Научная статья на тему 'О хореографическом образовании во Франции'

О хореографическом образовании во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О хореографическом образовании во Франции»

А. В. Фомкин

О ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВО ФРАНЦИИ (Продолжение. Начало в «Вестнике» № 17)

С 2004 года система образования Франции переходит на двухуровневый принцип подготовки (бакалавр, магистр), заложенный в Болонской декларации. Государственный диплом в области пластических искусств (скульптура, архитектура, живопись, декоративные искусства, хореография) имеет следующие уровни:

Лисанс (бакалавриат) - 3 года:

- лисанс;

- лисанс с профессиональной направленностью.

Магистратура - 2 года:

- магистратура с профессиональной направленностью;

- исследовательская магистратура.

Аспирантура (исследования) - 3 года.

Для получения государственного диплома о высшем образовании в области пластических искусств необходимо после получения диплома о среднем образовании в течение 3 лет пройти обучение в одной из государственных, региональных или муниципальных высших школ искусства, работающих под эгидой Министерства культуры. Постановлением от 17 декабря 1996 года он официально приравнивается к диплому 3 уровня в списке дипломов и рангов образования в сфере технологии, что соответствует следующему уровню профессиональных навыков: «работник может занимать должности, требующие диплома об университетском образовании в области технологии» или «диплома об окончании первого цикла высшего образования». Он позволяет подавать документы на замещение должности преподавателя ВУЗа, а также участвовать в других конкурсах.

Государственный диплом о высшем образовании в области пластического выражения постановлением от 20 декабря 1977 года

приравнивается к диплому 2 уровня образования в области технологии, что соответствует следующему уровню профессиональных навыков: «работник может занимать должность, требующую образования на уровне лисанс или мэтриз». Для получения этого диплома необходимо после получения среднего образования пройти 5-летний курс обучения. По окончании выпускнику присваивается звание магистра, приравниваемое по европейской шкале к пятилетнему высшему образованию.

В свете Болонских реформ особый интерес для отечественного педагогического сообщества представляет опыт двух парижских государственных учебных заведений системы Министерства культуры и коммуникаций, ведущих обучение балетному искусству:

- Школы танца Парижской Оперы (Исо1е de Dance Opera National de Paris);

- Консерватории музыки и танца (Le Conservatoire National Supérieur de Musique et de Dance de Paris); а также

- Национального центра танца (Centre National de la Dance de Paris), не являющегося учебным заведением, но играющего важную роль в системе хореографического образования.

В столице Франции действуют две альтернативные системы подготовки артистов балета. Различие между ними, прежде всего, в структуре образовательной программы. В школе Парижской Оперы она близка российской с той только разницей, что профессиональное обучение отделено от общего образования и продолжается параллельно ему в течение шести лет до достижения учащимся 18-летнего возраста. В Парижской Консерватории артистов балета готовят с 13-14-летнего возраста, после окончания колледжа (в отечественной терминологии - на базе основного общего образования).

Система подготовки артистов балета в Школе Парижской Оперы.

История. Восходит к Королевской академии танца, созданной Людовиком XIV в 1661 году в противовес монополисту танцевальной педагогики того времени - Цеху танцмейстеров.

Как отмечает С. А. Гавриляченко, зарождение в Европе к середине XVI века «академической» системы научения ... искусствам стало реакцией на оскудение возможностей ремесленного, цехового обучения. «При всем различии первых академий, в основание их деятельности легла идеология примата нормативной эстетики, основанная на выявлении общих начал изобразительного формообразования. Постижение «законов искусства» должно было заменить освоение приемов и методов отдельных мастеров, ускорить и сертифицировать процесс обучения. Знаком «академической школы» стало стремление к выработке в идеале унифицированных образовательных программ, обучающих самой своей сущностью и достаточно автономных по отношению к достоинствам или недостаткам применяющих их учителей»1. Однако в сфере танца Академия не проявила себя, посвятив, как отмечает Л. Д. Блок, «все свое внимание профессиональным интригам»2.

В 1713 году была учреждена специальная танцевальная школа, ставившая целью доведение до совершенства талантливых танцовщиков Королевской Академии музыки (Парижской Оперы) и кодифицикацию французской школы танца с ее приверженностью гармонии, точности танцевальных позиций и движений, аккуратности позировок. До 1780 года школа была неотделима от Оперы и не имела специальных классов для обучения детей: дети и танцовщики «варились в одном котле», часто подменяя друг друга на сцене. С развитием балета понадобились более профессиональные исполнители. В 1784 году, когда были созданы Консерватория театра и Консерватория музыки, Людовик XVI дал школе Оперы официальный статус «Королевской». Этот статус вызвал к существованию специальный класс для детей до 12 лет. С 1780 года в школе обучалось не более 60 человек: два класса - мальчиков и девочек. Ими руководили балетмейстер, два преподавателя танца и два преподавателя общеобразовательных дисциплин. В период революции 1789 года необходимость в существовании школы не подверглась сомнению. Наполеон использовал ее как образец

для создания школ в Милане и Неаполе, куда были экспортированы правила преподавания. Однако до 1820-х годов первые танцовщики Парижской оперы приходили из других театров и школ, например из Бордо. В 1807 году был создан класс усовершенствования для учеников в возрасте 13-16 лет. Это позволило развиться системному преподаванию и даже устраивать специальные школьные выступления.

Здания. До 1810 года школа работала в здании на улице Сан-Нисез затем переехала на рю Рише, а с 1875 года разместилась в Пале Гарнье. Здесь школа находилась до 1987 года, когда последователь великой французской школы архитектуры пуризма Ле Корбюзье, Кристиан де Портзампар, возвел в парковой зоне Парижского пригорода Нантера специально предназначенный для школы архитектурный комплекс. Значительная территориальная удаленность не нарушила связей школы и Оперы (дорога до театра на скоростном метро RER занимает 15 минут). Площадь здания 9000 м2. Танцевальный корпус 5148 м2, в нем 10 танцевальных залов (6 по 280 м2 и 4 по 175 м2), несколько раздевалок, многофункциональный гимнастический зал, школьный театр на 300 мест, видео и аудиотека с 12 индивидуальными рабочими местами, медпункт. Интернат площадью 2884 м2, с 50-ю комнатами на 2-3 человека, столовая с выходом в парк, библиотека. Здание общеобразовательной школы площадью 1772 м2 включает 12 учебных классов и административные офисы.

Руководство и организация обучения. С 1714 по 1805 школа была в непосредственном ведении балетмейстеров Парижской Оперы. Школой руководили: 1781-1783 - Максимилиан Гардель и Жан Доберваль, 1787-1827 - Пьер Гардель, 1827-1831 - Жан-Пьер Омер, 1831-1850 - Жан Коралли, 1850-1853 -Артур Сен-Леон, 1853-1859 - Жозеф Мазилье, 1860-1870 -Мария Тальони, 1870-1879 - Каролин Ласетт (мадам Доминик), 1879-1890 - Зина Мерант, 1890-1894 - мадам Теодор, 1894-1902 -Мишель Васкез, 1902-1920 - Розита Маури, 1920-1956 - Карлот-та Замбелли и Альберт Авелин, 1956-1960 - Лисетт Дарсонваль,

1960-1963 - Харальд Ландер, 1963-1972 - Женевьев Гийо, 19732004 - Клод Бесси. С 2004 года школу возглавляет Элизабет Платель.

С 1858 года школа приобрела широкую автономию в определении принципов своей деятельности, хотя и сегодня является структурным подразделением Парижской Оперы. Общее число учащихся - 187 человек (73 мальчика и 81 девочка).

В прошлом детей 6-8-летнего возраста отбирали сами педагоги. Медицинских осмотров до ХХ века не существовало: и способности, и здоровье определяли «на глаз». Сегодня прием детей производится в восьмилетнем возрасте (с обязательным испытательным сроком - 6 месяцев), но возможен прием и более взрослых (для них испытательный срок - 1 год). Приемная кампания происходит осенью или весной. В среднем набирается около 15 детей. Программа обучения разделена на 6 дивизионов (курсов), которые обучающиеся проходят с 8 до 18 лет.

В отличие от отечественной традиции, где специальный и общеобразовательный циклы дисциплин перемешаны между собой, здесь профессиональное обучение балету (собственно Йсо1е de danse) и общеобразовательные школы (начальная -Йсо1е primaire Pablo Neruda и средняя - College-Ьусйе Joliot Curie) полностью отделены друг от друга. Ребенок может быть в одном дивизионе по балету, в другом по общему образованию. Это дает широкую возможность индивидуализации процесса обучения, снимает необходимость во что бы то ни стало переводить из класса в класс успешного по профессии, но отстающего по общему образованию ученика. С другой стороны, это позволяет системе гибко реагировать на ученика и не привязывать жестко профессиональные дисциплины к годам обучения. В данной системе один дивизион не равен одному году обучения, а ученик, который по каким-либо причинам не успевает (в силу ли болезни, недостатка роста, слабого усвоения программы и т. п.), может оставаться в дивизионе несколько лет, но только до достижения 18-летнего возраста и не более двух раз. Такое чаще случается с мальчиками: они медленнее созревают

и их численно не достает. Идеологией Элизабет Платель является «борьба за сохранение в школе любой ценой учеников со средней успеваемостью». Ведь это костяк будущего кордебалета и труппы. В директорство Клод Бесси отстающими учениками практически не занимались и при первых признаках неуспеваемости удаляли из школы. Отчисленный ученик мог перейти на платную форму обучения. Элизабет Платель значительно сократила число платных учащихся, сохранив, однако, статус слушателя. Ранее не возникало необходимости и в специальном оснащении школы: только недавно (при Платель) открылся медицинский отдел, где работают терапевт, кинезиолог (один раз в неделю по три часа), диетолог и медсестра. При Бесси этого подразделения не существовало.

Общее и профессиональное образования в школе разделены на уровне и расписаний, и помещений. Общеобразовательные занятия начинаются в 8.00 утра и продолжаются до 12.00 часов дня в здании Лицея, затем в 12.00 часов обед, с 13.30 начинаются уроки специальных дисциплин уже непосредственно в школе. В школе пятидневная рабочая неделя.

Ежедневно ученики получают два урока классического танца: первый занимает полтора часа, с 13.30 до 15.00, затем перерыв 15 минут; второй продолжается 1 час 15 минут и представляет собой дополнение к первому уроку. Не более двух раз в неделю второй урок классики ведет преподаватель, который дает урок ежедневно (т. е. педагог в данном дивизионе), и два раза в неделю по одному уроку дают преподаватели предыдущего и следующего дивизионов (т. е. те, у кого дети занимались в прошлом и к которому они перейдут в будущем). После второго урока классики идет еще один специальный урок до 18.30 - это может быть не только характерный, дуэтный танцы, джазовый или фольклорный танцы, но и правовые аспекты деятельности артистов балета, музыкальная комедия, музыкальная выразительность, гимнастика, история танца, анатомия, история музыки, хоровое пение, также относящиеся к категории «специальных дисциплин». Иногда вместо них может быть

репетиция - гибкость расписания это позволяет. Преподаются в школе и религиозные дисциплины: два раза в неделю монахини изучают с желающими детьми Катехизис Католической церкви или основы вероучений других религий.

Принцип распределения преподавателей классического танца по классам отличается от принятого в России. За каждым преподавателем закреплен свой дивизион, который он ведет постоянно. Поэтому в каждом дивизионе два класса - мужской и женский -и два преподавателя. В настоящее время они распределены следующим образом:

1 дивизион: Кароль Арбо (девочки), Жак Намонт (мальчики);

2 дивизион: Франческа Зумбо (девочки), Эрик Камийо (мальчики);

3 дивизион: Фабьен Черутти (девочки), Бернар Буше (мальчики);

4 дивизион: Элизабет Моран (девочки), Марк дю Буэ (мальчики);

5 дивизион: Жанин Гитон (девочки), Мари-Жозе Родон (мальчики);

6 дивизион: Фанни Гайда (девочки), Бертран Барена (мальчики).

Методика преподавания классического танца отличается от

отечественного ее понимания. Здесь существует свой, отработанный десятилетиями метод обучения. Наверное, суть его можно обрисовать как установку на то, чтобы как можно скорее ребенок затанцевал. К этому его готовят с первых занятий. Вероятно, отсюда берется часто восхищающая во французской школе двигательная подвижность, мелкая техника и «аншанманы».

Аттестация.

Система аттестации отличается от российской. Каждые три месяца педагог класса и директор школы ставят ученику оценки (каждый свою). В конце каждого года в присутствии комиссии проходит экзамен по классическому и другим видам танца, оценка за которые выставляется с учетом текущих оценок. В выпускном дивизионе в части общего образования ученик должен сдать экзамен на степень бакалавра (см. часть 1). Результат обучения балету не оценивается как уровень образования, а завершается выдачей сертификата. Выпускной и промежуточный экзамен по балету представляет собой не урок

классического танца, а показ исполнения вариаций, адажио и «пуантов» - не репертуарных, а сочиненных самими педагогом. Оценки ставит комиссия, состоящая из Директора балета Оперы (сегодня - Брижит Лефевр), художественного руководителя балета Оперы (Патрис Бар), Элизабет Платель, педагогов школы, представителей кордебалета и приглашенных балерины или танцовщика оперы. Система оценок, как принято во Франции, 20-ти бальная. Родители активно включены и взаимодействуют с руководством школы. 1 сентября проводится общее собрание родителей и детей - встреча с руководством, ответы на вопросы, посещение школы, залов, интерната и т. д. В мае устраивается праздник школы - дети готовят спектакль, который показывают родителям. Трижды в год организовывается «порт уверт» - день открытых дверей, когда родители могут присутствовать на занятиях.

Система подготовки артистов балета в Парижской Консерватории. История.

Эта система значительно моложе школы Оперы. Ее основание восходит к 1925 году, когда в Консерватории - музыкальном учебном заведении - открылся класс классического танца для девушек. В 1947 году к нему присоединился мужской класс. Нынешние образовательные программы восходят к 1990 году, когда ректор Консерватории Жак Гарнье преобразовал хореографическую студию в департамент (факультет) танца. Возглавил его Квентин Руйер.

Департамент танца сегодня. Располагается в специально построенном для Консерватории современном здании с прекрасной материально-технической базой. В распоряжении департамента пять больших танцевальных залов, видео и звукозаписывающие студии с современным оснащением (они позволяют студентам-звукорежиссерам создавать фильмы с выступлениями студентов, музыкальные записи и т. п.), три театральных зала: зал для музыкальных хореографических репетиций, органный зал и театр для спектаклей. Общее количество студентов в Консерватории - 1000, из них в танцевальном департаменте - 150

(возраст с 13 до 22 лет, 1/3 мальчики). В настоящее время директором департамента является Даниэль Ажезилас - в прошлом танцовщик Оперы и руководитель частной балетной школы.

Организация обучения. Департамент реализует следующие образовательные программы:

1. артист балета;

2. танцовщик современного танца;

3. хореографическая нотация по системе Лабана;

4. хореографическая нотация по системе Бенеша.

Артистов балета обучают с 14-15-летнего возраста в течение шести лет. Принимается в среднем 20 человек в год. Параллельно с профессиональным (куда включены модули не только практических танцевальных, но и теоретических дисциплин: истории хореографии, анатомии и биомеханики, истории и теории музыки) идет обучение в общеобразовательной школе.

Организация учебного процесса в части специальных дисциплин близка принципам школы Оперы. В классе отсутствует единый преподаватель классического танца, который бы вел его в течение продолжительного времени. Вместо этого имеется три преподавателя классического танца: один является «принципал-тичером» и занимается с классом три-четыре раза в неделю, двое других работают с классом в оставшиеся дни. «Принципал-тичер» меняется каждый год.

Структура образовательной программы следующая:

Часть 1 (stage 1): _ОБЗОРНЫЙ ЦИКЛ_

1-ый год:

развитие и анализ способностей, их контроль на экзаменах

2-ой год:

получение сертификата об из^ении модуля анатомии и

_кинезиологии_

Часть 2 (stage 2): _ЦИКЛ ОРИЕНТАЦИИ_

3-ий год:

получение сертификата об из^ении модуля музыкальных _дисциплин_

4-ый год:

получение сертификата об изучении модуля танцевально_практических дисциплин и модуля истории танца_

5-ый год: «Молодой балет» (Junior Ballet):

получение сертификата исполнителя (интерпретатора) танца Часть 3 (stage 3): _ВЫПУСКНОЙ цикл_

6-ой год:

_экзаменационный отчет о профессиональном обучении_

Каждый год обучения завершается выдачей определенного сертификата, совокупность которых дает право на получение по окончании Консерватории диплома уровня Formation Superieure (Undergraduate diploma). Ниже представлены учебные планы отделений классического и современного танца:

Наиме- Основ- Дополнитель- Практичес- Сцени-

нование ная ные кий ческий

прог- дисцип- дисциплины дополни- тренинг

раммы лина тельный тренинг

- современный - музыкаль- - работа в

танец; ный ютассичес

- адажио тренинг; кой

(дуэтный танец), - история балетной

Артист балета Классический танец вариации; - характерный танец; танца; - анатомия и физиоло- компании; - публичные

- джаз-танец; гия выступле-

- репертуар; ния.

- импровизация

и композиция.

- классический - музыкаль- - работа в

Танцов- танец; ный компании

щик современ- Современный - контактный танец; - джаз-танец; тренинг; - история танца; современного танца;

ного танец репертуар; - анатомия - публич-

танца - импровизация и физиоло- ные выс-

и композиция. гия тупления.

В отличие от школы Оперы, Консерватория, будучи высшим учебным заведением, затронута проблемой унификации своей образовательной системы с европейской, как того требует Бо-лонский процесс. В настоящее время началось постепенное вхождение консерваторской системы в двухуровневую подготовку, однако о конкретных результатах говорить еще рано.

Система получения высшего и педагогического образования.

Во Франции мы не найдем государственной системы высшего хореографического образования, подобной отечественной. Программ обучения хореографов нет вовсе: они формируются из бывших или действующих артистов балета. Этот род деятельности не требует специального образования. Преподаватели хореографии обучаются в учреждении особого рода, не имеющего аналогов не только в России, но и в мире. Это - Национальный Центр танца (сайт - www.cnd.fr) - государственное учреждение, созданное в ноябре 1998 года по инициативе Министерства культуры. Основная деятельность центра направлена на пропаганду и обеспечение максимального доступа к хореографической культуре всем профессионалам. Своеобразие организации заключается в широте услуг, предлагаемых артистам и всем интересующимся хореографией: от разнообразного сопровождения профессиональной деятельности до возможностей широкой встречи с публикой способами, позволяющими установить обмен и диалог. Деятельность центра направлена на создание материальных и других условий для создания и распространения хореографических произведений и педагогики.

В центре имеется уникальные библиотеки средств массовой информации, медиатеки и видеотеки, специализированные на танце. Любой желающий может получить доступ к этим материалам и познакомиться с ними. Специалисты центра ведут разнообразные научные исследования в области хореографии, охватывающие широкий спектр проблем. Центр пропагандирует хореографическое наследие через организацию специальных просветительных программ, выставок, семинаров, коллоквиумов, мастер-классов,

творческих встреч и в целом создает благоприятную среду для создания и распространения произведений хореографии и развития их создателей. Отдельное направление работы центра -оказание поддержки профессионалам в решении различных проблем: в вопросе о профессиональном применении после окончания исполнительской деятельности, получения образования различных уровней, консультаций по правовым вопросам в сфере управления, здоровья, профессиональной деятельности. Благодаря центру, артисты балета, не работающие в какой-либо труппе, могут сохранять физическую форму, посещая ежедневные уроки классического танца.

Одна из основных программ центра, финансирующихся государством, - преподавание хореографии. Именно здесь получают специальное педагогическое образование артисты балета и танцовщики. На базе сертификата школы Оперы или школы крупной балетной компании оно занимает 200 часов и не предполагает сдачу итогового экзамена (только посещение занятий). С сертификатом Консерватории учиться нужно 400 часов и обязательно сдавать выпускной междисциплинарный экзамен: историю балета, анатомию, биомеханику, анализ музыкальных произведений, хореографическую композицию. В итоге выдается государственный диплом.

Послевузовское образование.

Аспирантура по танцевальной науке во Франции работает в университетской системе, в частности, имеется одна кафедра в Сорбонне.

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в столице Франции действуют две системы подготовки танцовщиков:

1. подготовка артистов балета параллельно получению начального и среднего образования с выдачей сертификата о профессиональной подготовке и свидетельства об окончании лицея и получении среднего полного образования (Школа Оперы);

2. подготовка артистов балета на базе основного общего образования (колледжа) с выдачей профессионального диплома

о получении высшего образования короткого цикла (Парижская Консерватория).

В настоящее время Консерватория проводит серьезную работу, с целью изыскать возможности для адаптации к образовательному процессу системы Лисанс - Магистратура - Докторантура (LMD (Licence - Master - Doctorat)) (в российской системе высшего образования соответствует: бакалавриат -магистратура - аспирантура).

В заключение хотелось бы выразить сердечную благодарность за помощь, оказанную при изучении данного вопроса, Посольству Франции в России, Консульству Франции в Санкт-Петербурге и лично Армель Гроппо, Элизабет Платель, Ванессе Юртолю, Фредерику Моро, Николь Юр, Марине Шелкуновой, Эллине Акимовой, Сергею Соловьеву, Людмиле Франевой, Юрию Смирнову, Ольге Сорокиной. В статье использованы материалы, предоставленные историком танца Сильви Жак-Миош.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гавриляченко С. А. Очерк истории реформ «академического» художественного образования в России. Рукопись. С. 4-S.

2 Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М., Искусство, 1987. С. 171.

Q Ecole de Danse. Paris, 2007.

4 Сайт Министерства высшего образования и науки Франции: www.enseignementsup-recherche.gouv.fr

5 Сайт Министерства культуры Франции: www.culture.gouv.fr

6 Сайт Агентства Кампюс Франс в России: www.russie.campusfrance.org

7 Сайт www.edufrance.fr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.