Научная статья на тему 'Хореографическое образование в Швеции'

Хореографическое образование в Швеции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хореографическое образование в Швеции»

A.B. Фомкин, O.A. Сорокина ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ B ШВЕЦИИ

В отличие от российской, модель организации обучения артистов балета в Швеции не предполагает единого восьмилетнего цикла. В системе образования отсутствует такая разновидность, как "среднее профессиональное", имеющееся в России.

В настоящее время шведское законодательство дает возможность получения хореографического образования в учебных заведениях трех типов:

— на уровне среднего общего образования: общеобразовательная школа и в параллель ей дополнительное обучение хореографии;

— на уровне среднего полного образования: в специализированной гимназии;

— на уровне высшего образования: в профильном вузе.

В системе обучения артистов балета ведущую роль играет общеобразовательная школа. В Швеции она двенадцатилетняя. Дети поступают в нее в семилетнем возрасте. После девяти лет обучения они получают свидетельство об основном общем образовании, а еще через три года о полном школьном (гимназическом) образовании. Профессиональное обучение артистов балета реализуется как дополнительное образование в параллель с получением школьного и не в рамках единого учебного процесса, как это происходит в России.1

На начальном этапе шведская система балетного образования прошла сходные с отечественной этапы формирования. Ее история восходит к царствованию короля Густава III (1718-1793). В уставе Королевской Оперы, утвержденном им в 1776 году, записано: "До того момента, когда для Танцевальной школы, в соответствии с потребностями театра, Балетмейстером будут созданы специальные правила, регламентирующие, что делать ученикам во всех сферах деятельности, никто из детей, за исключением отдельных случаев особых способностей, не должен быть принят

в школу до 9 и после 12 лет". Так получила основание Королевская Шведская балетная школа (Kungliga Svenska Ballettskolan).

Сегодня Королевская Шведская балетная школа располагается в нескольких этажах реконструированного здания бывшей Мюнхенской пивоварни на улице Söder Mälarstrand, 39 (официальный сайт: www.kungligasvenskabalettskolan.se), вместе с другими школами искусств (джазовой музыки, эстрады, фотографии и т.п.). Обучение в школе бесплатное. Директор школы — бывшая прима-балерина Королевской Оперы Керстин Лидст-ром (Kerstin Lidström).

Долгое время структура обучения в школе, его содержание (включая и общеобразовательные предметы) регламентировались Королевской Оперой, которая полностью отвечала за образование танцовщиков. Поначалу детей обучали всем искусствам, когда же становилось возможным увидеть, в какой области они наиболее талантливы, их переводили на специальное отделение.

На протяжении XIX века европейские балетмейстеры, работавшие в Королевской Опере, сформировали высокие стандарты профессионального образования, позволившие прибывшему в Швецию в 1913 году Михаилу Фокину обнаружить здесь большую труппу с множеством сильных танцовщиков. Его постановки подняли престиж школы и пробудили общественный интерес к танцу в Швеции. Дальнейшее развитие школы проходило в 1950-1960-е годы под руководством русских танцовщиков Альберта и Нины Козловских, значительно поднявших качество преподавания. Их ученики— танцовщики 1960-х годов — принесли шведскому балету международное признание.

Начало 1970-х годов отмечено бурными дискуссиями о формах балетного образования. В прежней системе после окончания балетной школы и приобретения профессии танцовщика учащиеся не могли продолжать обучение, т.к. полученное ими образование не вписывалось в общегосударственную систему образования. Следовательно, они теряли возможность повышения своего образовательного уровня. Решение вопроса возможности продолжения образования выпускниками балетной школы

было поручено директором балета Оперы Эриком Бруном молодому танцовщику Госта Свалбергу. С одной стороны, под давлением идеологии Министерства образования обучение танцовщиков было увеличено в сроках, расширено количество дисциплин, танцевальный тренинг стал системным, большее число балетных педагогов стало работать в администрации. С другой стороны, цель вписаться в общегосударственную систему образования была достигнута ценой неправомерного расчленения восьмилетнего цикла обучения на два независимых этапа, что, в конечном итоге, негативно сказалось на процессе обучения. После реформ Свалберга шведское балетное образование приобрело нынешнюю структуру.2

Сегодня деление программы на две части вызвано также и отсутствием у Королевской Шведской балетной школы собственного здания, достаточного для размещения начальной школы и гимназии, т.е. объединения всех частей образовательного процесса. Целесообразность и необходимость такого объединения признается руководством школы.

В настоящее время программа обучения артистов балета рассчитана на девять лет (до реформ 1990-годов она была восьмилетней) и соответствует среднему полному гимназическому образованию. Ее освоение происходит в нескольких учебных заведениях:

— шесть лет в качестве дополнительной дисциплины в начальных общеобразовательных школах (HбgaHdsskolan). Таких в Швеции — четыре: в Стокгольме, Гетеборге, Мальме, Питио. Первые два года обучение танцу и общеобразовательным предметам идет в разных школах (по выбору родителей). Затем, начиная с третьего года, общеобразовательная и специальная части соединяются в одной школе. Обучение в них завершается получением среднего общего образования;

— три года в Королевской Шведской балетной школе, где наконец-то общеобразовательный и специальный циклы интегрированы в едином помещении и учебном процессе.

Поступление в начальные балетные школы происходит в 10-летнем возрасте через конкурсный отбор. Второй конкурсный

отбор проводится в 15-летнем возрасте при поступлении в Королевскую Шведскую балетную школу в одно из отделений: классическое (балетное) или модерна.

Королевская Шведская балетная школа находится в ведении департамента культуры Министерства образования и науки. Как и в России, с законодательным регулированием образовательного процесса в Королевской Шведской балетной школе имеются проблемы. Закон об образовании Швеции запрещает дискриминацию абитуриентов по полу, возрасту, здоровью. По действующим нормативам запрещено также спрашивать абитуриентов о здоровье до их поступления. На практике это оборачивается сложными ситуациями. По рассказу директора К. Лидстром, был случай, когда на обучение балету поступил мальчик с искусственным клапаном в сердце, невозможность обучения которого долго пришлось доказывать. Ситуацию спасла строчка в законе об образовании, где указывалось, что приему на обучение в профессиональные школы подлежат только те, кто способен овладеть профессией. Закон об образовании не позволяет Королевской Шведской балетной школе отчислять неспособных учеников. Если ученик поступил в начальную подготовительную школу, его по закону невозможно отчислить. По словам директора школы, правительство осознает, что образование артистов балета не укладывается в законодательные рамки, но число танцовщиков так незначительно, что из-за них менять систему образования невозможно.

Учитывая, что промежуточная аттестация не преследует задач отчисления, экзамены в Королевской Шведской балетной школе имеют отличную от российской форму. В конце учебного года каждый класс просматривается специальной комиссией, которая не столько оценивает студентов, сколько дает им профессиональные устные и письменные рекомендации, как стать совершеннее. Шкала оценок состоит из 4 баллов — АВСД и идентична с общеобразовательной школой, "двойки" в нашем понимании нет вообще. Протокол с рекомендациями комиссии доступен для ученика и особенно полезен при общении с родителями.

В соответствии с требованием закона, все документы школы публичны.

Большая роль в снятии проблем, вызванных возможным непоступлением ребенка в Королевскую Шведскую балетную школу после окончания начальной балетной школы, отводится работающей в школе родительской ассоциации. Уже на последнем году обучения в начальной балетной школе педагоги беседуют с родителями о возможностях и перспективах ребенка. По мнению администрации, и дети, и родители должны быть готовы к тому, что ребенок может не попасть в Королевскую Шведскую балетную школу и должен будет уйти в обычную гимназию. Интересно, что дети, окончившие начальную балетную школу, в обычной гимназии учатся лучше, особенно по математике и шведскому языку.

Ниже представлены учебные планы начальной школы и Королевской Шведской балетной школы (табл. 1).

Классический танец и другие специальные дисциплины в Королевской Шведской балетной школе преподают педагоги, обучавшиеся в балетных школах разных стран. Поэтому администрация видит своей задачей добиться методического единства преподавания в сочетании с творчеством педагога. Диалог между преподавателями на эту тему стал возможен лишь в последние пять лет, когда произошла смена поколений. Основой методики преподавания танцевальных дисциплин является, так называемый "Шведский силлабус" — свод, включающий программы, разработанные на основе методики А.Я. Вагановой. Он сделан два года назад и в настоящее время дорабатывается.

В таблице 2 приведены особенности учебного плана Королевской Шведской балетной школы. Характерный танец преподается только в начальной балетной школе. Исторического танца как отдельной дисциплины нет, он соединен с историей танца и балета, состоящей на 50% из теории и 50 % практических занятий. В рамках музыкальных дисциплин учащиеся занимаются вокалом. Содержательно разработана анатомия и физиология артистов балета, сочетающая диетологию, профилактику

Учебный план начальной балетной школы СПтр1апег Ьро-94) Таблица 1

о оо

Название дисциплин Класс 4 Класс 5 Класс 6 Сумма Класс 7 Класс 8 Класс 9 Сумма Сумма

мин./ мин./ мин./ мин./ мин./ мин./ мин./ мин./ час/

нед. нед. нед. нед. нед. нед. нед. нед. нед.

Рисование 40 40 80 40 40 80 2,7

Кухонное дело 40 40 40 40 1,3

Основы здорового об- 0 20 20 40 0,7

раза жизни

Музыка 80 40 40 160 40 80 120 4,7

Труд: шитье, столярное 80 80 40 200 0 3,3

дело

Шведский язык 320 280 280 880 160 160 160 480 22,7

Английский язык 120 120 120 360 120 120 120 360 12,0

Математика 160 160 160 480 160 160 160 480 16,0

География 40 40 40 120 80 40 40 160 4,7

История 40 40 40 120 80 40 80 200 5,3

Религия 40 40 40 120 40 80 40 160 4,7

Общество- 40 40 40 120 40 40 40 120 4,0

ведение

Биология 40 40 40 120 80 40 80 200 5,3

Физика 40 40 80 80 40 80 200 4,7

Химия 40 40 40 40 40 120 2,7

Окончание таблицы 1

о

CD

Название дисциплин Класс 4 мин./ нед. Класс 5 мин./ нед. Класс 6 мин./ нед. Сумма мин./ нед. Класс 7 мин./ нед. Класс 8 мин./ нед. Класс 9 мин./ нед. Сумма мин./ нед. Сумма час/ нед.

Техника 40 40 80 80 80 2,7

Второй язык 0 160 200 160 520 8,7

Классный час 40 40 40 120 2,0

Сумма час/нед. 17,3 16,7 16,0 50 19,3 19,7 19,0 58 108,0

Классический танец 450 525 480 1455 670 670 670 2010 57,8

Репертуар 0 90 90 1,5

Pas de deux 0 90 90 1,5

Характерный танец 60 60 120 90 90 90 270 6,5

Модерн и джаз танец 0 90 180 180 450 7,5

Импровиза-ция 60 60 120 0 2,0

Акробатика 60 60 60 180 0 3,0

Сумма час/нед. 8,5 11,8 11,0 31,25 14,2 17,2 17,2 48,5 1,3

Общая сумма час/нед. 25,8 28,4 27,0 81,25 33,5 36,8 36,2 106,5 109,3

Da

CD

0

3

1

с Ь

S

Таблица 2

Специальный учебный план для архитектурных и балетных

гимназий

(Po.ingplan far specialutformat program far utbildning av yrkesdansare)

Riddarfjardens gimnasium — Kungliga Svenska Ballettskolan

Наименование дисциплин Общее количество часов Курс 1 Курс 2 Курс 3

Шведский язык 200 100 70 30

Английский язык 100 100

Обществоведение 100 50 50

Религия 50 50

Математика 100 100

Природоведение 50 50

Здоровый образ жизни 100 50 50

Эстетика, музыка 50 50

750

Разработка проектов 100 10 10 80

Танцевальные дисциплины 1350 400 410 540

Индивидуальные дисциплины по выбору 300 100 100 100

Всего 2500 910 790 800

травматизма и навыки массажа. Дисциплины "актерское мастерство" в российском понимании нет. Важную роль в образовании шведских танцовщиков играет дисциплина "танцевальная теория", занимающая три последних года обучения. Она включает различные тренировки, физические и ментальные техники работы с телом с обязательным ведением личного дневника, в котором студенты описывают сделанное, оценивают и обсуждают это с преподавателем. Смысл в том, чтобы сформировать

свой индивидуальный тренинг, который бы позволил студенту результативно заниматься с учетом индивидуальных особенностей и достичь профессиональных высот.

С первых лет существования школы маленькие ученики танцевали в спектаклях Оперы, получая опыт освоения различных хореографических стилей. Эта традиция сохраняется и сейчас, школа работает в тесном сотрудничестве с Оперой. Однако с собственной хореографической продукцией школа испытывает серьезные трудности. Постановка признанных балетных шедевров силами учащихся школе "не по карману" из-за дороговизны авторских прав. Поэтому все классические балетные спектакли и отрывки из них исполняются учащимися внутри школы для самих учащихся (без права демонстрации родителям).

Обучение танцу модерн как дисциплине началось в Королевской Шведской балетной школе в 1989 году и осуществлялось без единого методического руководства. С 1992 года на основе единой программы, структурированной по годам обучения, начало работать отделение танца модерн.

Обучение модерну рассчитано на три года. На отделение поступают дети из различных студий, школ дополнительного образования, центров модерн танца, а также часть учащихся, отчисленных после окончания начальной балетной школы (число их незначительно). С учетом контингента, отделение модерна располагает классами с базовой (балетной) подготовкой и без нее.

Главной задачей отделения является подготовка студентов к работе в разных танцевальных техниках и с разными хореографами. С 1992 года руководит отделением Нина Хоглунд (Nina Hoglund). На отделении пять преподавателей. Все преподаватели обязаны придерживаться единой программы, что, однако, не исключает широких возможностей для собственных педагогических новаций. По словам администрации, имеется дефицит квалифицированных преподавателей модерна. При необходимости руководителем отделения объявляется конкурс. Претенденты должны провести несколько уроков в присутствии руководителя отделения (критерии оценки включают следующие позиции: профессиональное умение работать с музыкой, с энергией, с полом,

с пространством, владение техникой анализа движения, динамизм собственных танцевальных интерпретаций). Преподаватель должен быть в курсе последних достижений модерн танца в мире, иметь исполнительский опыт, репертуар, высшее образование.

Танцовщики модерна не имеют конкретного распределения и выпускаются как свободные художники. Поэтому важной частью подготовки модерн-танцовщика является обучение умению формировать, создавать и реализовывать собственные художественнее проекты и представлять себя самого в качестве художественного проекта. Для этого от них требуется более осознанная жизненная позиция, формируемая через научение самоанализу, анализу движения, хореографии и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего в Королевской Шведской балетной школе (на двух отделениях) обучается 200 человек. На них приходится 40 преподавателей, из них штатных 10 человек, все остальные совместители. Все преподаватели в обязательном порядке уходят на пенсию в 67 лет (вне зависимости от личных достижений и имени).

Выпускники балетного отделения Королевской Шведской балетной школы поступают на сцену Королевской Оперы. Следует отметить, что процент поступающих туда незначителен (шансов попасть в Оперу больше у мальчиков, чем у девочек), но, благодаря открытым границам, основная часть выпускников имеет возможность найти работу за пределами Швеции. Открытие границ сильно повысило конкуренцию, и потому часть выпускников Королевской Шведской балетной школы поступают в университет для получения высшего образования.

Учитывая сугубо профессиональный характер Королевской Шведской балетной школы, Болонский процесс, касающийся только высших учебных заведений, ее не затрагивает.

Высшее хореографическое образование.

Система высшего образования Швеции переживает период реформирования, связанного со вступлением в Болонский процесс. Ставя задачу формирования разносторонней личности, правительство Швеции неуклонно проводит политику сочетания разных видов образования, позволяющую студенту гибко оформить собственные склонности и интересы. Политика эта

реализуется на нескольких уровнях: например, техническое образование и образование в сфере искусства сближены не только на уровне программ общеобразовательной школы, в которой обеим отдается значительное время, но и на уровне формирования структур высших учебных заведений, как правило, сочетающих в едином университетском комплексе различные по профилю учебные заведения. Поэтому Университетский Колледж танца (University College of Dance — Danshogskolan), предоставляющий высшее образование в сфере танцевального искусства, находится в структуре и комплексе Королевской высшей Технической школы. Важным фактором является и то, что в Швеции значителен процент лиц, не имеющих высшего образования. Как говорят сами шведы, "университета не знали многие из родителей нынешних студентов". Отсюда задача вузов: создать максимально благоприятные условия для обучения и этим привлечь абитуриентов.

Университетский Колледж танца— единственное профильное хореографическое высшее учебное заведение в Швеции. Высшего исполнительского образования в сфере искусств в Швеции долгое время не существовало (для артистов балета его нет и сегодня).

Начало Колледжу положено в 1963 году, когда в музыкальной академии открылся экспериментальный двухгодичный хореографический институт для обучения танцовщиков композиции танца и педагогике. В 1965 году эти программы стали трехгодичными. В 1966 открыта программа по пантомиме. В 1970-х годах обучение в сфере хореографии входит в государственную систему образования, институт переименовывается в Государственную школу танца. С 1977 программа пантомимы становится основной.

В 1978 году институт становится университетским колледжем — вузом — и приобретает современное название. С 1980 года программа пантомимы работает в Театральной школе. В 1987 открыта экспериментальная программа по фольклорному танцу, которая спустя два года становится официальной. В 1990 году Университетский Колледж танца получает новое помещение с собственной сценой. В 1992 году в Колледже появляется первый

8 Зак. 460

профессор хореографической композиции. В 1993 году реформа высшего образования расширяет автономию колледжа, появляется первый профессор педагогики, открытаются программы по детскому танцу и по танцевальной терапии. В 1994 году открывается программа обучения современному танцу и формируется собственная труппа. С 2000 года программа педагогики хореографии становится четырехлетней. В 2001 году Колледжем совместно со Стокгольмским университетом и институтом образования подготовлен и защищен первый кандидат в доктора (PhD).

С 2002 года идет активное развитие системы обмена студентами. Международным престиж заведения и развитые международные связи заставляют студентов постоянно соприкасаться с коллегами из Швеции и других стран. Самым большой студенческий обмен осуществляется через программу Европейского обмена SOKRATES/ERASMUS, северную (скандинавскую) программу NORDPLUS и др. Колледж активно взаимодействует с ELIA ("The European League of Institutes of Arts" — Европейская Лига Учреждений Искусства). Педагоги и танцевальные терапевты обмениваются идеями на конференциях и через публикации по международной сети DACI ("Dance and the Child International" — Международная ассоциация Танец и Детство), IADAMS (Международная ассоциация танцевальной медицины и науки). Несколько лет назад открыта специальная педагогическая программа для танцоров профессионалов— артистов балета (1,5-2 года). В 2003 в Колледже появился второй профессор хореографической композиции.

В настоящее время Колледж переходит на двухуровневую систему обучения (бакалавр-магистр). В 2006 году введена степень бакалавра с трехлетним сроком обучения как основная ступень высшего образования (имеются базовый и продвинутый уровни), по ряду программ открыта магистратура (во все магистерские программы входит обучение методам научного исследования), руководство колледжа ведет работу по открытию арт-аспирантуры.

В настоящее время Университетский Колледж танца предлагает следующие образовательные программы:

— искусство хореографа;

— танцевальная терапия;

— педагогика хореографии;

— танцоры танца модерн;

— цирковое искусство;

— социальный танец и др.

Особенностью колледжа является широкая индивидуализация образовательных программ. Абитуриенту предоставлена возможность выбора индивидуальной программы обучения любого уровня (бакалавр, магистр или иное), с учетом собственных интересов, предшествующего опыта обучения и работы, а также возможных лакун в образовании, появившихся в результате различных социальных, семейных и других причин. Система обучения в колледже очень гибкая и позволяет, прервав обучение, при первой возможности вернуться к нему.

Программа "искусство хореографа" — самая сложная и разработанная из всех. Это двухлетняя программа магистратуры. Для поступления обязательна база: либо абитуриент должен быть танцором любого профиля или хотя бы знать танец, либо иметь какой-либо бакалавриат или большой опыт работы по профессии. Прием 3-5 человек в год.

Программа "танцевальная терапия" — двухлетняя магистратура. В основе студент должен иметь какое-либо бакалаврское образование (лучше — педагогическое) и опыт работы, возможно также медицинское образование. Это самая востребованная программа. В настоящее время по этой программе обучается 15 человек. Прием ведется каждые четыре года. Возраст студентов от 30 до 50 лет. Имеется заочная форма обучения на основе дистанционных технологий без отрыва от работы, но с условием, что каждую пятницу студенты должен присутствовать на лекциях. В этом случае двухлетнее обучение продлевается до четырех лет. Выпускники работают терапевтами в больницах, студиях, могут иметь частную практику.

Программа "педагогика хореографии" реализуется через трехлетний бакалавриат для преподавания в любительском секторе через 4,5 или 5 для обычной школы и двухлетнюю магистратуру (всего пять лет обучения). В этой программе широкий спектр выбора сроков обучения. Принимаются студенты с базовым балетным и без базового хореографического образования.

Последние, как правило, ориентируются на работу в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования, кружках и студиях. Для получения права работы в общеобразовательной школе студент должен иметь уровень образования не ниже магистратуры. Однако отдельной, оторванной от бакалавриата, магистратуры для педагогов еще не создано. В программе обучения — методики классического танца, модерна, джаз-танца, фламенко, детского танца, фольклорного шведского танца, в одной из которых студент специализируется. В настоящее время по этой программе обучается 15 человек.

Для артистов балета высшего исполнительского образования не предусмотрено. Считается, что оно им не нужно, т.к. после Королевской Шведской балетной школы они сразу получают работу. Для артистов балета — пенсионеров (ушедших на пенсию через 20 лет работы в театре) имеются специальные педагогические курсы с очень большой степенью индивидуализации. Как правило, артисты балета обучаются педагогике 1,5-2 года, изучают методику, анатомию и т.п. дисциплины, добирая знания до уровня высшего образования. После этого они могут сдать специальный экзамен на степень бакалавра, который включает дипломную работу научного характера по педагогической или искусствоведческой тематике (допустима и творческая работа). Но, как правило, они его не сдают и этого от них не требуют: "зачем, если ты идешь преподавать в школу и ты в таком возрасте". Большинство, изучив все дисциплины, но не сдав экзамена, идет работать в Королевскую Шведскую балетную школу. Некоторые бывшие артисты балета поступают на "танцевальную терапию", предварительно окончив специальные курсы. Что касается программы "искусство хореографа", то в последние 20 лет из артистов балета никто не изъявил желания этому обучаться.

Программа "танец модерн" ранее была рассчитана на одногодичное обучение танцоров модерна, окончивших соответствующее отделение Королевской Шведской балетной школы и нуждавшихся в углублении знаний общего характера. Сегодня это трехлетняя программа бакалавриата. Большая часть педагогов модерна работают одновременно в Университетском Колледже танца и Королевской Шведской балетной школе.

Л

Университетский колледж танца University College of Dance - Danshogskolan

Уровень образования: высшее

Магистратура

Искусство хореографа Танцевальная терапия

Педагогика хореографии дня артистов балета (1,5-2 года 120 кредитов)

Дополнительное пр о ф е с сионально е образование

(широкие образовательные программы различного содержания в области танца)

Бакалавриат

Педагогика хореографии Современный танец (модерн) Социальный танец Цирковое искусство

Кор о лев ск ая in едск ал б алетная шк о ла Kunglifia Svenska BaUettskolaji Уровень образования: среднее полное (гимназия)

Классическое балетное отделение Отделение совретенного танца (модерна)

Начальные балетные школы Hiealidsskolan

(оснохноеобщее образование и дополнительная хореографическая подготовка) х городах:

ГетеЙорг

ОбщеобразоватепьнаяшЕопа и дополнительная хореографическая подготовка в области современного танца (модерна) в студнях, кружках и т. п.

Общеобразовательная школа

Рис. 1

Трехлетняя бакалаврская программа "цирковое искусство" открыта в 2006 году преподавателями из России. Ранее цирковому искусству обучали только на уровне гимназии. Как правило, здесь учатся старательные молодые студенты из социально неблагополучных семей.

Правительством Швеции финансируется большой спектр специальных трехлетних бакалаврских программ: "уличный танец". "социальный танец", "этнический танец", нацеленных на профилактическую и просветительскую работу с неблагополучными слоями населения (чернокожими, эмигрантами и т.п.). Благодаря этому, любители танцевать брейк-данс, хип-хоп, стрит-данс и другие социальные формы танца, могут получить высшее образование по данным профилям. Отсюда большое число желающих обучаться.

Для желающих наверстать упущенные возможности в получении высшего образования, восполнить пробелы школы и т.п. в Университетском Колледже танца работают специальные курсы (по типу повышения квалификации или, точнее, известных из советских времен рабфаков) по программам:

— исторический танец по периодам;

— школа лидера и т.д.

Целью визита было установление связей между нашими учебными заведениями, а также заключение договоров о сотрудничестве.

В заключение авторы выражают сердечную благодарность за предоставленные материалы и радушный прием директору Королевской Шведской балетной школы Кирстин Лидстром, руководителю отделения современного танца Нине Хоглунд, руководителю департамента танца Университетского Колледжа танца Гунн Роман, преподавателю Искре Ринг.

Структура системы хореографического образования Швеции представлена на рисунке 1.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Dorris G. The Royal Swedish Ballet. 1773-1998. London, Dance books, 1999.

2Линстром К. Королевская шведская балетная школа: вехи истории. Рукопись. Учебно-методический отдел Академии Русского балета им.А.Я.Вагано-вой. С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.