно во втором квартале. Точные даты просмотров сообщаются в прессе. В просмотре могут участвовать дети, начиная с 8 лет, а также кандидаты до 21 года. Учащимся старше 15 лет предоставляется стипендия Министерства культуры Франции. Порядок записи на участие в просмотре следующий. На почтовый адрес школы танца направляются фамилии и имена кандидатур, за две недели до просмотра в ответ приходит анкета записи, с которой кандидату необходимо явиться на просмотр. Иностранные граждане принимаются в школу танца на общих основаниях. Причём для них необходимо хорошее владение французским языком, т.к. иностранцы продолжают своё обучение вместе с французскими гражданами в общеобразовательных учреждениях, партнёрах школы танца. Также иностранцы могут претендовать на места в интернате. Кандидаты имеют возможность участвовать в просмотрах столько раз, сколько они считают целесообразным. Участие в просмотре платное и составляло в 2011 году 30 евро.

Для детей в возрасте 8 лет просмотр при приеме заключается в проверке физических данных. Для детей в возрасте от 9 до 14 лет отбор проходит в течение четырех последовательных дней. Первый день включает в себя урок классического танца, в процессе которого отбираются кандидатуры. Те, кто получили допуск, проходят так называемую «стажировку» в течение трёх дней, которая состоит из занятий классическим и современным танцем в школе, тренинг по хореографической композиции.

В итоге в четвертый день стажеры показывают приемной комиссии собственную танце вальную постановку и урок классического танца. Кандидаты в возрасте 15-17 лет претендуют на обучение на Высшем цикле. Здесь от них требуется показать свой уровень владения классическим и современным танцем, а также способность запоминать порядок движений здесь и сейчас. Для кандидатов в возрасте 18-21 год есть возможность обучения на профессиональном цикле обучения, по окончании которого они получают государственный диплом высшего образования. Для таких кандидатов программа просмотра идентична предыдущему циклу, но также здесь каждый кандидат проходит профессиональное собеседование.

Модель программы высшего образования для танцовщиков в Марсельской школе (Четвертый цикл ЬЗ - «Высший уровень»)

Из Концепции высшего образования для артистов балета Марсельской балетной школы:

«С 1980-х гг. хореографическое искусство в Европе стало полиморфным полем художественного выражения. Многочисленные новые опыты, осуществляемые на творческом пространстве, стали фундаментом развития новых компетенций профессиональных танцовщиков-профессионалов. Не стремясь изменить цели школы танца с её традиционного пути, заложенного основателем, современная ситуация потребовала сформировать образовательное предложение, исходя из многополярной реальности в сфере занятости и новых ожиданий от неё. В связи с этим Высшая национальная школа танца Марселя, также как и ряд танцевальных компаний, считает, что необходима постепенная трансформация образования. Деятельность школы сегодня должна быть больше ориентирована на активизацию неоклассического репертуара, нежели на современное творчество»...

Из материалов Жана-Кристофа Паре, директора Марсельс-кой школы:

Возникновение нашего предложения о внедрении Государственного диплома танцовщика о высшем профессиональном образовании

«Мы хотели понять до того, как определимся с нашим проектом диплома, кем являются эти молодые ребята желающие сделать танец своей профессией. Как они воспринимают мир искусства и общество, в котором существует искусство? Видят ли они своё будущее? Какие способы существуют у них для постановки вопросов о себе и о танце? Как они проектируют свою будущую карьеру? Прежде чем определить основные положения проекта Государственного диплома, тем не менее, нам показалось важным очертить круг интересов молодых и начать с нескольких фактов, касающихся их «деятельности».

• Мотивации студентов танцовщиков-исполнителей на получение университетского диплома редко встречаются в циклах обучения среднего профессионального уровня. Новая позиция, которую мы им теперь предлагаем посредством высшего образования, формируется в их учебном плане. Мы подумали, что необходимо предложить обучение, которое даёт возможность осознать свои первоначальные действия, основанные на желании танцевать.

• Формирующиеся молодые танцовщики находятся в неком отношении к практике танца, которое становится у большинства начальной репрезентацией их профессионального становления, выражающего идею мощного телесного инвестирования. Мы хотели бы сделать «страсть» к танцу основным преимуществом. Ранняя интеграция методичной работы с телом моделирует системы восприятия и познания, формирует уникальный способ понимания мира. В конечном счёте, целью использования такой логики является формирование принципиально нового теоретического подхода к искусству танца.

• Современное образование переживает изменения. При переходе от педагогических проектов «монокультурного» типа, где имеет место один эстетический взгляд, к парадигме «открытой

культуры» проявляются пробелы в хореографической практике. В данном случае, необходимо подводить молодых танцовщиков в образовательном процессе к знакомству с новыми способами и возможностями развивающейся лексики, манеры современных хореографов и артистов. Сегодня разнообразный подход к процессу хореографического исполнительства или создания спектакля призван с помощью новых методов и идей инвестировать в своё развитие. При перекрёстной художественной жизни (часто смешивающей изобразительное искусство, дизайн, театр) понимание и обучение произведений искусства становится всё более сложным.

• В нашем обществе появляется новая мультимедийная культура, с которой ежедневно сталкиваются молодые танцовщики (вне зависимости от их образовательной траектории: классика, современный танец или иное направление). Найти информацию в Интернете, подобрать нужный визуальный образ, сохранить его, обменяться им - эти действия стали обыденными для современных молодых артистов и должны восприниматься как основы творческого воображения 21 века.

• Появляются новые технологии изображения и звука как актуальный ответ, поскольку они потенциально являются инструментами анализа, позволяющими переосмысливать, а с другой точки зрения, являются средством многогранной хореографической деятельности: создания нового спектакля, активизации имеющегося материала, записи движения, а также средством формирования научного знания о танцующем теле, формирования художественной культуры, обучения и воспитания...»

С 2010 года, исходя из вышеуказанных задач и в связи с введением в действие «Государственного диплома танцовщика о высшем образовании» Высшая национальная школа танца Марселя приступила к существенной трансформации образовательных циклов. Главной задачей стала разработка концепции и содержания Четвертого цикла образования - L3 - «Высшего уровня», которого ранее не существовало. Введение высшего образования в Марсельской школе основывалось на действующих законодательных актах:

• Закон 2004-809 «О местных свободах и ответственности»;

• Декрет Министра культуры № 2007-1678 «О государственных дипломах высшего профессионального образования, выдаваемых учреждениями высшего образования, уполномоченных министром в области культуры»;

• Указ Министра образования от 23 декабря 2008 года «о государственных дипломах высшего профессионального образования, устанавливающий правовые условия учреждений высшего образования, выдающих диплом».

Марсельская школа танца также является участником процесса обеспечения занятости в условиях четырёхстороннего рамочного соглашения о занятости и обучении в области исполнительских искусств, подписанного в регионе в июне 2008 года.

Для разработки программы высшего образования для танцовщиков Марсельская школа вступила в партнерские отношения с т.н. «Блоком образования и науки» - Институтом INGEMEDIA при Университете Южный Тулон - Вар. Совместными усилиями специальной Комиссии из представителей Высшей национальной школы танца Марселя и университета была составлена трехлетняя программа подготовки артистов балета трудоёмкостью 180 зачётных единиц (при трудоёмкости каждого семестра 30 зачётных единиц). Благодаря этому выдаваемый по окончании обучения диплом был признан эквивалентным уровню Licence, что соответствует Болонской модели европейского высшего образования - «LMD» (высшее образование в виде трёх уровней: Licence, Master, Doctorat), обеспечивающей мобильность студентов на европейском пространстве и индивидуализацию их образовательных траекторий. В настоящее время по данной программе обучается 3 группы по 14 студентов (специализация: неоклассика и современный танец). Обучение происходит в здании балетной школы и в университете, куда студенты выезжают в определенные дни, согласно расписанию.

Программа разработана в соответствии с требованиями к специализации «Танцовщик» Национального реестра профессиональных сертификатов. В основе содержания программы овладение исполнительским мастерством в различном хореографическом

репертуаре (неоклассическом и современном). В дополнение через обучение в Университете на третьем году идет вовлечение современных поколений студентов в новые сектора деятельности, смежные с хореографическим исполнительством, к которым Комиссия из представителей Высшей национальной школы танца Марселя и университета отнесла мультимедийные технологии. Поэтому университетская часть программы высшего образования для артистов балета называется «Практическое применение мультимедийных технологий в хореографии и театре». Она реализуется в рамках направления подготовки «Гуманитарные и социальные науки» (профессиональный уровень - «Технологии деятельности в области изображения и звука»), где представлены новые профессии сектора «Технологии информации и коммуникации», быстро развивающегося в современной художественной сфере. По замыслу разработчиков выпускники смогут работать в следующих направлениях:

• в хореографических организациях, в качестве специалистов по изображению и звуку (хореограф или репетитор);

• в хореографических образовательных учреждениях, в качестве специалиста, отвечающего за аудиовизуальный сектор или методиста по внедрению педагогических инноваций с использованием новых технологий изображения;

• в творческих и экспериментально-исследовательских центрах, в качестве проектировщик изображения для создания синкретических художественных произведений в секциях, где изучаются художественные средства выразительности в виде движений тела, танца;

• в учреждениях по сохранению художественного наследия, в качестве режиссёра, монтажёра, оператора, вебмастера, изобретателя, проектировщика.

Вместе с будущими танцовщиками в Университете по данной программе обучаются окончившие Консерваторию регионального (CRR) или департаментного значения (CRD), выпускники общественных или частных заведений, лица, получившие образование в школах Европы или за её пределами, обучающиеся в других Высших школах национального значения.

Приём на программу осуществляется на условиях успешного прохождения вступительных испытаний.

Организация образовательного процесса

В течение 1 и 2 семестров происходит приведение уровней знаний всех поступивших студентов под общий знаменатель, исходя из того, что они могут иметь разный уровень знаний и практических умений. Затем происходит формирование индивидуального адекватно возможного образовательного пути, выбираемого студентом (современный неоклассический или современный репертуар), который должен способствовать эффективному развитию художественной идентичности студента.

В зависимости от числа поступивших на первый год обучения (уровень образования которых соответствует выпускному курсу в лицее - terminale) распределение учебного времени на танцевальные практические дисциплины строится на основе соглашения о трудоёмкости, подписанного с лицеем Marseilleveyre. По нему еженедельная часовая нагрузка не может превышать 17 часов 30 минут. Для студентов, поступивших на первый год обучения на Высшем цикле и уже имеющих диплом о среднем профессиональном образовании (baccalauréat), организация практических дисциплин второго года обучения варьируется в каждом конкретном случае. Обучение в течение четырех семестров проходит на базе Марсельской школы.

Начиная с 3 семестра содержание учебных программ дисциплин разрабатываются на основе сочетания требований специальности или теоретических подходов смежных с хореографией дисциплин.

В сентябре 2011 года Марсельской школой был сделан первый набор на третий год обучения Высшего цикла (Licence professionnelle TAIS) на базе Университета по направлению подготовки «Гуманитарные и социальные науки», образовательная программа «Технологии деятельности в области изображения и звука», специализация «Практическое применение мультимедийных технологий в хореографии и театре».

Содержание 1 года обучения высшего цикла (1—2 семестр)

0-1 0-1

Количе- Годовая Еженедель-

Наименование ство Содержание аудиторная ная аудитор-

дисциплин зачетных дисциплин нагрузка ная нагрузка

единиц (в часах) (в часах)

Общая нагрузка хореографических 57 561 16 ч 30 мин

дисциплин

1. Классический 29 Практические занятия в зале по классическому 306 9

танец танцу

2. Современный ] ] Практические занятия в зале по современному 102

танец танцу

3. Репертуар и сце- Практические занятия в зале, основанные на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нический опыт 6 специфическом классическом репертуаре (программа зависит от профессиональной ситуации) 51 1 ч 30 мин

4. Дуэтный танец 7 Практические занятия в зале по дуэтному танцу (адажио) 76 ч 30 мин 2 ч 15 мин

5. Импровизация/ Практические занятия в зале по импровизации и

композиция 4 композиции современных форм танца (программа зависит от профессиональной ситуации) 25 ч 30 мин 45 мин

Общая нагрузка

дополнительных 3 35

дисциплин

6. Соматическая практика 1 Соматическая практика 10 Модули

7. Музыкальное воспитание 2 Музыкальное воспитание (вторая фаза) 25 Модули

Общее количество 60 Общее количество 596 17 ч 30 мин

Содержание 2 года обучения высшего цикла (3 семестр)

Наименование дисциплин Количество зачетных единиц Содержание обучения Семестровая аудиторная нагрузка (в часах) Еженедельная аудиторная нагрузка (в часах)

ГРУППОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1а. Танец 5 Классический танец 51 3

Современный танец 51 3

2. Дуэт/поддержка 3 Адажио/Техника поддержки 25 ч 30 мин 1 ч 30 млн

Контактная импровизация 25 ч 30 мин 1 ч 30 мин

3. Анализ танцевального движения 2 Соматическая практика 20 Модули

Функционально-телесный анализ танцевального движения 22 ч 30 мин Модули

4а. Лаборатория и введение в профессиональную сшуацию 6 Лаборатория импровизации и композиции/ введение в профессиональную сшуацию 127 ч 30 мин 7 ч 30 мин

Запись движения 15 Модуль

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

5. Хореографическая культура 3 Хореографическая культура Письменное и устное выражение 50 15 Около 3 ч 45 мин

6. Музыкальное воспитание 2 Музыкальное воспитание (третья фаза) 50 Около 3 ч 45 мин

7. Иностранный язык 2 Иностранный язык (английский)

ПРАКТИЧЕС КИЕ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ (по специализациям)

16. Танец 4 Специализация: Классический танец; современный танец; и т.д. 76 ч 30 мин 4 ч 30 мин (на дисциплину)

46. Лаборатория и введение в профессиональную ситуацию 3 Работа с репертуаром (на дисциплину) Введение в профессиональную ситуацию 68 4 (на дисциплину)

Общее количество 30 Еженедельный объём из расчёта 17 недель 622 ч 30 мин Около 36 ч 30 мин

Й

то о

к к

я §

Сл

Ц:

К) N1

К) о

К)

0-1

Содержание 2 года обучения высшего цикла (4 семестр)

0-1 00

Наименование дисциплин Количество зачетных единиц Содержание обучения Семестровая аудиторная нагрузка (в часах) Еженедельная аудиторная нагрузка (в часах)

ГРУППОВЫЕ ПРАКТИЧЕС КИЕ ЗАНЯТИЯ

1а Танец 5 Классический танец 51 3

Современный танец 51 3

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

2. Наука о теле 5 Анатомия/физиология 50 Модуль

Функционально-телесный анализ танцевального движения 25 Модуль

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ (по специализациям)

1 б. Танец 4 Специализация: Классический танец: современный танец: и т.д. 76 ч 30 мин 4 ч 30 мин (на дисциплину)

За Работа с репертуаром 4 Работа с репертуаром (на дисциплину) 81 4 ч 45 мин (на дисциплину)

4. Искусство исполнения/ Введение в профессиональную ситуацию 6 Искусство исполнения: Театральный подход: Воображение и поэтика движения; Отношение к партнёру: Техника поддержки в процессе импровизации: Введение в профессиональную ситуацию (индивидуальные проекты) 63 ч 30 мин 25 ч 30 мин 13 6 (на дисциплину)

36. Лаборатория композиции 6 Лаборатория композищш Запись движения 65 ч 45 мин 15 4 ч 45 мин (на дисциплину)

Общее количество 30 Еженедельный объём из расчёта 17 недель 517 ч 15 мин Около 30 ч 20 мин

Содержание 3 года обучения высшего цикла (5-6 семестры)

Наименование дисциплин Объём часов

1: Спектакль и мультимедийные технологии • Программное обеспечение для записи движения и анализа двигающегося тела • Анализ, создание хореографической единицы • Основы технологий реального времени 95

2: История исследования и педагогика • Новейшие технологии в исторической науке • Педагогика и дидактика хореографического движения 25

3: Основная среда • Создание сайта в сети Интернет • Право, экономика, управление в области исполнительских искусств • Подготовка к собеседованию для участия в конкурсах в области культуры, организация привлечения персонала 35

4: Искусство XX и XXI веков • История живого спектакля 20 и 21 вв.: новые приёмы • Исследования] новые системы нотации; новая хореографическая лексика; новые концепции репрезентации тела в сценическом пространстве • Методика преподавания 55

5: Художественные практики • Хореографическая практика • Практика хореографического ансамбля - введение в профессию • Хореографический анализ и образование • Видеоанализ, способы композиции в хореографии • Общая история исполнительских искусств в 20 веке 155

6: Стажировка 230

Й

то о

к к

я §

Сл

Ц:

К) N1

К) о

К)

0-1

Индивидуальный план студента

Проблема формирования уникальной художественной идентичности студента потребовала введения индивидуального плана обучения. Являясь полновесной составляющей образовательного процесса в Университете индивидуальные планы разрабатываются на втором и третьем годах обучения Высшего цикла и являются «путеводными нитями», позволяющими усваивать междисциплинарное содержание получаемого танцевального образования и университетских программ, практики и теории.

Так, например, курсы учебного плана «Письменное и устное выражение» и «Хореографическая культура» строятся в зависимости от сформированного «персонального досье» на основе темы, которая выбирается студентом и утверждается преподавателями и администрацией Марсельской школы и Университета.

Важной частью обучения является практика в виде стажировки. Она формируется на основе персонального досье студента и позволяет конкретизировать план хореографической практики, основываясь на полученной студентом теоретической базе. Реализация досье -это ещё и возможность использования инструментов медиатехноло-гий. Объём стажировки -230 часов (примерно 7 календарных недель) - предоставляет достаточно времени для погружения студента в профессиональный мир артиста. Программа стажировки строится с учетом индивидуального развития творческой и научной проблематики, заложенной в персональном досье студента, включает встречи с профессиональными артистами. Принимающая организация, выбранная в соответствии с исследуемой проблематикой, становится «ресурсным пространством» для развития.

Погружение в профессию

Практика погружения студента в профессию строится и на реализации коллективных творческих проектов, содержательно ориентированных на задачи внедрения «Государственного диплома танцовщика о высшем образовании», и тематически направленных на исследования телесного аспекта в хореографии: «тело

реальное и воображаемое; телесные образы; мир образов». Благодаря этим проектам в Марсельской школе танца возникли т.н. «Мастерские артистической траектории», суть которых в создании, переносе и исполнении на школьной сцене хореографических произведений небольшой длительности (10-20 минут). Мастерские продолжаются 3-4 недели и также включают мастер-классы уже состоявшихся хореографов. В это время происходит знакомство студентов с различной хореографической лексикой, с идеями хореографов, заложенными внутрь хореографической фразы, с мнением хореографов о представлении танцующего тела, изучение различных художественных влияний и взаимопроникновений, знакомство с возможными сочетаниями визуальных, звуковых, телесных выразительных средств. Марсельская школа танца активно развивает профессиональное партнёрство с компаниями по созданию и продвижению спектаклей, таких как Марсельский Национальный Балет, Балет Европы, студия KELEMENIS и др.

В заключение хотелось бы выразить сердечную благодарность за помощь, оказанную при изучении данного вопроса: Посольству Франции в России, Консульству Франции в Санкт-Петербурге, Французскому институту в Санкт-Петербурге.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Материалы по разработке Концепции Государственного диплома танцовщика о высшем профессиональном образовании. Архив Учебно-методического отдела АРБ имени А.Я.Вагановой.

2. Сайт Министерства высшего образования и науки Франции: www.enseignementsup-recherche.gouv.fr

3. Сайт Министерства культуры Франции: www.culture.gouv.fr

4. Сайт Агентства Кампюс Франс в России:www.russie.campusfrance.org

5. Сайт www.edufrance.fr

Abstract

The article features research in the development and realization of higher educational concept for ballet artists in the National Choreographic Centre of Marseilles (2011).

Keywords: system of education in France and Russia, Higher education for ballet artists, content of education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.