Научная статья на тему 'Из истории становления высшего хореографического образования'

Из истории становления высшего хореографического образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1644
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION IN CHOREOGRAPHY / ГИТИС / GITIS / БАЛЕТМЕЙСТЕРСКОЕ ИСКУССТВО / ART OF CHOREOGRAPHY / Р. В. ЗАХАРОВ / R. ZAKHAROV / БАЛЕТМЕЙСТЕР-ПОСТАНОВЩИК / КАФЕДРА ХОРЕОГРАФИИ / CHAIR OF CHOREOGRAPHY / CHOREOGRAPHER-STAGE DIRECTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пасютинская Валентина Матвеевна

Статья посвящена организации и становлению высшего театрального образования в сфере танцевального искусства. В 1946 г. в ГИТИСе впервые в мировой практике было начато осуществление подготовки балетмейстеров-постановщиков на кафедре хореографии под руководством балетмейстера Большого театра Ростислава Владимировича Захарова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVOLVEMENT OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION IN CHOREOGRAPHY

The article gives a historical outline of birth and further development of higher choreographic education as a separate programme of studies within theatre arts. In 1946 GITIS came to be the first higher educational establishment worldwide to launch a programme for choreographers-stage directors at the chair of choreography at GITIS under the direction of Bolshoi Theatre choreographer Rostislav Zakharov.

Текст научной работы на тему «Из истории становления высшего хореографического образования»

В. М. Пасютинская*

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ

ВЫСШЕГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена организации и становлению высшего театрального образования в сфере танцевального искусства. В 1946 г. в ГИТИСе впервые в мировой практике было начато осуществление подготовки балетмейстеров-постановщиков на кафедре хореографии под руководством балетмейстера Большого театра Ростислава Владимировича Захарова.

Ключевые слова: высшее хореографическое образование, ГИТИС, балетмейстерское искусство, Р. В. Захаров, балетмейстер-постановщик, кафедра хореографии.

V. Pasyutinskaya. THE EVOLVEMENT OF RUSSIAN HIGHER

EDUCATION IN CHOREOGRAPHY

The article gives a historical outline of birth and further development of higher choreographic education as a separate programme of studies within theatre arts. In 1946 GITIS came to be the first higher educational establishment worldwide to launch a programme for choreographers-stage directors at the chair of choreography at GITIS under the direction of Bolshoi Theatre choreographer Rostislav Zakharov.

Key words: higher education in choreography, GITIS, the art of choreography, R. Zakharov, choreographer-stage director, chair of choreography

На подступах к высшему

хореографическому образованию

Идея организации высшего хореографического образования волновала мастеров хореографии уже в самом начале XX столетия.

Например, Александр Горский пытался организовать Институт танца на базе балетной труппы Большого театра в Москве.

* Пасютинская Валентина Матвеевна — кандидат искусствоведения, доцент Российского университета театрального искусства — ГИТИС. E-mail: [email protected].

Молодое советское государство, созданное в 1918 году, отводило большую роль театру в пропаганде идей социализма. Поэтому Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) поставил перед деятелями театра важную задачу — создать высшие театральные учебные заведения, в которых можно было бы осуществить подготовку специалистов такого масштаба. С этой целью Наркомпрос проводил работу по реорганизации существующих учебных заведений, некоторых частных студий и школ. Их преобразовывали в государственные учебные заведения-техникумы.

В 1920 году в Москве отдел художественного образования (Главпрофобр) открывает: Институт ритма, Институт музыкальной драмы, Высшие режиссерские мастерские, Высшие хореографические мастерские, школу Айседоры Дункан.

В 1922 году на основе Школы актерского мастерства, возглавляемой Л. С. Вивьеном, был создан Институт сценического искусства (ИСИ) в Петрограде. Предполагалось, что в нем будет организовано хореографическое отделение, в которое органично вольется Школа русского балета Акима Волынского, вернее, именно школа станет основой хореографического отделения, сохраняя свою самостоятельность в институте. В 1926 году Институт сценического искусства был переименован в Театральный техникум.

В 1936 году Техникум стал называться Центральным театральным училищем, а в 1929 году на базе училища был создан Ленинградский театральный институт, который с 1948 года стал носить имя А. Н. Островского.

В Москве в 1922 году по постановлению Наркомпроса объединяются ГВТМ (Государственные высшие театральные мастерские), руководимые Вс. Э. Мейерхольдом, и ГИМДР (Государственный институт музыкальной драмы — бывшее Московское филармоническое училище). ГВТМ готовили артистов драматических театров. ГИМДР объединял: подготовительную школу эстетического воспитания, профессионально-политехническую школу, техникум и Высшие режиссерские мастерские.

В апреле 1923 года Наркомпрос проводит реформу учебных заведений, в том числе и Государственного практического института хореографии [Н.Смолянская, 1985, с. 62].

Государственный практический институт хореографии (ГПИХ) возник на основе объединения трех студий:

— студии пантомимы и танца (в прошлом студия М. Морд-кина), с 1921 года руководимая А. М. Шаломытовой;

— студии синтетического танца Инны Чернецкой;

— студии драмбалета Нины Греминой.

Еще в 1921 году они объединились в Государственные высшие хореографические мастерские (ГВХМ), которые и стали основой в создании Государственного практического института хореографии. К сожалению, объединение носило формальный характер. Поэтому преподавание велось по узкоспециализированным дисциплинам, плохо организованный учебный процесс вызывал недовольство и указывал на серьезные недочеты в работе.

Руководитель студии пантомимы и танца А. М. Шаломытова обратилась в Наркомпрос с письмом. Письмо попало к А. В. Луначарскому. Он присылает его в Главпрофобр — заведующей В. Н. Яковлевой. В письме говорилось о создании Института хореографии (ГПИХ), в котором бы объединялись три студии: школа драматического балета Н. М. Рахманова, студия И. С. Чер-нецкой, студия А. М. Шаломытовой. Возглавлял институт Д. П. Штеренберг. Студии работали независимо друг от друга. Для их объединения необходима была одна общая программа обучения. Тем более, что драматические школы имели свой учебный план. Их автором был А. П. Петровский, но необходимо было создать единую программу танца. Отдел художественного образования привлекает к решению этой трудной проблемы В. Брюсова. В результате произошло присоединение ГПИХ к Государственному институту театрального искусства (ГИТИСу). Лучшие специалисты в области драматического театра и хореографии — А. Сидоров, А. Петровский, А. Волынский, К. Голейзовский и А. Горский — приступили к составлению программ и учебных планов первого в мире хореографического отделения высшего учебного заведения. Активную деятельность развил А. Горский в составлении учебных планов, программ обучения, даже тарифа оплаты балетных педагогов. Программа общего обучения строилась по циклам: общественно-политический, философский, искусствоведческий, общеобразовательный и цикл специальных дисциплин. Студенты должны были изучать все направления хо-

реографического искусства, от классического, народно-сценического до ритмопластики и гимнастики Далькроза. Студенты должны были изучать: ритмопластику, гимнастику, фехтование, историю искусств, живопись, музыку, пластику, психофизиологию, грим, мимику и т. д. Педагоги кроме учебной должны были вести научно-исследовательскую работу. Классический танец должны были преподавать: В. Д. Тихомиров, Н. Г. Легат, М. М. Морд-кин, Л. А. Лащилин, И. В. Смольцов; актерское мастерство — А. Таиров, Ю. Завадский, С. Бирман; музыкальные дисциплины — профессор Московской консерватории композитор С. Василенко, дирижер Большого театра — Н. Голованов и основатель музыкально-педагогического института — М. Гнесин; биомеханику — Вс. Э. Мейерхольд, хореозапись — А. А. Горский.

В программу приемных экзаменов входили не только гуманитарные предметы, но и физика и математика. Среди специальных дисциплин были: классический танец, элементы ритмопластики и гимнастики Далькроза, проверялось актерское мастерство и музыкальные способности.

В июне 1923 года в связи с ликвидацией практических институтов как особого типа учебных заведений, в ГИТИС на правах факультета вливается Государственный практический институт хореографии. Наркомпрос поручил осуществление этого слияния специальной комиссии, в состав которой входили проректор по учебной работе ГИТИСа К. С. Сараджев, ректор ГПИХ Н. М. Рахманов, а так же представители от мастерских ГПИХ деканы Н. С. Гремина, А. М. Шаломытова, И. С. Чернец-кая, два представителя от наркома просвещения — А. П. Петровский, профессор А. А. Сидоров. Председателем комиссии по реорганизации ГПИХ был назначен ректор ГИТИСа М. И. Бочков (Рейнеке) — член Моссовета. Три мастерские ГПИХ представляли направления в хореографическом искусстве 20-х годов: драмбалет, синтетический танец, пантомима и танец.

Для занятий студентам хореографического факультета была предоставлена часть центрального помещения института в здании бывшей филармонии (Кисловка, дом 3). Здесь предполагалось сделать и соответствующие классы, и зрительный зал со сценой. Реорганизация должна была закончиться к 1 июля 1923 года.

Кроме того, комиссии было дано задание — выработать положение о работе хореографического факультета, создать академические программы, произвести подбор студентов из бывших трех мастерских ГПИХ. Обсудить программы и утвердить их необходимо было на Совете факультета ГИТИСа [Реорганизация ГПИХ, «Зрелища», № 42, 1923, С. 12].

К началу 1923/24 учебного года ГИТИС объявил прием для желающих получить высшее театральное образование на 4-х отделениях:

— драматическом;

— оперном;

— режиссерском;

— хореографическом.

В ноябре 1923 года Главпрофобр официально постановил сформировать в ГИТИСе 3 факультета:

оперный факультет во главе с проф. К. С. Сараджевым;

драматический факультет во главе с проф. А. П. Петровским;

хореографический факультет во главе с Н. М. Рахмановым [Хроника искусств. «Новый зритель», № 1, 1924, С. 15].

К январю 1924 года организационная работа была закончена и институт приступил к реализации Академического учебного плана.

Однако экономические трудности тех лет, отсутствие педагогического состава соответствующей квалификации привели к ликвидации хореографического факультета и передаче его в ведение консерватории. Таким образом, практически хореографический факультет не смог начать работать, и в этом же 1924 году прекратил свое существование.

Параллельно большая работа проводилась в Российской академии художественных наук.

В 1922 году при академии создается Хореографическая секция. В 1923 году ее переименовали в Хореографическую лабораторию. Основанием послужил соответствующий «Проект положения». Это научно-исследовательское учреждение носило экспериментальный характер, основной задачей которого было изучение художественных законов движения тела, а также связанных с этим других проблем [ЦГАЛИ, ф. 941, оп. 1, ед. хр. 8, л. 133].

Во главе лаборатории стояли не практики, а историк-искусствовед А. А. Сидоров и известный филолог А. И. Ларионов. Активными сотрудниками были такие теоретики, как Н. С. Позняков, Е. В. Яворский и практики — И. С. Чернецкая, Л. А. Алексеева, Н. А. Глан, В. В. Майя, Л. И. Лукин, Н. Г. Александрова, в прошлом — основные педагоги ГПИХ.

Лаборатория разрабатывала теоретические проблемы, организовывала выставки. Например, в 1924 году была проведена выставка — «Искусство движения». С 1924 по 1928 год было организовано 4 таких выставки.

В 1930 году Академия и хореографическая лаборатория были ликвидированы [Е. Я. Суриц, 1997, с. 145].

Попытка подготовить профессиональных балетмейстеров была осуществлена в 1926 году при Ленинградском театральном техникуме на режиссерском отделении. Курс должны были набрать Владимир Николаевич Соловьев (1887—1958) и Сергей Эр-нестович Радлов (1892—1958) [Пиотровский, 1965. Т. IV, с. 513—514], но только в 1927 году был осуществлен первый набор балетмейстеров. С. Э. Радлов и В. Н. Соловьев стали ведущими педагогами техникума. Их учеником был, в частности, Р. В. Захаров — будущий зав. кафедрой хореографии ГИТИСа [Театральная энциклопедия, 1964. Т. III, с. 483]. Он стал учиться на режиссерском отделении у этих выдающихся режиссеров. Очень часто об этом вспоминал Р. В. Захаров, придавая этому периоду огромное значение.

Но это было опять не самостоятельное учебное заведение со своими учебными планами, программами, профессиональными штатами хореографов, а своеобразная специализация на отделении режиссеров драматического театра.

Еще одна попытка открыть балетмейстерское отделение при Ленинградском институте истории искусств была осуществлена в 1935 году. Руководил отделением Гвоздев Алексей Александрович (9(21).III.1887 — 10. IV. 1939) — русский театровед, литературовед, критик и педагог.

Балетмейстерское отделение состояло из:

1. Балетмейстерского отделения больших форм.

2. Балетмейстерского отделения малых форм.

3. Отделения балетмейстеров эстрады.

Практически это были двухгодичные курсы, но не официальные, скорее вызванные желанием ответить на требования времени. Курсы в 1937 году были закрыты, т.к. сам институт был расформирован [Театральная энциклопедия. Т. III. С. 473—475].

В Московском театральном техникуме им. А. В. Луначарского

A. А. Горский также пытался осуществить подготовку кадров балетмейстеров. С этой целью открывают два отделения: пластики и хореодрамы. Несмотря на то, что отсутствовали четко разработанные учебные и рабочие планы, не было учебных академических программ, отделения просуществовали несколько лет. Среди их первых выпускников были В. П. Бурмейстер и Н. С. Холфин [Энциклопедия «Балет». С. 87. Ст.: Красовская В. М. Бурмейстер

B. П. С. 563; Ст.: Шлуглейт Г. М. Холфин Н. С.].

В 1937 году Ф. В. Лопухов организовал при Ленинградском хореографическом училище балетмейстерское отделение, где преподавали Р. В. Захаров и Л. М. Лавровский — выпускники Ленинградского театрального техникума, имеющие высшее режиссерское образование. У них учились такие будущие балетмейстеры, как К. Ф. Боярский, В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер. Практически эти курсы просуществовали с 1937 по 1941 год. В 1941 году курсы были закрыты, хореографическое училище эвакуировано в г. Пермь [Энциклопедия «Балет», 1981. С. 322—323].

Первые годы кафедры хореографии и балетмейстерского факультета ГИТИСа

14 января 1946 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР издает приказ, согласно которому предусматривалось открытие 1 сентября 1946 года, при режиссерском факультете Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского отделения балетмейстеров с четырехлетним сроком обучения, с контингентом приема на I курс — 12 человек.

Этим же приказом предусматривалось открытие с 1 сентября 1946 года при оперно-режиссерском факультете Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Рим-ского-Корсакова отделения педагогов-хореографов с трехлетним сроком обучения, с контингентом приема на I курс — 15 человек.

В Ленинграде отделение педагогов-хореографов было создано, но просуществовало оно недолго.

Кафедра хореографии Российской академии театрального искусства (ГИТИС), ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС, положившая начало первому в СССР и в мире высшему образованию балетмейстеров-постановщиков, была создана на режиссерском факультете в 1946 году. Возглавил кафедру хореографии балетмейстер и оперный режиссер ГАБТ СССР, директор и художественный руководитель Московского хореографического училища — Ростислав Владимирович Захаров. Приказ № 223 от 1 октября 1946 года свидетельствовал о том, что Захарова Ростислава Владимировича с 7 сентября 1946 года зачислили на должность ст. преподавателя и заведующего кафедрой хореографии. Деканом балетмейстерского отделения был назначен Шатин Анатолий Васильевич (приказ №138 от 15 июня 1946 г.).

К педагогической деятельности были приглашены выдающиеся мастера хореографического искусства — Леонид Лавровский, Юрий Бахрушин, Александр Цейтлин, Маргарита Васильева-Рождественская, Мария Кожухова, Марина Семенова.

16 февраля 1946 года Анатолия Васильевича Шатина назначили старшим сотрудником ГИТИСа для того, чтобы он смог подготовить необходимую документацию и организовать открытие балетмейстерского отделения, составить учебный план, подобрать педагогов, решить множество организационных вопросов.

Открытию же балетмейстерского отделения предшествовало множество дискуссий и совещаний, проводившихся ГУУЗом с участием деятелей хореографии.

Судьба вновь открывавшегося отделения вызывала живейший интерес со стороны специалистов, и совещания по этому поводу проходили в спорах и в атмосфере высокой активности всех участников.

Были высказаны самые различные точки зрения по многим вопросам, касающимся организации и режима его работы, сроков обучения, учебного плана и базы.

По последнему вопросу существовали следующие две основные точки зрения: согласно одной из них, отделение должно быть самостоятельным учебным заведением; согласно другой — целесообразней открывать новое отделение на базе устойчивого

вуза, имеющего большой опыт подготовки кадров различных специальностей. Таким именно вузом и являлся тогда ГИТИС им. А. В. Луначарского в Москве.

Приказом Главного управления учебных заведений Комитета по делам искусств при СНК СССР за № 33 от 17 января 1946 года директору ГИТИСа тов. Мокульскому С. С. было предложено открыть балетмейстерское отделение с 1 сентября 1946 года.

В то время ГИТИС представлял собой мощный театральный вуз с первоклассным профессорско-преподавательским составом, громадным опытом учебной и идейно-воспитательной работы.

Для занятия со студентами-балетмейстерами институт выделил лучших профессоров и преподавателей из числа работающих в нем.

Всеобщую историю преподавал Теорию, историю музыки и фортепиано Мастерство актера

Историю западноевропейской литературы Историю западноевропейского театра

Историю изобразительного искусства Технику сцены

A. Д. Шипов Л. А. Авербух Г. П. Гурьев С. Р. Брахман

B. В. Головня и Г. Н. Бояджиев

A. И. Замятина

B. Н. Мюллер

Для занятий по специальным дисциплинам были пригла шены следующие специалисты: Искусство балетмейстера Классический танец

Народно-характерный танец Исторический танец

Р. В. Захаров Н. И. Тарасов и М. А. Кожухова И. А. Моисеев и

A. В. Кузнецов М. В. Васильева и Э. Д. Васильева

B. П. Ивинг А. В. Шатин

Истории балета Балетмейстерская практика Деканом балетмейстерского отделения был назначен А. В. Шатин.

Приход этих мастеров сделал возможным успешное решение ряда сложных вопросов, вставших на пути открытия отделения.

Балетмейстерское отделение как совершенно новое специальное учебное заведение было новым не только в системе института, но и в искусстве мировой хореографии, оно должно было начинать свою деятельность не с использования опыта, а с установления своих собственных методов и традиций.

Для плодотворной работы отделения нужно было выработать правильную систему приемных испытаний с тем, чтобы отобрать полноценных кандидатов.

В правила приема вошли следующие принципиальные положения:

1. Балетмейстерское отделение должно было готовить специалистов с высшим хореографическим образованием. Окончившие балетмейстерское отделение получали квалификацию балетмейстера-постановщика театров оперы и балета.

2. На балетмейстерское отделение принимались лица обоего пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющие общее образование в объеме полной средней школы, специальное — в объеме хореографического училища и стаж работы в оперно-балетном театре не менее 2-х лет.

3. Поступающие на балетмейстерское отделение сдавали приемные экзамены по специальности: классический танец, народно-сценический и исторический танец, музыкальная грамота и фортепиано.

Кроме того, абитуриенты обязаны были сочинить импровизацию на заданную тему и уметь поставить танцевальную композицию с исполнителями, что являлось главным испытанием при поступлении.

Поступающие должны были пройти собеседование, позволяющее выяснить наличие творческих данных, необходимых для балетмейстерской практики, а также их знакомство с главнейшими этапами развития балета и творческой практикой современного балетного театра.

4. Лица, не выдержавшие экзамены по специальности, к дальнейшим экзаменами не допускались.

Устанавливались вступительные экзамены по следующим общеобразовательным предметам:

а) Конституции СССР;

б) Истории СССР;

в) Русскому языку и литературе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разработанная система приемных испытаний была направлена на:

— проверку фактической профессиональной подготовки будущих студентов;

— одаренности для занятий балетмейстерским искусством как профессией;

— определение общего культурного и образовательного уровня.

Эта система приемных экзаменов оправдала себя, так как давала довольно полное и ясное представление о поступающих. Испытания были организованы последовательно и целенаправленно.

Особенно важны были для будущих студентов такие экзамены, как письменная работа по созданию либретто балетного спектакля и практическая постановка хореографических композиций.

Все это выявляло, кем являлись до института абитуриенты и какова была их специальная подготовка.

Как правило, к приемным экзаменам на балетмейстерское отделение допускались танцовщики или танцовщицы, отобранные на местах и командированные республиканскими министерствами культуры как специалисты, положительно зарекомендовавшие себя в театре. Чаще всего это были артисты балета, стремящиеся к балетмейстерской практике.

Но в тот, самый первый прием, пришедшие на приемные экзамены представляли собой пестрый состав, как по возрасту, так и по подготовке. Было выявлено большое количество абитуриентов, не имеющих права на поступление в институт, так как у них отсутствовало специальное образование в объеме среднего учебного заведения.

К экзаменам было допущено 20 человек, из них выдержали испытания 11. Кроме того, с 4-го курса актерского факультета был переведен студент Г.А. Настюков. Таким образом, отделение было укомплектовано.

Учебный процесс 1-го семестра начинался с опозданием. Лишь 17 сентября студенты первый раз встретились с преподавателями: отсутствовало собственное помещение, и, главное, не

был урегулирован вопрос аренды помещения хореографического училища. Начавшиеся занятия опять прекратились из-за отсутствия помещений и были возобновлены лишь во 2-м семестре.

Отсутствие помещений резко тормозило учебный процесс и в дальнейшем. Это постоянно давало себя чувствовать.

Как уже упоминалось, согласно приказа Министерства высшего образования СССР за № 100 от 18/У-1946 года на балетмейстерском отделении была организована кафедра хореографии.

В учебном плане предусматривались такие дисциплины, как:

— мастерство балетмейстера;

— классический танец;

— исторический танец;

— народно-характерный танец;

— дуэтно-классический танец;

— мастерство балетного артиста.

Руководство кафедрой было поручено балетмейстеру Большого театра Союза ССР Ростиславу Владимировичу Захарову.

Поддержали идею создания кафедры такие мастера драматического и балетного театра, как Ю. Завадский, Е. Гельцер, В. Тихомиров, В. Кригер, Ю. Файер.

Кафедра направила все свои усилия на создание творческой системы занятий, которые обеспечили бы студентам полное развитие их способностей.

В качестве ведущего принципа был взят принцип преемственности всего лучшего, что было накоплено всем развитием балетного театра. Нужно было определить не только количество изучаемых предметов, но и установить более точное их содержание, объем, соподчиненность и взаимосвязь друг с другом.

Нужно было также выработать методику преподавания специальных дисциплин, выстроить научную систему балетмейстерского образования, отвечающую требованиям современности.

Круг предметов, которые нужно было знать будущему балетмейстеру предусматривал 33 наименования.

В основном контуры первоначального учебного плана и сегодняшнего совпадают. Потребовалось разбить изучаемый материал по циклам:

Общественные науки;

Специальные дисциплины;

Общеобразовательные дисциплины;

Факультативные дисциплины.

Но внутри этих циклов произошли заметные изменения. Так, в разделе общественных наук вместо всеобщей истории было введено изучение политической экономии.

Три предмета: основы режиссерского творчества, мастерство актера и теория драмы слиты были в один: «основы режиссуры и мастерства актера».

Такие предметы, как классический танец, народный танец, исторический танец, стали носить название: «Композиция классического танца», «Композиция народно-сценического танца», «Композиция историко-бытового танца». Такой подход к учебному процессу отражал внутренние качественные изменения всех предметов. Педагоги, ведущие специальные дисциплины, работали над тем, чтобы приблизить предмет ближе к будущей профессии. Само название, например, «Композиция народного танца», как бы подчеркивало, что здесь не только должны были изучаться движения народных танцев, но студенты должны были учиться строить из отдельных движений композиции, овладевать умением сочинять народные танцы, народные сцены в балете.

Из факультативных дисциплин ушли такие предметы, как психология, анатомия и физиология человека, рисунок. Вместо них появились два предмета — основы атеизма и этика. Психология, анатомия и рисунок также балетмейстеру нужны, поэтому позже они были включены в Учебный план, но не изменив своего названия, они претерпели глубокие качественные изменения внутри себя. Весь коллектив педагогов работал над поиском наиболее правильной методики преподавания.

Нужно отметить, что с первых же шагов балетмейстерское отделение ГИТИСа устанавливало связь с другим учебным заведением, родственным ему, — с Хореографическим училищем ГАБТ СССР. Важное значение приобретал заключенный между Хореографическим училищем и ГИТИСом договор от 10/1Х-46 г. о предоставлении в аренду помещений Училища для занятий балетмейстерского отделения. Эта закрепленная договором организационная связь предполагала и установление творческих связей.

Будущие балерины и танцовщики принимали участие в учебных постановках будущих балетмейстеров.

Балетмейстеры получали возможность привлекать профессионально готовых к работе.

Учащиеся в свою очередь получали возможность попробовать свои силы в оригинальных сочинениях молодых балетмейстеров.

На экзаменах и зачетах балетмейстерского отделения принимали участие ученики хореографического училища и известные артисты балета: Е. Максимова, В. Васильев, А. Хмельницкий, А. Лавренюк, В. Бокадора, А. Власов, А. Плисецкий, Б. Халиулов, Н. Сорокина, Ю. Жданов, Л. Жданов, А. Кузнецов, Л. Чадарайн, Е. Рябинкина, А. Щербинкина, М. Кондратьева, О. Тарасова, Н. Касаткина, В. Василёв, Э. Власова, В. Решетников, Ю. Тре-пыхалин и др.

В 1951 году значительным событием в жизни балетмейстерского отделения стал первый выпуск балетмейстеров с высшим образованием. Их было 13 человек. Художественный руководитель — Р. В. Захаров.

В следующем году было выпущено еще 10 человек, художественный руководитель — Р. В. Захаров.

В 1953 году состоялся третий выпуск — 15 человек. Художественный руководитель курса — Л. М. Лавровский.

IV выпуск состоялся в 1955 году — 15 человек. Художественный руководитель — А. В. Шатин.

Было важным и то обстоятельство, что окончившие балетмейстерское отделение могли защитить свою дипломную работу в течение 5 лет после окончания института, поставив свой дипломный спектакль, и только тогда получить диплом. Поэтому после окончания в 1951 году получили диплом только 11 человек. Среди первых выпускников Р. В. Захарова следующие: Пяри Виктор Гансович, Смирнов Игорь Валентинович, Литвинова Тамара Григорьевна, Азимова Азиза, Валамат-Задэ Гафар Рустамович, Кобзева Анна Федоровна, Настюков Георгий Андреевич, Раманова Тамара Евгень-вна, Отс Санта Альфредовна, Чанга Евгений Янович, Гогол Ежи.

В 1952 году закончили институт и получили диплом после постановки дипломного спектакля:

Гривицкас Витацтас, Абиров Даурен, Успенская Валентина Алексеевна, Карпович Иван Андреевич, Кудашева Татьяна Николаевна, Удальцов Дмитрий Александрович.

В 1953 году:

Мачерет Елена Александровна, Брунак-Караченцева Янина Евгеньевна, Одикадзе Гиви Александрович, Перова Эдалия Петровна, Халаева Илиада Морхозовна, Зорина Ольга Георгиевна, Шульгина Алла Николаевна.

В 1954 году:

Кираджиева Нина (Надежда) Николаевна, Сапарова Кира Дмитриевна, Дятлов Эрик Эрихович, Израилов Танхо Селино-вич, Ястребов Юрий Иванович.

В 1955 году:

Гурболикова Луиза Васильевна, Семеновская Нина Алексеевна, Заславский Михаил Самойлович, Кошурникова Кира Васильевна, Чичинадзе Алексей Виссарионович, Серебровская Любовь Александровна, Приеде Бруно Янович, Митряшкина Нина Викторовна.

В 1956 году:

Ушакова-Гришина Нина Георгиевна, Дадашкилиани Отар Михайлович, Бордзилевская Людмила Аркадьевна, Янкин Александр Иванович, Гонсалес Виолетта, Родионова (Биняс) Александра Григорьевна, Образцова Тамара Петровна, Чихладзе Людмила Александровна, Таланкина Лиля Михайловна, Байда-влетов Шаймухамед Байдавлетович.

В 1957 году:

Марку Василе, Анлен Леон, Баркоци Шандор, Тауб Марта Габриелла.

В 1958 году:

Мадемилова Кульбаба, Корыцкий Збигнев, Урсяну Матильда, Воскресенская Людмила Владимировна, Абрашев Георги Влайков.

В 1959 году:

Богданов Василий Федорович, Хомяков Василий Сергеевич, Газиев Марат Мусеевич, Преотяса Марилена, Друлле Эльга Петровна, Варламов Алексей Алексеевич, Селилеи Скендер, Лапаури Александр Александрович, Авалиани Ной Иванович.

В 1960 году:

Лхасурен Далхжавын, Гынкова Либуша (гр. Чехословакии).

В 1961 году:

Изян Изу Уй (КНР), Блаженка Иржи (ЧСР), Мазалова-Блажкова Ружена (ЧСР), Стефанова Стефна Иорданов (НРБ), Гудавичус Иозас Миколо, Каначи Панета (гр. Албании), Кыз Гаит Худа Кули Кызы, Лазарева Мария Николаевна, Георг Ште-фан (Румыния).

В 1962 году:

Беркут Михаил Шлемович, Шишкин Герман Николаевич, Галанцева Ирина Антоновна, Корягин Николай Николаевич, Левина Ирина Рувимовна.

В 1963 году:

Мохотчунова Александра Николаевна, Мнацакян Марк Макарович, Балжиням Жамьяндагв (МНР), Генералова Ираида Сергеевна.

В 1964 году:

Аюханов Булат Газизович, Журкина Дина Газизовна.

В 1965 году:

Бокадоро Вера (гр. Франции), Мурдмаа Май Эстер Оскаровна, Наваева Валентина Феоктистовна, Юсупов Ибрагим, Дусметов Рахим-Тахир Курбанович.

В 1966 году:

Шикеро Анатолий Федорович, Хутыз Рахмет Шумафевну, Арнаудова Маргарита Димитрова (НРБ).

В 1967 году:

Губжоков Булат Мухамедович, Муминов Акбар, Нянина Людмила Николаевна, Батубаева Алевтина Георгиевна, Танн Эркки Хейнрихович.

В 1968 году:

Батубаева Алла Георгиевна, Гороховников Герман Сергеевич, Есаулов Игорь Григорьевич, Михайлова Ирина Дмитриевна, Шамова Сара Сарыбаевна, Жданов Юрий Тимофеевич, Батор Лхасурен, Чалхоажов Дежид, Бурханов Сулейман Фатахович, Паскал Георгий Иванович, Акимова Зулейка Исахоровна, Виноградов Олег Михайлович

В 1969 году:

Иванова Павлина Константиновна (гр. НРБ), Мартиросян Максим Саакович, Арипова Дина Марковна, Усин Ельдос Аши-мович, Гочосурен Лувсаншаров (гр. МНР), Бойцова (Канукова) Людмила Михайловна, Глегольский Андрей Генрихович, Элим-

баев Тапа Хамидовна, Варзиев Хаджисмал Петрович, Федорова Галина Саргаевна.

В 1970 году:

Брунов Леон Янович, Пахомова Людмила Алексеевна, Ша-влохов М.М., Бебий Эдуард Вахайдович, Хараев Валерий Антонович.

В1971 году:

Набиев Юрий Азизович, Гутьерес Елена (Чехия), Косаев Тошли, Федорова Людмила Николаевна, Балдир Дэлэгдорж.

В 1972 году:

Нефедова Наталия Ильинична, Миллер Хана (ПНР), Павлов Олег Николаевич, Нгуен Тхи Хиен (ДРВ), Махайни Ахмед Рами (САР), Базилевская Наталия Михайловна, Бочарова Вера Владимировна, Бурханов Музафар Асмаевич, Понамарева Алла Иосифовна, Разноглядов Владислав Павлович, Колесников Александр Алексеевич, Рахимов Ахмед, Катюшина Наталья Васильевна, Гор-лина Инна Григорьевна, Пребил Жарко (гр. Югославии).

В 1973 году:

Рослов Леонид Викторович, Лжамсурэнгийн Болд (МНР), Чан Фу (ДРВ), Тевс Клаус (ГДР), Исакова Лариса Васильевна, Шевелева Алла Георгиевна, Малхасянц Геннадий Гараевич, Зей-тер Саид (Сирия), Руссу Константин Николаевич, Кравченко Татьяна Викторовна.

В 1974 году:

Попов Алексей Андреевич, Эзм Фахми Магда (АРЕ), Усма-нов Владимир Александрович, Чан Динь Куй (ДРВ), Кавац Зоя Евгеньевна, Фролова (Немирович-Данченко) Любовь Александровна, Халиулов Борис Шарифович, Надия Юзеф Абдель Малек (АРЕ), Райкова Тамара Ивановна, Суве Энн Вильгельмо-вич, Кодешева Татьяна (ЧССР).

В 1975 году:

Султанов Рустам, Бурханов Салмас Шукурович, Умаров Му-заффар Фахтулла, Хасан-Ахун Нур Якубович, Харченко Виктор Степанович.

В 1976 году:

Абидов Анатолий Ауэсович, Бутримович Виталий Николаевич, Рибачайскайте Ирена-Гражина Генриховна, Соковикова Наталья Викторовна, Папко Юрий Викторович, Иващенко Вла-

димир Федорович, До Минь Тьен, Рубинская Галина Николаевна, Бедычев Анатолий Игнатьевич, Дагаева Ирина Михайловна, Тажирова Людмила Борисовна, До Минь Кхум (СРВ), Цонева Наталия Цоневна (НРБ), Яшугин Юрий Николаевич, Агатова Мэри Залматовна.

В 1977 году:

Ключарева Елена Викторовна, Петров Андрей Борисович, Байдаралин Жанат Куребаевич, Нгуен Нью Бинь (СРВ), Азама-това Сталина Азимовна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1978 году:

Каныгин Игорь Николаевич, Брянцев Дмитрий Александрович, Егоров Олег Павлович, Цуруев Руслан Баудинович, Сидоров Юрий Николаевич, Петрова Татьяна Константиновна. В 1979 году:

Магдалена Родригес Киханов (гр. Колумбии), Касаткин Георгий Георгиевич, Сторожков (Танин) Борис Васильевич, Радюк Анатолий Семенович, То Нгует Нга (СРВ), Нэгаш Абду (гр. Эфиопии), Лавровский Михаил Леонидович.

В 1980 году:

Мягков Борис Иванович, Буланов Владимир Николаевич, Соболев Владимир Георгиевич, Суворова Марина Николаевна, Хван Ден Ук, Лукашова Ираида Ивановна (балетмейстер-репетитор), Скрынчик Татьяна Николаевна, Салов Сергей Сергеевич (балетмейстер-репетитор), Тоборко Наталия Михайловна (балетмейстер-репетитор), Петровска Катя Веселиновна (гр. НРБ) (балетмейстер-репетитор), Закалинский Алексей Григорьевич, Голенецкая Татьяна Александровна, Хакулова Роза Талиевна, Ниязов Керим Берды Оразович.

В 1981 году:

Куприянов Станислав Михайлович, Клейменов Василий Алексеевич, Лиепа Марис Рудольф Эдуардович, Насиров Кахра-ман Хамдулла Оглы, Малышева Лариса Михайловна, Ульянов Владимир Николаевич, Ульянова Наталья Михайловна, Муми-нов Кадыр Ташкинович, Тришина Наталья Леонидовна.

В 1982 году:

Козлов Валентин Николаевич, Гаченко Виктор Михайлович, Васильев Владимир Викторович.

В 1983 году:

Дангак Вячеслав Октябрьевич, Ибатуллин Рафаэль Гиниято-вич, Ибатуллин Ренад Гиниятович, Абрамов Геннадий Михайлович, Недашковская Нина Борисовна, Гэлэгжамц Амгаа (гр. МНР).

В 1984 году:

Кисляров Михаил Степанович, Барановский Борис Евгеньевич, Ковтун Валерий Петрович, Баишев Геннадий Семенович, Болдонова Эльвира Юрьевна, Галстян Вилен Шмавонович, Ву Вьет Кунгу (гр. СРВ).

В 1985 году:

Воскресенская Светлана Владимировна, Соколов Александр Николаевич, Федотов Вадим Павлович, Балган Батжаргал (гр. МНР), Гурнова Светлана Валерьевна, Хярм Тийт Эвальдо-вич, Майрова Александра Генриховна, Федянин Владимир Семенович, Буй Тхи Минь (гр. СРВ), Нгуен Ван Тхинь (гр. СРВ), Желка Колева Желева (гр. НРБ), Пузаков Юрий Викторович.

В 1984 году бессменный руководитель кафедры хореографии, народный артист СССР, доктор искусствоведения, профессор Ростислав Владимирович Захаров ушел из жизни.

Его ученики получили дипломы ГИТИСа в 1986 году:

приема с 1977 по 1982 год:

Колюбакина Ирина Алексеевна, Ширяев Виктор Михайлович, Дементьева Анна Николаевна, Кузнецов Владимир Владимирович (балетмейстер бального танца);

Воложинская Ольга Альгирдовна (балетмейстер фигурного катания), Деплер Ирина Михайловна, Попов Станислав Григорьевич (балетмейстер бального танца), Попова Людмила Ильинична (балетмейстер бального танца), Семьянов Алексей Федорович.

Балетмейстеры бального танца:

Андрюкин Владимир Михайлович, Андрюкина Ольга Владимировна, Чеботарев Петр Владимирович, Чеботарева Алла Олеговна, Кизирян Альберт Рубенович (балетмейстер фигурного катания), Гаранина Елена Анатольевна (балетмейстер фигурного катания), Локай Ирина Владимировна (балетмейстер фигурного катания), Михеев Юрий Валерьевич (балетмейстер фигурного катания), Сухов Валерий Викторович (балетмейстер фигурного катания), Белоусов Бруно Борисович (балетмейстер бального танца).

Список литературы

Пиотровский А. Театральное учение Радлова // Жизнь искусства. 1922. № 27; Театральная энциклопедия. М., 1965. Т. IV.

Реорганизация ГПИХ // Зрелища. 1923. № 42.

Смолянская Н. У истоков высшего хореографического образования // Советский балет. М., 1985. № 6.

СурицЕ. Я. Ст. (ГАХИ), энциклопедия «Русский балет». М., 1997.

Театральная энциклопедия. М., 1964. Т. III. С. 483. Ст. Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского.

Театральная энциклопедия. Т. III. Ст. Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского.

Хроника искусств // Новый зритель. 1924. № 1.

ЦГАЛИ, ф. 941, оп. 1, ед. хр. 8, л. 133.

Энциклопедия «Балет». М., 1981. С. 322—323. Ст.: Лопухов Федор Васильевич, автор — Г. Н. Добровольская. С. 310. Ст. Ленинградское хореографическое училище, автор — О. И. Маевская.

Энциклопедия «Балет». С. 87. Ст.: Красовская В. М. Бурмейстер В. П. С. 563; Ст.: Шлуглейт Г. М. Холфин Н. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.