Де ла Торре*
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕКСИКЕ
Статья посвящена истории развития хореографического образования в Мексике. Национальная мексиканская школа была основана на традициях русской классической танцевальной школы. Позднее государственные и частные школы опирались на методику преподавания английской и американской школ танца модерн. В настоящее время на профессиональном уровне система танцевального образования состоит из трёх разделов: классический танец, народный танец и танец модерн.
Ключевые слова: система хореографического образования, традиции русской балетной школы, танцевальная педагогика, программа хореографического образования.
D. de la Torre. CHOREOGRAPHIC EDUCATION IN MEXICO
The article is devoted to the historical development of dance and choreography education in Mexico. Mexican national dance school was founded on applying the model of the Russian school of classical dance. Later on, public and private schools implemented the teaching method of the British and the American schools of modern dance. The present-day system of professional choreographic education in Mexico encompasses three genres: classical dance, folk dance, and modern dance.
Кеу words: choreography education system, Russian ballet school tradition, dance pedagogics, education programme in choreography.
История хореографического образования в Мексике тесно связана с развитием общей системы образования в области изящных искусств. Как и в других странах Латинской Америки, в XIX веке управление школами в Мексике было одной из функций католической церкви. В первые десятилетия независимости мексиканское федеральное правительство играло ограниченную роль в
* Де ла Торре Диас Норма Алисия (Мексика) — аспирантка балетмейстерского факультета Российского университета театрального искусства — ГИТИС. E-mail: [email protected].
развитии национальных школ. Лишь в седьмом десятилетии XIX века (Мексика завоевала независимость от Испании в 1821 году) либеральное федеральное правительство стало заниматься вопросами народного просвещения и создало Министерство юстиции и образования.
Образование заняло заметное место в программе правительства лишь в период продолжительной диктатуры президента Порфирио Диаса, который в течение 35 лет (1876—1910) способствовал модернизации экономического строя страны. Под влиянием идеологии французского позитивизма на рубеже XIX—XX веков федеральное правительство стало играть большую роль в народном образовании и создало отдельное учреждение: в 1905 году был создан Секретариат (Министерство) народного Просвещения. Даже на самом раннем этапе развития народного образования в Мексике педагоги отмечали, что культура должна играть важную роль: полное название нового Секретариата было «Секретариат народного просвещения и изящных искусств» [Ba-zant de Saladana, Milade, 2006, p. 40—46]. Он просуществовал всего несколько лет, так как в ноябре 1910 года началась Мексиканская революция и гражданская война. В сентябре 1921 года президент Альваро Обрегон решил создать новое учреждение, занимающееся народным образованием. Президент А. Обрегон назначил Хосе Васконселоса (бывшего ректора национального университета) министром народного образования. Х. Васкон-селос активно развивал новую идеологию Мексиканской революции ещё со времен президента Ф. Мадеро и отличался прогрессивными взглядами. Х. Васконселос определил основную задачу Министерства народного образования (Secretaria de Educación Publica) как задачу борьбы с неграмотностью. В то время умение читать и писать распространялось на меньшинство мексиканского населения (накануне вооруженного восстания, в 1910 году, лишь 20% населения умело читать и писать) [Pablo Escalante, Bernardo Garcia, Luis Jauregui, Josefina Zoraida Vazquez, Elisa Spedman, Javier Garciadiego, Luis Aboites, 2008, p. 390]. Несмотря на стремление Х. Васконселоса к созданию нового общественного порядка на основе революции, Министерство народного щбразования повторяло некоторые черты работы дореволюционного Секретариата народного просвещения, в частности,
уклон в сторону изящных искусств, сочетание научного образования с культурными ценностями [ibidem, p. 461]. Из шести отделов Министерства народного образования три занимались вопросами культуры: отдел библиотек, отдел индейских племён и отдел изящных искусств.
Обращение к дореволюционному подходу к образованию с тем, чтобы создать образовательную систему революционного режима, являлось лишь одной из важнейших особенностей стратегии Х. Васконселоса. Даже в самой идеологии нового министра следует отметить противоречие: система образования должна была отвечать потребностям революционного национального проекта, но Х. Васконселос считал, что все народы Латинской Америки принадлежат к одной, особой расе, и многое заимствовал для своей работы из опыта педагогов братских латиноамериканских стран (особенно из опыта доминиканца Педро Энрикеса Уреньи и чилийской поэтессы Габриэлы Мистраль) [Alvaro Valenzuela Fuenzalida, 2008, p. 9—27]. Сочетание прошлого с передовым, национального с международным говорит о новаторском подходе министра. В условиях подавляющей неграмотности в стране Х. Васконселос активно распространял образование на основе новаторских принципов.
Стратегическим вкладом Х. Васконселоса в борьбу с безграмотностью, и вообще в развитие системы народного образования в Мексике была организация отрядов, которые пошли в деревни и сёла с задачей обучить народ чтению и письму и одновременно шире распространять мексиканскую культуру [Marin Noemi, 2004, p. 14—24]. В первые годы своей деятельности министр одобрил стратегию работы с сельским населением культурных отрядов. В состав культурных отрядов входили в основном молодые учителя-энтузиасты, которые отправлялись в сельскую местность, чтобы учить жителей как прикладным навыкам работы и бытовой гигиены, так и основам национальной культуры. Первая задача культурных отрядов состояла в том, чтобы «открыть двери», т. е. добиться доверия у местного населения. В маленьких поселках и деревнях не было, как правило, государственных школ и, соответственно, не было традиции доверять учителям.
Учитывая народные традиции, Х. Васконселос решил, что отряды должны были поначалу ставить спектакли, чтобы раз-
влекать местное население и привлечь к себе положительное внимание. Спектакли должны были состоять в основном из народных танцев местного репертуара. Посредством танцев учителя-энтузиасты подчеркивали свою принадлежность к данному региону, к местному населению. Энтузиасты культурных отрядов заложили фундамент для дальнейшего построения образовательной системы на селе. Постепенно проснувшийся интерес к обучению у народа обеспечивал развитие новых общественных отношений, включая строительство общеобразовательных школ. В первые годы, когда ещё не было подготовленных специалистов по обучению танцу, хореографию преподавали учителя по физической подготовке и спорту.
За несколько лет работы отрядов стала ясной потребность в подготовке специальных преподавателей, имеющих конкретные навыки и знания танцевального искусства. В январе 1932 года новый министр народного образования Нарциссо Бассольс (в 40-е годы — посол в СССР) создал Совет по изящным искусствам. В Совет входили в основном поэты, художник Р. Тамайо, а также музыкант К. Чавес. Совет поставил перед собой задачу создать танцевальную школу. К. Чавес предложил, чтобы новая школа занималась преимущественно индейскими танцами. Помимо проекта К. Чавеса Совет рассмотрел проект балерины Нелли Кампобелло. Она предлагала создавать не школу, а танцевальный коллектив, с одной стороны, связанный с классическим балетом, с другой — с элементами мексиканских народных танцев. К. Чавес, который пользовался авторитетом как талантливый деятель культуры, считал, что новую школу должен возглавить художник, поскольку у танцовщиков, по его мнению, не было нужных навыков к управлению. Взгляды К. Чавеса оказали решающе влияние на Совет, который назначил художника из Гватемалы, Карлоса Мериду, первым директором танцевальной школы (она же стала Национальной танцевальной школой). Национальная мексиканская танцевальная школа изначально опиралась на достижения двух национальных традиций: русской танцевальной школы и американской хореографии, кстати, также связанной с балетом России.
Выдающиеся балерины Нелли и Глория Кампобелло учились у мастера Лети Кэрролл. Мисс Кэрролл из американского штата
Техас создала первые танцевальные коллективы в Мексике в 20-е годы. Она устраивала балетные спектакли с участием американских балерин (прежде всего Вики Эллис), но постепенно стала приглашать в качестве солисток сестер Кампобелло. Национальная танцевальная школа была создана постановлением президента Мексики от 15 мая 1932 года. Согласно постановлению, целью новой школы было развитие современной национальной мексиканской хореографии при участии местных деятелей культуры. В частности, большой вклад в развитие школы внесли сё-стры Кампобелло. Нелли была заместителем директора Карлоса Мериды, а Г. Кампобелло была первым преподавателем мексиканского танца в школе. Художник Карлос Мерида прослужил директором Национальной танцевальной школы до 1935 года. Он начал последовательно изучать и классифицировать региональные танцы (на основе материалов, собранных в ходе работы культурных отрядов). За годы работы в школе Мерида успел составить каталог из 60 народных танцев, которые стали основой для дальнейшего создания новых хореографических произведений на мексиканские сюжеты [Ramos Villalobos, Roxana Guadalupe, 2009, p. 88—95], а также основой для создания учебных хореографических программ.
Американская традиция была представлена на раннем этапе школы сестрами Кампобелло. Но также ощущалось заметное влияние русской традиции, так как первый учитель методики и танцевальной техники в школе был нижегородец Ипполит Зыбин, прибывший в Мексику ещё в 20-е годы.
И. Зыбин принял активное участие в создании школы динамичной пластики, а потом перешёл в национальную школу (его сын, Алехандро Зыбин стал профессионалом танца в Мексике, а затем солистом Метрополитен опера). Вклад И. Зыбина в развитие танца в Мексике очевиден. Среди его учеников были самые видные деятели мексиканского танца, в том числе А. Эрнандес, А. Мерида, О. Эскалона. Но влияние русской традиции на развитие мексиканского направления в танце оказывалось еще до появления Зыбина в Мексике.
В 1919 году знаменитая балерина Анна Павлова гастролировала по стране. Анна Павлова посещала Мексику дважды: в 1919 году и в 1925 году. Первые гастроли, в 1919 году, состоялись во
время мексиканской революции. По постановлению президента Венустьяно Каррансы, 200 снайперов сопровождали вагоны, в которых коллектив Павловой проехал из порта Веракрус в Мехико [Alberto Dallal, 1989, p. 163—178]. Павлова гастролировала в трёх странах Латинской Америке: на Кубе, в Перу и в Мексике. В Перу Павлова специально танцевала местный вальс. А в Мексике, выступая перед шестнадцатью тысячами зрителей на арене для боя быков, Павлова танцевала танец «Харабе Тапатио». Павлова поразила мексиканскую публику не только мастерской классической техникой, но и собственным исполнением мексиканского танца «Харабе Тапатио». В настоящее время среди исследователей мексиканского танца широко распространено мнение о том, что А. Павлова внесла фундаментальный вклад в укоренение национальной русской традиции в хореографическое искусство Мексики. Собственно, «Харабе Тапатио», народный танец из штата Халиско, стал считаться национальным мексиканским танцем после того, как А. Павлова станцевала его на мексиканской сцене. Публику особенно поразил тот факт, что Павлова танцевала Харабе на пальцах [Ramos-Smith, Maya y Cardona Lang, Patricia, 2002, p. 688].
Сочетание американского и русского направлений было крайне важно на начальном этапе существования национальной танцевальной школы в Мексике. Учебный план школы имел экспериментальный характер и должен был активно развиваться, отражая реалии и достижения мексиканской культуры. На первом курсе ученики проходили технику классического танца, мексиканские народные танцы, сценическую пластику. На втором курсе были те же самые предметы. На третьем курсе ученики выбирали специальность: либо народные танцы Мексики, либо зарубежные танцы (испанские, русские), либо классический балет или современные танцы (степ, акробатические виды танца). Национальная танцевальная школа стала одним из важнейших центров не только подготовки специалистов-преподавателей, но и развития мексиканской культуры в целом.
В 30-е годы система народного образования в Мексике укрепилась, была создана сеть педагогических институтов по всей стране. В их состав обязательно входили педагоги, умеющие ставить танцевальные спектакли. Революционное государство в Ме-
ксике стремилось быть прогрессивным. Это стало заметным и в области танца. В конце 30-х годов по приглашению Карлоса Ме-риды знаменитая американская балерина русского происхождения Анна Соколовская гастролировала в Мехико. Её новаторство в современном танце, в частности, употребление элементов джаза и даже еврейской музыки, произвело большое впечатление на мексиканскую публику. А. Соколовская осталась в Мексике в 1939—1940 годах и ставила спектакли в сотрудничестве с мексиканскими передовыми артистами. Мексиканские балерины, которые танцевали под руководством А. Соколовской, стали известны под именем «Соколовы». В группу «Соколовы» входили будущие выдающиеся балерины, в том числе Ана Ме-рида, Роса Рейна и Марта Брачо.
Национальное направление мексиканского танца стало соединяться с современным танцем под влиянием не только А. Соколовской, но и американки Вальдин фон Фалькенштейн, известной в Мексике просто как Вальдин. Вальдин побывала в Мексике в 30-е годы и в 1939—1940 годов активно сотрудничала с профсоюзами, чтобы создать новую сцену — Театр искусств. В период 1940—1980 годов Вальдин руководила важными проектами в области современного танца и даже приняла мексиканское гражданство. Руководство Отдела изящных искусств одобряло современный танец, так как такой вид танца ассоциировался с передовыми художественными течениями. В 1939 году Министерство народного образования предложило Вальдин организовать коллектив современного танца — Балет де Бельяс Артес (Балетный коллектив Отдела изящных искусств). Благодаря усилиям А. Соколовской и Вальдин современный танец стал быстро развиваться в Мексике. Обе балерины имели навыки классического балета, но при этом стремились к созданию новых направлений. Первый набор мексиканских балерин для организации коллективов А. Соколовской и Вальдин был проведён среди учениц Национальной танцевальной школы.
Ни Вальдин, ни Соколовская не придавали должного значения подготовке местных балерин с точки зрения техники классического балета. Обе балерины прилагали большие усилия, чтобы создать новый репертуар на основе мексиканской музыки, мексиканских традиций.
Н. Кампобелло1 подчеркивала значение классической подготовки, но знала, что нужны новые подходы, отражающие богатство и разнообразие истории мексиканского народа.
Творческое и идеологическое сотрудничество деятелей танца в Мексике в 40-е годы имело последствия, которые проявились во второй половине XX века. В значительной степени новые учреждения в области танца и новые коллективы развивали мексиканские темы и традиции и уходили от классического балета, от собственно классической подготовки, что не шло на пользу хореографическому образованию в стране. Выдающихся деятелей мексиканского танца больше привлекала современная хореография, а не классический балет: Х. Лавалье, Г. Контрерас, Г. Браво и другие создавали репертуар на основе мексиканских мотивов, нередко привнося в них элементы танца модерн. А. Эр-нандес вообще создала самый крупный фольклорный коллектив такого плана.
Результаты первых десятилетий развития мексиканской школы танца стали видны во время первого национального конкурса по танцу. В 1966 году выступило около 100 коллективов и первый приз получил фольклорный коллектив города Гвадалахары. Противоположная ситуация обнаружилась в классическом танце. На первом фестивале профессионалов классического танца и современного танца (который состоялся в 1966) выступило всего лишь 5 коллективов [Tortajada Quiroz, Margarita, 2006, p. 253]. В условиях ограниченного выбора официальных учебных заведений в области балета возникла потребность в расширении сети частных школ.
В 1947 году молодая мексиканская балерина Анна Кастильо отправилась в Монреаль учиться на Канадском отделении Королевской академии балета (Royal Academy of Dancing). Академия была создана в Лондоне в 1920 году, и её методика — на основе английской, французской, итальянской, датской и русской школы — быстро стала привлекать учеников из Англии и Европы, а в 1936 году король Георг V присвоил школе статус «королевской». В 1949 году в пригороде Мехико Койоакане Анна Кастильо со-
1 Н. Кампобелло, писатель, балерина и хореограф, руководила государственным училищем.
здала первую в стране школу Королевской академии, Балетную академию Койоакана. Школа пользовалась большим успехом, и её методика преподавания классического балета стала очень популярной. Даже некоторые профессиональные балерины совершенствовали свое мастерство в Койокане (Клара Карранко, Исабель Авалос). Академия с успехом готовила и мужских исполнителей (Карлоса Лопеса Магальона, Хосе Вильянуэву). Анна Ка-стильо ввела четырёхлетний курс обучение для солистов, а Карлос Лопес был первым выпускником в 1958 году. Коммерческий успех академии в Койоакане способствовал созданию новых школ. В 1961 году Марта О'Рейлли, ученица Анны Кастильо, открыла Балетную школу Дель Валье. А вскоре Тита Ортега создала в поместье Текамачалько Академию балета Текамачалько. Особенность системы обучения Королевской академии заключалась в том, что экзамены проводились исключительно при участии экзаменационной комиссии, приезжавшей специально из Лондона. В настоящее время Королевская академия — наиболее развитая сеть балетных школ. Мексиканское отделение курирует Мексику, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рику, Гватемалу и Панаму (всего в регионе зарегистрировано 143 преподавателя). В одном Мехико Королевская академия располагает сетью из 90 балетных школ [Sandra Gonzalez Salinas, 2006, p. 11—29].
Большой популярностью в балетных школах Мексики пользуется российская методика классического балета. В 1974 году мексиканская балерина Жизель Колас, выпускница Академии мексиканского танца, поступила на учебу в Академию имени Вагановой, а в 1977—1979 годах она выступала в Театре им. Кирова. По сей день Колас является единственной мексиканкой с опытом работы на сцене России. До приезда Колас в Ленинград мексиканка Фараильда Севильа проходила учебу по педагогике танца в Москве. В 1995 году она напечатала испанский перевод русского пособия «Российская методика преподавания классического балета». В 2000 году Ф. Севилья опубликовала перевод учебного пособия Н. П. Базаровой «Основы классического танца». Некоторые руководители школ классического танца в Мексике стали приглашать педагогов хореографии из России. Одним из них был Рафаэль Ибатулин, выпускник ГИТИСа, с 1990 года он стал работать в Мексике. Представляется интерес-
ным привести фрагмент интервью с Р. Ибатулиным, в котором он высказал свою точку зрения на проблемы преподавания хореографии в Мексике.
Впервые Р. Ибатулин познакомился с мексиканским танцем, когда танцевальный коллектив Амалии Эрнандес находился в СССР на гастролях. Коллектив показывал репертуар народных танцев, и Ибатулин был восхищен исполнением танца из штата Соноры «Танец Оленя». В 1990 году его пригласили работать в частные школы балета Мексики. Спустя несколько лет Ибату-лина пригласили на работу в самое престижное учебное заведение, в школу при Институте изящных искусств (Bellas artes). Институт изящных искусств является самым главным государственным учреждением в области всех видов искусства. В отделе танца Ибатулин работал с ведущими танцовщиками, часто имел дело с иностранными мастерами.
Ибатулин считает, что в Мексике есть талантливые молодые люди, которые в состоянии активно выступать в спектаклях и развивать балет в стране. Но русский мастер отмечает и недостатки в системе обучения. Например, обнаруживается недостаточная последовательность в приобретении конкретных навыков классической техники. Ибатулину часто говорили его ученики, что русская школа требует слишком много усилий. А высокие требования воспринимаются, как правило, отрицательно в мексиканских школах. Таким образом, многие способные танцовщики, имеющие хорошие физические данные, отходят от русской техники и предпочитают заниматься балетом по другой методике, например, по кубинской. Господствует точка зрения о том, что в русской технике много напряжения, что существенно уменьшает энтузиазм у многих потенциальных студентов. В то же время Ибатулин заметил, что в Мексике публика интересуется русским балетным искусством и глубоко уважает ведущих российских исполнителей. Эту точку зрения Рафаэля Ибатулина разделяют ведущие деятели танца в Мексике, среди которых проводилось анкетирование. Мастера, танцовщики и специалисты в области танца подтверждали мнение о том, что желательно более широкое распространение русской методики в стране. Они выражали общий интерес к русской школе балета и нередко упоминали о прежних контактах.
Эксперты танца в Мексике высказывали мнение, что среди факторов, которые препятствуют более широкому применению русской методики классического балета, можно назвать распространенное в стране отношение к танцу как к развлечению, а не как к дисциплине, требующей усилий и результатов. Большой популярностью в Мексике пользуется английская школа балета, где занятия не требуют от учащихся такого напряжения. В отличие от учеников, учителя проявляют гораздо больший интерес к познанию русской методики, которая вносит более высокие требования в развитие молодых талантов. В перспективе более широкое распространение русской методики в Мексике может принести огромную пользу в воспитании и обучении нового поколения танцовщиков.
В настоящее время национальная система танцевального образования в рамках Национального института изящных искусств (INBA) включает пять школ, в которых проводится учеба на профессиональном уровне. Это Академия мексиканского танца, Высшая школа музыки и танца Монтеррей, Национальная школа классического танца и современного танца, Национальная школа танца им. Нелли и Глории Кампобелло, Центр хореографических исследований (профессионально-техническая подготовка).
Учебная программа Академии мексиканского танца была утверждена Министерством народного образования в 2006 году [Academia de la Danza Mexicana. Sintesis del Plan de Estudios. Licenciado en Danza Clasica. Licenciado en Danza Contemporanea. Licenciado en Danza Popular Mexicana. Agosto 2006]. Она предполагает профессиональную подготовку по классическому танцу на уровне бакалавра, в испанском LDC. Абитуренты должны быть стройного телосложения, должны иметь определенную гибкость и основные навыки музыкальности. Они должны также иметь поддержку в семейном окружении ввиду юного возраста. Профиль выпускника академии — танцовщик с профессиональными навыками на стыке классического и современного танца. Танцовщик высшего уровня подготовки должен уметь выступать в национальных и международных танцевальных коллективах самых передовых направлений. Танцовщик-выпускник должен получить отличную подготовку именно в области техники клас-
сического танца. Он также должен знать классический репертуар и основные пути исторического развития классического танца; он должен уметь исполнять как классическую и неоклассическую хореографию, так и современные её формы. Помимо навыков и умений, обязательных для танцовщиков-выпускников академии, учебная программа предусматривает как теоретические знания, так и нравственные ценности (в программе даже подчеркивается необходимость развития навыков правильного питания, развития физического и умственного здоровья).
Учебная программа включает шесть основных областей теоретических знаний:
— история классического танца;
— история развития театра;
— классический репертуар;
— история искусства;
— теоретические аспекты здорового питания;
— элементы сценической коммуникации.
Учебная программа бакалавра по классическому танцу включает в себя три учебных цикла: начальный уровень (три учебных семестра), средний уровень (два семестра) и высший уровень (три семестра). Каждый учебный цикл предусматривает предметы в трех областях: танцевальной, художественной и дополнительной.
В области танца каждый из восьми курсов предусматривает уроки по классическому танцу. На каждом курсе студенты также проходят сценическую практику. На первых двух курсах и на шестом курсе проходят занятия по историческому танцу, а на последних двух курсах изучается характерный танец. На последних трех курсах проводятся уроки по дуэтному танцу.
На первых четырех курсах студенты получают уроки по гимнастике, а на пятом и седьмом курсе студенты проходят кинезио-логию и уроки йоги. В образование включают уроки по мексиканскому народному танцу, уроки по современному танцу и уроки по джазу. Художественная область предусматривает на двух курсах уроки по теории музыки и на трех курсах уроки игры на фортепиано. На первом и на третьем курсе проводятся уроки по драматической импровизации. На шестом курсе изучается мимика, а на последнем курсе изучается драматическое исполнение.
В области дополнительных дисциплин на первых трех курсах студенты изучают навыки здорового питания, а с третьего по пятый курс проводятся занятия по французскому языку. С четвертого по седьмой курс студенты проходят пассивную практику, изучают историю классического балета, проходят уроки изобразительного искусства, студенты изучают и теорию искусства. Значительная часть восьмого курса посвящается написанию бакалаврского сочинения. Помимо учебной программы профессиональной подготовки по классическому танцу Академия мексиканского танца имеет программу профессионального обучения современному танцу, а также программу профессионального обучения мексиканскому народному танцу.
Высшая школа музыки и танца города Монтеррей является единственным вузом системы Национального института изящных искусств, находящимся вне столицы г. Мехико. Монтеррей — столица штата Новый Леон — третий крупнейший по населению город в Мексике. Он находится на севере страны, недалеко от границы с США. Долгое время штат производил львиную долю стали в Мексике. По сей день крупные предприятия по производству цемента, пива, кукурузной муки, бумаги и стекла находятся в Монтеррее. Среди состоятельных семей Монтеррея традиционно имеются меценаты, которые поддерживают искусство. Например, члены семьи Прието, имеющие тесные связи с чугунной промышленностью, оказывали финансовую поддержку оркестру Нового Леона. Бывший администратор чугунного комбината Монтеррея, Карлос Прието, в семидесятые годы даже ушел с завода и стал талантливым исполнителем на виолончели. Карлос Прието стал регулярно выступать в бывшем Советском Союзе и по сей день имеет тесные связи с Россией, получив медаль Пушкина [Карлос Прието, 2005].
Высшая школа музыки и танца города Монтеррей проводит профессиональную подготовку (на уровне бакалавра) педагогов классического танца. Учебная программа утверждена в 1994 году. Студенты обучаются либо с уклоном в классический танец, либо с уклоном в современный танец [Escuela Superior de Música y Danza de Monterrey, 1994]. Учебный план рассчитан на восемь семестров. Во всех семестрах проводятся занятия по технике классического танца, а также по методике обучения классическому танцу.
В первых двух семестрах студенты проходят курс по мексиканским народным танцам. В третьем семестре студенты изучают современный танец, а затем переходят к изучению традиционного репертуара (еще два семестра). В шестом семестре студенты изучают методику обучения классическому дуэту, а в седьмом семестре студенты посещают хореографическое ателье. Учебная программа предусматривает основы музыковедения, историю искусства, историю танца, технику применения грима, анализ театральных стилей, театральное освещение, основы бухгалтерского учета, основы работы на компьютере, основы здорового питания, основы психологии, анатомию и кинезиологию, педагогику. Во время последних семестров студенты проходят педагогическую практику, им читают курсы по методике исследования, а также проводится семинар подготовки к написанию бакалаврского сочинения.
В 2006 году Высшая школа музыки и танца города Монтеррей впервые в стране ввела отдельную программу профессиональной подготовки мужских исполнителей классического танца. Учебный план состоит из восьми семестров и отличается специальным обучением альтернативной технике. В программе делается упор на физическую тренировку. Студенты также изучают этику, социологию искусства и технику композиции [Escuela Superior de Música y Danza de Monterrey, 2006]. В настоящее время в Монтеррее существует два профессиональных танцевальных коллектива: балет нового века и балет Монтеррея.
Учебная программа Национальной школы классического танца и современного танца утверждена Министерством народного образования в 2006 году, а в 2008 году учебный план был снова модифицирован [Escuela Nacional de Danza Moderna y Contemporanea. Sintesis del Plan de Estudios. Licenciado en Danza Clasica con linea de trabajo en Bailarin. Con linea de trabajo en Docente. Plan de estudios: 2006, Enmienda Abril 2008]. Национальная школа классического танца и современного танца проводит обучение классическому танцу на уровне бакалавра. Учебный план предусматривает профессиональную подготовку либо танцовщика, либо педагога. Помимо степени бакалавра Национальная школа классического танца и современного танца предлагает профессионально-техническое обучение как танцовщиков, так и педагогов. Полный срок обучения для бакалавра — 9 лет. Но
школа предоставляет возможность поступления студентов не только на первый курс, но и на старшие курсы: школа может принять студента прямо на второй или на третий курс в зависимости от предыдущей подготовки или от личных качеств и способностей. Школа может принять студента прямо на шестой курс при том условии, что студент имеет профессионально-технический диплом. Учебная программа Национальной школы классического и современного танца отличается более обширным выбором предметов по сравнению с подобными учебными заведениями в Мексике. Учебный план предусматривает курсы по классической технике на протяжении всех девяти лет профессионального обучения. Студенты также занимаются репертуаром на протяжении семи лет, а на последних двух курсах студенты занимаются сценическим развитием. Два предмета присутствуют на протяжении всех девяти лет обучения: сценическая практика и ателье техники телесных движений. По одному семестру студенты изучают историко-бытовой танец, мексиканский фольклорный танец и испанский танец. А по два семестра современный танец. Студенты изучают историю танца, культурный анализ танца, кинезиологию, характерный танец, прикладные элементы театра, педагогику, сценическую постановку, прикладные элементы музыки, психологию развития, технику образовательного развития и хореографию.
Национальная школа танца им. Нелли и Глории Кампобелло предлагает подготовку педагогов по трем специальностям: современный танец, испанский танец и народный танец. Учебная программа утверждена Министерством народного образования в августе 2006 года [Escuela Nacional de Danza "Nellie y Gloria Cam-pobello". Sintesis del Plan de Estudios. Licenciado en Educacion Dan-cistica con orienta^n en: Danza Contemporanea, Danza Espanola o Danza Folclorica. Plan de estudios de Agosto, 2006]. Абитуриенты, которые поступают в школу по специальности современного танца, должны иметь предварительный опыт (два года) исполнения современного танца или же классического танца. Абитуриенты, которые поступают в школу по специальности испанский или народный танец, должны иметь предварительный опыт (два года) исполнения современного танца, классического танца, народного танца или же испанского танца. Срок обучения — восемь
семестров. Учебный план предусматривает как педагогические предметы, так и художественные, а также технико-методические предметы. Восемь предметов являются общими для всех трех специальностей: прикладная педагогика, психология, учительская практика, кинезиология, методика исследования, сценическая практика, музыка и ресурсы сценической постановки.
Студенты по специальности народного танца изучают способы обучения народному танцу, историю народного танца, методику тренажа, методику записи танца Лабана, этнологию, восемь семестров методики народного танца, технику современного танца, европейское наследие, испанское наследие и африканскую традицию. Будущие педагоги испанского танца изучают методики исполнения испанского танца, испанское устное народное творчество, фламенко, технику для мужских исполнителей, технику классического танца, технику современного танца и импровизацию. В учебный план для педагогов современного танца входят способы обучения современному танцу, история танца, альтернативная техника, восемь семестров методики современного танца, импровизация, процессы человеческого развития, телосложение, способы композиции и техника классического танца. На всех трех специальностях во время последних семестров студенты проходят курс подготовки к написанию бакалаврского сочинения.
Центр хореографических исследований был создан в 1979 году. В том же году при поддержке Национального фонда для общественных мероприятий (РОМАРА8) деятель культуры Лин Дуран создала Высший центр хореографии, который в 1984 году стал также Центром хореографических исследований.
Работа центра осуществляется в трех направлениях: экспериментальный подход, исследование и хореографическая деятельность. Абитуриенты, которые поступают в центр, имеют предварительный опыт работы (как балерины или танцовщики). Срок обучения — шесть семестров. Творческий подход центра отличается непосредственным контактом с публикой. Учебный семестр проходит в тесной связи с сезоном Театра танца, в котором выступают студенты. Центр выдает выпускникам диплом «Профессионально-технический университетский специалист танцевального исследования и создания». Профессионально-техническое обучение в центре основано на
четырех областях: хореография, техника телесной работы, музыка и эстетико-социальная работа.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время хореографическое образование в Мексике имеет весьма разветвленную систему. Зародившись не так давно, хореографическое образование прошло активный и плодотворный путь развития. Учебные планы хореографических школ включают в себя большое количество хореографических дисциплин, позволяющих выпускать разносторонне развитых специалистов — как исполнителей, так и педагогов. При широчайшем развитии сети частных щкол присутствует весьма существенная поддержка государством как учебных, так и научных центров в области хореографии. И это, безусловно, увеличивает потенциальные возможности дальнейшего развития хореографического образования в Мексике.
Список литературы
Academia de la Danza Mexicana. Sintesis del Plan de Estudios. Licenciado en Danza Clasica. Licenciado en Danza Contemporanea. Licenciado en Danza Popular Mexicana. Agosto 2006.
Alberto Dallal. «Anna Pavlova en Mexico» en anales del la UNAM, num 60, 1989.
Alvaro Valenzuela Fuenzalida. Gabriela Mistral y la reforma educacional de Jose Vasconcelos. Reencuentro. Mexico, Universidad Autonoma Metropolitana, No. 34, 2008.
Bazant de Saladana, Milade. Historia de la educacion durante el Porfi-riato. Mexico, El Colegio de Mexico, 2006.
Escuela Nacional de Danza «Nellie y Gloria Campobello». Sintesis del Plan de Estudios. Licenciado en Educacion Dancistica con orientaciуn en: Danza Contemporanea, Danza Espanola o Danza Folclorica. Plan de estudios de Agosto, 2006.
Escuela Nacional de Danza Moderna y Contemporanea. Sintesis del Plan de Estudios. Licenciado en Danza Clasica con linea de trabajo en Bailarin. Con linea de trabajo en Docente. Plan de estudios: 2006, Enmienda Abril 2008.
Escuela Superior de Musica y Danza de Monterrey. Licenciatura Danza Clasica. Plan Especial para Varones. Plan de Estudios 2006.
Escuela Superior de Música y Danza de Monterrey. Sintesis del Plan de Estudios. Licenciatura en Ensenanza de la Danza con especialidad en Clasico. Mayo 1994.
Marin Noemi. La importancia de la danza tradicional mexicana en el sistema educativo nacional (1921—1938): Otra perspectiva de las misiones culturales. Mexico, CONACULTA, 2004.
Pablo Escalante, Bernardo Garcia, Luis Jauregui, Josefina Zoraida Vázquez, Elisa Spedman, Javier Garciadiego, Luis Aboites. Nueva historia minima de Mexico ilustrada. Mexico, El Colegio de Mexico, 2008.
Ramos Villalobos, Roxana Guadalupe. Una Mirada a la formacion dan-cistica mexicana (CA. 1919-1945). Mexico, CONACULTA, 2009.
Ramos-Smith, Maya y Cardona Lang, Patricia. La danza en Mexico, visiones de cinco siglos. Critica y documentos 1521—2002. Mexico, CONA-CULTA-INBA, 2002.
Sandra Gonzalez Salinas. La globalizacion de las bellas artes en el siglo XXI Royal Academy of Dance de Mexico. Revista del Centro de Investigacion. Universidad La Salle. Numero 026. Mexico, 2006.
Tortajada Quiroz Margarita. Danza y poder II, Las transformaciones del campo dancistico mexicano: profesionalizacion, apertura y diversificacion (1963—1980). Mexico, CONACULTA-INBA, 2006.
Карлос Прието. Приключения виолончели. Истории и воспоминания. Москва, TENARIS-TAMSA, 2005.